ванного обучения можно предложить применять такие технологии, как:
- проектирование (стенгазета, коллаж, реферат, концертный номер, сценка);
- самостоятельное чтение материалов по профессиональной тематике с последующим осмыслением и обобщением в выступлении;
- деловые и ролевые игры, имитирующие различные виды устного общения;
- разработка и применение материалов для подготовки к письменному деловому общению.
Таким образом, применение идеи автономии в рамках личностно ориентированного подхода в обучении деловому иностранному языку на неязыковом факультете может содействовать повышению качества подготовки в системе непрерывного образования, помочь студентам самостоятельно совершенствовать свой уровень в различных си-
туациях и применять знания в реальной межкультурной коммуникации. Это станет серьезным вкладом в претворение в жизнь Болонских решений.
Литература
1. Bologna Process Official Seminar/Constructing Paths to Staff Mobility in the European Higher Education Area: from Individual to Institutional Responsibility/Study for Education International by Conor Cradden.
2. Обучение и карьера, февраль 2008.
3. Джарвис Д. К. Система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в российском высшем образовании // Преподаватель. XXI век. - 2004. -№ 1.
4. Московский университет. - № 1. - Январь 2008 г.
5. Lernerautonomie und Fremdsprachenunterricht. Hrsg. Barkowski H., Funk H. Berlin, 2004.
УДК 37.013 ББК 22.3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
М.Л. Груздева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Н. Новгород, (831) 295-26-46
В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры студентов экономических специальностей в вузе.
Ключевые слова: информационная культура, студенты экономических специальностей, критерии и уровни информационной культуры.
THEORETICAL BASES AND PRACTICAL REALIZATION OF THE INFORMATION CULTURE OF STUDENTS
OF ECONOMIC SPECIALITIES FORMATION
Gruzdeva M.L.
The problem of molding of the information culture of the students of economic specialties in higher educational institutes is examined in article.
Keywords: information culture, students of economic specialities, criteria and levels of information culture.
требуется формирование самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной к решению возникающих производственных и социальных проблем, обладающей высоким уровнем информационной культуры.
В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки будущих специалистов в условиях информатизации общества, формирование у них информационной культуры как базового личностного качества.
В своем исследовании мы остановились на понимании информационной культуры специалиста как результата направленного процесса информационной подготовки личности к профессиональной деятельности. Информационную культуру следует рассматривать как уровневую, разви-ваюшую во времени характеристику личности [1].
На личностном уровне информационная культура включается в общую структуру личности наряду с культурой интеллектуальной, политической или мировоззренческой, эстетической, нравственной, коммуникативной. Ее формированию должна способствовать специально ориентированная система культурологического образования. Особенно важной эта задача представляется по отношению к специалистам, для которых компоненты информационной культуры определяют профессиональную компетентность.
На профессиональном уровне информационная культу-
ной деятельности (аксиологический подход); предпосылка, цель, способ, инструмент профессиональной деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (деятельностный подход); концентрированное выражение личности специалиста (личностный подход).
По нашему мнению, инвариантный состав компонентов информационной культуры специалиста включает:
• когнитивный компонент, который характеризует уровень развития информационного стиля мышления, творческого потенциала специалиста, предполагает наличие у него целостных знаний и представлений об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и идентификацию границ своих возможностей в осуществлении информационной деятельности;
• содержательный компонент, который определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в деятельности специалиста. Содержательный компонент проявляется во владении средствами и продуктивными способами информационной деятельности для решения профессиональных задач; методами профессиональной коммуникации, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде;
• коммуникативный компонент, который включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникационных системах в условиях взаи-
модействия человека, компьютера и информационной среды, представления об этике и такте в информационной среде;
• рефлексивный компонент, который представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком.
Развитие информационного общества требует новых подходов к подготовке специалистов всех направлений в вузах и, конечно, это актуально для специалистов экономического профиля. В Волжском государственном инженерно-педагогическом университете подготовка экономистов ведется по нескольким специальностям: «Страхование, финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Процесс формирования основ информационной культуры экономистов реализовывался в едином комплексе задач: анализ государственного и социального заказа, определение сущности и структуры информационной культуры экономиста, определение межпредметных взаимосвязей предметных дисциплин, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу по проблемам информатизации учебной и профессиональной деятельности, обучение информационных технологиям, активизация сотрудничества педагогов и студентов в процессе обучения, ориентированного на формирование основ информационной культуры экономистов, использование информационных знаний на уровне собственной мировоззренческой позиции.
Для эффективности качества процесса формирования информационной культуры были изучены: опыт подготовки экономистов в ряде отечественных и зарубежных вузов,
государственный стандарт подготовки специалистов экономических специальностей проведены беседы со студентами и преподавателями на предмет понимания сущности понятия «информационная культура экономиста». На основе анализа и синтеза полученных теоретико-методологических знаний автором была разработана структурно-функциональная модель процесса формирования информационной культуры специалистов экономического направления, реализация которой предполагает единство цели, задач, содержания, методов и форм информационной подготовки специалистов в вузе.
Технология реализации структурно-функциональной модели формирования информационной культуры специалистов экономического направления предполагала программу ее внедрения, отражающую процесс целенаправленного преобразования или формирования свойств, связей и отношений этого явления с другими, поэтапное формирование информационной культуры, выработку основных средств, методов, приемов, форм, выделение промежуточных целей, рассмотрение пространственной и временной расположенности операций.
В зависимости от специальности выбирались методы обучения, соответствующие цели обучения: модульное обучение в сотрудничестве (cooperative learning), метод проектов, разноуровневое обучение, моделирование профессиональной ситуации. Степень проявления в учебной ситуации личностных свойств (ответственности, рефлексии, творческой самореализации и др.) служит критерием перехода от низкого уровня информационной культуры к более высоким.
Сформированность информационной культуры студентов экономических специальностей определялась нами по следующим критериям:
Таблица 1
Критерии Показатели
Когнитивный Знание законов функционирования информации в обществе. Понимание сущности происходящих информационных преобразований. Понимание своего места и своих задач в формирующемся информационном обществе. Знание авторов наиболее значимых для отрасли идей, владение определенным перечнем их произведений (знание названия, содержания и значения основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторских концепций и т.п.). Знание содержания конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т.п.). Умение, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели.
Содержательный Умение на научной основе организовать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности. Умение использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и других современных информационных технологий. Умение строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, понимать сущность информационного моделирования. Умение упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания. Знание способов представления экономической информации.
Коммуникативный Умение пользоваться автоматизированными информационными системами - системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах телекоммуникации; успешно пользоваться такими ресурсами, как международные информационные сети, мировой банк данных, осуществлять выбор нужной базы данных из всех существующих, проводить
автоматизированный анализ данных.
Рефлексивный Умение предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы.
Описанные выше критерии сформированное™ информационной культуры у студентов экономических специальностей позволили дифференцировать студентов на уровневые группы (низкий, средний, высокий уровни).
Студентам низкого уровня информационной культуры свойственны: формальное принятие знаний; стереотипность мышления; произведение учебных действий по образцу; низкий познавательный интерес; пассивность в ситуациях информационного взаимодействия (информационное взаимодействие - процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них).
Средний уровень информационной культуры характеризуется осознанным освоением знаний, самостоятельностью суждений, решением поставленных задач различными способами, заинтересованностью в получении информационных знаний и умений.
Студенты с высоким уровнем информационной куль-
При изучении каждого модуля происходит формирование элементов информационной культуры и переход студентов с одного уровня на другой. Это связано с тем, что формирование информационной культуры происходит непрерывно, и комплекс знаний, умений и навыков каждого уровня приобретается при изучении различных тем на протяжении всего обучения. О сформированности того или иного компонента каждого уровня по конкретному модулю можно судить только по окончании его изучения. Для этой цели были разработаны тестовые и практические задания, анкеты и др.
Для оценки когнитивного компонента нами были разработаны анкеты и тестовые задания, направленные на определение уровня развития информационного стиля мышления, творческого потенциала студента. Например, было предложено найти в Интернет закон РФ "Об инфор-
туры отличаются способностью анализировать усвоение знаний, гибкостью мышления, творческим стилем информационной деятельности.
В рамках внедрения модели формирования информационной культуры специалистов экономического направления нами предлагается ввести дифференцированное обучение студентов разных специальностей в контексте их профессиональной деятельности. Дифференциация обучения обеспечивается введением нескольких модульных планов с разными целями обучения и разными материалами. Выбор модулей был обусловлен текущим развитием информационных технологий как в целом, так и в предметных областях тех специальностей, студенты которых принимали участие в эксперименте.
Компонентный состав модульной системы практического обучения информатике с целью формирования информационной культуры специалистов экономического направления представлен в таблице 2.
Таблица 2
мации, информатизации и защите информации" и выделить определения понятий "Информация" "Информатизация " и "Информационные процессы".
Для оценки содержательного компонента нами были разработаны контрольно-измерительные материалы, направленные на определение уровня усвоения студентами содержания учебного материала по дисциплинам информационного цикла.
Для оценки коммуникативного компонента нами были разработаны контрольно-измерительные материалы, направленные на определение уровня усвоения студентами принципов и правил поведения личности в информационных и коммуникационных системах: понимание и знание информационной безопасности, знание поисковых систем и умение построения поисковых запросов и т.п.
Для оценки рефлексивного компонента нами были разработаны контрольно-измерительные материалы,
№ модуля Специальность подготовки Название модуля
«Страхование, финансы и кредит» «Менеджмент организации» «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
1. Технологии обработки текстовой информации (на примере Microsoft Word)
2. Технологии работы с электронными таблицами (на примере Microsoft Excel)
3. Технологии работы с базами данных (на примере Microsoft Access)
4. Справочные правовые системы (на примере «КонсультантПлюс», «Гарант», «Декларант»)
5. Современные технологии страховой деятельности (на примере Oracle, Developer) Современные технологии управления предприятиями (на примере Project Expert, «1С: Предприятие») Современные технологии бухгалтерского учета и расчета заработной платы с помощью инф. техн. (на примере «Парус», «1С: Бухгалтерия»)
6. Технологии работы с системами поддержки принятия решений (на примере Microsoft Excel, Oracle Express OLAP) Технологии работы с системами поддержки принятия решений (на примере Microsoft Excel, QUATTRO PRO) Технологии работы со справочными системами (на примере БСС «Система Главбух»)
7. Сетевые компьютерные технологии
направленные на определение уровня развития самосознания и ценностных ориентаций студента. Оценка производилась на основании: а) качества выполненной работы; б) способа выполнения работы; в) прогнозирования будущей деятельности.
В ходе эксперимента была проанализирована степень развития уровней информационной культуры экономистов (специальностей «Страхование, финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Наиболее высокими показателями каждого уровня информационной культуры отличаются студенты специальности «Страхование, финансы и кредит», затем идут студенты специальности «Бухгалтерский учет, ана-
лиз и аудит», и самые низкие показатели зафиксированыу студентов специальности «Менеджмент организации». Это объясняется тем, что во ВГИПУ, где проходил эксперимент, студенты специальности «Страхование, финансы и кредит» имеют более высокую успеваемость по сравнению со студентами остальных экономических специальностей вследствие того, что на вступительных экзаменах проходной балл на эту специальность выше, чем на другие.
В ходе эксперимента также отслеживалась динамика изменения уровня информационной культуры студентов по каждой специальности. Результаты обобщены в виде таблиц и диаграмм.
Рис.1. Динамика сформированности информационной Диаграммы наглядно демонстрируют, что у студентов каждой специальности наиболее сформированными являются низкий и средний уровни информационной культуры и менее всего - высокий уровень. Это объясняется тем, что знания, умения и навыки первых двух уровней носят обобщенный характер и могут использоваться в повседневной, неспецифической деятельности. Именно их применяет студент экономических специальностей и в своей учебной деятельности, и после окончания вуза. Знания, умения и навыки высокого уровня привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе - к дисциплинам, формирующим его основы. «На становление профессионального (высокого) уровня информационной культуры влияет ряд факторов, не зависящих от преподавания информатики. Это отношение студента к его будущей профессии, успешность изучения специальных дисциплин, потребность в максимальном использовании изучаемых программ в своей учебной деятельности и во время производственной практики» [2]. Знания, умения и навыки высокого уровня отличаются большей сложностью, носят межпредметный характер и обусловлены свойствами мышления студента, такими как способность к
культуры студентов экономических специальностей анализу и синтезу, к абстрагированию и т.д.
Формирование информационной культуры человека происходит в течение всей жизни. Это сложный, многоплановый, поэтапный процесс информационной подготовки, имеющий различные уровни развития: от первоначального знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности.
Целью информационной подготовки в вузах является формирование у специалиста тех основ информационной культуры, которые в будущем послужат фундаментом всей его профессиональной культуры в целом.
Литература
1. Густов П.В. Информационная культура как компонент профессиональной культуры специалистов научно-технической сферы / История. Философия. Культурология. Педагогика: Сб. трудов аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.
2. Кленина В.И. Формирование основ информационной культуры экономистов в условиях вуза / Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Москва: РГСУ, 2008.
УДК 372.853 ББК 74.200
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
А.Х. Суербаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей физики и МПФ Оренбургского государственного педагогического университета, (3532)99-21-22
Процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования сопровождается изменениями в функциях учреждений дополнительного образования. Одно из главных направлений развития дополнительного образования связано с углублением профилированности.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная функция, независимая работа.
SOME PECULIARITIES OF ADDITIONAL EDUCATION FORMATION IN RUSSIA
Suerbaev A.Kh.
The process of non-school institutions transformation into additional education system is accompanied by changes in formation functions of such education. One of the most important directions in additional education development is connected with profile enlargement.