Научная статья на тему 'Значение информационной культуры для социализации личности'

Значение информационной культуры для социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / INFORMATION SOCIETY / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / GENERAL CULTURE / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ / INFORMATION BARRIERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Евгения Олеговна

В статье излагаются взгляды автора на необходимость наличия у членов современного общества для их успешной социализации сформированной информационной культуры как части общей культуры. Описывается важность высокоразвитой информационной культуры у преподавателей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF INFORMATION CULTURE IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

The article presents the authors views as regards the importance of information culture for members of modern society, which should be part and parcel of their general cultural background. In particular, the article stresses the importance of a high level of information literacy for teachers of institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Значение информационной культуры для социализации личности»

#

ван для вывода количества правильных ответов. Удалить значение Label для свойства Caption, щелкнуть по кнопке Проверить, откроется окно редактора VBA, в котором нужно записать программный код (см. рис. 6):

Программные педагогические средства способствуют снятию ряда методических и организационных трудностей на любом этапе и уровне получения образования и повышения квалификации. Использование их в учебном процессе демонстрирует способ перехода к новому качеству профессионального образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева Е. В. Метод структурного анализа и проектирования в обучении информатике // Университетское образование: традиции и инновации: Матер. междунар. молодеж. науч. форума: 26 янв. 2010. - Ч. II / Отв. ред. А. В. Ильина. - Ульяновск: УлГПУ, 2010. -С.365-369.

Рис. 6. Программный код кнопки «Проверить»

2. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Моногр. - М.: Госкоор-центр, 2002. - 296 с.

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

THE SIGNIFICANCE OF INFORMATION CULTURE IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

Е. О. Никитина

E. O. Nikitina

В статье излагаются взгляды автора на необходимость наличия у членов современного общества для их успешной социализации сформированной информационной культуры как части общей культуры. Описывается важность высокоразвитой информационной культуры у преподавателей высших учебных заведений.

The article presents the author's views as regards the importance of information culture for members of modern society, which should be part and parcel of their general cultural background. In particular, the article stresses the importance of a high level of information literacy for teachers of institutions of higher education.

Ключевые слова: информационная культура, информатизация общества, общая культура, новые информационные технологии, информационные барьеры.

Keywords: information culture, information society, general culture, new information technology, information barriers.

Информационный бум на рубеже ХХ-ХХ1 в. породил тенденцию становления информационного общества. Информационное общество возникает там, где главным становится управление не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом и где большинство работающих занято производством, хранением и реализацией информации, особенно ее высшей формы - знания [1]. Именно обработанная информация как знание имеет практическое значение для социума. Она изменяет общество на каждом структурном уровне его организации. Умение добывать, накапливать и

использовать информацию - условие развития социума. Информация социальна по своей природе. Социальная организация в значительной мере - это организация информации. Она становится возможной при осуществлении определенных форм обмена информацией между членами общества. Поэтому информацию можно считать элементарной функцией человеческого поведения.

Сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках, в про-

Ф

#

Рис. Задачи информационной культуры

тивном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности к изменению социальных структур. В связи с этим ожидается увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

Сложившаяся ситуация приобретает особое значение для социальных педагогов, в центре внимания которых находятся процессы социализации личности. Воздействие информационной сферы социума на личность открывает перед ними целый ряд практических и научно-исследовательских направлений, которые нельзя не учитывать при решении задач социальной педагогики. Корректировка и направленность процесса социализации личности в настоящее время должна быть связана с гуманитаризацией инфосферы как отдельного человека, так и всего общества. Формирование информационной культуры с этих позиций - главный путь социализации личности. Поэтому она является объектом все более пристального внимания ученых и специалистов разного профиля и начинает включаться в систему образования всех уровней.

По данным газеты «Известия», уровень компьютерной грамотности российских школьников за первую декаду 2000-х гг. многократно возрос, свидетельствуют опубликованные от 28 июня 2011 г. результаты международного исследования результатов учебы школьников PISA. По сравнению с началом века доля учеников, имеющих домашний компьютер, выросла вчетверо и в 2009 г. превысила 80%. Доступ в Интернет из дома к этому моменту был более чем у половины - на порядок больше, чем в 2000 г. Школы были компьютеризированы и подключены к Сети у более чем 90% участников исследования.

Согласно данным PISA, домашнюю работу на компьютерах выполняют преимущественно школьники в Иордании, Греции, Словацкой республики. В России подобной усидчивостью могут похвастаться только девочки, мальчики используют персональный компьютер преимущественно для развлечения.

Тем не менее российские школьники по сравнению с 2000 г. заметно сократили отставание в компьютерных навы-

ках от своих сверстников из стран Организации экономического сотрудничества и развития. Наши учащиеся сильно проигрывают, пожалуй, лишь в одном компоненте - подготовке электронных презентаций. Правда, ученики оценивали свой уровень владения компьютером самостоятельно.

У школьного руководства более пессимистичный взгляд на уровень компьютеризации образования. Более 60% учеников, считают российские директора, в 2009 г. не имели адекватного условиям учебы доступа к компьютерам [2].

Изменения, происходящие в настоящее время, затрагивают все общество, и рано или поздно они скажутся на жизни и деятельности каждого человека. Информационные технологии и методы оперирования информацией начинают занимать ведущие позиции среди наиболее важных социальных знаний и умений человека. Поэтому формирование информационной культуры играет такую важную роль в процессе социализации личности. Для неподготовленного человека с низким уровнем информационной культуры процессы информатизации могут отрицательным образом сказаться на их профессиональной деятельности. Оптимально реагировать на происходящие изменения может только человек со сформировавшейся информационной культурой, позволяющей адаптироваться, жить и работать в изменяющейся окружающей среде.

Информационная культура позволяет решать следующие задачи (см. рисунок).

Анализ подходов к сущности «информационной культуры» позволяет нам сформулировать информационную культуру личности как высшую ступень овладения формами, средствами и методами специальной организации интеллектуальной деятельности, связанной с поиском, сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации.

Количество составляющих ее элементов огромно. Фундаментальными с теоретико-мировоззренческой точки зрения среди них являются знание и понимание сущности фе-

Ф

номена информации, информационных явлений, закономерностей их функционирования в обществе, влияние на личность и общество; способность воспринимать и анализировать информацию, ориентироваться в информационных потоках; понимание необходимости достижения высокого уровня информированности и своего места в информационной среде. С точки зрения практических навыков и умений это способность оперирования информацией, представленной как на традиционных носителях, так и в электронной форме. Очень важным сейчас является умение специалиста работать с современной информационной техникой и технологиями, осуществлять на их основе получение, обработку, хранение и использование информации. Вместе с тем многим пользователям не знакомы даже элементарные традиционные способы работы с информацией.

Информационная культура личности закладывается и развивается главным образом людьми, призванными профессионально заниматься воспитанием подрастающего поколения. Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной культуры как важной социальной задачи. Данная задача сегодня реализуется педагогами средней и высшей школы.

Однако недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов, наличие у них информационных барьеров, отсутствие в большинстве случаев условий для индивидуализации учебно-воспитательного процесса, слабая материально-техническая база и ряд других причин препятствуют формированию необходимого и достаточного уровня информационной культуры.

Повышение уровня информационной культуры преподавателей может осуществляться следующими путями:

• подготовка преподавателей на специальных курсах «Развитие информационной культуры преподавателей»;

• изучение компьютерной техники и основ ее применения в системе методической подготовки;

• обсуждение проблем компьютеризации обучения на кафедрах;

• изучение методики применения компьютерной техники на всех видах занятий, в процессе самостоятельной работы и при проведении научных исследований;

• проведение занятий с использованием компьютеров с целью расширения кругозора преподавателей, вооружения их опытом внедрения компьютеров в учебный процесс;

• обучение преподавателей навыкам теоретического анализа проблем компьютеризации преподавания различных дисциплин;

• обучение методике разработки дидактических материалов для компьютерных обучающих программ;

• самостоятельное изучение преподавателями прикладных компьютерных программ;

• участие в научно-исследовательских работах по проблемам информатизации образования;

• издание и изучение учебно-методических пособий и материалов по проблемам компьютеризации и информатизации образовательного процесса вузов.

Необходимо отметить, что освоение информационных и коммуникационных технологий преподавателями вузов имеет свою специфику, обусловленную тем, что субъекты имеют достаточный жизненный и профессиональный опыт, обладают четко сформированными целями. Поэтому для них характерна естественная консервативность, возникают трудности в связи с отходом от знакомых, хорошо освоенных технологий и переходом к новым технологиям, еще недостаточно известным. Это сопровождается возникновением внутренних психологических барьеров в освоении и использованием новых средств и технологий, особенно связанных с кардинальными изменениями в профессиональной сфере, которые привносят информационные технологии. У преподавателей наблюдается ограниченность владения источниками информации; барьер структурирования и систематизации информации; барьер упрощения информации, неумение сделать ее доступной для учащихся; барьер установления межпредметных связей; барьер использования технических средств обучения и компьютерных технологий презентации учебной информации.

С психологической точки зрения трудность овладения информационными технологиями у преподавателей кроется в боязни контакта с новой техникой, в отсутствии у большинства педагогов положительного опыта использования компьютеров при проведении занятий по своему предмету, особенно преподавателями гуманитарных дисциплин.

Дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых знаний, умений и методических навыков, отсутствие должного количества современной компьютерной техники, возрастание временных затрат на подготовку к занятиям невольно формируют у отдельных преподавателей определенные предубеждения, своеобразный психологический барьер в сознании, сдерживающий положительную мотивацию к использованию технических средств обучения.

Причина этого явления кроется не в отдельных преподавателях, а в отсутствии глубокой теории, методологии, научно обоснованной концепции информатизации образовательного процесса, одним из направлений которой должно стать постоянное и целенаправленное повышение уровня информационной культуры педагога. Однако важно учитывать, что для преодоления информационных барьеров недостаточно провести специальные курсы по формированию информационной культуры. Преподаватели должны видеть преимущества использования информационных технологий в образовательном процессе. Преподаватели, привыкшие работать «по старинке» и не ощущающие потребности в изучении новых веяний по информатизации общества, должны быть мотивированы к этому.

Необходимо поднять уровень значимости информатизации образования с помощью обсуждения проблем компьютеризации обучения на кафедрах, поощрения участия в научно-исследовательских работах по проблемам информатизации образования, а также издания и изучения учебно-методических пособий и материалов по про-

$

блемам компьютеризации и информатизации образовательного процесса вузов; необходима налаженная система методической работы в вузах по продвижению информационных инноваций; наличие специалистов, у которых можно перенять опыт в этой области; пример и влияние коллег; поддержка и внимание в этой проблеме администрации; система материального стимулирования и др.

Итак, без умелого руководства и управления учебным процессом со стороны преподавателя, комплексно использующего активные методы обучения, эффективность формирования и развития информационной культуры будущего специалиста будет намного ниже.

Нужно учитывать, что в связи с резко ускорившимися темпами научно-технического прогресса современное образовательное поле стало формироваться по-новому. Если раньше требовалась профессиональная подготовка человека за счет накопления впрок большого объема систематизированных знаний, то теперь стоит задача развития личности, владеющей способами усвоения существующих знаний и умеющей порождать новые. Если суть старой парадигмы выражалась формулой «образование на всю жизнь», то новая парадигма декларирует «образование в течение всей жизни» [3].

По мнению Президента РФ Д. А. Медведева, «современные дети отлично ориентируются в мире коммуникации, привыкли к новым способам поиска информации,

любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя; учителя должны в этом разбираться» [4].

В современной действительности преподаватель должен не только научить обращаться с информацией -иными словами, сформировать определенный уровень общей культуры у обучающегося, но и показать на практике преимущества владения конкретными технологиями поиска и переработки необходимых данных при использовании всех доступных современному обществу источников информации для возможности решения задач, которые будут стоять перед личностью в будущем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3.

2. Известия. - 2011. - № 114 (28375). - 29 июня.

3. Казанцева В. Информационная культура личности // Высшее образование в России. - 2008. - № 12.

4. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2010. - № 271 (5350). - 1 декабря.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЛУЖБ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ (из опыта работы телеканала ОТС в городе Новосибирске, 2010-2011 гг.)

THE CONTENT AND STRUCTURE OF RUSSIAN REGIONAL NEWS SERVICES

(based on personal work experience at the OTC tv channel in Novosibirsk in 2010-2011)

В. А. Салихова

Статья посвящена анализу работы центральных и региональных телекомпаний в формате новых алгоритмов работы. На основании анализа современных тенденций в медиасреде выявлены основы типологии современных методов организации новостного вещания в регионах. С ее помощью выделяются уровни качественных изменений, произошедших за последнее десятилетие в технологии подготовки к эфиру продуктов нового типа. Оценивается перспективность их внедрения в практику региональных служб. Данное исследование будет полезно для исследователей тележурналистики и формирования медиакомпетенций у студентов, обучающихся по специальности «Тележурналистика»; оно было использовано при преподавании спецкурса «Региональные СМИ России».

Ключевые слова: Интернет, медиасреда, новые технологии, региональные СМИ, источники информации.

V. A. Salikhova

The article analyses the work of Russian central and regional TV companies in the framework of new work algorithms. It summarizes the present day methods of regional news broadcast organization based on the analysis of the latest trends in the media, outlines the different levels of qualitative changes that have taken place in the last decade in this area, and discusses whether or not these changes can be practically implemented into the work of regional news services. This study will be useful for researchers of television journalism and in forming media competentce among students who are studying the discipline "Television Journalism"; it has been used in teaching a special course on "The Russian Regional Media".

Keywords: the Internet, media-sphere, new technologies, regional media, sources of information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.