Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции у специалистов пожарной безопасности'

Формирование информационной компетенции у специалистов пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции у специалистов пожарной безопасности»

Из полученных графиков можно сделать вывод, что при работе в режиме обратного включения диода потребляемая мощность устройства на много меньше, чем в режиме прямого включения.

В режиме работы при переходе через нуль сопротивление диода изменяется от (1) к (2) за время одного полупериода колебаний, подающихся на него с автогенератора. В этой точке на графике характеристики мы наблюдаем разрыв второго рода. Следовательно, исследование характеристик в окрестности этой точки является дополнительной задачей, которая представляет интерес только теоретического характера и в рамках проведенного исследования не решалась.

В статье были исследованы мощностные характеристики датчика системы охраны, имеющего в своем составе резонансную антенну в виде полуволнового вибратора, нагруженную на полупроводниковый диод.

В результате проведенного исследования мощностных характеристик датчика пассивного рассеивателя были получены следующие выводы. Энергопотребление датчика системы охраны зависит от режима работы. Для уменьшения энергопотребления рассматриваемого в статье датчика системы охраны следует использовать режим обратного включения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Лукин А.Н. Оптимальный приемник сигналов управляемых пассивных рассеивателей с амплитудной модуляцией [Текст] / А.Н. Лукин, А.В. Мальцев // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. - 2009. - № 11. - С. 210-212.

3. Проскуряков В.Б. Повышение эффективности применения пассивных управляемых рассеивателей на базе системы «диод-диполь» [Текст]: Дисс. ... канд. тех. наук. / Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 2015. - 121 с.

4. Москалева Е.А., Толстых А.А. Расчет эквивалентного сопротивления управляемого пассивного рассеивателя на базе системы «диод - диполь» // Молодой ученый. -2016. - № 4. - С. 63-66.

5. Горюнов Н.Н. Полупроводниковые диоды. Параметры, методы измерений / Н.Н. Горюнов, Ю.Р. Носов. - М.: Советское радио, 1980. - 304 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.В. Паринов, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Существует два аспекта применения информационного обеспечения в МЧС России: использование информационных технологий в практической деятельности сотрудника МЧС России и информационная подготовка будущих

специалистов.

В Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования [1].

В МЧС России поставлена задача по совершенствованию системы научного обеспечения профессиональной подготовкой специалистов в ведомственных вузах на основе использования современных педагогических и информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности», система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Одной из основных функций общегосударственной системы обеспечения пожарной безопасности является информационное обеспечение в области пожарной безопасности [2].

Информационное обеспечение в государственной противопожарной службе постоянно развивается. Специальные программы для электронных вычислительных машин и базы данных являются пожарно-технической продукцией [2]. В качестве примеров можно рассмотреть:

- использование передовых информационных технологий в Национальном Центре Управления в Кризисных Ситуациях (НЦУКС) МЧС России (внедрение автоматизированной информационной системы, позволило автоматизировать и формализовать сбор, обработку и представление органам управления оперативной информации о чрезвычайных ситуациях, организацию мониторинга и прогнозирования ЧС).

- необходимость работать в автоматизированных системах (АС) объединённой системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) и единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) [3].

- учебно-тренировочного комплекс «Государственный пожарный надзор» -симулятор деятельности государственного инспектора по пожарному надзору (позволяет повысить качество подготовки специалистов надзорных органов, их аттестации, качества проводимых проверок, а также обеспечить законность при планировании и проведении мероприятий по надзору.

- внедрение автоматизированных баз данных («Право», «Пожары» и т.д.).

- использование современных информационных технологий в системах противопожарной защиты критически важных объектов [4].

Одной из важнейших задач в области формирования кадрового потенциала пожарной охраны является повышение уровня подготовленности сотрудников ГПС в вопросах внедрения и освоения прикладных научно-технических разработок (информационная подготовка). Актуальность указанной задачи

определяется возрастающей потребностью в более оперативном применении современных научных достижений в практической работе специалистов ГПС.

Основными современными тенденциями профессионального образования выступают информатизация и технологизация обучения.

Целью данной работы является поиск способов реорганизации существующих образовательных систем с целью повышения качества информационной подготовки и развития ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов пожарной безопасности.

В современных условиях интенсивного развития информационных технологий возникает необходимость в создании новой образовательной среды.

Инновационное образование связано с практикой более тесно, чем традиционное, что принципиально важно для инженеров пожарной безопасности. Помимо освоения знаний актуальным становится освоение методик, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и профессиональной деятельности.

Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.

Компетентностный подход (И.Д. Белоновская, И.А. Зимняя, и др.) позволил структурировать способности к инновационной инженерной деятельности и выделить необходимые компетенции, характеризующие их как интегральную способность студента решать возникающие в их будущей деятельности профессиональные задачи.

И.А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций, объединенных в группы [5]. Одна из этих групп - это компетенции, относящиеся к деятельности человека -компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, владение Интернет-технологиями.

Современные информационные, коммуникационные технологии и развитие сетевых образовательных услуг вызвали комплекс инноваций в существующих образовательных системах всех уровней образования - от школы до вуза.

Рассмотрим определения: «информационные технологии» - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

«информационная система» - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [6].

Формирование знаний, адекватных им умений, навыков и компетенций по дисциплинам кафедры прикладной математики и инженерной графики ВИ ГПС МЧС России способствует развитию у студентов творческого потенциала, способности к анализу, синтезу и проектированию различных систем, и, следовательно, вносит вклад в развитие способностей к инновационной инженерной деятельности.

С целью развития данных компетенций на кафедре ведется работа по следующим направлениям:

- разработка учебно-методических комплексов в электронном виде, электронных учебников (электронно-библиотечная система);

- выполнение лабораторных работ по всем дисциплинам с использованием компьютерных классов;

- все аудитории для проведения групповых занятий оснащены интерактивными системами;

- возможность самостоятельного выполнения тренировочных и контрольных тестов, автоматизированных обучающих программ;

- при проведении занятий используются групповые видеоконференции в специально оборудованных аудиториях;

- проходят занятия с использованием Интернета (доступ к электронным учебникам, размещаемым на отечественных образовательных сайтах) в т.ч. индивидуальные во время самоподготовки (при работе с курсовыми проектами и работами);

- проведение межкафедральных семинаров, конференций (в т.ч. между кафедрами общенаучных и профильных дисциплин);

- проведение Интернет-конференций среди курсантов ведомственных вузов;

- участие в научно-исследовательских кружках и олимпиадах.

Важно отметить, что комплексное применение традиционных и новых информационных технологий определяет развитие обязательных для выпускника вуза инструментальных компетенций, в том числе способность применять современные информационные, компьютерные технологии.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О пожарной безопасности».

3. Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации. Приложение к приказу МЧС России от 10.09.2002 № 428 «Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации».

4. Тетерин И.М., Топольский Н.Г., Качанов С.А. Системотехнические основы информационных технологий предупреждения и ликвидации ЧС. Матер. XV науч.-техн. конф. «Системы безопасности» - СБ-2006. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. - 289 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5. - 41 с.

6. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СТРУКТУРАХ МЧС РОССИИ

Н.Ю. Рыженко, доцент, к.т.н., Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Геоинформационные системы (ГИС) давно и широко используются для решения разного рода задач. Существует много примеров успешного внедрения ГИС в практику работы государственных, муниципальных органов, а также в коммерческие организации. Одним из важнейших факторов эффективного использования таких систем является наличие необходимой и полезной функциональности системы, а также простота внедрения. На данный момент существует достаточно много универсальных ГИС, использование которых позволяет решать огромное множество задач. Но чаще всего для этого требуется наличие специалиста. Так как решение прикладных задач в ГИС в основном основывается на знаниях картографических данных, а также математических методах и алгоритмов обработки.

Рассмотрим существующие разработки специализированных ГИС, используемых в структурах МЧС для обеспечения безопасности населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга транспортных средств оперативных служб МЧС России (СМТ), привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система обеспечивает автоматизацию действий дежурных пожарных частей и гарнизонов территориального уровня по реагированию на сообщения о пожарах и ЧС, и предоставляет навигационную и управленческую информацию для обеспечения принятия решений ответственными лицами НЦУКС и ГУ ЦУКС на региональном и межрегиональном уровнях [1].

На сегодняшний день системой мониторинга транспортных средств оперативных служб МЧС России оснащены более 2500 транспортных средств, Национальный центр управления кризисными ситуациями МЧС России (федеральный уровень) и Центры управления кризисными ситуациями федеральных округов, более 200 диспетчерских центров территориального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.