Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности у студентов специальности "Судебная экспертиза"'

Формирование информационной компетентности у студентов специальности "Судебная экспертиза" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КРИМИНАЛИСТ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / FORENSIC EXAMINATION / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CRIMINOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирметова Саида Ямудиновна, Абдусаламов Руслан Абдусаламович

В современных условиях всё более широкого развития и применения информационных технологий студенты и выпускники специальности «Судебная экспертиза» должны быть компетентными в решении проблем безопасности в сфере обращения информации. Это предполагает наличие устойчивых навыков работы с ней, возможность ориентирования в сетевых и коммуникационных технологиях, а также обладание будущими судебными экспертами развитыми аналитическими навыками. Именно поэтому в статье актуализируется необходимость формирования информационной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» на юридических факультетах высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирметова Саида Ямудиновна, Абдусаламов Руслан Абдусаламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of information competence of students majoring in "Forensic examination"

At the present stage of development, in the era of globalization and the information society, the problem of formation of information competence of students of a specialty «Forensic examination» due to the demand for skills to work with information, a clear orientation in the networking and communications technology, the possession of analytical competence of future professionals. The article actualizes the need for the formation of information competence of students majoring in «Forensic examination» in the global informatization.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности у студентов специальности "Судебная экспертиза"»

11. Рудинский И.Д., Войцеховский И.С. Информационная образовательная среда кафедры вуза на базе свободного программного обеспечения // Известия БГАРФ №1/31. - 2015.

12. Рудинский И.Д., Терещенко А.С. Ре-инжениринг информационных образовательных процессов //Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 1. 318 С. 231234.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school16.obrblag.info/wp-content/uploads/sites/54/2015/01/Selevko-Ped.tehnologiii-1.pdf (дата обращения 17.02.2017)

14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib. cspu.ru/xmlui/bitstream/handle ( дата обращения 07.02.2017)

15. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

17. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. - Access mode: httphttp://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006.pdf.

18. UNESCO. Information for All Programme (IFAP). Towards Information Literacy Indicators. Conceptual framework paper prepared by Ralph Catts and Jesus Lau. Edited by the Information Society Division, Communication and Information Sector, UNESCO: Paris, 2008. - 44 p.

Пирметова С.Я., Абдусаламов P.A.

формирование информационной компетентности у студентов специальности «судебная экспертиза»

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов специальности «Судебная экспертиза».

Предмет исследования - формирование информационной компетентности в высшем профессиональном образовании.

Цель исследования - анализ формирования информационной компетентности у студентов специальности «Судебная экспертиза».

Новизна исследования. Определена сущность информационной компетент-

ности студентов специальности «Судебная экспертиза» - это составная часть профессиональной компетентности будущих специалистов. Выявлены и обоснованы недостатки педагогических условий формирования информационной компетентности студентов данной специальности, предложены пути их устранения. Аргументирована необходимость усиления профессиональной ориентированности в ходе обучения студентов при помощи специализированной учебной литературы, информационных технологий, взаимной интеграции ресурсов, методик и форм обучения.

Методологической основой исследования явились идеи системного подхода; методика профессионального образования; методика обучения; психолого-педагогические аспекты информатизации образования; концепция непрерывного образования и информатизации.

В сегодняшнем мире, и в особенности в развитых странах, к которым относится Российская Федерация, постоянно происходят разнообразные технические и технологические изменения, каждое из которых по отдельности усиливает и ускоряет глобальную информатизацию общества. Вполне очевидно, что появление калькуляторов, персональных компьютеров, смартфонов, сетей передачи данных и т.п. существенно увеличило объемы циркулирующей в мире информации. Связанные с этим процессы оказывают всё более существенное влияние на развитие и функционирование любого государства, социума, причем на разных уровнях, и, как следствие, права. Проблема эта очень широка и многогранна, поэтому остановимся лишь на одном из ее аспектов, а именно - на сравнительно недавно возникшем и не только существующем сегодня, но и все более обостряющемся противоречии между постоянно увеличивающимся объемом правовой информации и все более динамично устаревающим механизмом ее обработки для удовлетворения потребностей современной правоохранительной системы.

Безусловно, такая ситуация ведет к значительному ослаблению качества труда и его производительности у специалистов-правоведов, поскольку необходимые для работы сведения далеко не всегда могут быть получены и систематизированы в течение отведенного на это времени. Кроме того, возникающие вследствие этого психологические и эмоциональные перегрузки специалистов неблагоприятно сказываются на их здоровье, поэтому проблема из сферы сугубо профессиональной деятельности автоматически перемещается ещё и в область социальных отношений, поскольку автоматически снижается качество обслуживания граждан. В конечном итоге дефицит времени на работу с информацией порождает проблему для широкого круга лиц. Эта проблема требует решения, и уже сейчас для многих исследователей очевидно, что наиболее эффективным способом повышения качества юридической деятельности, равно как и производительности труда специалистов, занятых в этой сфере, является максимально возможно оперативная информатизация всей правоохранительной инфраструктуры, а также подготовка адаптированных к новому уровню развития вычислительной и информационной техники специалистов уже в ходе их обучения в вузах1. Разумеется, не является в этом отношении исключением и подготовка

1 См. напр.: Турутина Е.Э. Формирование информационной компетенции у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы: дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. С. 5.

студентов по специальности «Судебная экспертиза».

Таким образом, формирование любых специалистов юридического профиля в современных условиях должно быть ориентировано не только на приобретение собственно «узких» профессиональных знаний и навыков, но и на развитие у студентов инструментария мыслительной деятельности, который позволял бы им быстро ориентироваться и адаптироваться в непрерывно меняющем профессиональную картину мира информационно-правовом потоке.

Известно, что на современном этапе функционирования высшей школы Российской Федерации профессиональное образование базируется на компе-тентностном подходе. Перечень компетенций, которыми должен обладать будущий специалист, определяется, как известно, ФГОС ВО. При этом информационная компетентность судебных экспертов является обязательным условием и неотъемлемой частью их общей профессиональной компетентности. Такой вывод подтверждается государственными требованиями, отраженными в образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности «Судебная экспертиза»2.

В ФГОС ВО определены основные цели формирования информационной компетентности, связанные с использованием в профессиональной деятельности судебных экспертов информационных источников, ресурсов, технологий, а также соблюдение ими стандартов и норм в области информационной безопасности. Готовность грамотно использовать и применять информационные технологии в профессиональной деятельности также является одним из показателей оценки качества подготовки будущих специалистов. Необходимость формирования информационной компетентности юристов подтверждается современной практикой судебно-экспертной деятельности, в которой все чаще встречаются предметы, изготовленные с использованием информационных технологий3. Компетентное решение судебным экспертом поставленных перед ним задач сегодня невозможно без использования информационных технологий и компьютерной техники, соответственно, нельзя говорить о профессиональной подготовке специалистов и формирования у них информационной компетентности без усиления внимания в ходе обучения в вузе к IT-дисциплинам. В связи с этим возникает необходимость пересмотра методики обучения будущих судебных экспертов по информационным дисциплинам, выявление и определение существующих на данный момент проблемных вопросов в этой области и, разумеется, нахождение путей их решения. Эта проблема дает о себе знать уже в течение некоторого времени, и к ней периодически обращаются исследователи4.

Обратившись к современной образовательной практике, следует выявить основные и первоочередные цели в процессе формирования информационной

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)». Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2016 г. № 44595 // URL: www.fgosvo.ru (дата обращения: 15.12.2016).

3 См. например: Ходякова Н. В. Проектирование образовательных сред подготовки компетентных экспертов-криминалистов //Судебная экспертиза. 2012. № 3 (31). С. 84-90.

4 См.: Ходякова Н.В. Методика обучения будущих экспертов-криминалистов информатическим дисциплинам // Судебная экспертиза. 2015. № 3 (43). С. 146-152.

компетентности будущих специалистов в области судебной экспертизы. Такие цели предполагают не только наличие знаний, умений и навыков в области 1Т-дисциплин, но и сформированность опыта выработки продуктивных решений в части поставленных перед будущим экспертом задач - и обязательно с применением информационных технологий и компьютерных средств. И здесь начинается самое интересное.

Информационная подготовка будущих судебных экспертов сегодня включает в себя такие дисциплины как «Математика и информатика» и «Информационная безопасность», каждая из которых содержит в себе следующие компоненты (направления):

- правовые информационно-справочные системы;

- компьютерные сети;

- специализированные компьютерные технологии в сфере профессиональной деятельности;

- математические методы в судебно-экспертной деятельности;

- основы компьютерного моделирования;

- основные понятия информационной безопасности;

- защита служебной информации органов внутренних дел.

Приведенный выше перечень составляющих отражает произошедшие за

последние годы объективные изменения в российской информационной реальности (произошло распространение компьютерных сетей, появились разнообразные информационные угрозы (хакеры и т.п.)), а также растущую автоматизацию и интеллектуализацию процесса профессиональной деятельности (использование информационных технологий, информационно-справочных систем, математических методов и моделирование судебно-экспертной деятельности).

Изменения коснулись и самого процесса преподавания в вузе. В настоящее время все чаще прежде распространённый способ подачи учебной информации в виде читающего лекцию преподавателя, находящегося у доски с мелом в руках (а в лучшем случае управляющего слайд-проектором и т.п.) заменяется на применение интерактивных технологий обучения в виде мультимедийных презентаций, видеокурсов, компьютерных обучающих программ, гипертекстовых учебных пособий5. Практикуется также работа со специально созданными для определенных видов занятий программами-тренажерами (нейтрализация компьютерных вирусных программ и программ-шпионов, освоение методов криптографической защиты файлов и т.д.)6. Проводятся соответствующие мастер-классы, практикумы, учебные исследования, а по результатам пройденных тем студентами создаются самостоятельные мультимедийные проекты и т.д.

Тем не менее, формирование информационной компетентности специалиста-правоведа требует нового методологического инструментария, который позволял бы качественно более продуктивно студентам решать профессиональные задачи с использованием информационных технологий и компьютерных средств.

5 Кулантаева И.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Практикум. Оренбург, 2014. С. 45.

6 См.: Маслов И.В. Методические основы формирования информационной компетентности будущего юриста // Вестник Волгоградского института бизнеса. «Бизнес, образование, право», 2010. № 9. С. 38-41.

В настоящее время студенты - не побоимся этого утверждения - используют информационные технологии и компьютеры чаще всего в качестве высокоскоростных технических ускорителей при вычислениях, а требуется применять их совершенно иначе - как средство формирования качественно иной информационной среды, окружающей юриста в его практической деятельности.

Для формирования реальной информационной компетентности студента, обучаемого в вузе по специальности «Судебная экспертиза», уже сегодня необходимо сделать следующее:

- повышение профессиональной направленности содержания обучения и подготовка необходимых для этого принципиально новых учебно-методических пособий;

- обеспечение образовательного процесса современными информационно-технологическими средствами и программами по информатизации судебно-экспертной деятельности, в том числе организация компьютерного оборудования на учебных местах;

- обновление междисциплинарных связей.

Последнее направление является наиболее острой проблемой. Одно дело

- преподавать дисциплину «Основы информационной безопасности» «вообще»

- по своему содержанию она инвариантна для всех, или, как минимум, для большинства специальностей высшего профессионального образования - как следствие этого, «под неё» имеется хорошее обеспечение учебной и методической литературой и различными пособиями. Но стоит перейти к конкретике, т.е. к решению той же самой задачи, например, для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», как выясняется, что отсутствуют учебники и учебные пособия, рекомендованные Минобрнауки или МВД России в качестве основной литературы по дисциплине «Информатика и математика»7.

Нет необходимости пояснять, что специфика курса «Основы информационной безопасности» в данном случае накладывает весьма существенный отпечаток на качество подготовки студентов специальности «Судебная экспертиза», понижая его. И это - только один из аспектов проблемы, поскольку в других отраслях «информационного знания» примерно такая же ситуация, и благоприятной её назвать пока нельзя. Вузовский учебный курс «Информатика и математика», в соответствии с действующим ФГОС ВО, предназначен для формирования не только общей компетентности, но и для овладения профессионально-прикладной ориентацией, принимая во внимания специфику деятельности судебного эксперта. Однако решает ли он в полной мере стоящую перед ним задачу? Вряд ли. В перечне перечисленных в ФГОС ВО задач, которые необходимо решать будущему специалисту в области информационной деятельности, следует отметить такие как участие в организации и проведении экспертно-криминалистических учетов, создание справочно-информационных баз и информационно-поисковых систем. Разработка учебной литературы, соответствующей обозначенным выше задачам ФГОС ВО, возможна лишь в процессе сотрудничества специалистов по информатике и преподавателей экспертно-криминалистических дисциплин, чего

7 См.: Ходякова Н.В. Методика обучения будущих экспертов-криминалистов информатическим дисциплинам // Судебная экспертиза. 2015. № 3 (43). С. 146-152. 94

до настоящего времени не происходит.

Для организации такого сотрудничества требуется не только как-то финансировать значительные трудовременные затраты, но и осуществлять полное «погружение» преподавателей в ранее незнакомую им предметную область - для получения большого количества новых, но связанных с сопредельной областью науки, знаний, а также для преодоления междисциплинарных, организационных и психологических барьеров. Подобное взаимодействие требует особых усилий от организаторов образовательного процесса и оказания безусловной поддержки со стороны администрации и руководства вузов.

В части программного обеспечения для формирования информационной компетентности студентов юридических вузов трудности также имеются, так как сегодня ни для дисциплины «Информатика и математика», ни для учебного курса «Основы информационной безопасности» вообще не предусмотрено необходимых комплексов специализированных компьютерных программ. Такой комплекс позволил бы будущему специалисту принимать участие в организации и управлении профессионально-ориентированной справочной информацией и базами данных, а также изучать различные программные методы защиты информации.

Представляется, что в вузах, где готовят студентов по специальности «Судебная экспертиза», программное обеспечение должно не только повторять уже существующие программные и технические средства (и возможности) в деятельности экспертно-криминалистических служб, но и превосходить их, отвечая современным потребностям глобальной информатизации и, тем самым, работая на опережение при подготовке специалистов завтрашнего дня. Характерно, что почти всё необходимое для этого оборудование и программное обеспечение достаточно хорошо представлено на кафедрах учебно-научного комплекса сферы судебно-экспертной деятельности; там имеются специализированные базы данных для криминалистического учета. Решение проблемы поэтому может быть очень простым: из-за отсутствия необходимого оборудования на кафедре информатики и математики целесообразно разработать оптимальные варианты взаимодействия и сотрудничества с кафедрами учебно-научного комплекса.

Что получается в итоге? Формировать информационную компетентность студентов, обучаемых сегодня на юридических факультетах по специальности «Судебная экспертиза», можно и нужно. Но делать это без профессионализации содержания профилированного обучения и расширения межкафедрального сотрудничества и налаживания междисциплинарных связей невозможно. И если проблемы материально-финансового плана, не позволяющие приобретать современную вычислительную технику и иное оборудование, решить «сходу» весьма непросто - в силу весьма скромного бюджета Министерства образования РФ, то организационные недоработки в этой части на уровне вуза могут быть преодолены - при желании всех заинтересованных сторон - более чем оперативно.

Следует особо подчеркнуть: усиление профессиональной ориентированности процесса обучения студентов, а, следовательно, и повышение качества подготовки молодых специалистов в сфере информационной компетентности (безопасности), выпускаемых по специальности «Судебная экспертиза», может

быть достигнуто лишь посредством синтеза информационных технологий и интеграции в единый комплекс вузовских ресурсов, методик и форм обучения.

литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)». Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2016 г. № 44595 // URL: www. fgosvo. ru (дата обращения: 15.12.2016)

2. Кулантаева И.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Практикум / Оренбург, 2014.

3. Маслов И.В. Методические основы формирования информационной компетентности будущего юриста // вестник волгоградского института бизнеса. «Бизнес, образование, право». 2010. №9. С. 38-41.

4. Турутина Е.Э. Формирование информационной компетенции у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы: дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.

5. Ходякова Н. В. Проектирование образовательных сред подготовки компетентных экспертов-криминалистов // Судебная экспертиза. 2012. № 3 (31). С. 84-90.

6. Ходякова Н.В. Методика обучения будущих экспертов-криминалистов информатическим дисциплинам // Судебная экспертиза. 2015. № 3 (43). С. 146152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.