Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности у студентов на комбинированном уроке'

Формирование информационной компетентности у студентов на комбинированном уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочко И. А.

В статье рассматривается возможность формирования информационной компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования на комбинированном уроке с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности у студентов на комбинированном уроке»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА КОМБИНИРОВАННОМ УРОКЕ

© Клочко И.А.*

Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права,

г. Ставрополь

В статье рассматривается возможность формирования информационной компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования на комбинированном уроке с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. В этой связи резко возникает необходимость развития личности, обладающей высоким уровнем информационной компетентности.

Существует несколько определений понятия информационной компетентности.

Так, Л.М. Попова [4] определяет информационную компетентность как умение, навык находить и обрабатывать информацию, понимать ее, представлять в удобном виде, делать выводы, принимать решения в условиях неопределенности. Также она считает, что информационная компетентность представляет собой готовность студентов к использованию информационных технологий (т.е. различных программных продуктов) в профессиональной деятельности. Гриценко Н.Н. и Середа Д.О. [2] под информационной компетентностью понимают способность и готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационно-коммуникационных технологий для доступа к информации; ее обработки, интеграции, оценке; а также для создания новой информации и т.п. Ионова О.Н. [3] считает, что информационная компетентность - это системное образование знаний, умений и опыта в области информационных и коммуникационных технологий, а также способность и готовность совершенствовать свои знания, умения и навыки принимать решения с использованием новых технологических средств: компьютера, принтера, факса, модема и т.п.

Мы рассматриваем, информационную компетентность как совокупность набора компетенций в области ИКТ для эффективного и наилучшего выпол-

* Преподаватель цикловой комиссии «Естественнонаучных и физико-математических дисциплин».

нения информационной деятельности, используя средства информации и информационные технологии.

Основной организационной формой учебного процесса, обеспечивающего формирование информационной компетентности обучающихся, является комбинированный урок при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

В предлагаемой разработке урока представлен опыт применения новых информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Цель методической разработки комбинированного урока по теме «Основные понятия MS Access и ее возможности»: использовать возможности компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; повысить мотивацию и активность обучающихся; продолжить работу по внедрению в учебный процесс активных форм и методов обучения, формирующих общие и профессиональные компетенции.

Для реализации этих целей комбинированный урок по теме: «Основные понятия MS Access и ее возможности» проводится с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и включает следующие этапы:

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Сообщение темы и целей занятия - 5 мин.

3. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания) -3 мин.

4. Контроль знаний с использованием компьютерной программы тестирования Test - 10 мин.

5. Сообщение и усвоение новых знаний с сопровождением компьютерной презентации - 30 мин.

План:

- Основные понятия MS Access. Классификация БД.

- Инфологические модели БД.

- Объекты БД.

6. Самостоятельная работа обучающихся за компьютером в процессе усвоения новых знаний - 20 мин.

7. Закрепление изученного материала - 3 мин.

8. Подведение итогов занятия - 3 мин.

9. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы - 2 мин.

10. Рефлексия - 2 мин.

При проведении занятий нами используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы обучающихся.

Для проверки знаний пройденного материала мы используем компьютерное тестирование. На каждое тестовое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. Использование тестиро-

вания позволяет нам более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала. Отвечая на вопросы тестов, обучающиеся сами могут оценивать собственные знания по предмету. Использование такого вида работы помогает осуществить опрос обучающихся по разным проблемам.

При организации фронтальной работы для максимального облегчения понимания и запоминания наиболее существенных понятий, утверждений и примеров мы используем презентации обладающие наглядностью и выразительностью, усиливающие обучающий эффект за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия информации. Презентации, как наглядные пособия, помогают излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету.

Использование презентации позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, различных способов подачи информации способствует повышению внимания и росту активности обучающихся на уроке, снижает утомляемость (рис. 1).

объекты

П Таб1М|ы

Запросы

3 «ориы

й Отчеты

Стра»«*|ы

а Макросы

МОЛУ1И

Группы

Избранное

В каждой БД имеется окно базы. В этом окне находится панель Объекты с кнопками Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты, Страницы, Макросы и Модули. Окно базы также содержит свою панель инструментов

Рис. 1. Слайды презентации

Основную часть в комбинированном уроке занимает работа за компьютером направленная на закрепление изученного материала.

В заданиях приведен алгоритм действий, описывающий порядок выполнения, а также предлагаются задания для самостоятельного освоения новых функций или возможностей изучаемой программы.

При выполнении заданий обучающиеся имеют возможность пользоваться лекционным материалом, с разрешения преподавателя осуществлять деловое общение с товарищами.

При оценивании знаний за работу на уроке нами используется рейтинговая система. Рейтинг - это сумма балов, набранная студентом в течение

некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка [2].

Введение рейтинговой оценки направлено на то, чтобы, с одной стороны, в большем диапазоне отразить индивидуальные результаты обучения и способности обучаемого, а с другой - оценить в баллах его усилия, затраченные на выполнение отдельных видов учебной работы.

Значимость применения рейтингового контроля заключается и в том, что создаются объективные предпосылки действительной реализации рефлексии со стороны обучаемых и дается квалиметрическая характеристика результатов этой рефлексии. Эффективность учебного процесса в большей степени зависит от корректности оценки результатов рефлексии обучающих, которая, в свою очередь, во многом зависит от корректности конструирования учебных заданий, ориентированных на организацию рефлексии.

Рейтинговая система оценки знаний, на наш взгляд, при формировании информационной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования является наиболее эффективной и валидной.

Таблица 1

Критерии оценок

№ Оцениваемый параметр Кол-во баллов

1 Домашнее задание 14

2 Тест 14

3 Практическая работа 10

4 Конспект лекции 6

5 Активное участие на уроке 6

Итого 50

Таблица 2

Оценочный лист

№ Фамилия. Имя Домашнее задание Тест Практическая работа Конспект лекции Активное участие на уроке Итого

1.

2.

Таблица 3

Шкала приведения бальных оценок по РС в традиционную систему оценок

Шкала РС Оценка за урок

Не более 30 Неудовлетворительно

31-37 Удовлетворительно

37-45 Хорошо

46 и выше Отлично

Оценка компетентности осуществляется следующим образом: в оценочный лист заносятся баллы за каждый этап работы на уроке. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента - набрать максимальное число баллов. Затем преподавателем

дается комплексная оценка деятельности обучающегося за всю работу на уроке и заносится в журнал.

Использование современных средств обучения - презентация и программы тестирования помогают преподавателю излагать учебный материал, формируют у обучающихся информационную компетентность, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Современные средства обучения позволили сократить время проверки изложения нового материала, ускорили процесс закрепления полученных навыков, правильно понять цель и ход проделанной работы, сократили время выполнения заданий.

Список литературы:

1. Артёмов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 1999. - № 4.

2. Гриценко Н.Н., Середа Д.О. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I71/I-1-6136.html.

3. Ионова О.Н. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6146.html.

4. Попова Л.М. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1Septem-ber.ru/articles/510835.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ

© Кузьмина СИ.*

Детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок», г. Нижневартовск

Дошкольное детство - очень важный период в становлении дошкольника. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения. Для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодят-

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.