Петровских Л.И., Янченко К.С.,
преподаватели ГАПОУ Свердловской области «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»
г. Екатеринбург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ТРЕБОВАНИЯ ФГОС, ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ
Аннотация
В статье отражены вопросы актуальности медийной и информационной грамотности как элементов культуры современного человека. Представлены определения данных понятий, а также обоснована актуальность формирования медийной и информационной грамотности в рамках ФГОС третьего поколения.
Ключевые слова: медийная грамотность, информационная грамотность, дистанционное обучение
Petrovskih L.I., Yanchenko K.S.,
Teachers
Ekaterinburg Trade and Economic College
Yekaterinburg, Russia
FORMATION OF INFORMATION AND MEDIA SKILLS IN PROFESSIONAL EDUCATION: ACTUALITY, FGOS REQUIREMENTS,
DIDACTIC APPROACHES
Abstract
The article reflects the issues of the relevance of media and information skills as elements of the culture of modern man. The definitions of these concepts are presented, and the urgency of the formation of media and information skills in the framework of the FGOS of the third generation is justified.
Keywords: media and information skills, e-leaning.
Вопрос медийной и информационной грамотности на современном этапе становления информационного общества является актуальным для любой сферы деятельности человека.
На протяжении веков человечество училось работать с информацией: составлять информационные источники, читать и интерпретировать их,
передавать друг другу и следующему поколению. Человечество совершенствовало свою речь как устную, так и письменную. Человечество научилось записывать аудио- и видеодокументы. На рубеже XX и XXI веков человечество буквально ускоренными темпами научилось новым способам передачи информации, используя возможности компьютера и интернет-сетей. Как говорилось в замечательном фильме «Москва слезам не верит»: «скоро останется только телевидение - исчезнет все театры, газеты...» Сейчас создается впечатление, что скоро исчезнет все. и останется одна всеобъемлющая сеть интернет. Поэтому необходимо обратить внимание на научение детей, подростков и взрослых людей новым способам работы с новыми видами информации. К новым способам работы с информацией можно отнести непросто умение читать, анализировать источники информации, иметь базовые знания по работе на компьютере и другой медиатехнике. Но и обладать медийной грамотностью, а именно анализировать и синтезировать медийную реальность, уметь «читать» медиатекст, использовать медийную технику, знать основы медиакультуры.
Медийная и информационная грамотность стали неотъемлемыми составляющими современного образования как элементы информационно-коммуникационной компетенции. Причём информационная грамотность является достаточно широким понятием и на современном этапе развития общества еще одной ее составляющей становиться медийная грамотность:
- информационная грамотность - умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий [2].
- медийная грамотность умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования [3].
В нашем мире потоки информации настолько велики, что современный человек, желающий быть успешным, мобильным должен овладеть не только информационной, но и медийной грамотностью.
Данную тенденцию отражает и ФГОС третьего поколения, в котором практико-ориентированный подход в обучении, формирование информационно-коммуникационной компетенции специалиста, становиться во главу угла посредством создания соответствующей образовательной среды в которой уделяется должное внимание обогащению знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий, развитию коммуникативных интеллектуальных способностей, осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Для современной системы образования роль информационно-коммуникационных технологий, безусловно, становиться приоритетной. Одним из важнейших направлений применения информационных коммуникационных технологий в образовании является использование возможностей визуализации практически любой информации, что позволяет активизировать процесс
обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации [1].
Посредством компьютерных сетей имеется возможность получить удаленный доступ к источникам, учебной литературе, курсам, базам данных, информационным ресурсам, информационно-поисковым и справочным системам. Возможность каждого субъекта образовательного процесса иметь выход в Интернет создает единое информационное образовательное пространство. Для создания эффективной информационно-образовательной среды необходимо использование современных подходов к обучению.
В качестве одного из современных подходов следует отметить дистанционное обучение, которое стало возможным и получило широкое развитие в наши дни благодаря сети Интернет.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5]. Из определения, данного в законе об образовании видно, что дистанционное обучение реализуется без непосредственного физического присутствия обучающегося и преподавателя в одном месте в одно время.
Внедрение дистанционных технологий может быть только методически обоснованным, оно должно дополнять, а не заменять основное образование. А, значит, наиболее востребованным оно будет при необходимости организации инклюзивного, индивидуально ориентированного, а также заочного образования [4].
Остановимся на системе дистанционного обучения для студентов заочной формы обучения:
- обучение на заочном отделении предполагает в основном самостоятельную работу по освоению дисциплин и модулей. В связи с этим студенты сталкиваются с проблемой поиска и подбора необходимой информации. Решением данной проблемы является организация прохождения обучения на специальных порталах или платформах;
- основная масса студентов-заочников - работающие люди, поэтому для них актуальным является возможность прохождения обучения в комфортной рабочей обстановке дома или офиса;
- дистанционное обучение позволяет выстраивать индивидуальную траекторию с индивидуальными сроками и темпами обучения с учетом занятости студента заочного отделения;
- дистанционное обучение не исключает наличие прямой связи с преподавателем для получения консультации и помощи, но значительней экономит время и денежные средства для преодоления расстояний.
Современные платформы и порталы позволяют организовать дистанционное обучение и сформировать помимо профессиональных компетенций по конкретной области знания компетенции информационной и медийной грамотности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беленкова И.В. Визуализация информации средствами сетевых сервисов [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2015. № 4. С. 42-47. URL: nip.esrae.ru/7-44 (дата обращения: 26.12.2016).
2. Грамотность информационная (information literacy) [Электронный ресурс] // Информационная грамотность и медиаобразование для всех. URL: http://www.mediagram.ru/dictionary/text_144.html (дата обращения: 26.12.2016).
3. Грамотность медийная (media literacy) [Электронный ресурс] // Информационная грамотность и медиаобразование для всех. URL: http : //www. mediagram. ru/dictionary/text 146. html (дата обращения: 26.12.2016).
4. Зырянова Е.В. Мащенко М.В. Дистанционные технологии как средство обучения английскому языку одаренных школьников // Наука и перспективы. 2016. № 1; URL: nip.esrae.ru/9-31 (дата обращения: 26.12.2017).
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3.