35
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Ежовкина, Е. В. Диагностика сформированное™ академического компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. - 2013. - № 6(37).- С. 227-232.
4. Ежовкина, Е. В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарно-ориентированного центра образования / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. -2013. - № 3(34). - С. 234-240.
5. Ежовкина, Е. В. Особенности жизненного компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. -2013. -№ 6(37). - С. 220-226.
6. Ежовкина, Е. В. Особенности личностного компонента успешно адаптирующегося ребенка с
ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - №4 (20) - С. 25-31.
7. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. -С. 9-12.
8. Рябова, Н. В. Мордовский базовый центр базового образования как инновационное структурное подразделение института / Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 41-45.
9. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Сафонов Сергей Валентинович,
учитель биологии ГУ «Дмитриевская ООШ» Успенского района Павлодарской области Остапенко Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы, ГУ «СОШ№ 29 г. Павлодара»
"Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово»
Бахтин М.М.
АННОТАЦИЯ
На современном этапе обучения в школах, усвоение знаний учащимися происходит без глубокого понимания предмета, и как следствие - неумение использовать данные знания вне учебной деятельности.
Цель исследования: показать важность диалогического обучения в формировании компетентностной личности.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- апробировать новые подходы в преподавании в плане диалогового обучения, в двух разных школах и разных дисциплинах - гуманитарной и естественной, показать влияние диалога на развитие таких качеств, как коммуникативность и мотивированность в процессе обучения;
- научить учащихся работать в группах и в парах для сотрудничества и взаимопомощи;
- провести диагностику и отследить изменения.
Объектами были выбраны предметы: биология в 8 классе и русский язык в 7 классе.
ABSTRAC
At the present stage of training at schools, assimilation of knowledge by pupils happens without deep understanding of a subject, and as a result - inability to use this knowledge out of educational activity.
Research objective: to show importance of dialogical training in formation of the competence-based personality.
Tasks:
- to study literature on a research subject;
- to approve new approaches in teaching in respect of dialogue training, at two different schools and different disciplines - humanitarian and natural, to show influence of dialogue on development of such qualities as communicativeness and motivation in the course of training;
- to teach pupils to work in groups and in couples for cooperation and mutual aid;
- to carry out diagnostics and to trace changes.
Subjects were chosen as objects: biology in the 8th class and Russian in the 7th class.
Ключевые слова:
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
36
1. Введение
Концепция развития образования Республики Казахстан предполагает переход от традиционного способа обучения в школе, когда ученик получал от учителя готовые знания, не умея применить в жизни полученное, к нетрадиционному, способствующему воспитанию компетентной личности, способной самостоятельно учиться на протяжении всей жизни. В современных условиях учащиеся сами должны получить необходимый их уровню и запросам объем знаний, понимая их ценность и имея представление о сфере их применения. Это возможно лишь при модификации самого подхода к обучению и учению в школе [1,с. 16].
Практика показала, что самостоятельный поиск информации, вкупе с ее диалоговым проговариванием, способствует детальному её осмыслению и формированию целостного представления о какой либо теме, а также формированию коммуникативных умений у учащихся, информационной и других ключевых компетенций.
Диалог (от греческого - разговор, беседа) -форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих [2,с. 52].
Диалог в обучении, или учебный диалог -своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
На своих уроках мы опираемся на теорию В.К. Дьяченко, который определяет учение как различные виды и формы общения между теми, кто знает учебный материал и теми, кто не знает (это может быть общение между учителем и учеником, между учащимися, владеющими разными темами учебного материала). В основу взаимообучения заложены следующие принципы:
1.завершенность: ученик имеет право
переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
2. дифференцированный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
3. всеобщее сотрудничество и взаимопомощь;
4. разновозрастность и разноуровневость;
5. разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет больше разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
6. педагогизация: любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
7. безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны
немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьника может быть оценена такими критериями: 10%
усвоения и запоминания, если читает, 26% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.
В основе взаимообучения лежат психологические теории, рассматривающие взаимодействие учащихся с трех точек зрения:
- социально-психологической (члены группы зависят друг от друга);
- когнитивной психологической теории (представление о развитии познавательных процессов человека);
- бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы).
Когнитивный аспект опирается на идеи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о развитии познавательных способностей человека. Согласно разработкам школы Пиаже, выполнение совместных действий, как правило, сопровождается «социокогнитивным конфликтом». Пиаже считает, что в процессе совместной деятельности участники вовлекаются в дискуссии, которые и порождают познавательные конфликты, а также стимулируют их разрешение. Реальный когнитивный рост имеет место только тогда, когда дети сами конструируют свои знания.
Если у определенного школьника неудачно развивается диалог с учителем, весь процесс формирования личности становится критическим. Важнейшую роль диалога в обучении показал Л. В. Выготский, когда определил понятие «зоны ближайшего развития».
Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и Л. Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения [3,с. 39].
II.
Проводя исследование, мы решили развить этот навык через два вида диалогической беседы: в парах и в группе.
При работе в паре - кумулятивная беседа, в которой:
1) каждый принимает и соглашается с тем, что говорит другой.
2) беседа используется для обмена знаниями, участники беседы терпимы по отношению к идеям другого.
3) идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.
37
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Такую форму беседы мы использовали на каждом уроке из выбранного модуля.
Как это происходит на практике.
Биология
1. Раздаются задания (карточки методики взаимопередачи тем (ВПТ) Мкртчяна М.А.) парам,
Тема 3: Многообразие и классификация животных
1. Животный мир подразделяется на одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные животные - это организмы, тело которых состоит всего из одной клетки. Они имеют микроскопические размеры. Их называют простейшими.
- Как подразделяются животные по классам?
- Какие животные называются простейшими?
2. Несмотря на простое строение, тело одноклеточных представляет собой целостный самостоятельный организм со всеми характерными для него признаками жизни: пищеварение, дыхание, обмен веществ, движение, размножение, раздражимость. Простейшие расселены по всей Земле. Их можно найти на дне морей и океанов, в песках пустынь. Но особенно много простейших в почве, а также в лужах, прудах, болотах и других пресных водоемах.
- Где расселены простейшие животные?
- В чем отличие животных от растений? Чем отличаются двусторонне-симметричные животные от животных с лучевой симметрией тела?
учащиеся изучают тему, затем рассказывают ее напарнику. Происходит изучение нового материала, обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего, на основе комплиментарности - взаимодополняемости.
Тема 4: Значение простейших в природе и жизни человека
1. Простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека. Так, водные инфузории и другие одноклеточные поглощают бактерий и таким образом играют важную роль и биологической очистке сточных вод. Сами они служат пищей пресноводным рачкам, молоди рыб, личинкам комаров и др. Огромную роль играют одноклеточные и в почвообразовании.
- Какую пользу или вред наносят одноклеточные животные?
2. Многие виды простейших животных паразитируют в органах животных и человека и вызывают различные заболевания. Так, дизентерийная амеба, поселяясь в кишечнике человека и животных, вызывает повреждение его слизистой оболочки, что сопровождается изнуряющим поносом, повышением температуры тела и общим недомоганием. Цисты дизентерийной амебы попадают в организм человека при употреблении немытых овощей и фруктов, сырой воды из загрязненных водоемов. Только своевременное лечение болезни может предупредить смертельный исход.
При укусе человека москитами возбудители болезни - лейшмании - попадают под кожу и размножаются. Вначале на коже появляется прыщ, постепенно он увеличивается, лопается и гноится. При несвоевременном лечении это заболевание может очень навредить человеку.
3. Среди паразитических одноклеточных много таких, которые вызывают опасные заболевания у человека и животных. Главным условием предупреждения заражения ими является соблюдение чистоты питьевой воды, тела, жилья, одежды, постельных принадлежностей, посуды и продуктов питания. Еду можно принимать только после мытья рук. Кроме того, необходимо уничтожать природные очаги распространения простейших, ведущих паразитический образ жизни и вызывающих заболевания.
- Назовите одноклеточных, которые вызывают заболевания
- Кто вызывают заболевание дизентерии, поражая кишечник
Объясни понятия: биологическая очистка сточных вод, дизентерийная амеба, малярия, почвообразование,
очаги распространения одноклеточных паразитов._________________________________________________
2. Карточки по методике взаимотренажа (ВТ) - закрепление материала в процессе диалога.
Мкртчяна М.А.
Карточка 1.
1 1 Какие животные называются одноклеточными или простейшими? Одноклеточные животные - это организмы, тело которых состоит из одной клетки и имеет микроскопические размеры.
2 Что является главной Цитоплазма - это главная составляющая тела одноклеточных,
2 составляющей тела простейших животных? основа всех процессов жизнедеятельности.
3 Что такое циста? Временная форма существования, защищающая от
3 неблагоприятных условий окружающей среды.
Карточка 2.
1 В чем различия животных от Растения сами воспроизводят питательные вещества,
1 растений? животные питаются готовыми питательными веществами
2 Какие среды обитания знаете? Наземно-воздушная, водная, почвенная,
2 организменная
3 Что называется Приспособление животного к условиям окружающей среды
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
38
3 приспособленностью?
4 Что общего в строении простейших? Тело состоит из одной клетки
Русский язык «закрытый»), который они обсуждают в паре или в
Для того, чтобы состоялась кумулятивная группе. Чаще всего такая работа предполагает
беседа, учащимся ставится вопрос (чаще всего изучение нового материала.
При изучении темы «Образование страдательных причастий» в 7 классе на этапе изучения нового материала ставится вопрос «Как образуются действительные причастия?», сначала учащиеся его обсуждают в паре, затем в малой группе, приходят к одному общему выводу и выдают его в виде кластера.
Рисунок 2
Работа в паре, в малой группе, результат совместной деятельности
Результат такой работы очевиден в сравнении с года. Учащихся с низким уровнем коммуникативных проведёнными диагностиками на начало учебного способностей стало меньше, а со средним и высоким года (начало работы) и на конец этого же учебного уровнями стало значительно больше.
Таблица1
Диагностика мотивации
начало года ' ' конец года
Базовые знания - задания уровня А, усваиваются на достаточно высоком уровне. Важен только подбор соответствующих пар для комфортной работы учащихся.
При работе в группе - исследовательская беседа, в которой:
1) каждый предлагает уместную информацию;
2) идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку;
3) участники задают друг другу вопросы;
4) участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе;
5) участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).
Биология
Учащимся раздаются листы с лабораторной работой. Задания уровня Б выявляют надпредметные знания. В ходе выполнения работы ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы, их обоснование становится следствием диалога, совместно произведенным продуктом коммуникативной деятельности. Однако на данном этапе необходима ненавязчивая консультация учителя, чтобы ученики поняли ценность совместной работы. Что и показала практика.
Лабораторная работа 10
«Строение цветка»
Ход работы:
39
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1. Рассмотри предложенный тебе цветок и рисунок цветка. Изучи схему «Строение цветка».
2. Определи: место прикрепления цветка к
стеблю -_________________________________;
расширенная часть цветка -
главные части цветка расположены на -
Чашелистики и лепестки образуют
5. Рассмотри схемы цветков. Сравни их строение. Определи, чем цветок (а) отличается от цветка (б)
двойной околоцветник состоит из
часть цветка, выполняющая защитную функцию -
Как называется цветок, содержащий только тычинки -
и
она чаще всего__________________________
цвета и образована______________________; часть
цветка с разнообразной окраской, привлекающей насекомых -____________________, образован
Только пестики -
Цветок, имеющий и пестики и тычинки -
3. Рассмотри цветки лютика и колокольчика. Определи, чем отличаются венчики этих цветков -
Как называется венчик, который состоит из отдельных лепестков
_______________________________________, из
сросшихся -_________________________________
4. Определи, какая часть цветка является
женским половым органом -__________________, из
него развивается___________________и
6. Осторожно отдели части цветка в такой последовательности: подрезав чашечку снизу
скальпелем, сними ее; разрезав, сними венчик; сними пинцетом тычинки; отдели пестик. Все части цветка прикрепи с помощью скотча к лабораторному листу.
Листочки чашечки Лепестки венчика Тычинки Пестик
7. Сделай вывод: цветок - видоизмененный побег, т.к.____________________________
Мужским половым органом является__________________________________________________
_____________________, в ней образуется генеративный орган растения, т.к.
Объясни, почему пестик и тычинку называют главными частями цветка -
Проверь свои знания:
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
40
Ответь на вопросы теста:
Строение, какого цветка изображено на
рисунке:
А) с простым околоцветником Б) с двойным околоцветником В) пестичного цветка
Г) тычиночного цветка Д) двудомного цветка.
2. Что изображено на рисунке цифрой 4?
А) рыльце Б) пестик В) столбик Г) чашелистик Е) лепесток
3. Какой цифрой обозначено рыльце?
4. Какой цифрой обозначена цветоножка?
5. Главные части цветка обозначены цифрами
______________________и_________________________
На следующем этапе, при выполнении заданий уровня С, исследовательская беседа была использована с целью развития надпредметных знаний учащихся, умения работать с различными источниками информации, и полного понимания ценности самостоятельно полученных результатов. Среди очевидных достоинств такой работы -неизбежность разворачивания соответствующих умственных действий, естественность их громкоречевого проговаривания.
Русский язык
Учащимся ставится вопрос высокого порядка, предполагающий несколько идей или вариантов, задача учащихся - предложить, доказать и сделать вывод. В малой группе ставится вопрос, ответив на который, нужно провести классификацию, выявить закономерность, представить результат. В большой группе ставится вопрос, ответив на который нужно сравнить, сделать выводы и представить результат.
При изучении действительных причастий учащимся даётся задание:
выписать из текста только действительные причастия прошедшего времени. Определить от каких глаголов они образованы и сделать вывод: в каких случаях причастия образуются с помощью суффикса -вш, а в каких - с помощью -ш.
Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям, шедшим рядом всё моё детство, я особенно благодарна за своё детство. Отцу, поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице, принёсшей мне много детской радости._________________________________
Рисунок 2
Работа в большой группе и результат обсуждения
Наблюдая за тем, как проходили обсуждения в группах на начальном этапе своей работы, была выявлена проблема в том, что ученики не могут правильно и логически построить свою беседу. Возник вопрос: как им помочь? Для решения этой проблемы учащимся были предложены разговорные карточки, которые помогли бы им правильно формулировать вслух свои мысли. В карточке даётся начало фразы или вопрос.
Например:
Почему вы так думаете? Я думаю .
Давайте подумаем... Я согласен с тем, что
Давайте сравним варианты
Я не согласен, потому
Какие идеи ещё есть? что . Я считаю, что ...
И здесь важным является подбор учителем вопросов, и именно вопросов высокого порядка.
41
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Тонкие (традиционное обучение) Толстые (новые подходы)
1.Кто... Дайте объяснение, почему...
2. Что... Почему вы думаете...
3. Когда... Почему вы считаете...
4. Может... В чем разница..
5. Будет... Предположите, что будет, если
6. Согласны ли вы... Что, если
7. Верно...
И эта работа даёт определённый результат.
Вопросы учащихся до использования разговорных карточек Вопросы учащихся после использования разговорных карточек
- Как выбрать суффиксы -ущ/ющ,-ащ/ящ ? - От каких глаголов образуются страдательные причастия? - По каким формам изменяется причастие? - В каком случае перед нн мы пишем -а/-я? - Какими признаками обладает краткое прилагательное ? - Какие причастия образуют краткую форму? - Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного ?
Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в:
• стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;
• развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению; любознательности и стимула к исследованиям;
• содействии формированию и вербализации знаний;
• поддержке креативного мышления;
• развитии критического мышления;
• развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
• углублении и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений;
• выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение.
Таким образом, ученик отходит от бессмысленной «зубрёжки» к пониманию и осмыслению того, что он изучает. А значит, меняется сама мотивация и её тип.
Таблица2
Типы мотивации
4
2
^^^“на начало года на конец года
познавательная
социальная
внешняя
неопределенная
А если меняется тип мотивации, значит, меняется отношение к знаниям.
Ситуативно-позитивное отношение к знаниям -подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного для него термина или факта [4,с. 73]. В его сознании знания и будущая
карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий.
Ситуативно-негативное отношение к знаниям -подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, что по телевизору можно смотреть научно-популярные программы [5,с. 32]. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей).
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
42
Таблица 3 Отношение к знаниям
на конец года на начало года
II. Заключение.
В результате проведенных исследований обозначились позитивные изменения:
- учащиеся научились грамотно отбирать информацию (как показывают компетентностно-ориентированные задания по проверке информационной компетенции);
- учащиеся научились понимать письменный
текст (как показывают компетентностно-
ориентированные задания по проверке коммуникативной компетентности, аспект: письменная коммуникация);
- учащиеся развивают навыки диалогового общения и вырабатывают коммуникативно-речевую культуру;
- у учеников развивается неподдельный интерес и положительные эмоции к обучению.
И самое главное, на наш взгляд, развивается критическое мышление.
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других [6,с. 129].
На базовом уровне процесс критического мышления включает:
• сбор релевантной информации;
• оценку и критический анализ доказательств;
• обоснованные выводы и обобщения;
• пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
В проведенных занятиях были соблюдены главные аспекты развития критического мышления, а именно:
1. актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся на первом этапе урока, через прием «мозгового штурма» и как результат -активизированное знание;
2. активизация деятельности учащихся и формирование мотивации на учебную деятельность через демонстрацию видеоролика во входе в новую тему, результат - создание целостного представления о предмете изучения;
3. постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности через формулировку вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте -работа по методикам коллективного способа обучения. Результат - формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.
На последнем этапе урока учащимися выстраивается целостная модель ответа в виде творческой работы, такой как презентация, или карта опыта.
И как результат, учащиеся заполняют критерии оценивания, имеющие общий вид:
• Что я знаю?
• Что я узнал нового?
• Как изменились мои знания?
• Что я буду с этим делать?
Таким образом, применив на практике новые подходы в обучении, можно констатировать, что у наших учеников намечается развитие ключевых компетенций:
- управленческая (способность к разрешению проблем);
- информационная (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться);
- коммуникативная (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации);
- социальная (способность к социальному взаимодействию);
- личностная (способность к самоорганизации,
самосовершенствованию, самоопределению,
самореализации, быть толерантным).
Выводы:
Таким образом, применив на практике новые подходы в обучении, мы способствовали развитию у учащихся таких умений как:
- саморазвитие и самосовершенствование (саморегуляция);
- приобретение знаний в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;
- освоение способов работы с информацией.
Сам процесс обучения организуется на основе
критического, аналитического, логического мышления. Ученики обучаются способам продуктивной деятельности, способам «добычи» знаний. Таким образом, эффективное управление при внедрении новых подходов в образовательный процесс позволит в дальнейшем добиться значительных успехов в воспитании функционально
43
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
грамотной личности, владеющей ключевыми компетенциями.
Литература:
1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 20122016 годы.
2. Дьяченко В.К. Дидактика: в 2 т. Т.1 - М.: Народное образование, 2006. - 400 с.
3. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. - Красноярск, 2002
4. История зарубежной психологии. 30-е - 60е годы XX века Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - с. 232292.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
6. Руководство для учителя, третий (базовый) уровень: АОО «Назарбаев Интелектуальные школы», 2012
АКСИОМАТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Сидорина Татьяна Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор, Новосибирский государственный университет экономики и
управления, г. Новосибирск
АННОТАЦИЯ
Для решения задач реализации требований к современному специалисту необходима соответствующая ее сложности аксиоматическая система. Аксиоматический метод является научным инструментом и методом познания мира. Аксиомы заимствованы из опыта и эмпирики. Среди первых пяти аксиом, -эмоциональный интеллект, социальный интеллект, уровень профессионального мышления, культура принятия решений, полицисциплинарный подход к обеспечению успешности образования.
ABSTRACT
For solving problems of implementation of requirements to the modern specialist needs relevant to the complexity of its axiomatic system. The axiomatic method is a scientific tool and the method of knowing the world. Axioms derived from experience and empiricism. Among the first five axioms, emotional intelligence, social intelligence, level of professional thinking, culture, decision making, politicalparty approach to ensuring the success of education.
Ключевые слова
Аксиома, аксиоматика, социально-эмоциональный интеллект, уровень профессионального мышления, полицисциплинарный подход к обеспечению успешности образования. культура принятия решений, полицисциплинарный подход к обеспечению успешности образования.
KEYWORDS
Axiom, axiomatic, socio-emotional intelligence, level of professional thinking, politicalparty approach to ensuring the success of education. the culture of decision making, politicalparty approach to ensuring the success of education.
Основное требование к современному специалисту - умение эффективно и оперативно решать задачи и принимать решения в условиях как большого объема противоречивой неполной информации и дефицита времени, так и посторонних информационных воздействий. Для решения этой задачи необходима стройная аксиоматическая система.
Аксиоматика представляет собой систему аксиом той или иной науки. Аксиоматический метод - это научный инструмент и метод познания мира. В состав аксиоматизируемой теории входят логическое исчисление (логические аксиомы и правила вывода), термины конкретно-научного языка и внелогические аксиомы. Сила аксиоматического метода состоит в том, что он позволяет применять целые аксиоматически развитые теории в различных областях знаний.
Аксиомы заимствованы из опыта и эмпирики. Поэтому все последующие факты, выводимые в аксиоматической теории, хотя их получают на основе аксиом чисто умозрительным, дедуктивным путем,
имеют тесную связь с жизнью и могут быть применены в практической деятельности.
Рассмотрение аксиоматики социальноэмоционального интеллекта в структуре профессиональной компетентности специалиста представляет собой последовательность
моделирования основных компонентов социальноэмоционального интеллекта, в результате чего упорядочивается компетентностная структура специалиста в определенной области. Появляется определенный механизм, позволяющий влиять на формирование социально-эмоционального интеллекта в соответствии с заданной целью образовательного учреждения.
Первая аксиома - эмоциональный интеллект. Российские и зарубежные научные школы развернули исследования, которые стимулируются
происходящими изменениями в культуре общества, которое уже не рассматривает ученых и художников как элиту. Среди главных жизненных ориентиров для современного человека стали успешные в практических делах люди: политики, военные,
администраторы, бизнесмены. А высокий интеллект,