Научная статья на тему 'Формирование информационного пространства коммерческой организации для повышения ее конкурентоспособности'

Формирование информационного пространства коммерческой организации для повышения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ACCOUNTING / MANAGEMENT ACCOUNTING / TAX ACCOUNTING / AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров В. И., Сидорова М. И.

В современных экономических условиях перед коммерческими организациями встает задача построения оптимальной модели взаимодействия подсистем финансового, управленческого, налогового учета. В статье проведена систематизация вариантов построения таких моделей, а также проанализированы возможности современных информационных технологий обработки информации в применении к процессам автоматизации бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пивоваров В. И., Сидорова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the information space of a commercial organization to improve its competitiveness

In modern economic conditions there is a problem of construction of optimum model of interaction of subsystems of the financial, management, tax accounting for the commercial organizations. In article ordering of variants of construction of such models is spent. Possibilities of modern information technology are examined as instruments of accounting automation.

Текст научной работы на тему «Формирование информационного пространства коммерческой организации для повышения ее конкурентоспособности»

4. http://www.cfin.ru/bandurin/ Б.А. Чуб. Концепция стратегического управления General Electric/McKincey

5. Платко А.Ю., Дворцова О.В., Наянов Е.А. Комплексный подход к формированию системы управления устойчивого развития при переходе к постиндустриальному обществу // Известия МГТУ «^МИ» № 1 (11) - 2011

6. Кравцова В И., Аленина Е.Э., Тришкин АР. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе//^жстия МГТУ <^Ш4И», № 2 (12)- 2011

Формирование информационного пространства коммерческой организации для повышения ее конкурентоспособности

д.э.н. проф. Пивоваров В.И.

Университет машиностроения к.э.н. доц. Сидорова М.И.

ФГБОУВПО ВЗФЭИ, г. Москва 8 (495)223-05-23

Аннотация. В современных экономических условиях перед коммерческими организациями встает задача построения оптимальной модели взаимодействия подсистем финансового, управленческого, налогового учета. В статье проведена систематизация вариантов построения таких моделей, а также проанализированы возможности современных информационных технологий обработки информации в применении к процессам автоматизации бухгалтерского учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, управленческий учет, налоговый учет, автоматизированные информационные системы Высокая степень иерархии, динамика и сложность структуры большинства современных коммерческих организаций приводят к необходимости постоянного совершенствования качества информационного обеспечения менеджмента. Учет является одной из важнейших функций управления производством. Историческая закономерность состоит в том, что с ростом и усложнением задач управления производством развивается и наука об учете активов, обязательств и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Развитие мирового рынка, экономических и социальных отношений, производства и информационных технологий привело в XX веке к появлению различных видов учета: финансовому, налоговому, управленческому, социальному, экологическому и др. [1, c. 152].

В настоящее время актуальным является задача выработки принципов построения оптимальной модели взаимодействия различных учетных подсистем в информационном пространстве коммерческой организации.

В начале XX века произошло формирование двух самостоятельных подсистем бухгалтерского учета - финансового и управленческого, имеющих различные цели и задачи. С недавних пор в российскую практику вошло понятие налогового учета, предполагающего регистрацию фактов хозяйственной деятельности предприятия для целей налогообложения. Различия в учете доходов и расходов предприятия, определяемых для целей управления предприятием и для целей налогообложения, объективны, они существуют в учетной практике большинства государств.

Виды учета различаются по характеру обработки информации, степени детальности, периодичности составления, составу пользователей. Но характеризуют они одни и те же процессы на предприятии - снабжение, производство, реализация продукции, работ, услуг. Поэтому финансовый, управленческий, налоговый учет не существуют независимо друг от друга.

Методика построения западных учетных систем предусматривает организационное выделение различных видов учета в отдельные подсистемы: финансовая бухгалтерия, калькуляционная бухгалтерия, налоговый департамент. На российских предприятиях чаще всего встречается единая финансовая служба, в обязанности которой входит организация ведения

всех видов учета. При любом варианте организационного построения перед бухгалтерской службой возникает проблема формирования механизма взаимодействия управленческого, финансового и налогового учета. Здесь возможны различные варианты.

В практике западного учета применяются два основных варианта взаимосвязи управленческой и финансовой бухгалтерий с помощью контрольных счетов расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Для франкоязычных стран (Фршщия, Бельгия, Африка) характерна система отражающих счетов, в которой результат деятельности параллельно определяется и в финансовом, и в управленческом учете, а в начале и конце периода остатки по материальным счетам отражаются и сопоставляются.

В США, ФРГ, Канаде получила распространение система распределительных счетов. Подробный аналитический учет производственных затрат ведется в системе счетов управленческого учета, здесь же происходит перераспределение затрат по элементам, по центрам ответственности, и только результат этих расчетов переносится в систему финансового учета.

Англосаксонская система направлена на быстрое определение некоторых элементов себестоимости, она более оперативна, основной целью предполагает контроль за издержками. Французская система довольствуется лишь сегодняшней информацией, она предполагает более точное исчисление себестоимости, отдавая предпочтение тщательности учета в ущерб оперативности. Эти различия в целях и формах, характерные для середины XX века, в результате развития международного обмена опытом и развития электронных сетевых информационных технологий за следующие годы в значительной мере сгладились.

Оба рассмотренных выше варианта (адтономии и интеграции) могут реализоваться в единой системе бухгалтерских счетов. Это возможно при условии, что принципы, принятые в управленческом и финансовом учете, совпадают, что на практике встречается не всегда. Исходя из этого, следует рассматривать и возможность использования третьего варианта -самостоятельной системы управленческого учета со своей системой учетных регистров.

Подобная форма ведения управленческого учета сложилась в 70 - 80-х годах XX века в странах СЭВ (Германия, Венгрия, Чехословакия, Югославия) и применяется в настоящий момент в практике многих российских организаций. Управленческий учет в этом варианте ведется вне системы двойной записи финансовой бухгалтерии в отдельных регистрах и предназначен для решения управленческих задач эпизодического характера.

На современном этапе возникла концепция управления деятельностью организации через моделирование бизнес-процессов, что привело к созданию единых комплексных интегрированных учетно-упр^ленческих систем класса ERP. Технология работы таких систем заключена в структуризации всей деятельности предприятия на бизнес-процессы, диагностировании, теоретическом совершенствовании их и описании в учетно-управленческой системе с помощью определенных методик и программных продуктов. В ERP-системе организация управленческого учета также осуществляется в рамках обособленной системы аналитических измерений, связанной с финансовым блоком только единым процессом обработки первичных документов [2, с.182].

Например, программный продукт Microsoft Dinamics Nav предполагает тщательную настройку используемых аналитических измерений, количество и виды которых вводятся администратором системы одновременно с настройкой рабочего плана счетов и учетных групп.

На рисунке 1 представлен процесс ввода значений аналитического измерения «Переменные затраты», к которым относятся, в частности, затраты на покупку товаров, материальные затраты, заработная плата менеджеров по продажам и производственных рабочих.

Еще одним примером организации рассмотренного выше варианта взаимодействия подсистем бухгалтерского учета является отечественный программный продукт класса ERP 1С:Предприятие 8.0. На этапе подготовки информационной базы к работе устанавливаются параметры учетной политики организации, которые в дальнейшем будут определять способы формирования учетной и отчетной информации о хозяйственных операциях.

На рисунке 2 представлен фрагмент диалогового окна по формированию учетной политики организации. Различие в целях подготовки информации в подсистемах финансового и

управленческого учета приводит к необходимости создания специфического набора параметров учетной политики (способы оценки МПЗ, способы распределения общехозяйственных расходов, способы амортизации основных средств и т.д.). Придание регистру учетной политики свойства периодичности позволяет фиксировать в системе изменения в учетной политики организации с определенной даты._

© í.tMeрения

ЯШ

Код Названия

БИЗНЕС.., Бизнес группа

ДОГОВОР Дог свора с клиент.^ уи'погт

ЗАКУП.,, Закупщик

КЛИЕНТ Клиенты

КЛИЕНТ,.. Группа клиентов

НРЕГЕИД Налоговый Регистр Вид

НРЕГУСЛ Налоговым Регистр Усло[

ОТДЕЛ Отдел

'1ЕРЕМЕ.., Переменные

ПОСТАВ... Поставщик! I

<

Код Caption Бизнесгруппа Код Договор Код

Фильтр Caption Бизнесгруппа Фильтр Договор Фильтр

Описание

I

г

в ПЕРЕМЕННЫЕ Переменные - Измерение Значения

Кол Название И,. Группировка Блокмро...

1 Материальные затраты е.,

2 Затраты на покупку товаров е.,

3 Затраты из оплату труда е.,

< . 1ш U

Функции

Справка

J

Рисунок 1 - Настройка аналитического измерения «Переменные затраты» в

программе Microsoft Dinamics Nav

ЕЭ Учетная политика организаций

Действия" 'ev V ?

Организация:

Применяется с:

Система налогообложения:

ООО "Ин-Эгс"

01,01.2010

Общая

по 31,12.3011

Ц ЕНБДдля отдельных видов деятельности

Бухгалтерский учет | Производство Налог на прибыль НДС НДФЛ Страховые взносы Управл.учет

Способ оценки стоимости МПЗ:

По средней

Оценка стоимости материально-производственных запасов при выбытии, Способ оценки матери в переработку (счет003), всегда 'по средней",

По стоимости приобретения

Способ оценки товаров в рознице:

Для ведения учета торговой наценки (счет 42'Торговая наценка"! выбирается способ оценки toe;

Рисунок 2 - Фрагмент диалогового окна по формированию учетной политики

организации в «1С:Предприятие»

Для отечественного бухгалтерского учета традиционно была характерна полностью интегрированная система производственного и финансового учета. На многих предприятиях она применяется и сейчас. Организация управленческого учета в этом случае заключается в увеличении количества уровней аналитики, внедрении новых методов перераспределения затрат в процессе калькулирования себестоимости готовой продукции, составлении сегментированной внутрихозяйственной отчетности на основе информации бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета, действующим с 2002 года, предусмотрена возможность параллельного ведения учета затрат в системах собственно финансового учета и управленческого (^оизводственного) учета с использованием счетов-экранов 30-39. Варианты построения рабочих планов счетов с использованием 30-х счетов предлагались многими российскими исследователями: В.Ф. Палием, С.А. Рассказовой-^колаевой, МЛ. Бахрушиной. Однако такой способ ведения учета используют немногие организации. На практике хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают схему взаимодействия двух подсистем бухгалтерского учета, ориентируясь на свои финансовые возможности, степень автоматизации учетного процесса и анализ отличий методологий управленческого и финан-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. сового учета.

Проблема взаимодействия систем финансового и налогового учета также является актуальной для российских предприятий. С одной стороны, каждый собственник вправе вести учет так, чтобы получать информацию о финансовом состоянии предприятия и его финансовых результатах. С другой стороны, любое коммерческое предприятие является плательщиком налогов и обязательных сборов и по требованию государства исчисляет налогооблагаемую базу для выполнения своих обязательств перед бюджетом.

Правила исчисления результата деятельности хозяйствующего субъекта для целей финансового учета и для целей налогообложения часто существенно различаются. Налоговый и финансовый учет отличаются друг от друга в отношении понятий учета, целей и задач, принципов и способов ведения. В настоящее время учеными и практиками предлагаются различные подходы к организации взаимодействия систем финансового и налогового учета:

1) определение размера налогооблагаемой б азы путем корректировки результата, полученного в системе финансового учета;

2) автономное (парадлельное) ведение налогового и финансового учета;

3) ведение финансового учета по правилам налогового законодательства.

В России с началом рыночных преобразований законодательно был принят первый вариант. Он базиров алея на том, что в течение отчетного периода все факты хозяйственной деятельности отражались только в регистрах бухгалтерского (фжадсового) учета. В конце отчетного (итогового) периода полученные данные трансформировались. Преимуществом такой схемы являлось сохранение устойчивой и контролируемой связи между финансовым и налоговым учетом. Недостаток этого подхода заключался в том, что невозможно было получить отдельные данные налогового учета, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы [4].

Второй подход к организации взаимодействия систем финансового и налогового учета заключается в выделении налогового учета в обособленную учетную систему. С 2002 г. вступила в действие глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль», которая ввела в российскую практику понятие «учетной политики для целей налогообложения». В числе методологических положений предусматривался самостоятельный выбор предприятием из разрешенных НК РФ способа начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, правил ведения раздельного учета, базы, по которой распределяются налоговые обязательства между обособленными подразделениями организации и т.д.

Таким образом, различия в методике расчета прибыли для целей бухгалтерского и налогового учета были зафиксированы на законодательном уровне. Например, 318 и 319 статьи НК регламентировали порядок распределения прямых расходов при формировании стоимости остатков незавершенного производства и готовой продукции для целей налогового учета. В связи с этим большинство бухгалтеров отмечали значительное увеличение трудоемкости учетной работы. С введением в действие Закона 58-ФЗ от 21.07.05 была признана возможность утверждения в качестве методов формирования себестоимости для целей налогообложения приёмов и способов, зафиксированных в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Это существенно облегчило организациям нагрузку по ведению дополнительных расчетов себестоимости в системе налогового учета.

Поскольку 25 глава НК РФ не устанавливает обязательность ведения отдельных налоговых регистров, в некоторых организациях продолжают использовать упрощенную схему расчета налогооблагаемой базы. При этом бухгалтерия по итогам отчетных периодов составляет специальную таблицу, в которой фиксирует все возникшие за этот период расхождения между финансовым и налоговым учетом (расчет процентов за пользование кредитом, суммовые разницы, сверхнормативные расходы и т.д.).

Отечественный программный продукт «ЮПредприятие 8.0» предоставляет в настоящее время два варианта организации параллельного ведения бухгалтерского финансового и налогового учета. В качестве регистраторов хозяйственных операций в информационной ба-

зе выступают первичные документы. Операция «доведения» документа приводит к формированию проводок по счетам бухгалтерского учета в регистре, свойства и формат которого определяются на этапе конфигурирования системы [3].

В первом варианте, который реализован в версии программного продукта «1С:Буэтшггерия 8. Ред.1.6», учет ведется с использованием двух планов счетов - бухгалтерского и налогового (рисунки 3, 4).

Выбор объекта: План счетов X

Рисунок 3 - Диалоговое окно выбора плана счетов при настройке учета в

«1С:Б^галтерия 8. Ред.1.6»

Рисунок 4 - Параллельное формирование проводок по счетам бухгалтерского и

налогового учета (два плана счетов)

Таким образом, в единой информационной базе при вводе первичного документа одновременно формируются проводки по двум планам счетов (буэтадтерского и налогового учета).

Второй вариант предлагается разработчиками программного продукта в версии «ЮБуэтшггерия 8. Ред.2.0» (рисунок 5).

Бухгалтерский и налоговый учет

Действия № Ч « t I

Счет Дт Су б конто Дт Счет Кт Суб конто Кт Сумма Сумма МУДт

П одр аз... Дт Подразде... Кт Содержание Сумма ПР Дт

Сумма ВР Дт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валюта Дт Валюта Кт

Вал. сумма Дт Вал. сумма ...

Дж Кт 41.01 Рапашшс Поступление товаров,,, Основной склад 60.21 Anis контракту.,, Поступлен... USD 90 000,00 2 466 000,00 Поступление товаров по вх.д. от 2 466 000,00

П.

Рисунок 5 - Параллельное формирование проводок по счетам бухгалтерского и

налогового учета (один план счетов)

В нем бухгалтерский учет и налоговый учет ведутся с помощью единого плана счетов,

но с различными признаками учета (буэтадтерский - БУ, налоговый - НУ). Пользователь информационной системы в одном диалоговом окне может увидеть не только суммы проводок по различным подсистемам учета, но и суммы выявленных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом ЩР - постоянных, ВР - временных).

При этом алгоритм формирования показателей в проводке предполагает выполнение равенства:

БУ= НУ + ПР + ВР

Такая модель взаимодействия подсистем учета основана на единстве первичной информации и хозяйственных операций компании.

В основе третьего подхода к построению системы бухгалтерского учета лежит принцип приоритета правил налогового учета по сравнению с правилами ведения финансового учета. Два учета сближаются таким образом, чтобы упростить расчет налогов и минимизировать работу бухгалтера, при этом финансовому учету отводится второстепенная роль. Такой способ выбирают около 20% российских организаций. Однако ценой такого сближения зачастую является увеличение налоговых платежей, так как бухгалтерия отказывается от единовременного списания некоторых расходов в налоговом учете, тем самым завышая текущий налог на прибыль. Кроме того, занижается величина бухгалтерской прибыли, что может ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Выводы

На выбор схемы взаимодействия финансового и налогового учета влияет множество факторов: организационная структура хозяйствующего субъекта, отраслевая принадлежность и специфика деятельности, трудоемкость обработки учетной информации, численность бухгалтерского аппарата, оснащенность вычислительной техникой и программным обеспечением.

Литература

1. Ришар Жан. Бухгалтерский учет: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Бахрушина МЛ., Сидорова М.И., Борисова ЛИ. Стратегический управленческий учет/ М.: Издательство «Рид групп», 2011

3. Сидорова М.И. Методы стратегического управленческого учета. - М.:// Актуальные проблемы социально-эконош!ческого развития России, 2010, № 4, с.21-23

4. Аленина Е.Э. Кравцова В.И., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия

мгту «тми».

Моделирование информационно-экономической системы производственного предприятия с целью повышения его конкурентоспособности

[ц.э.н. проф. Басков Л.П., д.э.н. проф. Каменецкий В.А.

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

д.э.н. проф. Филякин ЮЛ. Университет машиностроения

Аннотация. В статье рассматривается система маркетинга в качестве информационно-экономической системы, ее целей и достоинств.

Ключевые слова: система маркетинга, модель информационно-экономической системы маркетинга.

Теория маркетинга начинается с его определения.

Теория маркетинга будет более обоснованной, а практика - более эффективной, если иметь представление о маркетинге фирмы как о информационно-экономической системе.

Маркетинг - это информационно-экономическая система, обеспечивающая эффективное продвижение продукта рыночной деятельности от производителя к потребителям и его продажу в условиях конкуренции с целью удовлетворения потребностей потребителей и по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.