Научная статья на тему 'Формирование информационно-образовательной среды школы как педагогическая проблема'

Формирование информационно-образовательной среды школы как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иксанова Н.Т.

Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, уровень жизни людей, национальная безопасность, роль государства в мировом сообщение. Новые условия в обществе требуют изменения в системе образования уникальном социальном институте, призванном развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; призванном удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни, а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей, в использовании их профессиональных навыков для развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-образовательной среды школы как педагогическая проблема»

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Иксанова Н.Т.

Ключевые слова: образовательная и информационная среда, психологическая и педагогическая сущность информационной среды, информационная революция, информационно-образовательная среда, информационные технологии обучения

76

Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, уровень жизни людей, национальная безопасность, роль государства в мировом сообщение.

Новые условия в обществе требуют изменения в системе образования - уникальном социальном институте, призванном развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; призванном удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни, а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей, в использовании их профессиональных навыков для развития общества.

Для этого необходимо создать новую образовательную среду, отвечающую требованиям общества и научного прогресса, таковой средой будет новая информационно-образовательная среда.

Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных. (С.Д.Деряба)

Она ориентирована на формирование личности по задаваемому образцу на основе возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. (В.А.Ясвин)

Образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение в контексте предметности

ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ.

1/2013

культуры общества. (Удалова Т.Ю., Федосеева A.M.)

Развивающий и формирующий эффект образовательной среды обусловлен ее психологической и педагогической сущностью. Психологическая сущность среды - совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Педагогическая сущность среды выражается в совокупности социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом).

Современная образовательная среда имеет и информационную сущность. Информационная среда - это совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры). Она представляет условия для становления субъекта информационного пространства, но степень ее благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками субъекта (информационный потенциал, характеризуемый некоторой априорной информированностью, когнитивностью, определенным уровнем инфопотребности).

Если до появления компьютеров под информационной средой понималось совокупность информационных условий существования субъекта, то в последнее время под информационной средой понимается не только информация, но и действия с ней, 1/2013_

компьютеры, технические средства, взаимодействие участников процесса.

Генезис понятия «информационная среда» тесно связан с информационными революциями. А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества:

1. Появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;

2. Изобретение письменности;

3. Изобретение книгопечатания;

4. Изобретение телеграфа и телефона;

5. Изобретение компьютеров и появление интернета.

Э. Тоффлер выделяет три «волны в развитии общества»:

- аграрная при переходе к земледелию;

- индустриальная во время промышленной революции;

- информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

1. Изобретение паровой машины в ХУШ веке;

2. Научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX в.;

3. Создание компьютеров в XX веке.

Каждая из этих периодизаций указывает, что с появлением компьютеров термин «информационная среда» вобрал в себя и компьютеризацию, развитие сетевых технологий, интерактивное взаимодействие субъектов. Таким образом, информационная среда - это совокупность технических _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

77

78

и программных средств хранения, обработки и передачи информации; компьютерной техники, средств телекоммуникаций и способов действия в среде, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации. (Ракитова А.И., Тофлера Э., Белла Д.).

Каждая информационная революция давала толчок развитию образования. Информационно-образовательная среда изменялась вместе с содержанием среды и взаимоотношением ее компонентов.

«Появление компьютера породило новое информационное поле - поле программных продуктов. Они отличаются от книг или лекций своим деятельностным, операциональным характером. Человек самостоятельно овладевает десятками программных продуктов, усваивая культуру их создателей. Таким образом, то, что раньше игнорировалось школой ввиду незначительного суммарного, теперь приобретает существенно большее значение и должно учитываться в конструировании учебного процесса» (М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, НЛ. Резник).

В современных условиях информационно-образовательная среда - это часть педагогической системы, отражающая определенные ее связи и элементы.(Солдаткин В.И.). Она представляет собой, объединенный общим интерфейсом, комплекс учебно-методических материалов дисциплины или курса, размещенный в сети с помощью программных средств, обеспечивают доставку, В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»К8Т_

аппаратно-которые хранение,

обработку и усвоение учебной информации, предоставляют выбор режима, контроля и коррекции самостоятельной учебной деятельности, а также позволяют преподавателю осуществлять косвенное управление самостоятельной работой.

Информационно-образовательная среда - системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. (O.A. Ильченко). Она является частью педагогической системы и ее обеспечения, т.е. подсистем: финансово-экономической, материально-технической, нормативно - правовой и маркетинговой.» (A.A. Андреев).

В условиях открытого информационного общества становятся доступными различные источники информации; личностно-ориентированные, развивающие, междисциплинарные подходы, принципы индивидуализации обучения могут найти реальное место в информационных моделях обучения.

Применение информационных технологий позволяют: использовать новые ресурсы информации, такие, как электронные учебники, виртуальные лаборатории; обеспечивать выход в глобальные компьютерные сети; осуществлять разработку и внедрение новой методической и технологической базы, способной учитывать специфику обучения учебному предмету на основе использования компьютерных и телекоммуникационных технологий.

1/2013

В формировании информационно-образовательной среды учебной деятель-ности участвуют:

- ученик - получает информацию, осмысливает и применяет;

- учитель - определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методов обучения, стиль общения и т.д.;

- педагогический коллектив учебного заведения - устанавливает общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и т.д.;

- родительская общественность -контролирует выполнение учеником

установленных норм учебного заведения, ведет воспитательную работу;

- государство как общественный институт - определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Таким образом, информационно -образовательная среда представляет собой качественно новый уровень организации обучения; систему, состоящую из современной компьютерной техники, взаимосвязанной между собой; программно-методического обеспечения; участников среды и норм, правил и закономерностей, управляющих средой и ее развитием.

Литература:

1. Трубина И.И., Мозолин В.В., Липатов В.В. Социализация учащихся в современном информационном обществе //Информатика и образование.- 2004.- №7.- С. 113-116.

2. Коротков A.M. Компьютерное образование с позиций системно-деятелъностного подхода //Педагогика.- 2004.- №2.- С. 5-10.

3. Коротков A.M. Компьютерное обучение: система и среда // Информатика и образование.- 2000.-№2.-С. 34-37.

4. Кузнецов A.A., Башенков СВ.,

Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Ми-лохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование.- 2005.-№2.- С. 1-12.

5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986.- 173 с.

6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: монография.-М.: ГосКоорцентр, 2002.- 296 с.

79

1/2013

ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.