Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа с использованием облачных технологий Google'

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа с использованием облачных технологий Google Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа с использованием облачных технологий Google»

Таким образом, использование виртуальных лабораторий, конструкторских и творческих сред, других ЭОР в проектно-исследовательской деятельности позволяет реализовать субъек-субъектный подход в освоении со -ответствующей междисциплинарной программы: ученики получают инструмент для научных открытий, а учителя — замечательное педагогическое средство: смоделировав заранее виртуальный эксперимент, учитель может подвести учеников к самостоятельному осознанию новых идей.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400.

3. 1С: Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия. http://obr.1c.ru/product.jsp?id=43

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа с использованием облачных технологий Google

У. Г. Скоропупова

Педагогический колледж № 18 «Митино», г. Москва

Формирование информационно-коммуникационной компетентности

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ GOOGLE

Формирование набора ключевых компетенций в процессе подготовки будущего учителя начальных классов становится одной из важнейших задач современного образования.

Современному учителю начальных классов необходимо уметь эффективно применять современные технологии в образовательном процессе, использовать ресурсы Всемирной паутины, информационно-коммуникационные технологии в общении и обмене информацией. Всеми этими компетенциями должен владеть выпускник педагогического колледжа — учитель начальных классов. Поэтому основным принципом работы современного преподавателя является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности студентов.

Организацию учебного процесса можно рассматривать как процесс управления, а преподавателя — как менеджера, реализующего функции планирования, организации, мотивации и контроля. Главная задача преподавателя — обучить студента навыкам и умению планировать и организовывать свою деятельность, умению работать с литературой, систематизировать и обобщать информацию, анализировать материал, логически мыслить. Приобретение таких навыков зависит от преподавателя, в частности от его умения качественно организовать работу. Важным моментом в повышении качества образования является технология преподавания дисциплины. При этом в понятие «технология» входит совокупность методов, способов и приемов, обеспечивающих планируемый конечный результат.

Сеймур Пейперт отмечал, что люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью.

Мобильность преподавателя, его умение эффективно применять информационные технологии в учебновоспитательном процессе, умение использовать имеющиеся ресурсы сети Интернет являются в настоящий момент одним из необходимых условий современного подхода к обучению.

В условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам к специалистам в области образования предъявляются новые требования, в том числе и в области информационных технологий. Одним из важнейших показателей подготовки учителя в современных условиях является информационнокоммуникационная компетентность педагога.

Под информационно-коммуникационной (ИКТ) компетентностью преподавателя подразумевается не только владение им полным набором пользовательских и инструментальных компетенций, умение решать различные педагогические задачи при помощи ИКТ, но и, прежде всего, готовность педагога к работе в условиях информатизации образования.

Можно выделить три уровня владения знаниями в области ИКТ:

Базовый: общие умения и навыки работы с ИКТ и использование в работе автоматизированного рабочего места учителя (компьютера, проектора, сканера, принтера).

Общепедагогический: общие направления использования ИКТ в процессе обучения и воспитания, навыки работы с цифровыми лабораториями и электронными образовательными ресурсами.

Предметный: готовность к использованию и внедрению ИКТ в преподавании учебных предметов (математики, биологии, географии и т. д.).

В настоящее время перед педагогической наукой стоит проблема поиска методов, подходов и условий подготовки учителя к преподаванию в современной школе.

Развитие образования на сегодняшний день ориентировано, прежде всего, на специалиста, способного к самостоятельному освоению и поиску знаний. Все более актуальными становятся задачи использования социальных сервисов Интернета, их потенциала в организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время преподавателю недостаточно овладеть информационными технологиями, важно осознать свое место и роль в современном образовательном процессе, овладеть соответствующими педагогическими технологиями.

Среда современных сетевых сервисов позволяет преподавателю перейти их разряда «читателей» в разряд «писателей». Каждый преподаватель имеет возможность опубликовать свои разработки, поделиться с коллегами наработками, узнать их мнение о своей работе. Информационные технологии стали действительностью для современного педагога.

В педагогическом колледже № 18 «Митино» уделяется большое внимание повышению информационнокоммуникационной компетентности преподавателей. Колледж обладает достаточной материально-технической базой, имеются три компьютерных класса, многие учебные аудитории оборудованы мультимедийным оборудованием. Службой информатизации постоянно проводятся семинары по возможностям сервисов Google, многие преподаватели имеют собственные сайты, странички в сети.

Рассмотрим основные возможности сервисов Google в процессе организации и осуществления образовательного процесса:

Google Apps Education Edition — это web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие студентам и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы.

Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный (и свободный от рекламы) набор инструментов, который позволит преподавателям и студентам более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться».

Онлайновые сервисы от Google обладают рядом достоинств, что дает возможность использовать их в любой образовательной среде, где есть сеть Интернет.

Выделим основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:

- минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие — наличие доступа в Интернет);

- облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера).

Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и учебными заведениями:

- работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства;

- поддерживающего работу в Интернете;

- все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны.

Gcoglc

Apps

для

учебных

заведений

Современные компьютерные технологии позволяют студентам и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т. д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде. Рассмотрим основные онлайновые сервисы на основе облачных вычислений, предоставляемые Google для учебных заведений:

Gmail. Gmail является полнофункциональным почтовым клиентом с обменом мгновенными сообщениями, голосовым и видеочатом, мобильным доступом, а также защитой от спама и вирусов. Основной особенностью данного почтового сервиса, по мнению разработчиков Gmail, является мощный алгоритм поиска по почтовой корреспонденции. Продуманная иерархия сообщений в Gmail, позволяет видеть сообщения в контексте и, если существуют ответы на отправленное или полученное сообщение, система Gmail автоматически отображает их в хронологическом порядке вместе с исходным сообщением. Эта цепочка сообщений позволяет отслеживать все сообщения и продолжать обсуждение в одном месте.

Календарь Google. Календарь Google — это, прежде всего, веб-инструмент управления и планирования. Создание календаря студенческих или кафедральных мероприятий, календарное планирование работы над дипломным проектом, совместное использование календарей для создания и просмотра расписаний занятий и консультаций — вот несколько примеров возможностей сервиса Календарь Google.

Группы Google. Группы Google — инструмент управления и групповой работы на основе модерируемых форумов и списков рассылок. В современном образовании на первый план выходит работа с Интернет, совместная деятельность, умение вести проекты и исследования, используя интернет-среду для обучения. Авторами статьи Группы Google используются как инструмент информирования всех участников образовательного процесса, для совместной работы над проектами, для общения и консультирования, для самовыражения.

Документы Google. Документы Google — это бесплатный набор веб-сервисов в форме программного обеспечения как услуга (SaaS), а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый Google.

Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введенным данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернету (при этом доступ защищен паролем).

Документы Google позволяют студентам и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, а преподавателям — контролировать и управлять этой работой. Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования и публикации в Интернете.

Сайты Google. Сервис Сайты Google — это конструктор сайтов с возможностью публикации видео, изображений, документов. Цель сервиса, по словам разработчиков, — «организовать единое интернет-пространство, где пользователи будут делиться информацией. Служба Сайты Google позволяет добавлять на сайт самую разнообразную информацию — календари, видео, изображения, документы и др.; определить параметры доступа к сайту.

Google Видео. Google Видео — сервис, совмещающий в себе видеохостинг пользовательских видеороликов и поисковую систему по ним. С помощью этого сервиса видеоролики можно безопасно размещать и просматривать. Для просмотра и добавления комментария не требуется никакого специального программного обеспечения, кроме обычного браузера.

Google Apps для учебных заведений — это тонко настраиваемые приложения для общения и совместной работы, которые благодаря облакам позволяют избежать многих проблем и расходов, связанных с обслуживанием программного и аппаратного обеспечения.

Стремительное распространение облачных вычислений ставит перед образовательной средой задачи интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения, пересмотра своей ИТ-инфраструктуры и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Специфика использования сервисов Google состоит в возможности совместной работы над любым контентом. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым и доступным как для коллег-преподавателей, так и для студентов. Целенаправленная работа преподавателей колледжа в этом направлении поможет сформировать будущим учителям культуру педагогической деятельности в Сети, будет способствовать системной работе в Интернете, поможет систематизировать свои материалы, приучит студентов к публичности педагогической работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Заславская О. Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов // Информатика и образование. — 2012. — № 1.

2. Сервисы Google. http://www.google.com

3. СидороваЕ. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.