Научная статья на тему 'Формирование информационно-экономического механизма управления уровнем асимметрии информации на региональном отраслевом рынке'

Формирование информационно-экономического механизма управления уровнем асимметрии информации на региональном отраслевом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕХАНИЗМ / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / ASYMMETRIC INFORMATION / COMPETITION / MECHANISM / TRADE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перскии Юрий Калманович, Дмитриев Дмитрий Владимирович

На основании результатов проведенного исследования в статье формируется механизм управления уровнем асимметрии информации. С учетом выявленных особенностей функционирования рынка в условиях асимметричного распространения информации разработаны модели прогноза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перскии Юрий Калманович, Дмитриев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the information-economic mechanism of information asymmetry level management at the regional branch market

On the basis of the research the article forms the mechanism of information asymmetry level management. Subject to ascertained market operation features under the terms of asymmetrical information distribution the models of market concentration changes forecast under the influence of the informational asymmetry are developed.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-экономического механизма управления уровнем асимметрии информации на региональном отраслевом рынке»

УДК 332.122.05:332.143 ББК 65.304

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ

Ю.К. Перский, Д.В. Дмитриев

На основании результатов проведенного исследования в статье формируется механизм управления уровнем асимметрии информации. С учетом выявленных особенностей функционирования рынка в условиях асимметричного распространения информации разработаны модели прогноза изменения концентрации рынка под воздействием асимметрии информации.

Ключевые слова: асимметрия информации, конкуренция, механизм, отраслевой рынок.

В условиях свободного функционирования отраслевых рынков хозяйствующие субъекты зачастую не в состоянии найти и обработать необходимую информацию. Преимуществом в данной сфере обладают крупные компании, которые, имея значительные ресурсы и возможности, могут не только идентифицировать информацию о параметрах рынка, но и эффективно ею манипулировать в целях укрепления рыночных позиций. Более мелкие компании в подавляющем большинстве не обладают материальной базой, технологиями и персоналом для решения задач информационного обеспечения деятельности. В результате рынки функционируют в условиях асимметричного распространения информации, что, как показали результаты анализа [1], оказывает непосредственное влияние на протекание конкурентных процессов.

Под асимметрией информации нами понимается мера неравномерного распределения информированности хозяйствующих субъектов в рамках системы об определенных данных относительно максимально возможной информированности [2].

Исследование проведено на примере регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края. Выбор данного рынка обусловлен тем, что наибольший удельный вес в структуре материальных затрат строительных компаний занимают железобетонные изделия (в среднем 65 % при строительстве десятиэтажного панельного дома). Также железобетонные изделия в течение десятилетий выступали основным материалом в жилищно-гражданском и промышленном строительстве. Это было связано с необходимостью ускоренного решения жилищной проблемы и климатическими условиями. В долгосрочной перспективе данный вид строительного материала останется основой полносборного домостроения.

При выборе видов асимметрии информации мы исходили из того, что предприятия при многих других обстоятельствах находятся под влиянием, как минимум, двух сил: прямых конкурентов и потребителей. Поэтому при исследовании спра-

ведливо использовать именно асимметрию информации между продавцом и покупателем о параметрах рынка, так как в этом случае представляется возможным проводить комплексный анализ рынка и вырабатывать эффективную государственную политику по конкурентному взаимодействию хозяйствующих субъектов.

Выбор ключевых параметров рынка при исследовании определяется факторами, влияющими на процесс ценообразования в условиях конкуренции. К ним относятся, прежде всего, рыночные позиции хозяйствующих субъектов рынка (наличие потенциальных конкурентов, цены, качество). На наш взгляд, данный перечень параметров является вполне достаточным для усиления конкуренции.

Учитывая специфику функционирования отраслевого рынка железобетонных изделий в условиях асимметрии информации, следует сформировать стратегические цели и задачи деятельности государственных органов управления конкурентной средой посредством регулирования уровня асимметрии информации. Цель стратегического управления - формирование конкурентной среды на отраслевом рынке железобетонных изделий. К задачам можно отнести формирование устойчивых связей органов управления уровнем асимметрии информации с хозяйствующими субъектами; формирование системы контроля качества информации; разработка решений об управлении уровнем асимметрии информации. Поэтому для решения задач стратегического управления важно разработать базовые элементы искомого информационноэкономического механизма. К ним следует отнести, прежде всего, рациональные структуры управления информационной системой; механизм принятия стратегического решения по управлению асимметрией информации; алгоритм взаимодействия государственных органов власти с предприятиями по поводу сбора, обработки и транслирования на рынок информации об его параметрах. Формирование данных элементов составляет основу механизма регулирования конкурентных

процессов посредством управления уровнем асимметрии информации.

Что касается структуры управления, то здесь целесообразно формировать матричную структуру, сочетающую преимущества линейно-функционального и программно-целевого управления (рис. 1).

Выбор данной формы организационной структуры обусловлен, прежде всего, возможностью быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям взаимодействия хозяйствующих субъектов рынка и более эффективно решать отдельные задачи управления уровнем асимметрии. Это, на наш взгляд, позволит наиболее быстро и качественно производить сбор и обработку первичной информации с ее последующем транслированием на рынок. Следует также отметить, что подразделения стратегического управления конкурентной средой должны в целом ориентироваться на генеральные цели и стратегии развития региональной экономической системы.

Как видно из рис. 2, процесс сбора исходной информации дифференцирован в зависимости от вида параметров рынка.

Информация о качестве железобетонных изделий поступает в базу данных от независимых лабораторий контроля качества строительной продукции. Это позволяет более объективно оценивать действительное качество железобетонных изделий, тем самым снижая вероятность попадания на рынок продукции, не удовлетворяющей требованиям государственных стандартов, и возможности манипулирования продавцами информацией о качестве. Источником информации о ценах на железобетонные изделия выступает непосредственно предприятия, которые в случае изменения цен на свою продукцию сообщают об этом государственным органам власти. Контроль качества информации о ценах в процессе ее обработки производится государственными органами власти совместно с независимыми аудиторскими компаниями.

Аудиторы производят выборочную проверку информации о ценах на основании первичной до-

кументации предприятий. По итогам проверки составляется сводная аналитическая таблица, в которой отражены цены реализации продукции по датам в разрезе предприятий. На основе данной информации органы государственной власти осуществляют сравнительный анализ фактических цен реализации с ценами транслируемыми предприятиями на рынок в конкретные промежутки времени. В случае выявления отклонений следует, что на рынке происходит искажение информации.

Если предприятие целенаправленно искажает информацию о ценах (ТЦ^ТФ), то по отношению к нему со стороны государственных органов власти предпринимаются различные санкции, а искаженная информация исправляется. При этом, на наш взгляд, целесообразно применять к недобросовестным предприятиям два вида санкций: занесение руководителей предприятий в список недобросовестных предпринимателей и штрафы. Формирование списка недобросовестных предпринимателей, целенаправленно транслирующих искаженную информацию на рынок, обусловлено тем, что данный список выступает в качестве сигнала недобропорядочности предпринимателя. Поэтому, если хозяйствующий субъект заинтересован в долгосрочном функционировании и формировании положительной репутации, то данный инструмент стимулирует предприятия к предоставлению качественной информации государственным органам власти.

Штрафы в рамках данного механизма выступают в качестве регулятора экономических интересов между продавцами и государственными органами власти. Как уже было показано, предприятия не заинтересованы в транслировании качественной информации на рынок. При отсутствии соответствующих интересов стратегическое поведение предприятий будет выражаться в двойственном поведении. С одной стороны, им целесообразно транслировать искаженную информацию органам власти для достижения определенных целей. Так, например, субъект, занимающий существенную долю рынка, может транслировать орга-

Г осударственные органы власти

Рис. 1. Структура информационной системы для управления уровнем асимметрии информации на рынке

нам власти информацию о поступательном росте цен на свою продукцию. В свою очередь, органы власти предоставляют искаженную информацию другим субъектам рынка. В результате на отраслевом рынке происходит постепенное сниже-

ние интенсивности конкуренции. С другой стороны, субъект параллельно может транслировать наиболее предпочтительным покупателям информацию о снижении цен на свою продукцию, тем самым увеличивая свои объемы продаж. Также

Рис. 2. Механизм взаимодействия органов государственной власти с предприятиями по поводу информационного обмена

возможна обратная ситуация на рынке железобетонных изделий, когда предприятия транслируют информацию о снижении цен, привлекая к себе потребителей. В процессе переговоров продавец имеет возможность обоснованно изменить свое решение о цене в сторону ее увеличения. В случае, когда покупатель не готов нести затраты на проведение переговоров с другим продавцом или его способность к торговым операциям низка, то он может уступить продавцу и приобрети товар по ценам выше транслируемых. Поэтому органам власти необходимо использовать инструменты согласования экономических интересов по поводу обмена качественной информацией между хозяйствующими субъектами.

В качестве основного экономического интереса предприятий выступает максимизация прибыли посредством асимметрии информации. В качестве основного интереса государственных органов власти можно выделить формирование конкурентной среды на рынках. Поэтому при установлении размеров штрафа за искажение информации следует руководствоваться тем, чтобы этот размер был равен ренте от асимметрии информации или превышал ее:

Ш >(| Цтр - Цфр\ )х е, (1)

где Ш - размер штрафа; Цтр - транслируемая предприятиям на рынок цена за определенный период; Црф - фактическая цена реализации в том же периоде; е - фактический объем реализации в том же периоде.

Также следует отметить, что в процессе обработки и сортировки исходной проверенной информации производится ее занесение в электронную базу данных, которая включает в себя три информационных блока по видам выделенных параметров рынка. Это позволяет, во-первых, оперативно управлять уровнем асимметрии информации между продавцами и покупателями, не нарушая системность функционирования информационно-экономического механизма; во-вторых, накапливать детализированные знания о развитии и текущем состоянии системы. Это позволит как государственным органам власти, так и предприятиям осуществлять качественный прогноз развития системы и на этой основе принимать более грамотные управленческие решения.

Далее, если информация о ценах исправлена или поступает без искажений (ТЦ = ТФ), то государственными органами власти принимается стратегическое решение о снижении или увеличении уровня асимметрии информации.

Механизм принятия стратегического решения по управлению асимметрией информации нами сформирован на основе результатов проведенного статистического анализа влияния асимметрии информации на конкурентные процессы

[3]. Процесс принятия стратегического решения об изменении конкурентной среды посредством управления асимметрией представлен на рис. 3.

Как видно из рис. 3, на первоначальном этапе региональные органы власти определяют количество предприятий, индекс Джини рынков продавцов и покупателей, тенденцию ценовой дисперсии и коэффициента «Херфиндаля-Хиршмана».

На втором этапе сопоставляется фактическое количество продавцов и покупателей на рынке с нормативными значениями. В случае, если фактическое количество продавцов и покупателей превышает нормативные значения, рынок функционирует в условиях информационной асимметрии о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах; если фактические значения числа хозяйствующих субъектов ниже нормативных, то сопоставляются фактические значения индекса Джини с определенными нами значениями. Соответствие индекса Джини заданным нормативам свидетельствует об отсутствии асимметрии между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах. Если прослеживается обратная ситуация, то высока вероятность наличия данного вида асимметрии. Данная процедура выполняется только с целью выявления асимметрии информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах, так как информация о качестве железобетонных изделий всегда распространяется асимметрично в условиях свободного функционирования рынка.

Следующим шагом в предлагаемом алгоритме является анализ динамики дисперсии цен как косвенного показателя наличия асимметрии информации на рынке. Необходимость в данной процедуре обусловлена тем, что нормативные значения второго этапа сформированы исходя из допущения об устойчивой склонности хозяйствующих субъектов к проведению маркетинговых исследований. В действительности в рыночных условиях склонность к исследованию рынка предприятиями и интенсивность конкурентных процессов могут изменяться под воздействием других различных факторов, поэтому изменяется и структура рынка, при которой информация о ценах распространяется симметрично. Однако, по нашим наблюдениям, в условиях стабильного развития экономической системы склонность предприятий к маркетинговым исследованиям также остается на стабильном уровне. Поэтому если при соответствии фактических значений индекса Джини нормативным на рынке формируется тенденция к увеличению разброса цен, то вероятнее всего информация распространяется асимметрично. Если наблюдается обратная ситуация, то высока вероятность симметричного

и

й

Ё

о

а

о

Рч

Определение количества продавцов (Кпр)

Определение количества покупателей (Кпок)

Определение тенденции ценовой дисперсии

Определение индекса Джини на рынках продавцов ^пр) и покупателей ^пок)

Определение тенденции индекса «Херфиндаля-Хиршмана»

нет да

0пр<0,06 «-1 нет 0пр<0,1

Опок<0,09 Опок<0,1

да

да

АІК-п »0

Определяется значение коэффициента сопротивления структур рынков продавцов и покупателей (Кс=Кпр/Кпок)

АІЦ- п > 0

АІП-п > 0

да

Рост ценовой дисперсия

1 нет г

АІ П- п » 0

1 Ы Ы ННІ

АІЦ ^ п - п Т ННІ

1 АІКЧ п-п Т ННІ

Т АІК-п і ННІ

нет —> Т АІ Ц_ п і ННІ

Т АІКЧ-п і ННІ

Кс>10

Т АІ К-п т ННІ

да —► Т АІ Ц_ п Т ННІ

Т АІ КЧ-п Т ННІ

і АІпК--пп і ННІ

—► і АІ п п і ННІ

і АІ КЧ- п і ННІ

Рис. 3. Формирование стратегического решения по управлению асимметрией информации

распространения информации на рынке между продавцами и покупателями о ценах.

После оценки наличия или отсутствия асимметрии на рынке определяются возможные варианты формирования конкурентной среды посредством управления асимметрией информации. Если определено, что информация о виде параметра рынка распространяется симметрично, то на рынке формируются тенденции, согласно которым при росте концентрации рынка происходит сни-

жение асимметрии информации о виде параметра и наоборот. Если определено наличие асимметрии информации по видам параметров, то рассчитывается коэффициент сопротивления структур рынков продавцов и покупателей. Данный коэффициент позволяет определить формирующиеся тенденции изменения концентрации рынка под воздействием уровня асимметрии. Превышение фактического значения данного коэффициента нормативному свидетельствует о формирующей-

ся однонаправленной тенденции изменения уровня асимметрии и концентрации рынка. Если фактическое значение коэффициента меньше нормативного, то на рынке формируются тенденции, аналогичные ситуации симметричного распространения информации.

Далее, следуя предлагаемому алгоритму, после определения возможных вариантов формирования конкурентной среды региональные органы власти анализируют изменения тенденции концентрации рынка и на этой основе окончательно определяют стратегическое решение о снижении или повышении уровня асимметрии информации. При этом региональные органы власти могут регулировать уровень конкуренции посредством изменения отдельных видов асимметрии информации. Это позволит, например, смягчить ожесточенное ценовое противостояние, и тем самым не допустить постепенного снижения деловой активности на рынке.

В целях прогнозирования изменения интенсивности конкурентных процессов под воздействием асимметрии информации нами были сформированы модели, дифференцированные в зависимости от возможных вариантов формирования конкурентной среды.

В свете вышесказанного математические модели прогноза для каждого варианта изменения концентрации рынка под воздействием видов асимметрии информации логично представить в следующем виде:

1) для ситуации, когда на рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате увеличения (уменьшения) уровня асимметрии информации:

НН1 = а0 + ахЛ1ПТ-п + «2А1 п-п + а3А1 гЧ-п; (2)

2) для ситуации, когда на рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате уменьшения (увеличения) уровня асимметрии информации:

НН1 = а0 - а1 А1П-П - а2А1Ц-п - а3А1 §Чг. (3)

Однако в процессе проводимого нами анализа выяснилось, что некоторые параметры уравнений регрессии приобретают противоположные знаки и не поддаются экономической интерпретации. Данная ситуация связана с наличием мультиколлинеарности, о чем свидетельствует проведенный анализ матрицы парных коэффициентов корреляции (табл. 1).

Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции показывает, что при ситуации 1 результативный показатель наиболее тесно связан с асимметрией информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков). В то же время наблюдается достаточно тесная связь между признаками-аргументами. Так, имеется существенная связь асимметрии информации между продавцами и

покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) с асимметрией информации между продавцами и покупателями о ценах. Данное обстоятельство связано с тем, что, с одной стороны, полная информированность предприятий о конкурентах (потенциальных поставщиках) значительно увеличивает возможности идентификации цен. С другой стороны, полная информированность хозяйствующих субъектов о ценах предполагает абсолютную информированность и о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков).

Также прослеживается тесная связь асимметрии информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах с асимметрией информации между продавцами и покупателями о качестве. Взаимовлияние между данными параметрами обусловлено тем, что полная информированность о качестве железобетонных изделий предполагает абсолютную информированность о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков). В свою очередь, как было показано выше, полная информированность предприятий о конкурентах (потенциальных поставщиках) значительно увеличивает возможности идентификации цен. Обратную связь между данными параметрами можно обосновать тем, что информированность о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) позволяет наиболее крупным компаниям в определенной степени идентифицировать действительное качество железобетонных изделий.

Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции, которая характеризует ситуацию 2, показывает практически функциональную связь результативного показателя с видами асимметрии. Также прослеживается практически функциональная связь между факторами. В результате целесообразно сформировать однофакторные модели прогноза, что позволит более качественно определить характер зависимости между отдельными видами асимметрии и концентрации рынка в рамках каждой отдельной ситуации.

Таким образом, по результатам проведенного анализа модели стратегического планирования целесообразно представить в следующем виде (табл. 2).

Анализ параметров уравнений регрессии в рамках ситуации 1 позволил определить, что модель прогноза изменения коэффициента «Хер-финдаля-Хиршмана» под воздействием асимметрии информации между продавцами и покупателями о качестве является незначимой. Об этом свидетельствует полученное значение Б-критерия, которое не превышает табличного значения. Также прослеживается слабая связь между коэффициентом «Херфиндаля-Хиршмана» и

асимметрией информации о ценах и качестве.

Таблица 1

Матрицы парных коэффициентов линейной корреляции многофакторных моделей прогноза

Ситуация 1. На рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате увеличения (уменьшения) уровня асимметрии информации

Асимметрия между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (поставщиков) Асимметрия между продавцами и покупателями о ценах Асимметрия между продавцами и покупателями о качестве Коэффициент «Херфиндаля- Хиршмана»

Асимметрия между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (поставщиков) 1,00 0,76 0,61 0,83

Асимметрия между продавцами и покупателями о ценах 0,76 1,00 0,71 0,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Асимметрия между продавцами и покупателями о качестве 0,61 0,71 1,00 0,27

Коэффициент «Херфин-даля-Хиршмана» 0,83 0,41 0,27 1,00

Ситуация 2. На рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате уменьшения (увеличения) уровня асимметрии информации

Асимметрия между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (поставщиков) Асимметрия между продавцами и покупателями о ценах Асимметрия между продавцами и покупателями о качестве Коэффициент «Херфиндаля- Хиршмана»

Асимметрия между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (поставщиков) 1,00 0,98 0,99 -0,81

Асимметрия между продавцами и покупателями о ценах 0,98 1,00 0,99 -0,89

Асимметрия между продавцами и покупателями о качестве 0,99 0,99 1,00 -0,87

Коэффициент «Херфин-даля-Хиршмана» -0,81 -0,89 -0,87 1,00

С экономической точки зрения данную ситуацию можно объяснить тем, что она характеризуется периодом нестабильного развития социально-экономической системы России (с 1996 по 2001 гг.), что вызвало неоднозначность в анализе влияния определенных выше видов асимметрии информации на степень монополизации рынка. Затяжной переход к новой экономической системе в 1991 году и кризис 1998 года болезненно отразились на развитии экономики в целом, что непосредственно оказало влияние на формировании основных факторов эффективного функционирования отраслевых рынков и отдельных предприятий. Данный период характеризовался постоянным переделом собственности, проведением

реструктуризации предприятий, стремлением адаптироваться под новые условия рыночной экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры. Внешняя среда, в которой действуют предприятия, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. В результате, с одной стороны, на формирование конкурентной среды в наибольшей степени оказывают влияние неинформационные факторы, с другой, в совокупности данные обстоятельства приводят к разрыву информационных связей рынка. Поэтому, как показали результаты нашего анализа, в период кризисных явлений региональным органам власти целесообразно снижать уровень асиммет-

Таблица 2

Модели прогноза степени монополизации рынка (в результате управления уровнем асимметрии информации)

Ситуация 1. На рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате увеличения (уменьшения) уровня асимметрии информации

Уравнение регрессии Наименование параметров

ННІ = -432,497+1,7 АІ К-П НН1 - коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана»; А1§-П - асимметрия информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков)

ННІ = 43,806+0,637 АІ Ц_п НН1 - коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана»; А1Ц-П - асимметрия информации между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия

ННІ = 845,98+0,027 АІКЧП НН1 - коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана»; А1КЧП - асимметрия информации между продавцами и покупателями о качестве железобетонных изделий

Ситуация 2. На рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате уменьшения (увеличения) уровня асимметрии информации

Уравнение регрессии Наименование параметров

ННІ=1801,81-1,62 АІ К-П НН1 - коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана»; А1К-П - асимметрия информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков)

ННІ=1638,04-0,727 АІ Ц_ п НН1 - коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана»; А1Ц-П - асимметрия информации между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия

ННІ = 1618,34-0,11 АІ КЧП НН1 - коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана»; А1 §ЧП - асимметрия информации между продавцами и покупателями о качестве железобетонных изделий

рии информации, что позволит сформировать устойчивые информационные связи и в определенной степени оказать созидательное влияние на формирование конкурентной среды региональных отраслевых рынков.

Иная тенденция прослеживается при анализе уравнений регрессии ситуации 2. Данный анализируемый период (2002-2007 гг.) характеризуется стабильным развитием региональной экономической системы, когда формируются более устойчивые связи между хозяйствующими субъектами. Поэтому коэффициенты детерминации свидетельствуют о существенной значимости сформированных моделей прогноза. Как показывают результаты нашего анализа, на данном этапе развития экономической системы государственным органам власти в целях формирования конкурентной среды необходимо увеличивать уровень асимметрии информации. Данное обстоятельство связано с тем, что при стабильном развитии региональной (национальной) экономики, предприятия, обладающие значительными финансовыми возможностями и стремящиеся к монопольной власти, в условиях симметричного распространения информации о позициях конкурентов получают возможность сформировать более эффективную политику взаимодействия с конкурента-

ми, что способствует ускоренному росту концентрации рынка.

Таким образом, сформированный нами информационно-экономический механизм позволяет региональным органам власти принимать более эффективные решения по поводу управления конкурентными процессами на региональном отраслевом рынке в зависимости от характера временного этапа развития экономической системы.

Литература

1. Дмитриев, Д.В. Влияние асимметрии информации на развитие конкурентных процессов регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края / Д.В. Дмитриев // Труды 111 Всероссийского симпозиума по экономической теории - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - Т. 2. - С.64-67.

2. Дмитриев, Д.В. Понимание асимметрии информации в анализе отраслевых рынков Д.В. Дмитриев // Труды VI Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - Т. 1. - С. 128-132.

3. Дмитриев, Д.В. Моделирование возможных тенденций изменения конкурентной среды под воздействием асимметрии информации / Д. В. Дмит-

риев // Экономическое развитие в современном мире: Россия и Азия в условиях глобальной экономической нестабильности. Материалы шестой Меж-

дународной научно-практической конференции. (Екатеринбург, 24-25 апреля 2009 г.). - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2009. - С117-123.

Поступила в редакцию l0 февраля 2009 г.

Перский Юрий Калманович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и отраслевых рынков Пермского государственного университета. Область научных интересов - современные методы анализа экономических систем и процессов и их приложения в задачах макро- и микроанализа экономики (государственное регулирование и повышение конкурентоспособности субъектов экономики и функциональных подсистем - образование, сфера услуг и др.). Контактный телефон: (8-342) 2396588; (8-342) 2396286. E-mail: [email protected], [email protected]

Yury Kalmanovich Persky. Doctor of Economics. Professor, Head of the Economic Theory and Regional Market department at Perm State University. Scientific interest: modern methods of economical systems and processes analysis and their application in economical macro- and microanalysis (state regulation and increase of competitiveness among economical subjects and functional subsystems - education, service industry, etc). Contact phone number: 007-342-2396588; 007-342-2396286. E-mail: [email protected], [email protected]

Дмитриев Дмитрий Владимирович. Ассистент, аспирант очной формы обучения кафедры экономики и организации промышленного производства Пермского государственного технического университета, г. Пермь. Область научных интересов - государственное регулирование отраслевых рынков. Контактный телефон: 89028331351. E-mail: [email protected]

Dmitry Vladimirovich Dmitriev. Assistant, post-graduate student of full-time tuition at the Economy and Commercial Production Organization department at Perm State Technical University, Perm. Scientific interest: regional market state regulation. Contact phone number 007-9028331351. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.