Научная статья на тему 'Статистическая оценка влияния уровня асимметрии информации на степень монополизации регионального отраслевого рынка'

Статистическая оценка влияния уровня асимметрии информации на степень монополизации регионального отраслевого рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / ASYMMETRY OF INFORMATION / COMPETITION / BRANCH MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Д. В.

На основе статистического анализа определяются особенности функционирования регионального отраслевого рынка железобетонных изделий в условиях асимметричного распространения информации. Выявляются закономерности влияния уровня асимметрии информации на конкурентные процессы отраслевого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical estimation of influence of the level of the information asymmetry on degree of monopolization of the regional branch market

Within the limits of given article on the basis of the statistical analysis features of functioning of the regional branch market of ferroconcrete products in the conditions of asymmetric distribution of the information are defined. Laws of influence of the level of the information asymmetry on competitive processes of the branch market are revealed.

Текст научной работы на тему «Статистическая оценка влияния уровня асимметрии информации на степень монополизации регионального отраслевого рынка»

УДК 332.122.05:332.143

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА СТЕПЕНЬ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА © Д.В. Дмитриев

На основе статистического анализа определяются особенности функционирования регионального отраслевого рынка железобетонных изделий в условиях асимметричного распространения информации. Выявляются закономерности влияния уровня асимметрии информации на конкурентные процессы отраслевого рынка.

Ключевые слова: асимметрия информации; конкуренция; отраслевой рынок.

Практическое исследование информационной асимметрии уже давно стало необходимостью при анализе и прогнозировании конкурентных процессов. Серьезным основанием для этого является предположение традиционного микроэкономического анализа о том, что все участники рыночных операций имеют полную информацию относительно параметров и характеристик всех товаров и услуг, обращающихся на различных рынках. Это выступает важным условием функционирования конкурентных рынков.

Под асимметрией информации нами понимается мера неравномерного распределения информированности хозяйствующих субъектов в рамках системы об определенных данных относительно максимально возможной информированности [1].

Исследование проведено на примере регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края. Выбор данного рынка обусловлен тем, что наибольший удельный вес в структуре материальных затрат строительных компаний занимают железобетонные изделия (в среднем 65 % при строительстве десятиэтажного панельного дома). Также железобетонные изделия в течение десятилетий выступали основным материалом в жилищно-гражданском и промышленном строительстве. Это было связано с необходимостью ускоренного решения жилищной проблемы и климатическими условиями. В долгосрочной перспективе данный вид строительного материала останется основой полносборного домостроения.

В организационном плане развитие строительного комплекса требует привлечения предприятий различных подотраслей, производящих строительные материалы и технику, выполняющих строительные рабо-

ты и оказывающие различные услуги. Развитие строительной отрасли порождает мультипликативный эффект от функционирования связанных с ней рынков (электроэнергетический рынок, рынок транспортных услуг, машиностроения, финансовых услуг, нефтепродуктов и т. д.). Чтобы оценить данный эффект, необходимо моделирование каждого рынка. Это особенно актуально для отраслей, связанных между собой технологической цепочкой производства, поскольку низкая конкуренция по причине асимметрии информации на одном отраслевом рынке может привести к неблагоприятным последствиям функционирования смежных отраслевых рынков.

При моделировании отраслевых рынков следует учитывать, что предприятия при многих других обстоятельствах находятся под влиянием как минимум двух сил: прямых конкурентов и потребителей. Поэтому при построении модели справедливо использовать именно асимметрию информации между продавцом и покупателем о параметрах рынка, т. к. в этом случае представляется возможным проводить комплексный анализ рынка и вырабатывать эффективную государственную политику по конкурентному взаимодействию хозяйствующих субъектов рынка.

Выбор ключевых параметров рынка при исследовании определяется факторами,

влияющими на процесс ценообразования в условиях конкуренции. К ним относятся, прежде всего, рыночные позиции хозяйствующих субъектов рынка (наличие потенциальных конкурентов, цены, качество). На наш взгляд, данный перечень параметров является вполне достаточным для усиления конкуренции.

Для статистического анализа использовался сформированный нами подход количественного определения уровня асимметрии информации [2], который позволяет провести обстоятельное изучение влияния асимметрии информации на степень монополизации регионального отраслевого рынка. Результаты расчетов анализируемых показателей приведены в табл. 1.

По результатам анализа влияния асимметрии информации между продавцами и покупателями на степень монополизации регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края следует, что данная зависимость описывается квадратичной функцией (рис. 1). Это свидетельствует о том, что рост уровня асимметрии информации между продавцами и покупателями может инициировать как увеличение, так и снижение степени монополизации рынка.

Коэффициенты детерминации свидетельствуют о достаточно высокой силе влияния уровня асимметрии информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах на степень концентрации рынка. Влияние уровня асимметрии информации между продавцами и покупателями о качестве на уровень монополизации рынка характеризуется умеренной силой (табл. 2).

Для более глубокого понимания выявленной зависимости нами был проведен детальный анализ обозначенных на рис. 1 кластеров.

Таблица 1

Динамика асимметрии информации и концентрации рынка

Вид асимметрии информации Период

1996 1997 1998 1999 2000 2001

Между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) 883,72 918,94 869,16 1061,38 1146,86 1176,75

Между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия 2010,76 2054,20 1663,99 2019,36 2175,39 2196,52

Между продавцами и покупателями о качестве изделий конкурентов (потенциальных поставщиков) 14868,10 20826,70 14171,14 19722,20 21230,76 13366,00

Коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана» 918,51 1083,70 1264,16 1216,81 1388,38 1733,62

Вид асимметрии информации Период

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) 301,38 438,76 504,94 438,55 520,01 512,11

Между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия 414,09 717,77 851,10 769,59 912,34 980,23

Между продавцами и покупателями о качестве изделий конкурентов (потенциальных поставщиков) 2737,46 4309,77 5616,71 4781,12 6078,69 6009,88

Коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана» 1311,38 1227,91 1037,40 988,74 1050,45 868,11

Кластеры 2, 4, 6 описывают влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями на индекс концентрации в период с 1996 по 2001 г. Влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями в данном периоде характеризуется тем, что при увеличении ее уровня формируется тенденция роста степени монополизации рынка. В данном периоде наблюдается наибольшее количество хозяйствующих субъектов по сравнению с последующими периодами, что влечет увеличение числа возможных информационных связей и росту трансакционных издержек (табл. 3).

Несмотря на снижение количества продавцов железобетонных изделий и роста концентрации, общее количество потенциальных информационных связей возрастает, что обусловлено существенным влиянием рынка общестроительных работ по возведению зданий на уровень асимметрии информации между продавцами и покупателями в сторону ее увеличения. Об этом свидетельствует анализ диаграмм рассеянья, отражающих влияние асимметрии между продавцами и уровнем концентрации рынка железобетонных изделий (рис. 2). Исключение влияния структурных особенностей рынка покупателей позволяет утверждать о достоверности результатов качественного анализа: снижение степени монополизации сопровождается ростом асимметрии информации и наоборот.

Рис. 1. Диаграммы рассеиванья, описывающие влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями на коэффициент Херфиндаля-Хиршмана

При большом количестве предприятий на рынке общестроительных работ по возведению зданий интенсивность конкуренции между ними возрастает. В результате строительные компании в наибольшей степени стремятся получить более качественную ин-

формацию о позициях своих конкурентов, а с наиболее известными, проверенными поставщиками сформировать устойчивые долгосрочные связи. Данный анализируемый период характеризуется нестабильным развитием экономики страны, что также способ-

ствует формированию долгосрочных вертикальных связей между предприятиями рынков, связанных технологической цепочкой производства. Как следствие, формируется рост уровня концентрации на рынке железобетонных изделий.

В 2002 г. тенденция резко меняется: асимметрия резко снижается, а коэффициент Херфиндаля-Хиршмана значительно увеличивается (табл. 1). Изменение тенденции обусловлено значительным снижением числа возможных информационных связей. В этом периоде количество продавцов и покупателей минимально, интенсивность информационного обмена возрастает, предприятия получают большую возможность выявления качественной информации о параметрах рынка. Поэтому, по сравнению с другими анализируемыми периодам, коэффициенты асимметрии информации принимают минимальные значения, а уровень концентрации -максимальное.

В последующем анализируемом периоде с 2003 по 2007 г. в целом прослеживается тенденция снижения степени монополизации рынка железобетонных изделий под воздействием роста асимметрии информации между продавцами и покупателями (рис. 1, кластеры 1, 3, 5). Данное обстоятельство связано

с тем, что при стабильном развитии региональной (национальной) экономики, предприятия, обладающие значительными финансовыми возможностями и стремящиеся к монопольной власти, в условиях симметричного распространения информации о позициях конкурентов получают возможность сформировать более эффективную политику взаимодействия с конкурентами, что способствует ускоренному росту концентрации рынка.

На основании результатов проведенного нами исследования, можно выделить две принципиальных ситуации функционирования отраслевого рынка, которые характеризуются спецификой влияния асимметрии информации на протекание конкурентных процессов:

1) ситуация 1, которая характеризует этап нестабильного развития экономической системы. В этом случае на рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате увеличения (уменьшения) уровня асимметрии информации;

2) ситуация 2, которая характеризует этап стабильного развития экономической системы. В этом случае на рынке формируется тенденция роста (снижения) в результате уменьшения (увеличения) уровня асимметрии информации.

Таблица 2

Коэффициенты детерминации, характеризующие степень влияния уровня асимметрии информации на коэффициент Херфиндаля-Хиршмана

Виды асимметрии информации Коэффициент детерминации

Между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) 0,79

Между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия 0,88

Между продавцами и покупателями о качестве изделий конкурентов (потенциальных поставщиков) 0,49

Таблица 3

Динамика общего количества предприятий и возможных информационных связей

между продавцами и покупателями

Наименование показателя 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Количество продавцов 32 26 28 28 27 23

Количество покупателей 532 538 441 524 526 479

Всего хозяйствующих субъектов 564 564 469 552 553 502

Общее количество потенциальных связей 317532 317532 219492 304152 305256 251502

Наименование показателя 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Количество продавцов 21 24 26 27 28 47

Количество покупателей 128 217 252 233 268 256

Всего хозяйствующих субъектов 149 241 278 260 296 303

Общее количество потенциальных связей 22052 57840 77006 67340 87320 91506

Рис. 2. Диаграммы рассеиванья, описывающие влияние асимметрии информации между продавцами на коэффициент Херфиндаля-Хиршмана

Таким образом, выявленные особенности влияния асимметрии информации на конкурентные процессы позволяют сформировать информационно-экономический механизм

управления уровнем асимметрии информа-

ции и тем самым более эффективно управлять конкурентными процессами на региональном отраслевом рынке в зависимости от характера временного этапа развития экономической системы.

1. Дмитриев Д.В. Понимание асимметрии информации в анализе отраслевых рынков // Труды VI Всерос. конф. молодых ученых по институциональной экономике. Екатеринбург, 2008. Т. 1. С. 128-132.

2. Дмитриев Д.В. Влияние асимметрии информации на развитие конкурентных процессов регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края // Труды III Всерос. симпозиума по экономической теории. Екатеринбург, 2008. Т. 2. С. 64-67.

Поступила в редакцию 9.06.2009 г.

Dmitriev D.V. Statistical estimation of influence of the level of the information asymmetry on degree of monopolization of the regional branch market. Within the limits of given article on the basis of the statistical analysis features of functioning of the regional branch market of ferroconcrete products in the conditions of asymmetric distribution of the information are defined. Laws of influence of the level of the information asymmetry on competitive processes of the branch market are revealed.

Key words: asymmetry of information; competition; branch market.

УДК 338.48

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕГИОНЕ1 © Т.В. Головачева

В статье исследуются состояние здравоохранения в регионе и предпосылки использования региональных факторов для его развития.

Ключевые слова: региональное здравоохранение; ретроспектива развития; потенциальные факторы развития.

Обобщающим критерием развития страны или региона в настоящее время считается индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В начале 1990-х гг. группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала (human development). Эта концепция несколько противостоит традиционному пониманию результата развития как количественного роста материальных благ и услуг. Доминантным критерием развития при этом считается развитие человека посредством расширения возможности выбора через рост продолжительности жизни, развитие образования и дохода. Само человеческое развитие при этом выступает как цель и главный критерий общественного прогресса, а не как средство для экономического роста отдельной страны. При этом базовыми показателями являются: долголетие, образование, доход, т. е. количественные показатели, пригодные для международных сопоставлений. При соизмерении этих базовых показателей

1 При написании статьи были использованы материалы аналитического доклада Департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области.

видно, что Россия занимает невысокое место и скорее относится к группе среднеразвитых стран. Главная причина столь неблагополучного положения даже не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Среди факторов, определяющих продолжительность жизни, можно назвать несколько комплексных параметров:

- уровень социально-экономического развития территории;

- безопасность жизнедеятельности;

- этнокультурные традиции;

- стабильность политического устройства;

- состояние развития здравоохранения.

Как показывает анализ, последняя причина действует на продолжительность жизни и определяет ее количественный уровень приблизительно на 10-15 %. Но в контексте изучения влияния региональных факторов оказывается, что развитие медицинского обслуживания, во многом зависящее от действий региона, определяет продолжительность жизни при прочих стабильных условиях приблизительно на 30 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.