МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ АСИММЕТРИЕЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ
Ю. к. перский,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и отраслевых рынков Пермский государственный университет
д. в. Дмитриев,
аспирант
Пермский государственный технический университет
В статье формируется подход к количественному измерению уровня асимметрии информации. На основе статистического анализа выявлены особенности влияния асимметрии информации на конкурентный процесс; моделируются возможные структурные состояния отраслевого рынка; предложен механизм принятия стратегического решения по управлению уровнем асимметрии информации.
Ключевые слова: асимметрия информации, конкуренция, механизм, отраслевой рынок.
Необходимость исследования проблемы асимметрии информации обусловлена, прежде всего, тем, что в традиционной теории конкуренции предполагается полная информированность экономических агентов с безграничными способностями к обработке информации. В действительности рынки функционируют в условиях асимметрии информации. Как показывают результаты многих исследований, данное обстоятельство оказывает негативное влияние на протекание конкурентных процессов, а существующие механизмы сглаживания эффектов асимметрии информации малоэффективны и могут способствовать ускорению монополизации рынка. По очевидным причинам в подобных случаях требуется государственное вмешательство. Поэтому возникает настоятельная необходимость в разработке информационно-экономического механизма, действие которого должно быть направлено на снижение негативных последствий асимметрии информации и усиление
интенсивности конкурентного взаимодействия на региональном отраслевом рынке.
Наше исследование проведено на примере регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края. Выбор данного рынка обусловлен тем, что наибольший удельный вес в структуре материальных затрат строительных компаний занимают железобетонные изделия (в среднем, 65 % при строительстве десятиэтажного панельного дома). Также железобетонные изделия в течение десятилетий выступали основным материалом в жилищно-гражданском и промышленном строительстве. Это было связано с необходимостью ускоренного решения жилищной проблемы и климатическими условиями. В долгосрочной перспективе данный вид строительного материала останется основой полносборного домостроения [2].
В организационном плане развитие строительного комплекса требует привлечения предприятий различных подотраслей, производящих строительные материалы и технику, выполняющих строительные работы и оказывающих различные услуги. Развитие строительной отрасли порождает мультипликативный эффект от функционирования связанных с ней рынков (электроэнергетический рынок, рынок транспортных услуг, машиностроения, финансовых услуг, нефтепродуктов и т. д.). Поэтому, чтобы оценить данный эффект, необходимо моделирование каждого рынка. Это особенно актуально для отраслей, связанных между собой технологической цепочкой производства, посколь-
ку низкая конкуренция по причине асимметрии информации на одном отраслевом рынке может привести к неблагоприятным последствиям функционирования смежных отраслевых рынков.
При моделировании отраслевых рынков следует учитывать, что предприятия при многих других обстоятельствах находятся под влиянием, как минимум, двух сил: прямых конкурентов и потребителей. Поэтому при построении модели справедливо использовать именно асимметрию информации между продавцом и покупателем о параметрах рынка, так как в этом случае представляется возможным проводить комплексный анализ рынка и вырабатывать эффективную государственную политику по конкурентному взаимодействию хозяйствующих субъектов рынка.
Принимая во внимание, что определение уровня асимметрии информации непосредственно связано с количественной оценкой информации, следует определить подходы к измерению количества информации.
Современной науке известны два подхода к исследованию информации:
1) синтаксический подход, когда исследуется отношение между знаками, которыми представлена информация;
2) семантический подход, когда исследуется смысловое содержание информации.
Очевидно, что анализ информации о параметрах рынка должен проводиться в рамках синтаксического подхода. Это утверждение следует из характера исследования, которое заключается в выявлении закономерностей и связей по распространению информации о параметрах отраслевого рынка между хозяйствующими субъектами, а также закономерностей протекания конкурентных процессов на нем.
В рамках исследования для определения информированности хозяйствующего субъекта целесообразно использовать энтропию для случайных величин:
Н = - log2 р, (1)
Непосредственно информированность хозяйствующего субъекта определяется выражением (2).
(2)
где Hpr — энтропия до получения информации;
Hps — энтропия после получения информации.
Значение H можно трактовать как макси-
pr *
мальное количество информации об определенном виде параметров рынка, которым может обладать хозяйствующий субъект, но в действительности не обладает ею. То есть H — максимально возможная
I=H - H ,
pr ps1
энтропия. Н^ — действительная энтропия. Иначе, это количество информации, которое необходимо хозяйствующему субъекту, чтобы устранить неопределенность в конкретный промежуток времени об определенном виде параметра рынка.
На основе результатов анкетного опроса нами была рассчитана информированность хозяйствующих субъектов по формулам 1 и 2.
Выбор ключевых параметров рынка при исследовании определяется факторами процесса ценообразования в условиях конкуренции, к которым относятся, прежде всего, рыночные позиции хозяйствующих субъектов (наличие потенциальных конкурентов, цены, качество). На наш взгляд, данный перечень параметров является вполне достаточным для усиления конкуренции.
Исходя из определения асимметрии информации, под которой мы понимает меру неравномерного распределения информированности хозяйствующих субъектов относительно максимально возможной информированности [1], для определения ее уровня нами был модифицирован коэффициент асимметрии К. Пирсона следующим образом:
Ai _ m
AS _ ' CTr
(3)
где т3 — центральный момент третьего порядка; ав — выборочное среднее квадратическое отклонение.
Центральный момент третьего порядка следует определять по формуле (4).
X n( ИГ - h) -1 )
(4)
где n. — частота вариантов I;
n — объем выборки;
jmax — максимально возможная информированность хозяйствующего субъекта;
I — варианта выборки;
I — средневзвешенная информированность,
k
I Щ1г
определенная как —-.
n
Алгоритм расчета выборочного среднего квадратическое отклонения имеет следующий вид:
=VS2, (5)
где S2 — «исправленная дисперсия» информированности хозяйствующих субъектов, т. е. несмещенная оценка генеральной дисперсии, рассчитанная
как
n -1
D
n
n
D — выборочная дисперсия информированности, рассчитанная по следующей формуле:
-1)2
Б = - . (6)
п
Таким образом, предлагаемый подход к оценке асимметрии информации позволяет количественно проанализировать взаимосвязь асимметрии и конкурентных процессов.
Обстоятельное изучение изменения уровня асимметрии и показателей концентрации регионального отраслевого рынка железобетонных изделий Пермского края за период с 1996 по 2007 г. (табл. 1, 2) позволяет выявить определенные закономерности функционирования рынка в условиях асимметрии информации.
Из результатов анализа влияния асимметрии информации между продавцами и покупателями на степень монополизации регионального отраслевого рынка следует, что данная зависимость описывается квадратичной функцией (рис. 1). Это свидетельствует о том, что рост уровня асимметрии информации меду продавцами и покупателями может формировать как увеличение, так и снижение степени монополизации рынка.
Коэффициенты детерминации свидетельствуют о высокой силе влияния уровня асимметрии информации между продавцами и покупателями на степень концентрации рынка. Влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями о качестве на уровень монополизации рынка характеризуется как умеренное.
Для более глубокого понимания выявленной зависимости нами был проведен детальный анализ обозначенных на рис. 3 кластеров.
Кластеры 2, 4, 6 описывают влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями на индекс концентрации в период с 1996 по 2001 г. Влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями в данном периоде характеризуется тем, что при увеличении ее уровня формируется тенденция роста степени монополизации рынка. В данном периоде наблюдается наибольшее количество хозяйствующих субъектов по сравнению с последующими периодами, что приводит к увеличению числа возможных информационных связей и росту транзакционных издержек (табл. 3).
Несмотря на снижение количества продавцов железобетонных изделий и роста показателя концентрации, общее количество потенциальных
Таблица 1
Уровень асимметрии информации1
Асимметрия информации: Годы
1996 1997 1998 1999 2000 2001
между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) 883,72 918,94 869,16 1061,38 1146,86 1176,75
между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия 2010,76 2054,20 1663,99 2019,36 2175,39 2196,52
между продавцами и покупателями о качестве изделий конкурентов (потенциальных поставщиков) 14868,10 20826,70 14171,14 19722,20 21230,76 13366,00
Асимметрия информации: Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) 301,38 438,76 504,94 438,55 520,01 512,11
Между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия 414,09 717,77 851,10 769,59 912,34 980,23
Между продавцами и покупателями о качестве изделий конкурентов (потенциальных поставщиков) 2737,46 4309,77 5616,71 4781,12 6078,69 6009,88
Таблица 2
Коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана» (HHI)
___Годы___
1996 1997 1998 I 1999 2000 2001
883,72__918,94__869,16__1061,38__1146,86__1176,75
2002__2003__2004__2005__2006__2007
1733,6 1388,3 1216,8 | 1264,1 1083,6 918,5
1 Уровень асимметрии информации является безразмерной величиной.
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 Асимметрия информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных постащико)
Асимметрия информации между продавцами и покупателями о ценах на железобетонные изделия
Асимметрия информации между продавцами и покупателями о качестве железобетонных изделий
Рис. 1. Диаграммы рассеивания, описывающие влияние асимметрии информации между продавцами и покупателями на коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана
информационных связей возрастает, что обусловлено существенным влиянием рынка общестроительных работ по возведению зданий на уровень асимметрии информации между продавцами и покупателями в сторону ее увеличения. Исключение влияния структурных особенностей рынка покупателей позволяет судить о достоверности результатов качественного анализа: снижение степени монополизации сопровождается ростом асимметрии информации, и наоборот.
При большом количестве предприятий на рынке общестроительных работ по возведению зданий интенсивность конкуренции между ними возрастает. В результате строительные компании в наибольшей степени стремятся получить более качественную информацию о позициях своих конкурентов, а с наиболее известными, проверенными поставщиками сформировать устойчивые долгосрочные связи. Как следствие, формируется рост уровня концентрации на рынке железобетонных изделий.
В 2002 г. тенденция резко меняется: асимметрия снижается, а коэффициент Херфинда-ля-Хиршмана значительно увеличивается. Изменение тенденции обусловлено значительным снижением числа возможных информационных связей. В этом периоде количество продавцов и покупателей минимально, интенсивность информационного обмена возрастает, предприятия получают большую возможность выявления качественной информации о параметрах рынка. Поэтому по сравнению с другими анализируемыми периодами коэффициенты асимметрии информации принимают минимальные значения, а уровень концентрации — максимальное.
В последующем анализируемом периоде с 2003 по 2007 г., в целом, прослеживается тенденция снижения степени монополизации рынка железобетонных изделий под воздействием роста асимметрии информации между продавцами и покупателями (рис. 1, кластеры 1;3;5). Данный анализируемый период характеризуется стабильным развитием региональной экономической системы, когда постепенно формируются более устойчивые связи между хозяйствующими субъектами. Как показали результаты проведенного нами анализа, на данном этапе развития экономической системы государственным органам власти необходимо повышать уровень асимметрии информации в целях формирования конкурентной среды. Данное
Таблица 3
Динамика возможных информационных связей между продавцами и покупателями
Наименование показателя, в штуках Годы
1996 1997 1998 1999 2000 2001
Количество продавцов 32 26 28 28 27 23
Количество покупателей 532 538 441 524 526 479
Всего хозяйствующих субъектов 564 564 469 552 553 502
Общее количество потенциальных связей 317532 317532 219492 304152 305256 251502
Наименование показателя, в штуках Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Количество продавцов 21 24 26 27 28 47
Количество покупателей 128 217 252 233 268 256
Всего хозяйствующих субъектов 149 241 278 260 296 303
Общее количество потенциальных связей 22052 57840 77006 67340 87320 91506
обстоятельство связано с тем, что при стабильном развитии региональной (национальной) экономики предприятия, обладающие значительными финансовыми возможностями и стремящиеся к монопольной власти, в условиях симметричного распространения информации о позициях конкурентов получают возможность сформировать более эффективную политику взаимодействия с конкурентами, что способствует ускоренному росту концентрации рынка.
На основании результатов вышепроведенного анализа нами составлены возможные варианты формирования структуры рынка под воздействием уровня асимметрии информации между продавцами и покупателями (табл. 4).
Данные изменения уровня асимметрии и структуры рынка складываются под воздействием саморегулирующих факторов. Поэтому, как показывают результаты моделирования, возможны ситуации, когда информация распространяется симметрично при условии относительно равномерного распределения рыночных долей (табл. 5).
Таким образом, в условиях свободного функционирования рынков на разных этапах его развития влияние асимметрии информации на уровень концентрации рынка имеет неоднозначный характер. Поэтому государственным органам власти необходимо точно определить сложившиеся тенденции изменения структуры рынка и уровня асимметрии и своевременно принять меры по фор-
Таблица 4
Тенденции формирования асимметрии информации и структуры рынка
Отношения числа покупателей к числу продавцов Коэффициент «Херфиндаля-Хиршмана» рынка продавцов Асимметрия информации между продавцами и покупателями (общая тенденция)
Многократное превосходство количества покупателей над количеством продавцов (более чем в 10 раз) рост рост
снижение снижение
Количество покупателей превышает количество продавцов менее чем в 10 раз рост снижение
снижение рост
Симметричное распространение информации
Симметричное распространение информации о: Показатели
Количество продавцов железобетонных изделий Количество покупателей (строительных организаций) Допустимый интервал коэффициента Джини рынка продавцов Допустимый интервал коэффициента Джини рынка покупателей
наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) до 17 до 19 0-0,06 0-0,09
ценах на железобетонные изделия до 11 до 18 0-0,1 0-0,1
качестве железобетонных изделий Невозможно при отсутствии механизма управления асимметрией информации
Таблица 5
Определение количества продавцов (Кир)
Определение количества покупателей (Кпок)
Определение тенденции ценовой дисперсии
Определение индекса Джини на рынках продавцов ^пр) и покупателей ^пок)
Определение тенденции индекса «Херфиндаля-Хиршмана»
Определяется значение
коэффициента сопротивления структур рынков продавцов и покупателей (Кс=Кпр/Кпок)
Т А1Ч_п Т иш
Т А1" Т ИИ1
I А1%
I А1 Ч_,
I иш I иш
' п - п *
А А1 ™ „ I иш
Рис. 2. Формирование стратегического решения по управлению асимметрией информации
мированию конкурентной среды путем управления асимметрией информации между продавцами и покупателями о параметрах рынка.
Процесс принятия стратегического решения государственными органами власти об изменении конкурентной среды на основе управления асимметрией информации представлен на рис. 2.
Как видно, на первоначальном этапе региональные органы власти определяют количество предприятий, индекс Джини рынков продавцов и покупателей, тенденцию ценовой дисперсии и коэффициента «Херфиндаля-Хиршмана».
На втором этапе сопоставляется фактическое количество продавцов и покупателей на рынке с нормативными значениями. В случае если фактическое количество продавцов и покупателей превышает нормативное значение, рынок функционирует
в условиях информационной асимметрии о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах; если фактические значения числа хозяйствующих субъектов ниже нормативных, то сопоставляются фактические значения индекса Джини с определенными нами значениями. Соответствие индекса Джини заданным нормативам свидетельствует об отсутствии асимметрии между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах. Если прослеживается обратная ситуация, то высока вероятность наличия данного вида асимметрии. Данная процедура выполняется только с целью выявления асимметрии информации между продавцами и покупателями о наличии конкурентов (потенциальных поставщиков) и их ценах, т. к. информация о качестве железобетонных изделий всегда распространяется асимметрично в условиях свободного функционирования рынка.
Следующим шагом в предлагаемом алгоритме является анализ динамики дисперсии цен как косвенного показателя наличия асимметрии информации на рынке. Необходимость данной процедуры обусловлена тем, что нормативные значения второго этапа сформированы исходя из допущения об устойчивой склонности хозяйствующих субъектов к проведению маркетинговых исследований. В действительности, в рыночных условиях склонность к исследованию рынка предприятиями и интенсивность конкурентных процессов могут изменяться под воздействием других различных факторов, поэтому изменяется и структура рынка, при которой информация о ценах распространяется симметрично. Однако, по нашим наблюдениям, в условиях стабильного развития экономической системы склонность предприятий к маркетинговым исследованиям остается на стабильном уров-
ч да
Тенденция роста
индекса «Херфиндаля-
Хиршмана»
' нет
Т А1%-_пл Т иш
не. Поэтому, если при соответствии фактических значений индекса Джини нормативным на рынке формируется тенденция к увеличению разброса цен, то, вероятнее всего, информация распространяется асимметрично. Если наблюдается обратная ситуация, то высока вероятность симметричного распространения информации на рынке между продавцами и покупателями о ценах.
После оценки наличия или отсутствия асимметрии на рынке определяются возможные варианты формирования конкурентной среды посредством управления асимметрией информации. Если определено, что информация о виде параметра рынка распространяется симметрично, то на рынке формируются тенденции, согласно которым при росте концентрации рынка происходит снижение асимметрии информации о виде параметра, и наоборот. Если определено наличие асимметрии информации по видам параметров, то рассчитывается коэффициент сопротивления структур рынков продавцов и покупателей. Данный коэффициент позволяет определить формирующиеся тенденции изменения концентрации рынка под воздействием уровня асимметрии. Превышение фактического значения данного коэффициента над нормативным свидетельствует о формирующейся однонаправленной тенденции изменения уровня асимметрии и концентрации рынка. Если фактическое значение коэффициента меньше нормативного, то на рынке формируются тенденции, аналогичные ситуации симметричного распространения информации.
Далее, следуя предлагаемому алгоритму, после определения возможных вариантов формирования
конкурентной среды региональные органы власти анализируют изменения тенденции концентрации рынка, и на этой основе окончательно определяют стратегическое решение о снижении или повышении уровня асимметрии информации. При этом региональные органы власти могут регулировать уровень конкуренции посредством изменения отдельных видов асимметрии информации. Это позволит, например, смягчить ожесточенное ценовое противостояние и тем самым не допустить постепенного снижения деловой активности на рынке.
Таким образом, по результатам проведенного анализа, нами сформирован механизм принятия стратегического решения об управлении уровнем асимметрии информации. Это позволяет разработать комплексный информационно-экономический механизм управления уровнем асимметрии информации, применение которого государственными органами власти позволит более эффективно подходить к решению проблем формирования конкурентной среды на отраслевом рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев Д. В. Понимание асимметрии информации в анализе отраслевых рынков. // Труды VI Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. Т. 1. С. 128—132.
2. Казас М. М. Экономика промышленности строительных материалов и конструкций: Учебное пособие. — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004 г. 320 с.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]