- эстетичность представления рассматриваемой темы;
- гибкость и нестандартность мышления автора.
Итак, инновационная организация образовательного процесса заключается в овладении теоретическими, техническими, практическими, методико-технологическими основами самореализации личности в профессиональной сфере. Социальный опыт технически опосредованного взаимодействия развивает творческое мышление. Язык науки становится компонентом реальности не только понятным, но и жизненно необходимым: позволяет адекватно оценивать свои возможности и определять перспективы личностного и профессионального роста. Реализуя инновационный подход в организации вузовского образовательного процесса, преподаватель и студент овладевают диалоговой формой субъект-субъектного взаимодействия, которая обеспечивает свободную самоактуализацию и самопрезентацию личности.
Система образования в условиях инновационности приобретает открытый характер и опору на современные исследования в различных областях науки. Образовательный процесс обогащается такими формами обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве и в
научно-исследовательских организациях (технологическое оснащение учебного процесса соответствует уровню передовой науки).
Инновационный характер развития образовательной деятельности осуществляется за счет реализации студенческих разработок и проектов в различных социальных структурах и секторах экономики; проведения фундаментальных и прикладных исследований; использования образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
На наш взгляд, обогатив с помощью мультимедиа личностно ориентированные технологии, можно усилить персонализацию обучения. Вовлеченный в процесс педагогического взаимодействия личностный опыт участников поможет реализовать установку на инновационность современных университетских стратегий.
литература
1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
2. Маклюен Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Understanding media. М.; Жуковский, 2003.
3. Андерсен Б. Б., Ван ден Бринк К. Мультимедиа в образовании. М., 2005.
o. g. starikova. innovative strategies of higher school
In the article the characteristics of the innovative educational process in modern higher educational institute are being considered. During the analysis the author reveals some factors of the modern social order of the higher educational system, determines the innovative potential of the multimedia technologies and the criteria of the effectiveness of the multimedia educational resource.
Key words: innovative education, multimedia technologies, interpersonal cooperation, technically based coordination.
А. В. СКРИПКИНА
формирование имиджа вузов культуры и искусств: стратегия и механизмы
в статье рассматриваются стратегии и механизмы, формирующие корпоративный имидж высших учебных заведений сферы культуры и искусств.
Ключевые слова: образовательные услуги, образовательные программы, корпоративный имидж, стратегия, реклама, конкурентоспособность, рынок труда.
Современный этап развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации характеризуется острой конкурентной борьбой между вузами на рынке образовательных услуг, что свидетельствует о необходимости разработки стратегии и внедрения механизмов формирования имиджа вуза культуры и искусств. В сложившихся условиях руководящий и профессорско-преподавательский состав вузов стремится к оптимальной оценке имиджа образовательного учреждения и определению его роли в про-
цессе формирования позитивного отношения общественности к вузу.
Анализ научных источников, результаты проведенного нами исследования показывают, что имидж вуза культуры и искусств складывается из совокупности запросов и ожиданий населения, студентов и абитуриентов, государственных, общественных, художественно-творческих, административных структур, а также способности и готовности коллектива вуза к деятельности, которая обеспечивает эти запросы.
Необходимость формирования имиджа вуза культуры и искусств определяется следующими противоречиями в современной высшей школе:
- признанием конкурентной борьбы вузов на рынке образовательных услуг / отсутствием теоретически обоснованных представлений об имидже вуза как предпосылке успешной деятельности в условиях современных рыночных отношений;
- потребностью вузов в формировании имиджа / отсутствием научно разработанной стратегии и технологий его формирования;
- сложившимися установками педагогического коллектива / его готовностью участвовать в формировании имиджа вуза;
- существующим опытом деятельности вузов по формированию имиджа / недостаточным его использованием в системе высшей школы.
Изучение проблемы формирования имиджа в зарубежной теории и практике началось гораздо раньше, чем в России. Об этом свидетельствуют первые публикации по данной проблематике, появившиеся в 60-е годы XX века [1]. Отметим, что понятие «имидж», первоначально возникшее в сфере предпринимательства как средство психологического воздействия на потребителя, позднее стало одной из основных психологических категорий паблик рилейшнз - связей с общественностью, прочно вошло в социальную и политическую жизнь. Среди современных зарубежных авторов, занимающихся исследованиями и практическими разработками в области формирования корпоративного имиджа (имиджа организации), выделяются Б. Джи, Г. Даулинг, Ж. П. Бодуан, Ф. Котлер, Д. Мерсер, Ф. Роджерс, Л. Яккока и др. [2].
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания в конце XX века, с ним связано появление теоретических работ Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева [3]. Практический интерес в области имиджа представляют работы Е. В. Гришуниной (формирование имиджа организации), Ф. А. Кузина (деловой имидж), Е. И. Манякиной (политический имидж), Б. Г. Ушакова (имидж как социально-психологическая проблема), В. М. Шепеля (специфика имиджа) и др. [4]. Исследования названных авторов позволили определить тенденции зарождения и развития имиджа вуза, разработать концептуальные положения и основные направления повышения эффективности формирования имиджа вуза культуры и искусств.
Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг и труда заставляет учебные заведения не только самостоятельно выбирать оптимальные образовательные стратегии, но и вводить новшества в организацию и систему управления, формировать имидж вуза культуры и искусств на базе современной концепции стратегического управления.
В качестве базового определения имиджа мы рассматриваем взаимосвязь характеристик (идентифицирующих вуз и представленных в символах или иных видах фиксированной информации), ко-
торые создаются и транслируются для различных типов целевой аудитории и в процессе внешних / внутренних коммуникаций осознаются, фиксируются, оцениваются (воспринимаются) как стереотип (образ) вуза.
Перечислим его компоненты:
- имидж образовательной программы вуза (представление об уникальных характеристиках, которыми обладает образовательная программа);
- ценность образовательной программы (основная выгода, которую она обеспечивает);
- дополнительные услуги, определяющие отличительные свойства (качество и доступность программы, известность и месторасположение вуза и др.) образовательной программы;
- имидж потребителей образовательной программы, включающий представление о стиле их жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках;
- внутренний имидж вуза, т. е. представление всех преподавателей и сотрудников о своем вузе (его основные детерминанты - культура учебного заведения и социально-психологический климат);
- имидж руководителя вуза (представление о способностях, известности в научных и профессиональных кругах, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках и внешности руководителя);
- имидж персонала (профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий и вспомогательный персонал);
- визуальный имидж вуза (информация о состоянии аудиторий, внешнем виде зданий, фирменной символике вуза и др.);
- социальный имидж вуза (представление широкой общественности о его целях и роли в экономической, социальной и культурной жизни);
- бизнес-имидж вуза (представление о вузе как о субъекте деловой активности).
В качестве составляющих бизнес-имиджа вуза также выступают: его деловая репутация (качество образования и выполнение заявленных обещаний; объемы продаж - число обучающихся по различным программам, наличие и число платных мест; относительная доля рынка образовательных услуг, занимаемая вузом; актуальность предлагаемых образовательных программ; гибкость ценовой политики в отношении платных форм образования и др.).
До сих пор вопросы формирования имиджа вузов культуры и искусств не рассмотрены с позиции системы и не проработаны в аспекте производственного процесса. Создание обобщающей модели позволило бы оптимальным образом организовать работу по формированию позитивного имиджа, выстроить стратегию воздействия, охватить все необходимые направления, изыскать кадровые и материально-финансовые ресурсы для выполнения этой работы в целях наиболее полного удовлетворения образовательных и информационных потребностей современного общества.
№ Компоненты имиджа вуза культуры и искусств Критерии эффективности деятельности по формированию имиджа вуза культуры и искусств
1 Политика и стратегия 1.1. Разработка и совершенствование политики и стратегии образовательного учреждения, участие в них субъектов процесса (ППС, студенты, аспиранты, докторанты, сотрудники, потребители образовательных услуг, стратегические партнеры, представители власти и общественности и др.). 1.2. Механизмы сбора и анализа информации о результативности разнообразных видов деятельности в вузе при формировании имиджа вуза на основе его политики и стратегии.
2 Управление и ресурсы 2.1. Управление финансовыми ресурсами вуза. 2.2. Управление материальными ресурсами. 2.3. Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний. 2.4. Управление коммуникационной деятельностью вуза. 2.5. Управление формированием рынка труда и предоставляемые образовательные услуги (работодатели, непрерывная система образования «ШУВ», дополнительные образовательные услуги, подготовка и переподготовка кадров и др.).
3 Уровень качества предоставления и потребления образовательных услуг 3.1. Уровень удовлетворенности студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и выпускников. 3.2. Механизмы сбора и анализа уровня предоставляемых образовательных услуг обучающимся (срезы, тесты, анкетирование и пр.). 3.3. Уровень удовлетворенности работодателей. 3.4. Механизмы сбора и обработки информации («обратной связи») качества подготовки специалистов работодателями. 3.5. Формирование образовательной среды. 3.6. Взаимодействие с профильными образовательными учреждениями (с ссузами), образовательными, музыкальными, хореографическими, художественными школами и др.) 3.7. Воспитательная и внеучебная работа со студентами. 3.8. Социальная поддержка студентов.
4 Менеджмент персонала 4.1. Кадровая политика. 4.2. Принципы управления развитием персонала. 4.3. Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации. 4.4. Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования вуза. 4.5. Обеспечение взаимодействия руководства с персоналом и обучающимися. 4.6. Обеспечение роста социальной защиты и повышения благосостояния персонала.
5 Менеджмент процессов 5.1. Менеджмент качества предоставляемых образовательных услуг. 5.2. Управление документацией. 5.3. Планирование и построение организационной структуры системы менеджмента качества. 5.4. Распределение ответственности и полномочий. 5.5. Планирование рабочих процессов в вузе. 5.6. Внутренний аудит и самооценка деятельности вуза и его структурных подразделений. 5.7. Интенсивность процессов совершенствования деятельности вуза.
6 Маркетинговые мероприятия 6.1. Маркетинговые исследования. 6.2. Определение текущего содержания образовательной деятельности вуза по основным образовательным программам. 6.3. Разработка учебно-методических комплексов. 6.4. Отбор абитуриентов (профориентационная деятельность) и прием студентов. 6.5. Процесс обучения. 6.6. Контроль и оценка качества образовательного процесса. 6.7. Контроль полученных знаний и навыков в межсессионный и сессионный периоды. 6.8. Консультации по профессиональной адаптации выпускников и их трудоустройству. 6.9. Деятельность вуза по реализации программ послевузовского и дополнительного профессионального образования. 6.10. Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность.
7 Коммуникационная деятельность 7.1. Наличие отдела, осуществляющего связи с общественностью. 7.2. Постоянно действующий и систематически обновляемый сайт вуза. 7.3. Участие в мероприятиях, направленных на формирование имиджа и социального престижа вуза. 7.4. Стратегия рекламных мероприятий.
8 Лидирующая роль руководителя 8.1. Личное участие руководства вуза в формировании его имиджа и социального престижа. 8.2. Определение и разработка политики, миссии, целей и задач вуза в направлении повышения конкурентоспособности. 8.3. Личное участие руководства вуза в совершенствовании системы менеджмента качества вуза.
9 Самореализация персонала 9.1. Самооценка деятельности ППС и персонала вуза. 9.2. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности результатами деятельности ППС и сотрудников вуза. 9.3. Уровень удовлетворенности результатами труда ППС и сотрудников вуза.
10 Влияние на общество 10.1. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество. 10.2. Уровень социального престижа. 10.3. Уровень восприятия вуза обществом.
11 Результаты деятельности вуза, востребованность его выпускников на рынке труда 11.1. Механизмы сбора информации о трудоустройстве выпускников. 11.2. Финансовые результаты деятельности вуза. 11.3. Оптимизация расходов на проведение мероприятий имиджевого характера. 11.4. Связь с выпускниками вуза.
Мы определяем управление формированием имиджа вуза как разностороннюю, осознанную и активную творческую деятельность, которая направлена на достижение оптимальных результатов. Анализ этого аспекта деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Белгородского государственного института культуры и искусств, Волгоградского государственного института искусств и культуры показал следующее. Стратегия формирования имиджа вуза культуры и искусств представляет собой систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных путей деятельности руководства, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов, аспирантов вуза в области формирования имиджа и является органичной составной частью концепции развития высшего учебного заведения на среднесрочную и длительную перспективы в достижении конкурентоспособности.
Формирование имиджа вуза культуры и искусств основывается на критериальных характеристиках, свидетельствующих о его качестве. Нами были отобраны и сгруппированы компоненты и критерии эффективности деятельности по формированию имиджа вуза культуры и искусств, представленные в таблице.
Недостаточный учет любого из структурных компонентов имиджа, недооценка их руководством вуза обязательно приведут к разрушению внутриструктурных связей или помешают формированию изначально спроектированного имиджа. В соответствии с идеями синергетики требуется учитывать влияние объективных / субъективных, внешних / внутренних, управляемых / неуправляемых факторов, наличие ресурсной инфраструктуры. Это при уникальности структурных компонентов имиджа обеспечит их включение в единую целостность.
Литература
1. Boulding K. The image. Ann Paperback, 1961; Sullivan A. J. Toward a Philosophy of Public Relations: Information and Communication. N. Y., 1961.
2. Джи Б. Имидж фирмы. СПб., 2000; Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М., 2003; Бодуан Ж. П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшенз: предмет и мастерство. М., 2001; Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. В. Б. Боброва. М., 1995; Мерсер Д. ИМБ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / пер. с англ. В. С. Загашвили. М., 1991; Роджерс Ф. Дж. ИМБ. Взгляд изнутри: человек
- фирма - маркетинг. М., 1990; Яккока Л. Карьера менеджера / пер. с англ. Р. И. Столпера. М., 1991.
3. Андреева Г М. Психология социального познания. М., 2000; Она же. Социальная психология. М., 2001; Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988; Он же. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970; Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психологии. М.; Л., 1967; Гозман А. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987; Кан-Калик В. А. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях вуза // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. С. 255-272; Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990; Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984; Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1965; Коломинский Я. Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. Минск, 1976; Крищанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990; Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек - оркестр: Микроструктура общения. М., 1993; Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979; Он же. Психология общения. М., 1997; Мясищев В. А. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995 и др.
4. Гришунина Е. В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации: автореф. ... канд. психол. наук. М., 1995; Гуревич Л. С. Приключения имиджа. М., 1991; Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002; Манякина Е. И. Политический лидер: процесс формирования имиджа: автореф. ... канд. полит, наук. М., 1994; Ушаков Б. Г. Имидж как социально-психологическая проблема. Екатеринбург, 1995; Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994.
A.V. SKRIPKINA. IMAGE FORMING OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS: STRATEGY AND METHODS
The article is devoted to strategy and methods that form corporative image of higher educational institutions of culture and arts.
Key words: educational services, educational programs, corporative image, strategy, competitiveness, labour market.