Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РЕГИОНА / МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУЗБАССА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Константинова Анна Юрьевна

В статье определяется роль академической музыкальной культуры в формировании положительного имиджа региона и его развитии. Проанализированы различные трактовки понятия «имидж региона», выявлены ключевые факторы, влияющие на создание положительного имиджа. Однако рассмотренные подходы отрывают представления от их объективной основы, от реального развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельности, в связи с чем в статье автор исследует связь образа музыкального Кузбасса и реального развития его музыкальной культуры. Посещение театров, филармонии способствует самовоспитанию личности и удовлетворяет эстетические потребности населения, тем самым формируя личные представления о регионе и делая его более привлекательным для туристов. В статье исследована деятельность учреждений культуры по продвижению мероприятий, повышению интереса публики к концертам и спектаклям, предложены новые способы для дальнейшего развития академической музыкальной культуры и привлечения большей аудитории. Развитие академической музыкальной культуры благотворно влияет на образ музыкального Кузбасса в целом, вследствие чего Кемеровская область приобретет более положительный имидж в социокультурном и духовном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Константинова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE IMAGE OF THE REGION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC MUSICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF KUZBASS)

The article defines the role of academic musical culture in the formation of a positive image of the region and its development, analyzes the concept of “image of the region.” The image of the region is presented as a set of beliefs, ideas and impressions of people about a particular territory. Personal ideas are formed by each person as a result of the experience gained while living in the region or a tourist visit, collective ideas about the region are formed on the basis of media coverage of the region, public opinion. In the article, the author explores the connection between the image of the musical Kuzbass and the real development of its musical culture. Visiting theaters, philharmonic society contributes to the self-education of the individual and satisfies the aesthetic needs of the population, thereby forming the personal ideas about the region and making it more attractive to tourists. One of the ways to develop interest in academic concerts at the present time is information support, but in Kemerovo, it is not organized in the best way. This is mainly outdoor advertising: posters, less often billboards, which is not enough to attract viewers. Theaters and the Philharmonic enjoy the benefits of the digital space: information is posted on official websites, in communities on social networks, and those who are interested can subscribe to the newsletter. It should be noted that these methods are aimed at an audience that already has formed needs to attend concerts of academic music or other cultural events. Other ways are needed to attract new audiences. The article explores the activities of cultural institutions to promote events, increase public interest in concerts and performances, and propose new ways to further develop academic musical culture and attract a larger audience.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)»

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-38-42

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)

Константинова Анна Юрьевна, преподаватель кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: anyuta. constantinova2011@yandex.ru

В статье определяется роль академической музыкальной культуры в формировании положительного имиджа региона и его развитии. Проанализированы различные трактовки понятия «имидж региона», выявлены ключевые факторы, влияющие на создание положительного имиджа. Однако рассмотренные подходы отрывают представления от их объективной основы, от реального развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельности, в связи с чем в статье автор исследует связь образа музыкального Кузбасса и реального развития его музыкальной культуры. Посещение театров, филармонии способствует самовоспитанию личности и удовлетворяет эстетические потребности населения, тем самым формируя личные представления о регионе и делая его более привлекательным для туристов. В статье исследована деятельность учреждений культуры по продвижению мероприятий, повышению интереса публики к концертам и спектаклям, предложены новые способы для дальнейшего развития академической музыкальной культуры и привлечения большей аудитории. Развитие академической музыкальной культуры благотворно влияет на образ музыкального Кузбасса в целом, вследствие чего Кемеровская область приобретет более положительный имидж в социокультурном и духовном аспектах.

Ключевые слова: имидж региона, музыкальная академическая культура, региональная культура, музыкальная культура Кузбасса.

FORMING THE IMAGE OF THE REGION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC MUSICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF KUZBASS)

Konstantinova Anna Yuryevna, Instructor of Department of Musicology and Musical Applied Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: anyuta.constantinova2011@ yandex.ru

The article defines the role of academic musical culture in the formation of a positive image of the region and its development, analyzes the concept of "image of the region." The image of the region is presented as a set of beliefs, ideas and impressions of people about a particular territory. Personal ideas are formed by each person as a result of the experience gained while living in the region or a tourist visit, collective ideas about the region are formed on the basis of media coverage of the region, public opinion. In the article, the author explores the connection between the image of the musical Kuzbass and the real development of its musical culture. Visiting theaters, philharmonic society contributes to the self-education of the individual and satisfies the aesthetic needs of the population, thereby forming the personal ideas about the region and making it more attractive to tourists. One of the ways to develop interest in academic concerts at the present time is information support, but in Kemerovo, it is not organized in the best way. This is mainly outdoor advertising: posters, less often billboards, which is not enough to attract viewers. Theaters and the Philharmonic enjoy the benefits of the

digital space: information is posted on official websites, in communities on social networks, and those who are interested can subscribe to the newsletter. It should be noted that these methods are aimed at an audience that already has formed needs to attend concerts of academic music or other cultural events. Other ways are needed to attract new audiences. The article explores the activities of cultural institutions to promote events, increase public interest in concerts and performances, and propose new ways to further develop academic musical culture and attract a larger audience.

Keywords: image of the region, musical academic culture, regional culture, musical culture of Kuzbass.

Кузбасс представляет собой индустриальный регион, «шахтерский край», изначально населенный людьми промышленных профессий. Он ассоциируется с географическими особенностями: добычей и обогащением угля. Еще в период сталинской индустриализации региону была дана следующая оценка: Кузбасс - «крупнейший из изученных каменноугольных бассейнов Советского Союза», который содержит «более 70 % всех выявленных запасов ископаемых углей Союза, чем определяется его всесоюзное значение» [10]. Эту репутацию активно поддерживают вплоть до сегодняшнего дня, выдвигая на первый план промышленные достижения, в то время как позитивный имидж региона должен быть комплексным и включать в себя равномерное развитие всех сфер деятельности - экономической, политической, социальной и духовной.

Сам термин «имидж региона» - производное понятие от имиджа территории, и вполне допустимо проецировать рассуждения о сущности имиджа территории и на имидж региона. К данному понятию существует множество различных подходов. И. С. Важенина и С. Г. Важенин дают следующее определение: «Имидж территории -это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, возникающих по поводу ее природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей» [2, с. 98], акцентируя внимание на том, что складывающийся в сознании человека образ зачастую является искусственно создаваемым. Ф. Котлер представляет имидж территории как совокупность убеждений, представлений и впечатлений людей о территории. В данном случае имидж - субъективное восприятие территории, мнения людей могут быть диаметрально противоположными, у одной террито-

рии могут складываться разные имиджи или же один и тот же имидж, но с разным к нему отношением. Таким образом, в данном подходе подчеркивается личное восприятие территориального имиджа [8]. В. Кирдин отмечает, что имидж региона - «это символически выраженное представление о своеобразии и специфике территории, ее репутации, сформировавшейся в общественном мнении» [3, с. 12]. Необходимо отметить подход к территориальному имиджу с точки зрения маркетинга. Соответствующие определения дают в своей статье М. Л. Бачерикова и И. М. Романова. Под имиджем территории понимается «образ территории, формируемый на основе ее конкурентных преимуществ, позволяющих наилучшим образом удовлетворить потребности потребителей территориального продукта» [1].

В соответствии с подходом Ф. Котлера будем считать, что территориальный имидж подразумевает совокупность личных и коллективных представлений. Личные представления складываются у каждого человека в результате полученного опыта во время проживания на территории региона, туристического посещения и т. д. Коллективные представления о регионе формируются на основе освещения региона в СМИ, общественного мнения.

Е. С. Переладова в своем исследовании, посвященном структуре имиджа региона, отмечает три основных конкурентных преимущества:

- туристическая привлекательность;

- преимущества ведения бизнеса на данной территории;

- способность обеспечить высокое качество жизни населения [9].

Общим недостатком всех указанных подходов является то, что они отрывают представления от их объективной основы, от реального развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельнос-

ти [5]. В исследуемом нами аспекте речь может идти о связи образа музыкального Кузбасса и реального развития его музыкальной культуры.

Развитие академической музыкальной культуры благотворно повлияет на все три вышеприведенных фактора, вследствие чего Кемеровская область приобретет положительный имидж в области духовной сферы деятельности. В статье Е. С. Переладовой выделяются следующие культурные характеристики территории, воздействующие на туристическую привлекательность и высокое качество жизни населения:

- качество развития науки и образования;

- проведение крупных спортивных и социально-культурных мероприятий;

- менталитет населения;

- традиции и обычаи;

- история города;

- архитектура;

- культурные достопримечательности [9].

В рамках данного исследования мы сосредоточимся на академических музыкальных культурных мероприятиях, проводимых в городе Кемерово, посетить которые приглашают Государственная филармония Кузбасса имени Б. Т. Штоколова, Музыкальный театр Кузбасса имени А. К. Боброва. Культурные мероприятия являются важной частью досуга современного человека. Посещение театров, филармонии, массовых городских праздников способствует самовоспитанию личности и удовлетворяет эстетические потребности населения, тем самым формируя личные представления о регионе и делая его более привлекательным для туристов. Однако в настоящее время многие предпочитают иные формы досуга посещению концертов, театральных спектаклей. Достаточно проверить количество проданных билетов по официальным сайтам на постановки и концерты местных артистов: чаще всего оказываются заняты только несколько центральных рядов в партере и на балконе, общий объем - 50 % от всей посадки. Это объясняется некоторыми причинами:

- недостаточное информационное освещение предстоящих мероприятий: обширные возможности взаимодействия с публикой через сеть Интернет не реализуются в полной мере;

- низкая потребность населения в посещении культурных мероприятий;

- недостаточное качество представленных спектаклей, концертов и т. д. в сравнении с гастролирующими спектаклями из более крупных городов;

- возросшее количество концертов представителей массовой культуры и т. д.

Одним из способов развития интереса к академическим концертам в настоящее время является информационная поддержка, однако в Кемерове она организована не лучшим образом. В основном это наружная реклама (афиши, реже -рекламные щиты), которой оказывается недостаточно для привлечения зрителей. Театры, филармония пользуются преимуществами цифрового пространства: информация размещена на официальных сайтах, в сообществах в социальных сетях, для интересующихся есть возможность подписаться на информационную рассылку. Следует учесть, что данные способы направлены на аудиторию, которая уже имеет сформированные потребности в посещении концертов академической музыки или иных культурных мероприятий. Для привлечения новой публики необходимы иные способы. Одним из таких способов активизации деятельности по организации информационной поддержки является привлечение информационных спонсоров и партнеров. Для такого вида информационной поддержки, помимо информационного листа (пресс-релиза), необходимо четкое формирование спонсорских пакетов, представляющих собой совокупность информационных услуг. Исходя из объема предлагаемых информационных услуг формируется статус каждого информационного партнера. На основе спонсорского пакета взаимоотношения между организаторами события и средствами массовой информации осуществляются на бартерной основе. Однако государственным учреждениям зачастую приходится справляться собственными силами, в связи с чем рекламные отделы, как правило, ограничиваются дублированием анонсов на официальные страницы в социальных сетях, в то время как есть возможность устраивать для зрителей и слушателей конкурсы, проводить различные акции для привлечения аудитории. Так, например, Центральный академический театр Российской армии запустил интересный проект под хэштэгом #одинденьартиста, предоставляя доступ к акка-

унту кому-то из актеров на один день; такие публикации пользуются популярностью у публики. Для повышения интереса потенциальной аудитории к предстоящему музыкальному концерту или спектаклю эффективно использование таргетиро-ванной рекламы: создание отдельного объявления для каждой группы - родителей с детьми, молодежи и т. д. - и размещение на страницах социальных сетей помогает привлечь больше посетителей. Для тех, у кого потребность в посещении культурных мероприятий только формируется, можно использовать объявления с розыгрышем билетов или проведение конкурсов.

Следующая проблема заключается в отсутствии заинтересованности населения в частом посещении учреждений культуры и искусства. Дело касается в большей степени концертов местных музыкантов, так как на концерты именитых исполнителей билеты, как правило, раскупают почти мгновенно. Фортепианный концерт Дениса Мацуева или оркестровое представление под руководством Валерия Гергиева собирают полные залы восторженной публики, но далеко не всегда залы заполнены хотя бы наполовину на концертах и спектаклях местных артистов. На фоне академических музыкальных концертов намного большей популярностью пользуются мероприятия массовой культуры. Организация коммерческих шоу выглядит совсем иначе: рекламные анонсы по телевидению, передачи на радио, баннеры и афиши - большая часть населения так или иначе будет уведомлена о предстоящем концерте. Концерты подобного жанра предпочитают и подростки, и молодые люди. Приобщить к академической музыке можно с помощью необычных мероприятий, например концертов классических произведений в современной обработке. Прослушивание подобной музыки вызывает у молодежи эмоциональный отклик и желание узнать, как звучит ориги-

нальное произведение. В целом формат концертов для подрастающего поколения должен несколько отличаться: для создания и поддержания интереса необходима отдельная программа, адаптированная под конкретный возраст, более неформальная обстановка на концертах, альтернативные площадки для проведения.

Мощным импульсом в развитии культуры стало формирование культурного кластера на территории города Кемерово. Главный объект проекта - концертный зал филиала Мариинского театра оперы и балета [4]. Создание культурной организации такого масштаба позволит жителям не только города Кемерово, но и всего региона приобщиться к лучшим образцам вокального искусства. В репертуаре Сибирского филиала Мариин-ского театра будут представлены разнообразные мероприятия: спектакли, симфонические концерты и культурно-просветительские программы для детей и взрослых (цикл лекций петербургских музыковедов, театроведов и композиторов; интерактивные экскурсии в мир театра) [4]. Важно отметить, что на городских цифровых экранах для популяризации театрально-оперного искусства среди населения планируется проводить онлайн-трансляции концертов в Мариинском в рамках проекта «Открытая среда в Мариинском», которые предоставят кузбассовцам возможность познакомиться с творчеством оркестра Мариинско-го театра.

Создание кластера искусств, популяризация классической музыки среди широкой общественности, использование современных технических и интерактивных средств для информационной поддержки соответствующих мероприятий, привлечение к концертам академической музыки молодой аудитории - все это способствует формированию положительного имиджа региона - как личного, так и коллективного.

Литература

1. Бачерикова М. Л., Романова И. М. Имидж территории: понятийно-терминологическая систематизация [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2017. -№ 1(49). - URL: https://eee-region.ru/article/4934 (дата обращения: 31.12.2021).

2. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. - 2015. - № 3. - С. 95-103.

3. Кирдин В. Имидж регионов: базовые определения // Publicity. - 2006. - № 1. - С. 12-15.

4. Концепция Сибирского кластера искусств [Электронный ресурс]. - URL: http://mincult-kuzbass.ru/kultura-i-iskusstvo/sibirskiy-klaster-iskusstv (дата обращения: 31.12.2021).

5. Костюк Н. В., Марков В. И., Волкова Т. А., Тельманова А. С., Ахметгалеева З. М., Гольская А. О. Социокультурный портрет и культурные потребности региона // Формирование качественной культурной среды в малых городских и сельских поселениях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Барнаул, 18-19 марта 2020 года). - Барнаул: Изд-во Алт. гос. инс-та культуры, 2020. - 112 с.

6. Костюк Н. В., Марков В. И., Волкова Т. А., Тельманова А. С., Ахметгалеева З. М. Ценностно-ориентированный подход в реализации культурной политики как основа развития регионального кластера искусств // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 51. - С. 14-22.

7. Костюк Н. В., Марков В. И., Волкова Т. А., Тельманова А. С., Ахметгалеева З. М. Социальнокультурные потребности жителей Кузбасса в условиях самоизоляции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 52. - С. 29-36.

8. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2015. - 390 с.

9. Переладова Е. С. Имидж региона: структура и факторы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. -№ 30 (268). - С. 82-83. - URL: https://moluch.ru/archive/268/61776 (дата обращения: 31.12.2021).

10. Советская Сибирская энциклопедия. В 4 т. Т. 2 «З - К» / под общ. ред. М. К. Азадовского и др. - Новосибирск: Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1930. - Стб. 1082, 1088.

References

1. Bacherikova M.L., Romanova I.M. Imidzh territorii: ponyatiyno-terminologicheskaya sistematizatsiya [Image of the territory: conceptual and terminological systematization]. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Regional economy and management: electronic scientific journal], 2017, no. 1(49), pp. 56-62. (In Russ.). Available at: https://eee-region.ru/article/4934 (accessed 31.12.2021).

2. Vazhenina I.S., Vazhenin S.G. Imidzh i reputatsiya kak strategicheskie sostavlyayushchie nematerial'nykh aktivov territorii [Image and reputation as strategic components of the territory's intangible assets]. Ekonomika regiona [Economics of the region], 2015, no. 3, pp. 95-103. (In Russ.).

3. Kirdin V. Imidzh regionov: bazovye opredeleniya [Image of regions: basic definitions]. Publicity, 2006, no. 1, pp. 12-15. (In Russ.).

4. Kontseptsiya Sibirskogo klastera iskusstv [The concept of the Siberian cluster of arts]. (In Russ.). Available at: http:// mincult-kuzbass.ru/kultura-i-iskusstvo/sibirskiy-klaster-iskusstv (accessed 31.12.2021).

5. Kostyuk N.V., Markov V.I., Volkova T.A., Telmanova A.S., Akhmetgaleeva Z.M., Golskaya A.O. Sotsiokul'turnyy portret i kul'turnye potrebnosti regiona [Sociocultural portrait and cultural needs of the region]. Formirovanie kachestvennoy kul'turnoy sredy v malykh gorodskikh i sel'skikh poseleniyakh: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Barnaul, 18-19 marta 2020 goda) [Formation of a qualitative cultural environment in small urban and rural settlements: materials of the All-Russian scientific and practical conference (Barnaul, March 18-19, 2020)]. Barnaul, Altai State Institute Cultury Publ., 2020. 112 p. (In Russ.).

6. Kostyuk N.V., Markov V.I., Volkova T.A., Telmanova A.S., Akhmetgaleeva Z.M. Tsennostno-orientirovannyy podkhod v realizatsii kul'turnoy politiki kak osnova razvitiya regional'nogo klastera iskusstv [Value-oriented approach in the implementation of cultural policy as the basis for the development of a regional cluster of arts]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University. University of Culture and Arts], 2020, no. 51, pp. 14-22. (In Russ.).

7. Kostyuk N.V., Markov V.I., Volkova T.A., Tel'manova A.S., Akhmetgaleeva Z. M. Sotsial'nokul'turnye potrebnosti zhiteley Kuzbassa v usloviyakh samoizolyatsii [Socio-cultural needs of Kuzbass residents in conditions of self-isolation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University. University of Culture and Arts], 2020, no. 52, pp. 29-36. (In Russ.).

8. Kotler F. Marketing mest. Privlechenie investitsiy, predpriyatiy i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Evropy [Marketing places. Attracting investments, businesses and tourists to cities, communes, regions and countries of Europe]. St. Petersburg, Stokgol'mskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge Publ., 2015. 390 p. (In Russ.).

9. Pereladova E.S. Imidzh regiona: struktura i faktory [Image of the region: structure and factors]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2019, no. 30 (268), pp. 82-83. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/268/61776 (accessed 31.12.2021).

10. Sovetskaya Sibirskaya entsiklopediya. V 4 t. T. 2 "Z - K" [Soviet Siberian Encyclopedia. In 4 volumes. T. 2 "Z - K"]. Ed by M.K. Azadovskogo i dr. Novosibirsk, Zapadno-Sibirskoe otdelenie OGIZ Publ., 1930, stb. 1082, 1088. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.