Научная статья на тему 'Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна (из опыта работы)'

Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
653
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДАУНА / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CHILDREN WITH DOWN SYNDROME / TRAINING PROGRAM / FUN ACTIVITIES / DEVELOPMENT / CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдырева Людмила Александровна

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с синдромом Дауна направлена на развитие у них жизненно необходимых навыков, приспособленность к жизни, социальную адаптацию и возможную интеграцию в общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна (из опыта работы)»

Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна (из опыта работы)

Болдырева Л. А.

Болдырева Людмила Александровна /Boldyreva Ljudmila Aleksandrovna - воспитатель,

Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат № 15, г. Москва

Аннотация: коррекционно-педагогическая работа с детьми с синдромом Дауна направлена на развитие у них жизненно необходимых навыков, приспособленность к жизни, социальную адаптацию и возможную интеграцию в общество.

Abstract: correctional and pedagogical work with children with Down syndrome focused on the development of vital skills, adaptation to life, social adaptation and eventual integration into society.

Ключевые слова: дети с синдромом Дауна, программа обучения, игровая деятельность, развитие, коррекционно-воспитательная работа.

Keywords: children with Down syndrome, training program, fun activities, development, correctional and educational work.

Дети - инвалиды, как и здоровые дети, имеют равные права на жизнь, развитие, нормальную жизнедеятельность.

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения с синдромом Дауна составляет примерно 1 (один) на 600-800 новорожденных.

Ранняя диагностика синдрома Дауна возможна еще во время беременности. Для этого используются малотравматичные неинвазивные методы. К ним относится ультразвуковое исследование, которое проводиться на сроке 10-12 недель. Кроме того, проводиться биохимический скрининг - определение в крови беременной хорионического гонадотропина и альфафетопротеина. По полученным результатам рассчитывается риск рождения ребенка с синдромом Дауна.

До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной заболевания. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния и экологии. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.

Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.

Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и делать большую часть того, что умеют другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей [5].

В нашем детском доме-интернате проживает 114 детей с синдромом Дауна, из них 47 детей дошкольного возраста.

При поступлении детей с синдромом Дауна в детский дом-интернат мы часто сталкиваемся с тем, что они не владеют навыками самообслуживания. Мы подбираем индивидуальную методику и составляем комплексную реабилитационную программу. С первого дня пребывания проводится целенаправленная работа по формированию навыков самообслуживания, по развитию потребности в речевом общении, бережного отношения к игрушкам.

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности. Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель, планировать свои действия так, чтобы достичь этой цели. Мы можем обучать их в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности, в игре. Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или в игровой ситуации. В бытовой деятельности мы обычно сами ставим

ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие по мере того, как ребенок заучивает нужную последовательность действий [3].

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок с синдромом Дауна встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе.

Мы не случайно уделяем такое внимание сюжетной игре, потому что дети с синдромом Дауна не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться.

При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятиях, в быту и в игре должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятиях ребенок с синдромом Дауна учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые - к зеленым. В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».

Понятие или навык действительно усвоится ребенком только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детей с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

◦ снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

◦ необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

◦ низкий уровень обобщения материала;

◦ утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно:

◦ трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже

изученным материалом;

◦ трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками

предмета, или выполнения цепочки действий;

◦ нарушения целеполагания планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально -эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

5. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. Ребенок с синдромом Дауна знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Необходимо, чтобы деятельность детей была насыщенной и разнообразной. Для того чтобы ребенок с синдромом Дауна мог понимать и выполнять наши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнять данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок с синдромом Дауна научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Важно научить детей с синдромом Дауна заниматься за столом. Для этого выбираю такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом: играть в лото, рисовать или лепить. Инструкции, которые мы даем детям с синдромом Дауна, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, говорить нужно медленно, подкрепляя наши слова жестами. На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах - направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Принято выделять также индивидуальную и групповую формы организации игрового коррекционного воздействия. Организовывая игру, воспитатель принимает на себя роль продвинутого ребенка. Играя сам, показывает ребенку, что он может делать с игрушками. Прежде чем ребенок с синдромом Дауна начнет играть в группе, он должен научиться взаимодействовать в паре. Игра в паре

самопроизвольно вызывает работу мысли, подключает эмоции и учит принимать решения (методом проб и ошибок), а многообразие непредсказуемых ситуаций, вызванных хаосом игры, может стать отличным способом для ее развития и обогащения. Сутью свободной игры является само действие и вызванные им положительные эмоции, а не ее эффект, поэтому здесь страх перед неудачей минимален. Игра расслабляет, поэтому она должна следовать после значительных умственных и физических усилий ребенка. Во время игры ребенок с синдромом Дауна может принимать или не принимать предложения воспитателя. В свою очередь, для воспитателя совместная игра - отличная возможность изучить актуальные потребности и интересы воспитанника. Дальнейшим этапом воспитательного воздействия является создание таких ситуаций, чтобы взаимодействие лиц, наделенных различными способностями, всем приносило удовольствие и радость (совместное украшение группы, выпуск стенгазеты, коллективная работа), а также разные соревнования в ловкости, поощрения за усердие и старание. Как вытекает из всего сказанного, направленное формирование жизненного и игрового опыта детей с синдромом Дауна, развитие у них специфических умений, то есть всесторонняя коррекционновоспитательная работа, могут продвинуть игровую деятельность детей до того уровня, который обеспечит её положительное влияние на их психическое развитие.

Литература

1. Ассоциация «Даун синдром»: «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему». М., 1997. Ч. 1., Ч. 2., Ч. 3.

2. Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., Титова В. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. М.: Аркти, 2007, 312 с.

3. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия.

Методическое пособие. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. - 264 с.

4. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т. П.

Медведева. - М.: Монолит, 2007. - 208 с.

5. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп). Методическое пособие. П. Л. Жиянова при участии М. Ф. Гимадеевой. - М.: Монолит, 2002. - 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.