Научная статья на тему 'Организация школьного образования детей с синдромом Дауна'

Организация школьного образования детей с синдромом Дауна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4954
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДАУНА / ФГОС / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осотова О.Н., Мельникова А.Л.

В статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. Их отличия от других детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Показана специфика работы службы сопровождения с обучающимися, имеющими синдром Дауна, на примере МБОУ «Школа № 152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Освещены различные коррекционно-развивающие методы работы с детьми с синдромом Дауна. Показаны изменения в содержании работы с обучающимися в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация школьного образования детей с синдромом Дауна»

УДК 376.1-058

Осотова О. Н., Мельникова А. Л.

Организация школьного образования детей с синдромом Дауна

Аннотация: В статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. Их отличия от других детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Показана специфика работы службы сопровождения с обучающимися, имеющими синдром Дауна, на примере МБОУ «Школа № 152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Освещены различные коррекционно-развивающие методы работы с детьми с синдромом Дауна. Показаны изменения в содержании работы с обучающимися в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: синдром Дауна, ФГОС, коррекционная работа с детьми, сопровождение детей с синдромом Дауна, логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна, психологическая работа с детьми с синдромом Дауна, работа с родителями.

Синдром Дауна - это генетическое заболевание, обусловленное наличием лишней пары хромосом. Этот диагноз выявляется с помощью анализа крови ребенка или матери во время беременности. Английский врач Джон Лэнгдон Даун в 1866 году впервые описал признаки людей с синдромом Дауна. В честь него и назвали этот синдром. Но причина этого синдрома обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом. В настоящее время новорожденные с этим диагнозом встречаются примерно с частотой 1:600-900. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: монголоидный разрез глаз, небольшой нос, яркий румянец на щеках. Рот часто полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук короткие.

В медицинской литературе синдром Дауна описан как дифференцированная форма олигофрении. Поэтому также подразделяется на степени умственной отсталости:

• глубокая степень умственной отсталости;

• тяжелая степень умственной отсталости;

• средняя или умеренная степень умственной отсталости;

• слабая или легкая степень умственной отсталости.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Многие из этих детей страдают нарушением слуха и зрения. Эти особенности стоит учитывать при организации учебного процесса и выборе методов обучения. У детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. Обнаружены значительные задержки развития основных статических функций. У таких детей резко выражены дефекты в сохранении навыков равновесия.

Почти все дети с синдромом Дауна значительно отстают в воспроизведении и понимании речи. Основная физическая сложность произношения кроется в соотношении

размеров ротовой полости и языка. У многих детей с синдромом Дауна маленький рот, и язык оказывается слишком большим для него. Вместе со слабым мышечным тонусом рта и языка это вызывает затруднения при произнесении звуков, необходимом для членораздельной речи. Другие проблемы с речью и языком связаны с задержкой в понимании речи и трудностями в восприятии обращенной речи. Для детей с синдромом Дауна характерны проблемы с кратковременной слуховой памятью. У детей с синдромом Дауна пассивный словарь значительно превосходит активный. При пересказе несложных текстов дети чаще употребляют имена существительные и глаголы.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения -одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать - и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелое заболевание ребенка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Ребенок, к сожалению, исключается из общественной жизни.

Все вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

«Солнечные дети», так принято называть детей с синдромом Дауна, так же как и остальные, нуждаются в особом подходе. Одним из условий развития «Солнечных детей» является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В классах организация образовательного пространства соответствует требованиям безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей и оснащена разнообразными материалами, играми, оборудованием и инвентарем, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.

Особенностью учебных планов является включение часов обязательных коррекци-онных технологий, которые направлены на компенсацию дефектов физического и умственного развития и развития психических процессов, подготовку обучающихся к самостоятельной жизни. Поэтому вариативная часть учебных планов представлена коррекционными курсами, необходимыми для развития физического здоровья обучающихся, воспитанников, коррекции речевого и интеллектуального развития. Это занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

В работе с детьми с синдромом Дауна результативной является комплексная и интегрированная образовательная деятельность, которая решает задачи нескольких образовательных областей. Такая деятельность способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явле-

ние рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной. Переход от одного вида деятельности к другому осуществляется в игровой форме и позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Педагогическая работа с детьми с синдромом Дауна выявила положительную динамику относительно их двигательной активности, формирования речи, развития эмоциональной сферы и выработки элементарных форм поведения. При этом учитывается внушаемость таких детей и способность к подражанию.

В ходе воспитательной работы формируются общепринятые нормы поведения, адекватные реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Инструкция должна быть краткой и понятной для детей.

Только путем многократных упражнений, моделирования часто повторяющихся социально-бытовых ситуаций у них вырабатываются положительные привычки, способствующие адаптации к окружающему миру.

Охват обучающихся детей с синдромом Дауна коррекционными занятиями составляет 100%. Занятия по выбору определяются запросами обучающихся и их родителей. Основная цель занятий - обеспечение максимальной реализации возможностей ребенка, предупреждение развития вторичных нарушений, включение ученика в общий образовательный поток.

Достижение поставленной цели обеспечивает решение следующих задач:

• формирование у детей правильного поведения в обществе;

• формирование структуры общения со сверстниками и взрослыми;

• развитие социализации ребенка в обществе;

• усовершенствование навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;

• формирование и усовершенствование учебной деятельности ребенка;

• развитие психических функций у детей в процессе обучения и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

На начало учебного года специалистами школы проводится полная диагностика детей. В зависимости от индивидуальных потребностей ребенка составляется индивидуальная программа развития, которая разрабатывается на основе рекомендаций ПМПК, диагностических данных, запросов родителей.

Педагоги и специалисты школы большое внимание в коррекционной работе уделяют: 1) пространственно-временной организации ребенка в школе; 2) созданию устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Поступив в школу, дети погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями к взрослению и достижению успехов. Чтобы ребенок приспособился к новым школьным условиям, большая ответственность возлагается на родителей и педагогов. Педагоги стимулируют развитие заложенных способностей в детях, пробуждают интерес к окружающему миру и его изучению. Педагоги призваны заложить основу для практических

занятий в жизни путем стимуляции развития; навыки постижения основных академических дисциплин, развития физических возможностей, навыки самообслуживания, умение говорить.

Школа обучает не только базовым учебным дисциплинам (чтению, письму, счету), но и подготавливает их к разным жизненным обстоятельствам. Ребенок с синдромом Дауна развивается в стенах школы оптимальным образом, так как подход школы к образованию гуманный и рассматривает каждого ученика как целостную личность, когда она предоставляет ученикам возможности для самореализации. Очень важно, что педагоги школы создают для детей разные ситуации успеха. Успехи позволяют детям испытывать очень хорошие чувства. Правильный побудительный мотив обуславливает степень усилия, которое ребенок прикладывает, чтобы выполнить задание.

Школьный логопед определяет уровень и специфику речевой патологии, свойственной детям с синдромом Дауна. Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома Дауна.Проявления речевых нарушений при этом синдроме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения.

Глубина речевых расстройств учеников не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией проводится предварительный этап работы - установление формального контакта с ребенком (установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом). Далее проводится работа по развитию артикуляторного праксиса. В тех случаях, когда ребенок совершенно не способен повторить за мамой или педагогом

даже те звуки, которые имеются в его непроизвольных вокализациях, приходится прибегать к механическому формированию из них простых слов. Опираясь на спонтанные артикуляции ребенка, начинаем работу по формированию произвольного произнесения звуков речи.

В дальнейшем логопеды работают над грамматическим строем речи, над структурой простого предложения и формированием монологической речи. Такая проведенная работа приносит ребенку несомненную пользу.

Работа психолога школы с ребенком с синдромом Дауна и его родителями начинается с психологического консультирования. Далее коррекционно-развивающую работу психолог выстраивает в несколько этапов:

• выявляет индивидуальные особенности ребенка;

• выявляет уровень взаимоотношений ребенка в семье, социуме;

• ведет работу по коррекции в познавательной и эмоционально-волевой сфере в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;

• отслеживает динамику;

• работает по взаимодействию психолог - ребенок;

• учит ребенка работать в паре.

С целью проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий все обучающиеся школы проходят курсы оздоровления (массажа, физиотерапии, ЛФК, сенсорной коррекции, укрепления опорно-двигательного аппарата) в реабилитационном центре для инвалидов Орджоникидзев-ского района.

Охват обучающихся детей с синдромом Дауна коррекционными занятиями составляет 100%. Занятия по выбору определяются запросами обучающихся и их родителей. Основной задачей данных занятий является оказание обучающимся действенной помощи в процессе социализации и адаптации в современных экономических

условиях, и направлены они на сохранение и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Взаимодействие родителей и школы является основой в успешном воспитании и обучении детей, их дальнейшей социализации. В школе осуществляется информационно-консультативная поддержка родителей со стороны специалистов школьного консилиума (психолог, логопед), со стороны педагогов учреждения, со стороны профессорско-преподавательского состава ПГГПУ и Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва). В течение учебного года проводятся тематические родительские собрания. В школе действуют родительский клуб, школа для родителей «Ступеньки», родители школы участвуют в работе клуба «Преодоление» (создан при участии благотворительной организации «Путь к сердцу»). Для родителей в школе функционируют информационные стенды, где размещены материалы психолога, логопеда, достижения учащихся.

Педагоги в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ используют арттехнологии: игротерапию, арттерапию, музыкотерапию, библиотерапию, сказкоте-рапию, куклотерапию, рисуночную терапию в различных мероприятиях с детьми в целях коррекции эмоционального неблагополучия и повышения уровня социальной адаптации детей с различными нарушениями, в том числе и с синдромом Дауна, с опорой на сохранные анализаторы.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком

этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т. п.

Целенаправленная система педагогических мероприятий, вовлечение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с самого раннего возраста, систематическая психологическая помощь детям с синдромом Дауна увеличивают уровень развития, благоприятствуют социализации и социальной активности ребенка. Как показала практика, комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья дает положительные результаты в освоении программ и обеспечивает возможность школьникам быть успешными.

После окончания школы ученики решают вопрос: куда поступить? В том числе и дети с синдромом Дауна. В этом учащимся помогает профессиональная ориентация, проводимая психологами школы. Она имеет два аспекта:

- первый связан с изучением и ее влиянием на формирование профессиональных интересов учеников, прежде всего позитивных мотивов выбора профессии, которые обеспечивают согласование интересов личности и общества;

- второй - с выявлением профессиональных требований и психологическим анализом профессии и с оценкой психофизиологических свойств и качеств учащихся с учетом проб их сил в выбранной деятельности.

Своеобразие обучающихся с синдромом Дауна не позволяет свободно выбрать про-

фессии самим учеником. Они стоят перед необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей. Так как лица с синдромом Дауна являются полноценными членами общества, они так же как и их сверстники могут вести активный образ жизни: учиться и работать. Окончив специальную (коррекционную) школу, дети могут продолжить обучение в среднеспециальных учебных заведениях. Это право закреплено в соответствующих указаниях Министерства социального обеспечения РФ.

Выпускники нашей школы имеют возможность обучаться дальше в профессиональных училищах города и получать профессии швеи, краснодеревщика, штукатура-маляра, овощевода, повара и т. д.

Одна из наших выпускниц с синдромом Дауна поступила в профессиональный лицей № 1, получает профессию «швея-мотористка». С колоссальной помощью своих родителей и педагогов девочка влилась в новый коллектив, участвует в общих мероприятиях и с удовольствием учится.

Получение профессии - это очень важный этап в жизни подростка, особенно подростка с синдромом Дауна, который предполагает решение следующих задач:

- выработать у людей с синдромом Дауна нужные социальные навыки и навыки самообслуживания, необходимые человеку на рабочем месте;

- адаптировать общество для введения в него людей с синдромом Дауна.

Дети после окончания обучения могут пойти работать по таким специальностям, как мойщица посуды, уборщица, садовый рабочий, служащий ресторана быстрого питания, помощник продавца супермаркета, помощник воспитателя, горничная, офисный работник, актер театра и кино, швея-мотористка и т. д.

Конечно, ожидать высокооплачиваемую работу для таких людей, поступление в вузы не стоит. Но известна история об испанце Пабло Пинеда, который первым получил высшее образование, имея синдром Дауна.

У людей с синдромом Дауна очень тонкая эмоциональная организация. Многие из них хорошо чувствуют искусство и сами создают его. Пишут картины, музыку и книги, играют в театре и кино. Например, Майкл Джонсон -художник, его мама помогает ему продавать картины. Они придумали чудесный коммерческий прием - Майкл рисует малышей с синдромом Дауна среди цветов или в обличье ангелов, родители дают Майклу фотографию своего ребенка, а потом покупают готовую картину. Еще Майкл рисует домашних любимцев, архитектуру и, конечно, он много пишет для себя.

Люди с синдромом Дауна тоже могут реализовать себя в профессии, обществе, семье. Имея отличный старт, благодаря хорошо выстроенной педагогической и коррекционной работе, дети с синдромом Дауна занимают свою нишу в обществе.

Для обеспечения качественной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ педагогические работники нашей школы постоянно повышают свой профессиональный уровень через курсовую подготовку, посещение методических мероприятий района, города, самообразование. В рамках городских, областных научно-практических конференций и семинаров делятся опытом работы и представляют его в печатных изданиях различного уровня. Достигнутый уровень психолого-педагогической компетентности и мастерство педагогов позволяют оказывать качественную коррекционную помощь детям в процессе комплексного сопровождения процесса социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Гимадеевой М. Ф. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация и методика работы адаптационных групп). - М.: Монолит, 2002. - 197 с.

2. Зимина Л. Солнечные дети с синдромом Дауна. М.: ЭКСМО, 2010.

3. Маллер А. Р. Дети с нарушением интеллекта: Социально-трудовая адаптация. Самара, 2010.

4. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. - 2-е изд. М.: Монолит, 2010. - 80 с.

5. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. М.: Монолит, 2007. - 80 с.

6. Патриция С. Уиндерс. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ал», 2003. - 288 с., ил. - (Серия книг о синдроме Дауна.)

7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные общеобразовательные программы (ФГОС и ПООП).

8. Закон РФ «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07. 1992 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.