Научная статья на тему 'Формирование и совершенствование профессионально-компетентностных качеств студентов при обучении иностранному языку'

Формирование и совершенствование профессионально-компетентностных качеств студентов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФﺍЕССИОНАЛЬНО-КОМПﺍЕТﺍЕНТНОСТНЫﺍЕ КАЧﺍЕСТВА / ЦﺍЕЛИ ОБУЧﺍЕНИЯ / КЛЮЧﺍЕВЫﺍЕ КОМПﺍЕТﺍЕНЦИИ / ИНТﺍЕЛЛﺍЕКТУАЛЬНОﺍЕ РАЗВИТИﺍЕ / ПОЗНАВАТﺍЕЛЬНЫﺍЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ СТУДﺍЕНТА / PROFESSIONAL COMPETENCE QUALITIES / TEACHING OBJECTIVES / CORE COMPETENCIES / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / COGNITIVE ABILITIES / STUDENT’S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Вера Геннадьевна

В статьﺍе рассматриваются пﺍедагогичﺍескиﺍе закономﺍерности и организационно-пﺍедагогичﺍескиﺍе условия по формированию и совﺍершﺍенствованию профﺍессионально-компﺍетﺍентностных качﺍеств студﺍентов в образоватﺍельном процﺍессﺍе вуза. Также найдены пути повышﺍения познаватﺍельной мотивации и организации активной учﺍебной дﺍеятﺍельности, вﺍедущﺍей к развитию интﺍеллﺍектуальных, профﺍессионально-компетентностных качﺍеств личности студﺍента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова Вера Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and improvement of students’ professional competency qualities in foreign language teaching

Pedagogical patterns, organizational and pedagogical conditions for the formation and improvement of students’ professional competency qualities in the universities’ educational process are discussed. Some ways to increase cognitive motivation and organization of active learning activities leading to the development of intellectual and professional qualities of the student’s personality are also described.

Текст научной работы на тему «Формирование и совершенствование профессионально-компетентностных качеств студентов при обучении иностранному языку»

УДК 4и(07) ББК 81.2-9

В.Г. Ульянова

формирование и совершенствование

профессионально-компетентностных качеств студентов при обучении иностранному языку

В статье рассматриваются педагогические закономерности и организационно-педагогические условия по формированию и совершенствованию профессионально-компетентностных качеств студентов в образовательном процессе вуза. Также найдены пути повышения познавательной мотивации и организации активной учебной деятельности, ведущей к развитию интеллектуальных, профессионально-компетентностных качеств личности студента.

Ключевые слова: профессионально-компетентностные качества; цели обучения; ключевые компетенции; интеллектуальное развитие; познавательные способности; личность студента.

V.G. Ulyanova

formation and improvement of students' professional competency qualities in foreign language teaching

Pedagogical patterns, organizational and pedagogical conditions for the formation and improvement of students' professional competency qualities in the universities' educational process are discussed. Some ways to increase cognitive motivation and organization of active learning activities leading to the development of intellectual and professional qualities of the student's personality are also described.

Key words:professional competence qualities, teaching objectives, core competencies, intellectual development, cognitive abilities, student's personality.

Глубокие изменения, происходящие в социальной и экономической жизни российского общества, совпали со сменой мировой образовательной парадигмы, осознанием того факта, что уникальная человеческая индивидуальность является высшей ценностью, а конкурентноспособность и мощь государства определяются качеством профессиональных и интеллектуальных ресурсов людей, обеспеченных образованием.

Нельзя оспаривать тот факт, что педагогическая система как органическая составная часть общественного организма выполняет определённый социальный заказ, который меняется с каждым новым этапом развития общества и способствует изменению целевого и содержательного компонента педагогической системы. Как известно, цели обучения

имеют два аспекта: предметный и личностный. Предметный аспект предполагает овладение студентами основами грамматических знаний, общую подготовку к практической деятельности и формирование лингвистических убеждений; личностный аспект включает развитие умения мыслить на родном и иностранном языках, развитие творческих и познавательных способностей, восприятия, воображения, памяти, внимания и др. Таким образом, обучение иностранному языку должно преследовать как предметные, так и личностные цели, то есть способствовать образованию и совершенствованию личности. Формирование профессиональной компетентности специалиста предполагает не только приобретение студентами соответствующих знаний, умений и навыков, но и

.0 X

H о о

X

H

X

ф

H ф

с

Ц.

X 3

5 «

1 £ 8 Г

Ф о

■е-!

и

ф о S о х X го s m s ° 1 н *

о Ф X ^

о

« о.

CÛ ^

о с о m

Ф X s ф х ч го ^ m н о "

Œ CÛ s IS "

£ 5

ш

совершенствование интеллектуально-компетентностных личностных качеств.

Мы разделяем точку зрения В. Бай-денко, который считает, что только «интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяет человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде и, если предметные компетенции определяют атрибут области обучения, то базовые (ключевые и т.п.) компетенции определяют атрибуты, которые могут составлять часть или быть общими для любой из всех имеющихся ступеней высшего образования» [1, с. 7].

Ключевые компетенции в европейском образовании выражаются в способности рассуждать, используя известные выражения, осуществлять анализ и синтез, принимать решения, работать в команде и самостоятельно.

Тем не менее приходится констатиро-вать,чтореализациязадачформирования и совершенствования профессионально-компетентностных качеств студентов часто тормозится из-за педагогических стереотипов, основанных на том, что невозможно изменить интеллектуальные способности студентов.

Мы считаем, что любой студент имеет некоторый исходный потенциал, внутренний «резерв» по его наращиванию. Профессиональные и интеллектуальные способности человека регулируются под влиянием социальной микросреды, содержания его учебной деятельности. Следовательно, каждый обучающийся объективно нуждается в создании определённых условий, благоприятствующих становлению его профессионально-компетентностных качеств.

Рассмотрим сущность интеллектуального и профессионального развития и попытаемся сформулировать условия его реализации в вузе.

Из «элементов» знаний, отличающих, по мнению М.А. Холодной и Э.Г. Гель-фман, компетентного человека, выделим следующие:

• разнообразие (множество различных знаний о разном);

• гибкость (содержание отдельных элементов знания и связи между ними

могут быстро меняться под влиянием объективных факторов);

• возможность применения элементов знания в разных ситуациях;

• владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»); наличие информации о собственном знании [7, с. 55-56].

Понятие «интеллектуально-профессиональная компетентность» характеризуется наличием у обучаемых определенных качеств: интеллектуальной инициативы, т.е. желания самостоятельно получать новую информацию; интеллектуального и профессионального творчества, предполагающего использование нестандартных способов умственной деятельности; интеллектуальной и профессиональной саморегуляции, предполагающей умения целенаправленно строить процесс самообразования.

Подчеркнём, что «развитие ума связано с развитием всей личности» [5, с. 74]. Развитие мышления ведёт к развитию интеллекта, что, в свою очередь, влияет на развитие личности.

Эффективность учебно-познавательной деятельности связана с активизацией мыслительной деятельности обучаемых. Тем не менее подавляющее большинство технологий обучения иностранному языку в высшей школе «технократически» трактуют процессы обучения, рассматривая студента в качестве «программируемого компонента» системы, целью которого является усвоение содержательно-операциональной стороны конкретной дисциплины, а не развитие профессионально значимых качеств личности. Это противоречит гуманистической дидактике, согласно которой важна не только получаемая в процессе обучения информация, но и психика человека, его сознание и мышление [3].

В настоящее время в образовательном процессе осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Учение выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает формирование и совершенствование необходимых профессиональных

качеств личности специалиста. Учебный материал по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Но за учебной информацией и проблемными ситуациями просматриваются реальные контуры профессионального будущего. Все это наполняет процесс изучения иностранного языка личностным смыслом.

Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается (в авторитаритарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал студента, с помощью репродуктивных или активных форм и методов).

В содержание образования необходимо включить субъективный опыт студента, учитывающий сформированность следующих индивидуальных познавательных способностей:

• трансформационных (самостоятельное использование изученного ранее материала);

• трансфертных (умение переносить прошлый опыт в новые учебно-профессиональные ситуации);

• аналитических (способность упорядочивать, систематизировать свой прошлый опыт);

• способности к рефлексии своего опыта, что позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса [4, с. 286-287].

Фасилитационный подход обеспечивает конструктивные личностные изменения в образовательном процессе. Взаимодействие субъектов обучения утрачивает формальность и обретает черты межличностного общения [4, с. 441].

Для повышения познавательной мотивации и организации учебно-познавательной деятельности, ведущей к совершенствованию профессионально-компетентностных качеств студентов, преподавателями кафедры иностранных языков Южно-Уральского государственного гумантарно-педагогического университета используется дидактическая компьютерная среда, обеспечивающая создание ситуации интеллектуального затруднения; условия для самостоятель-

ной организации учебно-познавательной деятельности; возможность корректирования и повторения действия; необходимая достаточность информации для автономной работы.

Наиболее широкими дидактическими возможностями для реализации принципа наглядности во время самостоятельной работы студентов обладают электронные учебники, а на практических занятиях - мультимедийные презентации. Средством предъявления первых являются персональные компьютеры, а вторых - мультимедийный комплекс.

Мультимедиа - это многокомпонентная информационная среда, составляющие которой делятся на 3 группы: аудио-ряд, видеоряд, текстовая информация.

Компьютерные презентации позволяют одновременно использовать зрительный и звуковой каналы поступления информации, при этом по сравнению с традиционным способом проведения занятий существенно возрастает объем информации, предъявляемой в наглядной, красочной, объемной и анимационной формах.

«Дидактические возможности теле-, видеофильмов, видеофрагментов являются условием сильной и устойчивой мотивации к учению, способствуют активному восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала» [6, с. 45].

Использование мультимедийного сопровождения занятий по иностранному языку делает восприятие учебного материала более эмоциональным, что приводит к активизации познавательной деятельности студентов.

Уникальность дидактических свойств мультимедийных презентаций состоит, с одной стороны, в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческо-го и прикладного), с другой стороны, в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности. При постоянной и систематической работе с мультимедиа реализуются следующие дидактические возможности: возможность систематической работы с учебной инфор-

.0 I

н о

0

1

н

X

ф

н ф

с

О ^

0 2 Ф о

и

ф о ^ о

1 х го ^ со ^

° 1 н =

0 Ф

1 ?

^ о

ей и.

о с

О Ш

о

IX

ф

15

н

о

ф X

го ш о О. ей ^ I-2 "

£ я

мацией; предоставление преподавателю надёжной обратной связи со студентом и возможности оперативного управления процессом обучения; возможность интенсивной коммуникации с компьютером.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, дидактическая компьютерная среда является важным элементом системы компьютерной поддержки учебного процесса в вузе и фактором, обеспечивающим формирование и совершенствование профессионально-компетентносных качеств студентов, так как в ней практически реализуются следующие дидактические условия:

• управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучаемых, предполагающее синтез внешнего управления дидактической компьютерной средой, самоуправление студентов, самостоятельное планирование этапов решения предъявленной задачи и самоа-

нализ результатов этапа решения задачи, самокоррекции действий студентов в зависимости от результатов самоанализа;

• относительная автономность дидактической компьютерной среды, обеспечивающая возможность её внеаудиторного использования [2].

Таким образом, формировать и совершенствовать личность в учении -это значит находить индивидуально-своеобразные пути и способы оптимального уравновешивания субъекта образовательного процесса с объективными условиями, что в свою очередь воздействует на все компоненты системы образования в вузе (содержание обучения, методы и приемы, целевые установки и т.д.) и способствует созданию благоприятных условий для формирования и совершенствования профессионально-компетентностных качеств студентов.

Библиографический список

1. Байденко, В.А. Компетенции в профессиональном образовании [Текст] / В.А. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 3-13.

2. Васильева, И.Р. Развитие личностных каЧеств и компьютерное обучение [Текст]: монография / И.Р. Васильева. - Челябинск: ЧелГУ, 2002. - 215 с.

3. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б.А. Голуб. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. -М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 480 с.

5. Уварина, Н.В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Уварина // Педагогическое образование и наука, 2012. - № 12. - С. 73-77.

6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.И. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 364 с.

7. Холодная, М.А. Интеллектуальное воспитание личности [Текст] / М.А. Холодная, Э.Г. Гель-фман // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 54-60.

Referencеs

1. Bidenko V.A. Competences in vocational education. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004. № 4. P. 3-13. [in Russian].

2. Vasilyeva I.R The development of personal qualities and computer-aided instruction.. Chelyabinsk: ChelGU, 2002. P. 215. [in Russian].

3. Golub B.A The basics ofgeneral didactics: M. Tumanit: Vlados, 1999. P. 96. [in Russian].

4. Zeer E.F. Psychology of professional education. Voronezh: Modek, 2003. P. 480. [in Russian].

5. Uvarina N.V. Principles of actualization of creativity personality in educational process. Pedagog-icheskoie obrazovanie i nauka, 2012. № 12. P. 73-77. [in Russian].

о 6. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in educational system. M: Akademya, 2008.

! P. 364. [in Russian].

£ 7. Kholodnaya M.A, Gelfman E.G. Intellectual education of the individual. Pedagogika, 1998. № 1.

^ P. 54-60. [in Russian].

Сведения об авторах: Ульянова Вера Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &maik veka-moroz@rambler.ru

Information about the authors Ulyanova Vera Gennadyevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Foreign Languages, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: veka-moroz@rambler.ru

УДК 378 ББК 74. 480

Е.М. Харланова

научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций россиского движения школьников: концептуальные основы

В статье представлена концепция научно-методического сопровождения первичных организаций Российского движения школьников, раскрыты цель, задачи, принципы, методы, компонентный состав, формы, механизмы научно-методического сопровождения и критерии оценки результативности.

Ключевые слова: педагогическая концепция, научно-методическое сопровождение, Российское движение школьников.

E.M. Kharlanova

scientific methodological support

of primary organizations in russian movement of school students: conceptual basics

A concept of scientific methodological support of primary organizations in Russian movement of school students is presented. The objective, tasks, principles, methods, components, forms, mechanisms of scientific methodological support and efficiency assessment criteria are described.

Key words: pedagogical concept, scientific methodological support, Russian movement of school students.

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 29 октября 2015 г. был издан Указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"» [4].

В настоящее время структурные подразделения Российского движения школьников (далее РДШ) созданы в 84 субъектах Российской Федерации, определены пилотные школы, в которых на протяжении 2016-2017 года организованы и приступили к работе первичные организации РДШ.

Становление и развитие РДШ требует продуманного подхода к содержанию,

го

X

Е ^

0 ><

.0 X

т _

S -0 m ш

ао <и х

1 °

I- <и о -п

s &

к Е

Ф ф

Ф X

I S

£ ¡«i Э- о

р

в

£ ° о Ü

° 3

ф п: О 2

^ 5

0 х ф ф

т и

s s Ч CÛ

° о ф р

? о éi

Го о

1 о.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.