Научная статья на тему 'Инновационное непрерывное профессиональное самосовершенствование педагогических кадров в условиях модернизации образования'

Инновационное непрерывное профессиональное самосовершенствование педагогических кадров в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AND SELF-CULTIVATION / TEACHING STAFF / INNOVATIVE TRENDS / INNOVATIONS IN EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халяпина Л. П.

Статья посвящена проблемам развития новых подходов к вопросам самосовершенствования и самообразования педагогов в условиях крупномасштабной модернизации системы образования. Предлагается система инновационно-непрерывного самосовершенствования (самообразования) педагогических кадров на основе реализации компетентностного подхода и применения электронной образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халяпина Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE LONGLIFE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE SITUATION OF MODERNIZATION IN EDUCATION

The article is devoted to the problems of self-development and self-cultivation of teaching staff in different educational establishments. A new system of innovative lifelong professional self-development of pedagogical staff is created and suggested in this study. Our system is based on the realization of competence approach, on using electronic educational environment and information-communication technologies.

Текст научной работы на тему «Инновационное непрерывное профессиональное самосовершенствование педагогических кадров в условиях модернизации образования»

УДК/UDC 378(73) Л. П. Халяпина,

доктор педагогических наук, проректор по учебно-методической работе ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Кемерово, Россия, lhalapina@bk.ru

Liudmila Khalyapina,

PhD in Pedagogics, Prorector for Study and Methodological Work at the Kemerovo Regional Institute of Vocational Education Development, KRIVED, Kemerovo, Russia, lhalapina@bk.ru

ИННОВАЦИОННОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIVE LONGLIFE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE SITUATION OF MODERNIZATION IN EDUCATION

Статья посвящена проблемам развития новых подходов к вопросам самосовершенствования и самообразования педагогов в условиях крупномасштабной модернизации системы образования. Предлагается система инновационно-непрерывного самосовершенствования (самообразования) педагогических кадров на основе реализации компетентностного подхода и применения электронной образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий обучения.

The article is devoted to the problems of selfdevelopment and self-cultivation of teaching staff in different educational establishments. A new system of innovative lifelong professional selfdevelopment of pedagogical staff is created and suggested in this study. Our system is based on the realization of competence approach, on using electronic educational environment and informa-tion-communication technologies.

Ключевые слова: профессиональное

самосовершенствование, самообразование педагога, профессиональные педагогические компетенции, инновации в образовании, электронная образовательная среда.

Keywords: professional self-development and self-cultivation, teaching staff, innovative trends, innovations in education, professional competences.

В современных условиях образование принимает интегративный и социально-инновационный характер, так как определяющими субъектами образования являются не программы, образовательные стандарты и методики, а ре-

альные личности, «образующие себя по образу и подобию социальной макро- и микросреды». Иными словами, в современном понимании образование есть состояние личности, ее общественно-социальный статус. Образовательные институты, методики, технологии рассматриваются лишь в качестве факторов, способствующих ускорению или замедлению образовательного развития личности.

Очевидно, что современное образование -непрерывное, инновационное, носит характер открытости. Инновационность понимается не только как использование полученных и накопленных знаний, но и как способность самой личности, формируемая в процессе образования и жизни.

В этой связи, по мнению В. Л. Аношкиной, коренным образом изменяется само представление о непрерывном образовании - представление о хронологической его непрерывности. «Непрерывное образование личности - это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье - в школе, колледже, вузе и т. п. Наоборот, в понятие «непрерывное образование» входит прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации и, самое главное, умелое сочетание теоретической, опытно-экспериментальной и практической деятельности» [1].

Непрерывно-инновационное самообразование является одной из важнейших форм непрерывного образования учителя. Это очевидно, поскольку знания и умения, полученные учителями при обучении в вузе, становятся недостаточными для решения новых задач, сто-

ящих перед школой. Общественные ожидания связывают деятельность учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравст-венным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. В связи с этим требования, предъявляемые к педагогической деятельности, предполагают готовность учителя к постоянному самообразованию, которое направлено на совершенствование его теоретической подготовки по предмету и психолого-педагогических знаний и позволяет адаптироваться в новых условиях. Достижение данных требований, по мнению И. Г. Вертилецкой, невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности и познавательной активности в любом возрасте; а с другой - без повышения роли постоянного самообразования учителя.

Таким образом, современная образовательная политика предполагает непрерывное профессиональное самосовершенствование педагогических кадров с учетом инновационных процессов в образовании. Кроме того, инновация в современном понимании не сводится только к обновлению, она является превращением новых знаний в технологии, методологии образовательного процесса, адекватные общественным требованиям.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым понимают целенаправленную, определенным образом осуществляемую познава-

тельную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса [2, с. 6].

Школа нуждается в педагогах, способных адаптироваться к изменениям, происходящим как в процессе образования, так и в самой личности обучаемого, готовых к принятию новых образовательных задач и педагогических инноваций, имеющих личную заинтересованность в повышении качества обучения и своей квалификации. Этого можно добиться, если реализовывать самообразование учителей с позиции компетентностного подхода.

Важнейшим фактором признания компе-тентностного подхода становится перенос акцентов от содержания к результатам, от знаний к развитию личности. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в совокупности со всеми компонентами, входящими в их структуру, не может осуществляться за счет аккумулирования знаний и формирования умений. В рамках компетентностного подхода оно должно происходить в процессе разнообразной деятельности, позволяющей сформировать и развить разного рода знания и способности, а также умения их воплощать и действовать в соответствии с ними.

Анализ опубликованных материалов по проблеме компетентностного подхода показывает, что в качестве его основных структурных единиц рассматриваются компетентности и компетенции. В этой связи следует определить сущность понятий «компетенция» и «компетентность».

Таблица 1

Толкование компетентности и компетенции в научной литературе

Авторы Определение

Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Р. Х. Шакуров, А. И. Щербаков и др. Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности

A. С. Белкин, B. В. Нестеров Компетентность - совокупность личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, необходимых для осуществления деятельности

В. А. Болотов, В. В. Сериков Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости

Окончание таблицы 1

В. А. Демин Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях

Т. М. Чурекова Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека, она интегрирует знания, умения, усвоенные способы деятельности применительно к конкретным условиям и способности, готовность осуществлять все виды деятельности

А. В. Хуторской Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Компетенции - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним

В. И. Байденко, Н. В. Баграмова Компетенция определяется как знание того, как действовать (практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях), и знание того, как быть (ценностное отношение к той сфере реальности, в которой реализуется индивид)

И. А. Зимняя Компетенции - это сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие

С. Б. Серякова Компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков работника, позволяющих ему выполнять ту или иную работу; необходимые личностные качества; любые характеристики, значимые для производственного процесса

С. Е. Шишов, И. И. Агапов Компетенции - общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, позволяющая установить связь между знанием и ситуацией, подобрать процедуру, подходящую для решения проблемы

А. Федоров, Е. Федорова Компетенции - это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности

Вышесказанное позволяет нам заключить, что компетентностный подход в образовании базируется на том, что компетенции не отрицают знаний, умений и навыков, хотя принципиально от них отличаются: от знаний - существованием в виде деятельности, а не только информации о ней; от умений - переносом на различные объекты воздействия; от навыков -осознанностью, позволяющей человеку действовать не только в привычной, но и в новой, нестандартной обстановке. Таким образом, компетенции не могут быть сформированы без знаний, умений и навыков, которые важны не как самоцель, а как средство достижения компетенций.

Реализация компетентностного подхода предполагает применение определённых образовательных технологий как в обучении, так и в системе самообразования, предполагает обращение к рефлексии, оценке собственных достижений в профессиональном самосовершенствовании, самостоятельность применения в практической деятельности профессиональных умений и навыков. Такая деятельность может

быть достигнута посредством использования профессионально ориентированной электронной образовательной среды и информационнокоммуникационных технологий, которые обеспечивают постоянный и непрерывный доступ к современной профессиональной информации, дают возможность в условиях сетевых сообществ обсуждать наиболее сложные вопросы, совместно решать профессиональные задачи.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения выделяет следующие группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Профессиональные в свою очередь подразделяются на общепрофессиональные и специальные профессиональные. Мы считаем недостаточным ограничиваться лишь вопросами формирования данной группы компетенций. В послевузовский период и на протяжении дальнейшей профессиональной деятельности задачи по самосовершенствованию педагога должны быть направлены на дальнейшее развитие данных компетенций. В данном случае мы предлагаем следовать той

же классификации компетенций, однако с учетом необходимости применения профессионально ориентированной электронной образовательной среды мы считаем целесообразным разработать дополнительные компетенции.

В структуре каждой компетенции выделены соответствующие знания, умения и навыки.

Так, к общекультурной мы предлагаем добавить компетенции:

- информационно-познавательную;

- компетенцию в сфере информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).

В блоке информационно-познавательной компетенции выделены следующие знания, умения, навыки:

- знания о наличии образовательных интернет-ресурсов;

- умения самостоятельно искать, отбирать и анализировать интернет-ресурсы для качественного выполнения профессиональных задач;

- владение навыками осуществлять самостоятельную работу с информацией, представленной в электронном виде.

Блок компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий включает следующие знания, умения, навыки:

знания о дидактических возможностях ИКТ;

умения:

- создавать учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;

- разрабатывать компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

- применять готовые мультимедийные разработки в воспитательных и образовательных целях;

- грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, лист рассылки, форум, блог, подкаст);

владение:

- навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов;

- базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности.

Возможности электронной образовательной среды в целях совершенствования общекультурных компетенций педагога представлены в таблице 2.

Таблица2

Дидактические возможности интернет-среды для совершенствования общекультурных компетенций

Компетенция Дидактические возможности Интернета

Информационно-познавательная Использование Интернета для изучения теоретического и практического опыта по исследуемой проблеме

Использование Интернета в процессе разработки лекций и подготовки к семинарским занятиям

Использование Интернета в процессе самообразования

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://window.edu.ru; http://school-collection.edu.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый класс» - http:// festival.1 september.ru Электронные газеты, журналы: www.1september.ru,www.sibuch.ru Электронные библиотеки: http://vashabnp.info, http://www.gumer.info/, http://metodisty. ru/m/files/home/ (библиотека сообщества Методисты); Электронные энциклопедии, словари, справочники: www.otrok.ru/teach/enc/;http://window.edu.ru/window/library

Окончание таблицы 2

В сфере информационно- Использование Интернета для создания презентаций, учебных

коммуникационных технологий программ по предмету

Возможность обменяться опытом, методическими материалами, компьютерными программами

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru;

http ://www. rusedu.info/;

http ://www. it-n.ru/;

http://pedsovet.su/forum/;

http://pedsovet.su/load/265;

http://vashabnp.info/blog/;

http://www.metod-kopilka.ru/;

www.eidos.ru;

www.openclass.ru;

http://www.zavuch.info/metodichka/hitrosti/ideiizagotovki;

http://aida.ucoz.ru/load/7

Общепрофессиональная компетенция учителя может быть дополнена такими компетенциями, как:

- компетенция в сфере организации педагогической деятельности на основе профессионально-ориентированной интернет-среды;

- компетенция в сфере профессиональных сетевых сообществ;

- компетенция в сфере исследовательской и проектной деятельности учителя.

В блоке компетенции в сфере организации педагогической деятельности на основе профессионально-ориентированной интернет-среды выделены следующие знания, умения, навыки:

знания:

- основных законодательных документов, касающихся системы образования, прав и обязанностей субъектов учебного процесса, представленных в электронном виде;

- планирования и организации учебновоспитательной работы в школе;

умения:

- ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся;

- разрабатывать учебно-методические материалы с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

- вести учебно-программную документацию в электронном виде в соответствии с нормативными документами;

- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации; способами ведения учебно-методической документации в электронном виде.

В блоке компетенции в сфере профессиональных сетевых сообществ мы выделяем такие знания, умения, навыки:

знания о сетевых педагогических сообществах;

умения:

- получать новые знания в области своей деятельности, осваивать новые достижения в педагогической практике, объединяясь с другими учителями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использовать ресурсы интернет-сообществ с целью найти ответы на проблемные для будущих учителей вопросы;

- владеть способами взаимодействия с другими участниками сообщества.

В блоке компетенции в сфере исследовательской и проектной деятельности учителя мы выделяем такие знания, умения, навыки:

знания способов интеграции научных исследований с образовательным процессом;

умения:

- ориентироваться в потоке научной информации, альтернативных и вариативных программах, учебниках, размещенных в профессионально-ориентированной интернет-среде;

- осуществлять руководство исследовательской работой учащихся;

- формулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования;

- анализировать свою научно-исследовательскую деятельность (проводить методологическую рефлексию);

- подготовить публикацию или выступление по результатам своей научной работы;

- владеть методами педагогического исследования (анкетирование, тестирование, моделирование, наблюдение и др.).

Возможности интернет-среды в целях совершенствования общепрофессиональных компетенций педагога представлены в таблице 3.

Таблица 3

Дидактические возможности интернет-среды для совершенствования общепрофессиональных компетенций

Компетенция Дидактические возможности Интернета

В сфере организации педагогической деятельности на основе интернет-среды Возможность сформировать представление о направлениях развития современной системы образования

Возможность изучить опыт коллег в практической деятельности

Возможность научиться формулировать цели собственной профессиональной деятельности

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/ http://www.periodika.websib.ru/ http://window.edu.ru/ http://standart.edu.ru/

В сфере профессиональных сетевых сообществ Использование материалов интернет-сообществ в целях ознакомления с современными документами, касающимися общих вопросов образования (законопроекты, стандарты и пр.)

Использование ресурсов интернет-сообществ с целью найти ответы на проблемные вопросы

Возможность консультирования

Рекомендуемые интернет-ресурсы: www.openclass.ru http://www.it-n.ru http://pedsovet.su/ http://www.zavuch.info/ www.intergu.ru http://metodisty.ru

В сфере научно-исследовательской и проектной деятельности учителя Использование интернет-ресурсов в области теории обучения и воспитания в собственной научно-исследовательской деятельности

Использование интернет-ресурсов для подготовки научных обзоров,аннотаций,составления рефератов и библиографии по тематике проводимой исследовательской и проектной деятельности по вопросам обучения и воспитания

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://pedsovet.org http://www.researcher.ru/ http://www.relarn.ru/conf/ http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com

Блок специальной профессиональной компетенции дополнен компетенциями:

- в сфере электронных форм профессионального сотрудничества;

- в сфере разработки современного мультимедийного урока иностранного языка на основе ресурсов Интернет.

В свою очередь в блоке компетенции в сфере электронных форм профессионального сотрудничества выделены следующие знания,

умения, навыки:

- знания особенностей работы образовательных форумов, блогов, чатов;

- умения исследовать тематику обсуждаемых вопросов, формулировать собственные ответы на вопросы, составлять текст-обращение по выбранной теме, отправлять текст-обращение;

- владеть навыками принимать участие в обсуждении представленных в форумах вопросов, задавать интересующие студентов вопро-

сы, ответы на которые помогут им расширить свое представление по той или иной теме.

Компетенция в сфере разработки современного мультимедийного урока на основе ресурсов Интернет включает такие знания, умения, навыки, как:

- знания о наличии электронных обучающих программ, учебных интернет-ресурсах (hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, webquest);

- умения использовать на уроках цифровые образовательные ресурсы, мультимедиа -электронные образовательные ресурсы;

- владеть навыками осуществлять разработку собственных уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Возможности интернет-среды в целях совершенствования и развития специальных профессиональных компетенций педагога представлены в таблице 4.

Таблица 4

Дидактические возможности интернет-среды для совершенствования специальных профессиональных компетенций

Компетенция Дидактические возможности Интернета

В сфере электронных форм профессионального сотрудничества Возможность профессионального общения с участниками форумов вне зависимости от времени и расстояния

Возможность изучать профессионально значимые проблемы на основе мнений и суждений участников форумов и таким образом формировать собственное видение проблемы

Возможность присоединиться к интернет-сообществу, изучить мнение участников форума по интересующей проблеме, составить собственный ответ на вопрос, предствленный для обсуждения

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://www.englishteachers.ru/forum/; www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=225; http://www.zavuch.info/forums.html?view=index; http://www.openclass.ru/forum; http://pedsovet.su/forum/

В сфере разработки современного мультимедийного урока на основе ресурсов Интернет Возможность передавать новые знания

Одновременное воздействие графической, звуковой, фото- и видеоинформации, способствующее приобретению эмоционального заряда и активного включения в учебный процесс

Возможность учителя подкрепить свое объяснение иллюстративным медиаматериалом: фото, видео, текст и т. д. В результате повышается восприятие информации, интерес к прослушиванию, сосредоточение внимания и долгосрочное запоминание

Мультимедиа может быть использовано как эффективное средство проверки полученных знаний

Все сказанное позволяет сделать вывод, что важнейшим фактором признания компе-тентностного подхода в системе самосовершенствования педагогических кадров становится перенос акцентов от содержания к результатам, от знаний к развитию личности. Совершенствование и дальнейшее развитие общекультурных и профессиональных компетенций в совокупности со всеми компонентами, входящими в их структуру, не может осуществляться за счет аккумулирования знаний и фор-

мирования умений. В рамках компетентностно-го подхода оно должно происходить в процессе разнообразной деятельности, позволяющей сформировать и развить разного рода знания и способности, а также умения их воплощать и действовать в соответствии с ними. Реализация компетентностного подхода предполагает применение определённых образовательных технологий в обучении, рефлексию учителя, оценку собственных достижений в обучении, самостоятельность применения в практической деятель-

ности профессиональных умений и навыков. Такая деятельность в учебном процессе может быть обеспечена посредством использования профессионально-значимой электронной образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий.

1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.

2. Вертилецкая И. Г. Самообразование учителя в системе повышения квалификации как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2007. - № 4. - С. 9-11.

3. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

4. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10.

5. Вяликова Г. С. Профессиональная компетентность современного учителя: учеб. пособие - Коломна: Коломен-

ский государственный педагогический институт, 2008.

6. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

7. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2006. - № 8.

8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Родионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

9. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода : межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. - Вып. 1.

10. Чурекова Т. М. Компетентностный подход в современном образовании как необходимость // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4.

УДК / UDC 371.3(410) М. А. Лощилова,

старший преподаватель кафедры гуманитарного образования и иностранных языков, Юргинский технологический институт Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, Россия, marisha20@bk.ru

Мarina Loshchilova,

senior teacher of the Department of Humanities and Foreign Languages, Yurga Institute of Technology of Tomsk Polytechnic University, Yurga, Kemero region, Russia, marisha20@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ PECULIARITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS NETWORKING IN THE PROFESSION ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN GREAT BRITAIN

В статье описаны основные формы взаимодействия образовательного учреждения и социальных партнеров, обеспечивающие преемственность и интеграцию уровней профильного и профессионального образования в Великобритании.

The main forms of interaction of educational institution and social partners, providing succession and integration of profession oriented and professional education in Great Britain are described.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профильное обучение, социальное партнерство.

Keywords: networking, profession oriented education, social partnership.

Великобритания одним из первых зарубежных государств провозгласила принцип обучения, основывающийся на дифференцированной подготовке сообразно склонностям, интересам и успеваемости обучающихся. Эффективность реализации данного принципа подтверждается тем, что уровень занятости среди выпускников учреждений профессионального образования Великобритании составляет 50,9 % от общего числа выпускников, что является одним из самых высоких показателей в Европе [1].

В Великобритании существует особая организация образовательного процесса, представляющая собой комплекс мероприятий, подразумевающий участие организаций общественного, частного и добровольного секторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.