Научная статья на тему 'Формирование и совершенствование инновационной политики в республике Казахстан'

Формирование и совершенствование инновационной политики в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАВЕРШЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММА ФОРСИРОВАННОГО ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакиртханов Б. Р.

В статье рассматриваются этапы, содержание и приоритеты индустриально-инновационной политики в Казахстане. Определяются проблемы, препятствующие реализации задач форсированной модернизации и выделяются достижения государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и совершенствование инновационной политики в республике Казахстан»

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Шакиртханов Б.Р.*

Алматинский технологический университет, Республика Казахстан, г. Алматы

В статье рассматриваются этапы, содержание и приоритеты индустриально-инновационной политики в Казахстане. Определяются проблемы, препятствующие реализации задач форсированной модернизации и выделяются достижения государственной инновационной политики.

Ключевые слова стратегия индустриально-инновационного развития, высокотехнологичные экспортоориентированные производства, промышленная инновационная политика, завершенные технологические инновации, программа форсированного индустриально-инновационного развития.

Казахстан первым из государств постсоветского пространства приступил к разработке стратегии индустриально-инновационного развития. Теоретической платформой развития Казахстана стала стратегия, провозглашенная Президентом страны Н.А. Назарбаевым в октябре 1997 г., «Казах-стан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Эта стратегия определила вектор и этапы социально-экономических преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 года), благодаря которым должны быть достигнуты новые качественные показатели - устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.

На основе этой центральной стратегии Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Среди основных задач этой стратегии были определены:

- стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экс-портоориентированных производств;

- развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы [1].

Главным предметом государственной индустриально-инновационной политики в РК было определено производство конкурентоспособных и экс-портоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг.

* И.о. доцента, кандидат экономических наук.

Для успешной реализации выдвинутых задач были сформированы такие институциональные образования как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии.

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан были определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагал изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов - участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности.

Структурно стратегию индустриально-инновационного развития можно разделить на два крупных этапа. На первом этапе локомотивом экономического роста является нефтегазовый сектор, перед которым поставлена задача увеличения добычи нефти, строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для производства продукции с большей товарной готовностью, расширения экспортных возможностей нефтегазового сектора за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых трубопроводов. На втором этапе экономическое развитие должно обеспечиваться за счет роста производительности труда и развития несырьевых отраслей экономики, что обеспечит увеличение доходов и качественные изменения в социальном развитии общества.

Реализация задач индустриально-инновационного развития уже в начале XXI века позволила существенно изменить структуру промышленности Казахстана. Возрос удельный вес отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии. В 2000 году промышленность Казахстана, являясь важнейшей отраслью экономики, производила 33,2 % ВВП, (против 23,5 % в 1995), на ее долю приходилось 22,2 % от числа занятого населения.

Если в 1991 г. наибольшую долю в объеме промышленности занимали машиностроение, легкая и пищевая промышленность (свыше половины республиканского объема), в 1995 г. - топливная (23,4 %) и металлургическая (25,1) промышленности, то в 2000 г. - нефтедобывающая, на ее долю приходилось около 40 % республиканского объема и свыше 85 % горнодобывающей промышленности. В течение последнего десятилетия XX века увеличилась доля таких видов деятельности как: электроэнергетика (с 4,8 % в

1991 г. до 9,2 % в 2001 г.), металлургическая (с 14,9 до 21,1 %), пищевая (с 5,7 до 12,1 %) промышленность [2].

В этот период стабильно рос удельный вес инвестиций в промышленность. Так, в 2001 г. он возрос более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г. и по объему составил 298,6 млрд. тенге. Самыми капиталоемкими отраслями стали нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия.

К началу XXI века в РК удалось преодолеть значительный спад производства 1991-1998 гг., связанный с потерей традиционных рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей между предприятиями, а также острой нехваткой финансовых ресурсов на обновление основных фондов и развитие производства.

За 1999-2005 гг. рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил более 50 %. В 2005 г. ВВП составил 3 700 долл. на душу населения. В целом за 2003-2005 гг. в расчете на душу населения объем ВВП вырос в 1,3 раза.

Однако отметим, что при реализации курса на инновационный путь развития в РК первоначально наблюдался несколько упрощенный и односторонний взгляд на содержание инновационных хозяйственных систем. Принимается за аксиому, что главное - высокий темп создания и освоения новых технологий и преобладание сложных, наукоемких производств, а важнейшими предпосылками создания инновационных экономик считается наличие высокоразвитого научного комплекса и соответствующей индустриальной базы. Именно на этом фокусируется внимание в разрабатываемых программных документах. Однако наряду с этим крайне важна и высокая «инновационная мотивация», способность динамичного отклика на возникающие потребности рынков. Она обеспечивается не только наличием новых технологий и возможностью их освоения. Экономика может быть названа инновационной, если во всех ее секторах - добывающем, перерабатывающем, аграрном, сфере услуг и т.д. - присутствуют динамизм, готовность к конкуренции, поиску и освоению новых рынков. Кроме освоения новых технологий, это может быть и своевременная гибкая диверсификация производства, его свертывание или расширение, слияние или поглощение. Все зависит от конкретной ситуации. На наш взгляд, стимулировать инновационный потенциал научно-промышленного комплекса без проработки проблемы инновационного развития национальной экономики во всей ее полноте совершенно не продуктивно.

Промышленная инновационная политика включает систему мер по селективной поддержке стратегически важных секторов национальной экономики РК. Эти сектора призваны стать главными «локомотивами» экономического роста, его структурных преобразований, включая инновационную сферу.

Сегодня Казахстан достиг определенных результатов в реализации задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Одним из важнейших достижений в этом направлении явилось утверждение Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы (2005), также в 2006 году был принят Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности». Еще ранее в 2004 году была разработана и утверждена Концепция развития сети технопарков, а в 2005 г. -Модель развития региональных технопарков в Республике Казахстан.

«Национальным инновационным фондом» было создано пять отечественных венчурных фонда. Интегрируясь в мировое сообщество венчурного капитала, «Национальный инновационный фонд» вложил инвестиции в пять зарубежных венчурных фондов, стал членом Европейской Ассоциации венчурных фондов (Е^А) и Ассоциации венчурных фондов Сингапура ^^А). Казахстанские венчурные фонды одобрили к реализации и финансированию 14 инвестиционных проектов на общую сумму 25 млн. долл. в таких областях, как создание новых материалов, информационные технологии, производство полупроводников, биотехнологии, потребительские товары, фармакология.

В республике приступили к созданию трех национальных технопарков, таких как Парк информационных технологий, Парк ядерных технологий и Парк биотехнологий. На первом этапе реализации стратегии индустриально-инновационного развития были созданы и функционируют три региональных технопарка в городах Уральск, Караганда и Алматы [3].

В республике были определены 23 потенциально конкурентоспособные отрасли отечественной экономики. В июне 2005 года были сформированы и утверждены планы по созданию и развитию семи пилотных кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Нефтегазовое машиностроение», «Текстильная промышленность», «Транспортная логистика», «Металлургия» и «Строительные материалы».

Особенно значимым для успешного выполнения стратегии индустриально-инновационного развития явился выбор приоритетов в области создания наукоемких и высокотехнологичных производств. Так, было определено пять приоритетных направлений программ фундаментальных исследований, в том числе, касающиеся инновационного развития:

- информационные и космические технологии;

- новые перспективные материалы;

- развитие теоретических основ молекулярной биологии, генетики и биоинженерии для решения актуальных проблем медицины и аграрного сектора.

В мае 2005 вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», предусматривавшие упрощение процеду-

ры предоставления преференций частным инвесторам при реализации инвестиционных проектов. Для подготовки к реализации новых приоритетных инвестиционных проектов из средств бюджета за 2003 -2005 годы было выделено 973 млн. тенге.

За 2003-2005 годы объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности превысил рост инвестиций в горнодобывающей промышленности. Так, объем инвестиций в 2005 году в обрабатывающей промышленности вырос по сравнению с 2002 годом в 2,1 раза, в горнодобывающей промышленности - в 1,1 раза. В целом объем инвестиций в основной капитал промышленности в 2009 году достиг 1348526 млн. тенге [4].

Некоторые результаты реализации стратегии индустриально-инновационного развития были достигнуты в области науки. Главным из них стал запуск первого казахстанского геостационарного спутника связи и вещания «К^АТ».

В остальном результаты были ограничены разработкой научно-технических программ. Так, началась разработка Государственной программы развития науки на 2007-2012 годы, реализация программы «Развитие современных технологий для формирования кластера по биотехнологии в Республике Казахстан на 2006-2008 годы», была разработана и утверждена научно-техническая программа «Разработка перспективных новых материалов различного назначения» на 2006-2008 годы, разрабатывается Программа развития патентной системы на 2007-2011 годы.

Если посмотреть на результаты реализации первого этапа Стратегии с точки зрения достигнутых результатов, то достижения Казахстана в индустриально-инновационном развитии были достаточно скромными. С 2005 года по 2006 год Казахстан в рейтинге конкурентоспособности не поднялся, а опустился - с 51-го места на 56-е. Снижение произошло из-за низкого уровня финансирования науки, инноваций, бизнеса, технологической оснащенности.

На первом этапе не была достигнута главная цель Стратегии - опережающий рост несырьевого сектора. Сохранялась и наиболее острая проблема - страна все более и более впадала в нефтяную зависимость. Валовая добавленная стоимость промышленности с 2003 по 2005 годы возросла с 547 до 903 млрд. тенге. Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП снизилась с 14 % в 2003 до 12 % в 2005. Доля обрабатывающей отрасли в общем объеме промышленного производства снизилась с 43,3 % в 2002 году до 35,5 %.

В соответствии с методикой Организации экономического сотрудничества и развития промышленная продукция по уровню наукоемкости делится на четыре группы:

1. Продукция высокой наукоемкости: авиакосмическая и передовая военная продукция; офисное и компьютерное оборудование; радио-и телевизионное оборудование; медицинское оборудование и продукция фармацевтики.

2. Продукция средневысокой наукоемкости: научное оборудование, моторные устройства, электрические машины, станки; неэлектрическое оборудование, транспорт, химическая продукция.

3. Продукция средненизкой наукоемкости: черные и цветные металлы; металлические и неметаллические минеральные продукты; суда; рафинированная медь и продукты; химическая и резинотехническая продукция.

4. Продукция низкой наукоемкости: бумага и печатная продукция; текстиль, шерстяные изделия, одежда, кожа; продукты питания, напитки, табак; мебель.

Казахстан в течение периода 2003-2005 годов развивал производство продукции, входящей, в основном, в третью и четвертую группы классификации ОЭСР. При этом даже имеющееся производство продукции первой и второй группы (приемники телевизионные магнитофоны и записывающая аппаратура) в 2005 году снизилось, а значительных изменений в структуре производства основных видов продукции не произошло.

Среди новых выпускаемых видов товаров также незначительна доля продукции первой и второй группы продукции. Новые товары первой и второй группы: тракторы для сельского и лесного хозяйства, грузовые машины, производство погружных насосов для перекачки жидкостей.

Доля несырьевых товаров в общем объеме экспорта снизилась с 6 % в 2000 году до 5 % в 2005 году. Товарная структура экспорта изменилась за счет увеличения доли минеральных продуктов и снижением доли химической продукции и продовольственных товаров. Товарная структура импорта изменилась за счет увеличения импорта неблагородных металлов, минеральных продуктов и продукции машиностроения. Особенно был заметен рост импорта и снижение экспорта машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в общей структуре товаров в 2005 году.

В Стратегии определено, что среднегодовой темп роста в обрабатывающей промышленности должен ежегодно достигать размера 8-8,4 %. Если в 2002 году индекс физического объема за январь-декабрь в обрабатывающей промышленности составил 8,1 %, то в 2003 году - 7,9 %, в 2004 - 8,9, в 2005 -6 %. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2005 году в области инноваций из 10392 предприятий только 352 хозяйствующих субъекта имели завершенные технологические инновации [5].

Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимала продукция подвергавшаяся усовершенствованию - 58,9 %, продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям составила 36,7 % и прочая инновационная продукция - 4,4 %.

В 2006 году был утвержден План проведения сфокусированных исследований по потребностям отечественного, регионального и глобального

рынков для развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Началась разработка проекта «Развитие инноваций для повышения конкурентоспособности», направленного на повышение научно-технологических активов государства, развитие человеческих ресурсов.

Прорыв Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира как главная стратегическая задача, поставленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым перед Правительством Казахстана и обозначенная ключевой в Послании народу от 1 марта 2006 года, предполагает необходимость перевода экономики страны на инновационный путь развития. Дальнейшие задачи динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, позволяющей Казахстану закрепить лидирующее положение на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, а также войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира, были определены в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» [6].

В 2008 году Президент в Послании народу Казахстана отметил, что сегодня в условиях ухудшения мировой конъюнктуры мы должны активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций [7].

Мировой финансовый кризис серьезно повлиял на экономический рост в Казахстане. Государством были приняты необходимые меры для смягчения последствий кризиса и сохранения курса на ускоренную модернизацию. В этих целях был образован Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», целью которого является повышение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

Казахстану удалось сохранить достаточно высокие темпы экономического развития и в период кризиса и в посткризиса. Так, увеличение валового внутреннего продукта в 2008 году в РК составило 108, 5 %, а выпуска промышленной продукции - 103.4 %.

Казахстан располагает широкими возможностями выбора различных вариантов развития экономики, и что немаловажно, взаимодополняющих друг друга, обеспечивающих долговременное устойчивое развитие страны. При этом важной предпосылкой быстрого экономического роста республики является открытость национальной экономики, предполагающая восприятие передовых технологий и стандартов качества, верную ориентацию на мировых рынках и интеграцию в систему международного разделения труда. Место Казахстана в мире по общему объему ВВП составляет около 0,13 %. Мало это или много, можно судить, учитывая небольшую долю численности населения страны в общей численности населения мира, а также влияние экономического коллапса, вызванного распадом СССР и последующей

трансформацией экономики. По общему объему ВВП Казахстан сегодня входит в шестую десятку среди всех стран мира, находясь в одной группе с рядом процветающих стран мира. Среди стран СНГ республика по объему ВВП занимает третью позицию, при этом доля Казахстана в совокупном ВВП по Содружеству постоянно растет.

2009 год стал новым этапом в индустриально-инновационном развитии Казахстана. Мировой кризис обнажил определенные проблемы в экономике республики, и Президент РК Н.А. Назарбаев на внеочередном XII съезде партии «Нур Отан» поручил Правительству разработать долгосрочную стратегию до 2020 года, направленную на посткризисное развитие. Реализация стратегического плана разбивается на два пятилетних этапа.

Ключевым документом развития страны стала Программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, являющаяся логическим продолжением государственной экономической политики. Во главу угла поставлены задачи инновационной индустриализации, соответствующей сегодняшнему укладу развития мировой экономики.

В рамках новой индустриальной политики были определены 7 приоритетов. Главными инструментами Программы форсированного индустриально-инновационного развития стали Карта индустриализации до 2015 года и Схема рационального размещения производственных мощностей до 2020 года. Карта индустриализации включает в себя инвестиционные проекты республиканского значения, стоимостью свыше 50 млн. долларов США и проекты регионального значения, стоимостью менее 50 млн. долларов США.

Достигнув поставленных в Программе ФИИР задач, Казахстан сможет обеспечить диверсификацию и повысить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде и увеличить ВВП до 2015 года на 7 трлн. тенге или примерно на 50 % от ВВП 2008 года [8].

28 февраля 2011 года Президент РК выступил с очередным посланием к народу Казахстана «Ускоренная экономическая модернизация - продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации», в котором отметил достижения инновационной индустриализации в стране. Только в первом году реализации программы в эксплуатацию было введено 152 предприятия, создано около 800 различных производств.

Сегодня модернизация страны идет активными темпами, главный упор при этом делается на инновационное развитие, предусматривающее перевод промышленного производства на новый технологический уклад. Поставленная перед Казахстаном задача - к 2020 году войти в число 50 наиболее конкурентоспособных экономик мира практически выполнена и выдвинута новая, еще более амбициозная цель - войти в тридцатку технологически развитых стран.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своей книге «Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций» указыва-

ет: «В Казахстане на сегодняшний день формируется ядро VI технологического уклада. Приоритетными должны стать инвестиции в технологии, а также проекты по подготовке кадров для инновационного прорыва, в развитие информационных технологий и Интернета, в ресурсосберегающие, экологические чистые технологии, в формирование национальных инновационных систем» [9].

Нет сомнений, что Казахстан вполне способен создать новые и модернизировать прежние высокотехнологичные производства по выпуску самой разнообразной продукции и встать на один уровень с наиболее конкурентоспособными странами мира, для чего в стране формируется полноценная инновационная среда.

Список литературы:

1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz

2. Социально-экономическое развитие Казахстана в 2001 году. - Алма-ты: Агентство по статистике РК, 2002. - С. 45.

3. Каренов Р. С. Экономика Казахстана по пути рыночной трансформации. Т. 2. - Караганда: Профобразование, 2004. - С. 117.

4. Казахстан в цифрах. - Астана: Агентство по статистике, 2010. - С. 17.

5. Инновационная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.kz.

6. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz.

7. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» февраль 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz.

8. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz.

9. Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. - Астана, 2009. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.