Научная статья на тему 'Особенности индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан на современном этапе'

Особенности индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / STRATEGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинова Жибек Сеитовна, Андарова Роза Кабыкеновна, Мусина Светлана Тахировна, Ескендир Несип Нуралиевна

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050». Эта программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании. Показано, что методологические подходы, заложенные в Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 2019 годы соответствуют решению задач экономической модернизации и имеют большую значимость в качестве долгосрочного плана преобразования производительных сил общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INDUSTRIAL INNOVATION POLICY IN KAZAKHSTAN TODAY

The state program of industrial-innovative development of Kazakhstan for 2015-2019 years is developed in accordance with the long-term priorities of the Strategy "Kazakhstan-2050". The program of industrial-innovative development of Kazakhstan is a part of the industrial policy of Kazakhstan and is focused on the development of the manufacturing industry with a concentration of efforts and resources on a limited number of sectors, regional specialization using the cluster approach, and effective regulation of the industry. It is shown that the methodological approach of the State program of industrial-innovative development of Kazakhstan for 2015 2019 years, meet the challenges of economic modernization and are of great importance as a long-term plan for the transformation of the productive forces of society.

Текст научной работы на тему «Особенности индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан на современном этапе»

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕПСУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Хусаинова Жибек Сеитовна

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и международного бизнеса Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, 100028, Республика Казахстан, г.Караганда,

ул.Университетская,д.28 Андарова Роза Кабыкеновна Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и международного бизнеса Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, 100028,

Республика Казахстан, г.Караганда, ул.Университетская, д.28

Мусина Светлана Тахировна Магистр экономических наук, магистр педагогических наук., старший преподаватель кафедры экономики и международного бизнеса Карагандинского

государственного университета им.Е.А.Букетова, 100028, Республика Казахстан, г.Караганда, ул.Университетская, д.28

Ескендир Несип Нуралиевна Магистр экономики и бизнеса, старший преподаватель кафедры экономики и международного бизнеса Карагандинского государственного университета

им.Е.А.Букетова,

100028, Республика Казахстан, г.Караганда, ул.Университетская, д.28

mussina.74@mail.ru

Принятая Стратегия «Казахстан - 2050», затрагивает вопросы модернизации всех сторон общества. В свою очередь Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы была направлена на экономическую модернизацию.

Приоритетами индустриально-инновационного развития Казахстана являются: -повышение производительности факторов производства как важнейшего условия роста конкурентоспособности национальной экономики;

-акцент на привлечение инвестиций, преимущественно прямых иностранных, в создание новых экспортоориентированных высокотехнологичных производств; -развитие и укрепление национальной инновационной системы; -снижение уровня концентрации экономики и усиление роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации;

-рациональная пространственная организация экономического потенциала. К задачам индустриально-инновационного развития Казахстана относятся: -развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности.

Выполнение задач индустриально-инновационного развития Казахстана базируется на принципах:

-ориентация на бизнес-инициативы;

-поддержка «прорывных» проектов и кластерных инициатив в несырьевом секторе;

-оптимальное распределение рисков между государством и частным сектором и четкое определение их ролей в процессе индустриализации; -мультипликация новых бизнес-возможностей.

Усилия государства в рамках индустриально-инновационного развития Казахстана концентрируются на развитии следующих приоритетных секторов экономики:

-традиционных с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;

-секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15-20 лет.

Инвестиционная политика фокусируется на создании условий для прямых зарубежных и отечественных инвестиций в приоритетные сектора экономики, а также на целенаправленном государственном инвестировании в объекты инфраструктуры и производства несырьевого сектора, отобранные в селективном порядке.

Инвестиционная политика фокусируется на создании условий для прямых зарубежных и отечественных инвестиций в приоритетные сектора экономики, а также на целенаправленном государственном инвестировании в объекты инфраструктуры и производства несырьевого сектора, отобранные в селективном порядке. Приоритеты индустриально-инновационной политики ориентированно на следующие отрасли: нефтегазовый сектор; нефтехимия; горнометаллургическая отрасль, химическая промышленность.

В последние годы в результате предпринимаемых системных мер со стороны государства инновации были определены в качестве стратегически важного направления развития Республики Казахстан. Первоначально вопросы инновационного развития нашли отражение в Стратегическом плане до 2010 года, затем в Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программе по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. Правовое регулирование инновационной деятельности было заложено в связи с принятием в 2006 году Закона РК «О государственной поддержке инновационной деятельности». Новый импульс для развития инноваций был дан с началом реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы, утвержденной Указом Президента РК от 19 марта 2010 года № 958. Были приняты Отраслевая программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации на 2010-2014 годы, Межотраслевой план научно-технологического развития страны до 2020 года. Меры стимулирования инноваций были закреплены в Законе «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». В целях дальнейшего содействия вхождению Казахстана в число 30-ти конкурентоспособных стран мира на основе развития новых технологий и услуг в 2013 году Указом Президента РК Н.А. Назарбаевым принята Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года [28],[29]. Логическим продолжением ГПФИИР на 2010 - 2014 годы стала принятая в августе 2014 года Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы (ГПИИР).

Кроме того в период с 2001 по 2013 годы были сформированы базовые элементы национальной инновационной системы: АО «Национальное агентство по технологическому развитию»; 8 региональных технопарков; специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий»; 4 конструкторских бюро; 15 офисов коммерциализации; 4 отечественных венчурных фондов. На этом фоне, благодаря принятым мерам, произошли положительные изменения в показателях научно-инновационного развития промышленности страны за рассматриваемый период.

По данным Агентства РК по статистике, в Казахстане в 2013 году 1774 хозяйствующих субъектов промышленности Казахстана являются инновационно активными (в 2012 году - 1622 предприятия) из 22070 предприятий. При этом доля инновационной активности достигла исторического максимума - 8%, в 2012 году -7,6%.

Надо отметить, что инновационная деятельность на промышленных предприятиях страны находится на низком уровне. Для сравнения: доля инновационно-активных промшленных предприятий в США составляет около 50%, среди стран Европейского союза наиболее высокими показателями обладают Германия (79,3%), Швеция (60%), Финляндия (58%). Средний показатель по странам Европейского Союза достигает приблизительно 53%. В Турции - 33%, Венгрии - 47%, Эстонии - 36%, Латвии - 33%, России - 9,1, в то время как в Казахстане по итогам 2013 года - 8%.

Таким образом, как видно из анализа, инновационная деятельность на промышленных предприятиях страны в сравнении с технологически развитыми странами все еще находится на низком уровне, однако в динамике изменения показателей внутри страны прослеживается положительная тенденция.

Наибольшая доля инновационно-активных промышленных предприятий (с учетом управленческих инноваций) наблюдается в Костанайской, СевероКазахстанской, Жамбылской областях (11,8%, 10,9%, 10,2% соотвественно) и в г. Астана (11,1%).

Наиболее низкий уровень показателя в Мангистауской и Атырауской областях (2,4% и 5,1% соответственно).

При этом в ряде регионов зафиксирован значительный спад инновационной активности по итогам 2013 года: в Западно-Казахстанской (с 9,5% до 6,3%), в Костанайской (с 14,1% до 11,8%), в Карагандинской (с 8,5% до 7,6%) областях.

Что касается отраслевого распределения инновационно-активных предприятий, то наибольшее их количество сосредоточено в в строительной индустрии (11%). При этом наибольшие темпы прироста в 2013 году по сравнению с 2008 годом инновационно-активных предприятий наблюдались в строительной отрасли (в 17,3 раза), в нефтегазовом секторе, лесной промышленности (в среднем в 7 раз) (таблица 2).

Существенно увеличился объем инновационной промышленной продукции на 199,3 млрд.тенге и составил 578,3 млрд. тенге (в 2012 г. - 379 млрд.тенге).

Доля инновационной продукции в 2013 году возросла до 1,69% в то время как в

2012 году она равнялась 1,25%. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Казахстан сильно зависим от зарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, чтобы управлять и модернизировать свою индустриальную основу.

Наибольшая доля региона в инновационной продукции наблюдается в г. Астана, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях (20,7%, 18,9%, 14,4% соответственно). Наиболее низкий уровень показателя в Мангистауской и Кызылординской областях (0,2% и 1,1% соответственно).

Седи инновационной продукции промышленных предприятий в 2013 году наибольший удельный вес в инновационной продукции продолжает занимать продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям 81,2% (82,3% в 2012 году). Продукция, подвергавшаяся усовершенствованию составила 6,2% (6,8%) и прочая инновационная продукция -12,6% (10,9%).

Текущие затраты на технологические инновации предприятий выросли до 219,3 млрд.тенге в 2013 году, что выше уровня 2012 года на 30,1%. При этом также наблюдается рост соотношения объема инновационной продукции к объему затрат на технологические инновации с 98,3% в 2008 году до 133,9% в 2013 году.

Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Как следствие, на один тенге таких затрат в

2013 году приходилось 2,64 тенге инновационной продукции.

При этом в динамике изменения показателей инновационной активности предприятий внутри страны прослеживается положительная тенденция роста в связи с реализацией Государственной программы форсированного индустриально-94

инновационного развития, что свидетельствует о повышении восприимчивости предприятий к инновациям. К примеру, по данным Агентства РК по статистике, в 2013 году по сравнению с 2012 годом количество созданных и использованных новых технологий и объектов техники увеличилось в 1,5 раза, с 1608 до 2374 единиц,. Этот факт является позитивной тенденцией, тем более что почти 90% новых, либо значительно измененных технологий приходится на обрабатывающую промышленность.

На основных принципах и подходах Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года была разработана Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы, которая является логическим продолжением Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы (ГПФИИР) и учитывает опыт ее реализации.

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы (ГПИИР) разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Казахстан-2050», в реализацию ключевого направления «Ускорение диверсификации экономики» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Концепцией по вхождению Казахстана в число 30-ти развитых государств мира, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, и в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года.

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании [29].

Таким образом, методологические подходы, заложенные в Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 -2019 годы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, соответствуют решению задач экономической модернизации и имеют большую значимость в качестве долгосрочного плана преобразования производительных сил общества. Сбалансированное развитие данных форм организации, с учетом стимулирующей государственной политики, эффективного развития субъектов малого и среднего бизнеса позволит в дальнейшем Казахстану отойти от сырьевой направленности экономики на инновационно-технологическое развитие страны в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.