Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
930
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ГРАНИЦЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Елена Александровна, Марченкова Ирина Юрьевна

В настоящей статье анализируется значение понятия земельных отношений, выделяются основные составляющие создания и регулирования соответствующих отношений. Даётся понятие земельным отношениям, субъектам и объектам земельных отношений, рассматриваются проблемы государственного регулирования земельных отношений, анализируются основные направления совершенствования земельных отношений в России, выявляются основные проблемы развития земельных отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND REGULATION OF LAND RELATIONS AT THE PRESENT STAGE AND THEIR LEGAL REGULATION

This article analyzes the meaning of the concept of land relations, highlights the main components of the creation and regulation of relevant relations. The concept of land relations, subjects and objects of land relations is given, the problems of state regulation of land relations are considered, the main directions of improving land relations in Russia are analyzed, the main problems of the development of land relations in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

FORMATION AND REGULATION OF LAND RELATIONS AT THE PRESENT STAGE AND THEIR LEGAL REGULATION

УДК 349.412.3

Позднякова Елена Александровна, Доцент кафедры земельного права, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва Марченкова Ирина Юрьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Pozdnykova Е.А. elenap7306@mail.ru Marchenkova I.Y. aniri.m@mail.ru

Аннотация

В настоящей статье анализируется значение понятия земельных отношений, выделяются основные составляющие создания и регулирования соответствующих отношений. Даётся понятие земельным отношениям, субъектам и объектам земельных отношений, рассматриваются проблемы государственного регулирования земельных отношений, анализируются основные направления совершенствования земельных отношений в России, выявляются основные проблемы развития земельных отношений в России.

Annotation

This article analyzes the meaning of the concept of land relations, highlights the main components of the creation and regulation of relevant relations. The concept of land relations, subjects and objects of land relations is given, the problems of state regulation of land relations are considered, the main directions of improving land relations in Russia are analyzed, the main problems of the development of land relations in Russia are identified.

Ключевые слова: земельный участок, границы, земельные отношения, кадастровый номер

Keywords: land plot, borders, land relations, cadastral number.

В первую очередь нам требуется ознакомиться со значением понятия «земельные отношения». Под ними принято понимать общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и при помощи которых происходит регулирование норм земельного права.

Помимо этого, надлежит сказать о том, что наша страна, а также её субъекты и муниципальные образования, способны играть в земельных отношениях две разные роли. Они могут быть их регулятором по отношению к тем земельным участкам, которые находятся под их юрисдикцией и на принадлежащей им территории. В таких случаях их акты наделены властной силой, а в качестве таких примеров назовём обязательные предписания во время ведения государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные нормы. Кроме того, собственниками земельных участков они тоже могут быть. При этом они действуют наравне с другими участниками отношений, которыми являются гражданские и юридические лица.

В имущественных отношениях земля, как ее принадлежность, обязательно должна включать почвенный покров и естественную растительность. Защитные и мелиоративные устройства и посадки тоже являются принадлежностью земли, потому что они не наделены особой от земли хозяйственной ценностью или же их значимость существенно уступает ценности земли, которую они защищают и совершенствуют. Безусловно, принадлежностью земли являются и конечные итоги защитных и мелиоративных работ, которые в полной мере объединились с землей. Земельные отношения могут возникать, изменяться или

прекращаться на основании законных и незаконных действий. В качестве надлежащего примера назовём ситуацию, когда происходит систематическое

нарушение земельного законодательства. В таком случае пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок также может быть изъят при отсутствии нарушений, когда он необходим для государственных или общественных нужд. Любые изменения в содержании земельных правоотношений совершаются при частичном изъятии земель, например, когда имеется соглашение сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых иных обстоятельствах, которые не приводят к совершенному прекращению права пользования землей. В конце концов, земельные отношения могут отличаться по степени взаимной обязанности их участников. Они могут быть отношениями равноправия, тогда мы говорим про партнерские отношения, и отношениями подчиненности одной стороны другой. Чаще всего равноправные земельные отношения начинаются между теми или иными хозяйствами, соответственно, пользователями земли. Например, согласование между соседями о порядке использования смежных участков реализовывается при помощи свободной договоренности. Одна из сторон не наделена правом диктовать другой обязательные условия поведения, которые совсем не учитывают интересы другой стороны. Следовательно, участники настоящих отношений обязаны в одинаковой степени избежать нарушений установленного порядка пользования землей. Ликвидация нарушений должна происходить не при помощи использования самосуда, а исключительно с помощью деятельности компетентных органов государства.

Партнерские отношения формируются между арендатором и арендодателем, в том числе в процессе сдачи земельного участка в аренду, между колхозом, совхозом и коллективом, который трудится на условиях внутрихозяйственного арендного подряда, потому что участники данных отношений в обязательном порядке должны уважительно относиться к правам друг друга, добиваться взаимного согласия, а также не нарушать законных интересов друг друга. Нельзя не сказать про отношения подчинённости. В таком случае взаимоотношения будут иметь совершенно другой поведенческий вид

соответствующих субъектов. Чаще всего в таких отношениях в качестве одного участника выступает орган управления, который, согласно законодательству, наделён правом отдавать определённые указания землепользователю, а также добиваться от него совершения определённых действий, а также совершать контроль его поведения.

Помимо всего сказанного, земельные отношения также могут быть регулятивными и правоохранительными. Регулятивные отношения представляют собой такие отношения, которые урегулированы нормами земельного права, и которые выражаются в процессе совершения участниками предоставленных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, возбуждаются на основании отклоняющегося поведения участника земельных отношений от нормы закона.Они обычно появляются по поводу правонарушений, когда устанавливается необходимость судебного иска к нарушителю земельного законодательства. Обозначенные отношения могут складываться также и при отсутствии правонарушения, когда наблюдается угроза его наступления.

Таким образом, мы выделили основные составляющие земельных правоотношений.

Теперь надлежит подробно обозначить особенности формирования земельных отношений. Отечественные особенности всего процесса создания земельного законодательства состоят из того, что в роли независимой отрасли оно организовалось в условиях СССР в результате национализации земли и ее нерушимого исключения из всего гражданского оборота.

Кроме того, заметим, что предметом земельного права являются земельные отношения, которые обладают неким экономическим содержанием, а особенность данных отношений определяется при помощи уникальных, незаменимых и других природных свойств земли в качестве объекта общественных отношений. Соответственно, такие отношения затрагивают сферу

действия земельно-правовых норм и только лишь частично гражданских. Основными частями данных отношений являются формы собственности на землю, отношения хозяйственного использования земли, формы управления земельными ресурсами, способы и методы регулирования земельных отношений. Стоит выделить в отдельности виды регулирования настоящих отношений. К таковым относятся государственное регулирование представляет собой комплекс мер, которые обращены на обеспечение рационального и эффективного использования земли, её охрану, воспроизводство и увеличение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.

Очевидно, что обозначенный выше вид не является единственным. Именно по этой причине следует выделить другой, который именуется рыночным регулированием земельных отношений. Оно претворяется в действительность при помощи взаимодействия спроса и предложения на землю в качестве объекта недвижимости в рамках существующей правовой базы, а также с учетом реальных условий производительного использования земельных участков.

В условиях перехода к рыночной экономике особенный смысл завоёвывает устройство экономического регулирования земельных отношений, а также его содержание на конкретных этапах земельной реформы. Механизм экономического регулирования земельных отношений состоит из системы мер экономического воздействия, которые сконцентрированы на процессе реализации земельной политики государства, а также на обеспечении прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния

земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

Кроме того, данная система регуляторов состоит из земельного налога, арендной платы за землю, рыночной стоимости земли, залоговой цены земли, компенсационных платежей во время изъятия земель, компенсационных выплат при консервации земель. Подчеркнём, что весь механизм такового регулирования обязательно должен соответствовать следующим требованиям: обеспечивать относительно равные стартовые возможности для осуществления воспроизводственного процесса для любых субъектов земельных отношений; разграничивать объективные и субъективные факторы данного процесса; использовать земельную ренту в качестве основы для создания системы экономических регуляторов; должно происходить взаимодействие рентных регуляторов с прочими экономическими рычагами; учитывать интересы и равноправие различных социальных групп населения в процессе реализации прав земельной собственности и разнообразных форм землепользования; усиливать экологическую защиту земельных угодий.

Таким образом, мы можем сказать о том, что земля является одним из факторов производства, который, прежде, чем стать производительным, обязательно должен объединиться с трудом и капиталом. Также отметим, что одной из существенных характеристик земли является её ограниченность.

Является очевидным, что обязательно должен существовать определённый правовой порядок, при помощи которого происходит контролирование всего процесса существования земельных отношений. Правовое регулирование таковых отношений содержится в установленных нормах и правилах, хранящихся в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно реализовывается в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Подчеркнём, что в качестве главного источника земельного права принято понимать именно Земельный кодекс.

Несомненно, как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из объекта и субъекта. В земельном законодательстве под объектом правоотношений надлежит признавать следующее: землю в целом, участки земли и их части. В большинстве правоотношений в качестве него выступает индивидуально определенный участок земли, который обладает обязательными признаками и характеристиками. К ним относятся границы, площадь и местоположение. Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые имеют одинаковый общий характер. Субъектами земельных правоотношений могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав находится в непосредственной зависимости от конкретного вида правоотношений. Во время распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут являться публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин, который претендует на выделение участка. В правоотношениях, которые возникают в процессе совершения сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается исключительно в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с нормами законодательства нашего государства.

Все обозначенные субъекты имеют право выступать в качестве одной из следующих названных ролей: а) собственников земельных участков; б) землепользователей, соответственно, лиц, которые владеют и пользуются земельными участками на праве постоянного пользования или же на праве безвозмездного срочного пользования; в) землевладельцев, под которыми принято понимать лиц, которые владеют и пользуются земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; г) арендаторов земельных участков, т.е. лиц, которые обладают и пользуются земельными участками на

основании договора аренды или договора субаренды; д) обладателей сервитута, т.е. лиц, которые владеют правом ограниченного пользования чужими земельными участками, а значит, сервитутом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекты РФ выступают в имущественных отношениях на одинаковых началах с прочими участниками данных отношений, соответственно, гражданами и юридическими лицами. От имени всего государства и его субъектов могут при помощи собственных действий приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований.

Выделим, что наше государство выполняет регулирование земельных правоотношений с помощью принятия норм и правил, которые, как было отмечено выше, являются обязательными для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается при помощи системы мер, которые наделены стимулирующим или принудительным характеров. Содержание земельных правоотношений представляет собой взаимосвязанные права и обязанности их участников, которые совершают собственные действия в точном соответствии с правовыми нормами. В современном мире, после введения института частной собственности на землю и платного землепользования, земельные отношения смогли приобрести новое содержание, ведь теперь они признаны имущественными, а земля прекратила являться объектом администрирования, а значит, приобрела кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

В итоге надлежит сказать, что регулирование земельных отношений на территории нашей страны происходит при помощи следующих нормативно-правовых актов: Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О землеустройстве» и ряда иных актов, которые затрагивают процесс реализации земельных отношений. Более того, ярко выраженным становится и факт того, что

наблюдается единственного правового акта, который бы мог самостоятельно и без посторонней помощи иных соответствующих актов производить регулирование всего земельного процесса. Достаточно ли имеющихся актов для полноценного регулирования данных отношений? Возможно, однозначно ответить на этот вопрос не получится, так как их количество может быть и достаточным, а способность пользоваться ими надлежащим образом присутствуют не у каждого человека.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели вопрос значения понятия земельных отношений, выделили главные составляющие формирования и регулирования данных отношений.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.11.1993 ( с изм. от 18.12.2020)-888 с.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)-96 с.

3. Боголюбов, С.А. Земельное право: Учебник / С.А. Боголюбов. - Москва: Высшее образование, 2015. -413 с.

4. Кутлияров, А.Н. Совершенствование механизма государственного регулирования земельных отношений- 130 с.

5. Законодательное регулирование земельных отношений в России [Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru/1321377/zakonodatelnoe_regulirovanie_zemelnyh_otnosheniy_ rossii/ Режим доступа: свободный

6. Классификация правоотношений в сфере земельного права [Электронный ресурс]:

https://studwood.ru/602618/pravo/klassifikatsiya_pravootnosheniy_sfere_zemel nogo_prava/ Режим доступа: свободный

7. Методы управления земельными ресурсами [Электронный ресурс]: https://ozlib.com/873893/ekonomika/metody_upravleniya_zemelnymi_resursam i/ Режим доступа: свободный

8. Основы регулирования земельно-имущественных отношений [Электронный ресурс]: https://studme.org/226943/pravo/osobennosti_formirovaniya_sovremennoy_sist emy_rossiyskogo_zemelnogo_prava/ Режим доступа: свободный

9. Понятие и виды земельных отношений [Электронный ресурс]: https://be5.biz/pravo/z011/08.html/ Режим доступа: свободный

Literature

1. The Civil Code of the Russian Federation of 18.11.1993 (with amendments. from 18.12.2020)-888 p.

2. The Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 N 136-FZ (ed. of 30.12.2020) (with amendments and additions, intro. effective from 10.01.2021)-96 p

3. Bogolyubov, S.A. Land law: Textbook / S.A. Bogolyubov. - Moscow: Higher education, 2015. -413 p.

4. Kutliyarov, A.N. Improvement of the mechanism of state regulation of land relations - 130 p.

5. Legislative regulation of land relations in Russia [Electronic resource]: https://vuzlit.ru/1321377/zakonodatelnoe_regulirovanie_zemelnyh_otnosheniy_ rossii / Access mode: free

6. Classification of legal relations in the field of land law [Electronic resource]: https://studwood.ru/602618/pravo/klassifikatsiya_pravootnosheniy_sfere_zemel nogo_prava / Access mode: free

7. Methods of land management [Electronic resource]: https://ozlib.com/873893/ekonomika/metody_upravleniya_zemelnymi_resursam i / Access mode: free

8. Fundamentals of regulation of land and property relations [Electronic resource]: https://studme.org/226943/pravo/osobennosti_formirovaniya_sovremennoy_sist emy_rossiyskogo_zemelnogo_prava / Access mode: free

9. The concept and types of land relations [Electronic resource]: https://be5.biz/pravo/z011/08.html/ Access mode: free

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.