Научная статья на тему 'Формирование и реализация инновационной стратегии промышленного предприятия'

Формирование и реализация инновационной стратегии промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильская Елена Андреевна, Волкова Ольга Викторовна

Рассмотрены проблемы формирования и реализации инновационной стратегии для промышленных предприятий. Представлены схема и алгоритм реализации инновационной стратегии, а также рассмотрены факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given paper considers the problems of the building-up and implementation of innovative strategies for industrial companies. The circuit and algorithm of the implementation of innovation strategy are presented here and also the factors affecting the innovation enterprise are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация инновационной стратегии промышленного предприятия»

Само оптимальное значение меры аи д внимания к инновационной деятельности зависит от существующего уровня развитости производства. Это обстоятельство отражается в различии знаменателя в формулах аи д опт (последняя графа таблицы): для инновационно пассивных предприятий знаменатель равен Сз р - Си д, для предприятий с передовым уровнем развития он равен Сз р + Си д .

Отсюда следует, что доля средств, направляемых на инновационные цели, должна быть на инновационно пассивном предприятии больше, чем на активном. Этот вывод логичен и свиде-

тельствует об адекватности разработанных моделей.

Итак, нами предложена аналитическая модель конструкции эффективности инвестиций. Конструкцию формируют социальная и экономическая среда, в которой функционирует предприятие, и показатели состояния его средств производства.

Определено соотношение долей средств, направляемых на повышение производительности средств производства и на обеспечение заинтересованности работников в производительном труде. Оно является оптимальным по критерию максимума выручки предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайнашев, Н.К. Производственный менеджмент. Экономико-математические модели [Текст] / Н.К. Зайнашев. - М.: Машиностроение, 2006.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [Текст]. - М.: Экономика, 2000.

3. Виленский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика [Текст] / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - М.: Дело, 2001.

4. Идрисов, А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций [Текст] / А.Б. Идрисов. - М., 1995.

5. Медницкий, В.Г. О методе решения задачи оптимального распределения плановых заданий в отрасли [Текст] / В.Г. Медницкий // Экономика и математические методы. - 1965. - Вып. 6.

6. Экланд, Н. Элементы математической экономики [Текст] / Н. Экланд. - М.: Мир, 1983.

УДК 658:330.341.1

Е.А. Мильская, О.В. Волкова

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных экономических условиях, когда с российского рынка ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, в борьбу за потребителя вступили отечественные товаропроизводители. Опыт промышленных предприятий экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе окажется тот, кто построит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана обозначит разработку и внедрение новых товаров и услуг. Сегодня для адаптации к современным

условиям предприятия создают отделы стратегического управления, инновационного развития, коммерции и маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями, а также вводят обновленные системы управленческого учета, направленные на выявление реального финансово-экономического состояния предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Следовательно, проблема эффективной комплексной оценки экономического потенциала промышленного

предприятия остается открытой, хотя оценка отдельных его составляющих подробно изучена и представлена во многих научных трудах.

Проведенный анализ методических подходов к оценке экономического потенциала промышленного предприятия показал, что основу большинства методик составляет исследование достигнутых результатов работы предприятия, что не может в полном объеме охарактеризовать сущность экономического потенциала как способности предприятия реализовать имеющиеся возможности. Таким образом, достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы среди промышленных предприятий в ближайшее время представляется проблематичным. На наш взгляд, причиной тому служит, в первую очередь, отсутствие серьезного российского опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. Анализ проблем, связанных с ускорением интеграции науки и производства, внедрением инновационных процессов в промышленности, показывает также, что многие из них возникают из-за отсутствия хорошо сформированной инфраструктуры поддержки горизонтальных связей между промышленными предприятиями, научными и финансовыми организациями.

Анализ теории и практики разработки и внедрения стратегических планов на российских промышленных предприятиях показывает, что проблема разработки методического инструментария формирования и реализации стратегии развития промышленного предприятия остается сегодня весьма актуальной. В частности, сегодня в России отсутствуют нормативные акты, содержащие методические рекомендации по разработке и реализации стратегий развития российских промышленных предприятий.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» особо подчеркивается, что превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень высокоиндустриальных стран возможны только путем перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, обра-

зовании и высоких технологиях. Президент РФ Д. Медведев на выездном заседании Президиума Государственного совета еще в апреле 2008 г. обозначил ориентиры, на которые отечественная инновационная система должна выйти уже к 2020 г.: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 %, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - до 20-25 % [2].

Процесс формирования и реализации инновационной стратегии несколько отличается от традиционной модели стратегического управления предприятием. Во-первых, в основе инновационной стратегии лежит инновационная деятельность предприятия, которая рассматривается как средство для оптимального функционирования и развития предприятия в целом. Во-вторых, при стратегическом анализе предприятия основной акцент делается на оценке инновационного потенциала предприятия, уровне и степени его инновационной активности. В-третьих, в миссии инновационно-ориентированного предприятия обязательно должна быть подчеркнута приверженность к инновационной деятельности, направленность на внедрение инноваций во всех сферах деятельности предприятия. В-четвертых, эффективность реализации инновационной стратегии осуществляется посредством комплексной оценки коэффициентов деятельности предприятия, имеющих непосредственное отношение к инновационной деятельности.

Обобщая существующие в научной литературе подходы и опираясь на опыт успешно функционирующих в инновационном отношении отечественных и зарубежных предприятий, мы предлагаем использовать следующий алгоритм стратегического анализа деятельности промышленного предприятия (рис. 1). Этот алгоритм позволит:

- оценить текущее состояние предприятия (его финансовое положение, состояние основных фондов, производительность труда и т. д.) посредством анализа его ресурсного потенциала;

- оценить степень и уровень инновационной активности предприятия, его инновационный потенциал с целью определения инновационных стратегий, реализация которых является возможной в определенный период времени.

Стратегический анализ промышленного предприятия

I

I

Внешний анализ: оценка инновационного климата предприятия Внутренний анализ: оценка инновационной активности и потенциала предприятия

Формулирование возможных вариантов инновационной стратегии в с установленными критериями выбора соответствии

г Л Л Л

Выбор активной наступательной инновационной стратегии Выбор активной оборонительной инновационной стратегии Выбор активной имитационной инновационной стратегии Выбор пассивной инновационной стратегии

Принято обоснованное решение по выбору оптимального типа стратегии (?)

. да

Разработка и реализация инновационной стратегии

Формулирование инновационно-ориентированной миссии и целей предприятия

Определение перечня инновационных мероприятий

Разработана система мотивации, сформированы оргструктуры, найдены источники финансирования (?)

да

Контроль и реализация инновационной стратегии предприятия и ее корректировка

нет

Рис. 1. Алгоритм стратегического анализа деятельности промышленного предприятия

Рис. 2. Схема формирования и реализации инновационной стратегии промышленного предприятия

Новизна предлагаемого подхода в том, что данный алгоритм можно выразить схемой формирования и реализации инновационной стратегии промышленного предприятия (рис. 2).

В таблице раскрыто содержание основных групп факторов, влияющих на раскрытие инновационной деятельности предприятия [1].

Анализируя эти факторы, можно сделать вывод, что значимыми переменными среды кос-

венного воздействия являются: инновации состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товары можно изготавливать и продавать, скорость устаревания продукта, способы собирания, хранения и распределения информации, выбор услуг и новых товаров, которые ожидают потребители от фирмы.

Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимых хозяйственной и научно-технической инфраструктур

Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций

Социально- психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе

Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп

Социальные и культурные факторы, в числе которых преобладают жизненные установки, ценности и традиции, влияют на отношение людей к своему предприятию, а также на результаты труда - продукцию или услуги.

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.

Практика показывает, что большинство промышленных предприятий не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятель-

ности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

Таким образом, предложенные алгоритм и схема формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия помогут интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе на предприятии. Промышленным предприятиям следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что

очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития промышленного предприятия.

Формирование инновационной стратегии промышленного предприятия предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инно-

вационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, а также оценку состояния организационных структур управления инновациями. В связи с этим стратегия предприятия должна ориентироваться на диверсификацию результатов деятельности промышленного предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационная деятельность малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/innova/index.html

2. О развитии инновационной системы Российской Федерации (материалы заседания Президиума Государственного совета, Москва, 18.04.2008) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dpr.ru/jour-nal/journal_33_11 .htm

3. Храмов, Ю.В. Инновационные стратегии [Текст] : учеб. пособие / Казан. гос. технол. ун-т. -Казань, 2006. - 176 с.

4. Экономика предприятия (фирмы) [Текст] : учебник / под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 601 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.