БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И СТАТИСТИКА
Д-р экон. наук В. Э. Керимов
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕТА ПО СИСТЕМЕ КИПУ
В статье рассмотрены исторические аспекты возникновения и использования древней системы учета кипу, показано, что изучение данной учетной системы позволит обогатить теорию бухгалтерского учета.
Ключевые слова и словосочетания: учет, двойная запись, кипу, кипукамайоки.
Ученые-исследователи информацию об истории формирования и развития нашей цивилизации получают из различных источников, в том числе благодаря найденным письменным свидетельствам и разного рода символам. В этой связи подчеркнем, что наша цивилизация перед учетом всегда будет в неоплатном долгу, благодаря которому стали накапливать, регистрировать, обрабатывать, классифицировать, систематизировать и отражать накопленную информацию о совершаемых явлениях, событиях и фактах, а также результатах совместной жизнедеятельности сообщества людей, т. е. социума.
Следует отметить, что сам человек представляет собой очень сложную и до конца неопознанную конструкцию. Его можно сравнивать с лучом, когда известно, где начало, и неизвестно, где конец. По своей натуре человек является лентяем, живет по принципу «не трогай меня, не приставай ко мне, оставь меня в покое и т. д.». Для того чтобы он что-то делал и предпринимал, нужны такие жизненные атрибуты, как необходимость, потребности, мотивация и страх. В этой связи следует отметить особую роль самого социума. Можно утверждать, что человек в современном понимании является продуктом этого социума. Только будучи членом сообщества людей, участвуя в совместной жизнедеятельности и налаживая определенные производственные (экономические) отношения, он превращается в человека. Вне социума (общественных, производственных, экономических отношений) это уже не человек, а Маугли. Здесь особо подчеркнем, что многие атрибуты совместной жизнедеятельности людей, в том числе и учет, являются плодом социума.
На вопрос, когда возник учет, в современном мире пока точного ответа нет. Однако можно утверждать, что много тысячелетий назад в жизнедеятельности людей исходя из их совместной деятельности появилась потребность в учете, поскольку необходимо было регистрировать, вести счет и отражать сведения о совершаемых явлениях, событиях и фактах хозяйственной жизни. В свою очередь для появления письменного учета и ведения счетов по каким-то фактам (явлениям, событиям) должны были возникнуть письменность и особенно математика. Отсюда можно сделать главный вывод: формирование и развитие социума потребовало возникновения учета, а учет поспособствовал возникновению письменности и математики.
Таким образом, рассматривая учет в историческом аспекте, можно отметить, что он возник в глубокой древности. Уже тогда человеческому обще-
ству необходимо было знать, какое количество и каких именно средств оно имеет для своего существования, а также сколько рабочего времени ему необходимо затратить для изготовления необходимых средств.
Разумеется, было время, когда учет был не нужен, когда все сведения о совместной деятельности (хозяйстве) свободно помещались в голове одного человека. Это не от того, что у этого человека была хорошая память, а просто хозяйство было небольшое и сведений о нем было не слишком много. На первоначальном этапе возникновения сообщества людей, когда совместная деятельность (хозяйство) была несложной, все, что можно было наметить, намечали без записи, а результаты труда были известны всем.
Для возникновения письменного учета, для регистрации совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения счета необходимо было несколько условий. Во-первых, развитие хозяйственной деятельности должно было принять достаточно заметные размеры; во-вторых, должны были возникнуть письменность и элементарная арифметика. Хозяйственная жизнь требовала возникновения и развития учета, а развитие учета стимулировало рост цивилизации.
Первые следы развитых систем учета наблюдаются в Древнем Египте, долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, где несколько тысяч лет назад люди учет и регистрацию фактов хозяйственной деятельности вели в свитках папируса («свободных листах»).
Если Египет был родиной учета «на свободных листах», то Вавилон стал родиной учета «на карточках», которые изготавливали из мягкой и влажной глины в виде пластинок.
Греция стала родиной первого счетного прибора - абака. В Персии во времена правления Дария (522-486 до н. э.) людей, занимающихся учетом, официально называли глазами и ушами царя.
Тысячелетия назад именно благодаря учету родилась математика, которая сравнительно быстро поднялась на небывалую высоту как наука. Вместе с тем учет еще долго сохранял свою сущность в качестве прикладной математики.
Известно, что в ХУН-ХУШ вв. учет как вид деятельности признавался составной частью правовой деятельности, в Х1Х-ХХ вв. - экономической, а с XXI в. - управленческой. В настоящее время в международных программах бухгалтерского образования ХХ1 в. бухгалтерское дело рассматривается как комплекс знаний в области управления, экономики, права и математики.
Бухгалтерский учет в современном понимании - область знаний, имеющая чрезвычайно важное значение в обществе. Большинство ученых бухгалтерский учет справедливо определяют как процесс регистрации, обработки и использования информации о деятельности экономической системы для принятия обоснованных управленческих решений и оценок.
Немецкий философ и культуролог О. Шпенглер (1880-1936), подчеркивая роль учета в мировой цивилизации, отмечал, что три великих человека -Н. Коперник, Х. Колумб и великий итальянец, францисканский монах, математик Л. Пачоли (1445-1517) - изменили мир. Приятно, что роль бухгалтерского учета в мировой цивилизации отмечена таким образом. Последнее имя особенно дорого людям учетной профессии, поскольку именно им в
1494 г. в Венеции впервые в истории была опубликована монументальная книга «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях», одна из частей которой называлась «Трактат о счетах и записях». Это было первое описание двойной бухгалтерии (речь идет о двойной записи). В этой связи отметим, что, видимо, Лука Пачоли был очень порядочным человеком, поскольку от авторства двойной записи отказался, подчеркивая, что им ничего нового не изобретено, а описано то, что было до него.
На вопрос, где и когда возникла двойная запись, учеными в географическом плане выдвигаются различные версии, основанные на исторических фактах существования и развития древнейших цивилизаций Шумера (Месопотамии), Египта, Греции, Рима, Вавилонии, Персии, Индии, Кореи, Китая и т. д. В последнее время все больше аргументов выдвигаются в пользу зарождения двойной записи в Китае.
Исследователями, как правило, в качестве критерия установления места рождения какого-то явления, события или факта считаются обнаруженные документальные свидетельства - материальные носители этой информации.
В последние времена в связи с объявлением китайской экономики открытой появляется все больше свидетельств о Китае как лидере инноваций еще с древнейших времен. Это страна, в которой изобрели книгопечатание, порох, компас, впервые появились фарфор, бумага, мороженое, открыты секреты производства шелковых тканей и т. д. По свидетельству ученых, все континенты мира, включая и Америку, впервые были открыты китайцами. По всем океанам бороздили их так называемые корабли, описывая все наблюдаемое в специальных картах. Кроме того, в Древнем Китае по сравнению с другими цивилизациями уже существовали либо были более развиты рыночные отношения. В своем развитии китайская цивилизация на многие столетия вперед опережала другие культуры. В результате ими было принято решение о прекращении всяких связей с другими странами, для чего была построена Великая Китайская стена. Правители Китая того периода считали невыгодным распространение на своих территориях существовавших в те времена диких нравов, обычаев и порядков отсталых и чуждых им цивилизаций.
Нисколько не умаляя важность и ценность проведенных исследований в области истории появления учета и двойной записи, выполненных отдельными учеными, хотелось бы обратить внимание читателей на возможность первого применения двойной записи в истории человечества представителями цивилизации древних инков. При этом допускаем, что двойная запись могла появиться у них благодаря китайским мореплавателям. Одновременно допускаем, что двойная запись могла перекочевать из империи инков в Китай, тем более, что эти континенты между собой разделяет только Тихий океан.
Прежде всего отметим, что империя инков находилась в Южной Америке, на территории современного Перу. В этой империи, одной из самых тоталитарных государств мира, был полный коммунизм - не было денег, не было частной собственности, а вместо денег был всеобщий и повсеместный учет и контроль, вместо частной собственности были государственные амбары. Сохранившийся от той империи единственный город Мачу-Пикчу представляет собой концлагерь. В нем отсутствует базовое понятие дома, потому что в выстроенном по единому плану городе с каменными стенами и каменными мос-
товыми стена огораживает дом, который в свою очередь является частью квартала, или комнату, которая является частью дома. Коммунизм был такой, что девушек и парней строили в две шеренги друг напротив друга и женили. Следствием такого коммунизма был тотальный технологический застой, мгновенный крах государства при столкновении со 160 завоевателями-европейцами - испанцами.
В империи инков учет велся с помощью кипу - универсальной и всеобъемлющей системы сбора, обработки, передачи и анализа статистической информации и принятия на ее основе решений, охватывавшей всю их империю Тауантинсуйу.
Кипу (кечуа кЫри, исп. дшри) - древняя мнемоническая и счетная система инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность. Кипу представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдов (альпаки и ламы) либо из хлопка (рис. 1). В кипу может быть от нескольких до 2000 свисающих нитей. Она использовалась для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов и др.). Один из испанских хронистов Хосе де Акоста писал, что вся империя инков управлялась посредством кипу, и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчеты с помощью узлов1.
Рис. 1. Схема построения кипу
Большая часть информации, хранящейся в кипу, - числа в десятичной системе исчисления.
Некоторые из узлов так же, как и другие особенности, такие как цвет, полагают, представляют нечисловую информацию, которая до сих пор еще не расшифрована. Вообще считается, что на протяжении разработки системы не было попыток представить в ней фонетические звуки, как это имеет место в большинстве письменностей. В настоящее время существует теория, выдвинутая Гэри Эртоном, что кипу представляли собой двоичную систему исчис-
1 См.: Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства Инков. - Л. : Наука, 1974.
ления, способную к регистрации фонологических или логографических данных .
В первые годы после испанского завоевания Перу испанские чиновники часто полагались на кипу, чтобы улаживать споры о взимании местной подати или в вопросах производства товаров. Кроме того, испанские летописцы установили, что кипу использовались в основном как мнемонические устройства, чтобы передавать и записывать в числовом формате информацию. Кипу составляли специально обученные люди - кипукамайоки (счетоводы) (рис. 2). Они могли быть вызваны в суд, где их отчеты считались юридическим документом о произведенных в прошлом платежах.
Рис. 2. Кипукамайок и посыльный часки
Кипукамайоки (кечуа кЫры кашауыц - чиновник, ведающий кипу, или тот, кому поручено кипу), счетоводы Тауантинсуйу, создавали и расшифровывали узлы в кипу. Размещались кипукамайоки в отдельных домах - «архивах» каждого селения, где хранились кипу, содержавшие сведения о текущих событиях, данных или статистике, а также кипу давних времен. Хронисты различали два вида кипукамайоков:
1) тех, кто ведал учетом и статистикой; их было несколько подвидов:
- ведавшие демографическими кипу;
- ведавшие податями;
- ведавшие другими видами учета;
2) тех, кто были историками, подразделявшимися по принципу принадлежности к какой-либо провинции (кипу из Куско, Кахамарки, Кито, Гуаман-ги, Пакаритамбо), и юристами.
Хронисты упоминали, что должность кипукамайока-историка передавалась по наследству от отца к сыну, поскольку именно эта специализация была наиболее сложной (такого обычая не было среди кипукамайоков, ведавших учетом и статистикой), ввиду чего образовывалась некая каста ученых-историков, закрытая для проникновения в нее посторонних лиц, что могло
1 cm.: Gary Urton, Primitivo Nina Llanos. The Social Life of Numbers: a Quechua Ontology of Numbers and Philosophy of Arithmetic. - Austin : University of Texas Press, 1997. - P. 180.
быть причиной отсутствия распространения одинаковых идей в различных местах империи и наличия местных версий каких-либо событий. Кипукамайо-ки-историки получали полное обеспечение продуктами на каждый месяц года, им предоставляли жен и слуг. Это была привилегия, но за нее они должны были четко исполнять свои обязанности, поскольку за неправдивые или ошибочные сведения их карали смертью. В обязанности таких кипукамайоков входило обучение населения империи с помощью театральных постановок о жизни давних правителей, когда кипукамайоки или певцы сообщали о прошлом каждого из них.
Для сбора и передачи информации в системе кипу использовали двойную запись, а при передаче сведений о производстве тех или иных продуктов труда учитывали не только фактическую, но и наличную и потенциальную производительность труда, что позволяет считать систему кипу предшественницей современных ЕЯР-систем. По этому поводу известный отечественный исследователь андских цивилизаций В. А. Кузьмищев пишет: «Кипу «знали», сколько человек проживало в любом из селений и во всем царстве, сколько из них было мужского и женского пола, как они были разбиты по возрасту и по состоянию здоровья, сколько среди них было женатых и вдовых, сколько ушло на войну и на общественные работы, сколько людей и какой работой занимались сегодня и сколько они могли произвести того или иного продукта и так далее и тому подобное. Но не только люди и результаты их труда, а сама природа и ее потенциальные возможности были зафиксированы в кипу»1.
Условная схема построения кипу выглядит следующим образом:
1) шнур - основа кипу;
2) нить-подвеска 1-го порядка (крепится на шнуре);
3) нить-подвеска 2-го порядка (крепится на предыдущей);
4) нить-подвеска 3-го порядка (крепится на предыдущей);
5) вспомогательная нить-подвеска (крепится на других нитях);
6) ниточка на главном шнуре, направленная в противоположную сторону от свисающих нитей (т. е. вверх) и вставленная между ними; служила, видимо, разделителем;
7) знак-определитель содержания кипу или ключ главного шнура;
8) узел простой - бывает до девяти штук и никогда больше на нити (в конкретном позиционном участке, отвечающем за расположение десятков, сотен и более высоких чисел). Чаще всего располагаются в средней и верхней части нитей;
9) узел в виде восьмерки - до девяти штук на нити. Чаще располагаются в нижней части нити. Один такой узел обозначает 1;
10) узел сложный - до девяти витков каждый (это могли быть только единицы). Сложные узлы чаще располагаются в нижней части нити;
11) узел-петля (различных видов), особенно так называемый «сделанный наполовину»;
12) узел, закрепляющий какую-либо вещь, например, различные ниточки или пучки шерсти и хлопка.
1 Кузьмищев В. А. Царство сынов Солнца. - М. : Молодая гвардия, 1985. - С. 87.
В кипу нитей-подвесок 2-го и большего порядка, а также и знака-определителя может не быть. Нити-подвески 2-го и 3-го порядка могут крепиться непосредственно над или под узлом или же на некотором расстоянии от них, что пока не нашло удовлетворительного объяснения у исследователей, но некоторые закономерности есть:
- если на нити-подвеске расположены две или больше дополнительных нитей, то располагаются они почти всегда в одном и том же месте друг возле друга;
- дополнительные нити почти никогда не располагаются под сложными узлами и узлами в виде восьмерки, и обычно располагаются над или под простыми узлами, то очень близко от них, то достаточно далеко.
Цвет нити также передавал содержание кипу и может считаться ключом. Встречаются одно-, двух- и трехцветные нити. Других сочетаний цветов не бывает. Если кипу было числовым, то цифровые знаки-узлы располагались вертикально и снизу вверх от единиц к десяткам и сотням.
Известно о 24 различных окрасках нитей, среди которых чаще встречаются естественные цвета хлопка или шерсти, вслед за ними - окрашенные: преобладают белый, синий, желтый, красный, черный, зеленый и больше других - коричневый цвет.
В кипу имеется три главных типа узлов (рис. 3):
- длинные узлы, состоящие из продетой сверху вниз веревки, соединенные узлом с одним или более дополнительными поворотами;
- простые узлы, продетые веревкой сверху вниз;
- узлы в виде цифры «восемь» - 8.
Рис. 3. Типы узлов в кипу
При этом каждая группа узлов представляет собой определенную цифру. В числовых кипу расположение значений было позиционным. Расстояние между узлами (или группами узлов), обозначающих единицы, десятки, сотни и т. д., в среднем составляет от 4 до 6 см. Для примера, в наиболее часто встречающихся кипу с тремя порядками (единицы, десятки, сотни) самые верхние узлы (сотни) расположены на свисающих нитях ниже главного шнура примерно на 10-11 см, средние - на 14-15 см, нижние - в пределах 20-35 см.
В отличие от арабских цифр, где для написания числа 10 000 нужно записать 5 цифр (одна единица и четыре нуля), в кипу достаточно было завязать один узел в нужной позиции свисающей нити, поскольку нулями считались пустые позиции нити.
Производить такие арифметические операции, как сложение и вычитание, с помощью кипу почти так же легко, как это делается арабскими цифрами
на листе бумаги. Уже в первых словарях языка кечуа было зафиксировано слово дшрыт - считать по узлам. Так, суммирование чисел 352, 223 и 324 производится завязыванием узлов на нитях в соответствующих местах и горизонтальным «прочтением» справа налево или наоборот:
1-я нить 2-я нить 3-я нить 4-я нить (сумма)
3 2 3 8
5 2 2 9
2 3 4 9
Аналогичным образом поступают с вычитанием. Если сложение дает в одном горизонтальном ряду число, большее, чем 9, например 11, то десятка в виде одного узла переносится на верхний горизонтальный ряд. Данные операции, однако, производились на юпане, поскольку узлы в кипу делались так, что развязать их было непросто, т. е. кипу показывало и само вычисление, и его результат, в то время как юпана - либо только исходные данные, либо их результат.
Следует отметить, что наиболее древнее прото (кипу, состоящее из 12 свисающих нитей, некоторые с узелками, обмотанных вокруг палочек) обнаружено при раскопках герметичной комнаты одной из крупных пирамид на археологическом объекте Караль (долина Супе) археологом Рут Марта Шейди Солис. Возраст находки датируется приблизительно 3000 г. до н. э., в связи с чем может считаться одним из самых древних (после шумерской клинописи и египетских иероглифов) видов письменности у человечества.
Первым испанским автором, опубликовавшим в 1553 г. свою работу «Хроника Перу», где говорилось о кипу, был Педро де Сьеса де Леон. Во второй части хроники (1554) он охарактеризовал кипу следующим образом: «Кроме того у них был и другой устав, из коего знали и ведали о том, как нужно было осуществлять взимание податей, управление провинциями, обеспечение, будь то при прохождении короля с армией, будь то при посещении им королевства, или не вникая во все это, разуметь, что поступало в хранилища и платили подданные, таким образом, чтобы не нанести им какого-либо убытку, так ладно и толково, что они наголову превосходили мастерство письменности, использовавшееся мексиканцами для их подсчетов и торговли. И это были кипу, являющие из себя большие нити связанных веревок. И те, кто этим занимался, были счетоводами, ведавшими числами этих узлов. С их помощью они предоставляли сведения об осуществленных расходах или о других вещах, случившихся много лет тому назад. Этими узлами они считали от одного до десяти, и от десяти до ста, а от ста до тысячи. В одной из этих нитей содержится подсчет чего-то одного, а в другой - другого, и таким образом это делается, что для нас этот счет остроумен и таинственен, а для них самый заурядный»1.
Он же сообщил о небывалой точности учета с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки. С помо-
1 Цит. по: Бондаренко А. Юпана - технология протоцивилизаций. - СПб., 2010. - С. 118.
щью этих узлов они вели исчисление и учет необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами. С помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчеты, и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить»1.
Следует отметить, что испанцы приступили к искоренению использования кипу не сразу. Конкистадоры поняли, что кипукамайоки часто оставались лояльными к своим местным законам и могли давать ложные сведения в своих отчетах. Об этом, в частности, указывал Фернандо Мурильо де ла Серда спустя 50 с лишним лет после конкисты, подчеркивая, что испанцы так и не смогли понять системы кипу и системы вычисления по ней, в то время как для индейцев арабские цифры европейцев были чем-то вроде забавы для ума, и к ним они не относились серьезно. Конкистадоры также пытались обратить коренных жителей в католицизм, а все, что относилось к религии инков, они считали идолопоклонством и стремлением избежать обращения в католицизм. Многие конкистадоры полагали, что кипу было проявлением язычества и потому многие из них уничтожили. III Лимский Собор 1583 г. постановил сжечь в провинциальных ваках кипу, поскольку оно, по мнению испанцев, было магическим инструментом.
Тотальное уничтожение кипу было осуществлено миссионером-иезуитом Пабло Хосе де Арриага в 1621 г. Так же, как и Диего де Ланда, уничтоживший книги индейцев майя, Арриага написал любопытный и важный с научной точки зрения доклад «Искоренение язычества в Перу» (1621), где привел многочисленные сведения о религии индейцев Перу, их быте и нравах, но секрет составления кипу так и не был раскрыт.
И все же использование кипу продолжалось в качестве отчета о податях и повинностях вплоть до XX в.
Следует отметить, что следы использования кипу встречаются и в других цивилизациях и государствах. Как указывал историк Хосе Торибио Медина (1618), «система кипу использовалась даже в тех регионах, куда не проникало влияние инков, и что поныне бывает так, что его применяют потомки арауканов»2.
Во время восстания индейцев Чили (1772) вождь повстанцев Лепитран отправил к касикам своего часки с кипу, в котором было четыре веревки различных цветов: черного, белого, красного и синего. На черной (цвет времени) было завязано 4 узла, что означало, что часки отправился из Пагипульи, повстанческого центра, через 4 дня после полнолуния; на белой Лепитран завязал 10 узлов для обозначения того, что через 10 дней после этого события должно будет подняться восстание; на красной и синей веревках не было узлов, поскольку на них касики должны были записать свои ответы, и те, кто присоединялся к восстанию, завязывали бы один узел на красной веревке (цвет войны), отказывавшиеся также завязывали один узел, собиравший вместе две ве-
1 Цит. по: Бондаренко А. Юпана - технология протоцивилизаций. - С. 119.
2 Цит. по: Кузьмищев В. А. Царство сынов Солнца. - С. 187.
ревки - красную и синюю (комбинированный цвет - отрицание войны). Именно из Чили некоторые разновидности кипу попали в Европу.
Использование завязанных узлами шнуров как средства ведения записей описано в некоторых китайских текстах. В Древнем Китае они использовались, чтобы осуществлять управление. Позже китайцы заменяли их письменными знаками и числами. В поэзии Дао дэ Цзин («Книга пути и благодати») философ Лао Цзы призывает вернуться к обычаям древности, когда еще использовались веревки и узлы. Во времена Жан Чэна, Сюань Юаня, Фу Си и Шэнь-нуна люди завязывали узлы, чтобы общаться между собой. Для обозначения важного дела использовалась веревка для завязывания большого узла; для обозначения незначительного дела завязывался небольшой узел. Число узлов соответствовало числу дел, с которыми будут иметь дело.
Согласно Фурлани, веревки с узлами в религии Древнего Вавилона служили для магических обрядов околдовывания, чтобы лишить сил какую-либо конечность или парализовать действие злых сил, остановить болезнь, когда развязывание узла означало уничтожение чар.
У традиционного еврейского молитвенного покрывала талит имеются узлы в 7-8-11-13 вьющихся концов, по поводу которых выдвигались всяческие догадки, чтобы закодировать гематрическую информацию, касающуюся еврейского имени Бога или 613 заповедей иудаизма.
Историки указывали, что веревки с узлами были также у индейцев Колумбии и Панамы, в Центральной Америке и Мексике (как в центральной части, так и на севере), в Амазонии и даже в Полинезии.
Веревки с узелками встречались и в других землях у различных народов: на острове Рюкю, Каролинских островах, Гавайях, в некоторых горных районах Калифорнии, в Западной Африке, у монголов, а также в Европе.
В заключение хотелось бы отметить, что российские ученые должны проявлять заинтересованность в исследовании системы учета кипу. Можно сказать, что она представляет собой современный компьютер того периода времени и таит в себе еще много загадок. Финансирование данных исследований вполне могли бы себе позволить такие мощные и передовые отечественные вузы, как МГУ им. М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики, МГИМО, Финансовый университет и РЭУ им. Г. В. Плеханова. В противном случае этими фундаментальными исследованиями как всегда будут заниматься наши зарубежные коллеги, а результаты их труда нам будут доступны в виде перевода, как правило, через 50-100 лет.
Список литературы
1. Бондаренко А. Юпана - технология протоцивилизаций. - СПб., 2010.
2. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства Инков. - Л. : Наука,
1974.
3. Кузьмищев В. А. Царство сынов Солнца. - М. : Молодая гвардия,
1985.
4. Стингл М. Государство инков. Слава и смерть «сыновей Солнца». -М. : Прогресс, 1986.