Научная статья на тему 'Формирование и развитие творчества у старших дошкольников'

Формирование и развитие творчества у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / РЕБЕНОК / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаева Т.В.

Через поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь дает возможность достичь гармонии личности, личности творческой, активной ищущей, неравнодушной, способной к преобразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие творчества у старших дошкольников»

Достоверность полученные данных по указанной выше методике была проверенна с помощью статистического Х2 критерия.

Х2 = (70 - 40)2 / 40 + (30 - 40)2 / 40 + (0 - 20)2 / 20 = 45

Х2 = 45, полученное эмпирическое значение больше соответствующего табличного значения 16,27 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,001, что подтверждает достоверность результатов исследования.

Таким образом, очевидно, что у всех дошкольников наблюдается улучшение результатов по сравнению с констатирующим экспериментом. Следовательно, проводимые нами занятия по программе «Развивай-ка», оказали положительное влияние на развитие мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 176 с.

2. Ильин Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО Аквариум-Принт, 2005 - 160 с.

3. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 // Российская газета. - 2009.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Полежаева Т.В.*

Дошкольное подразделение «Сказка»

Средней общеобразовательной школы № 2, г. Нариманов

Через поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь дает возможность достичь гармонии личности, - личности творческой, активной ищущей, неравнодушной, способной к преобразовательной деятельности.

Ключевые слова: развитие творческих способностей, ребенок, музыкальные занятия, музыкальное воспитание, взаимодействие.

* Музыкальный руководитель.

Творчество, его формирование и развитие - одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выготский, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В. Асафьев, А.А. Никитин). Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А. Ветлугина, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашев).

Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с музыкой, развитий у них творчества возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

Развитие творческих способностей ребенка на музыкальном занятии было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Асафьев Б.В. подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества. Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:

1. накопление впечатлений;

2. спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

5. собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

В психологии выделяют две формы творчества детей - воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творчеством является не только сочинения, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности дошкольников на музыкальном занятии.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-истори-

ческой уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. На музыкальных занятиях, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, очень важно говорить о его творческом развитии.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой - в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Музыкальные способности - часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, слух, мы должны, прежде всего, развивать общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой.

Я считаю, что музыкальное воспитание детей, не должно ограничиться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучению пению или игре на инструментах. Моя задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци. Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.

Дети - участники творческого процесса. Детское творчество на музыкальных занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее не известное им в мире музыки.

Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у детей положительные эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника.

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ребёнка он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение по поводу музыки. Педагог является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.

Моя задача заключается в создании благоприятной, творческой атмосферы для естественного «выращивания» и созревания уникальной расту-

щей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

Для музыкального занятия общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие педагога и дошкольников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на музыкальном занятии можно определить и как совместную творческую деятельность ребёнка и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.

В процессе взаимодействия педагога и дошкольников прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Мой опыт ведения музыкальных занятий в детском саду убедительно показывает, что педагог может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Всякая художественно-педагогическая идея занятия должна быть органична для меня, глубоко мной пережита и, самое главное, отождествлена с моим «я». Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает занятия в настоящую правду искусства.

Для занятия психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к занятию еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства музыкального руководителя умение найти верный тон занятия. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным на каждом занятии, - одна из сложнейших задач моей подготовки в настоящее время.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В детях, я стараюсь возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

На занятиях я выразительна во всех своих проявлениях, нахожу адекватную внешнюю форму выражения переживаемых мной чувств, эмоций. Моя речь в общении с детьми вдохновенна и выразительна. При этом постоянно помню о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо

интеллектуально, технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в моём мастерстве с аналитическими способностями.

Я выступаю - посредником, проводником ребят в мир эстетических переживаний. Для меня важны некоторые методические принципы:

Средство эмоционального и рационального начал.

Сюжетно-тематическое построение всей системы занятий.

Игровой метод обучения.

Эстетическая организация развивающей среды.

Единое психологическое пространство.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной деятельности.

Итак, процесс активизации творчества на музыкальном занятии зависит от моей установки на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творчества.

Список литературы:

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении. - М., 2000.

2. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003.

3. Дзержинская И. Музыкальное воспитание младших дошкольников. -М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.