Научная статья на тему 'Формирование и развитие турецкой кинематографии в конце XIX -начале XX веков'

Формирование и развитие турецкой кинематографии в конце XIX -начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ / ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА / THE OTTOMAN EMPIRE / THE HISTORY OF CINEMA / ORIENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абидулин А. М., Валеев Рам М.

В статье рассматривается развитие восточной культуры в Османской империи в конце XIX начале XX веков и ее проникновение в мировую сокровищницу. Этот период ознаменовался многочисленными открытиями, связанными с вовлечением индивида в общественную жизнь. Одним из таких изобретений, сделавшим искусство доступным практически для всех, стал кинематограф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the development of the oriental culture of the Ottoman Empire at the end of XIX beginning of XX centuries, and its penetration into the world's treasury. This period was marked by numerous discoveries related to the individual's involvement in public life. One of these inventions to make art accessible to almost everyone, became a cinema.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие турецкой кинематографии в конце XIX -начале XX веков»

Бёрда, в которых баланс между полифоническим и фигурационным началами более уравновешенный. И завершить статью хотелось бы словами другого английского композитора, младшего современника Бёрда и Булла, который называет пьесы Булла «замечательными для рук», в сравнении с которыми сочинения Бёрда он характеризует как «замечательные по содержанию» [3, с.51].

Литература

1. Друскин М., «Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков», Собрание сочинений в 7 т.т. - Санкт-Петербург: Композитор, 2007. - т. 1.

2. Borren Ch. Van den. Les Origines de la musique de clavier en Engleterre. Brussels, 1912. Transl. by J. E. Matthew as The Sources of Keyboard Music in England. London, NoveMo, 1914.

3. Brown A England // Keyboard music before 1700. Ed. by A Silbiger. - Routlege.: New York and London, 2004. - P. 22-85.

4.Caldwell J. English Keyboard Music before the Nineteenth Century. Oxford, 1973.

5. Cunningham W. The Keyboard Music of John Bull. Ann Arbor, 1984.

6. Jeans S., Neighbour O. "Bull John" //The New Grove Dictionary of Music and Musicians/ Ed. by S.Sadie. - London, 2001.-Vol.4, pp. 584-592.

7. Kerman J. "Byrd William" //The New Grove Dictionary of Music and Musicians/ Ed. by S.Sadie. - London, 2001.-Vol.4, pp.714-730.

8. Neighbour O. The Consort and Keyboard Music of William Byrd. London, 1978.

УДК 9. 93

А.М.Абидулин, Рамиль М.Валеев

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

В статье рассматривается развитие восточной культуры в Османской империи в конце XIX начале XX веков и ее проникновение в мировую сокровищницу. Этот период ознаменовался многочисленными открытиями, связанными с вовлечением индивида в общественную жизнь. Одним из таких изобретений, сделавшим искусство доступным практически для всех, стал кинематограф.

Ключевые слова: Османская империя, история кинематографии, восточная культура.

Alim M. Abidulin, Ramil M. Valeev FORMATION AND DEVELOPMENT OF TURKISH CINEMA IN THE LATE XIX BEGINNING OF XX CENTURIES.

The article discusses the development of the oriental culture of the Ottoman Empire at the end of XIX beginning of XX centuries, and its penetration into the world's treasury. This period was marked by numerous discoveries related to the individual's involvement in public life. One of these inventions to make art accessible to almost everyone, became a cinema.

Keywords: The Ottoman Empire, the history of cinema, oriental culture.

Многочисленные попытки изобретений для съемки движущихся объектов дали результаты только в 1890 гг. В 1895 году, наконец, выйдя за пределы лаборатории, увидело свет изобретение братьев Люмьер, ставшее известным под названием «синематограф». Это открытие отозвалось эхом во всех четырех частях света, им восхищались, его ожидали и панически боялись на первых просмотрах. Начавшись с обычного показа в парижском Гранд-кафе 28 ноября 1895 года, мода на синематограф в течение 1896 года очень быстро распространилась по всему миру. Это были частные показы, неприспособленные помещения, но очень быстро стало понятно, что такого рода предприятие приносит достаточно высокую прибыль. К Люмьерам стали поступать обращения от предприимчивых людей, желавших приобщиться к распространению этого изобретения.

Мы оставим Европу, которая, безусловно, и по географической близости, и по жизненному укладу была более близка к этому изобретению, и перенесемся на Восток, а именно, в Османскую империю. Несмотря на всевозможные запреты, здесь получила распространение дагеротипия, появившаяся с открытием Луи Дагера в 1839 году, а потом и фотография. Простые подданные султана и даже сам султан позировали фотографам. Ко времени появления синематографа фотография заняла прочное место в османском обществе: раз сам халиф-султан фотографируется - значит это можно делать и простым подданным. Правда, изображения султана не вошли в официальную иконографию власти, в государственных учреждениях они заменялись табличками с хвалой султану.

Конечно, приобщение Османского общества к синематографу началось с султана. Абдул Хамид II стал первым зрителем, для которого специально во дворце Йылдыз первый показ провел француз Бертран [1, с.68.].

Среди писем, направленных братьям Люмьер, как отмечает французский историк кино Жорж Садуль, было письмо от известного стамбульского фотографа Вафиадиса [2, с.413]. Нет достоверных данных о продолжении этой переписки, возможно, фотограф просто хотел познакомиться поближе с изобретением. Да и делиться своим изобретением Люмьеры не могли, у них был один аппарат. В конце

1895 г. начале 1896 г. они активно вели переговоры с Жюлем Карпантье, французским инженером, для организации серийного производства проекторов и их распространения. Скорее всего, Люмьеры и не думали, что синематограф станет искусством, а будет игрушкой, развлечением, которое уже в ближайшее время станет неинтересным. Обращая внимания на изобретения XIX века, мы видим, что ключевые из них носили все-таки прикладной характер. Где можно было применить синематограф? Как развлечение? Но есть театр, который, будучи самым популярным развлечением XIX века, не будет уступать место новому и не совсем понятному еще изобретению. По мнению Люмьеров, интерес к синематографу был модой, и им, очевидно, казалось, что эта мода вскоре пройдет, а исследования синематографа продолжатся в лабораториях. Именно поэтому по возможности пока у людей не пропадет интерес, нужно было заработать на этом изобретении. Люмьеры, с одной стороны, торопили Карпантье, а с другой, - начали готовить в Лионе операторов, которые смогут работать с аппаратами и провести показы в разных частях света. Особенностью аппарата братьев Люмьер было то, что синематограф стал настоящим портативным съёмочным ателье. Кинокамера была лёгкой, удобной, с удовлетворительной скоростью съёмки. На этом же аппарате можно было печатать позитивы. К тому же синематограф использовался и как проектор. Так, в 1896 году первые показы были проведены и в Османской империи. Репертуар первых таких представлений обычно включал в себя несколько фильмов и продолжался не более 15 минут. Вместе с этим для пополнения репертуара операторы снимали фильмы в местах показа. По воспоминаниям одного из операторов Александро Промио стало известно, что он смог получить разрешение на показы и съемки в Османской империи только при содействии французского посольства. Здесь же в Османской империи Промио повторил после съемок в Венеции два важных открытия для синематографа: документальный фильм в жанре путешествия и принцип съемки камерой на движущемся транспорте, то есть съемку с движения или панораму с движения - «тревеллинг». Так он произвел ряд съемок пейзажей Стамбула с лодки [3, с.47-53]. Французский оператор снял следующие фильмы: «Парад турецкой пехоты», «Панорама Золотого Рога», «Панорама Босфора». Однако Промио не был единственным оператором, проводившим съемки в эти годы, репертуар показов съемками Османской империи был пополнен и работами других операторов [4, с.141].

По официальным источникам известно, что первыми организаторами общественных показов были два француза: Жамин и Анри (история сохранила лишь имена). Жамин, прибывший в Турцию в начале 1896 года, был одним из операторов Люмьеров, одновременно он проводил видовые съемки. Через некоторое время после его приезда испортилась лампа киноаппарата, который и без того с большими сложностями был привезен из-за границы. Лампа была привезена из Франции, но застряла на границе. Для получения разрешения на ввоз лампы Жамин обратился за помощью во французское консульство в Стамбуле, которое в свою очередь направило 17 июня 1896 года официальное прошение великому визирю. Великий визирь Халит Рифат Паша, зная консервативные взгляды султана Абдул Хамида II к электрическим приборам, попросил подготовить ему исследование о синематографе. Официальные органы, проведя многомесячную переписку между собой, наконец, предоставили великому визирю информацию, в которой сообщалось, что синематограф «представляет собой пользу для науки и человечества». Великий визирь, получив положительные отчеты относительно синематографа, 26 сентября 1896 года разрешил ввоз лампы, но одновременно с этим продолжал препятствовать распространению в империи синематографа.

По мнению Али Озуйяра, первые показы синематографа в Стамбуле были организованы французом Анри в кафе «Спонек» и кафейне «Февзийе», Камбоном в театре варьете и Константиноузой в театре торговых рядов Халеб в 1897-1898 годах [5, с.41-42]. В подтверждение этому Али Озуйяр приводит данные источников, а именно, опирается на газетные публикации января 1897 года в «The Oriental Advertiser (Le Moniteur Oriental)» и «Sabah».

Согласно многочисленным исследователям, первым турецким оператором-сценаристом и режиссером считается Зигмунд Вайнберг (1868-1954). Родился он в Польше, был гражданином Румынии, в 1889 году открыл лавку в Стамбуле, где занимался продажей техники и принадлежностей для фотографии. Вайнберг снял первый турецкий документальный фильм [6, с.19] и фактически открыл для Османской империи синематограф. Хотя и существуют споры о том, кто первым начал публичные показы: француз Анри, использовавший более совершенный «Витаскоп» Эдиссона [7, с.27-37], или Вайнберг, использовавший проектор Люмьеров, однако первый показ фильма произошел в Европейском пассаже в Стамбуле в кафе «Спонек». Очень красочно этот эпизод описан Ерджументом Экремом Талу, который в числе первых зрителей посетил показ фильма [8]. Как указывает в своей монографии Нижат Озон, опираясь на исследование Нуруллаха Тильгена [9], первый показ синематографа был действительно осуществлен Вайнбергом, а уже впоследствии в 1898 году его конкурент француз Камбон для привлечения зрителей в том же районе Стамбула в театре варьете использовал более совершенный проектор, более продолжительные по времени показа фильмы, сопровождая их субтитрами на осман-

ском языке. Вайнберг быстро осознав, что может проиграть в конкурентной борьбе, обновил и фильмотеку, и проектор. Так же в зале во время показа стал постоянно находиться человек, который объяснял зрителям по ходу просмотра фильма, что происходит на экране [10, с.38]. Первое знакомство с синематографом оказалось достаточно трудным, кроме того, кафе не было приспособлено для показа фильмов. Но кино, или как его называли «живая фотография», было принято стамбульскими зрителями даже вопреки тому, что многие посчитали синематограф искусством, неподобающим для общества. Стало понятно, что такой вид искусства востребован и вдохновленный этой идеей Вайнберг открыл в стамбульском городском театре первый кинозал, получивший название «Патэ». Кино начало постепенно входить в культурную жизнь Стамбула, и один за другим открывали свои двери такие кинозалы, как «Cine Oriental» и «Cine Palace» в районе Перы. Вайнберг получил право быть официальным представителем фирмы братьев Люмьер, а с 1900 года стал представителем «Патэ». В годы Первой мировой войны в качестве режиссера и сценариста он работал с известным турецким сценаристом Ахметом Фехимом, снимал игровые и пропагандистские фильмы, а также возглавлял Центральное военное управление кинематографии.

Понимая важность распространения искусства синематографии в обществе, Вайнберг начал организовывать показы в учебных заведениях, отдавая в аренду те фильмы, которые у него были в наличии. На одном из таких показов он познакомился со школьным учителем Али Фуатом Узкынаем (1888-1956), который быстро обучился обращению с проектором [11, с.8]. Али Фуат Узкынай первым вместе с турецкими предпринимателями Шакиром, Кемалем Седеном и Али Эфенди провел кампанию по созданию национального турецкого кинотеатра, который сначала получил название «The Nation Sinema», а позже «Ali Efendi Sinemasi».

Другим известным представителем турецкого синематографа является уже упомянутый Ахмет Фехим. Ахмет Фехим (1856-1930) - артист турецкого театра и кино, режиссер. Впервые он вышел на подмостки театра «Гедикпаша», где прославился ролью Бонифаса. В 1879 г. он переехал в Бурсу, здесь он играл в пьесах Мольера, адаптированных Ахметом Вефиком Пашой. В 80-90 гг. XIX века Фехим выступал в различных городах Анатолии, в том числе в театре «Османская драма», и одновременно начал преподавать в Османской консерватории, организованной Джемалем Пашой. В годы Первой мировой войны Фехим в качестве режиссера снял ряд фильмов, а как актер и сценарист он принял участие в фильмах: «Binnaz» (Кокетка), «Mürebbiye» (Гувернантка), «Himmet Aga'nm ízdivaci» (Женитьба Химмет Ага). Фильм «Mürebbiye» (Гувернантка) примечателен еще и тем, что является первым турецким фильмом, прошедшим цензорскую оценку, причем как османских, так и французских властей. Съемки этого фильма проходили во время оккупации Стамбула войсками Антанты.

Среди прочих деятелей турецкого киноискусства стоит так же упомянуть имя Хусейна Шади Ка-рагезоглу. Хусейн Шади Карагезоглу (1890-1941) - сценарист, актер, режиссер. Начал свою карьеру как актер. После младотурецкого переворота продолжил свою профессиональную деятельность в современных европейских постановках, выступал в Морском театре, участвовал в Первой мировой войне. После окончания войны он поставил пьесу Ибнуреффика Ахмета Нури. Популярность ему принесла роль Биджана Эфенди. Эта роль стала настолько известной, что Хусейн Шади получил прозвище Бид-жан Эфенди. Вдохновленный успехом театральной постановки Хусейн Шади снял несколько фильмов, где главным персонажем стал Биджан Эфенди. В 1917 году вышел фильм «Биджан Эфенди», в 1920 году «Сон Биджана Эфенди», в 1921 году «Биджан Эфенди школьный учитель».

Подводя итог, необходимо отметить, что турецкие фильмы, начиная с 1930-х годов, стали наполняться своим восточным колоритом, отражая действительность своего времени, открывая для мировой кинематографии турецких режиссеров, сценаристов, операторов и актеров. Однако не стоит забывать, что именно европейский синематограф, а впоследствии, как отчасти признают и турецкие исследователи, и российский кинематограф, оказал непосредственное влияние на зарождение турецкого кино, которое выбрало свою линию развития.

Литература

1. Ayçe Osmanoglu. Babam Abdülhamit istanbul, 1960.

2. Georges Sadoul. Histoire générale du cinéma. Tome 1. L'invention du cinéma (1832-1897). Paris, 1948.

3. Mustafa Özen. Travelling Cinema in Istanbul / / Travelling Cinema in Europe: Sources and Perspectives, edited by Martin Loiperdinger. Kintop Schriften, 2008.

4. Jacques Rittaud-Hutine. Le Cinéma des Origines Les Frères Lumière et Leurs Opérateurs (Seyssel: Champ Vallon, 1985).

5. Ali Özuyar. Devlet-i Aliyye'de Sinema. Ankara, 2007.

6. Giovanni Scognamillo. Türk Sinemasi Tarihi 1896-1959, Cilt: 1. istanbul, 1990.

7. Burçak Evren. Sigmund Weinberg Türkiye'ye Sinemayi Getiren Adam. istanbul, 1995.

8. Ercüment Ekrem Talu. istanbul'da ilk Sinema ve ilk Gramofon / / Perde-Sahne. Sayi: 7, 15 Teçrin (Ekim) 1943.

9. Nurullah Tilgen. Bugüne Kadar Filmciligimiz // Yeni Yildiz dergisi. Sayi 36. 3 Çubat 1956.

10. Nijat Özön. Turk Sinema Tarihi. istanbul, 2010.

11. Agâh Özgü^ Baçlangicindan Bugüne Türk Sinemasinda ilk'ler. istanbul, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.