УДК 791.45
КИНЕМАТОГРАФ В ТОМСКЕ: ПЕРЗЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В R Ггрмшггки
Омский с осу дар ст зонный технический университет, з. Омск, Россия
Аннотация — В аиы* h:i основе м.исри гшь .чес i нон иьриолнчьской иечлн ииклмны первые ш:и а по распространению кинематографа в Томске в кона« XIX века. Обращена внимание на восприятие публикой нового изоорстсшш. рассмотрено, d каких условиях проходили первые показы. В статье при водятся выдержки п) газеты «Сибирская жизнь», которые позволяют показать отношение со временил ков к кинематографу. проследить, как новинка постепенно приобретала популярность от единичных показов до появления стационарных кинотеатров. Приведены названия некоторых фильмов, демон-прнрхрмки к Тимгкр к книциХТХ khku.
Клюиееыг слоеа: кинематограф, история, Сибирь, Томск.
Появление в 1895 г. кинематографа стало выдающимся результатом научно-технического прогресса, позволило показать действительность б движении.
В самом начале кинематограф рассматривался в основном как не выи вид свободного зрсмяпрспровождснкя. км: некий аттракцион. Позднее появился интерес к нему как :< ксторическому источнику. Специфика кинодоху-
меых<1 COC1UK1 Ь ЮМ, НШ СЛО ШЛШЛЦЬЮ МСЛЫО &1<_)HU-HpOfciUb genuin, нсдисчуиныс ДШ1 ДРЗ'1ИХ и.ючнхио.'в информации. Так. еще в 1SS8 г. Болеслав Матупквский пытался определить место окивой» фотографии среди истерических источников: «... простая целлулоидная пленка представляет из себя не только исторический документ, но и крупицу самок истории, которая не исчезает н не нуждается в гении, чтобы каждый раз воскреснуть», так как «она здесь, в целлулоидно?: ленте, зга крупица историк, только как бы уснувшая» 12,143J. Он считал, что кинематограф предназначен не только для удозольствня. интересного зремяпрспровождсння или заоавы. о должен служить науке и прогрессу. Но пройдет несколько десятилетий. прежде чем начнут формироваться направления, свя-|д-ныс с изучением исшчишмкдчеснии и архинл«едческой ¿ыачнмоегш юшоцок.ум?нг<1.
'Till6 I ijfik-H-s:irH iодпм российском) пин« иситму иПрнщениг к ггм- ироннк нокгнии ичобрпгним мратмгк Люмьер в Россию. н в частности в Томск, является актуальной.
Программа первого коммерпескогэ киносеанса братьео Люмьер, состоявшегося в Париже 2% декабря 189& г., включала документальные лепты: <-Выход рабочих с фабрики», «Приход поезда па вокзал», •<Кормлепве ребен ка > и другие. Если в перзый день просмотра зрителей было немного. то на следующий день их количество г1]»гми1гльн<> ка-цчк-. ш Нииослмпгг шк-читлениг нроичкодил :«||<1№кт днижгни!, когда нпюдиижни! фотпм-фия вдр>т «оживала». Кроме того, как отмечает JIM Рошаль, важную рель играл эффект присутствия: «<воз-можиость воочию, собственными глазами увидеть то. чего на самом деле не видел, стать очевидцем событий, свидетелем которых па самом деле мог и пе быть» 20 |. В периодической печати кинематограф часто пазила ли «чудом века», «гениальным изобретением».
Первый киносеанс в Российской империи состоялся в мае 1S96 г и Санкт-Петербурге и постепенно horor-кгдгниг crnuio хакогкьютгъ ионуляржхггн по ксгй счринг
Местная печать сохранила уникальную информацию о том. как формировалось отношение к изобретению. Интересно проследил, первые впечатления сибиряков, пришедших посмотреть на <жпвую>: фотографшо.
В газете «Томский листок» за 3J января 1S9? г. есть упоминание с демопстратш в театре ЕЕГрафа Пданови ча Королева после драмы <-Матерннская любовь» вновь изобретенного аппарата «кинематографа» нли «живой» движущейся фотографии во rcto ецрру [Н] Но первый полноценный киносеанс в Томске состоятся 4 тон? 189£ г. по инициативе С А. Катина. Газета <'Ск6ирская жизнь» писала об этом событии: «Публики собралось посмотреть новинку очень мало, и сбор был так незначителен, что вряд ли оправдались [...] расходы. А очень жаль. гак как аппарат, демонстрируемый Катшллм. действительно работы Люмьера, каких до сих пор в Томке еще не было» [4]. В публикации отмечалось, что вечер заслуживал более пристального внимания, так как была представлена «масгя картин и? русской и заграничной «ттзчи дающих полную иллюзию» которая усиливалась
Г НОМОЩКК» у.ЧИЧНО 1К>ДО;)(>/?НН(110 МуЧМКИЛКНОМ! СЧМ^КЖОЖДГНИМ R ГЛЧГ1Г КЫ]И«<1Л<К:Ь Н:1ДГА;И ни fnwrr IIJIH-
стальное внимание к новинке: «Мы уверены, чте томская публика в следующий раз непременно познакомиться с дсмонегрнровеинем аппарата Люмьера, который представляет одно из чудных произведений нашего века» И1- Таким образом, первый опыт оказался ие совсем удачным, по реклама в печати, афиши, а также несколько публикаций в местных изданиях увеличили интерес томичей к новинке.
Следующий сеанг состоялся спустя несколько дней - 7 июня 1898 г r 9 лО Re4Ppa Вскоре в гечати полилась новая публикация. песвяшенная впечатлениям от лепленного на экране: «Синематограф - это аппарат [...]. одухотворяющий картину: природа живет, люди и животные движутся и действуют», это одно из «величайших тооретешш новейшего времеин. Воспроизводя природу и жнзпь. сколько |... | представляет сп дивного. вол шебного н сказочного!» [5]. Действительно, восприятие того, что происходило на экране, вызывало неожиданные ощущения.
Особое внимание в заметке пыле уделено эффекту присутствия- «когда синема~огряф воеттроияводит перед нами море или реку и купающихся в них [. .]. вы даже хак-5удто чувствуете, что в воздухе станозится свежее, и наслаждение, испытываемое купающимися. невольно передастся и вам и охватывает все ваше существо». Таким образом, с помощью кинематографа зрители могли о дмгжегши наблюдать те яплепия к события, которые происходили в других городах и странах н именно это выглядело наиболее впечатляющ?. Автор обращал внимание на болыпой пптенция.тт изобретения- «Да синематографу предстоит великое будущее- ни одно человеческое опгушение. ни одна былинка в природе не ускользнет от него - все воспроизведет он. запечатлеет и передаст потомству в том самом виде и при тон же самой обстановке, при какой з известный момент существовал, жкл и действовал мир», '¿ригелей привлекало н то. что <окивая» фотография передавала не только движения, но н эмоции: люди на экране смеялись, плакали, огорчались.
Кроме того, в публикации отмечались возможности использования кинематографа в образовательных целях, для бп.пее осмысленного изучения детьми различных явлений и событий- прежде «чем приступить к учебнику [...]. ресенок может почти все ззвеенть и обнять своим умом, и глаза его будут работать рука оо руку с мыслью, тем Оолсс, как всякое новое изобретение, еннемптеграф будет с каждым годом все более н оолее совершенствоваться и. несомненно, сопровождаться более пнгроким и всесторошшм применением |.
В театре Е. И. Королева 12 нюня 1858 г. вновь проходила демонстрация невникн. сбор от которой был осуществлен r польву OhmecTRa попечения о начялкнпм образовании r г Томске Программа вечера согтояла ив ipex отделений, л peneyiyap наечнхывал 45 корзин [6]. не нанечаишнля л газеге реклама не силержг-ла назалыш демонстрируемых фильмов.
По сообщениям в газете «Сибирская жизнь» публики 12 июня собралось много, поэтому сбор составил около 400 рублен, к сожалению, после вычета арендной платы Обществу осталась небольшая сумма, зрители же были довольны и часто дружно аплодировали [7]. В данном случае интересен тот факт, что всего лишь за неделю количество желающих увидеть зрелище происходящее на экране значительно возросло
Судя по публикациям в местных изданиях, успех изобретения не был постоянным. Отдельные показы проходили не совсем v;m4HO. имели место проолсмы. связанные с музыкальным сопровождением. Гак. в газете «Сибирская жизнь» в июле г. появилась заметка под названием «Разочарование», в которой описывслось следующее: «Госпожа Домбровекая. предполагавшая демонстрировать синематограф Люмьера, собрав свои пожитки, поспешила уехать: сбор оказался равным 3 рублям и сеанс не состоялся. 3прочем, может быть, пуб-
лику отвлек сад «Россия», где давалось представление в пользу вольного пожарного общества» [8]. Уже в следующем номере была напечатана информация о том, что госпожа Домбровская приняла решение остаться в Томске и планирует дать сеанс в цирке Боровского совместно с другим демонстратором [9]. Этот показ оказался более успешным и даже в чем-то выигрывал в сравнении с синематографом С_А_ Катина. В отличие от Дом-бровской. «другой синематограф действовал неудовлетворительна, исключая случаи воспроизведения картин цветового характера. Последние производили большое впечатление на зрителя» [10]. В данном случае, очевидно, речь идет о примитивно раскрашенных черно-белых фильмах.
На примере Томска видно, что первые киносеансы проходили в самых разных учреждениях - в помещении народной библиотеки, в театре, в цирке, так как стационарных кинотеатров пока еще не существовало. В программу показа, как правило, входило несколько кинолент разного содержания. В основном это были хроники будничной жизни, но встречались и игровые фильмы. Публика на показах была довольно пестрой, но можно с уверенностью сказать, что кинематограф привлекал всех, кто-то восхищался, кто-то был настроен скептически, но никого он не оставил равнодушным.
В газетах конца XIX века редко можно было встретить названия демонстрируемых фильмов, более того, первоначально основное внимание обращалось на технические особенности самого изобретения. Но мы все же имеем некоторые сведения о репертуаре того времени. Так. с 21 по 27 февраля 1899 г. в Томске прошел очередной показ, согласно анонсу в программу7 входили следующие картины: «Мисс Женни и ее дрессированная собака», «Две картины из последней греко-турецкой войны». «Французская кавалерия» (в красках), «В волшебном замше» (юмористическая) и другие. В воскресные дни представления проходили с 14.30 до 21 ч. каждые полчаса, по будням сеансы были каждые два часа с 14 до 20 ч. вечера. Цена билета на 1 и 2 ряды составляла it) коп., на 3 и 4 ряды - 30 коп., стоя — 20 коп. Для детей до 12 лет были предусмотрены скидки в 50% от полной стоимости [11]. Все та же «Сибирская жизнь» в феврале 1899 г писала об этом событии: «ъ Томске в настоящее время демонстрируется кинематограф», который «следует признать одним из лучших, по крайней мере, в смысле разнообразия и качества». Большое впечатление на зрителей произвели виды моря и юмористическая картина - «спящий холостяк, которому снится всякая чертовщина». По мнению автора заметки, особенный интерес представляла первая картина, так как ¡глядя на нее можно забыть, что перед глазами полотно: а не окно дома на берегу7 бурного моря» [12].
И вновь мы видим, что эффект присутствия, возможность представить отдаленные от места показа явления и события становился определяющим при характеристике кинематографа. Таким образом, нововведение постепенно завоевывало признание и набирало популярность.
Долгое время аппарат для демонстрации фильмов приводился в действие вручную. Для проекционного освещения использовались эфирно-кислородные нлн кислородно-ацетиленовые лампы-горелкн. проектор располагался не перед экраном, а за ним. публика смотрела картину на просвет. Для того, чтобы изображение выглядело более контрастным и четким экран, между сеансами смачивался [1].
Со временем на смену короткометражным фильмам пришли более сложные по сюжету и продолжительности картины, что привело к появлению кинотеатров или. как тогда называли, электротеатров. В свою очередь, возросло количество и качество демонстриру емых картин Зрители стали более требовательны к репертуару, кино становилось привычным и более доступным.
Таким образом, кинематограф, вне зависимости от места показа, как правило, производил одинаковое впечатление. Сначала это некое любопытство, :затем удивление и восторг от увиденного на экране. Местная периодическая печать уже в конце XIX века отмечала возможное та использования кино не только в развлекательных, но и в образовательных целях:
СТШСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ватолин В. Сине мл в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917) // Киноведческие записки 2002. № 60. С. 312-339.
2. Матушевскнй Б. Живая фотография чем она является и чем должна стать // Киноведческие записки
2007. №83. С. 127-161.
3. Рошаль Л М Научно-технический прогресс и кинопопулярнзация научно-технических знаний (история и диалектика взаимосвязи) И Архивоведческне и источниковедческие проблемы кинофотофонодокументов: сб. науч. тр М 1990 С. 18-36.
4 Сибирская жизнь. 1898. 6 июня
5. Сибирская жизнь. 1898. 11 нюня.
6. Сибирская жизнь. 1898. 12 нюня.
7. Сибирская жизнь. 1898. 14 нюня.
8. Сибирская жизнь. 1898. 5 июля.
9. Сибирская жизнь. 1898. 7 июля
10. Сибирская жизнь. 1898. 11 шаля.
11 Сибирская жизнь 1899. 21 февраля.
12. Сибирская жизнь 1899. 23 февраля.
13. Томский листок. 1897. 31 января.