Научная статья на тему 'Хедивский Египет: приход кинематографа (1896-1914 гг. )'

Хедивский Египет: приход кинематографа (1896-1914 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / КИНО / КИНООПЕРАТОР / ЗРЕЛИЩЕ / EGYPT / CINEMA / DIRECTOR OF PHOTOGRAPHY / SHOW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шахов Анатолий Сергеевич

Статья «Хедивский Египет: приход кинематографа (1896-1914 гг.)» посвящена начальному этапу распространения кинематографа в Египте. Она отражает роль иностранцев в данном процессе. В ней рассказывается также о превращении кино в заметный феномен общественной и культурной жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Egypt in the era of Khedivs: first steps of the cinema (1896-1914)

Article "Egypt in the era of Khedivs: first steps of the cinema (1896-1914)" is dedicated to the beginnings of cinema in Egypt. It reflects the role of foreigners in the process. Also it tells how the cinema became a noticeable phenomenon of social and cultural life in the country.

Текст научной работы на тему «Хедивский Египет: приход кинематографа (1896-1914 гг. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2010. № 1

А.С. Шахов

ХЕДИВСКИЙ ЕГИПЕТ: ПРИХОД КИНЕМАТОГРАФА (1896-1914 гг.)

Статья «Хедивский Египет: приход кинематографа (1896-1914 гг.)» посвящена начальному этапу распространения кинематографа в Египте. Она отражает роль иностранцев в данном процессе. В ней рассказывается также о превращении кино в заметный феномен общественной и культурной жизни страны.

Ключевые слова: Египет, кино, кинооператор, зрелище.

Article "Egypt in the era of Khedivs: first steps of the cinema (1896-1914)" is dedicated to the beginnings of cinema in Egypt. It reflects the role of foreigners in the process. Also it tells how the cinema became a noticeable phenomenon of social and cultural life in the country.

Key words: Egypt, Cinema, Director of Photography, Show.

Первый публичный киносеанс в Египте состоялся 5 ноября 1896 г. в Александрии в здании хлопковой биржи Тусун-паша. На нем были показаны хроникальные кинозарисовки: «Борцы», «Жители Мадагаскара», «Танец "Канкан"», «Польский лес», «Кузнецы», «Выход рабочих из завода», «Весна в Париже», «Боксеры», «Ловля креветок», «Площадь Оперы в Париже», «Море в Гавре». В Каире дебютный сеанс прошел 28 ноября в квартале Ал-Азбакийя в зале «Хамам Шнайдер». На приглашение агента братьев Люмьер Анри Делло Строголо откликнулись губернатор столичной провинции и его окружение, журналисты и писатели. После просмотра губернатор Каира порекомендовал владельцу аттракциона организовывать отдельные кинопоказы и для женщин. Пожелание было принято, и днем с 4 до 6 часов зал Хамам Шнайдер продавал билеты для женской аудитории, а с 6 до 11 часов вечера - для мужской.

Как и в Александрии, каирская пресса отреагировала на «синематограф» в основном одобрительно. Газета «Ал-Мукаттам» 1 декабря сообщила, что присутствовавшие, «увидев двигающиеся изображения, испытали восхищение и даже вообразили, будто перед ними предстали некие привидения и призраки, у которых нет только голоса»1. Журнал «Ал-Хилал» 16 декабря писал: «Французская компания, чья резиденция находится неподалеку от здания Египетского

1 Цит. по: Ахмед ал-Хадари. История кино в Египте. Ч. 1 (Тарих ас-синима фи миср. Ал-Джуз ал-аввал). Ал-Кахира, 1989. С. 24.

телеграфа, демонстрирует фотографии, которые "зрителям кажутся наполненными живым движением. Люди сбегаются на их просмотр"»2. Газета «Миср» в тот же день отметила, что «двигающиеся изображения» производят очень сильное и глубокое впечатление, и при этом они «радуют грудь и чаруют разум»3. Вместе с тем новый вид зрелища был воспринят частью египтян как «волшебные игры Запада» и даже «злонамеренные проделки дьявола»4.

Строголо оказался человеком предприимчивым, и быстро получил лицензию на создание в Александрии «кинематографического театра» в центральной части города на улице Мухаррам-бек между биржей Тусун-паша и театром Ал-Хамбра. Открылся он 30 января 1897 г. Премьерную программу составили европейские киноленты: «Площадь кафедрального собора в Турине», «Деревенский праздник», «Отъезд на автомашине», «Группа игроков в карты», «Любовная записка», «Путешественник и воры». Особенный успех имел хроникальный сюжет о торжественной коронации в Москве русского царя Николая II.

В марте 1897 г. французский оператор Промио, совершив поездку по Египту, отснял 35 хроникальных эпизодов. В их числе - «Семья итальянского консула посещает "синематограф" в Александрии», «Поездка к пирамидам», «Площадь Мухаммеда Али», «Хедив и его эскорт», «Процессия махмаля (паланкина с покрывалом и другими дарами для Каабы)», «Бедуины на верблюдах», «Площадь Цитадели», «Площадь Оперы», «Нильские плотины», «Деревня Саккара», «Пирамиды», «Панорамы берегов Нила» и др. В мае-июне 1897 г. его кинозарисовки, с энтузиазмом встреченные зрительской аудиторией, демонстрировались в «Синематографе Люмьер».

Сначала новое чудо техники получило наибольшее распространение не в столице, а в Александрии, где проживала влиятельная колония европейцев, поддерживавшая идеи расширения импорта кинофильмов, поступавших тогда в основном из Франции и Италии. К тому же в главном портовом городе страны «индустрия развлечений» была богаче и разнообразней, чем в Каире. Здесь находились многочисленные кафе, мюзик-холлы, дансинги и иные увеселительные заведения. Публика получила теперь возможность видеть и «ошеломляющие» кинопрограммы, состоявшие из нескольких роликов, длившихся по 2-3 минуты.

Но после первоначальных успехов «живых фотографий» зарубежная кинохроника, однотипно и скучно передававшая жизнь других стран и народов, стала надоедать и большого интереса уже

2 Там же. С. 31.

3 Там же.

4 Цит. по: Ал-Кавакиб. Киссат ас-синима фи миср (Рассказ о египетском кино) // Ал-Кахира. 1960. № 448. С. 57.

не вызывала. Попытки переломить ситуацию к лучшему, даже за счет уменьшения стоимости билетов, к желаемому результату не приводили, и «Синематограф Люмьер», обязанный перечислять во Францию 50% кассовой выручки от показа импортировавшихся в Египет кинофильмов, свою деятельность прекратил.

Как и в Европе, в Египте в начале 1900-х гг. кино переместилось в общественные сады и парки. Спасительным оазисом для него стали одновременно помещения городских театров и мюзик-холлов. Но в них кинохронику показывали лишь в качестве приложения к спектаклям и эстрадным представлениям. Газета «Ла Реформ» 10 января 1900 г. сообщала, что в александрийском театре Ал-Хамбра пройдет концерт английской певицы Лиз Дублин, после чего вниманию публики будут предложены разнообразные кинематографические сюжеты. Газета «Ал-Ахрам» 22 ноября 1901 г. написала: «Сегодня вечером в Египетском театре будут идти фильмы - вслед за песенными, танцевальными, гимнастическими и комическими номерами»5. «Живые фотографические картинки» демонстрировались и после спектаклей театральной труппы Искандера Фараха «Ал-Джук ал-мисрий», в которой выступал популярный египетский певец, музыкант и актер шейх Саляма Хигази.

Спустя десять лет после первых показов «двигающихся фотографий» на передний план в кинопредпринимательской сфере выдвинулась компания француза Шарля Пате. Обладая значительными организационными возможностями и имея богатую коллекциею фильмов, он начал поставлять на египетский рынок не только короткометражные хроникально-документальные, но и постановочные кинокартины. При этом некоторые из них демонстрировались уже не в черно-белом, а цветном изображении. В репертуаре кинозалов произошли существенные изменения - возрос удельный вес короткометражных кинофильмов и фарсов, заключавших в себе законченное сюжетное повествование и рассказывавших какую-либо житейскую историю. Интерес к экранному зрелищу вновь оживился, что способствовало росту кинопосещаемости.

Наряду с французами активность в сфере киноторговли и показа фильмов проявляли итальянцы. В 1906 г. в Александрии они открыли кинозал «Синематограф Ирбанура» с вентиляторами для проветривания воздуха и с удобными креслами. Чтобы придать ему дополнительную респектабельность, его владельцы, в отличие от недавнего прошлого, в качестве приложения к кинопрограммам организовывали теперь выступления кукольников, музыкальных оркестров и исполнявших итальянские песни певцов в антрактах между 20-30-минутными драматическими, комедийными и фантастическими фильмами.

5 Цит по: Ахмед ал-Хадари. Указ. соч. С. 57.

7 ВМУ, востоковедение, № 1

Для иностранного кинокапитала Египет с самого начала представлял интерес не только как рынок сбыта экранной продукции, но и как благодатное место для съемок замечательных памятников истории и культуры, величественные панорамы которых можно было с успехом реализовывать в прокатной сети многих стран мира. В ноябре 1906 г. на берега Нила прибыл известный французский кинооператор Феликс Месгиш. Он имел совершенную киноаппаратуру, много метров пленки, программа его пребывания оказалась богатой и насыщенной. Помимо документальных фрагментов из жизни современного Египта - проезда конного эскорта и кареты хедива по улицам Каира; квартала мусульманского богословского университета «Ал-Азхар»; египтян и египтянок в национальных одеждах, - Месгиш снял мечети и минареты, надгробия султанов и мамлюков, построенную при Салах ад-Дине Цитадель. А чтобы убедительнее донести до зрителей-иностранцев истину о том, что нигде так быстро не падаешь вглубь времен, как в Египте, Месгиш запечатлел пирамиды в Гизе, Сфинкса, храмы в Луксоре и Карнаке, «Долину царей», на границе с Суданом - храм Абу-Симбел, а также античные достопримечательности греко-римского периода.

В конце 1900-х гг. зарубежные фильмы стали показывать не только в Александрии и Каире, но и в Порт-Саиде и Мансуре. Вместе с игровыми в возраставшем количестве показывались и новые по содержанию документальные киноленты, например «Зимние виды спорта в Швейцарии», «Путешествие по Новой Зеландии», «Рабочие слоны Индии», «Соревнования по преодолению препятствий», «Море при лунном свете». Неординарный интерес у зрительской аудитории, писала «Ал-Ахрам» 3 апреля 1907 г., вызвали японские пропагандистские хроникальные фильмы об осаде Порт-Артура и обстановке, сложившейся в Японии после войны 1904-1905 гг. с Россией.

В июне 1907 г. хедив Аббас II знакомился в Александрии с процессом обучения в Высшем институте при мечети Сейиди Абу ал-Аббас. Фрагменты поездки были сняты постоянно проживавшим в Египте итальянцем Альвизи Орфанелли, сделавшим это по поручению своих земляков, александрийских фотографов и предпринимателей, - Азиза и Дореса. 20 июля в зале «Синематограф Азиз и Дорес» они продемонстрировали хроникальные эпизоды о данном событии. Как считает египетский кинокритик доктор Али Абу Шади, этот день «можно считать точкой отсчета в истории кинопроизводства в Египте, ибо данный фильм был сделан египетской компанией, на египетские деньги и реализован в Египте»6.

Между тем француз Лагарен, агент «Пате фрер» на Ближнем Востоке, действовал по правилам своего парижского патрона. Кино-

6 Али Абу Шади. Вакаи ас-синима аль-мисрийя фи-л-карн ал-ишрин (События в египетском кино в двадцатом веке). Димашк, 2004. С. 11.

ленты он распределял среди владельцев просмотровых залов, сообщая через прессу об отменном качестве полученных им очередных фильмокопий. Так, 26 ноября 1907 г. газета «Ла Реформ» поместила анонс такого содержания: «...фильм "Али-Баба и сорок разбойников", одна из сказок "Тысячи и одной ночи", - полностью цветной, имеет продолжительность 30 минут и принадлежит к числу самых значительных произведений, созданных компанией "Пате"»7.

Тем не менее кинопосещаемость, по мнению показчиков-иностранцев, пребывала на низком уровне. Среди арабов мало кто владел европейскими языками, а киноленты субтитрировались на языках стран-производителей. При кинотеатрах появились переводчики, произносившие на арабском языке появлявшиеся на экране пояснительные надписи. Переводчик располагался вблизи экрана и «озвучивал» экранных персонажей. Но в последних рядах из-за стрекотания кинопроектора зрители расслышать ничего не могли, и тогда количество «драгоманов» увеличивали до 3-4 человек, рассаживая их вдоль всего демонстрационного помещения. Хотя это нововведение и принесло некоторый успех, многие европейцы и понимавшие иностранные языки арабы переставали ходить в кино, не желая лишаться удовольствия непосредственного восприятия кинофильмов. Да и уровень перевода зачастую оставлял желать много лучшего.

С целью привлечь к экрану как можно больше зрителей, кинопоказчики ввели различную плату за входные билеты. Нумерация сидений на них к тому же покончила с суетой по «захвату» лучших мест. Посадочные места, в отличие от театров, в первых рядах стоили дешевле, а в последних рядах - дороже. Самые высокие цены устанавливались для тех, кто предпочитал смотреть фильмы с особым комфортом в отдельной ложе. В 1908 г. стоимость посадочного места в ложе равнялась 40 пиастрам (киршам), в партере она составляла 7 пиастров, а в первых его рядах - 4 пиастра. Для детей делались скидки, и родителям билеты для них обходились в 2-4 пиастра. Постоянным своим зрителям владельцы кинотеатров начали предлагать за 24 пиастра действительные в течение месяца просмотровые абонементы и в придачу - курьезную, с сегодняшней точки зрения, почетную награду: право шесть раз бесплатно сняться в специальной фотографической студии8.

Перед Первой мировой войной в кинозалах появился информационный «Киножурнал Пате», показывавшийся перед игровыми кинофильмами. Хотя зрители ходили в кино для просмотра прежде всего постановочных кинокартин, бывали случаи, когда максимальная посещаемость залов достигалась благодаря показу в кинохронике

7 Цит по: Ахмед ал-Хадари. Указ. соч. С. 84.

8 Там же. С. 91.

актуальных политических событий. Например, большой интерес у арабской зрительской аудитории вызвал специально доставленный в Египет номер «Киножурнала Пате» о младотурецкой революции 1908- 1909 гг. и перипетиях отстранения от власти султана Абдул Хамида. Наплыв зрителей-арабов вызвал и хроникальный фильм о похоронах умершего в 1908 г. видного политического деятеля Муста-фы Камиля, боровшегося за освобождение Египта от британской оккупации и его широкую автономию в рамках Османской империи.

Первыми кинооператорами в Египте становились представители иностранных землячеств. Некоторые из них прошли школу профессиональных фотографов, могли обращаться со съемочной техникой. Им не составляло особого труда устанавливать связи с господствовавшими тогда в кинематографической жизни страны европейцами. Натурализовавшиеся в Египте выходцы из Европы в 1909-1912-х гг. подготовили, в частности, хроникально-документальные ленты «Стадион Каср ан-Нил в Гизе», «Возвращение хедива из Мекки», «Соревнование в районе Мина-Хауса», «Отправка махмаля из Египта» и другие9. Но возможностей приступать к созданию игровых кинофильмов ни они, ни тем более арабы-египтяне не имели.

В начале 1910-х гг. в кинопрокат Египта стали проникать фильмы США и Дании. Между кинопроизводителями Запада усилилась борьба за местного кинозрителя. В синематографах начали проводиться денежные лотереи. С целью придать респектабельность новым кинозалам на их открытие приглашались представители иностранного дипломатического корпуса и элиты египетского общества, при этом играли оркестры, в небо запускались стаи голубей, на западный манер гостям предлагались бокалы с шампанским. В газетах появились колонки с заказными публикациями о том, какие превосходные кинофильмы будут демонстрироваться в тех или иных кинотеатрах. Чтобы опередить конкурентов, арендаторы фильмокопий меняли кинопрограммы по два, а иногда и по три раза в неделю.

Киноимпорт имел специфические особенности: наряду с новаторскими и интересными в идейно-художественном отношении игровыми лентами - такими, как, например, «Убийство герцога Гиза» французской фирмы «Фильм д'ар», где снялись актеры театра «Комедии Франсез», а также запоминающимися картинами с участием Сары Бернар, Асты Нильсен и Макса Линдера - в кинопрокат начали проникать фривольные бульварные кинопостановки, камуфлировавшиеся как «фильмы гривуазных сцен пикантного характера». Объяснялось это следующим. Во Франции, Италии, а затем и Дании выпуск подобной продукции возник едва ли не с первых синематографических лет. В Европе, вопреки официальным запретам, экранная

9 Али Абу Шади. Указ. соч. С. 12-13. 100

«клубничка» относительно широко демонстрировалась на вечерних сеансах под прикрытием товарного знака: «только для взрослых». В Египте, где система семейных отношений отличалась от европейской, укоренились иные нравственные критерии и господствовали более строгие пуританские установки ислама, ситуация аналогичным образом развиваться не могла. Западноевропейские фильмы «нескромного содержания», воспринимаемые сейчас как безобидные и наивные, трактовались как откровенно «порнографические» и вызывали гораздо больше тревоги и возмущения, чем в странах «цивилизованного Запада».

Кинопрокатом заинтересовалась цензура. В мае 1911 г. губернатор Каира запретил демонстрацию «чрезмерно натуралистических фильмов»10. Маамурам (начальникам городских округов) надлежало следить за кинорепертуаром и при устройстве «порнографических киносеансов» информировать аппарат каирского губернатора. С аналогичным распоряжением вскоре выступил и министр внутренних дел Египта. В его приказе от 17 июля 1911 г. отмечалось: «Не разрешается демонстрировать изображения, актерские перевоплощения, встречи и свидания, вступающие в противоречие с общественным порядком и нравственностью. Полиции дается право на практике осуществлять надлежащие запретительные мероприятия и закрывать театры в случае необходимости»11. Вмешательство хедивской цензуры в дела кинопроката указывало на стремительно возросшую значимость кинематографа в жизни Египта - всего за 15 лет с момента первых сеансов «двигающихся фотографий» осени 1896 г.

Вместе с тем в печати нарастали требования научной и педагогической интеллигенции заимствовать западноевропейский опыт обучения при помощи экрана студентов учебных заведений, особенно медицинских, а также профессиональной подготовки в различных областях практической деятельности.

В начале 1910-х гг. интерес к кино оживился и среди деятелей национальной литературы и театра. Они призывали, в частности, шире организовывать публичные кинопросмотры и на открытом воздухе. В южном сухом египетском климате подобные идеи были вполне оправданы. Свидетельством таких настроений служит напечатанная в «Ал-Ахрам» 3 декабря 1912 г. статья «Добрый обычай». В ней говорилось, что в программу свадебного торжества в саду служившего при дворе хедива Аббаса II Хильми известного египетского поэта и драматурга Ахмеда Шауки владелец кинозала «Синематограф Балас» Жорж Мутран, брат выдающегося арабского поэта Халила Мутрана, включил показ игровых фильмов. Новаторский почин, как отмечала

10 Там же. С. 13.

11 Там же.

влиятельная газета, всем без исключения гостям «доставил массу 12

радости»12.

В 1912 г. в Египте действовал 21 стационарный кинотеатр. В Каире их было 8, в Александрии - 6 и по одному в Порт-Саиде, Асью-те, Исмаилии, Танте, Мансуре, Бенхе и Заказике. После того, как в 1910-е гг. на египетский рынок стали поставляться полнометражные постановочные фильмы западного производства, владельцы кинотеатров принялись показывать их «сериалами» - на двух и даже на трех сеансах - чтобы зрители, уже видевшие пролог «большой» игровой картины, приходили в тот же самый просмотровый зал досмотреть ее до конца. Печатные издания, информировавшие египтян о прокатном репертуаре, в канун Первой мировой войны уже не ограничивались несколькими строками «пунктирного» характера, а занимали до половины газетной или журнальной полосы.

Серьезные последствия в общеисторическом развитии Египта, который почти четыре века (с 1517 г.) являлся составной частью Османской империи и был тесным образом связан с ней религиозно, политически и социокультурно, инициировала Первая мировая война. Существенные коррективы она внесла и в развитие кинематографического процесса.

Список литературы

Ахмед ал-Хадари. История кино в Египте. Ч. 1 (Тарих ас-синима фи миср. Ал-

Джуз ал-аввал). Ал-Кахира, 1989. Ал-Кавакиб. Киссат ас-синима фи миср (Рассказ о египетском кино) // Ал-Ка-хира. 1960. № 448.

Али Абу Шади. Вакаи ас-синима аль-мисрийя фи-л-карн ал-ишрин (События в египетском кино в двадцатом веке). Димашк, 2004.

Сведения об авторе: Шахов Анатолий Сергеевич, канд. ист. наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: a-shakhov@yandex.ru

12 Цит по: Ахмед ал-Хадари. Указ. соч. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.