Формирование и развитие советской модели нотариата: историко-правовой анализ
Винниченко Олег Юрьевич,
д.ю.н., профессор, профессор кафедры международного права, Кемеровский государственный университет E-mail: ole.vinnichenko@yandex.ru
Величко Алексей Михайлович,
д.ю.н., доцент, профессор кафедры международного права, Кемеровский государственный университет E-mail: vizant63@yandex.ru
Мызников Александр Евгеньевич,
соискатель кафедры государственного и административного права, Кемеровский государственный университет E-mail: constlaw@kemsu.ru
В статье рассматриваются проблемы формирования и генезиса системы нотариальных органов в советский период отечественной государственности. Определяются основные этапы развития отечественного нотариата. Анализируются организационно-правовые особенности советской модели нотариата, нормативные основания и функциональная направленность деятельности нотариальных органов. Отмечается, что в послевоенный период законодательство о нотариате отличалось известной стабильностью, в этой части демонстрируя существенное отличие от процессов, происходящих в отраслевом законодательстве, что не лучшим образом отражалось на качестве нотариальной практики. Подробно рассматривается содержание законодательства о нотариате 1970-1980-х гг. Формулируется ввод о том, что история института советский нотариата на протяжении трех основных этапов его развития демонстрировала неразрывную взаимосвязь с основными процессами государственно-правового развития страны. Система нотариата проходила процесс институциализации постепенно, по мере роста и расширения гражданского оборота в стране, демонстрируя постепенное совершенствование правового регулирования нотариальной практики и на всех этапах своего организационно-правового развития и представляла собой систему государственных органов, задачами которой являлся контроль за законностью в сфере гражданского оборота, охрана государственной, колхозно-кооперативной и иных видов социалистической собственности, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также профилактика правонарушений, осуществляемые посредством совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий.
Ключевые слова: нотариат, нотариальные конторы, законодательство о нотариате, нотариальная практика.
1
со
см
см
со
Z
12
Развитие системы нотариальных органов советского периода истории российской государственности представлял собой сложный и достаточно противоречивый процесс. Формирование отечественного законодательства о нотариате на союзном и республиканском уровнях включало в себя несколько последовательных этапов, каждый из которых характеризовался сущностными особенностями, отличавшими его от предшествующего и последующего периодов, а зачастую прямо противоречащими прежним институциональным особенностям нотариата.
Первый этап развития советского нотариата, следует датировать периодом 1917 - сер. 1920-х гг. Его отправной точкой стали мероприятия, предпринятые пришедшим к власти в ходе Октябрьского переворота 1917 г. новым большевистским руководством в экономической (упразднение института частной собственности на основные средства производства, включая землю) и государственно-правовой (ликвидация прежней модели организации системы российской юстиции) сферах.
В стране были запрещены сделки с недвижимостью (Декрет СНК от 14 декабря 1917 г.), отменены дарение (Декрет СНК от 20 мая 1918 г.) и частная собственность на недвижимое имущество (Декрет СНК от 24 августа 1918 г.), что по существу свидетельствовало о ненужности нотариата. Постановлением СНК, опубликованным 16 сентября 1918 г., было прекращено действие Положения о нотариальной части.
Данная ситуация усугублялась реалиями гражданского противостояния, приведшими к фактическому свертыванию товарно-денежных отношений и ликвидации гражданского оборота.
Тем не менее, говорить о полном свертывании нотариальной практики на этапе «военного коммунизма» было бы упрощением. В ограниченном виде она продолжала существование, но при этом определить ведомственную принадлежность ее субъектов, равно как и их самостоятельность предельно сложно.
Реформирование нотариальных органов в 1918-1918 гг. чем то напоминало аналогичные мероприятия в судебной сфере, характеризовалось бессистемностью и известной хаотичностью. Так, в 1917-1918 гг. нотариальные функции были переданы соответствующим отделам местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, возглавляемым «народными нотариусами». При этом никаких четких их должностных обязанностей, равно как и механизма их формирования не существовало. Летом 1918 г. по ини-
циативе Наркомата юстиции РСФСР, контролируемого до начала июля представителями партии «левых эсеров», был разработан проект Временного положения о нотариальных отделах, который содержал все необходимые нормативные предписания на сей счет, однако еще до его утверждения новый большевизированный состав НКЮ принял решение о расформировании всех нотариальных отделов1. В результате зимой 1918/1919 гг. никаких специализированных нотариальных органов в стране просто не существовало. Функции последних были переданы различным отделам Советов (юридическим, коммунальным, социальным), исполкомам местных Советов, и, частично, народным судьям [5, с. 39].
Период тотального отрицания института нотариата закончился достаточно быстро. В конце февраля 1919 г. Наркомат юстиции отменяет свое прошлогоднее решение и предлагает идею создания нотариальных столов: в сельской местности они должны были создаваться при уездных народных судах, а в городах - при губотделах юстиции [13, с. 24].
Восстановление определенной организационной структуры нотариата, конечно, не означало возрождение существовавшего ранее института: нотариальные столы в своей деятельности были полностью не самостоятельны, более того, достаточно сложно определить и направления этой деятельности - они не были закреплены нормативно.
В результате нотариальная практика в 19191920 гг. сводилась в основном к удостоверению и заверению различного рода фактов (копий, подписей, и пр.) [3, с. 145].
Переход Советской власти к новой экономической политике (НЭП) вызвал в стране быстрый рост гражданского оборота, основанного на использовании рынка и денежных ресурсов, что объективно предопределило необходимость развития нотариата как гаранта законности совершаемых сделок и ряда других операций, производимых в сфере экономического оборота.
Так, в соответствии с Декретом СНК от 12 августа 1921 г. все действия, касающиеся засвидетельствования сделок и договоров, возлагались на нотариальные столы губернских и уездных бюро юстиций. Народный Комиссариат юстиции Циркуляром от 13 августа 1921 г. № 36 предусматривал засвидетельствование этими органами сделок и договоров, если они не противоречат советскому законодательству [11].
В этот период появилось значительное число нормативных актов, регулирующих отдельные гражданские правоотношения и указывающие на необходимость нотариального удостоверения сделок. К их числу, например, можно отнести Декрет СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. «О предоставлении собственникам немуниципализиро-ванных строений права возмездного отчуждения недвижимого имущества»; Положение «О госу-
дарственных подрядах и поставках» от 30 сентября 1921 г.; Постановление президиума Моссовета от 14 декабря 1921 г. «О регистрации актов и документов по всякого рода сделкам». Практика показала, что нотариальные столы губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции при отсутствии надлежащего нотариального законодательства, подготовленных кадров не могли выполнять задачи, вставшие перед ними в сложный период НЭПа - необходимость государственного контроля над гражданским оборотом и прежде всего в части, затрагивающей сделки государственных органов с частнокапиталистическими элементами Новые требования предопределили необходимость подготовки и принятия полноценного законодательного акта об организации и деятельности нотариата в Советском государстве. Народным комиссариатом юстиции был подготовлен проект Положения о нотариате.
Принятие нового узаконения прошло два основных этапа. На первом, его основные положения подверглись обсуждению участниками IV съезда деятелей советской юстиции РСФСР, состоявшегося в конце января 1922 г. На втором этапе, проект Положения о государственном нотариате РСФСР, с учетом высказанных замечаний, подвергся окончательной редактуре аппарата СНК РСФСР и был окончательно утвержден на заседании советского правительства 04.10.1922 г.2
В соответствии с Положением 1922 г. данный институт включался в систему советской юстиции в качестве ее самостоятельного звена. При этом задача формирования нотариальных органов и руководства их практической деятельностью была возложена на Наркомюст РСФСР и органы судебного управления. Первый утверждал и корректировал систему нотариальных контор, косвенно, посредством президиумов Советов народных судей, направляя их деятельность. Вторые, собственно сами президиумы народных судей, образовывали нотариальные архивы и отделения, на регулярной основе проводили проверки контор, верифицируя предоставляемые ими отчеты [12].
Подчиненность системы нотариальных контор органом судебного управления находит свое проявление и в непосредственном контроле Советов народных судей за качеством нотариальной практики. Жалобы на неправильные действия нотариусов, равно как и на их бездеятельность, направлялись непосредственно в президиум Совета. Принятые последним по результатам рассмотрения определения являлись окончательными и могли быть отменены только Наркомом юстиции, выступавшим в качестве надзорного органа.
В соответствии с узаконением 1922 г. система нотариата РСФСР включала в себя нотариальные конторы, создаваемые во всех без исключения городских населенных пунктах, а также в крупных селах, железнодорожных узлах, пристанях, при круп-
1 Данное решение состоялось 09.12.1918 г. [Прим. авто-
ров].
В течение осени - зимы 1922 г. аналогичные узаконения были приняты во всех будущих союзных республиках - БССР, УССР, ЗСФСР [Прим. авторов].
5 -о
сз ж
■с
ных центрах ярмарочной торговли. Определение мест расположения контор было отдано на откуп Исполкомов городских Советов, однако их решения должны были утверждаться Наркомом юстиции. Местности, в которых нотариальные конторы отсутствовали, были отнесены к сфере деятельности народных судей, наделявшихся правом совершения большинства нотариальных действий1.
Каждую отдельно взятую нотариальную контору возглавлял назначенный Президиумом губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов государственный нотариус. Последний не мог заниматься иной профессиональной деятельностью ни в частных, ни в государственных структурах, иметь дополнительные источники дохода, за исключением государственного вознаграждения за свой труд.
Положение 1922 г. не содержит каких бы то ни было цензовых требований к кандидатам на эту должность. Чтобы занять свое кресло будущим нотариусам требовалось лишь подтвердить факт отсутствия их ограничений в избирательных правах и сдать специальный экзамен, программа которого составлялась НКЮ РСФСР.
Наконец, Положение о государственном нотариате РСФСР 1922 г. впервые нормативно закрепило
2
компетенцию нотариальных органов. нотариата .
Активная кодификационная деятельность, осуществлявшаяся в реализации НЭПа в части гражданского и гражданско-процессуального законодательства, а также реформирование нормативных основ системы советской юстиции в соответствии с содержанием Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. объективно способствовало последующему обновлению законодательства о нотариате. Кроме того, завершение процессов строительства союзного государства формировало насущную потребность обеспечения единства основных организационно-правовых принципов построения нотариальных органов и функциональной направленности нотариальной практики на территории всех республик, входящих в состав Союза ССР.
Содержание мероприятий по практическому разрешению этих задач определили основное содержание второго этапа развития института советского нотариата, датированного периодом 2-й пол. 1920 - нач. 1970-х гг. Пилотным нормативным правовым актом, принятым на союзном уровне, регламентирующим построение и функционирование системы советского нотариата, стало совместное Постановление Центрального исполнительного комитета и Совнаркома СССР от 14 мая 1926 г.
1 Кроме совершения актов и засвидетельствования договоров [Прим. авторов].
2 К основным функциям нотариата были отнесены совер-
шение всех актов, в отношении которых государством был установлен нотариальный порядок, засвидетельствование соглашений и договоров, заключаемых предприятиями и органике зациями, как между собой, так и с физическими лицами, уста-2 новление бесспорных обстоятельств, засвидетельствование « по желанию сторон сделок и договоров, не требующих нота-== риального совершения, выдача выписок и копий из нотариально ных документов, совершение протеста векселей и т.д. [Прим. ^ авторов].
«Об основных принципах организации государственного нотариата», принятое 14.05.1926 г. [9].
В соответствии с новым узаконением, система нотариальных контор, государственных учреждений, создаваемых в целях удостоверения сделок, а также совершения иных нотариальных действий, действовала в том порядке, который был установлен республиканским законодательством. Присутствовавшая еще в Положении 1922 г. норма, в соответствии с которой некоторые функции нотариальных органов могли быть делегированы исполнительным комитетам местных Советов, либо народным судам, также сохраняется с оговоркой, что она может применяться в строгом соответствии с законодательством союзной республики.
При этом, союзное узаконение, определяя перечень задач государственного нотариата на всей территории СССР, помимо проверки соответствия закону требуемых от нотариуса действий и представляемых документов, впервые относит защиту законных прав и интересов граждан. Задача нотариуса, по мнению законодателя, заключается в активном содействии, в первую очередь, лицам малограмотным и юридически неосведомленным [6, с. 38].
Свертывание НЭПа и переход к форсированным методам социалистического строительства не привели к сущностным изменениям нормативных основ деятельности нотариата. По сути, 1930-е годы отмечены лишь принятием в июле 1930 г. новой редакции Положения, содержащей, в основном, чисто технические изменения3. Гораздо более серьезными изменениями отмечено законодательство о нотариате военного периода. Так, в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 15.04.1942 г. и Инструкцией Наркомюста от 15.09.1942 г. был расширен перечень субъектов нотариальных действий. Так, правом заверения доверенностей и завещаний комбатантов были наделены командиры воинских частей и начальники полевых госпиталей [10, с. 59].
В послевоенный период законодательство о нотариате отличается известной стабильностью, в этой части демонстрируя существенное отличие от процессов, происходящих в отраслевом законодательстве. 1950-е, и особенно 1960-е годы отмечены активной кодификационной деятельностью в сфере гражданского права и процесса. Существенные изменения происходят в трудовом, земельном, брачно-семейном праве. Данная политика правовой модернизации имела объективный характер и была обусловлена сущностными изменениями, произошедшими в политическом устройстве государства, экономике, социально-культурной сфере.
Что же касается нотариата, то его функционирование по-прежнему осуществлялась на основе Постановления ЦИК и СНК СССР 1926 г., пусть и в новых редакциях. Речь идет о нормативном ак-
3 Такого же рода изменения вносились и двумя последующими редакциями от 31.12. 1947 г. и 30.09.1965 г. сентября 1965 г. [Прим. авторов].
те, многие нормы которого, де-факто, утратили силу. По мнению авторов сборника «Нотариат и суд в России: 150 лет вместе», в нем «...обнаружились пробелы, появилась необходимость в законодательном урегулировании ряда вопросов, выдвинутых нотариальной практикой» [8, с. 76].
В данной ситуации, когда союзное законодательство демонстрировало явную нерасторопность, деятельность нотариата регламентировалась, в первую очередь, республиканскими узаконениями. Новые редакции Положений о нотариате, принятые в 1964-1969 гг., демонстрировали большую оперативность республиканских законодателей. Тем не менее, с учетом принципов построения государственного нотариата, схожестью стоящих перед нотариальными органами республик задач, все новеллы законодательства о нотариате должны были быть единообразно регламентированы в союзном узаконении.
Результатом тщательной разработки нового союзного узаконения стало принятие в июле 1973 г. Верховным Советом СССР Закона «О государственном нотариате» [1].
Данный нормативный правовой акт, в ранге союзного Закона1, впервые в истории советской модели нотариата, в ст. 1 четко определил целевую направленность и непосредственные задачи государственного нотариата, отнеся к последним охрану социалистической собственности, защиту прав и интересов предприятий, организаций и частных лиц, укрепление законности и правопорядка, а также, впервые, предупреждение правонарушений. Четкое определение задач нотариата, по нашему мнению, не являлось простым свидетельством улучшения качества законотворчества. Оно, безусловно, способствовало оптимизации всех видов нотариальной практики и укреплению научных основ функционирования института [4, с. 201].
В новом Законе нашел закрепление и дальнейшее развитие ряд важнейших демократических принципов организации и деятельности нотариальных органов в СССР. Одним из них является принцип законности, который выражается прежде всего в том, что государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, при выполнении своих функций обязаны строго руководствоваться законами и иными нормативными актами, регулирующими сферу их деятельности (ст. 6 Закона).
Особого внимания заслуживает еще один сущностный принцип функционирования нотариата - обеспечение тайны совершенных нотариальных действий. Это правило Закон распространил не только на нотариусов и иных должностных лиц, выполняющих нотариальные функции, но также на всех лиц, которым стало известно о совершенных нотариальных действиях в связи с выполнением своих служебных обязанностей (ст. 7). Например, такой запрет относится к лицам, осуществляющим проверку деятельности нотариальных
1 Соответствовавший ему Закон РСФСР был принят 02.08.1974 г. [Прим. авторов].
органов, к сотрудникам, работающим в органах нотариата и т.п. В связи с этим справки о произведенных нотариальных действиях могли выдаваться лишь гражданам и организациям, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, а также органам суда, прокуратуры, следствия, если эти сведения необходимы им для правильного разрешения уголовных либо гражданских дел. На практике надобность в получении сведений, связанных с производством нотариальных действий, возникала и у органов дознания. Новый Закон закрепил права этих органов получать необходимые сведения.
В Законе 1973 г. находит четкое нормативное закрепление и принцип федерализма. Несмотря на то, что нормы о равенстве наций были прописаны еще в союзных Конституциях 1924 и 1936 гг., в законодательстве о нотариате они нашли отражение впервые. В соответствии со ст. 9 языком нотариального делопроизводства в союзной и автономной республиках, национальном округе, либо автономной области был определен официальный язык судопроизводства. Тем самым законодатель еще раз подчеркнул общность отдельных принципиальных положений деятельности различных правоохранительных органов, в том числе и судебных.
Принятый закон должен был послужить основой и правовой базой для дальнейшего обновления и совершенствования всего нотариального законодательства как союзною, так и республиканского. Важные правила содержались в ст. 2, определяющей в общем виде пределы компетенции Союза ССР и союзных республик по изданию законодательных актов, регулирующих структуру и деятельность органов нотариата.
Опираясь на опыт, накопленный нотариальной практикой, Закон определил круг наиболее важных нотариальных действий, совершаемых государственными нотариальными конторами, расширяя в целом их полномочия (ст. 10). Многие нотариальные действия, которые ранее совершались лишь в отдельных республиках (протест векселей, удостоверение тождественности личности гражданина с изображением на фотоснимке и пр.) теперь должны были осуществляться всеми государственными нотариальными конторами страны.
Республиканские законы о государственном нотариате воспроизвели положения союзного закона, обеспечивающие единообразное решение основных вопросов; конкретизировали и развили многие правила закона СССР; регламентировали отношения, не предусмотренные союзным законом (например, подробно сформулировали нормы совершения каждого нотариального действия, поскольку Закон 1973 г. зафиксировал только базовые принципы реализации нотариальных действий).
Одна из институциональных особенностей советской модели нотариата была обусловлена желанием власти максимально приблизить законодательства всегда характеризовалось стремлением приблизить органы, исполняющие нотариальные функции к на-
5 -о
сз ж
■с
CM 00
селению. В результате, Закон 1973 г. подтвердил существовавшую с 1920-х гг. практику совершения нотариальных действий исполкомами Советов депутатов трудящихся в тех случаях, когда на территории отсутствовали нотариальные конторы (ст. 3).
Данное обстоятельство, на наш взгляд, следует оценить позитивно: для получения нотариальных услуг гражданам не приходилось претерпевать многочисленные неудобства в связи с необходимостью поездки в отдаленные от них географически нотариальные конторы.
Анализ законодательства о нотариате показывает, что оно все время развивалось по линии расширения объема нотариальных действий, исполняемых исполкомами местных Советов. Эта тенденция нашла отражение и в Законе СССР. Исполкомы местных Советов всех союзных республик получили право передавать заявления граждан и организаций другим гражданам и организациям [2, с. 121].
Однако пределы самостоятельности республиканского законодательства в этом вопросе не были безграничны. Во-первых, Закон прямо оговаривал недопустимость удостоверения исполкомами местных Советов некоторого вида сделок (договоров о предоставлении в бессрочное пользование земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также сделок, касающихся имущества, находящегося за границей, или прав, которые должны быть осуществлены за границей). Во-вторых, из сопоставления ч. 2 ст. 11 и ст. 10 Закона вытекает, что на исполкомы местных Советов не могло быть возложено совершение таких сложных нотариальных действий, как: выдача свидетельства в праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствование верности перевода с одного языка на другой; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение протестов векселей и удостоверение неоплаты чеков. Для выполнения всех этих действий необходимы работники высокой юридической квалификации [7, с. 201].
Отметим, что реформированное в 1973-1974 гг. законодательство о нотариате действовало не только на этапе «перестройки», но и в первые годы постсоветского периода, вплоть до принятия 11.02.1993 г. «Основ законодательства о нотариате Российской Федерации», которое существенным образом реформировало организацию и деятельность нотариата в России.
Таким образом, история института советский нотариата на протяжении трех основных этапов его развития демонстрирует неразрывную взаимосвязь с основными процессами государственно-правового развития страны. Система нотариата проходила процесс институциализации постепенно, по мере роста и расширения гражданского оборота в стране, демонстрируя постепенное совершенствование правового регулирования нотариальной практики. Эта система, помимо специализированных нотариальных органов, включала в се-
бя и иные органы (исполкомы Советов, консульские учреждения и пр.), управомоченные на совершение некоторых видов нотариальной практики.
Несмотря на это, на всех этапах своего организационно-правового развития нотариат неизменно представлял систему государственных органов, задачами которой являлся контроль за законностью в сфере гражданского оборота, охрана государственной, колхозно-кооперативной и иных видов социалистической собственности, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также профилактика правонарушений, осуществляемые посредством совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. Ст. 393.
2. Государственный нотариат. Комментарий к законодательству / под ред. Н.А. Осетрова. - М.: Юридическая литература, 1980. 200 с.
3. Жулаева А.С., Карчаева Т.Г., Немтушки-на М.А., Северьянов М.Д. Нотариат Красноярского края: история и современность. - Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018. - 288 с.
4. Исторические хроники российского нотариата /сост. Б.И. Лифшиц. -М.: Внешторгиздат, 2003. 445 с.
5. История суда и правосудия в России: в 9 т. / отв. ред. В.В. Ершов, В.М. Сырых. - Т. 6. Судоустройство и судопроизводство РСФСР периода становления советской власти (1917-1920 годы): монография / В.М. Сырых. - М.: Норма, 2021. - 664 с.
6. Кодинцев А.Я., Ралько В.В. Советское государство и нотариат. 1920-1950-е годы. - М.: ФРПК, 2003. 112 с.
7. Нотариат в СССР / под ред. М.Г. Авдюкова. -М.: Изд-во МГУ, 1974. 167 с.
8. Нотариат и суд в России: 150 лет вместе / под. Ред. Е.А. Борисовой. - М.: ИД «Городец», 2017. - 320 с.
9. Свод Законов СССР. 1926. № 35. Ст. 252
10. Смыкалин А.С. Нотариат в СССР в годы Великой Отечественной войны // Нотариальный вестник. 2008. № 7. С. 57-63.
11. Собрание Узаконений РСФСР. 1921. № 60. Ст. 417.
12. Собрание Узаконений РСФСР. 1921. № 63. Ст. 807.
13. Юдельсон К.С. Советский нотариат. - М.: Го-сюриздат, 1950. 376 с.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SOVIET MODEL OF NOTARIES: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS)
Vinnichenko 0. Yu., Velichko A.M., Myznikov A.E.
Kemerovo State University
The article deals with the problems of the formation and genesis of the system of notarial bodies in the Soviet period of domestic
statehood. The main stages of development of the domestic notaries are determined. The organizational and legal features of the Soviet model of notaries, the normative bases and the functional orientation of the activities of notaries are analyzed. It is noted that in the post-war period, the legislation on notaries was distinguished by a certain stability, in this part demonstrating a significant difference from the processes taking place in sectoral legislation, which did not reflect in the best way on the quality of notarial practice. The content of the legislation on notaries in the 1970s - 1980s is considered in detail. An input is formulated that the history of the institute of the Soviet notaries during the three main stages of its development demonstrated an inextricable relationship with the main processes of the state and legal development of the country. The notarial system went through the process of institutionalization gradually, with the growth and expansion of civil circulation in the country, demonstrating the gradual improvement of the legal regulation of notarial practice and at all stages of its organizational and legal development, and was a system of state bodies, the tasks of which were to control the rule of law in the sphere of citizens. turnover, protection of state, collective-farm cooperative and other types of socialist property, protection of the rights and legitimate interests of individuals and legal entities, as well as the prevention of offenses carried out through the commission of notarial actions provided for by law.
Keywords: notaries, notary offices, legislation on notaries, notarial practice.
References
1. Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1973. No. 30. Art. 393.
2. State notary. Commentary on legislation / ed. ON THE. Oset-rov. - M.: Legal literature, 1980. 200 p.
3. Zhulaeva A.S., Karchaeva T.G., Nemtushkina M.A., Severy-anov M.D. Notaries of the Krasnoyarsk Territory: history and modernity. - Krasnoyarsk: Publishing House "Class Plus", 2018. - 288 p.
4. Historical chronicles of the Russian notaries / comp. B.I. Lif-shits. -M.: Vneshtorgizdat, 2003. 445 p.
5. History of court and justice in Russia: in 9 volumes / otv. ed. V.V. Ershov, V.M. Raw. - V. 6. Judiciary and legal proceedings of the RSFSR during the formation of Soviet power (19171920): monograph / V.M. Raw. - M.: Norma, 2021. - 664 p.
6. Kodintsev A. Ya., Ralko V.V. Soviet state and notaries. 1920-1950s. - M.: FRPK, 2003. 112 p.
7. Notaries in the USSR / ed. M.G. Avdyukov. - M.: Publishing House of Moscow State University, 1974. 167 p.
8. Notary and court in Russia: 150 years together / under. Ed. E.A. Borisova. - M.: Publishing house "Gorodets", 2017. -320 p.
9. Code of Laws of the USSR. 1926. No. 35. Art. 252
10. Smykalin A.S. Notaries in the USSR during the Great Patriotic War // Notarial Bulletin. 2008. No. 7. S. 57-63.
11. Collection of Laws of the RSFSR. 1921. No. 60. Art. 417.
12. Collection of Laws of the RSFSR. 1921. No. 63. Art. 807.
13. Yudelson K.S. Soviet notary. - M.: Gosjurizdat, 1950. 376 p.