Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАТ / НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛОЩАДНЫЕ ПОДЬЯЧИЕ / НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ / СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданова Екатерина Ильинична, Бриль Геннадий Геннадьевич, Мельников Иван Николаевич

В статье исследуется процесс зарождения и развития нотариальной деятельности в Российском государстве в дореволюционное и советское время. Авторами проанализированы нормативно-правовые акты, регулировавшие нотариальную деятельность на разных этапах ее становления. Отмечается, что зарождение нотариата было обусловлено развитием гражданско-правовых отношений в Российском государстве. Анализ источников правового регулирования позволил провести периодизацию формирования законодательства о нотариальной деятельности. Авторами выделено десять этапов его становления: от издания первых документов, отражавших появление отдельных предпосылок возникновения нотариата, до принятия актов, которыми сопровождалось его учреждение и интенсивное развитие. Авторы указывают на нестабильность правового регулирования нотариальной деятельности в советское время: неоднократно периоды совершенствования института нотариата сменялись его регрессивными преобразованиями. В работе отмечено, что советская власть не раз предпринимала попытки ликвидации института нотариата, однако проведенный анализ истории развития нотариальной деятельности позволил сделать вывод о невозможности нормального функционирования гражданско-правового оборота без нотариальных органов, что указывает на необходимость развития нотариата и на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF LEGISLATION ON NOTARY ACTIVITY IN RUSSIA

The article examines the process of origin and development of notary activity in the Russian state in pre-revolutionary and Soviet times. The authors analysed the normative legal acts regulating notary activity at different stages of its formation. It is noted that the rise of the notary was due to the development of civil law relations in the Russian state. The analysis of the sources of legal regulation made it possible to carry out the notarial activity legislation formation periodisation. The authors identified ten stages of its formation - from the publication of the first acts reflecting the emergence of certain prerequisites for the emergence of a notary, to the adoption of acts that accompanied its establishment and intensive development. The authors point to the instability of the legal regulation of notary activity in the Soviet era - repeatedly, periods of improvement of the institute of notary were replaced by its regressive transformations. The paper notes that the Soviet government did repeatedly attempt to liquidate the institute of notaries; however, the notarial activity development historical analysis led to the conclusion that the normal functioning of civil law turnover is impossible without notary bodies, thus the need for the development of notaries at the present stage is indicated.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 162-170. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № 1, pp. 162-170. ISSN 1998-0817

Научная статья

5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

УДК 347.961

EDN WYBSKP

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-162-170

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Богданова Екатерина Ильинична, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, katybgdnv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0566-4020

Бриль Геннадий Геннадьевич, доктор юридических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, g_bril@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4750-8341

Мельников Иван Николаевич, кандидат юридических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, Melnikk44@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4758-5961

Аннотация. В статье исследуется процесс зарождения и развития нотариальной деятельности в Российском государстве в дореволюционное и советское время. Авторами проанализированы нормативно-правовые акты, регулировавшие нотариальную деятельность на разных этапах ее становления. Отмечается, что зарождение нотариата было обусловлено развитием гражданско-правовых отношений в Российском государстве. Анализ источников правового регулирования позволил провести периодизацию формирования законодательства о нотариальной деятельности. Авторами выделено десять этапов его становления: от издания первых документов, отражавших появление отдельных предпосылок возникновения нотариата, до принятия актов, которыми сопровождалось его учреждение и интенсивное развитие. Авторы указывают на нестабильность правового регулирования нотариальной деятельности в советское время: неоднократно периоды совершенствования института нотариата сменялись его регрессивными преобразованиями. В работе отмечено, что советская власть не раз предпринимала попытки ликвидации института нотариата, однако проведенный анализ истории развития нотариальной деятельности позволил сделать вывод о невозможности нормального функционирования гражданско-правового оборота без нотариальных органов, что указывает на необходимость развития нотариата и на современном этапе.

Ключевые слова: нотариат, нотариальная деятельность, площадные подьячие, нотариальные действия, дореволюционное время, советское время.

Для цитирования: Богданова Е.И., Бриль Г.Г., Мельников И.Н. Этапы становления законодательства о нотариальной деятельности в России // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 162-170. https://doi. org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-162-170

Research Article

STAGES OF FORMATION OF LEGISLATION ON NOTARY ACTIVITY IN RUSSIA

Ekaterina I. Bogdanova, Kostroma State University, Kostroma, Russia, katybgdnv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0566-4020

Gennadiy G. Bril', Doctor of Jural Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, g_bril@ksu.edu.ru, https://orcid. org/0000-0002-4750-8341

Ivan N. Melnikov, Candidate of Jural Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, Melnikk44@gmail.com, https:// orcid.org/0000-0002-4758-5961

Abstract. The article examines the process of origin and development of notary activity in the Russian state in pre-revolutionary and Soviet times. The authors analysed the normative legal acts regulating notary activity at different stages of its formation. It is noted that the rise of the notary was due to the development of civil law relations in the Russian state. The analysis of the sources of legal regulation made it possible to carry out the notarial activity legislation formation periodisation. The authors identified ten stages of its formation - from the publication of the first acts reflecting the emergence of certain prerequisites for the emergence of a notary, to the adoption of acts that accompanied its establishment and intensive development. The authors point to the instability of the legal regulation of notary activity in the Soviet era - repeatedly,

Вестник КГУ -Л № 1, 2023

© Богданова Е.И., Бриль Г.Г., Мельников И.Н., 2023

periods of improvement of the institute of notary were replaced by its regressive transformations. The paper notes that the Soviet government did repeatedly attempt to liquidate the institute of notaries; however, the notarial activity development historical analysis led to the conclusion that the normal functioning of civil law turnover is impossible without notary bodies, thus the need for the development of notaries at the present stage is indicated.

Keywords: notary, notary activity, areal clerks, notary actions, pre-revolutionary time, Soviet time.

For citation: Bogdanova E.I., Bril' G.G., Melnikov I.N. Stages of formation of legislation on notary activity in Russia. Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № 1, pp. 162-170. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-162-170

История развития мирового нотариата берет свое начало в Древнем Риме. Развитие гражданского оборота в этом государстве обусловило необходимость учреждения должностей писцов (в переводе с латинского языка «notarius» - писарь), которые находились на службе как у государства, так и у частных лиц и исполняли обязанности по оформлению документов и т. п. Несколько позже появились табеллио-ны, которые не были государственными служащими и составляли юридические акты и судебные бумаги за вознаграждение. Абсолютный прототип нотариата был сформирован в Италии в XIV в. [Асватуро-ва: 41]. В России нотариат как отдельный институт был выделен лишь во второй половине XIX в., однако появление предпосылок к возникновению нотариальной деятельности произошло задолго до этого момента.

Стоит отметить, что среди ученых не сложилось единого мнения относительно даты возникновения первых протонотариальных институтов. Т.В. Зимина отмечает, что истоки нотариальной деятельности в России берут свое начало в конце XV - начале XVI в. [Зимина: 111]. А.А. Кулаковская, М.И. Никитин и Л.А. Осипов указывают, что необходимость в осуществлении ряда нотариальных функций возникла еще в Киевской Руси X в. [Кулаковская: 385; Никитин, Осипов: 43]. Аналогичной позиции придерживается А.Г. Галикеева, отмечая, что зарождение нотариальной деятельности имело место в период правления князя Олега, заключившего ряд договоров с греками [Галикеева: 61]. Н.И. Комаров отмечает, что необходимость в совершении нотариальных действий возникает вместе с появлением собственности и ее правового регулирования, однако учреждение нотариата в этот период невозможно в связи с низким уровнем развития права [Комаров: 13].

На наш взгляд, закрепление в памятниках русского права X в. норм, устанавливающих порядок совершения ряда юридически значимых действий, позволяет говорить о начале планомерного развития правовой системы и о возникновении отдельных предпосылок к появлению нотариальной деятельности. Исходя из этого, определим временные рамки первого этапа развития нотариальной деятельности в Российском государстве:

с X в. по 1497 г. - период, для которого характерно наличие норм, определяющих особенности регулиро-

вания договорного права в целом, а не специальных норм, составляющих институт нотариата. Указанные нормы послужили предпосылкой к формированию нотариальной деятельности.

Анализ положений Русской Правды показывает, что для совершения некоторых сделок необходимо было соблюдение особой формы. К примеру, ст. 102 гласила: «Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полу гривны, а послухи поставить, а ногату дасть перед самемь холопомь»1. Согласно указанной норме договор купли-продажи холопа признавался действительным только при условии присутствия минимум двух свидетелей при его заключении. Как отмечает Н.В. Демина, институт свидетелей, присутствующих при заключении сделки и фиксирующих данный факт, заменял собой нотариат [Демина: 9].

Псковская Судная грамота сохраняет институт свидетелей: согласно ст. 100 договор дарения должен был заключаться или в присутствии священника, или при свидетелях, - однако происходит постепенный переход к письменной форме заключения договора: исходя из смысла ст. 10-13, договор купли-продажи недвижимого имущества требовал письменного оформления2.

Данные нормы, на наш взгляд, говорят лишь о совершенствовании договорного права, а не о возникновении нотариата в России. Появление института, которому были присущи функции, аналогичные нотариальным, произошло в конце XV в. Полагаем, это позволяет определить начало второго этапа становления нотариальной деятельности:

с 1497 г. по 1649 г. - период появления первых протонотариальных органов. Начало данного этапа связано с принятием Судебника Ивана III 1497 г., которым в Российском государстве был учрежден институт «подьячих». Согласно ст. 22 «подьячему, который грамоту правую напишет», полагалось вознаграждение «с рубля по три деньги»3. В Судебнике Ивана IV 1550 г. указанная норма была сохранена. Таким образом, появилось новое сословие, представители которого оформляли документы за плату. Составленные ими грамоты в обязательном порядке регистрировалась в Оружейной палате. Деятельность представителей этого профессионального сословия находилась под надзором Приказа крепостных дел. Подьячие объединялись в артели, контролируемые старостами [Никитин, Осипов: 44].

Форма заключения договора, подобная нотариальной, нашла свое отражение в «Приговоре о служилых холопах» царя всея Руси Федора Иоанновича от 1 февраля 1597 г. Согласно ст. 1 документа предусматривалась особая форма договора - «крепостная». Крепость утверждалась дьяком и записывалась в специальную книгу Холопьего приказа4.

Временные рамки следующего этапа развития законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, ограничим периодом с 1649 г. по 1866 г.

Считаем справедливым мнение А. Тасмана, согласно которому Соборное уложение 1649 г. положило начало новому этапу развития нотариата в России, поскольку в этом акте были систематизированы нормы, регулировавшие его до этого момента [Беро-ва, Москаленко: 37]. Не можем не согласиться с тем, что систематизация в указанном памятнике права актов, касавшихся крепостной формы совершения сделок и деятельности площадных подьячих, позволяет говорить о более высоком уровне правового регулирования нотариальной деятельности.

Как отмечает Асватурова, именно в Соборном уложении 1649 г. произошло закрепление исключительного права площадных подьячих на «площадное письмо» [Асватурова: 42]. Действительно, подтверждение этому содержится в ряде статей указанного памятника права, в частности в ст. 246, которая гласила: «...а мимо площадных подьячих и без послухов никому ни на кого крепостей не писати»5. Крепости, составляемые площадными подьячими, записывались в книги соответствующего приказа, за что уплачивалась пошлина, после чего к ним прикладывалась государственная печать в Печатном приказе. В приказах хранились не только документы, но и информация о владении недвижимой собственностью [Шаповалова: 14].

Часть функций, подобных нотариальным, была отражена в Указе от 30 марта 1688 г.6 Документ предписывал регистрировать сделки по продаже вотчинных крестьян в Поместном приказе, взимая за это плату в размере «пошлины с рубля по алтыну», а с крепостей, в которых «денег не написано», - «с человека по три алтына».

Реформы Петра I, затронувшие многие сферы, коснулись и нотариальной деятельности. Стремясь искоренить произвол со стороны площадных подьячих, злоупотреблявших отсутствием прямого контроля за их деятельностью, царь осуществил ряд преобразований. Указом от 22 января 1699 г. Петр I ввел гербовую бумагу и предписал «под сею мерою герба писать всякие крепости». Изготовлением гербовой бумаги ведал Оружейный приказ, а составление крепостей на обычной бумаге влекло их недействительность. Институт площадных подьячих был ликвидирован Указом Петра I от 9 декабря 1699 г. [Кабашов: 29]. Указом Петра I от 1 января 1700 г. было пред-

писано «всякия крепости писать в Ратуше, Ратуш-ския Палаты добрым подьячим, а не площадным»7. Однако уже в 1701 г. был восстановлен институт площадных подьячих в виде «подьячих крепостных дел». Надзор за их деятельностью стала осуществлять Оружейная палата [Кабашов: 29]. Указом Петра I от 8 января 1706 г. крепостные дела были переданы в ведение Ратуш, Указом от 31 октября 1711 г. была создана Палата крепостных дел, но уже в 1719 г. Указом от 20 октября ведение над крепостными делами было передано Юстиц-коллегии и учрежденной при ней Конторе крепостных дел [Беляев: 885].

В Вексельном уставе от 16 мая 1729 г., принятом в годы правления Петра II, впервые в истории российского законодательства появляется термин «нотариус». Устав возлагал на «публичного нотариуса» обязанность принимать протесты при отказе должников совершать платежи по векселю8. Несколько позже, в 1781 г., были учреждены должности нотариусов в сфере торговых сделок, а в 1831 г. - биржевых нотариусов [Никитин, Осипов: 44].

При Екатерине II совершение крепостных актов было возложено на уездные суды и палаты гражданских судов [Кулаковская: 386]. Е.А. Кириллова отмечает, что процедура составления письменных актов при судах нашла свое отражение в Своде законов Российской империи и имела следующий вид: письменный акт об отчуждении крепостных людей и недвижимости составлялся крепостными писцами и надсмотрщиками, а затем направлялся на рассмотрение присутствия суда, где осуществлялась проверка личности каждой из сторон сделки, право лиц на отчуждение имущества, а также отсутствие иных противоречащих закону обстоятельств [Кириллова: 8]. Отметим, что данная процедура схожа с существующим на сегодняшний день порядком нотариального удостоверения сделок.

Следующий этап развития законодательства о нотариате длился с 1866 г. по 1917 г. Это период учреждения нотариата и его интенсивного развития в Российской империи. В годы правления Александра II сферу нотариальной деятельности затронули серьезные преобразования. Правление императора было ознаменовано проведением «великих реформ». В рамках судебной реформы произошло учреждение нотариата в Российской империи. 14 апреля 1866 г. было принято Положение о нотариальной части9, ставшее нормативно-правовой основой функционирования нотариата. С этого момента нотариат стал самостоятельным правовым институтом и был отделен от судебной власти.

Изначально Положение включало 4 раздела, состоящих из 217 статей.

Первый раздел содержал нормы об устройстве нотариальной части. Нотариусы определялись в «столи-

цахъ, губернскихъ и уЬздныхъ городахъ, а въ случай надобности - въ уЬздахъ»9. В местах, где не учреждалась или не была замещена должность нотариуса, нотариальные функции выполняли мировые, городские судьи или уездные члены окружного суда (ст. 2). Ст. 5 предусматривала требования, предъявляемые к лицу, претендующему на должность нотариуса: им мог быть лишь совершеннолетний российский подданный, не опороченный судом или общественным приговором, а также не занимающий иные должности государственной или общественной службы. Согласно ст. 8 Положения претендент обязан был внести залог для обеспечения взыскания в случае ненадлежащего исполнения обязанностей нотариуса. Правовой статус нотариусов имел свои особенности: несмотря на то, что нотариусы состояли на государственной службе и им присваивался VIII класс по должности, они, согласно ст. 17, не имели права на присвоение чинов, выплату пенсии, а их труд не оплачивался государством. Кроме того, существовало нетипичное для нашего времени деление нотариусов на старших и младших.

Второй раздел Положения устанавливал круг и порядок действий младших нотариусов. В их обязанности входили: совершение актов всякого рода, за исключением актов в отношении близких родственников; выдача выписок из актовых книг и копий актов; засвидетельствование явки актов; принятие на хранение документов и составление проекта раздела наследства (ст. 65).

Круг и порядок действий старших нотариусов был регламентирован третьим разделом Положения. Ст. 154 на старшего нотариуса были возложены: за-ведывание нотариальным архивом; выдача выписок из хранящихся в этом архиве актовых книг и копий документов; утверждение актов о недвижимом имуществе; выдача свидетельств на имения, предоставляемые в залог, и др.

Четвертый раздел Положения был посвящен нотариальным издержкам, включавшим в себя казенные пошлины, сборы с нотариальных актов, плату нотариусу за совершение актов и засвидетельствований и выдачу выписок и копий, в том числе из нотариального архива, крепостных книг и реестров крепостных дел (ст. 193). Согласно ст. 208 за каждое нотариальное действие нотариусы, независимо от указанных издержек, получали плату в свою пользу. Ее размер определялся соглашением с клиентом, а при недостижении согласия - по особой таксе, устанавливаемой Министерством юстиции совместно с Министерством внутренних дел и финансов.

В последующие годы содержание Положения претерпевало изменения. В 1875 г. оно было дополнено пятым разделом, посвященным нотариальной части в губерниях Варшавского судебного округа,

а в 1889 г. - разделом шестым о нотариальной части в Прибалтийских губерниях. Положение о нотариальной части действовало вплоть до 1917 г., а многие его нормы легли в основу современного законодательства о нотариате.

Начало следующего периода развития нотариата связано с Октябрьской революцией 1917 г. и принятием советской властью актов, направленных на упразднение действовавших ранее органов и учреждений.

Отметим, что исследователи нередко пренебрегают выделением этапов в развитии законодательства, регулировавшего нотариальную деятельность в советское время. К примеру, Зимина выделяет пять периодов становления нотариата, среди которых время с 1917 г. по 1993 г. представляет собой один неделимый этап [Зимина: 112]. Полагаем, что развитие правового регулирования нотариальной деятельности в советском законодательстве целесообразно разделить на этапы, исходя из того, что периоды совершенствования института нотариата сменялись его регрессивными преобразованиями.

Определим временные рамки пятого этапа развития нотариата периодом с 1917 г. по 1921 г. В это время происходили снижение роли нотариата и ликвидация отдельных нотариальных органов.

Стоит отметить, что с приходом новой власти в 1917 г. не было издано общереспубликанского акта об упразднении нотариальных учреждений царского времени. 24 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров РСФСР (далее - СНК РСФСР) принял декрет «О суде»10, которым были упразднены действовавшие на тот момент судебные установления. Ликвидация окружных судов привела к закрытию находившихся при них нотариальных архивов. Нотариат не был упразднен данным актом, однако коренные изменения в иных сферах, например отмена частной собственности, значительно снизили значение этого правового института. Советская власть воспринимала нотариат как институт «полукоммерческого типа», действующий с извлечением выгоды, а, стало быть, не соответствующий условиям советского строя, о чем несколько позже, 10 ноября 1923 г., было написано в «Еженедельнике юстиции» [Трунев: 1015]. 23 марта 1918 г. СНК Москвы и Московской губернии принял Положение о муниципализации нотариальных контор [Зимина: 112]. Имущество нотариальных контор было муниципализировано, они закрывались на всей территории государства, а в ряде городов вместо них создавались нотариальные отделы при местных Советах, возглавляемые «народными нотариусами». Однако и они были ликвидированы циркуляром Народного комиссариата юстиции РСФСР (далее - НКЮ РСФСР) № 9 от 9 декабря 1918 г., а их функции были переданы частично - народным судьям, частично - отделам юстиции.

В период осуществления политики «военного коммунизма» значение нотариальных учреждений значительно снизилось, количество совершаемых сделок сводилось к минимуму. Циркулярами НКЮ РСФСР № 20 от 27 августа 1920 г. и № 24 от 2 октября 1920 г. были ликвидированы нотариальные отделы. Однако востребованность в нотариальных услугах возникла вновь, когда государство взяло курс на проведение новой экономической политики. Началось постепенное возрождение нотариальной деятельности. На наш взгляд, этим обусловлено начало нового этапа развития законодательства о нотариате, в который был создан советский нотариат и учреждены новые нотариальные органы.

Период с 1921 г. по 1930 г. начался с принятия декрета СНК РСФСР от 12 августа 1921 г., который предусматривал учреждение нотариальных столов при губернских отделах юстиции и уездных бюро юстиции и закреплял за ними функции по засвидетельствованию сделок. В то же время была установлена обязательная нотариальная форма для ряда сделок, круг которых был очень узок: договоры государственного подряда и поставки, акты отчуждения строений. Нотариальная деятельность постепенно развивалась, началась работа над созданием советского нотариата.

НКЮ РСФСР разработал проект положения о нотариате, который был принят Совнаркомом 4 октября 1922 г.11 Данным актом был учрежден государственный нотариат, начался следующий этап развития нотариальной деятельности. Уже в октябре 1922 г. в Москве было открыто четыре нотариальных конторы, в иных губерниях этот процесс начался в начале 1923 г. Согласно статистическим данным, представленным в «Еженедельнике советской юстиции», к 1 июля 1923 г. на территории РСФСР действовало 398 нотариальных контор. Если в первой четверти 1923 г. было совершено 123 905 нотариальных действий, то во второй четверти того же года - уже 149 961 нотариальное действие [Тру-нев: 1016]. Полномочия нотариусов были расширены, в их число входили: совершение актов, для которых законом установлен нотариальный порядок; засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями между собой и с частными лицами; совершенствование и засвидетельствование по желанию сторон таких договоров, которые не требуют по закону нотариального совершения или засвидетельствования; совершение протеста векселей и др. Данные полномочия сохранились за нотариатом и с принятием декрета от 24 августа 1923 г. «О введении в действие Положения о государственном нотариате»12, отменившего действие прежнего Положения.

14 мая 1926 г. Центральный исполнительный комитет (далее - ЦИК) и СНК СССР приняли постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата»13. В ст. 2 постановления было обозначено место нотариата в системе государственных органов: государственные нотариальные конторы состояли в ведении уездных и равных им по уровню судов. В акте были отражены принципы, действующие в несколько измененном виде и по сей день. К примеру, согласно ст. 4 нотариусы не могли занимать иные государственные должности, за исключением выборных и преподавательских, участвовать в торговых и промышленных предприятиях и т. д. Вознаграждение за труд нотариусы получали исключительно от государства (ст. 6), а за совершение нотариальных действий выплачивались сборы, которые поступали на счет народных комиссариатов юстиции и для которых законодательством союзных республик устанавливались таксы (ст. 7). Примером такого акта может служить Постановление СНК РСФСР от 29 июля 1927 г.14

21 декабря 1927 г. содержание государственных нотариальных контор было переведено на государственные бюджеты союзных республик15.

Следующий этап развития законодательства о нотариате определим периодом с 1930 г. по 1936 г., когда государство вновь стремилось минимизировать роль нотариата, делегируя его функции иным государственным органам, что приводило к сокращению количества нотариальных контор в СССР.

В 1930 г. было принято новое Положение о Государственном нотариате РСФСР16. В нем нашла отражение тенденция к снижению значимости нотариата. В частности, районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющихся районными центрами, в населенных пунктах, где не было нотариальных контор, могли выполнять абсолютно все нотариальные действия, которые были уполномочены совершать государственные нотариальные конторы. Это привело к сокращению количества нотариальных контор в СССР: в 1935 г. действовало лишь 122 конторы, из них 74 - в РСФСР17. В статье «Что есть нотариус», опубликованной в 1935 г. в журнале «Советская юстиция», было отмечено, что население стремилось обращаться за совершением нотариальных действий не в Советы, а к нотариусам, что приводило к большой перегрузке нотариальных контор. К примеру, в Москве осталась лишь одна нотариальная контора, а количество ее посетителей ежедневно достигало 800 человек. В Советах не была налажена четкая система совершения нотариальных действий, в ходе выборочной проверки было выявлено, что 90 % нотариальных надписей были совершены с нарушением закона [Кодинцев: 39-42].

Происходившее разрушение системы нотариата показало его значимость для упорядочения гражданского оборота, поэтому государство приняло меры по его возрождению и расширению функций нотариальных органов, что, по нашему мнению, составило новый виток развития нотариата - с 1936 г. по 1941 г.

10 июня 1936 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О реорганизации нотариальных ор-ганов»18 нотариальные действия были изъяты из ведения Советов и переданы нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах. Этим актом были расширены функции нотариата: оформление наследственных прав, выдача залоговых свидетельств, право признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим и т. д. Выдача судебных приказов также перешла в компетенцию нотариусов. В иных союзных республиках были приняты аналогичные постановления.

Предпринятые меры привели к росту числа совершаемых нотариальных действий и увеличению количества нотариальных контор. Уже в 1937 г. их число в СССР возросло до 1 537 [Кодинцев: 39-42].

В 1940 г. было принято Постановление СНК РСФСР «Об организации и руководстве деятельностью нотариальных контор РСФСР»19. Интересным является факт, что в 1940 г. существовало деление нотариусов на старших и младших, которое впервые мы увидели в положении 1866 г. Однако анализ актов показывает, что сходство в этом делении имеется лишь терминологическое, поскольку теперь старшие нотариусы не были ограничены кругом нотариальных действий, закрепляемых за старшими нотариусами в Положении 1866 г. Разница состояла в месте нахождения нотариальных органов. В п. 3 Постановления было установлено, что в республиканских, краевых и областных центрах свою деятельность осуществляли старшие нотариусы, а во всех остальных нотариальных конторах - нотариусы.

Следующий этап начался в 1941 г. и закончился в 1945 г. Особенность данного этапа заключается в том, что его выделение связано не с коренными преобразованиями в сфере нотариальной деятельности, а с началом Великой Отечественной войны в 1941 г., вследствие чего был принят ряд актов, определяющих порядок совершения нотариальных действий в военное время.

В годы Великой Отечественной войны число нотариальных контор стало сокращаться, большая часть нотариусов была призвана на фронт. Если 1 июля 1941 г. на территории РСФСР действовала 1 251 нотариальная контора, то 1 октября 1942 г. - уже 557 нотариальных контор.

Период военного времени нашел отражение в законодательстве о нотариате. Был принят ряд актов, регулировавших деятельность нотариусов во вре-

мя войны. К примеру, директивным письмом Д-42 от 28 апреля 1942 г. был определен порядок засвидетельствования копий документов, предоставленных военнослужащими; 15 апреля 1942 г. СНК СССР принял постановление, которым определил порядок удостоверения командирами воинских частей и начальниками госпиталей завещаний и доверенностей военнослужащих.

С окончанием войны вновь произошел подъем нотариальной деятельности20. Начался период планомерного развития законодательства, регулирующего нотариальную деятельность в Советском государстве, который длился с 1947 г. по 1993 г. Нотариат более не подвергался попыткам упразднения со стороны государства, напротив, принимаемые акты были направлены на поддержание стабильности нотариальной деятельности.

31 декабря 1947 г. было принято новое Положение о государственном нотариате21. Согласно ст. 11 Положения нотариальные действия наряду с нотариусами могли совершать исполнительные органы сельских Советов депутатов трудящихся. Нотариусом, согласно этому акту, могло стать лицо, имеющее среднее или высшее юридическое образование или ранее замещавшее ряд должностей (судьи, прокурора и пр.) в течение двух лет (ст. 5). Требование об образовании было установлено впервые. Согласно ст. 7 Положения, руководство нотариальными органами осуществляло Министерство юстиции РСФСР.

Количество актов, регулирующих нотариальную деятельность, постоянно росло. В 1965 г. было принято новое Положение о государственном нотариа-те22. В Положении перед нотариатом были поставлены задачи укрепления социалистической законности, предупреждения правонарушений, охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Были повышены требования к уровню образования нотариуса - им могло стать лицо, имеющее высшее юридическое образование (ст. 13). Кардинальных изменений Положением произведено не было. Его принятие было обусловлено введением в действие новых Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов.

В 1973 г. был принят Закон СССР «О государственном нотариате», в соответствии со ст. 2 которого в республиках должны были приниматься свои законы о нотариате. В связи с этим был принят Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. «О государственном нотариате»23, который также не внес существенных изменений и действовал вплоть до момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате в 1993 г.

Таким образом, в истории правового регулирования нотариальной деятельности в дореволюционном и советском законодательстве наблюдались периоды подъема и спада его развития. Проведенный анализ законодательства о нотариате позволяет условно раз-

делить историю развития нотариальной деятельности в Российском государстве на десять этапов.

Ключевым моментом развития законодательства о нотариате в дореволюционное время, несомненно, стало принятие Положения о нотариальной части в 1866 г. На содержание акта существенное влияние оказала рецепция зарубежного опыта, а отдельные нормы Положения находят отражение и в современном законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность.

В советское время государство не раз пыталось ликвидировать институт нотариата, что ясно прослеживается в первых документах советской власти, рассмотренных нами, Положении о Государственном нотариате РСФСР 1930 г. и иных нормативно-правовых актах. Отметим, что советская власть полностью отказалась от использования дореволюционного опыта регулирования нотариальной деятельности, что негативно отразилось на последовательном развитии нотариата. Несмотря на множество проблем, с которыми столкнулся нотариат за годы своего существования, государство осознало невозможность нормального функционирования гражданско-правового оборота без нотариальных органов и вернуло нотариату былое значение. Существенное обновление нотариального законодательства произошло в 1993 г., что обуславливается переходом к рыночным экономическим отношениям. С этого момента начинается современный период развития нотариальной деятельности. В настоящее время, как и в разные периоды своей истории, нотариат - это институт, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Неоспоримая важность нотариата для укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений путем удостоверения сделок обуславливает необходимость изучения и совершенствования законодательства о нотариальной деятельности на современном этапе его развития.

Примечания

1 Русская Правда (пространная редакция) // Древнерусская литература: сайт. URL: http://drevne-rus-lit. niv.ru/drevne-rus-lit/text/russkaya-pravda-prostrannaya/ russkaya-pravda-prostrannaya.htm (дата обращения: 07.11.2022).

2 Псковская Судная грамота // Библиотека древних рукописей: сайт. URL: https://drevlit.ru/docs/russia/ XV/1480-1500/Pskovc_sud_gr/text.php (дата обращения: 07.11.2022).

3 Судебник 1497 г. // Заметки на полях: сайт. URL: http://his95.narod.ru/1497.htm (дата обращения: 07.11.2022).

4 Приговор о служилых холопах от 1 февраля 1597 г. // Хрестоматия по истории СССР XVI-

XVII вв. Москва, 1962. С. 209-213. URL: https:// studfile.net/preview/2794910/page:5/ (дата обращения: 09.11.2022).

5 Соборное Уложение 1649 г. // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: сайт. URL: http://www.hist.msu.ru/ ER/ Etext/1649/whole.htm (дата обращения: 14.11.2022).

6 О записи купчих и поступных на вотчинных и поместных крестьян в Поместном приказе, а кабал и ссудных записей - в приказе Холопьего суда и о взыскании пошлин с этих крепостных актов: Указ от 30 марта 1688 г. // Legislation.live: сайт. URL: https://legislation.live/gosudarstva_prava_istoriya/1688-marta-ukaz-zapisi-kupchih-postupnyih-94381.html (дата обращения: 15.11.2022).

7 О писании всяких крепостей в Ратуше, а на изво-щиков нанимающихся возить товары, в Московской Таможне: Указ Петра I от 1 января 1700 г. // История Государства Российского в документах и фактах: сайт. URL: http://www.historyru.com/docs/rulers/ piter-1/piter-1-doc-1740.html#/overview (дата обращения: 17.11.2022).

8 Устав вексельный: Устав от 16 мая 1729 г. // Гарант: справ. правовая система. URL: https://base. garant.ru/55006736/ (дата обращения: 22.11.2022).

9 Положение о нотариальной части от 14 апреля 1866 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire_ iframe&bpas=303 (дата обращения: 22.11.2022).

10 О суде: Декрет СНК от 24.11.1917 // Гарант-Сервис: сайт. URL: https://constitution.garant.ru/history/ act1600-1918/5312/ (дата обращения: 29.11.2022).

11 Положение о государственном нотариате: Декрет СНК от 04.10.1922 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901869002 (дата обращения: 30.11.2022).

12 О введении в действие Положения о государственном нотариате: Декрет СНК РСФСР от 24.08.1923 г. // Интернет архив законодательства СССР: сайт. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1803.htm (дата обращения: 30.11.2022).

13 Об основных принципах организации государственного нотариата: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14.05.1926 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901869000 (дата обращения: 05.12.2022).

14 Об утверждении Правил оплаты нотариальных действий, таксы оплаты их, перечня изъятий по нотариальному сбору и таксы оплаты технических услуг, оказываемых нотариальными конторами: Постановление СНК РСФСР от 29.07.1927 г. // E-ecolog.ru: сайт. URL: https:// e-ecolog.ru/docs/HhQ2CJqOLGeznZbXxCo-M (дата обращения: 05.12.2022).

15 О переводе нотариальных органов на государственный бюджет: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 21.12.1927 г. // E-ecolog.ru: сайт. URL: https://e-ecolog.ru/docs/KQ64TNOR8x_ BRKwIkEUao (дата обращения: 05.12.2022).

16 О введении в действие Положения о Государственном нотариате РСФСР: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.07.1930 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901868996 (дата обращения: 05.12.2022).

17 История нотариата в России // Федеральная нотариальная палата: официальный сайт. URL: https:// notariat.ru/ru-ru/federal-notary-chamber/o-notariate/ istoriya/istoriya-notariata-v-rossii/ (дата обращения: 07.12.2022).

18 О реорганизации нотариальных органов: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.06.1936 г. // E-ecolog.ru: сайт. URL: https://e-ecolog.ru/docs/Ty4PME1Mpaomg3wp_ KzYD (дата обращения: 07.12.2022).

19 Об организации и руководстве деятельностью нотариальных контор РСФСР: Постановление СНК РСФСР от 20.07.1940 г. № 575 // E-ecolog.ru: сайт. URL: https:// e-ecolog.ru/docs/hIMDI3TQgEKJ6cMLv6mok (дата обращения: 07.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Нотариат в период Великой Отечественной войны: самоотречение во имя профессии // Федеральная нотариальная палата: официальный сайт. URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/notariat-v-period-velikoi-otechestvennoi-voiny-samootrechenie-vo-imia-professii (дата обращения: 07.12.2022).

21 Об утверждении Положения о государственном нотариате РСФСР: Постановление Совмина РСФСР от 31.12.1947 г. № 980 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/901868998 (дата обращения: 08.12.2022).

22 Об утверждении Положения о государственном нотариате РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 30.09.1965 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=14141#sVERITTZ 7sJLo7Uc (дата обращения: 08.12.2022).

23 О государственном нотариате: Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. // Гарант: справочно-правовая система. URL: https://base.garant.ru/5218907/ (дата обращения: 08.12.2022).

Список литературы

Асватурова М.Б. История возникновения нотариата в России // Нотариус. 2014. № 5. С. 40-44.

Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства / предисл. А.Д. Каплина, отв. ред. О.А. Платонов. Москва: Институт русской цивилизации, 2011. 896 с.

Берова Д.М., Москаленко И.В. Формирование российского нотариата в дореволюционный период и его роль в гражданском обороте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2. С. 36-39.

Галикеева И.Г. Из истории возникновения нотариата в России // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 60-65.

Демина Н.В. Формирование и развитие нотариата в контексте эволюции государственности России: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2010. 19 с.

Зимина Т.П. История развития института нотариата в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 1. С. 111-113.

Кабашов С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России: учеб. пособие. Москва: Флинта: Наука, 2010. 312 с.

Кириллова Е.А. Нотариат: учеб. пособ.; под ред. Р. А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 115 с.

Кодинцев А.Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов XX в. // Нотариус. Москва: Юрист, 2006. № 4. С. 3942.

Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2004. 23 с.

Кулаковская А.А. Историческая характеристика становления контроля и надзора в сфере нотариата // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 385-388.

Никитин М.И., Осипов А.Л. История развития нотариата в России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 43-46.

Трунев П. О государственном нотариате РСФСР // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 44. С. 1015-1017.

Шаповалова Л.Л. Становление и развитие института нотариата в России: Историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. 25 с.

References

Asvaturova M.B. Istoriia vozniknoveniia notariata v Rossii [The history of the notary in Russia]. Notari-us [Notary], 2014, No. 5, pp. 40-44. (In Russ.)

Beliaev I.D. Lektsii po istorii russkogo zakonoda-tel'stva [Lectures on the history of Russian legislation], ed. by O.A. Platonov. Moscow, Institut russkoi tsivilizat-sii Publ., 2011, 896 p. (In Russ.)

Berova D.M., Moskalenko I.V. Formirovanie rossii-skogo notariata v dorevoliutsionnyi period i ego rol' v grazhdanskom oborote [Formation of the Russian notary in the pre-revolutionary period and its role in civil

turnover]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2006, No. 2, pp. 36-39. (In Russ.)

Galikeeva I.G. Iz istorii vozniknoveniia notariata v Rossii [From the history of the notary in Russia]. Pra-vovoe gosudarstvo: teoriia i praktika [The rule of law: theory and practice], 2016, No. 1 (43), pp. 60-65. (In Russ.)

Demina N.V. Formirovanie i razvitie notariata v kontekste evoliutsii gosudarstvennosti Rossii: istoriko-pravovoi aspect: avtoref. dis. ... kand. iuridicheskikh nauk [Formation and development of the Notary in the context of the Evolution of Russian Statehood: historical and legal aspect: PhD thesis, summary]. Saint Petersburg, 2010, 19 p.

Kabashov S.Iu. Organizatsiia raboty s obrashcheniia-mi grazhdan v istorii Rossii: ucheb. posobie [Organization of work with citizens' appeals in the history of Russia: study guide]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2010, 312 p. (In Russ.)

Kirillova E.A. Notariat: ucheb. posob [Notary Public: study guide], ed. by R.A. Kurbanova. Moscow, REU im. G.V. Plekhanova Publ., 2017, 115 p. (In Russ.)

Kodintsev A.Ia. Razrushenie i vosstanovlenie sistemy sovetskogo notariata v seredine 30-kh godov XX v. [Destruction and restoration of the Soviet notary system in the mid-30s of the XX century]. Notarius [Notary]. Moscow, Iurist Publ., 2006, No. 4, pp. 39-42. (In Russ.)

Komarov N.I. Notariat v Rossiiskoi imperii vo vtoroi polovineXIX- nachaleXXv.: avtoref. dis. ... and. iurid. nauk [Notary in the Russian Empire in the second half of the XIX - early XX century: PhD thesis, summary]. Moscow, 2004, 23 p. (In Russ.)

Kulakovskaia A.A. Istoricheskaia kharakteristika stanovleniia kontrolia i nadzora v sfere notariata [Historical characteristics of the formation of control and supervision in the field of notary]. Teoriia i praktika ob-shchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development], 2012, No. 8, pp. 385-388. (In Russ.)

Nikitin M.I., Osipov A.L. Istoriia razvitiia notariata v Rossii [The history of the development of the notary in Russia]. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, No. 2, pp. 4346. (In Russ.)

Trunev P. O gosudarstvennom notariate RSFSR [About the State Notary of the RSFSR]. Ezhenedel'nik sovetskoi iustitsii [Weekly of Soviet Justice], 1923, No. 44, pp. 10151017. (In Russ.)

Shapovalova L.L. Stanovlenie i razvitie instituta notariata vRossii: Istoriko-pravovoi aspect: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk [Formation and development of the Institute of Notary in Russia: Historical and legal aspect: PhD thesis, summary]. Stavropol, 2000, 25 p. (In Russ.)

Zimina T.P. Istoriia razvitiia instituta notariata v Rossii [The history of the development of the Institute of Notary in Russia]. Srednerusskii vestnik obshchestven-nykh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences], 2009, No. 1, pp. 111-113. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 13.01.2023; одобрена после рецензирования 08.02.2023; принята к публикации 08.02.2023.

The article was submitted 13.01.2023; approved after reviewing 08.02.2023; accepted for publication 08.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.