Формирование и развитие российской гостиничнои индустрии с учетом воздействия факторов внешней среды
Жукова Марина Александровна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Zhukova_marina@inbox.ru
Жуков Вадим Анатольевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», vadim.zhukov@inbox.ru
Чудновский Алексей Данилович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», chudnovskiy@guu.ru
Целью исследования является выявление перечня факторов, оказывающих влияние на развитие сферы гостиничных услуг, и разработка рекомендаций по снижению уровня их влияния на эффективность работы гостиничного предприятия. Весь спектр факторов в статье классифицирован на следующие группы: факторы общего окружения (внешние факторы); факторы, характерные для конкретной отрасли (отраслевые факторы); внутренние факторы (характерные для конкретной гостиницы). Каждая из выделенных групп оказывает существенное влияние на развитие гостиничного комплекса: одна группа факторов (внешние факторы) осуществляет косвенное воздействие, а другие факторы (отраслевые и внутренние) оказывают прямое воздействие. Факторы внешнего воздействия гостиницы должны учитывать в своей деятельности и гибко реагировать на их изменения, используя современные приемы, методы, способы и технологии управления. К факторам внешнего воздействия на деятельность гостиницы относятся такие аспекты, как: социально-культурный; технико-технологический; экономический; политико-правовой и экологический. В статье приведены практические примеры деятельности гостиничных компаний, позволяющие максимально сократить влияние негативных тенденций внешних факторов на функционирование гостиниц. Ключевые слова: гостиница; гостиничная индустрия; социально-культурные факторы воздействия; технико-технологические факторы; экономические факторы; политико-правовые и экологические факторы.
В настоящее время сфера гостиничных услуг представляет собой жесткий конкурентный рынок, и для поддержания своей деятельности предприятия ведут борьбу за каждого потребителя, используя различные приемы и методы. Для повышения конкурентоспособности предприятия должны уметь грамотно оценивать свое положение на гостиничном рынке и проводить анализ факторов, воздействующих на деятельность гостиничного предприятия, которые условно можно классифицировать следующим образом: факторы общего окружения (внешние факторы); факторы, характерные для конкретной отрасли (отраслевые факторы); внутренние факторы (характерные для конкретной гостиницы).
Внешние факторы общего окружения отражают зависимость гостиничной индустрии от изменений и различного рода событий, происходящих не только в стране, но и в мире в целом [1]. Предприятие сферы гостиничных услуг не может воздействовать на данные факторы, но с целью повышения своей конкурентоспособности оно должно их учитывать и гибко реагировать на их изменения. В данной работе рассмотрены примеры влияния разнообразных факторов воздействия внешней среды на деятельности гостиничных предприятий и представлены практические примеры оптимизации работы гостиниц для сведения к минимуму неблагоприятных последствий влияния факторов внешней среды. Факторы внешней среды делятся на следующие группы: социально-культурные; технико-технологические; экономические; политико-правовые и экологические.
Социально-культурный аспект влияет на формирование спроса населения на гостиничные и туристические услуги, на трудовые отношения, на уровень заработной платы и пр. К социальным факторам относятся, например, такие, как: повышение интенсивности труда, рост стресса в жизни людей, более поздние сроки заключения браков, увеличение во всех странах доли пожилого населения, появление поколения продвинутой молодежи, в том числе поколений X, Y и Z, а также рост городского населения планеты, увеличение в городах одиноких людей с высоким уровнем образования. Например, повышение стресса в жизни человека ведет к потребности в спокойном отдыхе, поэтому во многих странах активно развивается формат гостиниц «adults only» (дети старше 16+) [3] для обеспечения качественного досуга и абсолютного покоя для гостей. Клиентский сегмент, ориентированный на отдых в отелях «без детей» достаточно велик. Опрос Holidaycheck.com показал, что 41,6% респондентов выбрали бы для своего отдыха именно гостиницы формата «adults only». Причем лишь 8,2% участников опроса были бы категорически против поездки в отель «16+» [2]. То есть впечатляющий
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
to
о
CS
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
процент людей, будь у них такая возможность, поехали бы в отель, где они будут гарантированно избавлены от создаваемых детьми хаоса.
С целью снятия стресса многие курорты предлагают разнообразные спа-услуги, способствующие оздоровлению организма. Например, курорт в Уттаракханде считается одним из лучших спа-центров планеты, использующих принципы аюрведы, йоги и прочих духовно-телесных практик, чтобы обеспечить своим гостям не просто отдых, но и омоложение, наполнение энергией и избавление от стрессов [5].
В тоже время для людей, которые предпочитают отдых по принципу «child friendly» существует большое количество отелей с инфраструктурой и активностями для детей. Необходимо отметить, что при наличии достаточных площадей даже в рамках одного отеля - а уж тем более гостиничного комплекса, - вполне реально обеспечить качественный отдых обеим категориям гостей -«child friendly» и «adults only» [13]. Подобную практику уже успешно используют курортные отели в Турции и Греции.
Культурные факторы можно охарактеризовать такими современными тенденциями, как: рост населения, стремящегося к получению новых знаний и впечатлений, посещению новых мест, знакомству с новой культурой, гастрономией. Интересно, что у туристов из разных стран различные предпочтения в выборе направления путешествия. Компания Mastercard провела исследование и выявила самые путешествующие страны мира, а также предпочтения данных стран по направлениям отдыха (таблица 1) [11].
Таблица 1
Страны - лидеры по количеству туристов в мире и
Место в мире Страна Наиболее популярные места отдыха
1 США Канкун, Торонто, Лондон
2 Китай Бангкок, Сеул, Токио
3 Германия Пальма-де-Майорка, Больцано (Италия), Унтерланд (Австрия)
4 Великобритания Пальма-де-Майорка, Париж, Дублин
5 Франция Лондон, Марракеш, Барселона
6 Южная Корея Осака, Хоккайдо, Токио
7 Япония Тайбей (Тайвань), Сеул, Бангкок
8 Канада Вашингтон, Лас-Вегас, Нью-Йорк
9 Россия Анталия, Паттайя, Пхукет
10 Тайвань Токио, Хоккайдо, Окинава
Огромное влияние на рост туристского потока оказывает проведение мероприятий международного масштаба, формирующие положительный имидж дестина-ции. На основе исследований компании Amadeus [6] можно утверждать, что после проведения в России Чемпионата мира по футболу рост международных прибытий в 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом в 2017 г. составил 19,5%. Наибольшим спросом Россия пользуется у путешественников из Германии, Казахстана и Южной Кореи. В списке лидеров по въездному туризму также Израиль, Италия, Франция, Великобритания, США и Чехия. Продолжительность пребывания
иностранных гостей в России составляет в среднем 9 дней [6].
Грамотный подход к анализу итогов таких больших событий может помочь участникам отрасли и страны в целом сформировать максимально эффективные маркетинговые стратегии, опираясь на потребности и поведение путешественников при планировании поездок. Например, географическая близость места события не влияет на объем туристопотока, но влияет на среднюю продолжительность пребывания. Компания Amadeus выявила, что болельщиков из Франции и Великобритании на Чемпионате мира в Бразилии в 2014 г. было больше, чем в России в 2018 г., но болельщики из Аргентины и США провели в России 13 дней летом 2018 г., тогда как продолжительность поездок итальянских туристов была в среднем 5 дней [6].
Технико-технологические факторы влияют на уровень технической оснащенности отрасли. Для поддержания конкурентоспособности отели должны использовать достижения в области научно-технического прогресса для привлечения и удержания гостей. В настоящее время выбор системы автоматизации гостиницы намного сложнее, чем 10-15 лет назад, и это обусловлено тем, что увеличилось количество компаний производителей софта и автоматизации бизнес-процессов отеля, повысились требования гостиниц к разнообразию функционала и к качеству обслуживания таких систем. В современных условиях к системе автоматизации предъявляются уже не только стандартные требования, позволяющие упростить процесс каждодневной работы линейного персонала гостиницы (бронирование, поселение/выселение, расчет), но и требования как к инструменту, который позволит контролировать все бизнес-процессы отеля, выявлять узкие места для принятия в дальнейшем оптимальных управленческих решений [4]. Выбор программного обеспечения для гостиничного комплекса основывается, прежде всего, на функциональных возможностях системы, простоте использования и легкости настроек, высоком уровне и качестве технической поддержки разработчика и, конечно, широких возможностях для модернизации при развитии бизнеса. Системы автоматизации отелей должны обладать следующими функциональными возможностями (минимальные требования) [5]:
- Для увеличения загрузки гостиницы и получения гарантированной оплаты, PMS отеля должна быть интегрирована с собственным сайтом гостиницы, с альтернативными и глобальными системами бронирования для возможности онлайн бронирования, с платежными системами интернет и с платежными терминалами;
- Обеспечение быстрой и оперативной работы с номерным фондом, учет состояния номера (зарезервирован, забронирован, свободен, занят, чистый, грязный, уборка, ремонт, оплачен, частично оплачен, не оплачен) с привязкой к конкретному клиенту и т.п.;
- Персонифицированный подход к клиенту: история проживания, преференции и контакты (для рассылки), сведения о количестве посещений, потраченных суммах для возможности предоставления скидок и прочих поощрительных мероприятий.
Цифровые технологии активно входят в отельный бизнес. Одним из новейших направлений развития гостиничного бизнеса является внедрение информационных терминалов, киосков, которые дают возможность гостям отеля самостоятельно в режиме онлайн нахо-
дить нужную информацию, заказывать услуги, осуществлять бронирование номеров и дополнительных услуг. Установка в гостинице интерактивного оборудования дает ей следующие преимущества: повышение скорости обслуживания и сокращение очередей на стойке ресепшн; помощь в организации досуга для гостей; быстрое ориентирование гостей; облегчение работы персонала; упрощение процесса выбора гостями гостиничного номера; круглосуточное информирование гостей; повышение лояльности гостей и улучшение имиджа отеля; проведение опросов гостей.
Экономические факторы характеризуются уровнем развития и общим состоянием экономики страны. Состояние экономики оказывает влияние на спрос гостиничных услуг, покупательную способность населения. Спад экономики заставляет организации сокращать количество персонала, а также существенно ограничивать или даже отказываться от расширения бизнеса, требующего дополнительных финансовых затрат.
Во многих европейских странах в 2019 г. количество гостиничных проектов увеличилось на 22%, а номеров -на 19% по сравнению с тем же периодом 2018 г., достигнув 1670 проектов и 254 600 комнат соответственно [10]. Специалисты полагают, что этому способствует новая политика кредитования предприятий гостиничной индустрии. Пять городов-лидеров по вводу отелей в эксплуатацию в 2019 г. представлены в таблица 2 [10].
Таблица 2
Перечень городов-лидеров по вводу в эксплуатацию
Рейтинг города Город Количество гостиниц, вводимых в эксплуатацию в 2019 г. Номерной фонд данных гостиниц
1. Лондон 78 13285
2. Париж 60 9255
3. Дюссельдорф 53 10347
4. Лиссбон 39 2457
5. Гамбург 31 6101
Из стран по количеству вновь вводимого номерного фонда лидирует Германия (319 отелей/57 152 номера) и Великобритания (261 отель/37 910 номеров). Из международных гостиничных компаний лидируют: Accor Hotels с 256 проектами (35 073 комнат), Marriott International (208 проектов/33 395 комнат) и Intercontinental Hotels Group (IHG) (14 проекта/24 483 комнаты). На долю этих операторов приходится 47% от общего числа новых гостиничных проектов [10].
В тоже время в России наблюдается замедление темпов строительства новых отелей, что связано с несколькими причинами: насыщение отельного рынка после Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и снижение доходов россиян, которые занимают значительный удельный вес в клиентуре брендированных гостиниц.
По данным исследования компании JLL [7] в течение первых шести месяцев 2019-го г. в стране введены в эксплуатацию всего 624 брендированных номера. Это в пять раз меньше, чем год назад, когда качественный номерной фонд в России вырос на 2800 комнат. По числу заявленных к вводу в 2019 г. номеров в России лидируют такие гостиничные операторы, как: Marriott International (1600 комнат), Azimut Hotels (820) и IHG (645). [10].
Политико-правовой аспект характеризуется политическим состоянием в стране и мире, действующим законодательством, наличием межгосударственных соглашений. Например, в результате введенного 21 июня 2019 г. запрета на пассажирские авиаперелеты из России в Грузию авиаперевозчики могут потерять около трех миллиардов руб., а турпоток из России, по прогнозу Ростуризма, уменьшится втрое. Если Россия наряду с авиасообщением закроет туристам и возможность приезжать в Грузию через сухопутную границу, страна может потерять до ста миллионов долларов [12].
К политически-правовым факторам также необходимо отнести наличие визовых формальностей между странами. Очень благоприятно на развитии въездного туризма и на рост спроса на гостиничные услуги отразилось введение на прошедшем Чемпионате мира по футболу в июне-июле 2018 г. паспорта болельщика (FAN ID), который стал пропуском в Россию без оформления визы до конца 2018 г. Успешно введенный паспорт болельщика был взят за основу для упрощения визовых формальностей для иностранных туристов. В настоящее время активно рассматривается вопрос о введении для туристов электронных виз. Например, с 1 октября 2019 г. электронные визы для туристов ввели в Санкт-Петербурге, что, по прогнозам специалистов, позволит в течение четырех ближайших лет увеличить турпоток в Северную столицу до 12 млн чел. в год. Однако в целом по России электронные визы планируется ввести только с 2021 г. [14]. Данное нововведение позволит иностранным гражданам значительно сократить время на визовые формальности и увеличить приток туристов из зарубежных стран.
Российская законодательно-правовая система в области гостиничного бизнеса в настоящее время находится в состоянии дальнейшего совершенствования. Например, к 1 июля 2019 г. все российские отели с номерным фондом свыше пятидесяти номеров в обязательном порядке должны были пройти процедуру классификации. Гостиницы, которые не успели получить звезды до этой даты, будут штрафовать. Для должностных лиц сумма штрафа составит десять тыс. руб., для юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб. Помимо этого, штрафовать будут отели, которые укажут в рекламе или в названии количество звезд, не совпадающее с присвоенной категорией. Наложить штраф могут и на аккредитованные организации, осуществляющие классификацию гостиниц, если присвоенная категория не будет соответствовать реальной ситуации в отеле. Ожидалось, что система штрафов будет введена с января 2020 года, однако потом сроки начала действия штрафов передвинули на июль текущего года с целью мотивировать отели скорее проходить процедуру классификации [8]. Обязательная классификация гостиниц в России началась с 1 января 2019 г. Всего существует 6 категорий классификации: «без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд». Все работы по классификации выполняются аккредитованными компаниями. По результатам отель получает свидетельство, подтверждающее его статус. Срок действия документа — 3 года.
Во многих регионах России большинство отелей уже прошли процедуру классификации и подтвердили свой статус. В первую очередь это касается городов, в которых проходил Чемпионат мира по футболу 2018 г. Однако, с 1 января 2020 г. классификацию должны пройти
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
to
о
CS
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
все средства размещения, чей номерной фонд превышает 15 единиц, а с 1 января 2021 г. без свидетельства о прохождении классификации не сможет работать ни одна гостиница на территории России.
Экологические факторы. Современные путешественники предпочитают свой отдых проводить в экологически чистых регионах мира, поэтому устойчивому развитию туристских дестинаций уделяется сегодня большое внимание как со стороны общественности, так и властных структур. Компания Booking.com опубликовала результаты глобального исследования, посвященного формированию устойчивого туризма [9]. Согласно отчету компании, почти три четверти (72%) путешественников по всему миру предпочитают экотуризм и уверены в необходимости незамедлительных действий по сохранению планеты для потомков. В этом твердо убеждены как респонденты в возрасте от 46 до 55 лет (74%), так и представители поколения Y, или миллениа-лов (71%).
В 2020 г. почти три четверти (73%) респондентов по всему миру планируют хотя бы один раз забронировать экожилье. Уже четвертый год подряд этот показатель демонстрирует устойчивую тенденцию роста: с 62% в 2016 г. до 65% в 2017 г. и с 68% в 2018 г. до 73% в 2019 г. Кроме того, 70% путешественников по всему миру утверждают, что с большей вероятностью забронировали бы экожилье, если бы узнали о соответствующем статусе объекта при поиске вариантов размещения [9]. Поэтому задача применения «зеленых технологий» в качестве комплексного технического решения для индустрии гостеприимства и туризма становится очень актуальной сегодня. Главной целью «зеленого» строительства является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов. При этом одной из задач является обеспечение комфортных условий для гостей на всех этапах работы отеля.
Один из наиболее ярких примеров развития энергосберегающих «зеленых» технологий - отель JW Marriott в Сингапуре. Навес, закрывающий почти 3 гектара прилегающей к отелю территории, подражает кривой океанской волны. При этом углы наклона алюминиевой структуры разработаны таким образом, что поток воздуха обеспечивает охлаждение территории на 1-2 градуса без использования каких-либо систем кондиционирования. Структура также спроектирована для сбора дождевой воды и оснащена солнечными батареями, которые помогают осветить фасад здания. Спектральное стекло помогает ограничить инфракрасные волны, которые уменьшают количество тепла, не ограничивая, при этом, прохождение света.
В мире существуют и другие известные гостиничные объекты, применяющие «зеленые» технологии - это отель Marina Bay Sands, внедривший интеллектуальную систему контроля над освещением, обогревом и водоснабжением, а также регенеративные двигатели для лифтов, которые требуют на 40% меньше энергии, нежели обычные. Широко известен отель - сад ParkRoyal, имеющий в своем инженерном арсенале датчики дождя, солнечные батареи, и естественное озеленение.
Принципы развития экологических систем находят широкое применение и в сфере строительства и эксплуатации отелей в России. В России с 2010 г. реализуется международная программа добровольной сертификации гостиниц, бизнес-центров, хостелов, пансионатов,
баз отдыха и кемпингов «Зеленый ключ». Она была разработана Международной организацией по экологическому образованию для пропаганды и внедрения идей экологичности в индустрии размещения. Гостиницы, прошедшие сертификацию Green Key, соблюдают 90 обязательных и факультативных критериев, а именно: сокращение потребления электроэнергии, воды, химической продукции, минимизация отходов и передача их на вторичную переработку. Каждый отель проходит специальную проверку, которая проводится экспертом программы. Российские отели, ориентированные на использование зеленых технологий, аналогичных концепции «активный дом» и сертифицированных на соответствие требованиям программы «Зеленый ключ», пока исчисляются десятками. В первую очередь это отели, принадлежащие к сети Radisson (включая бренд Park Inn), а также самостоятельные отели, такие как Ногай (Казань), Меридиан (Самара), Ракурс (Ульяновск), Родина (Сочи), а также отели под брендами Cronwell и Sokos.
Проводя оценку всего перечня факторов, оказывающих влияние на развитие сферы гостиничных услуг, необходимо отметить, что в настоящее время для того, чтобы быть конкурентоспособными гостиницы вынуждены практически все внешние факторы косвенного воздействия учитывать в своей деятельности и активно использовать их в своей деятельности.
Литература
1. Байкова И.М. Гостиничная индустрия в условиях изменения окружающей среды / И.М. Байкова // В сборнике: Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства Сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией О.Н. Кострюковой, О.А. Никитиной. - 2018.- с. 57-60.
2. Власова Т.И. Управление и организация бизнеса в туризме и гостиничном сервисе: монография / Т.И. Власова, Н.И. Гаврильчак. - СПб.: Изд-во БАТиП, 2011. - 154 с.
3. Лапина А.В. Концептуальные основы клиентоори-ентированного подхода в организационной деятельности предпринимательских структур индустрии туризма и гостеприимства / А.В. Лапина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6(71).- с. 1063-1068.
4. Морозова Н.С. Информационное обеспечение туризма / Н.С. Морозова, М.А. Морозов и др. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 288 с.
5. Старчикова Н.Г. Перспективные направления в гостиничном бизнесе по повышению конкурентоспособности / Н.Г. Старчикова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. -2012. - № 23. - с. 77-79
6. Amadeus выяснил, как изменился въездной рынок России через год после Чемпионата мира [электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourbus.ru/news/15033.html (дата обращения: 24.07.2019)
7. Ввод в эксплуатацию брендированных гостиниц в РФ сократился почти впятеро [электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.frontdesk.ru/news/vvod-v-ekspluataciyu-brendirovannyh-gostinic-v-rf-sokratilsya-pochti-vpyatero (дата обращения: 24.07.2019)
8. Гостиницы, не прошедшие классификацию, будут штрафовать [электронный ресурс] - Режим доступа: https://hotelier.pro/news/item/4033-gostinitsy-ne-
proshedshie-klassifikatsiyu-budut-shtrafovat/ (дата обращения: 24.07.2019)
9. "Зеленые" технологии в индустрии гостеприимства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frontdesk.ru/article/zelenye-tehnologii-v-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 13.08.07.2019).
10. Европа демонстрирует рекордные темпы строительства отелей [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.frontdesk.ru/news/evropa-demonstriruet-rekordnye-tempy-stroitelstva-oteley (дата обращения: 24.07.2019)
11. Россияне вошли в топ-10 самых путешествующих наций по версии Mastercard [электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourbus.ru/news/15046.html (дата обращения: 24.07.2019)
12. Ущерб Грузии от полной потери туристов из России оценили в $100 млн [электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/economics/24/06/2019/5d10b15e9a794 74b9507ea69 (дата обращения: 24.07.2019)
13. «Цветы жизни» не приветствуются: как работают отели формата 16+ [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.frontdesk.ru/article/cvety-zhizni-ne-privetstvuyutsya-kak-rabotayut-oteli-formata-16 (дата обращения: 24.07.2019)
14. Электронные визы введут в Петербурге и Ле-нобласти [электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourbus.ru/news/15034.html (дата обращения: 24.07.2019)
Formation and development of the russian hotel industry taking into account the influence of external factors
Zhukova M.A., Zhukov V.A., Chudnovskyi A.D. State University of Management
The aim of the study is to identify a list of factors that influence the development of the hotel services sector, and develop recommendations to reduce their level of influence on the efficiency of a hotel enterprise. The whole range of factors in the article is classified into the following groups: factors of the general environment (external factors); factors specific to a particular industry (industry factors); internal factors (specific to a particular hotel). Each of the selected groups has a significant impact on the development of the hotel complex: one group of factors (external factors) has an indirect effect, while other factors (industry and internal) have a direct effect. The factors of the external impact of the hotel should be taken into account in their activities and flexibly respond to their changes, using modern techniques, methods, management methods and technologies. The factors of external influence on the hotel include such aspects as: socio-cultural; technical and technological; economic; politico-legal and environmental. The article provides practical examples of the activities of hotel companies, allowing to minimize the impact of negative trends of external factors on the functioning of hotels. Keywords: hotel; hotel industry; socio-cultural impact factors; technical and technological factors; economic forces; political, legal and environmental factors.
References
1. Baykova I.M. Hotel industry in the conditions of environmental
change / I.M. Baykova // In the collection: Actual problems of the development of the hospitality industry Collection of scientific articles of the XIV International Scientific and Practical Conference. Edited by O.N. Kostryukova, O.A. Nikitina. - 2018.-p. 57-60.
2. Vlasova T.I. Management and organization of business in tourism
and hotel services: monograph / T.I. Vlasova, N.I. Gavrilchak. -St. Petersburg: Publishing House BATiP, 2011 .-- 154 p.
3. Lapina A.V. The conceptual foundations of a client-oriented approach in the organizational activities of the entrepreneurial structures of the tourism and hospitality industry / A.V. Lapina // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 6 (71) .- p. 1063-1068.
4. Morozova N.S. Tourism information support / N.S. Morozova,
M.A. Morozov et al. - M.: Federal Agency for Tourism, 2014 .-288 p.
5. Starchikova N.G. Promising areas in the hotel business to increase competitiveness / N.G. Starchikova // Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Econo-Mika. - 2012. - No. 23. - p. 77-79
6. Amadeus found out how the entry market of Russia has changed
a year after the World Cup [electronic resource] - Access mode: https://tourbus.ru/news/15033.html (accessed: July 24, 2019)
7. The commissioning of branded hotels in the Russian Federation
has decreased almost fivefold [electronic resource] - Access mode: https://www.frontdesk.ru/news/vvod-v-ekspluataciyu-brendirovannyh-gostinic-v-rf-sokratilsya-pochti- vpyatero (Date accessed: 07.24.2019)
8. Hotels that do not pass the classification will be fined [electronic
resource] - Access mode: https://hotelier.pro/news/item/4033-gostinitsy-ne-proshedshie-klassifikatsiyu-budut-shtrafovat/ (date appeals: 07.24.2019)
9. Green technologies in the hospitality industry [Electronic resource]. - Access mode: https://www.frontdesk.ru/article/zelenye-tehnologii-v-industrii-gostepriimstva (accessed: 08/13/2019).
10. Europe shows a record pace of hotel construction [electronic resource] - Access mode: https://www.frontdesk.ru/news/evropa-demonstriruet-rekordnye-tempy-stroitelstva-oteley (accessed: 07.24.2019 )
11. Russians entered the top 10 most traveling nations according to Mastercard [electronic resource] - Access mode: https://tourbus.ru/news/15046.html (accessed: July 24, 2019)
12. The damage to Georgia from the complete loss of tourists from Russia was estimated at $ 100 million [electronic resource] -Access mode: https://www.rbc.ru/economics/24/06/2019/5d10b15e9a79474b 9507ea69 (accessed: 07.24.2019)
13. "Flowers of Life" are not welcome: how hotels work in 16+ format [electronic resource] - Access mode: https://www.frontdesk.ru/article/cvety-zhizni-ne-privetstvuyutsya-kak-rabotayut-oteli -formata-16 (Date of access: 07.24.2019)
14. Electronic visas will be introduced in St. Petersburg and the Leningrad region [electronic resource] - Access mode: https://tourbus.ru/news/15034.html (accessed: July 24, 2019)
X X О го А С.
X
го m
о
м о
to