Научная статья на тему 'Формирование и развитие предпринимательских компетенций у обучающихся на основе метода проектов'

Формирование и развитие предпринимательских компетенций у обучающихся на основе метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие предпринимательских компетенций у обучающихся на основе метода проектов»

модернизация профобразования

К результатам совместной работы участников сети на данный момент можно отнести следующие:

• разработана и апробируется модель инновационного сетевого взаимодействия образовательных организаций, общественных организаций и бизнес-структур, направленная на подготовку кадров по перечню ТОП-50, входящих в область подготовки «Искусство, дизайн и сфера услуг»;

• актуализировано содержание реализуемых шести основных образовательных программ подготовки кадров по профессиям/специальностям из перечня ТОП-50, входящим в область подготовки «Искусство, дизайн и сфера услуг»;

• введены новые структурные элементы в учебные планы за счет часов вариативной части основных образовательных программ с целью обеспечения учета положений профессиональных стандартов, стандартов Ворлд-скиллс, требований регионального рынка труда;

• разработаны диагностические средства (оценочные, контрольно-измерительные материалы) для текущей, промежуточной аттестации обучающихся, в том числе в форме демонстрационного экзамена по всем заявленным профессиям/специальностям;

• получены положительные экспертные заключения по итогам внешней экспертизы программной документации и фондов диагностических средств специалистами МЦК в области «Искусство, дизайн и сфера услуг» (Тюменская область) и специалистами ГБУ ДПО «КРИРПО»;

• пакеты программной документации и фонды диагностических средств по всем заявленным профессиям/специальностям размещены в депозитарии на сайте РПСВ, к данному разделу имеют доступ по логину и паролю координаторы всех ПОО (участников сети).

Отметим, что объединение пяти передовых ПОО Кемеровской области в региональную сеть позволило обобщить лучшие практики каждой ПОО в вопросах разработки ООП, выявить наиболее эффективные и соединить их в единый учебно-методический комплекс, привлечь к разработке ведущих педагогических работников каждой ПОО (участников сети), в том числе четырех сертифицированных экспертов союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям: поварское дело, кондитерское дело и администрирование отеля. Благодаря консолидации имеющихся ресурсов все участники сети получили результаты в форме учебно-методических материалов и нормативных документов в полном объеме и более высокого качества за довольно короткое время.

Вокруг РПСВ сформировалась сеть заинтересованных партнеров, образовательных организаций, представителей региональной власти, инновационных компаний и ведущих предприятий, которая является основой эффективного трансфера образовательных продуктов в реальный сектор экономики — индустрию гостеприимства и сферу услуг.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Н. В. Мачитиева, преподаватель Кемеровского аграрного техникума имени Г. П. Левина

В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных специалистах, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Образование должно способствовать формированию такой личности. Это обусловило смену дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное обучение: индивидуализация обучения, увеличение

комплекса новейших технических средств. Причем акцентируется внимание на более активных видах самостоятельной работы. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Предпринимательская деятельность — это созидающая инно-

- модернизация профобразования

вационно-проектная деятельность. Поэтому одним из путей реального обучения предпринимательству, формирования знаний и предпринимательских компетенций является использование метода проектов, позволяющего организовать проектно-практическую деятельность студентов при обучении предпринимательству. Метод проектов дает возможность студентам активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Дисциплина «Бизнес-планирование» введена в качестве вариативной части на всех специальностях нашего техникума для повышения конкурентоспособности и востребованности наших выпускников на рынке труда Кемеровской области. Для развития общих и дополнительных профессиональных компетенций, а также предпринимательских качеств у обучающихся разработаны методические указания по выполнению практических работ. Все задания носят проблемный характер. Результатом работы является готовый бизнес-план.

На дисциплине «Бизнес-планирование» студенты работают над разделами бизнес-плана и создают проект своего дела. Завершающим этапом является защита проекта. Для работы над проектами студенты делятся на группы по 4-5 человек. Работа над бизнес-планом требует соблюдения нескольких условий:

• внутри группы (команды) должен быть студент (студенты) — автор бизнес-идеи, вокруг которого объединяются другие студенты;

• объединение вокруг автора и его идеи (лидера) должно строиться именно на принципе увлеченности идеей, а не ее автором;

• в команде должны объединяться люди разных типов, разных командных ролей — аналитики, генераторы идей, организаторы, контролеры и др.;

• работа над бизнес-планом предпринимательской идеи предполагает совокупность разных профессиональных компетенций: маркетинг, финансы, технология, логистика и пр. Потому желательна их представленность в команде, что, как показывает практика, не характерно для единомышленников, из которых стандартно формируются студенческие группы;

• студенты должны быть информированы о специфике работы в команде и быть готовыми к ней (ключевое здесь — готовность брать

индивидуальную ответственность за командный результат). Студенты выбирают самые разнообразные проекты, но обязательным условием является наличие 2-3 проектов по развитию фермерства в регионе. Для организации защиты бизнес-проектов создается комиссия, в которую входят преподаватели общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Для повышения объективности оценки на защиту проектов приглашаются независимые компетентные эксперты, которые должны дать свою оценку предложенным проектам. При защите бизнес-проектов комиссия оценивает результаты по следующим критериям:

• оригинальность бизнес-идеи;

• привлекательность товара (услуги) для потребителя;

• конкурентоспособность товара (услуги);

• технологическая реализуемость;

• финансовая реализуемость;

• оценка проведения презентации (логика и доступность излагаемой информации);

• ответы на вопросы (командное участие, убежденность, аргументированность).

Итоговая оценка по дисциплине «Бизнес-планирование» выставляется по результатам защиты проекта. Оформленный бизнес-проект и презентация сдаются комиссии. Анализ выступлений на защите показывает, что участники по-настоящему заинтересованы своими проектами, это позволяет избежать такой распространенной проблемы, как формализм процесса и результата работы. Многим группам удалось создать качественный проектный продукт. Вместе с тем выявились и проблемные позиции разработки проекта, подготовки письменного отчета и компьютерной презентации, публичного выступления.

Важную роль в образовательном учреждении должна играть проектная деятельность, результатом которой становятся реальные конкурентоспособные проекты и их представление на конкурсах и выставках районного, регионального и федерального уровней. Основной фактор успеха в формировании предпринимательских компетенций — наличие полного замкнутого цикла обучения и поддержки предпринимательства: от передачи базовых знаний до реальной поддержки начинающего предпринимателя. Даже если студенты в последующем не станут предпринимателями, проектная деятельность способствует развитию умения работать в команде, креативности, гибкости, приверженности делу, то есть тех способностей, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.