Научная статья на тему 'Формирование и развитие образно-художественного мышления у юных музыкантов в процессе обучения игре на фортепиано'

Формирование и развитие образно-художественного мышления у юных музыкантов в процессе обучения игре на фортепиано Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ART IMAGE / ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ / SOUND PRODUCTION / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ / MUSICAL INTONATION / ЛАДО ГАРМОНИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / LADO HARMONIC EXPRESSIVENESS / КөРКЕМ БЕЙНЕ / ДЫБЫС ШЫГАРУ / МУЗЫ-КАЛЫқ ДАУЫС ЫРГАГЫ / ЛАДО -БАЯНДЫ АЙЦЫНДЫЦ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красноцветова И. В.

В статье рассматриваются способы и методы формирования и развития образного художественного мышления, особенности соотношений слуховых представлений интонации с художественным чувством музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young musicians’ figurative and art thinking development while playing a piano

The article discusses the ways and methods of formation and development of figurative art thinking by associating auditory representations of intonation with an artistic sense of music.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие образно-художественного мышления у юных музыкантов в процессе обучения игре на фортепиано»

Вестник «Qp.fiey»-kst

И.В. Красноцветова,

преподаватель, ГККП «Детская музыкальная

школа №1 отдела образования акимата г. Костаная»

Негиг'1 свздер: квркем беине, дыбыс шыгару, музы-кальщ дауыс ыргагы, ладо -баянды агщындыц.

Ключевые слова: художественный образ, зву-коизвлечение, музыкальная интонация, ладо - гармоническая выразительность.

Keywords: art image,

5 sound production, musical

< intonation, lado - harmonie

Я, expressiveness.

6

w

О

¡3

о

о

g H

-Q

X

X

о

m

о x

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Ацдатпа

Макалада ыргактыц есту кершюш керкемдш музы-каны сезшумен байланыстырып, бейнелш керкемдш ойлау кабшетш дамытудьщ жэне калыптастырудыц эдю-тэсшдер1 карастырылган.

Аннотация

В статье рассматриваются способы и методы формирования и развития образного художественного мышления, особенности соотношений слуховых представлений интонации с художественным чувством музыки.

Annotatoin

The article discusses the ways and methods of formation and development of figurative art thinking by associating auditory representations of intonation with an artistic sense of music.

Дополнительное образование детей в современном казахстанском обществе - важный компонент образовательной системы, сочетающий в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Одним из важных принципов дополнительного образования детей является добровольный выбор вида деятельности. С целью мотивации ребенка к творчеству необходимо предложить ему способы достижения желаемой цели, научить приемам, необходимым для этого. Приоритетный вопрос педагогики, как увлечь и заинтересовать школьников, требует выведения на первый план тех форм и методов обучения, которые позволяют вызвать у учащихся осознание того, что творчество является неотъемлемой частью их жизни.

Работа над формированием и развитием образно-художественным мышлением интенсивно развивает музыкальный интеллект ученика, обогащает его как личность. Формирование музыкального мышления начинающего музыканта тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, выразительности и осмысленности в исполнении фортепианного репертуара.

Возможность музыки метко отражать самые разнообразные движения: изящные, мощные, угловатые, непринужденные - потрясающа. Вот немного примеров: «Танец с саблями» А.Хачатуряна, симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева, где так точно передана походка утки, балет П.И.Чайковского - «Танец феи драже».

Хочется вспомнить весьма поучительные слова И. Иоахима. Издавая совместно с Мозером в начале XX века свою

Ш

школу, он писал: «Не виртуозность наша конечная цель, а музыкант, который может подчинить свое техническое умение художественным целям. Кладя камень за камнем, мы хотим привести ученика к тому моменту, когда кончается ремесленная игра... и начинается художественное музицирование. После первых же упражнений он должен познать элементы фразировки для того, чтобы как можно раньше понять, что сознательное выражение и исполнение не являются приходящими извне, а органически связаны со всей игрой. При этом речь идет не столько о том, чтобы ученик был в состоянии выразительно передать на этом этапе развитие маленькой пьесы, столько о том, чтобы пояснениями в соответствующих местах и проигрыванием педагога было возбуждено его художественное мышление. Привлечение сравнений из родственных искусств и литературы, как и использование народных песен, значительно облегчают задачу, которая на первый взгляд кажется сложнее, чем она есть на самом деле» [1].

Работа над художественным образом обычно начинается одновременно с первым опытом игры на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Как можно раньше надо добиваться от ребёнка, чтобы он сыграл печальную мелодию печально, радостную мелодию - радостно, торжественную - торжественно и довёл бы своё художественно-музыкальное намерение до ясности. Начальный этап обучения пианиста состоит из формирования посадки за инструментом, постановки игрового аппарата, обучения простейшим навыкам звукоизвлечения. Адаптация к инструменту проходит у всех индивидуально, и очень часто энергия педагога тратится на решение этих технических задач и не учитывается тот факт, что воспитание начинающего музыканта необходимо начинать с первых занятий. Речь идет об активизации музыкального слуха ребенка, формировании у него потребности сначала слышать, а потом играть на инструменте. Г.Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а значит любите звук рояля, то и эта возня с одним единственным звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в

чудесное дрожание «серебряной» струны - уже великое наслаждение, вы уже находитесь у преддверия Искусства» [4,с.135]. Знакомство с понятием «художественный образ» неразрывно связано с понятием «музыкальная интонация», должно воплощаться в жизнь с начальных шагов обучения игре на инструменте. Интонация чаще всего частица мелодической линии, попевка, поэтому необходимо на начальном этапе обучения связывать нотный материал со словом, использовать несложные, доступные ребенку стихи, тексты. Важно в этой работе умение ребенка найти и обозначить в мотиве или фразе смысловое слово и в нем ударный слог, что будет вершиной и соединить это с нотным звучанием. Например: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперед», сопровождать каждый слог хлопком в ладоши, потом заменить хлопки игрой на фортепиано. На этом этапе ученику нужно дать понятие «динамические оттенки», не заучивая термины, а только знакомя с различными градациями силы звука: громко - тихо, постепенное усиление напряженности, постепенное расслабление. Благополучно пройдя этот этап работы, ребенок уже сам может составить несложную музыкальную фразу. Конечно, материал, на котором ребенок будет познавать все волшебство музыки должен быть художественно-ценный, доступный ребенку. При игре гаммы вверх ученик уже чувствует, что чем выше звук, тем сильнее напряжение, стремление к вершинке звуковой лесенки. Забравшись на вершинку, сразу не «проваливаться» в звуке, ослабевает напряжение постепенно. Очень эффективен в плане понимания интонации, а также строения музыки, формировании слуха метод «диалога». Его использовал педагог С.Савшинский: «одним из любимейших занятий для малышей был «разговор» со мной на двух роялях: я на своем играл часть предложения - «вопрос», придавая ему определенную интонацию; ученик на другом - «отвечал» мне, стараясь найти интонацию, которая подходила бы для ответа. После этого я повторял тот же «вопрос», придавая ему другую интонацию, или играл половину следующего предложения, а ученик соответствующим образом «отве-

рз О

Рч РЧ

О

о о

Н -а X X О

к

т

о х

т

о

Рч РЧ

О

О

о §

Н -а X X О

т

о х

чал». Затем мы менялись ролями» [5,с. 42].

Если говорить о выразительном исполнении на данном этапе обучения юного музыканта, то можно выделить несколько моментов. Исполнение может быть выразительным в случае, если:

-исполнитель осознает строение фразы, ее деление на мотивы, ее динамику, начало, подъем, кульминацию и спад;

-владеет средствами инструмента в достаточной степени, для данного этапа обучения, чтобы осуществить свои художественные намерения;

-уже умеет слушать свое исполнение, устраняя недочеты в игре.

Младшие ученики-музыканты воспринимают музыку непосредственно, эмоционально, но уже с 3-4 класса к образности приходит и смысловое восприятие исполняемого произведения. «Таким образом, арсенал средств педагогического воздействия обогащается элементами анализа выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения. Постепенно у ученика появляется оценочное отношение к исполняемому произведению. Чувственное восприятие становится чувственно-логическим» [3,с. 65]. На какой же музыке следует обучать детей? Педагогический репертуар маленького музыканта включает в себя фортепианную музыку разных стилей и эпох. Богатейший вклад внесли советские фортепианные школы, это основа основ педагогического репертуара, который сопровождает музыканта с первых дней обучения музыки. У ученика средних классов заметно раздвигаются жанрово-стилистические рамки репертуара. Большое значение уделяется исполнительским навыкам, которые связаны с владением интонационной, ритмической, ладо-гармонической выразительностью. Расширяется применение агогической нюансировки, ученик знакомится с педалью. Одной из основ музыкального репертуара, на котором должно строиться воспитание и обучение, считается родной музыкальный фольклор, его различные пласты, разнообразное инструментальное и вокальное претворение. Ведь не познав особенностей родного фольклора, музыкант не сможет полностью оценить и красоту музыки другой страны.

Фортепианное искусство Казахстана представляет собой довольно самобытный пласт. Неповторимая национальная индивидуальность музыкальных образов выражена по сравнению с ранним периодом по другому: на смену традиционному цитированию, обработкам народных мелодий приходят новые стилевые тенденции, возникающие на основе синтеза различных музыкальных культур с казахской национальной культурой. Для фортепианных пьес характерно эмоциональное разнообразие: здесь и задушевная лирика, очень сдержанная, раскрывающаяся скупо, неброскими штрихами («Песня» К. Дуйсекеева, «Песня без слов» Е. Андосова, «Печальный мотив» А. Исакова) и драматизм («На джайляу» К. Дуйсекеева, «Ноктюрн» А. Исаковой) и юмор («Иноходец» А. Абдину-рова, А. Исакова «Допрыгался»),

Исполнение лирических миниатюр -это, пожалуй, самая сложная и кропотливая работа. Хорошо развивает слуховое восприятие ребенка. Разнообразие мелодико-ин-тонационных, ладо-гармонических средств влияет на овладение звуковыми красками, на развитие навыков игры кантилены в целом. В мелодике кантилены объемнее линия мелодического развития, ярче выразительность фраз, кульминации. В мелодии следует выпуклее выявить ритмическую гибкость, мягкость. Например, а «Песне» Дуйсекеева мелодия песенного плана, состоящая из коротких мотивов, которые в свою очередь формируются в довольно продолжительную фразу. Одной из первостепенных задач в исполнении является слышание учеником целостной линии развития мелодического движения, невзирая на его расчлененность лигами. Необходимо почувствовать широкое мелодическое «дыхание», которое позволит целостно исполнить всю горизонталь, границы фразы, направление мелодии, ее ритмические особенности, в каждом мотиве - интонационную вершинку, к которой притягиваются, как магнит, наши мотивы. Сопровождение как бы мелодизированные фигурации, требующие выпуклого интонационного произнесения. Когда мелодия большой протяженностью, ученику необходимо вслушиваться в те моменты, где меняется гармония, она влечет новые динамиче-

(OYS

ские и агогические краски. Мелодия связана с естественными принципами человеческого дыхания.

«Исполнитель в полной мере может быть соавтором композитора, поскольку для того, чтобы ноты превратились в звуки, чтобы произведение зазвучало, его нужно, как минимум, исполнить. Нотный текст нужно не только расшифровать - его нужно истолковать! Ведь запись нот одна и та же, знаки препинания (нюансы, паузы) везде одни и те же, но сколько бесконечна гамма чувств в музыке! Бернард Шоу сказал как-то, что есть десятки способов произнести простейшие слова «да», «нет» и только один единственный способ их записать. Музыкант -исполнитель также властен произнести одну и ту же музыкальную мысль с множеством эмоциональных оттенков. Нужно лишь обладать художественным воображением и знать, слышать нужную интонацию или нюанс» [2,

3].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронежская С.А. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// allbest.ru/libraries.htm

2. Микова 3. Некоторые аспекты работы над музыкальным произведением, помогающие раскрытию музыкального образа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.sU//lood/117-l-0-5230

3. Милич, Б. Воспитание ученик-пиа-ниста[Текст]/Б.Милич,- Киев.: издательство «Музична Украина», 1982. - 183с.

4. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]/Г.Нейгауз. - М.: Государственное музыкальное издание, 1958.

5. Савшинский, С. О работе с музыкально одаренными детьми [Текст]/ С.О.Савшинский. // Вопросы музыкальной педагогики, - М.: Музыка.

Уважаемые коллеги!

Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» для вас издает научно-методический журнал Вестник «Орлеу» - kst.

На страницах нашего журнала выступают учёные Казахстана, России и других стран, педагоги - новаторы нашей области.

Мы готовы сотрудничать с вами, публиковать мнения учёных по интересующим вас проблемам.

Журнал предоставит вам возможность размещать статьи по различным вопросам педагогической науки и инновационной практики, что необходимо педагогам для повышения квалификационной категории.

Журналу присвоен знак ISSN 2312-8399.

Журнал включен в подписной каталог Казпочты, его индекс - 74783. Стоимость годовой подписки: для города - 4531,80 тенге (6 месяцев - 2265,90 тенге ); для района и села - 4546,28 тенге (6 месяцев - 2273,14 тенге ).

Мы сделали стоимость подписки на журнал доступной для наших читателей.

Для подписчиков размещение статей бесплатно. Авторам статей, не подписавшимся на журнал, стоимость публикации 1500 тенге.

Электронные варианты журналов выставляются на сайте института www.orley-kost.kz.

Убедительно просим Вас подписаться и организовать подписку на журнал в коллективе.

Редакционный совет

По вопросам издания статей обращайтесь по телефону 54-32-66 и электронному

адресу izdat#£>orley-kost.kz

_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.