Занятия театральной деятельностью помогают ребенку развить свои интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности и трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями повышают самооценку детей. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, способствуют развитию координации и сформированности общей моторики.
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.
Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность - составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения.
Анализ результатов, полученных в конце исследования, показал, что в результате формирующего обучения в экспериментальной группе были успешно решены задачи по формированию музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с целью гармонизации личности, и предложенная методика оказалась эффективной. Внедрение формирующей методики в практику дошкольного музыкального воспитания и обучения в дошкольных учреждениях Кировского района Ленинградской области подтвердило это.
А. А. Алексеева
О развитии ладогармонического мышления учащихся детских музыкальных школ
Произведения современных авторов прочно вошли в учебные программы детских музыкальных школ. Введение ребенка в мир современной музыки стало актуальнейшей задачей фортепианной педагогики. Содержательная сторона детской музыки обогатилась новыми образами, новой тематикой. Изучение маленьким пианистом этой литературы требует освоения новых интонаций, иного ха-
263
рактера мелодии, постижения новых ладогармонических и ритмических средств музыкального языка, новых фактурных особенностей, новых принципов формообразования и т. д.
Как известно, в творчестве композиторов XX в. ладогармониче-ское мышление претерпело значительные изменения: больше внимания стало уделяться различным народным ладам, стали создаваться новые, искусственные лады, чрезвычайно обогатился и гармонический язык. Возникла необходимость развития у детей ла-догармонического мышления, учитывая данные возрастной и педагогической психологии.
Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего пианиста тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой.
Музыкальное мышление - сложное понятие, являющееся самостоятельной темой для исследований, которая неоднократно затрагивалась в музыкальной психологии и педагогике и подлежит дальнейшему изучению. Музыкальное мышление имеет свою специфику, заключающуюся в своеобразном триединстве, которое может быть определено как слухо-чувство-мысль. В этой специфике нельзя обойтись без слухового компонента, как нельзя избежать осознания логики строения и развития музыкального материала; в то же время все это неразрывно связано с эмоциональной реакцией, с самим переживанием музыкального звучания.
Если мы задумаемся о смысле понятия «музыкальное мышление», то должны будем отметить, что эта категория имеет свои специфические качества, ибо это мышление оперирует звуковыми представлениями. Одновременно ему присущи и все те особенности, которые характеризуют музыкальное мышление как процесс психический.
Мыслительный психический процесс на разных возрастных этапах имеет свои особенности, свои закономерности. У учащихся I-II классов еще не сформирована сама логика мыслительного процесса: синтез I (первичное восприятие) - анализ - синтез II (вторичное восприятие, более полное и глубокое, обогащенное анализом). Среднее звено этого процесса - анализ - у 7-9-летних детей оказывается свернутым. Поэтому становится необходимой специально организованная работа по тренировке мыслительного процесса, которая будет вести ученика в «зону ближайшего развития», налаживать и совершенствовать его аналитико-синтетическую мыслительную деятельность и формировать его умственные умения. Иначе его интеллектуальное развитие надолго затормозится.
264
Само же развитие мыслительных умений зависит прежде всего от освоения учащимися представлений и понятий, причем процессы образования понятий тесно связаны с обобщением, поэтому одним из положений системы обучения стало повышение уровня теоретических знаний и включение необходимых терминов в учебную деятельность, начиная уже с первого класса.
Однако для развивающего, воспитывающего обучения, кроме раннего введения специальных терминов, необходимы еще и специальные методы работы с учебным материалом, которые будут формировать у ребенка рациональные умственные действия. Как известно, степень владения ими является одной из отличительных черт высокого уровня умственного развития человека.
К наиболее эффективным для умственного развития учащихся действиям с учебным материалом по системе начального обучения относятся следующие операции: разнообразные сравнения и сопоставления, разнообразные формы анализа одного и того же учебного содержания. Большое значение придается также различным формам обобщений: группировке однородных явлений, классификации по категориям, выводам, выражению в краткой форме основного содержания изучаемого, установлению разнообразных связей и зависимостей и т. д. К эффективным действиям относятся и различные формы переконструирования учебного материала, и систематическое усложнение заданий, и повышение требований в отношении самостоятельности. Все эти действия, операции, методы могут быть с успехом применены в работе над музыкальным произведением, которое для учащегося музыкальной школы как раз и выступает в роли учебного материала.
Следует учесть, что приводимые данные возрастной психологии помогают выявлять разные этапы постижения ребенком действительности. Так, если учащегося младших классов привлекают к себе отдельные проявления действительности, его восприятие носит по преимуществу конкретный характер, то со временем развивается его наблюдательность, восприятие становится более глубоким, осознанным. Педагогу, знающему особенности возрастного развития, станет легче разобраться в индивидуальных проявлениях личности каждого его ученика. Такой педагог сможет лучше осуществлять развивающее обучение, ибо он будет сознательно и целеустремленно вести учащегося в «зону его ближайшего развития», поднимая его восприятие, сознание на новый, более высокий уровень. И чем сложнее будет художественный образ музыкального произведения, тем более сложной станет и мыслительная деятельность обобщения, анализа, сравнений и т. д.
265
Как уже говорилось, для музыкального искусства XX в. стало чрезвычайно характерным употребление различных ладов - как старинных, народных, так и новых, искусственных. Изменение, расширение ладовой сферы привело к обогащению мелодического языка новой интонационностью. Перед педагогом встает задача: так подбирать репертуар и так вести работу, чтобы постепенно, но постоянно раскрывались для ученика новые мелодические интонации и богатые выразительные возможности лада.
Аналогичная задача встает и в отношении гармонического языка. В творчестве современных композиторов гармония стала более разнохарактерной, красочной, в ней чаще встречаются различные диссонирующие созвучия - интервалы, аккорды. Если в произведениях традиционного репертуара ребенок встречается с диссонансом, который сопровождается разрешением, то в современных произведениях он сталкивается с диссонирующими созвучиями, которые уже не требуют и не получают разрешения, а выступают как самостоятельное художественное средство.
Так, введя термины интервалов и постоянно работая с ними на практическом учебном материале, педагог формирует у начинающего музыканта первые обобщенные музыкальные понятия, которые, будучи неразрывно связанными с ясными слуховыми впечатлениями и обостренной эмоциональной реакцией, позволяют приобщать ученика к миру выразительных средств музыкального языка. А развитая активная реакция слуха на ладотональную сторону организации музыки современных пьес позволит найти ребенку нужные исполнительские интонации, понять и передать художественную суть музыкального образа.
Так, «изнутри», из самой организации музыкального материала (ладотональной, гармонической, структурной), а не только по «внешним» признакам - исполнительским указаниям в нотном тексте (динамическим, артикуляционным и др.), ребенок учится постигать язык музыки, его выразительный смысл, его художественную логику. Происходит формирование первых «музыкально-теоретических познавательных навыков» (Г. Г. Нейгауз).
К концу младшего школьного возраста познавательные психические процессы претерпевают существенные изменения. Перестраивается восприятие (из малорасчлененного, малоосознаваемого оно становится более анализирующим, дифференцирующим и целенаправленным, принимая характер организованного наблюдения), а мыслительный процесс теперь можно охарактеризовать как деятельность размышления по преимуществу, запоминание преобразуется в целенаправленное и произвольное усвоение и т. п. Считаясь с
266
возможностями ребенка, педагог должен создавать условия для упражнения и функционирования новых психических особенностей.
Педагог подводит ребенка к более осознанному усвоению принципиально важного положения - указания на исполнительские приемы (динамика, штрихи), которые никогда не являются чем-то внешним, случайным, они всегда имеют глубоко музыкальную причину, проистекают из особенностей строения произведения, зависят от его музыкального языка и призваны помочь донести до слушателя задуманный композитором и исполнителем музыкальный образ.
Если педагог, введя тот или иной музыкальный термин, постоянно работает с ним, выявляет его новое художественное значение в каждом произведении путем анализа, сравнения с ранее пройденными произведениями, то у ребенка музыкальные понятия (слуховые впечатления, получившие название) все более и более углубляются, проясняются, обретают системность и становятся тем слуховым и понятийным материалом, которым он начинает оперировать сам, опираясь на который, он учится размышлять о музыке, делать свои выводы и умозаключения.
Так, осознавая «происходящее» в музыке, ученик яснее понимает, глубже, полнее чувствует характер музыкального образа, что дает толчок и к его самостоятельным осознанным поискам исполнительских нюансов, интонационной выразительности, т. е. развивает в нем исполнительско-творческое начало.
Как известно, современная музыка чрезвычайно богата всевозможными фоническими эффектами. Индивидуальная краска отдельного звука, интервала, гармонии, лада, тональности - вот на что педагог каждый раз направляет слуховое внимание маленького музыканта. Но если среди произведений традиционного детского репертуара было мало пьес, где красочная сторона звучания играла решающую роль в раскрытии художественного образа, то за последние годы современными композиторами создано большое количество таких сочинений.
Ведущей движущей силой психического развития учащихся 56-7 классов остается познавательная потребность, которая выступает как внутреннее содержание самого процесса психического развития. Основные новообразования в личности подростка - это становление его самосознания и самостоятельности. Именно в этом возрасте должны в значительной степени сформироваться такие способности мыслительной деятельности, как способность абстрагировать и обобщать учебный материал, сравнивать и рассуждать, делать выводы и доказывать; поэтому перечисленные формы мыс-
267
лительного процесса становятся ведущими, преобладающими в учебной работе.
Педагог должен постоянно помнить о том, что становление самостоятельности ученика связано с накоплением, осмыслением и применением его собственного опыта. Сами же знания к этому времени приобретают все более высокий уровень обобщенности, оформляются в системность, обретают межпредметные связи. Детям этого возраста доступно уже более глубокое осмысление, например закономерностей формы и принципов формообразования; возможен и необходим выход их знаний на уровень жанра и стиля, жанровых и стилевых признаков и черт.
В своих занятиях с учеником педагог должен постоянно помнить о тех формах мыслительного процесса, которые необходимо систематически включать в ход работы над музыкальным произведением, чтобы развивать, формировать способность к самостоятельному мышлению.
Только разобравшись в сложном языке произведения, в выразительности новых интонаций мелодии и гармонии, в формообразовании, ученик сможет постичь художественный образ музыкального произведения, а следовательно, тем самым справиться с исполнительскими задачами.
Итак, мы рассмотрели возможный путь работы по развитию музыкального мышления. Введение ребенка в новый мир ладогармо-нического языка - серьезная проблема, и каждый вдумчивый педагог будет искать свои пути решения этой задачи.
268