Научная статья на тему 'Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе'

Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF WOULD-BE TEACHERS / MUSIC AND PEDAGOGICAL DIMENTION OF A MUSIC TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / A PERSON'S PROFESSIONAL DIMENTION / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Лушников Виктор Александрович

Рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов будущих педагогов-музыкантов. Освещаются результаты экспериментального исследования по формированию и развитию музыкально-педагогической направленности студентов, которая понимается как фактор их профессионального самоопределения.The article of the problem of professional training of students future teachersmusicians considered. Highlights the results of experimental research on the formation and development of musical-pedagogical orientation of students, which is seen as a factor of their professional identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Лушников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе»

Рис. Пример использования в учебном процессе графического редактора «Компас 3D»

добиться уникальных результатов в обучении. Все это способствует тому, что студенты начинают думать объемно.

Качество усвоения студентом материала дисциплины можно проверить при помощи тестовых заданий, требующих анализа и обобщения изученного матери-

ала. Для организации тестирования используется пакет SunRav Test Office Pro. Созданная тестовая база охватывает все темы инженерной графики, позволяет не только проверить усвоение студентами текущего материала, но и подготовить их к интернет-тестированию.

Высшее образование сложно представить без практического использования в учебном процессе достижений научно-технического прогресса. Обучение с использованием современных интерактивных средств является наиболее интенсивной формой обучения. Новые технологии способствуют активизации исследовательской деятельности студентов, расширяют творческие возможности преподавателей и обучаемых, повышают качество обучения.

Литература

1. Королев Ю.И., Устюжанин С.Ю. Инженерная графика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.

2. Талалай П.Г. Компьютерный курс начертательной геометрии на базе «Компас 3Э». СПб.: БХВ - Петербург, 2010. 608 с.

УДК 368

Л.Ю. Боликова, В.А. Лушников,

Педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета

Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе*

Улучшение профессиональной подготовки учителя является ключевой задачей педагогики, решение которой определяет стратегические направления развития образования. В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования приведены результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенного Министерством образования и нау-

ки Российской Федерации в 2012 году. В частности, в нем констатируется факт, что результаты приема и обучения студентов по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании двойного негативного отбора. Речь идет о том, что в педагогические вузы поступают не са-

мые лучшие (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие их выпускники. Причинами такой ситуации является комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом.

Среди проблем, решение которых является предметом рассмотрения Концепции, выделяют-

* Статья публикуется по рекомендации В.В. Полукарова, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.

© Боликова Л.Ю., Лушников В.А., 2014

Рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов. Освещаются результаты экспериментального исследования по формированию и развитию музыкально-педагогической направленности студентов, которая понимается как фактор их профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза, профессиональная направленность личности, музыкально-педагогическая направленность педагога-музыканта.

The article of the problem of professional training of students - future teachers-musicians considered. Highlights the results of experimental research on the formation and development of musical-pedagogical orientation of students, which is seen as a factor of their professional identity.

Key words: teacher's professional training, professional self-determination of would-be teachers, a person's professional dimention, music and pedagogical dimention of a music teacher.

ся по своему значению вопросы улучшения качества подготовки учителей. Повышение уровня педагогического образования сдерживают устаревшие методы и технологии обучения, недостаточное время, отводимое на практику и стажировку будущих учителей, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и реальными потребностями школы, неудовлетворительное использование деятельностного подхода при подготовке студентов, их слабое вовлечение в научные исследования, плохое ресурсное оснащение учебного процесса. Эта проблема во многом возникла из-за того, что система подготовки педагогов многие годы не менялась, накапливала недостатки, а не устраняла их [5].

В то же время педагогическая наука всегда уделяла пристальное внимание профессиональной подготовке учителя. В частности, академиком В.А. Сластёниным и представителями его научной школы обоснованы современное понимание проблем педагогического образования, направления научных исследований и практической деятельности в области профессиональной педагогики. Разработанная его научной школой концепция педагогического образования, предусматривающая индивидуально-творческий подход к формированию личности учителя, сегодня актуальна как никогда. Поскольку учитель должен быть личностью, обладающей профессиональной компетентностью, наделенной особым типом профессионального сознания, ориентацией на развитие ученика как личности, индивидуальности, субъекта познания, труда и общения; личностью, являющейся образцом Наставника, Учителя, Ученого [7].

Можно констатировать, что идеи научной школы В.А. Сла-стёнина нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах

высшего педагогического образования через определение профессиональных задач, которые должен уметь решать выпускник вуза в соответствии с видами его профессиональной деятельности [8]. В данном контексте нельзя не согласиться с тем, что на современном этапе интегральной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие учителя как субъекта профессиональной деятельности. Одной из характеристик субъектности учителя выступает направленность на реализацию самостроительства личности в профессиональном и иных отношениях - самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации и др. [7].

Еще одной задачей, поставленной в Концепции поддержки педагогического образования, являются вопросы «входа в профессию». В их числе - отсутствие возможностей для отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности, на специальности и направления подготовки учителей [5]. Это связано с незрелостью выпускников общеобразовательных школ, не сумевших из-за недостатка знаний и опыта сделать профессиональный выбор к моменту поступления в высшее учебное заведение, что ставит пе-

ред учреждениями педагогического образования задачуоргани-зации профессионального самоопределения студентов.

Заметим, что в настоящее время у ученых не существует единой позиции в понимании сущности профессионального самоопределения.

Нам близка позиция Э.Ф. Зе-ера, который видит назначение профессионального самоопределения в самостоятельном и осознанном согласовании профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также в нахождении смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Он считает ядром профессионального самоопределения осознанный выбор личностью будущей профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Э.Ф. Зеер также говорит о том, что профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, определяет его как важную характеристику социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Ученый подчеркивает, что актуализация профессионального самоопределе-

ния личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, получение квалификации, увольнение и др. [4].

Наше представление о профессиональном самоопределении личности состоит в том, что мы считаем его длительным, характеризующимся стадийностью субъективно-объективным процессом согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием профессии и требованиями рынка труда, отражающими социальное развитие личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации [2].

Определение этапов профессионального самоопределения неоднозначно. Ученые по-разному определяют начало профессионального самоопределения. Его продолжительность одни исследователи связывают с периодом обучения в школе, а другие говорят о том, что профессиональное самоопределение реализуется в период профессиональной деятельности и заканчивается в момент выхода на пенсию [3].

Большинство ученых считают, что профессиональное самоопределение детей начинается уже с раннего возраста во время игр и его этапы соотносятся с этапами возрастного развития и становления личности. Особое место в данной периодизации занимает период ранней молодости (16-23 года), когда большинство юношей и девушек получают профессиональное образование в учреждениях разного уровня и профиля. Как показывают наши многолетние наблюдения, у первокурсников, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», зачастую преобладают мотивы приобретения профессионального образования не по направлению подготовки, а по профилю обучения (около 90% студентов факультета иностранных языков называют мотивом

профессионального выбора желание освоить иностранный язык, 98% студентов - будущих учителей музыки хотят подготовиться к исполнительской деятельности, будущие учителя русского языка и литературы мечтают о литературном творчестве и др.). Некоторые из них разочаровываются в сделанном выборе учебно-профессионального поля [1].

Одним из способов самоутверждения молодых людей в сделанном профессиональном выборе является целенаправленное формирование у студентов профессиональной направленности.

В течение 2009-2012 годов нами проводилось исследование по формированию и развитию музыкально-педагогической направленности у студентов педвуза - будущих учителей музыки. Оно было организовано на факультете начального и специального образования Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (в настоящее время - факультет педагогики, психологии и социальных наук Пензенского государственного университета).

Результаты теоретического этапа исследования, состоящего в комплексном анализе педагогической, психологической, методической, музыкальной литературы, обобщении и систематизации подходов к пониманию сущности профессиональной направленности, ее структуры, определении собственной позиции в отношении содержания музыкально-педагогической направленности, а также путей и способов ее формирования и развития в условиях педагогического вуза, позволили определить музыкально-педагогическую направленность как разновидность профессионально-педагогической направленности учителя музыки.

Нам представляется необходимым привести доказательства того, что термин «музыкально-пе-

дагогическая направленность» имеет право на существование.

Как известно, направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Профессиональная направленность появляется на определенном этапе развития личности (как правило, в юности), становится центральным личностным новообразованием, которое формируется, с одной стороны, в результате многомерного социально-нравственного, профессионального, личностного самоопределения и в процессе осуществления трудовой или учебной профессиональной деятельности, а с другой - само обусловливает и самоопределение, и деятельность. [6, с. 61], что позволило нам рассматривать ее как фактор профессионального самоопределения.

Объективно-предметное содержание профессиональной направленности педагога-музыканта определяется особенностями как профессии, так и специальности, поскольку его профессиональная деятельность направлена на развитие, обучение и воспитание детей с помощью музыки. Ни одна другая педагогическая специальность не испытывает столь сильного влияния собственной специализации на предметную деятельность учителя. На учет содержания преподаваемого предмета указывает и И.Ф. Харламов [2, 4]. Значимыми для нас были также результаты, полученные М.В. Бакановой в ходе проведения диссертационного исследования на тему «Формирование и развитие профессиональной направленности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку с использованием информационных технологий». Ею было убедительно доказано, что специфика профессиональной деятельности находит выражение в содержании профессиональной направленности, в частности ее структурных компонентов - мо-

Таблица

Критерии и показатели сформированности музыкально-педагогической направленности будущих педагогов-музыкантов

Компонент Содержание Показатели

Мотивационный Цель выбора профессии и специальности; мотивы учения, самораскрытия и самоутверждения в профессионально-педагогической деятельности и адекватность восприятия себя как профессионала; степень убежденности в собственной пригодности как профессионала-музыканта и профессионала-педагога Выбор профессии; сфор-мированность профессиональных мотивов; личная заинтересованность в освоении музыкального исполнительства; овладение специальными знаниями, музыкальным языком и музыкальной речью

Эмоционально-волевой Система ценностных ориентаций при выявлении отношения к труду, окружающему миру, людям и др.; характер отношения к будущей профессии; удовлетворенность выбором профессии и специальности; особый характер эмоциональных переживаний, связанных с восприятием музыкального искусства и овладением исполнительским искусством; уровень сформированности интереса и склонность к музыкально-педагогической деятельности Положительно-ценностное отношение к профессии педагога и музыкальному искусству как профессионально значимому предмету; стремление к самостоятельному получению и углублению имеющихся знаний и умений;развитие собственной музыкальной культуры

Когнитивно-деятельностный Осведомленность о будущей профессии; характер деятельности студентов в учебном процессе при изучении специальных музыкально-педагогических дисциплин; осознание необходимости освоения музыкально-исполнительского искусства для успешного овладения профессией и специальностью; систематическая подготовка к занятиям Степень систематичности труда; проявление самостоятельности, творчества, инициативности, самоорганизации; применение полученных знаний и умений в собственной музыкально-педагогической деятельности

тивационного, эмоционально-волевого, когнитивно-деятельност-ного [1]. Опираясь на результаты ее исследования, мы определили комплекс показателей сформиро-ванности музыкально-педагогической направленности будущих педагогов-музыкантов, который в дальнейшем позволил нам выявить динамику уровня сформиро-ванности данного качества в процессе экспериментальной работы (табл.).

В рамках эксперимента по формированию и развитию музыкально-педагогической направленности студентов - будущих педагогов-музыкантов в образовательном процессе вуза поэтапно решались следующие задачи.

На первом этапе, то есть на этапе констатирующего эксперимента, с помощью критериально-диагностического инструментария была проведена первичная диагностика и определен исходный уровень сформированности музыкально-педагогической направленности будущих педагогов-музыкантов. Поскольку группы педагогов-музыкантов весьма малочисленны, то диагностикой были охвачены 50 студентов, обучающихся на всех пяти курсах. В результате эксперимента было установлено, что уровень сфор-мированности музыкально-педагогической направленности студентов соответствовал низким и средним показателям.

На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты с 1-го по 4-й курс включительно. Формирование, а также развитие музыкально-педагогической направленности обучающихся происходило целенаправленно и постоянно. Для достижения цели были использованы возможности учебных дисциплин профессионального цикла как базовой, так и профильной части. Если в ходе изучения педагогики и психологии формировались основы профессионально-педагоги-

ческих знаний и умений, то учебные дисциплины профильной части, такие как «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Управление хором», «Управление ансамблем», «Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта» и другие, позволяли каждому студенту постепенно развивать когнитивно-деятель-ностный компонент музыкально-профессиональной направленности. В формировании и развитии эмоционально-волевого компонента большую роль играла самостоятельная работа студентов, в задачи которой входило не только совершенствование собственного исполнительского мастерства, но и работа в период производственной практики в общеобразовательных школах города и области. Как правило, во время пе-

дагогической практики каждый из студентов принимал участие в подготовке школьного хора или ансамбля к участию в творческих конкурсах. Именно такая работа формировала у студентов ценностное отношение к профессиональному труду школьного учителя музыки, побуждала повышать как собственное исполнительское мастерство, так и умение руководить музыкальным развитием школьников.

Для формирования мотиваци-онного компонента музыкально-педагогической направленности преподавателями в полной мере использовались воспитательные возможности, которые предоставляли музыкальные коллективы, где занимались студенты. Так, автором настоящей статьи был организован оркестр, попасть

в который стремились все студенты-инструменталисты. Был проведен конкурсный отбор, коллектив превратился в группу единомышленников, которые позаботились о втором его составе. В процессе занятий каждый из оркестрантов примерял на себя роль руководителя-педагога.

В результате каждый следующий курс прибавлял в показателях сформированности музыкально-педагогической направленности, что позволяет говорить об эффективности экспериментальной работы по организации профессионального самоопределения студентов.

Литература

1. Баканова М.В. Формирование и развитие профессиональной направленности студентов вузов в процессе

обучения иностранному языку с использованием информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. 26 с.

2. Боликова Л. Ю., Маткова Э. Г., Суворова В.О. Социокультурный комплекс как фактор профессионального самоопределения школьников // Пензенская школа - школа социального действия. Материалы регион. науч.-практ. конф. Ч. 1. Пенза: ИНФО, 2010. С. 98-103.

3. Боликова Л.Ю., Суворова В.О. Как подготовить школьника к выбору профиля обучения: метод. пособие для учителей и классных руководителей общеобразовательных школ. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. 240 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд. М.: Академический проект, 2005. 336 с.

5. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект).

6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.

7. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.А. Сластёнина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Развитие личности. 2008. № 2. С. 8-19.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»).

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». М.: УЦ Перспектива, 2013. 224 с.

УДК 376

Х.М. Шахбанова,

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Основные формы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях

Рассматриваются формы воспитательной работы, проводимой в воспитательных колониях с несовершеннолетними осужденными, и возможные изменения в области воспитания, которые могут быть введены в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: воспитательный центр, несовершеннолетние осужденные, лишение свободы, уголовно-исполнительная система, концепция реформирования, режим отбывания наказания.

The article considered the forms of educational work in educational colonies with juvenile offenders and potential changes in the field of education, which can be introduced in the process of reforming the criminal-executive system. Key words: educational centre, minors condemned, imprisonment, criminal and executive system, the reforming concept, a mode of serving of punishment.

В настоящее время в России идет процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, который должен завершиться в 2020 году. Изменения коснутся и деятельности воспитательных колоний, которые будут перепрофилированы в воспитательные центры.

Федеральной службой исполнения наказания взят курс на усиление воспитательной и психолого-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти и институтов гражданского общества.

© Шахбанова Х.М., 2014

Признана необходимой более детальная, тщательная и целенаправленная работа с этой категорией осужденных, прививающая

им уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, способствующая повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.