УДК 658.562
формирование и развитие модели
самооценки качества жизни населения
а. ю. сизикин,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономического анализа и качества E-mail: sizikin@bk.ru
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
В статье систематизированы теоретические подходы проблем качества жизни и благосостояния населения, формирующие концепцию улучшения качества жизни. Предложена схема построения модели процессов самооценки качества жизни по критерию «безопасность — качество» посредством развития индикаторов качества жизни и соответствия данной цели экономической модели качества жизни.
Ключевые слова: безопасность, индивидуум, качество жизни.
В последнее время научные, государственные, экономические и политические круги все большее внимание начинают уделять обсуждению проблем качества жизни российского общества.
Показателями повышения внимания к вопросам качества жизни являются публикации в различных периодических изданиях, проведение научно-практических конференций, форумов и семинаров, разработка программ улучшения качества жизни на уровне субъектов Российской Федерации, выдвижение ряда инициатив по разработке федеральной программы качества жизни. Более того, специалисты Всероссийского научно-исследовательского института научной эстетики (ВНИИТЭ) предлагают в качестве общенациональной идеи взять идею повышения качества жизни россиян [3]. Следует отметить Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором в качестве главной цели ближайших лет выделяется достижение принципиального улучшения качества жизни людей, роста их благосостояния [11].
В общественно-политической практике и в науке отсутствует единый подход к пониманию «качества жизни», к системе индикаторов, позволяющих его оценить. Отсюда нечеткость и произвольное толкование этого термина, отождествление понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Не сформулированы и цели улучшения качества жизни как на уровне Федерации, так и на уровне регионов [5]. Понятие качества и уровня жизни не однозначны. Каждый из них предполагает фиксирование изменяющихся стандартов качества проживания и определенных достигаемых нормативов. Академиком РАН Д. С. Львовым сформулированы подходы к пониманию качества жизни человека. Они заключают в себя не только размер денежного содержания за счет зарплаты, пенсий, пособий, но и всю социальную инфраструктуру жизнеобеспечения. Это жилье и его комфортабельность, транспортное обслуживание, развитие туризма, отдыха, обучения, охрана здоровья и многое другое, что в целом оценивается посредством поля индикаторов качества жизни (ИКЖ) [8].
В экономической теории существует спектр модификаций понятия качества жизни (КЖ), появление которых обусловлено сложным комплексным характером этого феномена, развивающегося в рамках парадигм качества: философской — 1789—1849 гг.; механистической — 1849—1896 гг.; кибернетической — 1896—1938 гг.; системной 1952—1989 гг.; информационной — с 1989 г. (см. таблицу) [4].
Для оценки и контроля КЖ проводят соответствующие экономические измерения и формируют ИКЖ, которые целесообразно разделять на диф-
Динамика понятийного аппарата термина «качество жизни»
Автор, год Формирование термина «качество жизни» Парадигма качества Категория
Дж. Форрестер, 1971 г. Качество жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей (результат комбинации различных статистических величин: уровня преступности, безработицы, доходов и потребления и т. д.) Системная Статическая социально- экономическая
А. С. Тодоров, 1980 г. Качество жизни — комплексная интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах, выражающая степень его социальной свободы, возможностей всестороннего развития, совокупность культурных и духовных ценностей, представленных в его распоряжение Системная Статическая социально-экономическая
Р. Джонсен, 1982 г. Качество жизни — субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-то дефицитов Системная Статическая социально- экономическая
ВОЗ, 1988 г Качество жизни — восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума Системная Статическая социально- экономическая
Н. Ф. Реймерс, 1991 г. Качество жизни — совокупность природных и социальных условий, обеспечивающих или не обеспечивающих комплекс здоровья человека — личного и общественного, т. е. соответствие среды жизни человека его потребностям; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности Информационная Статическая философская
A. Е. Когут, B. Е. Рохчин, 1994 г. Качество жизни — интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, свободы, социального и духовного развития человека Информационная Статическая философская
Энциклопедический социологический словарь, 1995 г. Качество жизни — социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, занятиях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и т. д. Информационная Статическая философско-социологическая
Н. А. Агаджанян, 1996 г. Качество жизни — системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности общества и его экономическое развитие, а также оценка удовлетворения системы потребностей для оптимальной жизни человека, включая понятие счастья Информационная Статическая философская
Д. Ж. Маркович, 1998 г. Качество жизни — наличие благоприятной в экологическом плане окружающей среды и демократически организованной социальной среды Информационная Статическая социально- экономическая
А. Г. Базарова, 2001 г. Качество жизни — интегральное понятие, характеризующее соответствие (или несоответствие) многокомпонентной системы среды жизни объективным нормам и субъективным потребностям территориальной общности Информационная Статическая социально- экономическая
А. О. Каракотова, 2002 г. Качество жизни — социально-философская категория, выполняющая важную роль в социально-философском познании Информационная Статическая социально- философская
Р. Фатхутдинов, 2003 г. Качество жизни — системное понятие, характеризующее конечный результат прежде всего качества работы, законодательной, исполнительной и судебной власти государства. Это понятие интегрирует факторы, определяющие, с одной стороны, перспективность и эффективность законов, стратегий и организаций развития общества, а с другой — фактический
Окончание таблицы
Автор, год Формирование термина «качество жизни» Парадигма качества Категория
уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, уровень его интеллектуального, культурного и физического развития, степень обеспечения комплексной безопасности жизни и ее продолжительность Информационная Динамическая социально-экономическая
Т. В. Гаврилова, 2004 г Качество жизни — интегральное явление, зависящее от многих факторов, в том числе от здоровья человека, социально-экономических, экологических, культурных и других условий его жизнедеятельности, а также от субъективного отношения индивида к различным сторонам своей жизни Информационная Статическая социально-философская
ференциальные и интегральные. В основу такой классификации положен субъектно-объектный признак, по которому выбор ИКЖ осуществляется потребностью устойчивого развития общества с учетом самооценки КЖ. Дифференциальные ИКЖ базируются на параметрах объективных условий и процессов жизнедеятельности, однако до настоящего времени на практике не существует нормативно установленной номенклатуры таких ИКЖ и критериев их оценки как на уровне РФ, так и на уровне субъектов. Разработкой данной системы ИКЖ на государственном уровне занимается ВНИИТЭ. На
Повышение эффективности индикаторов качества жизни населения
Повышение качества образования
«
« я я я 8
я о ч и о
а
^ ¡3
и Я
я «
я Я
и я
Щ S3
я о
я м
о Я
С va
О
Обеспечение физического и морального здоровья нации
И
I
а &
га
я я
и ff
8 о
о
5 о Н х
6 I & «
С =Я
2 °
я я
я а
и t^
2
§ и
я я 8
а
Оптимизация инвестиций в
образование -
Инвестиции в человеческий
Конкурентоспособный инновационный продукт
микроуровне развития субъектов рынка и мезоуров-не субъектов РФ система дифференциальных ИКЖ формируется в рамках соответствующих программ управления КЖ на базе конкурентоспособных инновационных ресурсных продуктов (рис. 1).
Процессы качества жизни формируются за счет системного объединения экономических интересов индивидуумов, объединенных в соответствующие команды качества по стратегии управления состоянием функционирования системы менеджмента качества (СМК) предприятий и организаций. Такие личные экономические интересы отображаются по информации собственных характеристик интереса. Классификация собственных характеристик по признаку качества выделяет следующие основные характеристики: а) мотив, стимул, побудитель к деятельности; б) отношение индивидуума к самому себе; в) побудительные мотивы хозяйственной деятельности (рис. 2).
Мониторинг дифференциальных и интегральных ИКЖ целесообразно осуществлять в виде «контрольной карты» качества по Шьюхарду, геометрический образ которой представлен на рис. 3.
Для построения «контрольной карты» ИКЖ должен быть представлен в виде: ИКЖ<Е [ИКЖ
Расширение производства и повышение его эффективности
5
° S я я
Я я
h ё ^ о
§ в. к £
Привлечение инвестиций в производство
Рис. 1. Воздействие инновационных продуктов на индикаторы качества жизни
. , ИКЖ ],
min maxJ'
где ИКЖ . , ИКЖ — ми-
^ min max
нимальное и максимальное значения ИКЖ.
Рис. 2. Схема сценарного моделирования экономического интереса индивидуума: О — институциональная оболочка, отражающая стандарты качества жизни; Я — ядро феноменологии качества жизни; ЗС — зоны синергизма; I — сценарный сектор ключевых компетенций предприятий и организаций; II — сценарный сектор формирования и развития человеческого капитала; III — сценарный сектор мотивации хозяйственной деятельности индивидуума
Рис. 3. Геометрический образ «контрольной карты» самооценки ИКЖ: 1, 2, 3 — верхний, средний и нижний уровни ИКЖ соответственно; 4 — изменение ИКЖ во времени; 5, 6 — ИКЖ вне зоны вариации: оперативное принятие управленческих решений
Данные уровни ИКЖ (см. рис. 2) должны быть выбраны из статистических данных за 3—5 предыдущих лет путем усреднения.
Ключевые компетенции предприятий и организаций как собственные характеристики экономических интересов индивидуумов представляют собой оригинальное, эффективное сочетание нематериальных активов индивидуумов команд качества, при этом нематериальные активы, привлеченные в хаордическом развитии, превращаются в механизм
Рис. 4. Схема развития нематериальных активов: СО — системообразующие нематериальные активы; СР — системоразвивающие нематериальные активы;
РНА — результирующие нематериальные активы в виде ¿'-образной кривой развития
повышения «зрелости» СМК качества жизни. С этой точки зрения нематериальные активы делятся на 3 группы [9]:
1-я группа — системообразующие: права собственности, квоты, лицензии, сертификаты, дотации, льготы и т. п.;
2-я группа — системоразвивающие: а) инновационные продукты, «ноу-хау» индивидуальных изобретателей, предпринимательский талант; б) инновационные системы и методы управления, инновационные финансовые инструменты;
3-я группа — результирующие: торговая марка, предпринимательская репутация, «бренд» и т. п. (рис. 4).
Нематериальные активы накапливаются посредством синергетического взаимодействия интеллектуальной собственности индивидуумов, реализующих личные экономические интересы. Эти интересы направлены на комплементарное согласование жизненных циклов индивидуумов, предприятия, продукции/услуг и СМК жизни (рис. 5).
На рис. 6 приведена модель владения, пользования и распоряжения интеллектуальной собственностью и исключительными правами индивидуума.
Процессы качества жизни (ПКЖ) формируются за счет системного объединения ¡-х процессов
п
качества жизни (ПКЖ.) индивидуумов: ПКЖ = и
ПКЖ, где и — знак объединения; . = 1, п; п — количество индивидуумов.
На рис. 7 приведена схема сценарного моделирования процессов самооценки качества жизни.
Внутренние и внешние процессы качества жизни ПВВ и ПВН (рис. 7) выполняют роль аттракторов хаордического развития, позволяющих регулировать
- 71
Качество развития
УКР
Т1
Т2
ИС ИП
г i к г
в у-у вп
г ¿ к г
п пп
к 1 г к 1 г
р РП
Рис. 5. Жизненный цикл качества развития предприятий и организаций:
1 — жизненный цикл СМК; 2 — жизненный цикл индивидуума; 3 — жизненный цикл предприятий и организаций; 4 — жизненный цикл качества продукции; £р £2, Бу £4 — ^-образные кривые качества
(положительная фаза развития); Ss, Б6, £7, — ^-образные кривые качества (отрицательная фаза качества развития); УКР — устойчивое качество развития на временном лаге: Дт = т2 — тр т — продолжительность жизненного цикла, лет
Рис. 6. Структура модели владения (В), пользования (П) и распоряжения (Р) интеллектуальной собственностью и исключительными правами индивидуума: ВП — владение продукцией; ПП — пользование продукцией; РП — распоряжение продукцией; ИС — интеллектуальная собственность; ИП — исключительное право; КИ — качество индивидуума
П,в в
'0\
Рис. 7. Схема сценарного моделирования процессов самооценки качества жизни: Я — ядро схемы, сформированное качеством индивидуумов; О1, О2 — институциональные оболочки, организованные стандартами качества жизни; ПВН — г-й внутренний процесс качества жизни в виде ^-образной кривой развития; ПВН — 7'-й внешний процесс качества жизни в виде ^-образной кривой развития
и гармонизировать процессы качества жизни в соответствии с институциональными требованиями.
Внутренние процессы качества жизни, как правило, идентифицируются посредством экономической модели (рис. 8) [7].
При этом социальная эксклюзия — явление родственное бедности и депривации. Она хотя и не является аналогом абсолютной бедности или
72-
недостаточного уровня потребления благ, но создает возможности негативных изменений как во «внутреннем кольце» составляющих качества жизни, так и во «внешнем». Достаточно вспомнить о таких ее проявлениях, как временная безработица и появление «воронок» и «спираль неудач». Социальная включенность и социальный капитал, наоборот, позволяет быстро встраиваться в производственные отношения, реализовать свои умения и таланты в экономике. Более того, не следует забывать, что завышенная приоритетность частной деятельности также лишает индивида возможностей удовлетворения социальных потребностей, обеспечиваемых социальным капиталом. Таким образом, между экономическими формами проявления взаимодействия с социальной окружающей средой и процессом создания экономических благ, а также уровнями доходов индивидов существуют достаточно сложные обратные взаимосвязи, требующие постоянного поддержания их баланса.
Доход от использования интеллектуальной собственности и исключительных прав нематериальных активов индивидуумов, объединенных в команды качества предприятий и организаций, идентифицируется (оценивается) по их информационной стоимости, поскольку конвергенция качества жизни
7
«Внутреннее кольцо» составляющих качества жизни
Здоровье
Окружающая природная среда
Образование
Окружающая социальная среда
Экономические формы проявления составляющих «внутреннего кольца»
Человеческий капитал в форме образования и здоровья
Социальный капитал и социальная эксклюзия как форма депривации
«Внешнее кольцо» составляющих качества жизни
Трудовая деятельность (создание экономических благ)
Доход (крайняя форма проявления - бедность)
Потребление экономических благ
Рис. 8. Экономическая модель качества жизни
осуществляется через информацию отображения собственных характеристик нематериальных активов индивидуумов, удовлетворяющих институциональным требованиям стандартов качества жизни.
Креативным представителем информационной теории стоимости является К. Вальтух, который предлагает отождествлять «количество информации», овеществленное в нематериальных активах индивидуумов со стоимостью активов. Информационная теория стоимости К. Вальтуха опирается на ряд фундаментальных утверждений [2].
Утверждение 1. Стоимость, создаваемая определенным видом труда в единицу времени, растет с квалификацией (интеллектуальностью, качеством, сложностью) этого вида труда индивидуума организации.
Утверждение 2. Чем выше квалификация определенного вида труда, тем настоятельнее
требование объединения индивидуумов в команды качества, способных выполнить этот высококвалифицированный труд.
Утверждение 3. Чем выше квалификация определенного вида труда, тем (как правило) выше уровень оплаты этого вида труда.
Труд высокой квалификации в командах качества предприятий и организаций, как правило, содержит элементы поиска, креативности, изобретательства на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), творчества и принятия решений, выделяя индивидуума как лице принимающее решения (ЛПР). Этот труд сопряжен с обработкой больших объемов информации и генерацией формализованных и неформализованных знаний. «Количество информации», т. е. «информационная стоимость», создаваемая высококвалифицированным трудом команды качества в единицу времени, будет больше, чем «количество информации», создаваемое менее квалифицированным трудом индивидуума вне команды качества.
По К. Вальтуху, именно высококвалифицированная часть предприятий и организаций, т. е. команды качества, создают максимальную стоимость за единицу времени. При этом К. Вальтух приводит математические расчеты и методами математической логики доказывает, что команды качества получают максимальное вознаграждение за свой труд по стоимости (ценности) благодаря наличию (владению) у каждого индивидуума как члена команды качества нематериальных активов [2]. Это позволяет также повысить качество внешних процессов качества жизни за счет создания фонда развития этих процессов на длительном временном горизонте. Информационную теорию стоимости К. Вальтуха подтверждает Ю. Осипов [10], который выдвигает стоимость (ценность) в качестве основополагающей системообразующей социально-экономической категории. В целом трактовки понятия «стоимость» условно подразделяют на «энергетические» и «информационные» теории стоимости. В обоих случаях делается попытка приписать стоимости свойства природы, создать стоимость либо с количеством энергии, либо с количеством информации.
\Ръ ¡Рк
_____1 1 1 : 1
3° Затраты
Рис. 9. Схема минимизации рисков безопасности и конкурентоспособности процессов качества жизни: ЗО — оптимальные затраты
Подобные взгляды не новы. Еще Д. Белл отмечал, что «с сокращением рабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знания и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В этом смысле, как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества» [1]. Другой исследователь информационной экономики Т. Сакайя [12] писал: «Ныне мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знанием». И далее: «продукция, ... подтверждающая доступность ее владельцу высших знаний, информации и мудрости, должна обладать тем, что я называю ценностью (или стоимостью), созданной знанием (knowledge value)».
Важность категории «информация» для экономической науки осознается достаточно давно. Первым, кто выдвинул идею об информационной природе стоимости товаров, был болгарский ученый
И. Николов. Автором информационной теории стоимости является К. Вальтух (2001). Суть ее в том, что в основу стоимости и как результата труда, и как редкости объективно может быть положена информация. Рассмотрение экономических отношений как процесса выработки и распространения информации характерно для сторонников австрийской школы (Ф. Хайека) [13]. На важность учета информационной асимметрии агентов рынка указывают исследования сторонников эволюционного и неоинституционального подхода в экономике. Р. Ай-рес, поставив вопрос о труде как информационном процессе, прямо отрицал возможность объяснения цен на основе информации, а Д. Егоров проанализировал математическую функцию со свойствами, позволяющими служить мерой информации [6].
Информационная теория стоимости (ценности) внутренних и внешних процессов качества жизни находит свое отражение (идентифицируется) в СМК жизни по уровню зрелости (результативность процессов качества жизни).
При этом все семейство процессов качества жизни должно соответствовать требованиям безопасности (технические регламенты качества жизни) и показателям конкурентоспособности (стандарты и условия качества жизни, программы и договоры качества жизни и др. документы по качеству жизни). Возникающие риски в системе экономической динамики безопасности (РБ) процессов качества жизни и их конкурентоспособности (РК) минимизируются в рамках затратной теории стоимости (ценности) вклада индивидуума в СМК жизни (рис. 9).
Подобный подход позволяет сформировать структуру модели процессов самооценки качества жизни по критерию «безопасность — качество» (рис. 10), а также соответствующий организаци-
s я
& е
Постоянное улучшение СМК по критерию «безопасность - качество» жизни
Ответственность руководства
Менеджмент качества
TV
1Z.
Менеджмент рисков
Измерение, анализ, улучшение
1Z.
Процессы жизненного цикла индивидуума
Выход
т/
Рис. 10. Структурная модель процессов самооценки качества жизни по критерию «безопасность -качество»
Рис. 11. Структурная схема организационно-экономического механизма реализации модели
самооценки процессов качества жизни по критерию «безопасность — качество»: PDCA и SDCA — циклы Деминга — исполнительные механизмы [Р — plan (планирование); S — standard (стандартизация); D — do (выполнение); C — control (контроль); A — action (действие)]; УВр УВ2, УВ3, УВ4, УВ5, УВ6, УВ7 — управляющие воздействия
онно-экономический механизм ее реализации на практике (рис. 11).
Таким образом, формирование и развитие модели процессов самооценки качества жизни по критерию «безопасность — качество» (см. рис. 10, 11) позволяют реализовать «пирамиды» повышения качества и уровня конкурентоспособности инновационных продуктов и жизни населения региона через континуум эволюционных перемен по самооценке ИКЖ (рис. 12).
Список литературы
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [Электронный ресурс]. URL: http://lib. socio. msu. ru.
2. Вальтух К. К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики. М.: Янус-К, 2001.
3. Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики: официальный сайт. URL: http://www. vniite. ru.
- 75
Рис. 12. «Пирамиды» качества инновационных продуктов (а) и качества жизни общества (б)
4. Гаврилова Т. В. Принципы и методы исследования качества жизни населения // Технология качества жизни. 2004. Т. 4. № 2. С. 1—11.
5. Добрынин А. И. Качество жизни — критерий реформирования экономики // Экономика и управление. 2004. № 2. С. 152—155.
6. Егоров Д. Г. Информация и стоимость // Финансы и кредит. 2007. № 7. С. 58—64.
7. Кормышев В. В., Герасимов Б. И., Спиридонов С. П. Качество жизни как основной критерий в выборе между экономическим ростом и экономическим развитием // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Вып. 14. С. 197—203.
8. Львов Д. С. Вернуть ренту народу (резерв для бедных). М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2004.
9. Ольховский В. В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций. М.: Изд-во РАГС, 2008.
10. Осипов Ю. М. Теория хозяйства: в 3 т. Т. 1. М., 1995.
11. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.
12. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: «Academia», 1999. С. 348.
13. Хайек Ф. Рыночная экономика. [Электронный ресурс]. URL: http://www. bibliotekar. ru.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 721-85-75 Http:/www.fin-izdat.ru
e-mail: post@fin-izdat.ru