Научная статья на тему 'Команды качества как интеллектуально-креативный базис развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций'

Команды качества как интеллектуально-креативный базис развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / КОМАНДА / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин А.Ю.

В статье предложена методика оценки интеллектуального капитала и принципы формирования команд качества предприятий и организаций, позволяющие осуществить развитие и мониторинг моделей самооценки менеджмента качества для выявления интеллектуально-креативных резервов повышения качества работ, продукции и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сизикин А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Команды качества как интеллектуально-креативный базис развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций»

УДК 65.018

КОМАНДЫ КАЧЕСТВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫЙ БАЗИС РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

И ОРГАНИЗАЦИЙ

А. Ю. СИЗИКИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества Е-mail: sizikin@bk.ru Тамбовский государственный технический университет

В статье предложены методика оценки интеллектуального капитала и принципы формирования команд качества предприятий и организаций, позволяющие осуществить развитие и мониторинг моделей самооценки менеджмента качества для выявления интеллектуально-креативных резервов повышения качества работ, продукции и услуг.

Ключевые слова: интеллект, креативность, команда, менеджмент, качество, предприятие, самооценка.

В настоящее время при повсеместном бурном развитии информационных технологий все большее значение в конкурентной борьбе начинает принимать скорость получения информации предприятием и скорость распространения этой информации внутри предприятия, а как итог - возможность восприятия этой информации сотрудниками предприятия.

В 2009 г. была опубликована новая версия стандарта ИСО 9004, которая предусматривает модель устойчивого (или постоянного) успеха организации в условиях сложной и постоянно меняющейся среды. Эта редакция является уже третьей по счету с 1987 г. Стандарт разработан для поддержания организаций в достижении устойчивого, постоянного и непрерывного успеха. Стандарт можно применить для организаций любого размера и любого вида деятельности. По сравнению с ИСО 9001:2008, который говорит о менеджменте качества в отношении продуктов и

услуг в целях удовлетворенности требований потребителей, ИСО 9004:2009 представляет собой более широкую перспективу применения менеджмента качества, особенно в части улучшений. Стандарт позволяет организациям улучшить качество продукции и услуг путем внедрения самооценки и дает возможность организации определить эффективность ее уровня зрелости, лидерства, стратегии, системы менеджмента, обеспечения ресурсами и функционирования процессов, определить слабые и сильные стороны, возможности для улучшения или внедрения новых технологий. Самооценка может стать ключевым элементом стратегического планирования любой организации [4].

Самооценка - удобный, работоспособный инструмент, который должен позволить предприятию определить свои конкурентные преимущества и выявить и устранить имеющиеся недостатки. В качестве объекта самооценки может выступать не только личность, но и организация в целом и ее структурные подразделения.

Самооценка является подходом, который позволяет руководству предприятия в конкретных числовых показателях анализировать текущую деятельность предприятия, делать анализ на будущее, обеспечивая на каждом этапе развития качественный менеджмент. Таким образом, создание конкурентоспособной продукции становится прерогативой предприятий, способных органи-

зовать действительно эффективное управление, которое в значительной степени определяется уровнем осознания роли и степенью вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов нематериального характера, составляющих основу так называемого интеллектуального капитала [3].

Под интеллектуальным капиталом профессор Л. Эдвинссон понимает особое соединение человеческого капитала (реальные и потенциальные интеллектуальные способности, а также соответствующие практические навыки работников промышленного предприятия) и структурного капитала (составляющие капитала компании, задаваемые такими специфическими факторами, как связи с потребителями, бизнес-процессы, базы данных, бренды и IT-системы). Это способность трансформировать знания и нематериальные активы в факторы (ресурсы), которые создают богатство (и соответствующую стоимость), за счет особого эффекта от умножения человеческого капитала на структурный.

Трансформация подобных ресурсов осуществляется за счет выявления и формирования интеллектуально-креативных резервов менеджмента качества промышленного предприятия, основанного на методологии стандартов ИСО 9000:2008 и концепции всеобъемлющего менеджмента качества -TQM (Total Quality Management). Более того, капитал и знания предприятия, как правило, увязываются с проблемой наполнения компоненты М3 (man) концепции шести М (М1 - исходное сырье, материалы -materials; М2 - машины, оборудование - mashines; М3 - персонал - man; М4 - методы - methods; М5 -измерения - metrology; М6 - окружающая среда -media) за счет привлечения и развития высококвалифицированных человеческих ресурсов (бизнес-таланты) с поиском двумя сторонами результативных механизмов партнерства (с одной стороны, промышленное предприятие, с другой - талант).

Наиболее эффективным и массовым методом активизации человеческого фактора являются кружки качества, появившиеся в 1962 г. в Японии и получившие широкое распространение в мире. Кружок качества является небольшой группой работников одного и того же цеха (отдела, офиса), занимающихся на добровольных началах проблемами управления качеством. Эта небольшая группа работает на постоянной основе в рамках общей деятельности в области управления качеством, обеспечивая процесс саморазвития и взаиморазвития его членов, совершенствование деятельности на своем рабочем

участке посредством повсеместного применения методов управления качеством. Кружки качества призваны решать одновременно две задачи: массовое обучение работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции и использование творческих способностей персонала для решения проблем в области качества [2].

При внешней простоте концепции кружков качества их внедрение требует коренного изменения стиля и культуры руководства, а это достаточно сложная задача, так как для решения основных задач, стоящих перед кружками качества, руководствуются следующими принципами:

- саморазвитие;

- добровольность;

- групповая деятельность;

- участие всех служащих в работе кружков;

- применение методов управления качеством;

- взаимосвязь с рабочим местом;

- деловая активность и непрерывность функционирования;

- взаиморазвитие;

- атмосфера новаторства и творческого поиска;

- осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

Интеллектуальное промышленное предприятие представляет собой юридически самостоятельный хозяйствующий субъект, функционирующий в условиях информационной парадигмы качества, для удовлетворения потребностей общества, акционеров, работников и служащих в целях производства продукции (работ, услуг), качество которой определяется информацией совокупности ее собственных характеристик, выполняющих требования технического регламента РФ и международных стандартов качества. Причем самооценка менеджмента качества интеллектуального промышленного предприятия соответствует процедурам национальной премии за качество.

Изучение интеллектуальных промышленных предприятий показало, что они лучше всего приспосабливаются там, где предприятие находится в состоянии порядка на грани хаоса, в котором мера устойчивого постоянства неразрывно связана с гибкой адаптацией. Это приводит к тому, что эволюционный, запланированный, медленный и упорядоченным образом меняющийся кайзен-про-цесс менеджмента качества, ускоренный в обычном мышлении, усилен революционными, быстрыми

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя Ъ ЪР^тжгсх*

новшествами, крупными достижениями (кайрио-процессы менеджмента качества), внедренными в незапланированное, спонтанное мышление.

Постоянное движение системы менеджмента качества (СМК) промышленного предприятия от хаоса к хаордическому порядку осуществляется по модели IWRAM: I - индивидуальные вклады (inputs), W- совместная работа (work), R - результат (resolve), А - коррективы (alignment),M- контроль (monitoring). При этом команда качества проявляет внимание к тому, чтобы оперативно выявить погрешности, постоянно контролируя все процессы СМК. Также циклическая модель контроля ведет к новому уровню понимания проблем качества и новой информации, который также должен быть проработан и разрешен, чтобы перейти к общему пониманию необходимости нового действия, поэтому контроль и управление продолжаются до следующего цикла постоянного обновления «обучение - новация» [5].

Команды качества формируют и развивают систему менеджмента качества, периодически оценивая состояние качества продукции путем самооценки менеджмента качества по модели делового совершенства с поиском интеллектуальных резервов, увеличивающих интеллектуальный капитал промышленного предприятия и обеспечивающих при этом также получение соответствующего си-нергетического эффекта.

Интеллектуальный капитал ИК промышленного предприятия, как правило, оценивается по формуле Тобина [8]: ИК = РЦ / ЦЗ, где РЦ - рыночная цена промышленного предприятия на основе данных о его капитализации; ЦЗ - цена замещения реальных активов предприятия (здания, сооружения, оборудование и запасы). Чтобы признать предприятие интеллектуальным, необходимо выполнение условия ИК > 7. Стоимость команды качества, формирующая ядро РЦ, определяется по модели индивидуальной стоимости члена команды качества [7]: РС = УС'Р ; Р = 1 - Р ; АИТ = УС - РС = РС-Р ,

о' т о' т'

где РС - ожидаемая реализуемая стоимость; УС - ожидаемая условная стоимость; Ро - вероятность того, что член команды качества останется работать на предприятии через некоторый промежуток времени; Рт - вероятность ухода члена команды качества, или показатель текучести кадров; АИТ - альтернативные издержки текучести. При этом для команды качества справедлива теорема Р. Коуза об отсутствии трансакционных

издержек, поскольку для создания команды качества не имеет значения правовая система ее организации, поскольку члены команды договариваются, не неся никаких издержек, о приобретении, подразделении и комбинировании прав так, чтобы в результате увеличилась ценность промышленного предприятия.

Для реализации этого методического подхода необходима оценка членов команды качества промышленного предприятия по нескольким параметрам.

Коэффициент исполнительности:

К = 1 -

1 - Мн + 0,05^/

М,,

где Мн - количество мероприятий по качеству, не выполненных в установленный срок; 0,05 - постоянный коэффициент; I п - сумма дней опозданий; Мк - количество мероприятий по качеству, стоящих на контроле в исследуемом периоде. Эффективность использования затрат времени:

Кэ = 1 - П,

э Ф

где Кэ - коэффициент эффективности; П - потери времени; Ф - общий фонд времени.

Коэффициент рациональности использования рабочего времени К:

Кр = 1 ^ л/ (Дфакт З1план )

~п / - Д[ V /фа

/ =1

где п - количество видов работ по качеству;

/ = 1, п;

З. факт - фактический удельный вес /-го элемента затрат рабочего времени;

З/план - плановый удельный вес 1-го элемента затрат рабочего времени.

Общая оценка степени рациональности использования рабочего времени: К* = КэКр.

Показатель эффективности труда члена команды качества Эк в зависимости от качества реализации управленческих решений:

т п

Эк = 1 -IКн 1г + £Кв.к Q},

¿=1 .7=1

где т - число некачественных работ;

Кн - количество работ с недостаточным уровнем качества;

I. - уменьшение коэффициента качества работы (0,01 < I < 0,2);

п - число высококачественных работ;

Кв к - количество работ с высоким уровнем

качества;

Q. - увеличение коэффициента качества работы

(0,01 < Q] < 0,2).

Качество труда члена команды самооценки оценивается следующим образом: - предельная оценка - оценка сверху [1]:

К = К + К* + Э;

т max к'

вероятностно-статистическая оценка:

Кт =у1 к 2 + К '2 + Эк2.

Выбор расчетной формулы определяется уровнем развития менеджмента качества промышленного предприятия.

Результаты увеличения интеллектуального капитала АИК промышленного предприятия оцениваются по процедурам [1] самооценки качества труда членов команды качества предприятия по следующим показателям:

- образование и ученая степень - 5 баллов;

- знание иностранных языков - 5 баллов;

- стаж работы в команде: 2 года - 1 балл, но не более 10 баллов в сумме;

- виды и сложность работ, проведенных за последние 3-5 лет - максимально 30 баллов;

- степень самостоятельности в выполнении работ по качеству - 10 баллов;

- отношение к труду - 10 баллов;

- внедрение работ в систему менеджмента качества - 10 баллов;

- публикации - 9 баллов;

- получение новых знаний и умений - 10 баллов;

- индивидуальные особенности, влияющие на работу (коммуникабельность, креативность и пр.) - ± 5 баллов.

Максимально возможная сумма составляет 100 баллов, при этом каждый балл как бы соответствует одному проценту. Реализация такой методики позволяет выявить полные затраты на производство продукции заданного уровня качества с учетом затрат на менеджмент качества: (ИК+АИК) + а (ИК+АИК), где - объем производства продукции; а, в = const.

Функцию в (ИК + АИК) необходимо считать монотонно убывающей, так как с ростом интеллектуального капитала возрастает эффективность менеджмента качества предприятия. Кроме того, целесообразно считать ее непрерывно дифференцируемой, что позволяет записать условие монотонного убывания функции в (ИК + АИК) через отрицательность ее производной. Минимум затрат на качество достигается в некоторой внутренней точке интервала изменения (ИК ± АИК), поэтому

& (ИК ± АИК) + а (ИК ± АИК) = 0, из которого

можно получить формулу (ИК ± АИК) = .

Выявление интеллектуальных резервов менеджмента качества промышленного предприятия осуществляется по результатам компарирования (сравнения) результативности процедур моделей делового совершенства, сформированных российской и европейской премиями качества, причем процедуры первой характеризуют оценку результативности резервов сверху, поскольку в ней в полном объеме отражена роль человеческого фактора в развитии менеджмента качества промышленного предприятия.

При этом для того, чтобы индивидуум как член команды качества получил знания чего-либо, должны быть соблюдены следующие необходимые и достаточные условия:

- знания - истина (условие истинности);

- индивидуум должен верить что знания - истина (условие веры);

- вера индивидуума в истинность знаний должна быть доказуема (условие доказанности). Команды качества формируют самооценку

СМК промышленного предприятия на базе комплементарного объединения линейных и нелинейных принципов управления качеством (см. таблицу) [6].

При использовании принципов управления процессами самооценки СМК промышленного предприятия ее качество характеризуется показателем результативности системы менеджмента качества Пр. При этом СМК промышленного предприятия становится надсистемой менеджмента, а структура самооценки дополняется денежными доходами от использования нематериальных активов (интеллектуальной собственности) членов команды качества.

Структура системных индикаторов индивидуума самооценки менеджмента качества, работающего в командах качества, запишется в виде

Пд.и =

Д Jf) + ДНМА (t) ' 1 + r

1 + Ko(t) + Х k (t)

где Пд и - перманентный доход индивидуума, работающего в командах качества промышленного предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дсд - среднедушевой доход индивидуума; ^ - дискретное время;

ДНМА - дивиденды нематериальных активов индивидуума;

г - ставка дисконтирования;

Ко - индекс развития человеческого потенциала

индивидуума;

1=1

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РПЯ ъ ЪР^тжгсх*

35

Принципы управления самооценкой менеджмента качества Основные принципы линейного управления | Основные принципы нелинейного управления

Гносеологические принципы

Принцип вычислительного подхода:

- сведение функций познания к функциям абстрактного интеллекта (интеллект вне тела);

- игнорирование процесса филогенеза и онтогенеза когнитивных функций;

- мыслительные операции строятся по принципу символического представления - аналог: обработка символов в компьютере;

- креативность - гносеологический инструмент, божий дар;

- мышление - процесс последовательных преобразований типа эквивалентной редукции

Принцип познания как монолога. Коммуникации необязательны. Формальное знание, субъект-объектные отношения

Принцип отражения: истина как гносеологическая категория. Соответствие (адекватность, правильность) вещей и мышления (Парменид, Анаксимандр, Аристотель). Все действительное разумно (истинно) (Г. Гегель)

Стимул для активации мышления (сознания) как разрыв порядка (логический разрыв, когнитивный диссонанс, разрыв-размыкание (Э. де Боно, Л. Флетчер) Логическое противоречие (парадокс) в управленческом решении - признак его неэффективности. Хаос - это ошибка, катастрофа. Наличие хаоса трактуется как поломка системы, ее выход из-под контроля. Система управляется детерминированными, а не вероятными отношениями. Социальный идеал - диктатура, казарма. Ошибки в процессе мышления и управления негативны и недопустимы

Управление - это наука и искусство решения проблем (Р. Акофф, Д. Дернер и др.). Решение проблем как избавление от негативного эффекта (ретроцель). Критерий - оптимальное решение проблемы. Отделение мышления (сознания субъекта) от бытия (практических действий) - тейлоризм в управлении. Неклассический тип рациональности Случай как возможность, непознанная закономерность (неконструктивнаяроль): китайская стратагема «увести овцу легкой рукой» - воспользоваться подвернувшимся случаем, промахом противника (X. фон Зенгер) Имплицитные негативные эффекты как объективный результат развития системы. Оптимальное управленческое воздействие не образует побочных (в том числе отдаленных) негативных эффектов

Принцип единственности решения (конвергентное мышление) - гипотеза о существовании единственного правильного решения. Задачи конвергентного типа имеют жесткую структуру, ответ должен быть выведен из исходной информации. Нацеливание на ответ. Каждая проблема имеет единственное решение, количество вызовов соответствует количеству ответов (X. Ортега-и-Гассет)

Принцип познающего тела:

- познание телесно - зависит от строения тела (функциональных особенностей) и способностей восприятия и движения в пространстве;

- познание ситуационно;

- познание и его развитие осуществляются в действии. Содержание познания субъекта адекватно его телесным потребностям и когнитивным способностям и установкам;

- познавательные системы - динамические и самоорганизующиеся;

- креативность - онтологическая потребность, инкрементальный процесс, одновременно инструмент, в том числе и психофизиологический;

- мышление - процесс нарушений логической эквивалентной редукции

Принцип познания как диалога (полилога). Коммуникация обязательна для эволюционирующих систем. Личностное знание (М. Поляни), субъект-субъектные отношения Принцип узнавания: истина как гносеоонтологическая категория - процесс, конструкция: истина не локализована ни в высказывании, ни в познавательных способностях, она заключается в нашем бытии в мире (М. Хайдеггер). То, что существует, не может быть истинным (Э. Блох) Мотив для активации мышления (подсознания, как разрыв хаоса (паралогический разрыв - доминанта), разрыв -замыкание

Противоречие. Доля хаоса, необходима для получения эффективного управленческого решения. Хаос необходим системе, в том числе и для генерации новой информации. Принцип парадоксальной креативности - наиболее эффективные решения парадоксальны. Социальный идеал -сетевое гражданское общество. Обратная связь вместо неудачи (возможность ошибки закладывается в стратегию управления). Ошибка как новая возможность Управление - это наука и искусство достижения целей, соответствующих возможным состояниям (аттракторам) системы. Достижение целей как достижение позитивного эффекта (позитивная цель). Критерий - не столько оптимальное решение, сколько оптимальная цель. Включение мышления в бытие (управление). Постклассический тип рациональности Случай как необходимость (конструктивная роль) перевода неустойчивой, неравновесной системы в новое стабильное качество (И. С. Добронравова). Креативный поиск (конструирование) случая

Имплицитные негативные эффекты как субъективный результат самоорганизации кумулятивных побочных результатов деятельности. Даже самое эффективное управленческое воздействие есть причина будущих имплицитных проблем

Принцип множественности решений (дивергентное мышление). В неравновесных и неустойчивых системах конкретных решений множество. Число вызовов опережает число ответов

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ

Продолжение таблицы

Основные принципы линейного управления Основные принципы нелинейного управления

Существуют аналогичные проблемы - незначительное исходное отличие не влияет на вывод (результат): решения по прямой аналогии эффективны. Принцип аналогии -парадигма линзы (Д. Бом): каждая точка оригинала с высокой степенью механической точности соответствует точке образа. Четкость границ восприятия Принцип уникальности - любая проблема уникальна. В сильно неравновесных системах незначительное исходное воздействие (изменение) ведет к принципиальным изменениям в исследуемой системе (сильная зависимость от начальных условий). Вывод: решения по прямой аналогии неэффективны. Принцип подобия (фрактальности) - бесконечно разнообразное в конечном (Б. Мандельброт). Парадигма голограммы (Д. Бом, Г. Хакен): самоорганизация по части немеханического динамического целого. Нечеткость границ восприятия

Чем больше информации о системе (объекте), тем лучше. Сначала вопросы, потом идеи - желание получить дополнительную информацию и понять проблему в полной мере ведет к стереотипизации ее видения (Д. Цезерани) Принцип ограниченной для решения информации - собирайте в основном ту информацию, которая важна для достижения цели, а не выяснения, в чем проблема. Уясните свои конечные цели перед сбором информации. Что бы вы стали делать с информацией, если бы владели ею в полном объеме? Ищите концепт-информацию и экономию мышления: наиболее экономичное, абстрактное представление фактов (Э. Мах, Авенариус). Отказ (хотя бы частичный) от построения общих теорий, а сосредоточение на частичном объяснении динамики, например психоанализ 3. Фрейда как методика, а не теория. Отказ от полноты физической картины мира не является принципиальным (А. Эйнштейн). Идеи - не вопросы. Не нужно много информации, чтобы начать предлагать идеи. Лучше пусть идеи множатся, отсекаясь из-за недостатка информации, чем сдерживаются избыточностью информации

Прямое физическое (вещественно-полевое) воздействие эффективнее информационного. Стремление разрешить все противоречия прямым физическим воздействием (принципом лома). Информационное воздействие в основном в форме команд - информативность и ограниченность, контроль за выполнением не обязателен (баллистическое решение, методизм и т. д.). Экономное логичное представление информации Косвенное информационное воздействие эффективнее прямого физического. По мере перехода к более высоким уровням иерархии физическое взаимодействие сменяется информационным и сопровождается возникновением и эволюцией кода, языка, технологий коммуникаций. Неэкономное избыточное интуитивное представление информации (взрыв вовнутрь)

Сознательное элиминирование разнообразия, мешающего устойчивости системы: меньше разнообразия, больше устойчивости. Максимизация информации, оптимизация диссипации, минимизация разнообразия Элиминирование однообразия, сковывающего развитие, а не обеспечивающего устойчивость системы. Больше разнообразия - меньше устойчивости. Максимизация энтропии, минимизация диссипации, сохранение достаточного многообразия

Поддержание порядка в системе требует внешних воздействий (внешний порядок) и изоляции (закрытые системы). Для поддержания порядка нужны затраты средств и энергии. Жизнь - это борьба за порядок и симметрию (С. Бир). Логичность - это стабильность, равновесность, иерархичность. «Железный занавес», система секретности, запрет на выезд за границу - примеры изоляции. Природу нужно охранять от человека. Экологический идеал - заповедник. Тоталитарное общество. Изоляция, конкуренция -основа порядка. Война всех против всех (Т. Гоббс). Отсутствие фузности бизнес-процессов - закрытые системы Поддержание порядка за счет самоорганизации, саморазвития. Изоляция останавливает развитие и разрушает систему (открытые системы). Изоляция системы приводит к ее деградации - уменьшению разнообразия и дезорганизации, увеличению внутренней энтропии. Здоровое государство открыто потокам товаров, капиталов, информации. Изоляция в науке ведет к застою. Сетевое общество. Партнерство, альянсы, хотя бы частичные и временные (Л. Эссекс, М. Касей). Принцип панетрации - учет фуз-ности процессов диффузии, трансфузии, эффузии, вирус-ности и интрузивности. Тенденция замены концентрации диффузией (Э. Тоффлер)

Оценка полученных вариантов решения осуществляется путем поиска доводов за найденное решение Принцип критической рациональности. При оценке полученных вариантов пользуйтесь методом обращения (генерации антирешений). Один принципиальный минус перевешивает тысячу принципиальных плюсов - не ищите подтверждения, ищите опровержение

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

37

Вопросы управления 40 (247) - 2011

Продолжение таблицы

Основные принципы линейного управления Основные принципы нелинейного управления

Принцип лучевой концентрации результата. Возможен результат без потерь Принцип диагональной координации. Диагональность конечного полезного результата виртуальной корпорации - компенсаторный менеджмент (Л. Никулин)

Внутренняя эффективность как дисконтированное отношение результата к затратам, игнорирование потерь и упущенной выгоды Кросс-эффективност, как дисконтированное отношение результата к сумме затрат и упущенной выгоды. При поиске решения проблем ориентируйтесь на будущее (С-цели), ищите как можно больше идеальных решений, соответствующих С-целям. Подумайте, как найти оптимальные пути достижения цели, когда начинаете все с нуля. Как можно было бы усилить ваше решение через некоторое время? По мере реализации нынешних решений пользуйтесь будущими решениями для намеченных С-целей. Максимально приближайте сегодняшнее решение к идеалу. Уступите в тактическом (локальном) результате, выиграв в стратегическом (принцип наименьшего действия М. Планка)

Оптимальность как максимальная эффективность при определенных (внутренних и внешних) условиях, в руслах на определенном отрезке времени (горизонте) Принцип максимальной эффективности-дивергентности (Р. Остеррайх) - много различных возможностей с высокой вероятностью успеха в «джокерах»

Эффективность полного конечного линейного баллистического решения. Линейное решение как стрела последовательности действий Принцип постоянных и своевременных усовершенствований (точечных резонансных воздействий) - повышение жизнеспособности решений. Запланируйте точку возврата к проблеме. Формируя сегодняшнее решение, ориентируйтесь на следующие шаги. Вносите корректировки до того, как произойдет сбой. Нелинейное (циклическое) решение

Принцип суперпозиции управления. Результат прямо пропорционален затраченным усилиям. Больше врачей - больше здоровых. Больше полиции - больше порядка. Свойства системы являются суммой свойств ее частей. Больше плановости - больше организованности Принцип нелинейности управления. В процессе самоорганизации у решения появляются новые свойства, которые не сводятся к простой сумме свойств решений этой системы. Типологически правильно организованное малое воздействие (резонансное воздействие) может быть гораздо более эффективно, чем сильное воздействие, примененное не в то время и не в том месте

Мотивационная ограниченность, информативность. Ориентация на общие ценности, линейное стимулирование. Внешний стимул, сдерживающая сила (понятие динамической модели, анализ сил) Заинтересованность, побуждение (Л. Эссекс, М. Касей). Принцип заинтересованности (человеческого фактора). Дайте каждому, кто вовлечен в процесс принятия решений и кого затрагивают решения (кто заинтересован в переменах), возможность внести свой вклад в разработку и реализацию решений. Не пытайтесь преодолевать сопротивление, вызовите интерес к получению результата. Уйдите от информативности, перейдите к убеждению, вовлечению. Форма следует за людьми - главный принцип реинжиниринга бизнес-процессов (М. Робсон, Ф. Уллах). Человек как создатель информации. Невосполнимость интеллектуальных потерь. Дифференциальный подход, нелинейное стимулирование при одновременном расширении системы ценностей. Одновременность, параллельность воздействия. Внутренние противоречия (внутренний мотивационный конфликт), самоорганизация

В основе управления системами лежит изучение обратных связей и целенаправленное поведение, управление извне (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон) - субъект-объектные отношения (кибернетика) В основе управления лежит познание механизмов эволюции, самоорганизации и саморазвития систем, управление изнутри (П. Друкер, Ф. Янсен и др.) - субъект-субъектные отношения

Детали важнее целостности - идеал полноты системы Целостность за счет деталей - идеал системной целостности

Продолжение таблицы

Основные принципы линейного управления

Основные принципы нелинейного управления

Онтологические принципы

Объективируемость бытия. Конкретный информационный каркас проблемы, а не ее переживание, оживляющее проблему снаружи вас, а не внутри. Материальность, стационарность (состояние - атрибутивность). Поведение и окружение определяют убеждения, формируют систему ценностей

Необъективируемость бытия (проблема наблюдателя, мышление бытия - поэтическое мышление, метафоры). Хороший менеджер не занимается управлением (Р. Фарсон). Субъект и среда. Виртуальность, динамичность (процесс - реляционность). Идентификация, убеждения определяют поведение. Система определенных (больше порогового значения) ценностей формулирует поведение

Хаос первичен, порядок вторичен. Порядок как цель привносится извне. Хаос возникает сам по себе. Хаос внешнего мира противостоит порядку системы, стремясь его нарушить. Энтропия возрастает (С. Бир)

Порядок первичен, хаос вторичен. Всему в мире изначально присуще упорядочение. Эволюция подчинена ведущим параметрам порядка. Порядок - разнообразие, организованное в структуру. Уменьшение энтропии

Структура исследуемой системы задается извне как цель, любые цели в системе достижимы. Возможные состояния системы не зависят от ее внутренней структуры. Порядок может возникнуть только из порядка, планирование - решающий этап. Нет ничего невозможного. Достижение любой четко определенной цели - вопрос усилий и времени. Достижение локальной ключевой цели важно само по себе. План - закон. Плановая экономика эффективнее стихийной, рыночной

Возможные состояния системы (цели) обусловлены ее внутренней структурой. Достижимы не какие угодно состояния, а только определяемые свойствами самой системы, структурой ее организации (У Матурана, Ф. Варела). Прочие решения будут либо недостижимы, либо неустойчивы. Система может менять свои цели, переходить в точке бифуркации из области притяжения одного аттрактора в область притяжения другого. Достижение локальной ключевой цели через глобальное видение (субоптимизация и ориентация на конечную сверхцель). План - аттрактор системы

Классическая аксиома генерации целей: цель определяется наличными средствами

Постклассическая аксиома генерации целей. Цель - не проблема. Цель - больше наличных средств

Принцип линейной системности - все вокруг нас представляет собой закрытые, линейные, квазиравновесные системы, эволюционирующие к внешней цели

Принцип нелинейной системности - все вокруг нас представляет собой открытые, нелинейные, неравновесные системы, эволюционирующие к более устойчивому внутреннему состоянию-аттрактору. Стремитесь к структурной и метрической устойчивости решений

Элиминирование стохастичности и нелинейности реальности (объекта и субъекта), линеаризация и перевод их в причинно-следственные связи и равновесность. Основа социально-экономической (линейной) организации: линеаризованная иерархичность пространства решений, равно-вестность систем, планируемость (детерменированость) желаемых результатов (целей), возможная обратимость управленческих решений

Сознательное регулирование самоорганизующихся процессов для достижения устойчивого развития систем. Основа социально экономической (нелинейной) организации: неравновесностъ систем, нелинейность, стохастичность результатов управления, необратимость управленческих решений

Единообразие, последовательность эффективнее разнообразия. Одна партия, одна религия, один язык, одна научная школа. Единообразие есть одно из проявлений порядка. Один объект - одна теория. Малые отклонения влекут малые изменения

Большое разнообразие - залог жизнеспособности (принцип разнообразия У Эшби). Сложность системы противостоит среде, уравновешивает ее. Для самоорганизации разнообразия не должно быть меньше критического. Более разнообразные сообщества более устойчивы. Один объект - множество взаимно дополняющих теорий

Поведение системы предопределено начальными условиями. Успех или неудача обусловлены верными (совместными) или неверными начальными условиями

Принцип уникальности поведения системы (малые флуктуации могут усиливаться). Малые изменения в начальных условиях в критической точке бифуркации могут решительно изменить результат. Исчезает понятие траектории. Случайный выбор запоминается, закрепляется, происходит возникновение новой информации

Принцип централизации - канонический принцип менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд)

Принцип децентрализации - сохранение автономии мышления (управления) и поведения при признании надындивидуальной логики (Ж.-Ф. Лиотар, К.-О. Апель)

Принцип перманентного эволюционного усложнения структур в процессе управления (законы развития систем)

Принцип инволюции - упрощение и усиление подвижности структур исследуемых (управляемых) систем в процессе управления

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР*?жг(Ъ4

39

Окончание таблицы

Основные принципы линейного управления Основные принципы нелинейного управления

Принцип непрерывности и ритмичности развития процессов. Понятие траектории Принцип бифуркации - вероятность резких переходов от одной метаустойчивости (аттрактора) к другой значительно выше в нелинейных, неравновесных системах, что связано с самоорганизацией (И. Пригожий, Р. Лефевр). Отказ от понятия траектории

Принцип развития сильных сторон системы в ущерб слабым. Принцип разрушения системы в самом слабом месте. Удержание устойчивости как укрепление жесткости управленческих структур, оптимизация и стабилизация жизнедеятельности системы Принцип конкриментализма - отказ (или минимизация) от развития только сильных сторон системы, что в неравновесных условиях ведет к краху. Принцип Нимцо-вича - система начинает разрушаться в самом укрепленном месте (точки напряжения). Удержание устойчивости как пластификация оргструктур и увеличение тиража собственных элементов при репликации. Источник креативности, появление нового качества, провоцирование развития системы

k/ (0 - коэффициенты, связанные с качеством жизни индивидуума: kj (¿) = / = 1,7 . Это -коэффициент безопасности; £2(?) - коэффициент «комфортность - традиция»; £3(0 - коэффициент самостоятельности; £4(0 - коэффициент «риск - новизна»; £5(0 - коэффициент гедонизма; £6(() - коэффициент заботы о людях и природе; - коэффициент самоутверждения.

Структура развития модели самооценки СМК промышленного предприятия: 1-7 - шины адреса, информации, управления, сервиса, мониторинга, результативности и эффективности; 1-Ш - надсистемы мониторинга, результативности и эффективности; IV - подсистемы СМК; V - системный индикатор менеджмента качества промышленного предприятия

Список литературы

Системный индикатор самооценки менеджмента качества реализуется по модели структуры системы менеджмента качества промышленного предприятия, которая строится, как правило, по шинной структуре (см. рисунок).

Команды качества как фундаментальная основа формирования и развития интеллектуально-креативных резервов повышения качества продукции

позволяют подробно и всесторонне анализировать деятельность промышленного предприятия и определять степень ее соответствия модели, установленной премией в области качества. Это позволяет осуществить выбор тех процедур делового совершенства качества продукции промышленного предприятия, которые реализуют его миссию, видение и кредо.

1. Гусаров Ю. В. Управление: динамика неравновесности. М.: Экономика, 2003.

2. Исикава К. Японские методы управления качеством / пер. с англ. М.: Экономика, 1988.

3. ЛукачеваЛ. И., ЕгорычевД.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. М.: Омега-А, 2004.

4. Официальный сайт ООО «РОСТЕХСЕРТ» - http://www.rostehcert.ru.

5. РубинштейнМ. Ф., Фирстенберг А. Р. Интеллектуальная организация. М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Шевырев А. В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород. ЛитКараван, 2007.

7. Flamholtz E. G. Human resource accounting. N. Y.: Jossey-Bass Publ., 1985.

8. Stewart T. A. Intellectual capital. The new wealth of organizations. N. Y. - L., Doubleday / Currency, 1997. Copyright -T.A. Stewart 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.