Научная статья на тему 'Формирование и развитие модели республиканской энергосистемы'

Формирование и развитие модели республиканской энергосистемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / MODEL OF REPUBLICAN ENERGY SYSTEM / ENERGY SECURITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аветисян Гайк Варданович

В статье рассматриваются пути формирования, функционирования и развития республиканской модели энергетической системы. Произведена попытка описания данной модели как инструмента, способствующего эффективному сотрудничеству государств-членов Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аветисян Гайк Варданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF REPUBLICAN ENERGY SYSTEM

The article deals with the problem of the formation, functioning and development of the republican model of the energy system. An attempt was made to describe the model as a tool to promote effective cooperation.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие модели республиканской энергосистемы»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования, функционирования и развития республиканской модели энергетической системы. Произведена попытка описания данной модели как инструмента, способствующего эффективному сотрудничеству государств-членов Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: модель республиканской энергетической системы, энергетическая безопасность, интеграция.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF REPUBLICAN ENERGY SYSTEM

Annotation. The article deals with the problem of the formation, functioning and development of the republican model of the energy system. An attempt was made to describe the model as a tool to promote effective cooperation. Keywords: model of republican energy system, energy security, integration.

Проблема формирования, функционирования и развития модели республиканской энергетической системы (МРЭС) на сегодняшний день - одна из самых актуальных для государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Партнеры по союзу осознают необходимость более углубленного взаимодействия и развития интеграционных процессов в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Энергетическая интеграция, т.е. совокупность отношений в энергетической сфере, на основе которой формируется экономический фундамент региональной интеграционной группировки, должна составлять основу этого союза.

Нарастающий процесс глобализации и развитие мировой экономики сопровождаются ростом потребления энергоресурсов при сокращении их запасов. Одновременно увеличиваются региональные энергетические диспропорции, растет количество стран и регионов, развитие которых не обеспечено собственными энергоресурсами. Становится очевидным, что для минимизации негативных последствий указанных процессов и решения задач надежного энергообеспечения экономики и энергобезопасности необходимы развитие интеграции государств и тесное взаимодействие интеграционных объединений в энергетической сфере [2].

Отсутствие единой модели формирования общего энергетического рынка сдерживает развитие интеграции не только в рамках Евразийского экономического союза, но и на постсоветском пространстве в целом. В настоящее время важно сформировать эффективную модель республиканской энергетической системы в рамках Евразийского экономического союза с целью развития регионального сотрудничества в энергетической сфере. Эту модель можно рассматривать как инструмент, способствующий эффективному сотрудничеству всех стран-участниц ЕАЭС, а также других стран цен-тральноазиатского и кавказского регионов.

Функционирование единой энергетической системы Советского Союза прекратилось фактически в начале 1990-х гг. Спустя десятилетие возникла ситуация, когда большинство мощностей, ко-

© Аветисян Г.В., 2016

УДК 620.9 Г.В. Аветисян

Gayk Avetisyan

торые были направлены на совместное использование, либо простаивали, либо разрушались. Например, мощности Сибирской распределительной системы были нацелены на перемещение электроэнергии через Казахстан в центральную часть России. Мощность сибирской системы ЛЭП составляет 1100 киловатт, а убытки по ее простаиванию составляют до 18 млн долл. в год [2]. Возникли проблемы либо с утилизацией генерируемого электричества, либо с поиском возможностей как-то их использовать.

Для России энергетическая интеграция сегодня несет серию важных моментов:

интеграция с центральноазиатскими республиками позволяет России контролировать энергопотенциал региона, влияя на своих европейских и китайских партнеров;

- энергетическая интеграция способна обеспечить отечественную промышленность необходимым сырьем;

- при использовании энергетического потенциала центральноазиатского региона отпадет необходимость внутреннего дисконта для отечественного потребителя энергии, и экспортные цены на российские энергоресурсы останутся на прежних высоких уровнях;

- энергетическая интеграция создает мощный стимул институционального развития постсоветского пространства, в результате которого создаются площадки для совместного диалога, как политических элит, так и деловых партнеров, что само по себе создает центростремительные тенденции.

- сама энергетическая основа интеграции представляет собой прочный фундамент хозяйственного развития, нынешние технологии завязаны на использование энергии, это самый простой, но в тоже время самый необходимый товар в современном информационном мире;

- энергетическая интеграция дает возможности роста всем участникам деловых отношений, как технологически развитым, так и преимущественно сырьевым.

В странах ЕАЭС создалась ситуация, когда генерирующие мощности используются для внутренних потребностей на 52 %, т.е. половина возможностей вырабатываемой электроэнергии может быть экспортирована, покрывая дефицит электроэнергии в странах ЕАЭС [3]; излишки же через объединенную электросистему могут быть экспортированы в третьи страны. Для этого нужно каким-то образом объединить электрогенерирующие системы стран ЕАЭС. Небольшой дефицит электроэнергии имеется в Белоруссии, Казахстан за годы независимости нарастил мощности и на 92 % удовлетворяет свои потребности [3]. Армения и Киргизия на сегодняшний день являются энергодефицитными. Это в большей степени относится к Киргизии, которая является генерирующей страной в вопросах электроэнергии. Но в последние 3-4 года в республике наблюдается устойчивый дефицит электроэнергии, что связано с нерациональным использованием водных ресурсов, с режимом стока вод, который приводит к дефициту воды в соседнем Узбекистане. Это вызывает недовольство и даже угрозы в адрес Киргизии, что вынуждает ее уменьшать расход воды на нужды электроэнергетики на своих ГЭС. Как следствие, из экспортирующей страны она превратилась в импортирующую, уже два года закупая электроэнергию из Казахстана.

В Армении наблюдается переизбыток производства электроэнергии (с учетом работы атомной станции). В ближайшие годы заканчивается срок эксплуатации Армянской АЭС, которая уже один раз останавливалась и перезапускалась. Сегодня решается вопрос продолжения функционирования АЭС, которая на сегодня обеспечивает около 40 % производимой электроэнергии, или строительства новой [3]. Второй вариант бюджет республики «не потянет», кредитовать пока желающих нет. Стоимость генерации и стоимость потребления электроэнергии в Армении существенно разнятся. Это привело к росту недовольства населения повышением цен на электроэнергию в прошлом году и спровоцировало протестные массовые акции. Имея профицит в производстве электроэнергии в на-

стоящее время, Армения могла бы экспортировать излишки в Иран. Но тот заинтересован в экспорте больших объемов, которые возможно поставлять только через единую энергосистему.

Таким образом, от энергетической интеграции выгоды получают как энергетически обеспеченные страны, так и зависимые. Формируется общая геоэкономическая система, основанная на системном управлении энергетическим потенциалом, что имеет непревзойденную важность на современном этапе развития постсоветского региона. Мировая экономика претерпевает глубокие изменения, которые затрагивают все сферы международного сотрудничества. Это приводит к активному развитию новых форм интеграционного сотрудничества. Главная цель формирования общего энергетического рынка - создание платформы для интеграции производственных и индустриальных мощностей в единое экономическое пространство.

В договоре о создании ЕАЭС четко прописаны форматы и этапы создания единых рынков энергоресурсов. В рамках этого положения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) были разработаны концепции по формированию единого рынка электроэнергии, нефти и нефтегазового продукта, формированию рынка газа. 8 мая 2015 г. главами государств-членов Союза была принята Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Это первый шаг на пути реализации договоренностей в сфере электроэнергетики и, по сути, попытка создать модель республиканской энергетической системы в рамках Евразийского экономического союза.

Топливно-энергетический комплекс любого государства является составной частью хозяйственного комплекса и функционирует во взаимодействии с другими отраслями экономики в целях достижения максимальных конечных результатов социально-экономического развития. При этом основная часть энергетических ресурсов не возобновляема, поэтому стране, вступающей в интеграционный процесс, необходимо рационально распределять потоки своих ресурсов, а также выбирать партнеров по интеграционному союзу, сохраняя при этом топливно-энергетический баланс. Свобода выбора степени интеграции характерна для большинства современных интеграционных объединений. Это обусловлено тем, что в настоящее время во всех интеграционных объединениях наблюдается участие стран, имеющих разный уровень экономического развития, что предполагает разноскоро-стную и разноформатную интеграцию, характерную, в частности, для стран ЕАЭС. Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник интеграционного объединения самостоятельно определяет, в каких направлениях и в каких интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме. Подразумевается, что страны-участники одного интеграционного объединения могут находиться на разных стадиях интеграционного процесса, и перейти на следующую стадию они могут по мере готовности.

Данная модель интеграции особенно характерна при вступлении страны в единый энергетический рынок, поскольку он предполагает, в том числе, предоставление единого доступа к объектам энергетической инфраструктуры, а также введение единого тарифа, а такие условия готовы предоставить не все страны и хозяйствующие субъекты. Модель разноскоростной интеграции была принята в рамках ЕАЭС. Принцип модели разноформатной интеграции предполагает одновременное участие государств более чем в одном региональном интеграционном объединении. Данная модель интеграции характерна для многих стран, поскольку в каждом союзе существуют свои привилегии и недостатки. Для более эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов и обеспечения национальных экономик основными видами энергоресурсов в МРЭС были приняты следующие интеграционные ориентиры: развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики, проведение скоординированной энергетической политики, поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов с учетом обеспечения энергетической безопасности (см. рис. 1).

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА СОЮЗА

Утверждаются Высшим Советом:

- Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Союза - до 1 января 2015 г.;

- Программа формирования общего электроэнергетического рынка Союза - до 1 июля 2016 г.;

- срок выполнения мероприятий программы до 1 июля 2018 г.;

- по завершении выполнения мероприятий программы государства-члены заключают международный договор о формировании общего энергетического рынка Союза

(не позднее 1 июля 2019 г.)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ГАЗА СОЮЗА

Утверждаются Высшим Советом:

- Концепция формирования общего рынка газа Союза - до 1 января 2016 г.;

- Программа формирования общего рынка газа Союза - до 1 января 2018 г.;

- срок выполнения мероприятий программы до 1 января 2024 г.;

- по завершении выполнения мероприятий программы государства-члены заключают международный договор о формировании общего рынка газа Союза

(не по зднее 1 января 2025 г.)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ СОЮЗА

Утверждаются Высшим Советом:

- Концепция формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза - до 1 января 2016 г.;

- Программа формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза - до 1 января 2018 г.;

- срок выполнения мероприятий программы до 1 января 2024 г.;

- по завершении выполнения мероприятий программы государства-члены заключают международный договор о формировании общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза

(не по зднее 1 января 2025 г.)

в о

с р

у

с

е р

т е

г р

е н э

н

ы р

н а в

о р

и

м р

о ф

ы п и я н и

ы н в о н

с Ос

>

- обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы;

- обеспечение развития конкуренции на общих рынках энергоресурсов;

- отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле энергетическими ресурсами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами;

- обеспечение развития транспортной инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов;

- обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках энергетических ресурсов;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в

энергетический комплекс государств-членов;

- гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов

Рис. 1. Модель формирования общих рынков энергоресурсов в ЕАЭС

Цели МРЭС:

обеспечение устойчивого развития экономик и энергетической безопасности государств-

членов;

повышение экономической эффективности и надежности функционирования электроэнергетических комплексов государств-членов;

- повышение конкурентоспособности государств-членов и союза в целом на мировом рынке;

- формирование единого экономического пространства государств-членов в сфере электроэнергетики;

- удовлетворение спроса потребителей электрической энергии на общем электроэнергетическом рынке союза;

- обеспечение баланса экономических интересов участников общего электроэнергетического рынка союза на основе принципа добросовестной конкуренции.

Задачи МРЭС:

- развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка союза;

- создание благоприятных условий для развития экономик государств-членов;

- повышение уровня конкуренции в торговле электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка союза;

- повышение прозрачности ценообразования;

- создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств-членов при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);

- создание условий для обеспечения на соответствующем этапе интеграции рынков доступа производителей и потребителей электрической энергии на рынки электрической энергии государств-членов с учетом интересов национальных экономик;

- расширение возможностей для взаимной торговли электрической энергией;

- снижение темпов роста цен на электрическую энергию для конечных потребителей;

- создание благоприятных условий для инвестирования в объекты электроэнергетики.

Функции МРЭС:

- обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общего электроэнергетического рынка союза;

- обеспечение равновесия спроса и предложения на электрическую энергию на основе конкурентного ценообразования.

- МРЭС подразумевает поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов с учетом обеспечения энергетической безопасности и на основании следующих принципов:

- сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и не нанесения экономического ущерба любому из государств-членов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии, а также других субъектов общего электроэнергетического рынка союза;

- поэтапная гармонизация законодательства государств-членов в сфере электроэнергетики, в том числе в части раскрытия информации субъектами общего электроэнергетического рынка союза;

- приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, для формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность) в конкурентных видах деятельности;

обеспечение беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств-членов при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);

поэтапная трансформация структуры национальных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с целью выделения конкурентных и монопольных видов деятельности;

развитие межгосударственных отношений в сфере электроэнергетики государств-членов в соответствии с согласованной моделью общего электроэнергетического рынка союза;

поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств-членов с учетом особенностей существующих моделей электроэнергетических рынков государств-членов;

использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов с соблюдением взаимосогласованных условий параллельной работы;

- обеспечение на соответствующем этапе интеграции рынков доступа производителей и потребителей электрической энергии на рынки электрической энергии государств-членов с учетом интересов национальных экономик;

осуществление торговли электрической энергией между субъектами государств-членов с учетом энергетической безопасности государств-членов.

Первым по срокам должен быть сформирован рынок электроэнергии. Наиболее приемлемой моделью эксперты посчитали вариант формирования отношений в сфере купли-продажи электроэнергии на общем электроэнергетическом рынке (ОЭР) союза с сохранением существующих национальных электроэнергетических рынков, в том числе рынков мощности (если они уже работают в странах или предполагается их ввести). При этом хозяйствующие субъекты государств-членов ЕАЭС могут торговать друг с другом и по свободным двусторонним договорам, и на централизованных торгах, включая спот-торги, - условия для этого будут созданы. На ОЭР союза будет только торговля электрической энергией, а плата за мощность будет учитываться в ее стоимости. Также предполагается создание механизма для урегулирования почасовых отклонений фактических поставок электрической энергии от плановых значений, что повысит ответственность за соблюдение согласованных графиков.

Реализация программы позволит создать условия для формирования общего электроэнергетического рынка союза, в рамках которого активизируется взаимная торговля электроэнергией в странах ЕАЭС и будут обеспечены потребности экономик государств-членов и их населения в электроэнергии по доступным ценам и необходимого качества. Общий электроэнергетический рынок на принципах конкурентности и рыночного ценообразования откроет новые возможности прежде всего для промышленных потребителей электроэнергии. Они смогут выбирать поставщиков с более низкой стоимостью, что увеличит конкурентоспособность их продукции на мировом рынке. Положительные эффекты получит и население стран союза: для него цены стабилизируются, а надежность электроснабжения повысится.

Потенциал взаимовыгодного сотрудничества в энергетическом секторе у стран-членов ЕАЭС достаточно высок, но не безоблачен и имеет ряд серьезных проблем, в том числе нестыковок интересов. В отличие от других видов товарных и сырьевых рынков, энергетический рынок является наиболее сложным и здесь в большей степени представлены национальные интересы стран-участников. Поэтому свои позиции каждая страна отстаивает серьезно и достичь компромисса очень сложно. Таким образом, несмотря на то, что энергетическая интеграция несет очевидные преимущества как в

стратегическом (встраивание в мировые интеграционные тренды), так и в тактическом (экономические выгоды) планах, на ее пути имеются важные системные препятствия.

Одним из таких препятствий является давление со стороны конкурентов за ресурсы регионов. В начале 1990-х гг. в регион проникли компании США и ЕС, вначале нулевых сюда пришли китайские компании, реализующие ряд стратегий, которые были использованы для упрочнения своих позиций в энергетическом секторе стран региона. Например, интересы китайского правительства и компаний в области нефти и газа в Казахстане основываются на факте, что обе страны имеют общую многокилометровую границу по суше, которая позволяет Китаю снизить морскую зависимость перевозки нефти от пиратства и возможных будущих блокировок от морского американского флота. Отношения между Казахстаном и Китаем также нашли преимущество в том факте, что Россия не проявляет интереса открыть доступ китайским инвестициям в области нефти и газа [1].

Настороженность и недоверие ряда стран СНГ к более тесной интеграции с Россией оправданы многолетней имперской и советской историей, а также опасениями, что экономическая интеграция неизбежно приведет к потере политического суверенитета. Любое государство стремится наиболее полно использовать сильные стороны своего геополитического и геоэкономического положения, руководствуясь собственными интересами (порой в ущерб партнерам по интеграции). Никто не хочет поступиться принципами национального суверенитета. Хороший пример участников Евросоюза, добровольно и по взаимному согласию идущих на тесную интеграцию в финансово-валютной, экономической, военной и прочих сферах (и отказывающихся при этом от ряда национальных прерогатив), пока не вдохновляет участников ЕАЭС.

Библиографический список

1. Зиядуллаев, Н. С. Национальные приоритеты и перспективы евразийского экономического союза в условиях интеграции и глобальной нестабильности / Н. С. Зиядуллаев // Международные экономические отношения. - 2015. - № 15(300). - С. 2-16.

2. Мигранян, А. А. Общий рынок энергоресурсов ЕАЭС - муки рождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.materik.ш/pшЫem/detail.php?ГО=21820&prmt=Y (дата обращения : 17.08.2016).

3. Центральная Азия: роль в перестройке мировых рынков нефти и природного газа / Под ред. С. В. Жукова. - М. : ИМЭМО РАН, 2014. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.