Саркисян Т.С.
СОЗДАНИЕ ОБЩИХ РЫНКОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЕАЭС:
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В статье исследованы проблемы формирования общих рынков энергетических ресурсов стран Евразийского экономического союза, рассмотрены перспективы сотрудничества государств ЕАЭС в сфере энергетики, проанализированы основные препятствия развитию взаимной торговли энергетическими ресурсами и описаны механизмы их устранения.
Ключевые слова. Евразийский экономический союз, общий рынок электроэнергетических ресурсов, сотрудничества государств ЕАЭС в сфере энергетики, препятствия развитию взаимной торговли энергоресурсами, механизмы устранения препятствий.
Sarkisian T.S.
THE DEVELOPMENT OF COMMON ENERGY MARKETS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract. The article addresses the issues of the development of EAEU common energy markets and considers prospects for cooperation of EAEU states. It also examines the reasons for hampering mutual energy resources trade and discusses the mechanisms of trade barriers removal.
Keywords. Eurasian Economic Union, common energy market, energy cooperation of EAEU states, mutual trade development barriers, mechanisms of trade barriers removal.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - один из фундаментов экономик стран Евразийского экономического союза, которые обладают значительными запасами ресурсов. С одной стороны, страны периодически осуществляют самокритику за чрезмерную долю ТЭК в экономике, которая дестимули-рует активность по другим направлениям экономического развития в период роста цен на ресурсы. С другой, ТЭК - один из источников, который несмотря на волатильность цен и внешние факторы, позволяет странам реализовывать новые проекты развития и поддерживать макроэкономическую устойчивость.
С энергетической точки зрения ЕАЭС - это: 1/5 мировых запасов природного газа и более 50% мирового экспорта; более 1/5 запасов угля и 4,9% мировой добычи; 7,8% мировых запасов нефти, 14,2% мировой добычи и 18% мирового экспорта; 5,1% мирового производства электроэнергии. ТЭК в ЕАЭС - это: 1/5 внутреннего валового продукта; более 1/3 промышленного производства. В 2015 г. в государствах - членах ЕАЭС было добыто 614,4 млн т нефти (из них 284,6 млн т экспортировано), газа - 679,3 млрд куб. м (экспорт - 168,1 млрд куб. м), угля - 481,1 млн т (экспорт - 156,8 млн т), про-
ГРНТИ 44.01.75 © Саркисян Т.С., 2017
Тигран Суренович Саркисян - кандидат экономических наук, Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии, почетный доктор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, премьер-министр Армении (2008-2014), председатель Центрального банка Армении (1998-2008), Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-40-57. Е-mail: [email protected].
изведено 1213,0 млрд кВт-ч электроэнергии (экспорт - 15,5 млрд кВт-ч). Экспорт топливно-энергетических ресурсов ориентирован, преимущественно, вовне ЕАЭС (95% совокупного объема экспорта).
В настоящее время в Евразийском экономическом союзе реализуется масштабный проект со сроком реализации до 2025 года по поэтапному формированию общих рынков энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов) на основе соответствующих концепций, программ и международных договоров. Перед тем как перейти к рассмотрению сути этого проекта, необходимо отметить, что повышенное внимание мирового сообщества к возобновляемым источникам энергии, росту числа электромобилей одновременно с падением цен на ресурсы в последние годы обострили международную дискуссию о выгодах и конкуренции идеологий и проводимых политик развития рынков электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов, а также вопросов энергетической безопасности.
В обзоре 2016 года Международного энергетического агентства (МЭА) отмечается [1], что коллективный сигнал, посылаемый правительствами в их климатические обязательства, заключается в том, что ископаемые виды топлива, в частности природный газ и нефть, будут продолжать оставаться основой глобальной энергетической системы в течение многих десятилетий, но существуют риски более резкого перехода к энергетической системе на базе возобновляемых источников энергии. В основе данных рисков лежат следующие тренды и прогнозы.
Первое, на что обращают внимание эксперты: прогнозируемый рост энергопотребления и изменение его структуры. Согласно оценкам МЭА к 2035-2040 гг. ожидается прирост мирового энергопотребления на 35-37% к уровню 2014 года. Таким образом, среднегодовой прирост составит около 1,1%. При этом произойдет изменение структуры мирового спроса на энергию (60% мирового спроса на энергию будут предъявлять страны Азии). В то время как спрос на газ увеличивается, рост спроса на нефть замедляется. Грузовой транспорт, авиационная и нефтехимическая промышленность - сектора, в которых спрос на нефть сохранится и в долгосрочной перспективе. Доля потребления угля также значительно снизится, прежде всего, на эту тенденцию оказывают влияние Китай и Индия.
Во-вторых, важную тенденцию демонстрируют инвестиции, которые все больше привлекает сектор экологически чистой энергии, в то время как инвестиции в разведку и добычу нефти и газа в перспективе будут сокращаться. Сейчас на долю нефти, газа и угля приходится около 70% инвестиций, эта доля может снизиться до 60%.
В-третьих, вызовом становится не волатильная, а устойчивая структурная динамика изменения цен. МЭА прогнозирует, что почти 60% всех новых генерирующих мощностей к 2040 году поступит из возобновляемых источников энергии, большинство которых будут конкурентоспособными без какого-либо субсидирования. Быстрое развертывание технологий с низким уровнем краткосрочных затрат, таких как большинство возобновляемых источников энергии, увеличивает вероятность длительных периодов низких цен на оптовом рынке электроэнергии.
Несмотря на рост энергопотребления и снижение цен, высока вероятность, что к 2040 году более половины миллиарда человек (в сельских районах Африки к югу от Сахары) все еще не будут иметь доступ к электроэнергии. Прогнозы международных организаций, если и не бесспорны с точки зрения воплощения в реальность в полном объеме их описания, но, по меньшей мере, призывают комплексно планировать и реализовать интеграционные меры на рынках электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.
Общий электроэнергетический рынок
8 мая 2015 года Высшим Евразийским экономическим советом утверждена концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, на основании которой подготовлен и 25 октября 2016 года Коллегией ЕЭК одобрен проект программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Указанная программа включает в себя комплекс взаимоувязанных организационных, законодательных, технологических и других мероприятий, сроки их реализации, исполнителей, а также источники финансирования.
До 1 июля 2018 года предстоит создать электронную систему торговли электрической энергией по срочным контрактам и на сутки вперед, систему информационного обмена, а также разработать акты, которые будут регулировать отношения в рамках этого рынка, включая: единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики; правила взаимной торговли
электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС; правила определения и распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи; положение о развитии межгосударственных электрических сетей; правила информационного обмена. По завершении выполнения указанных мероприятий государства - члены заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Планируется, что общий рынок электроэнергии начнет функционировать не позднее 1 июля 2019 года. Общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов
Параллельно с созданием общего электроэнергетического рынка ЕАЭС ведется работа по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Так, 31 мая 2016 года главами государств -членов ЕАЭС утверждены концепции формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, в соответствии с которыми в рамках общих рынков энергетические компании государств-членов смогут осуществлять поставки газа, нефти и нефтепродуктов без количественных ограничений по рыночным ценам, формируемым, в том числе, на биржевых торгах.
Сегодня ЕЭК перешла к следующему шагу, а именно к разработке соответствующих программ формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, включающих конкретные мероприятия и подпрограммы по реализации задач создания рынков. Программы должны быть разработаны до 1 января 2018 года и будут содержать детальные мероприятия с указанием сроков и этапов их реализации. В частности, в рамках указанных программ планируется разработка и согласование:
• правил биржевых торгов газом, нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;
• единых технических стандартов на газ, нефть и нефтепродукты государств-членов, а также унифицированных требований, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов, нормативно-технических документов функционирования газотранспортных систем, а также метрологических требований к измерениям и результатам измерений количества и параметров качества нефти и нефтепродуктов;
• единых правил доступа к системам транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов;
• методологии определения технических возможностей транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспортировки энергетических ресурсов трубопроводным транспортом;
• международного договора о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза, включая положения об обеспечении транзита и (или) транспортировки нефти и нефтепродуктов по территориям государств-членов для внутреннего потребления государствами - членами и (или) для экспорта с территории Союза;
• методологии механизмов контроля условий функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
• правил контроля за соблюдением добросовестной конкуренции на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза.
Важное значение отводится мероприятиям по формированию технологической основы общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза (создание системы информационного обмена, в том числе между операторами систем транспортировки энергоресурсов и операторами биржевых торгов), по гармонизации законодательства государств-членов в нефтегазовой сфере, а также по организации реализации указанных Программ.
Мероприятия программ должны быть выполнены до 1 января 2024 года, по их завершении государства - члены заключат соответствующие международные договоры о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Планируется, что общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов начнут полноценно функционировать не позднее 1 января 2025 года. Создание общих энергетических рынков: прогнозируемые эффекты
Предполагается, что создание общих энергетических рынков ЕАЭС позволит обеспечить конкурентную среду для всех хозяйствующих субъектов государств-членов, что будет способствовать стабилизации цен на энергоресурсы и надежному энергоснабжению национальных экономик. В условиях
полноценного функционирования общих рынков энергоресурсов, компании государств-членов получат равные, недискриминационные возможности ведения хозяйственной деятельности (бизнеса).
Мы предполагаем, что создание общего электроэнергетический рынка, который начнет функционировать с 1 января 2019 года: повысит эффективность рыночных механизмов во взаимной торговле электроэнергией; стимулирует развитие экономики; повысит уровень конкуренции в торговле электроэнергией; повысит прозрачность ценообразования; создаст условия для беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности); создаст условия для доступа производителей и потребителей электроэнергии на рынки государств-членов; расширит возможности для взаимной торговли электроэнергией; снизит темпы роста цен на электроэнергию для конечных потребителей; создаст благоприятные условия для активизации инвестирования в объекты электроэнергетики.
Отметим, что на сегодняшний день в государствах ЕАЭС функционируют различные модели рынков электроэнергии. Выработаны подходы, на основе которых будет сформирован общий рынок и обеспечено свободное движение электроэнергии в Евразийском экономическом союзе без значительного реформирования национальных рынков. Для этого мы предусмотрели подход, согласно которому торговля электроэнергией между участниками торговых отношений из разных государств-членов будет осуществляться по свободным двусторонним договорам, в которых цены, объемы и условия поставок стороны договора определят самостоятельно.
По расчетам Департамента энергетики ЕЭК, вследствие рыночной оптимизации межгосударственной торговли и роста числа участников, товарооборот электроэнергией между государствами-членами может увеличиться в 1,5-2 раза уже на стартовом этапе и еще в 2-2,5 раза к началу полномасштабного функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Потенциал экспорта электроэнергии за пределы Союза может увеличиться в 2 раза и составить более 30 млрд кВт-ч. Загрузка генерирующих мощностей при этом повысится на 7% от текущих значений и составит до 59%, а дополнительный прирост ВВП ЕАЭС за счет синергетического эффекта может достигнуть $7-7,5 млрд.
Пропускная способность имеющихся в ЕАЭС межгосударственных линий электропередачи позволяет осуществлять взаимную торговлю электроэнергией в объеме порядка 36 млрд кВт-ч в год. Потенциал роста взаимных поставок без наращивания инфраструктуры - около 30 млрд кВт-ч. Помимо роста объемов торговли электроэнергией повысится прозрачность ценообразования и эффективность использования генерирующих и передающих мощностей, снизится энергоемкость ВВП, укрепится энергетическая безопасность всего Союза. Кумулятивный эффект будет состоять в расширении сотрудничества в смежных сферах, а именно: в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов электроэнергетического комплекса, энергетическом машиностроении и инновационной деятельности.
Государства - члены ЕАЭС поэтапно формируют общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов, предусматривающие: свободное перемещение нефтегазовых ресурсов на территориях государств-членов; обеспечение доступа к системам транспортировки нефтегазовых ресурсов, расположенных на территориях государств-членов; развитие биржевой торговли нефтегазовыми ресурсами; создание систем информационного обмена по поставкам и потреблению нефтегазовых ресурсов; унификацию норм и стандартов на газ, нефть и нефтепродукты; создание благоприятных условий для инвестиций в нефтегазовой сфере; строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры нефтегазовых отраслей;
Создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, которые начнут функционировать с 1 января 2025 года, направлено на решение следующих ключевых задач:
• эффективное использование совокупного потенциала нефтегазовых ресурсов государств-членов;
• обеспечение потребностей национальных экономик в нефтегазовых ресурсах;
• стабилизация цен на газ, нефть и нефтепродукты на территориях государств-членов;
• обеспечение энергетической безопасности государств-членов;
• повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов нефтегазовых отраслей государств-членов и их конкурентоспособности на внешних энергетических рынках;
• эффективное позиционирование нефтегазовой сферы государств-членов на мировых энергетических рынках.
Перспективы сотрудничества государств ЕАЭС в сфере энергетики
Надо также подчеркнуть, что формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза невозможно без активного участия крупнейшей газовой компании - ПАО «Газпром». В рамках ПМЭФ-2016 по данному вопросу состоялась встреча с руководством ПАО «Газпром» в лице А.Б. Миллера, на которой удалось достичь высокого уровня взаимопонимания и зафиксировать готовность сторон для совместной работы.
В дальнейшем сотрудничество государств - членов ЕАЭС в сфере энергетики может быть расширено в следующих направлениях: углубление сотрудничества в целях обеспечения энергетической безопасности; удовлетворение потребностей экономик и населения в энергоносителях за счет эффективного их использования при снижении нагрузки на окружающую среду; развития возобновляемых и альтернативных источников энергии; расширение участия государств-членов в реализации проектов в сфере атомной энергетики; совместное развитие и использование современных технологий по добыче и переработке ресурсов; формирование совместной научной платформы для разработки и коммерциализации энергоэффективных технологий по увеличению глубины переработки энергоресурсов, для строительства объектов энергетической инфраструктуры с минимальными отрицательными последствиями для окружающей среды.
Основные препятствия и механизмы их устранения
В энергетической сфере Союза Комиссией совместно с государствами-членами выявлены барьеры, препятствующие развитию взаимной торговли энергетическими ресурсами. Всего в Реестре препятствий в сфере энергетики насчитывается порядка 47 препятствий. Основные препятствия в нефтегазовой сфере касаются вопросов:
• наличия ограничений, установленных двусторонними соглашениями по поставкам нефти, нефтепродуктов и газа между государствами-членами;
• отсутствия правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, к системам транспортировки нефтегазовых ресурсов, расположенным на территориях государств-членов;
• отсутствия единых и прозрачных подходов к определению технических возможностей при передаче электроэнергии, систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, свободных мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
• ограничений в предоставлении равного доступа к газотранспортной системе производителям газа, не являющимся собственниками газотранспортных систем;
• наличия исключительного права на экспорт газа в России, ограничивающего выбор поставщиков газа у покупателей из других государств-членов;
• экспорта, импорта и транзита, которые выведены из сферы регулирования Договором о Союзе. Предполагается, что указанные выше барьеры будут устраняться в рамках разработки программы
формирования общего электроэнергетического рынка Союза, программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и программы формирования общего рынка газа Союза, предусмотренных Договором о Союзе, и заключения по завершении выполнения мероприятий указанных программ соответствующих международных договоров.
Остальные барьеры, также имеющие отношения к сфере энергетики, включенные в реестр препятствий, касаются вопросов ограничения для иностранных лиц на участие в биржевой торговле, в также наличия в праве Союза и законодательствах государств-членов нормативных правовых актов, не предусматривающих возможность осуществления хозяйствующими субъектами-нерезидентами одного государства-члена предпринимательской деятельности в сфере добычи, переработки и реализации газа, нефти и нефтепродуктов на территории другого государства-члена. Данные барьеры предполагается устранять в рамках гармонизации национального законодательства государств - членов Союза.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что интеграция в сфере энергетики существенно усилит Евразийский экономический союз и сделает интеграцию более глубокой и эффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. World Energy Outlook 2016. Paris: IEA publications, 2016. 684 р.