Научная статья на тему 'Формирование и развитие маркетинговой информационной системы на региональном предприятии кондитерской промышленности'

Формирование и развитие маркетинговой информационной системы на региональном предприятии кондитерской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / INFORMATION SECURITY / МАРКЕТИНГ / MARKETING / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MARKETING INFORMATION SYSTEM / ПЕРВИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PRIMARY INFORMATION / ВТОРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / SECONDARY INFORMATION / СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / THE SYSTEM OF MARKETING RESEARCH / СИСТЕМА АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ / SYSTEM ANALYSIS / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ ОТЧЕТНОСТИ / INTERNAL REPORTING SYSTEM / СИСТЕМА СБОРА ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ / THE SYSTEM FOR COLLECTING EXTERNAL INFORMATION / ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА / MARKETING DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдаткина С. М., Копылова Е. В.

В статье исследуются возможности улучшения информационного обеспечения регионального предприятия кондитерской промышленности в условиях обострения конкурентной борьбы за счет формирования и развития маркетинговой информационной системы, включающей комплексный подход к сбору, обработке, анализу и использованию информации в процессе принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MARKETING INFORMATION SYSTEM AT THE REGIONAL ENTERPRISE CONFECTIONERY INDUSTRY

The article explores the possibilities of improvement of information support of the regional enterprises of the confectionery industry in terms of competition due to the formation and development of a marketing information system that includes a comprehensive approach to the collection, processing, analysis and use of information in the process of managerial decision-making.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие маркетинговой информационной системы на региональном предприятии кондитерской промышленности»

УДК: 339.138:664.6 ББК: У291.3

Солдаткина С.М., Копылова Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ КОНДИТЕРСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Soldatkina S.M., Kopylova E. V.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MARKETING INFORMATION

SYSTEM AT THE REGIONAL ENTERPRISE CONFECTIONERY INDUSTRY

Ключевые слова: информация, информационная обеспеченность, маркетинг, маркетинговая информационная система, первичная информация, вторичная информация, система маркетинговых исследований, система анализа информации, система внутренней отчетности, система сбора внешней информации, отдел маркетинга.

Keywords: information, information security, marketing, marketing information system, the primary information, secondary information, the system of marketing research, system analysis, internal reporting system, the system for collecting external information, the marketing Department.

Аннотация: в статье исследуются возможности улучшения информационного обеспечения регионального предприятия кондитерской промышленности в условиях обострения конкурентной борьбы за счет формирования и развития маркетинговой информационной системы, включающей комплексный подход к сбору, обработке, анализу и использованию информации в процессе принятия управленческих решений.

Abstract: the article explores the possibilities of improvement of information support of the regional enterprises of the confectionery industry in terms of competition due to the formation and development of a marketing information system that includes a comprehensive approach to the collection, processing, analysis and use of information in the process of managerial decision-making.

Роль информации в бизнесе постоянно возрастает, так как на современном этапе развития рыночных отношений существование предприятия во многом зависит от того, насколько подробно, своевременно и качественно удается отслеживать информацию о рынках и товарах, с которыми оно работает, поэтому в рамках информационной экономики одним из важнейших ресурсов, используемых предприятиями, является информация.

Значение формирования и развития на предприятии кондитерской промышленности информационной системы, позволяющей обеспечить качественной информацией все его составляющие структуры и, как следствие, выжить в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Данная ситуация обусловлена тем, что все предприятия в условиях быстроменяющейся внешней среды и жесткой конкурентной борьбы должны больше концентриро-

вать внимания на построении эффективного информационного взаимодействия внутри предприятия, связанного со сбором, обработкой, хранением и предоставлением необходимой маркетинговой информации, на основе комплексного подхода, в нужное время по месту требования. Владение полной информацией о рынках, потребителях и конкурентах позволит вырабатывать руководству эффективные решения как в области маркетинга, так и в других областях деятельности предприятия, снизить уровень неопределенности и тем самым повысить эффективность разрабатываемых управленческих решений.

Маркетинговую информационную систему можно определить как систему, объединяющую информационные ресурсы, методы и технологии и направленную на организацию получения, обработки и распространения информации для лиц, ответственных за принятие решений в сфере мар-

кетинга. Целью создания и функционирования маркетинговой информационной системы предприятия является предоставление на регулярной основе должностным лицам информации с заданными свойствами для принятия согласованных управленческих решений в области маркетинга в частности и стратегического управления в целом.

Следует отметить, что, хотя владение и эффективный обмен информацией внутри предприятия являются важнейшим фактором успешного функционирования в условиях динамики рынка и усложняющейся конкуренции, тем не менее, повсеместно можно наблюдать неразвитость маркетинговых информационных систем на региональных предприятиях, что приводит зачастую к ухудшению их конкурентных позиций. Необходимо также отметить, что предприятия понимают важность построения и развития у себя подобных систем взаимодействия, но не всегда могут обеспечить должной организации данного процесса.

ОАО «Ламзурь» работает на несколько удаленных друг от друга рынках и выпускает большой ассортимент кондитерской продукции. В подобных условиях одним из факторов эффективного развития предприятия является наличие полной и качественной маркетинговой информации, собираемой в электронной форме, что может быть обеспечено на предприятии за счет эффективного информационного взаимодействия в рамках формализованной структуры маркетинговой информационной системы.

В настоящее время в ОАО «Ламзурь» организацией процесса сбора маркетинговой информации в значительной мере занимается отдел маркетинга. Поток информации поступающей в ОАО «Ламзурь» подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренняя информация - это информация: о возможностях собственного производства; об отдельно взятом товаре; о новых разработках; о состоянии реализации; о сбыте, остатках на активе; распоряжения по предприятию; прочая информация. Источниками внутренней информации являются учредительные документы, бухгалтерский баланс, техническая документация, отчет о финансовых результатах и их использовании, поясняющие формы к бухгалтерскому

балансу годовые отчеты различных структурных подразделений и т.д. К внешней относится информация: об объектах, подлежащих освещению в целом; о заказчике или группе заказчиков; о спросе на продукцию; о требованиях к производимой продукции и работе персонала; отзывы о работе персонала; о конкурентах; прочая информация. Внешняя информация формируется в результате взаимодействия с внешней средой. Источниками внешней информации, как правило, являются газеты, журналы, Интернет-сайты, личные коммуникации с клиентами.

Можно выделить следующие группы источников маркетинговой информации, собираемой в ОАО «Ламзурь» как непосредственно отделом маркетинга, так и другими подразделениями предприятия:

1. Внутренняя информация;

2. Покупаемая информация;

3. Самостоятельно собираемая информация.

1. Внутренняя информация, имеющаяся в подразделениях предприятия, исключая отдел маркетинга, формируется, например, отделом сбыта, который имеет в своем распоряжении информацию об основных оптовых покупателях, об их требованиях, предъявляемых к продукции предприятия и условиям ее приобретения. Отдел сбыта владеет информацией о поставщиках, ценах и условиях приобретения сырья для производства продукции. Данная информация может быть полезной для поиска новых поставщиков и по другим направлениям. Финансовые данные, такие как выручка от продаж, прибыль, сводимые бухгалтерией, также могут быть полезны при оценке проводимых маркетинговых мероприятий и т.д.

2. Покупаемая информация. Можно отметить следующие виды информации, которые приобретаются предприятием у сторонних организаций и частных лиц: статистическая, адресная, коммерческая информация, др. К большинству из этих видов информации сейчас можно иметь доступ из сети Internet.

Полномасштабные маркетинговые исследования по выявлению поведения потребителей, положения конкурентов на рынке кондитерских изделий проводятся также

сторонними организациями. В последнее время было проведено маркетинговое исследование рынка развесных шоколадных конфет в г. Саранске. В процессе проведения маркетингового исследования были использованы основные методы сбора и анализа первичной маркетинговой информации:

- наблюдения в торговых точках, основной целью которых было изучение представленного в городе ассортимента развесных шоколадных конфет.

- опросы продавцов в торговых точках, которые проводились для изучения мнения продавцов относительно спроса и потребительских предпочтений на развесные шоколадные конфеты, а также для изучения их закупочной деятельности.

- опросы потребителей развесных шоколадных конфет путем массового формализованного опроса. Для его проведения были разработаны опросные листы, включающие вопросы: об объеме и частоте покупки и потребления развесных шоколадных конфет; об основных факторах, влияющие на выбор покупки (критериях выбора покупки и места покупки); о степени известности определенных названий развесных шоколадных конфет и предприятий-производителей; о характеристиках потребителей и др.

3. Самостоятельно собираемая информация. В этой категории можно выделить следующие виды информации: информация о товарах, рынках, потребителях, конкурентах, ценах, каналах сбыта, маркетинговых исследованиях, мероприятиях по сбыту и другие. Своими силами сотрудники отдела маркетинга предприятия ежемесячно проводят мониторинг цен конкурентов, а также отслеживают динамику продаж кондитерских изделий по месяцам. Кроме того, информация может собираться и отделом сбыта при общении непосредственно со своими клиентами, получая от них необходимую информацию о своих конкурентах, условиях их поставок, а иногда и об идеях конкурентов, которыми они поделились с клиентами.

Анализом поступающей маркетинговой информации, как уже упоминалось ранее, занимается также отдел маркетинга. Сотрудниками отдела информация обраба-

тывается с помощью специальных компьютерных программ, используются методы расчета абсолютных и относительных показателей, сравнительного анализа и логического анализа. Кроме того, анализ информации проводится организациями, к которым за информационной поддержкой обращается предприятие.

На заключительном этапе вся собранная отделом маркетинга информация в виде проектов маркетинговых решений (стратегических, тактических и оперативных) представляется на рассмотрение руководству предприятия, на основе которой в последующем принимаются конкретные маркетинговые решения по различным направлениям маркетинговой деятельности.

Хранение собранной маркетинговой информации осуществляется в отделе маркетинга. Следует отметить, что определенной упорядоченности в хранении документов в такого рода базах данных нет. При этом информация, хранящаяся в отделе маркетинга, не всегда доступна сотрудникам других отделов предприятия.

Таким образом, наличие в ОАО «Ламзурь» определенных закономерностей информационного взаимодействия между подразделениями предприятия прослеживается, но данный процесс осуществляется не всегда эффективно. Сбор, анализ, передача и хранение информации требует четкой упорядоченности и понимания всеми отделами предприятия. Такой упорядоченности возможно достичь за счет формирования, использования и постоянного совершенствования на предприятии маркетинговой информационной системы, создание которой в ОАО «Ламзурь» нужно начать с определения - чего же именно хотят получить от данной информационной системы сотрудники отдела маркетинга и руководство предприятия.

Первым этапом должно стать составление списка вопросов, главным образом нацеленных на нужды отдела маркетинга и руководства, и списка, необходимой для решения этих вопросов информации.

Если говорить о работе с внешней информацией, то здесь целесообразным будет проведение нижеперечисленных работ.

Во-первых, определить круг лиц, кото-

рые должны получать информацию из внешних источников. К ним должны быть отнесены первоочередно представители отделов маркетинга, сбыта и снабжения и, естественно, высшее руководство ОАО «Лам-зурь», поскольку именно они подготавливают проекты решений и принимают их.

Во-вторых, провести работу с кругом указанных лиц, чтобы выяснить, какого рода информация и в каком объеме требуется им для принятия решений. Для эффективного функционирования предприятия и принятия разного рода маркетинговых решений в маркетинговую информационную систему, как правило, должна входить информация о рынках, потребностях, мероприятиях по сбыту и конкурентах.

В-третьих, сгруппировав потребности, отдел маркетинга должен провести «аудит» сформированных потребностей, то есть сопоставить эти требования с потребностями отдела маркетинга.

В-четвертых, окончательно определив, какая внешняя информация необходима предприятию, а в частности отделу маркетинга, необходимо попытаться приблизительно оценить стоимость системы сбора внешней информации. Результатом данного этапа должно стать четкое понимание того, будет ли предприятие получать от внешней информации больше, чем тратить на нее.

В-пятых, это реализация маркетинговой информационной системы на практике.

Важным моментом при формировании и развитии маркетинговой информационной системы является также организация работы с внутренней информацией и организация информационного взаимодействия подразделений.

Если подходить к формированию маркетинговой информационной системы с точки зрения комплексного подхода, то необходимо выделить следующие этапы построения и развития маркетинговой информационной системы в ОАО «Ламзурь»:

а) предварительный анализ маркетинговой информационной системы. Для ОАО «Ламзурь» на данный момент реальной проблемой, для решения которой требуется маркетинговая информационная система, является недостаток качественной информации и системности ее передачи между

подразделениями. Данное обстоятельство в полной мере не позволяет проводить адекватный анализ рынков и товаров, с которыми работает предприятие;

б) определение целей маркетинговой информационной системы. Для ОАО «Лам-зурь» целью ее разработки является: разработать информационную систему, позволяющую собирать, анализировать и доводить до пользователя своевременно наиболее качественную и подробную информацию по рынкам и товарам, с которыми работает предприятие;

в) определение задач маркетинговой информационной системы. Целесообразно указать конкретные задачи, которые должна решать эта система в течение следующих нескольких лет, какую информацию собирать, конкретных лиц, которые будут ее собирать, в каком виде и как часто распространять. Для ОАО «Ламзурь» можно предложить следующие задачи: сбор, анализ и доведение информации до каждой группы пользователей; контроль эффективности функционирования маркетинговой информационной системы; текущая доработка маркетинговой информационной системы;

г) определение критериев оценки эффективности маркетинговой информационной системы. Для ОАО «Ламзурь», собирающего информацию для своих нужд, такими критериями являются количество и качество собранной информации, ее соответствие потребностям пользователей;

д) предварительная оценка ресурсов. Следует оценить имеющиеся и требуемые ресурсы (финансы, технический средства и персонал), а также оценить время, отведенное на разработку системы, и отданное время к использованию;

е) определение допущений и рисков. Для ОАО «Ламзурь» возможен риск в случае, если сотрудники в силу своей некомпетентности в некоторых вопросах не смогут адекватно воспринять новые нормы информационного взаимодействия на предприятии;

ж) согласование результатов анализа. На данном этапе проводится согласование результатов предварительного анализа маркетинговой информационной системы с руководством предприятия и другими заинте-

ресованными лицами, в первую очередь с группами потенциальных пользователей информации.

Таким образом, для ОАО «Ламзурь»

следует предложить следующую возможность формирования маркетинговой информационной системы, состоящую из следующих этапов (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы проектирования маркетинговой информационной системы

Задачи Месяц 1 Месяц 2 Месяц 3 Месяц 4

1. Предварительный анализ +

2. Планирование разработки и применения маркетинговой информационной системы +

3. Разработка маркетинговой информационной системы + +

4. Детализация плана применения системы, подготовка к первому этапу +

В свою очередь работы по разработке можно разбить на следующие этапы (табли-маркетинговой информационной системы ца 2).

Таблица 2 - Характеристики работ по разработке маркетинговой информационной системы

Работы Характеристика работ

1. Маркетинговые исследования Анализ потребностей пользователей в информации, анализ имеющейся информации

2. Проектирование маркетинговой информационной системы Проектирование схем сбора, анализа и распространения информации, структур данных и др.

3. Разработка программного обеспечения Разработка программного обеспечения маркетинговой информационной системы, в том числе баз данных, сайта в Internet, печатных справочников

4. Планирование продвижения маркетинговой информационной системы, качества информации Планирование конкретных мероприятий по сбору, анализу и распространению информации. Планирование периодических маркетинговых исследований, рекламы, PR, качества и количества каждого из видов собираемой информации

К существенным достоинствам создаваемой маркетинговой информационной системы относятся возможность хранения разнородной информации, документов, ссылок на документы и другую информацию в единых базах данных. Эта структура позволит для каждого уровня менеджеров обеспечить разный уровень детализации информации и возможность выбора всех требуемых им сечений информации.

Информацию в базах данных ОАО «Ламзурь» можно структурировать следующим образом:

- по видам и подвидам информации;

- по территориям и организациям;

- по периоду времени;

- по видам продукции и т.п.

Таким образом, предложенная для

ОАО «Ламзурь» маркетинговая информационная система на базе современных технологий и высококвалифицированного персонала, готового заниматься процедурами сбора, анализа и занесения информации в соответствующие компьютерные базы данных, позволит интегрировать маркетинговую информацию и обеспечить доступ к ней всем, кому она необходима.

При построении и развитии маркетинговой информационной системы руководству предприятия в числе первых необходимо решить вопрос методического и организационного обеспечения этого процесса, во многом определяющего его эффективность.

Назначение подсистемы методического обеспечения состоит в определении ме-

тодики своевременного формирования и выдачи достоверной информации для принятия управленческих решений. Это предполагает построение единой системы классификации и кодирования информации, унифицированной системы документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных.

Необходимым является собрать воедино адресные данные, историю переговоров по каждому клиенту, данные бухгалтерии и другую маркетинговую информацию. При наличии такой взаимосвязанной информации дальнейшая обработка становится техническим вопросом. И в этом случае можно не только отследить уровень продаж товара Х, но и отследить изменения объемов закупки по каждой фирме, по региону, по группе покупателей (дилеров или мелких оптовиков и т.д.), а также выяснить уровень вхождения на рынок в каждом регионе. Основой всего вышеперечисленного является фиксирование всех данных в едином электронном виде.

На конкретно взятом предприятии, в данном случае ОАО «Ламзурь», уже существуют определенные стандарты, где установлены требования:

- к унифицированным системам документации;

- к унифицированным формам документов различных уровней управления;

- к составу и структуре реквизитов и показателей;

- к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании предприятия выявляется целый комплекс типичных недостатков:

- одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

- работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

- имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при формировании маркетинговых информаци-

онных систем.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения маркетинговой информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования ее результатов. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы маркетинговой информации.

В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения данных об объеме продаж - от момента их передачи отделом сбыта до момента принятия конкретных мероприятий руководством, на основе рекомендаций отдела маркетинга.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

- исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

- классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап - обследование всех функциональных подразделений предприятия с целью:

- понять специфику и структуру его деятельности;

- построить схему информационных потоков;

- проанализировать существующую систему документооборота;

- определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап - построение концептуальной

информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Для создания маркетингового информационного обеспечения необходимо:

- ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления предприятия;

- выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

- совершенствование системы документооборота;

- наличие и использование системы классификации и кодирования;

- владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

- создание массивов информации на электронных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

При формировании маркетинговой информационной системы на основе программного обеспечения выполняются следующие работы:

- определяются состав экономических задач и система показателей для каждого уровня обработки;

- устанавливаются состав и способы обмена информацией между различными уровнями обработки;

- создается информационный фонд и ведется его распределение между уровнями обработки;

- организуются различные формы ввода информации на персональные компьютеры с учетом многоуровневой обработки данных;

- рассматриваются вопросы использования различных видов классификаторов и обеспечивается составление локальных классификаторов маркетинговой информации;

- создаются различные формы вывода

информации (включая подготовку таблично-текстового материала для составления докладов, аналитических записок, бюллетеней, справочников);

- разрабатываются вопросы информационно-справочного обслуживания пользователей, построения типовых форм

- создается автоматизированная информационная технология, обеспечивающая непосредственный контакт пользователя с компьютером (разработка сценария диалога человека с машиной и структуры диалога, меню, пользования инструктивными материалами на основе организации обоюдной помощи);

- обеспечивается информационное взаимодействие с внешней средой на основе организации электронной почты.

Процесс информационного обеспечения маркетинга тесно связано с технологией автоматизированной обработки и организационным обеспечением.

Автоматизированные информационные системы предполагают использование персональных компьютеров, ориентированных на конечного пользователя. Применение ПК предусматривает участие маркетолога в процессе решения задачи на компьютере, значительно расширяет при этом круг информационных работ. Появляется возможность: формирования с использованием программ всевозможных докладов, справочников, календарей; оформления и тиражирования результатов обработки; подготовки текстового материала, включая машинописные работы; изготовления документов в виде таблиц; хранения больших объемов информации в достаточно компактной форме.

Организационное обеспечение включает в себя совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и применения маркетинговой информационной системы.

Так, примерные функциональные обязанности персонала, непосредственно занятого разработкой и эксплуатацией маркетинговой информационной системы, приведены в таблице 3.

Таким образом, для построения маркетинговой информационной системы в ОАО

«Ламзурь» необходимо адекватное методическое и организационное обеспечение на всех этапах ее формирования и развития. Только такой поход позволит обеспечить эффективное функционирование маркетинговой информационной системы на пред-

приятии.

Для улучшения качества функционирования сформированной на предприятии маркетинговой информационной системы можно предпринять следующие меры.

Должность Количество человек Функции Примечания

Руководитель проекта по разработке и применению маркетинговой информационной системы 1 Руководство проектом по разработке и применению маркетинговой информационной системы В качестве руководителя проекта также могут выступать руководитель отдела маркетинга и руководитель информационного отдела

Эксперт по информационным технологиям 1 (или внешняя организация) Консультации по разработке и применению маркетинговой информационной системы. Возможна полная разработка маркетинговой информационной системы силами внешних экспертов Как правило, внешний высококвалифицированный эксперт в области информационных технологий (или представители фирмы, специализирующейся на разработке маркетинговой информационной системы)

Программисты 1-4 Программирование баз данных, сайта в Internet, программ анализа данных и генерации отчетов Могут работать на самом предприятии или в специализированных фирмах

Операторы 1-6 Применение маркетинговой информационной системы Сотрудники предприятия

Таблица 3 - Функциональные обязанности персонала, занятого разработкой и эксплуатацией маркетинговой информационной системы

Во-первых, обучить и заинтересовать непосредственно связанный с продажами персонал умению замечать происходящие перемены и сообщать о них маркетологам предприятия.

Во-вторых, необходимо разработать систему поощрения всего персонала как предприятия, так и посреднических организаций для передачи в отдел маркетинга всех сколько-нибудь существенных замечаний.

В-третьих, в самом отделе маркетинга необходимо заставлять также делать письменные отчеты (конъюнктурные обзоры, отчеты по участию в ярмарках и т.д.), потому что на данный момент происходит так, что спустя какое-то время вся сколько-нибудь важная информация теряется безвоз-

вратно.

В-четвертых, необходимо создать в ОАО «Ламзурь» централизованную маркетинговую базу данных по учету постоянных клиентов и посредников, поставщиков и другой маркетинговой информации. Это позволит использовать необходимую информацию всеми подразделениями предприятия в то время, когда это требуется.

Кроме вышеперечисленных мер по улучшению информационного взаимодействия на предприятии, необходимо осуществлять стимулирование работы сотрудников отдела маркетинга. Никаких специальных способов стимулирования работников отдела маркетинга в ОАО «Ламзурь» не существует. Служба маркетинга является структур-

ным подразделением предприятия, и оплата труда осуществляется в соответствии со штатным расписанием. Однако, на наш взгляд, должна существовать прямая и простая зависимость между размерами заработков этих работников и финансовыми результатами работы всего предприятия.

Естественно, на работников службы маркетинга должны распространяться общие меры стимулирования: премии по результатам деятельности компании, оплата (частичная) дополнительного профессионального образования или переподготовки, внеочередная модернизация рабочего места и т.п. Материальные стимулы труда работников играют первостатейную роль. Но не стоит забывать и о нематериальных видах поощрения, начиная с Благодарности с занесением в личное дело работника, Фотографии на доске почета и т.п., и заканчивая такими видами поощрения, как вручение недорогих по стоимости подарков, но очень дорогих по способу получения. И здесь сотрудники службы маркетинга ничем не отличаются от прочих работников предприятия.

Поскольку в ОАО «Ламзурь», как в принципе на большинстве российских предприятий, зачастую существует проблема взаимодействия производственных отделов и отдела сбыта с отделом маркетинга, а необходимость взаимодействия все же остро ощущается, самым простым вариантом решения такой проблемы может стать создание «матрицы ответственности». В ней должно быть четко прописано кто, когда и в каком виде (формат документа) обязан предоставлять маркетинговую информацию в

тот или иной отдел (чаще отдел маркетинга). «Матрица ответственности» подписывается всеми сотрудниками вышеупомянутых отделов (так как матрица содержит подробное описание всех функций, выполняемых каждым из отделов). Таким образом, получается, что в случае если кто-то не выполнил возложенную на него функцию, он может быть оштрафован каким-либо способом. Дополнительным плюсом к этому является то, что с помощью «матрицы ответственности» структурируется документооборот в ОАО «Ламзурь», тем самым улучшая информационное взаимодействие на предприятии.

В итоге необходимо отметить, что преимущества в работе с информацией при создании маркетинговой информационной системы обеспечат следующие результаты на уровне предприятия в целом: владение полной информацией о рынке; принятие своевременных решений; принятие обоснованных решений; удержание существующих позиций на рынке (в долгосрочной перспективе - укрепление позиций на существующих рынках); рост объемов продаж; увеличение доли рынка; появление возможностей выхода на новые рынки и т.д. Кроме того, развитие маркетинговой информационной системы на базе современных технологий и высококвалифицированного персонала, готового заниматься процедурами сбора, сортировки и занесения информации в соответствующие компьютерные базы данных, позволит ОАО «Ламзурь» интегрировать маркетинговую информацию и, соответственно, повысить эффективность стратегической деятельности предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб.: Вектор, 2011. - С. 89.

2. Зборовская М. Как наладить процесс мониторинга рыночных цен в компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 3. - С. 25.

3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований - URL. http:// www. at-tliongs.ucoz.ru.

4. Иванова, В.А. Особенности проведения дистанционных опросов онлайн // Маркетинг и в России и за рубежом. - 2015. - №1. - С. 93-97.

5. Информационные системы и технологии / под ред. Ю.Ф. Тельнова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 211.

6. Ким, С.А. Маркетинг: - М.: Дашков и К, 2015. - С. 98.

7. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. - С. 178.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3 (34) 2015

8. Мешалкина, Ю.В. Поставщики маркетинговой информации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №1. - С. 58.

9. Михайлов, А. Проектирование маркетинговой информационной системы // Маркетинг: - 2013. - №2. - С. 27.

10. Петряшов, Д. Опыт внедрения маркетинговой информационной системы с целью снижения информационных издержек // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. №6. - С. 6.

11. Предпосылки для создания маркетинговой информационной системы - URL. http:// www.rbp.ru.

12. Руднева, Н.В. Информационные системы в маркетинге // Сборник статей международной научно-практической конференции «Экономика и современность: теория и практика» (г Новосибирск, 05.05.2014 г).

13. Токарев, Б. Маркетинговая информационная модель // Маркетинг. - 2013. - №2. -

С. 22.

14. Чечетко, Е.Л. Бенчмаркинг как интегрирующая функция маркетингового управления: дис. ... канд. экон. наук. - Волгоград, 2015. - С. 61.

15. Чудинов, С.А. Маркетинговое обеспечение управления муниципальной недвижимой собственностью: дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар, 2014. - С. 52.

16. Яновский, А. Роль маркетинговой информации в предпринимательстве // Бизнес. -2012. - №11-12. - С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.