ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Попова Е.В., д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова
В статье рассматривается развитие инновационной деятельности в предпринимательстве, раскрываются вопросы формирования конкурентных преимуществ в малом и среднем бизнесе, а также фазы жизненного цикла инноваций в предпринимательстве.
Ключевые слова: предпринимательство, инновации, конкурентные преимущества, инновационная деятельность малого и среднего бизнеса.
FORMATION AND PROGRESS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN BUSINESS
Popova E., Doctor of Economics, Professor, Plekhanov Russian University of Economics
In article progress of innovative activity in business is considered, questions of formation competitive advantages in small and average business, as well as phases of life cycle of innovations in business reveal.
Keywords: business, innovations, competitive advantages, innovative activity of small and average business.
Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум, модифицированной продукцией. Смена поколений продукции происходит с явным ускорением.
Конкурентные преимущества в существенной мере достигаются в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы из некоторого исходного состояния к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. Требования инновационного развития объективно относятся как к народному хозяйству в целом, так и к отдельным субъектам бизнеса или их группам. При этом инновационная деятельность свойственна любым масштабам и типам организации производства. Возможности достижения успеха, однако, различны для крупных, средних или малых предприятий. Это связано с необходимостью существенных затрат на осуществление инновационных процессов. Априори можно утверждать наибольшие трудности в малом бизнесе, финансовые возможности которого достаточно ограничены. Этим определяется и характер инновационной деятельности в предпринимательстве, её процессная или продуктовая направленность.
Оценивая роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике, следует отметить необходимость и возможность его инновационного развития. Инновационные процессы должны все более определять генеральную линию перспективного развития предприятия. Из этого вытекает важность исследований нарастающего влияния новых технологий на принципы функционирования субъектов бизнеса в современных условиях. Инновационная деятельность из частной функциональной задачи переходит на уровень общей стратегической цели.
Вместе с тем нуждаются в развитии и становятся проблемными вопросы планирования инновационной деятельности субъектов бизнеса, необходим анализ этапов исследования новых идей от их появления до коммерческого использования, роли каждого этапа. Не менее важными являются вопросы о характере инноваций по содержанию и масштабам применительно к субъектам предпринимательства, о роли информационной составляющей в развитии предприятий, возможности и целесообразности объединения усилий субъектов в интересах локальных и масштабных задач, о методическом инструментарии организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий.
Малым и средним предприятиям приходится закрепляться на рынке в условиях, когда хозяйственная обстановка постоянно ужесточается и быстро меняется. Основные тенденции развития, в том числе такие, как либерализация европейского рынка, глобализация экономики, обострение конкуренции, растущие экологические требования, быстрое распространение современных технологий, сокращение жизненного цикла инноваций и продукции, смена ценностей и пр., угрожают самому существованию малых и средних предприятий.
Такие предприятия смогут выжить, если их организация будет
удовлетворять ряду требований: она должна быть прозрачной, ясной и подвижной, не требовать больших расходов, быть ориентированной на рынок и клиентов, способствовать быстрому принятию решений, стимулировать коммуникацию и сотрудничество, предоставлять сотрудникам свободу действий, помогать им проявлять свои творческие способности.
В современных организационных концепциях проявляется тенденция к сглаживанию структурных пирамид с вертикальными связями и переходу к сетеобразному переплетению горизонтальных хозяйственных связей (что повышает гибкость и эффективность) и созданию многофункциональных рабочих мест, а также к увеличению возможности сотрудничества с другими организациями, учитывая ситуацию и межфирменные интересы. Современные организации пытаются строить с партнерами простые и не отягченные бюрократическими сложностями отношения сотрудничества, стандартизировать и автоматизировать рутинные работы, создавать частично автономные хозяйственные единицы. Все большую роль играет инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, научно-технических достижений и пр.), в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам. Такой вид деятельности предполагает комплекс научно-технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям. Можно выделить следующие типы инноваций: 1) введение нового продукта, 2) введение нового метода производства, 3) создание нового рынка, 4) освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов, 5) реорганизация структуры управления. В зависимости от вида внедрения различают: 1) продуктовые инновации - охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов; 2) процессные инновации - освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании, организации производства, направленные, как правило, на выпуск новой продукции. Коммерциализация инноваций возможна лишь в том случае, когда инновации выступают как товар на рынке и существуют возможности ее реализации. В случае когда инновации не принимают товарной формы (новая техника и технология создается для использования в производственном цикле компании), коммерциализация является лишь потенциальным свойством инновации и может быть реализована в перспективе. Коммерциализация инновации может быть затруднена и в связи с недостаточной эффективностью новой техники и технологии в существующих экономических условиях
С точки зрения отнесения к продукту или технологическому процессу выделяют: радикальные инновации, относящиеся к принципиально новым продуктам; инкрементальные инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов и методов производства. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам: продуктовые инновации - применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых функций и процессные инновации - новая технология производства,
более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства. По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяют: новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.
1-я фаза: стратегия предприятия и инновации
Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:
• выбор рынка или рыночного сегмента;
• утверждение применяемой технологии;
• выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
• решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
• установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.
В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.
2-я фаза: поиски идей и их оценка
В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:
• разработка новых идей (генерирование идей);
• критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
• поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).
Благодаря планированию и рациональному взвешиванию всех возможностей достигается существенное снижение неопределенности, а значит и деловых рисков. Тем не менее полностью неопределенность обычно снять не удается. Поэтому окончательные результаты, как правило, отклоняются от запланированных.
При рассмотрении вопроса применять или не применять планирование для предпринимателя важны не столько последствия неопределенности, сколько возможность ее снижения и принятия решения на базе рационально взвешенных аргументов или при наличии значительной неопределенности - на базе собственной интуиции.
Именно малые и средние компании на начальной фазе инкрементальной инновационной деятельности отличаются тем, что умеют быстро принимать решения, так как прохождение решений по инстанциям не требует большого времени, а люди, принимающие их, делают это, как правило, с большой готовностью. Данный процесс не обременен бесконечными дискуссиями и прениями, как это часто случается на крупных предприятиях. Обычно решения принимаются под личную ответственность предпринимателя. Быстрота соответствующих действий часто становится одним из главных
конкурентных преимуществ малых и средних предприятий.
Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.
3-я фаза: продуктовое решение
В этой фазе руководство предприятия должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:
• постановку целей и задач по данному продукту;
• составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
• планирование производства для предприятия в целом;
• планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.
Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.
4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер
В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.
Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.
5-я фаза: освоение производства
Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:
• адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;
• ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
• запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;
• поиски новых каналов снабжения.
Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.
6-я фаза: внедрение на рынок
Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.
Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного
внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.
После формулирования целей начинается поиск путей их достижения. Поиск различных альтернатив подготовки решений называется планированием, т.е. мысленным представлением будущих действий. Сюда же относятся ориентация на будущее, а также рациональная, планомерная, систематическая и творческая работа.
На малых и средних предприятиях в качестве альтернативы планированию называют “предпринимательское чутье” (интуицию), которое базируется на не точно осознанном опыте и представляет собой не вполне исполнимую и не вполне проверяемую увязку данных, сложившуюся в человеческом мозге. Можно исходить из того,
что подобный предпринимательский опыт и базирующаяся на нем увязка данных действительно лежат в основе реального производственно-хозяйственного опыта, который, однако, не воспринимается рационально и системно, а реализуется бесконтрольно и эмоционально. Несмотря на это, опирающиеся на интуицию решения вполне могут отвечать производственно-хозяйственным интересам предприятия. Но вероятность принятия правильного решения с помощью нерациональных процедур намного ниже, чем при рационально обоснованном, планомерном действии.
Интуитивное планирование и принятие решений часто дополняются импровизацией, т.е. кратковременной реакцией, которая используется не систематически, а от случая к случаю, без расчета на перспективу, в основном в целях адаптации к новому положению дел. Классическое планирование, наоборот, рассчитано на длительный срок, временной разрыв между решением и действием, направленным на его исполнение, большой, при этом допускается активное, творческое действие.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И НАШ ВЕК
Бусалов Д.Ю., к.э.н., доц., РЭУ им.Г.В.Плеханова В статье показано многообразие концептуальных подходов, сложность их интерпретаций, неоднозначность.
Ключевые слова: пассивность, активность, властность, релятивизм, механицизм, праксиология, тектология, классификация.
THE VARIETY OF THEORIES OF MANAGEMENT AND OUR AGE
Busalov D., Ph.D., Assistant Professor, Plekhanov Russian University of Economics The article shows a variety of conceptual approaches, the complexity of their interpretations, the ambiguity. Keywords: passive, active, authoritativeness, relativism, reductionism, praxeology, tectology, classification.
Принято считать, что системы, с точки зрения управления, могут быть пассивными или активными. Приведем известные интер-претации1. Пассивная система является детерминированной не в смысле отсутствия неопределенности, а в смысле отсутствия у управляемого объекта свободы выбора своего состояния и возможности прогнозирования поведения управляющего объекта. Любая госструктура как фрагмент мегаструктуры, например, может рассматриваться именно пассивной.
Если в такой системе, хотя бы один управляемый объект или субъект обладает свободой выбора своего состояния, наличия собственного интереса и предпочтения, то она становится в принципе активной, т.е. точное решение имеет лишь «ничтожные с практической точки зрения преимущества перед приближенными».
Следовательно, жесткое властно-директивное иерархическое управление от уровня министерских госструктур до малого само-организованного бизнеса есть серьезное нарушение человеком (системой его отношений) естественных процессов (с помощью теории механизмов тейлоризма) «мира часового механизма». Из следствия второй теоремы К.Гёделя о неполноте следует такое утверждение: если для данной системы в общем случае нельзя (!) ожидать доказательств адекватности в используемой госструктурами концепции, то необходимо искать подходящую концепцию2. По М. Эйгену (1973) такая концепция должна сопровождаться введением новой «константы». Предлагается - ценность семантической сети. Поэтому семантические сети понятий и отношений (внутри- и вне-понятийных), являясь горизонтальной, на наш взгляд, в значительной степени отражает сказанное, одновременно повышая активизацию как госструктур, так и др. участников процесса.
Активные системы содержат не только «присутствие» госструктур или
человека (менеджера, клиента, госслужащего), как считают В. Бурков, А. Лернер, В. Цыганков, А. Черкашин и др., но их способность, например, на понятийном уровне, вступать в попарные отношения между собой, формируя тем самым концептуально и фак-
тически мягкие активные сети отношений. Здесь, конечно, во многом был прав еще К. Поппер (1985), утверждая, что все теории (парадигмы, концепции) являются лишь гипотезами и все они могут быть опровергнуты. И. Кобзарев (1986) уточнил: парадигмы есть системы основных понятий и, в отличие от Т. Куна, при появлении новых полностью не уничтожаются, т.к. старый аспект понятия может быть реконструирован.
Для оценки состояния «активизации» например, на основе изучения и учета первичных (основополагающих) понятий (П) Р. Агар-вала рекомендует использовать следующие критерии сетеобразо-вания:
• связность (от 0,87 (высокая) - для офисов, КБ и лабораторий до 0,11 (низкая) - для малого бизнеса;
• доминирование (при сети типа «штурвал»);
• открытость (интенсивный обмен с внешней средой);
• интегративность (в более сложные и крупные структуры).
В связи со сказанным можно принять, что объектом исследования является в основном так называемое организационное управление системой производства3, общие положения которого, были наряду с западными учеными, подробно разработаны представителями как отечественной школы рационализации и физиологии труда (П. М. Керженцевым, А. Г. Гастевым, О. А. Ерманским, В. В. Белоусовым, С. А. Косиловым и др.), так и учеными, отображающими системный и автоматизированный подходы (Д. М. Гвишиани, В. Н. Глушков, А. И. Берг, О. В. Козлова, Ф. И. Парамонов и многие др.). Большинство из них внесло значительный вклад в теорию, методологию и практику так называемого организационного управления. Однако нам представляется, что этим не исчерпаны теоретические и методологические возможности проблемы о том, что возможны другие направления совершенствования структур и процедур управления с учетом имеющегося опыта и возможности современной науки. Они хорошо просматриваются, например, в историческом и критическом разрезах.
Здесь имеется в виду известный и все развивающийся путь,
1 Бурков В. Н., Новиков Д. А. Теория активных систем. - М. СИНТЕГ, 1999, с.9,9. Бурков В. Н., Лернер А. Я. Принцип открытого управления активными системами. - М, ИПУ, 1971,. С.3,25.
2 Крайзель Г. Исследования по теории доказательств. - М., Мир, 1981. СП.
3 Ст.Бир. Кибернетика и управление производством. Изд.2. М., 1965, с.294 так определяет организационное управление: «...восстановление естественного порядка для системы... Не исключает прогресса».