Научная статья на тему 'Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в республике Дагестан'

Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в республике Дагестан»

ресурсы, поскольку тенденции развития предпринимательских структур предъявляют большие требования к адекватной перестройке организационно-управленческого механизма. Они прежде всего касаются диверсификации в предпринимательской деятельности, обучение специалистов обслуживанию и использованию новой техники, разработки нормативно-регулирующих и распорядительных документов и ряда других вопросов. При решении проблемы совершенствования организации приходится учитывать две противоположные тенденции: поступательное развитие техники, требующее постоянного изменения и совершенствования организационных форм, и функционирование действующего порядка, с другой стороны, тенденция, склонная к сохранению стабильности и низменности. Мобильная, способная быстро перестраиваться организационная форма призвана существенно повысить эффективность производственно-ресурсного потенциала в регионе. Возрастающую роль в производственно ресурсном потенциале играют ресурсы внешне- экономической деятельности и внешнеэкономических связей на современном этапе - важнейший резерв увеличения мощности производственно- ресурсного потенциала

Для перехода к эффективному использованию производственно- ресурсного потенциала необходимо осуществить ряд мероприятий методического и организационного характера (выявление его показателей, оценка производственно-ресурсного потенциала определение состава различных ресурсов в их натуральном и стоимостном выражении, обоснование наиболее эффективных их сочетаний и комбинации быстрого развития производительных сил региона).

Задачи, решение которых достигается при использовании производственного потенциала, следующие:

• Обеспечение роста социально - экономического уровня региона;

• Создание условий для систематического развития производительных сил в регионе;

• Обеспечение быстрой маневренности в перестройке производства в соответствии с требованиями рынка;

• Принятие управленческих решений об использовании производственно- ресурсного потенциала с позиций не только текущей необходимости, но и перспектив развития отечественного и мирового производства.

Мамедбекова М.О.

Формирование и развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда в Республике Дагестан

Инфраструктура обслуживания рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают как прямое, так и опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики услуг, условия их формирования.

К факторам внешней среды мы относим макроэкономические, демографические и социально-психологические (к ним автор относит и мотивационные установки). В настоящее время макроэкономическими факторами, оказывающими наиболее весомое влияние на формирование инфраструктуры сферы услуг на рынке труда являются: инфляция, несбалансированность между экспортной и импортной деятельностью, неблагоприятная инвестиционная ситуация, банкротство и санация несостоятельных предприятий.

Факторы внутреннего влияния мы делим на организационные, нормативно-правовые и финансовые. К ним относятся: перестройка занятости из-за изменения структуры отраслей народного хозяйства, квалификационный дисбаланс на рынке труда, ухудшающееся качество и нестабильность трудовой среды, незавершенность формирования нормативно-правовой базы, дублирование полномочий различными государственными структурами на рынке труда, рассогласованность деятельности институтов инфраструктуры услуг, недостаток финансовых средств, неразвитость информационной базы

Помимо общих проблем развития инфраструктуры обслуживания рынка труда существуют также особенности формирования и функционирования инфраструктуры на уровне регионов. Исследование макроэкономических, демографических и социальных показателей территорий с критической ситуацией на рынке труда свидетельствует о том, что объективно существуют тенденции, способствующие развитию инфраструктуры или, наоборот, препятствующие ее возникновению. Вместе с тем, в каждом регионе инфраструктура обслуживания рынка труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций.

Государственная регулятивная составляющая дагестанской инфраструктуры обслуживания рынка труда представлена Министерством труда и социального развития Республики Дагестан. Негосударственная регулятивная составляющая представлена в основном профессиональными союзами наемных работников и союзами работодателей. По данным Министерства юстиции Республики Дагестан, на начало 2003 года в Республике Дагестан функционировало 14 республиканских профсоюзов комитета, входящих в Федерацию Профсоюзов Республики Дагестан (ФПРД), а также 6 самостоятельных профсоюзов. В составе ФПРД насчитывалось 5485 первичных организаций с численностью 432 тыс. человек, а также 50 профкомов учебных заведений с 29 тыс. учащихся.

На дагестанском рынке труда действуют: отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан, Дагестанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Фонд социальной поддержки населения Республики Дагестан, Государственный Фонд занятости Республики Дагестан.

Новой формой услуг на рынке труда можно назвать ярмарки вакансий, проводимые государственной службой занятости в городах и районах. Однако их результативность находится на низком уровне. В 17 ярмарках приняло участие 220 предприятий и организаций, около 1,8 тыс. безработных, из которых трудоустроились 217

человек, 26 было направлено на общественные работы. В среднем одна ярмарка обеспечивала трудоустройство 14 безработных.

Анализ деятельности инфраструктуры обслуживания рынка труда Республики Дагестан показывает, что существующая инфраструктура не соответствует имеющимся потребностям в услугах.

Республика Дагестан является трудоизбыточным регионом. Численность экономически активного населения республики растет быстрее, чем число рабочих мест. Общее количество рабочих мест на крупных и средних предприятиях республики на начало 2003 г. составляло 382,6 тыс. единиц. В 2002 г. в государственные службы занятости Республики Дагестан обратилось 69,2 тыс. человек (в 2,6 раза больше, чем в 2001 году). Из общего числа обратившихся были поставлены на учет 53,9 тыс. человек. Пособие по безработице было назначено 40,3 тыс. человек, из них начисления были сделаны лишь на 31,3 тыс. безработных, а выплаты произведены 13,9 тыс. человек.

Уровень зарегистрированной (официальной) безработицы, наиболее часто используемый при анализе возможностей развития инфраструктуры обслуживания рынка труда, характеризует состояние инфраструктуры лишь частично, так как: не все безработные регистрируются, не все зарегистрированные безработные реально ищут и готовы приступить к работе, не все трудоспособное население является экономически активным. Согласно оценкам Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, лишь около 25% лиц, ищущих работу, обращаются в Центр занятости и трудоустройства.

Неоправданными оказались ожидания значительного увеличения числа рабочих мест за счет развития малого предпринимательства. По данным государственной налоговой инспекции РФ по Республике Дагестан из 10 тыс. зарегистрированных малых предприятий, в 2002 году функционировало лишь 1,5 тысяч.

В республике изменяется структура занятости населения: снижается доля занятых в государственном секторе экономике и сфере материального производства, увеличивается доля занятых в частном и смешанном секторах, а также в непроизводственной сфере. Если в 1996 году в государственном секторе было сосредоточено 67,6% занятых, на частных фирмах - 28,4% занятых и на предприятиях смешанной формы собственности - 3,3%, то в 2002 году в государственном секторе работало 44,6% занятых, 47% - в частном секторе и 7% - в смешанном секторе. В связи с подобным изменением структуры занятости появилась настоятельная необходимость подготовки и повышения квалификации работников частных фирм, однако соответствующих институтов не создано.

Основная концентрация безработных наблюдается в сельской местности - 83,8% от общего числа безработных по региону. Доля молодежи до 29 лет в числе безработных составляет - 48,8%. Доля женщин среди безработных - 66,7%. Образовательный состав безработных характеризуется высокой долей лиц, имеющих общее среднее образование. Это свидетельствуют о недостаточности развития инфраструктуры услуг по подготовке специализированных кадров.

В таблице 1 представлены, рассчитанные нами, показатели результативности деятельности инфраструктуры обслуживания рынка труда в Республике Дагестан. Сокращается общее число вакансий, увеличивается количество незаполненных вакансий, ежегодно сокращается количество рабочих мест, лишь 15-25% вакансий заполняются с использованием услуг государственной службы занятости.

Инфраструктура обслуживания рынка труда Дагестана характеризуются низкой степенью развития негосударственных институтов (негосударственных бюро по трудоустройству, бирж труда, негосударственных организаций по повышению квалификации и т.д.), слабой активностью профсоюзов наемных работников и объединений работодателей (процессы трудовых отношений в республике носят преимущественно стихийных характер).

Государственная служба занятости функционирует недостаточно эффективно: ее деятельность не оказывает значимого влияния снижения уровня безработицы в регионе и поддержке безработных граждан в период трудоустройства.

Таблица 1

Состояние рынка труда в Республике Дагестан_

1997 1998 1999 2000 2001 2002

Количество заполненных вакансий, тыс. ед. 50,5 37,5 39,9 29,2 31,6 34,7

Количество незаполненных вакансий на конец года, тыс. ед. 1,3 3,2 0,2 0,9 4,8 1,5

Общее количество вакансий, тыс. ед. 51,8 40,7 40,1 30,1 36,4 36,2

Численность уволенных работников, тыс. чел. 78,3 45,7 43,8 47,3 40,2 34,5

Сокращение рабочих мест, тыс. ед. 27,8 6,3 7,0 17,4 4,7 3,1

Численность безработных, трудоустроенных через государственные службы занятости, тыс. чел. - 5,2 6,4 6,6 6,4 8,7

Доля трудоустроенных через государственные службы занятости к общему количеству вакансий, % - 15,2 15,9 21,9 17,6 24

Основным источником финансирования затрат по созданию рабочих мест является государственный фонд занятости. Низкая доля расходов на проведение активной политики занятости в республике обусловлена финансовой недостаточностью. Субвенции и трансферты Федерального центра региональному фонду занятости Республики Дагестан составляют 47% к величине расходов фонда. Страховые взно-

сы работодателей покрывают 22,4% необходимых средств, а остальная часть приходится на средства республиканского и местных бюджетов и прочие поступления. Слабая финансовая база фонда занятости при высокой безработице заметно ограничивает объем средств, направляемых на развитие рабочих мест. В структуре расходов фонда занятости Республики Дагестан удельный вес активных программ составляет до 30%, из них непосредственно на создание и сохранение рабочих мест используется 20%.

Анализ состояния и основных тенденций развития инфраструктуры обслуживания рынка труда Республики Дагестан, позволяет выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие инфраструктуры и снижающие эффективность ее функционирования:

1. Дисбаланс в развитии различных элементов инфраструктуры.

2. Отсутствие четко определенной государственной политики развития инфраструктуры и механизмов ее проведения.

3. Отсутствие единых стандартов и подходов к развитию инфраструктуры обслуживания рынка труда республики.

4. Отсутствие единого координационного центра в развитии инфраструктуры обслуживания рынка труда.

5. Низкий уровень координации выделения средств на развитие инфраструктуры сферы услуг.

6. Конфликт интересов между различными элементами инфраструктуры.

7. Недостаточное внимание к важности инфраструктуры обслуживания рынка труда для развития экономики, остаточный принцип в финансировании развития инфраструктуры.

Для оценки степени развития и эффективности функционирования региональной инфраструктуры обслуживания рынка труда нами предлагается использовать следующие показатели:

• Отношение величины средней заработной платы в данном регионе к средней величине по экономическому району или по РФ.

• Отношения количества незаполненных вакансий к количеству зарегистрированных безработных.

• Средние сроки поиска работы безработными (мес.).

• Доля лиц прошедших обучение и переподготовку в общем количестве трудоустроенных.

• Доля лиц, трудоустроенных через негосударственные бюро по найму.

• Доля лиц трудоустроенных через негосударственные организации, прошедших подготовку и переподготовку.

• Доля средств, выплачиваемых из негосударственных пенсионных фондов, в общем, объеме пенсионных выплат.

• Степень покрытия расходов граждан на медицинское обслуживание и социальное обеспечение за счет страховых фондов;

• Доля предприятий, на которых заключен единый коллективный трудовой договор.

Вышеуказанные показатели необходимо дополнить также рядом стоимостных показателей. К ним можно отнести: среднедушевую налоговую мощность, бюджетную обеспеченность на одного жителя, среднедушевой инвестиционный потенциал, среднедушевой собственный доход фонда занятости территории и т.д. Данные индикаторы позволяют скорректировать приведенную систему показателей и теснее увязать динамику инфраструктуры обслуживания рынка труда с состоянием и динамикой экономической конъюнктуры территории.

Методики оценки эффективности функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда мы относим к трем основным типам:

1. Интегральные методы оценки развития инфраструктуры, основанные на сопоставление региональных показателей с эталонными показателями.

2. Методы ресурсной оценки, связанные с анализом затрат живого и овеществленного труда предприятий инфраструктуры.

3. Методы оценки функционирования отдельных элементов инфраструктуры, базирующиеся на статистико-математических методах.

Сущность первого метода состоит в сопоставлении каждого из нормативных показателей, характеризующих инфраструктуру услуг региона, с аналогичным эталонным показателем, имеющим максимальное значение по всем регионам страны (возможно сравнение с наиболее развитым регионом страны или средним значением по стране).

Второй и третий методы необходимо использовать при конкретных подготовительных расчетах для разработки государственных и региональных программ развития инфраструктуры обслуживания.

В силу высокой социальной значимости эффективного функционирования, инфраструктура обслуживания рынка труда нуждается в квалифицированном регулировании. Современное государственное регулирование инфраструктуры обслуживания рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Можно выделить три основных направления государственного программного регулирования. Во-первых, это программы по стимулированию роста инфраструктуры, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия развитию сети инфраструктуры сферы услуг.

Региональные программы представляют собой механизм государственного воздействия на инфраструктуру обслуживания рынка труда. Они выступают в качестве одного из главных инструментов реализации государственной региональной политики на основе общих принципов и подходов в развитии рабочих мест и социальной защите населения, но с учетом особенностей демографического и социально-экономического развития территорий и ситуаций на локальных рынках труда. Для программ всех уровней и направлений важнейшими являются такие общие принципы, как привлечение к их формированию и выполнению возможно большего числа

заинтересованных сторон; выход на количественные показатели по перечисленным направлениям практической деятельности, а также четкое планирование реальных источников и объемов ресурсного обеспечения планируемых мероприятий; гибкое реагирование и своевременная корректировка положений программы в процессе ее реализации с учетом изменений, возникающих в экономике, доведение положений программы до всех групп населения.

Программы по стимулированию роста инфраструктуры связаны с решением проблем совершенствования управления развитием инфраструктуры.

В работе нами предложена модель повышения эффективности службы трудоустройства основанная на сочетании 1) государственного регулирования спроса и предложения на рабочую силу и 2) саморегулирования на рынке труда.

Простейшая модель спроса и предложения рабочей силы (рисунок 1) может быть представлена в виде точек V ("вершин графа") и линий Е ("ребер графа"), где V является объединением двух непересекающихся подмножеств вершин:

Х={х1, хг, ..., хп} - множество претендентов, прошедших тестирование на бирже труда, У = {у1, уг,..., ут} - множество вакантных рабочих мест данного региона, ребро е=(х1,у) соединяет вершины х\,у\ тогда, когда по заключению отдела тестирования претендент х\признан способным выполнить работу у.

Задача распределения претендентов на соответствующие вакантные места, чтобы трудоустроить максимально возможное количество людей, в теоретико-графовой постановке формулируется как задача вычисления максимального паро-сочетания в двудольном графе 0=(Х,У,Е). Паросочетанием называется такой набор ребер, никакие два из которых не обладают общим концом. В нашем контексте - один претендент не может быть трудоустроен на два различных вакантных рабочих места, равно как на одно вакантное место не могут быть назначены два разных претендента.

XI

16

1 в

Рис.1. На 1а изображен "окончательный" граф соответствия соискателей вакантным рабочим местам, полученный на время 1; на 16 - нерасширяемое паросочетание, не являющееся оптимальным; на 1в - вариант оптимального трудоустройства.

Основополагающими математическими результатами на пути решения задачи о максимальном паросочетании является теорема Кёнига о том, что "наибольшее число ребер паросочетания в двудольном графе равно наименьшему числу вершин в множестве, которому инцидентны все ребра графа", а также следующий результат Кёнига-Холла: "для того чтобы в паросочетании в графе в=(Х,У,Е) были заняты все вершины множества X, необходимо и достаточно, чтобы для любого подмножества Л из X в множестве У существует не менее |А| вершин, соединенных с вершинами множества А (здесь через |Л| обозначено число вершин в Л)".

На рисунке 1а Х={х1,х2,хз} - множество безработных, подавших заявку на трудоустройство, У={у1,у2,уз, у4 - множество вакантных мест, полученных в результате опроса предприятий; линии Е указывают на результаты тестирования по определению соответствия того или иного соискателя вакантному месту: соискатель Х1 может выполнить как работу у?, так и работу уг, соискателю хг подходит лишь работа уи а соискателю хз - любая из работ у г, уз и у а. На рисунке 16 указано паросочетание {(Х1, УО, (*з,у2)}; легко видеть, что в графе в=(Х,У,Е) к этому паросочетанию нельзя добавить ни одно ребро. И в то же время, оно не является максимально возможным в графе в, в котором существует паросочетание из трех ребер (см. рисунок 1в).

Обратим теперь внимание на хронологический аспект процесса трудоустройства. Пусть на момент времени Ь службой трудоустройства была получена лишь

часть информации о графе в, показанная на рисунке 2:

...........................................................

XI С......

УУ2

Х2

Хз'

У4

Рис.2. На момент времени Ь получена лишь частичная информация о графе в.

При этом "напрашивающимся" является распределение соискателя Х1 на работу уи а работника хз - на работу у2. Неоптимальность такого варианта трудоустройства выявляется, когда в момент времени f (Ыо) появится полная информация о графе в, соответствующая рис. 1а. В самом деле, при этом блокируется вполне реальный при отложенном на время А=Ыо распределении шанс соискателя хг получить работу У1 без ущерба другим соискателям (см. рисунок 1 в).

При построении Модели мы исходили из сложившейся практики работы служб трудоустройства, когда для накопленных в базе данных сведений о безработных (множество X), с одной стороны, и вакантных местах (множество У) - с другой, тестирование выявляет лишь факт соответствия конкретного соискателя рассматри-

ваемому характеру трудовой деятельности, но не степень это соответствия. Однако, современные корпоративные службы трудоустройства исходят из соображений результирующей (для корпорации) оптимизации распределения потенциальных сотрудников на вакантные места, а не тривиального определения годности-негодности. В качестве более адекватной такой ситуации мы предлагаем несколько усложненную Модель 2, исходящую из следующей задачи. Имеется т должностей и п претендентов на эти должности. Назначение /-го претендента на у-ую должность приводит к убыткам с(/,¡). Требуется распределить претендентов таким образом, чтобы суммарный убыток был минимальным.

Таким образом, для управляющих воздействий, направленных на оптимизацию рынка труда, мы предлагаем использовать результаты исследования математической модели, полученные классическими теоретико-графовыми методами. При этом можно использовать идею отложенного на время Д построения графа С=(Х,У,Е) спроса и предложения и недетерминированного регулирования времени Д, на которое предлагается отложить указанное построение графа, опытным путем добиваясь его адекватности динамически (зачастую и непредсказуемо) изменяющимся условиям на локальном рынке труда. Мы считаем, что в ближайшие два-три года данный подход может стать эффективным инструментом актуализации базы данных о безработных для г.Махачкалы. Данный метод имеет достоинства не только связанные с решением вопросов трудоустройства. Его главное преимущество состоит в необходимости изучения профессиональных качеств соискателей.

Развитие сети инфраструктуры обслуживания рынка труда с учетом минимизации расходов также можно программировать на основе теоретико-графовой модели.

При отсутствии у большей массы претендентов возникнет задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Мы представили модель взаимодействия служб в блок-схеме 2.

1. Если есть высокий престиж (блок А), но нет спроса на рынке труда (блок С), то в системе государственных учебных заведений (блок В) целесообразно расширять по этим профессиям платное обучение.

2. Если низок престиж, но высок спрос на те или иные профессии, то следует увеличивать набор в блоке В на основе бесплатного (бюджетного) обучения.

3. Если высок престиж и высок спрос, то необходимо расширять систему подготовки по этим специальностям и стимулировать расширение сети частных учебных заведений.

4. Если низок престиж и нет спроса, то, очевидно, следует сворачивать государственное финансирование подобных специальностей и профессий. Исключение должны составлять некоторые виды специальностей, которые важны и необходимы для нормального развития национальной культуры, языка, традиций и быта коренных народов региона. В этой связи целесообразно стимулировать учебные заведения, осуществляющие подготовку по данной группе специальностей.

Блок-схема 2

Взаимодействие региональных структур по подготовке профессиональных кадров БлокА

Службы по управлению профессиональной подготовкой и профориентацией населения при региональных органах власти

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система государственных и негосударственных учебных заведений Служба занятости (центры занятости и трудоустройства)

Рынок образовательных услуг Рынок рабочих мест

1 - информация по каналам прямой и обратной связи о спросе и предложении на рынке образовательных услуг; 2 - информационные связи о спросе и предложении на рынке труда (рабочих мест); 3 - информационные каналы взаимодействия систем профессионального образования и службы занятости.

Формирование системы услуг профориентации и профконсультирования, адекватной современным условиям процесс сложный. Он требует комплексного подхода к решению вопросов профориентационного обслуживания населения, учитывающего информационно-профессиональный, социально-психологический, психофизиологический и психологический аспекты проблемы. Цели и задачи создания единой региональной системы профориентационного обслуживания населения обусловливает необходимость обеспечения унификации технологии профдиагностики и профконсультирования, а также совершенствования нормативно-правовой базы профдиагностики на основе формирования банка научно-методических материалов, специальных технологий профориентационной работы с различными категориями населения.

В связи с растущими потребностями граждан в сложных видах профориентаци-онных услуг и расширения их перечня, одним из основных направлений повышения эффективности инфраструктуры обслуживания рынка труда должно стать внедрение передовых форм организации инфраструктуры. В частности, в Республике Дагестан следовало бы внедрить «систему автоматизированных рабочих мест профконсуль-танта» по опыту Московского, Челябинского и Свердловского областных центров занятости. Автоматизированные рабочие места профконсультанта позволяют в максимально короткий срок ознакомить клиента со всей интересующей его информацией о профессии: ее производственных характеристиках, необходимых знаниях, профессионально-важных качествах и других параметрах (гигиеническая характеристика профессии и медицинские противопоказания).

Увеличение численности безработных граждан и незанятого населения, нуждающегося в профессиональном обучении и профориентационных услугах, вызывает необходимость активизации информационной деятельности соответствующих региональных служб о возможностях системы профессиональной подготовки.

В совершенствовании организационно-экономического механизма управления развитием инфраструктуры обслуживания рынка труда все большее значение приобретает укрепление роли координации развития инфраструктуры. Необходимость и практическая значимость определения наиболее депрессивных районов и городов и присвоения им статуса территорий приоритетного развития инфраструктуры должна быть отмечена в соответствующих региональных нормативно-правовых актах.

Основная цель установления круга территорий с кризисной ситуацией заключается в создании для них особого организационно-экономического механизма, режима наибольшего благоприятствования в стимулировании развития инфраструктуры услуг обслуживания рынка труда. Суть последних сводится к использованию административных мер и финансово-кредитных льгот, способствующих росту инвестиционной активности, сохранению и созданию новых более эффективных и перспективных рабочих мест.

Разработка организационно-экономического механизма поддержки инфраструктуры услуг кризисных территорий должна стать неотъемлемой частью региональной политики, важнейшим элементом и критерием в системе оценок уровня развития территорий.

Наиболее действенным рычагом стимулирования развития региональной инфраструктуры обслуживания рынка труда является финансовый механизм. В работе предложены меры по совершенствованию финансово-экономического стимулирования роста и развития сети инфраструктуры обслуживания рынка труда.

Выполнен проект формирования и использования целевого регионального фонда инвестиционной поддержки инфраструктуры услуг на территориях с кризисной ситуацией на рынке труда. Разработана методика расчета объема ресурсов целевого регионального фонда инвестиционной поддержки инфраструктуры обслуживания рынка труда и установлен порядок распределения средств данного фонда между районами и городами, включенными в перечень кризисных территорий.

Местные бюджеты не имеют возможности полностью финансировать инфраструктуру сферы услуг. Поэтому в работе предложена система формирования корпораций в виде акционерных обществ, в которых органы местного самоуправлении могли бы выступить в качестве совладельцев части акций инфраструктуры обслуживания рынка труда. Создание подобных корпораций будет способствовать формированию эффективного механизма управления инфраструктурой, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновления экономической базы всех составляющих инфраструктуры.

Мелесов М.С.

Роль и перспективы участия Махачкалинского международного морского торгового порта в МТК "Север-Юг"

Участие России в эпохальном проекте создания транзитного моста из Азии в Европу стало очевидным после заключения договора в 2000 г. и подписания межправительственного соглашения о Международном транспортном коридоре "Север -Юг" в марте 2001г. Россией, Ираном и Индией. Данный проект, безусловно, повысит геополитический вес России, приведет к образованию более тесных экономических отношений между странами-участницами. Значительно сократятся сроки и стоимость транзитных перевозок и станут более унифицированным правовое поле в области таможенной и пограничной деятельности. Этот евроазиатский маршрут имеет для Российской Федерации не меньшее значение, чем Транссибирская железнодорожная магистраль, которая сделала возможным освоение Сибири. Проект МТК "Север-Юг" или как его по иному называют Хазаро-Ганзейский торговый путь, даст толчок развитию всех отраслей промышленности стран-участниц. По оценкам некоторых экспертов значительная часть грузопотока из Евросоюза в Южную Азию будет проходить через МТК "Север-Юг", и такая ситуация активизирует процесс мировой торговли. МТК "Север-Юг" отвечает требованиям системности, мультипликативности и поэтапности. За короткий срок объем перевозимых грузов увеличился на 80% и это не предел. В конечном счете, перевозки по коридору могу дойти до 10 млн. тонн в год. Но главная выгода заключается в существенном сокращении времени и расстояния перевозки грузов по сравнению с иными дорогами. Для более эффективной эксплуатации Хазаро-Ганзейского торгового пути необходимо охватить все инфраструктурные компоненты, соединяя их в единую систему

Коридор, проходящий по линии Балтийское море - Волга - Каспийское море -Иран- Индия - Индийский океан позитивно повлияет на развитие экономики отдельных провинций участвующих в этом проекте стран. Так как РД находится на линии данного коридора, то вполне очевидны ее выгоды, которые заключаются в сокращении проблемы занятости населения, строительстве новых объектов инфраструктуры, улучшении инвестиционного климата, поступлении налоговых отчислений в республиканский бюджет и др.

На каспийском участке коридора, Астраханской области, с ее морским торговым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.