Рассматриваются показатели эффективности деятельности институтов рынка труда во взаимосвязи с конкурентоспособностью трудовых ресурсов. Подчеркивается, что эффективность деятельности институтов рынка труда определяется сложившейся конъюнктурой рынка труда. Обозначены направления воздействия на деятельность институтов рынка труда с целью повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов.
Эффективность, конкурентоспособность, трудовые ресурсы, институты рынка труда, служба занятости, рекрутинговые агентства
M.R. Tugusheva
EFFICIENCY OF LABOR MARKET INSTITUTIONS PERFORMANCE AS A FACTOR FOR IMPROVEMENT OF WORKFORCE COMPETITIVENESS
The author considers performance indicators of the labor market institutions in terms of competitiveness of the labor force. It is emphasized that the effectiveness of labor market institutions is determined by the prevailing labor market conditions. The areas of impact on the activities of labor market institutions to improve the competitiveness of labor have been designated.
Efficiency, competitiveness, workforce, labor market institutions, employment services, recruitment agencies
Одним из направлений, указанных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, является развитие человеческого потенциала России, в том числе посредством повышения конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. В связи с этим в Концепции уделяется внимание и развитию рынка труда, включая развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов; повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия; создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров [1]. Достижение поставленных целей должно, в первую очередь, отражаться в повышении эффективности деятельности институтов рынка труда, включая государственную службу занятости и частные агентства занятости.
Эффективность - это интегральная и структурированная характеристика деятельности экономического объекта, отражающая успешность деятельности, соответствие миссии, целям и задачам [2]. Эффективность является одним из частных показателей качества наряду с продуктивностью, устойчивостью, лабильностью (способность к быстрым изменениям структуры); в свою очередь, качество можно определить как фактор конкурентоспособности. Конкурентоспособность можно определить как сложный качественный показатель, который показывает взаимосвязь явлений, не взаимодействующих напрямую. Эффективность также является сложным качественным показателем, который выражается соотношением затрат и результатов. Он показывает не только взаимосвязь явлений, но и их взаимодействие [3].
Трудоустройство (эффективная занятость) является основной целью выхода соискателей на рынок труда. Для достижения этой цели необходимо вступать в конкурентную борьбу с другими участниками рынка, что предполагает наличие и реализацию соответствующих конкурентных преимуществ, которые могут быть сформированы, в том числе, и институтами рынка труда. Следовательно, чем эффективнее деятельность институтов рынка труда, качество оказываемых ими услуг, тем большая часть трудовых ресурсов, нуждающихся в повышении своей конкурентоспособности на рынке труда, сможет реализовать себя посредством трудоустройства (рис. 1).
Анализ соответствующих показателей эффективности предоставит информацию для выявления слабых сторон в деятельности институтов рынка труда, устранение которых поможет найти пути повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов на рынке труда.
Целью государственных институтов рынка труда является осуществление политики занятости, что включает широкий перечень направлений деятельности: учет и регистрация безработных, выплата пособий, содействие в поиске и закрытии вакантных рабочих мест, содействие самозанятости, профессиональная ориентация и психологическая поддержка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованиями рынка труда и изменениями экономической ситуации, поощрение мобильности, сокращение трансакционных издержек на поиск вакансии/кандидата и т.д.
Затраты на реализацию поставленных целей включают следующие статьи: содержание аппарата государственных учреждений занятости, расходы на реализацию программ содействия занятости и социальной адаптации, выплата пособий по безработице, затраты на обучение и переобучение безработных граждан, затраты на получение и распространение информации и т.д.
Институты рынка труда
Рис. 1. Взаимосвязь эффективности институтов рынка труда и конкурентоспособности трудовых ресурсов
Результат осуществляемых действий выражается в достигнутом уровне занятости трудовых ресурсов. В экономическом смысле это выражается полученным экономическим эффектом от реализации трудовых способностей при закрытии вакансии, т.е. реализации конкурентных преимуществ в процессе трудоустройства.
Увеличение количества занятых на макроуровне выражается в снижении социальной напряженности, увеличении покупательной способности в результате получения дохода в виде заработной платы, что воплощается в увеличении совокупного спроса, поступлений в бюджет и различные фонды в виде налогов, выплачиваемых работодателем и работником (подоходный налог, социальное страхование и т.п.). На микроуровне закрытие вакансии выражается в повышении эффективности использования рабочего места, что в конечном итоге влияет на такие показатели деятельности предприятия как производительность, рентабельность, доходность, прибыльность и т.д. На уровне индивида трудоустройство позволяет получить средства для удовлетворения личных потребностей и потребностей членов семьи, воспроизводства рабочей силы, обеспечить личностное и профессиональное развитие (рис. 2).
Таким образом, эффективная деятельность по содействию занятости может быть рассмотрена на всех уровнях экономики и для всех ее субъектов. Соответственно, выработка показателей и критериев эффективной деятельности государственных и частных институтов рынка труда необходима для анализа и оценки их деятельности и принятия соответствующих мер, позволяющих улучшить показатели занятости.
В настоящее время для оценки эффективности деятельности государственной службы занятости применяются следующие показатели:
1) социальная эффективность политики занятости, которая оценивается по формуле
ЧБСУ СЭПЗ = ЧБСУ,
ЧБк
где СЭПЗ - социальная эффективность политики занятости; ЧБСУ - численность безработных, снятых с учета службы занятости по всем основаниям; ЧБк - численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на конец календарного периода [4].
2) при оценке эффективности мер государственного регулирования рынка труда принимаются во внимание численность безработных, снятых с учета (У8), среднемесячный размер пособия по без-
работице (Р) и среднегодовая продолжительность выплаты пособия по безработице (Т): Э = X Р X Т [5].
Л.Н. Руднева приводит классификацию частных показателей оценки эффективности функционирования региональной инфраструктуры рынка труда на основе деятельности составляющих ее подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в результат (таблица).
Некоторые из представленных показателей могут быть использованы и для анализа результатов деятельности частных агентств занятости, что позволит провести более продуктивный сравнительный анализ с государственными институтами рынка труда и выявить области, в которых каждый из институтов действует наиболее эффективно.
Цель государственной службы занятости - содействие занятости, осуществление социальноэкономической политики в области занятости. Частные агентства занятости в своей деятельности преследуют иную цель - получение прибыли в результате оказания услуг по поиску/подбору персонала/трудоустройству, а также ряда других услуг (кадровый консалтинг, обучение персонала и т.д.). Однако конечный результат работы частных агентств занятости - трудоустройство, повышение занятости трудовых ресурсов. Таким образом, несмотря на различия начальных целей, результат деятельности государственных и частных институтов рынка труда совпадает, хотя необходимо учитывать разницу в масштабах деятельности (т.е. количественных показателях) и уровне закрываемых вакансий (качественные показатели). Частные агентства занятости, а именно рекрутинговые агентства, ориентируются на работу с более конкурентоспособными представителями трудовых ресурсов, поскольку поиск и подбор персонала оплачивает работодатель, который заинтересован в найме работника, отвечающего всем его требованиям, а значит наиболее профессионального и квалифицированного.
Эффективность деятельности частных агентств занятости определяется, с одной стороны, показателями, общими для субъектов микроуровня, т.е. доход, рентабельность, чистая прибыль и т.д., с другой - закрытие вакансии - услуга, итогом которой является трудоустройство, и, соответственно, результаты деятельности частного агентства занятости воспроизводят результаты деятельности государственной службы занятости в этом направлении, но в несколько другом масштабе (рис. 3).
Ориентация на клиента-работодателя стимулирует рекрутинговое агентство к более быстрой работе по закрытию вакансии, поиску и подбору соответствующих кандидатов, которые могут не являться безработными на данный момент, но будут склонны к смене места работы по определенным причинам (более высокая оплата труда, лучшие условия труда, карьерный рост и т.д.). Соответственно, идет постоянное пополнение базы данных кандидатов, желающих найти или сменить место работы, однако вероятность быстрого поиска не всегда велика. Это зависит от конъюнктуры рынка труда, требований работодателя и других причин. Важно отметить, что один и тот же соискатель может находиться в базе данных нескольких агентств, возможно, действующих в разных городах, т.е. на различных региональных рынках труда. Также рекрутинговые агентства не заинтересованы в предоставлении информации о своей базе данных соискателей, поскольку, во-первых, отвечают за сохранность персональной информации и, во-вторых, подобная информация является важной в условиях конкурентной борьбы на рынке кадровых услуг. Эти обстоятельства усложняют количественный и качественный анализ эффективности деятельности частных агентств занятости.
Таким образом, формирование и реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов в определенной степени зависят от эффективности деятельности институтов рынка труда. Соответственно возможность регулирования конкурентоспособности может быть осуществлена посредством управляющего воздействия на институты рынка, которое может скорректировать некоторые слабые стороны их деятельности и повысить эффективность.
Деятельность институтов рынка труда определяется конъюнктурой рынка труда (соотношение спроса и предложения) и направлена на регулирование предложения, выражаясь в устранении провалов рынка, т.е. помощи наименее конкурентоспособной части трудовых ресурсов, не обладающей качествами (опыт, профессиональная подготовка, навык поиска работы и т.п.), которые позволили бы конкурировать за вакантное рабочее место.
Государственная служба занятости
Цели, задачи
Затраты
Результат
Учет и регистрация безработных Содействие в поиске и закрытии вакантных рабочих мест Содействие самозанятости Профессиональная ориентация и психологическая поддержка Поощрение мобильности Сокращение трансакционных издержек на поиск вакансии/ кандидата
1. Содержание аппарата государственных учреждений занятости
2. Реализация программ содействия занятости
и социальной адаптации
3. Затраты на обучение и переобучение безработных
4. Выплата пособий по безработице
5. Затраты на получение и распространение информации
Макроуровень
Снятие социальной напряженности Повышение покупательной способности Поступления в бюджет в результате налогообложения
Микроуровень
Использование рабочей силы для развития организации, повышения производительности, рентабельности, прибыли и т.д.
Уровень индивида
Получение в результате трудоустройства дохода в виде заработной платы, направляемой на воспроизводство рабочей силы,удовлетворение потребностей и т.д.
Рис. 2. Эффективность деятельности государственной службы занятости Частные показатели оценки эффективности функционирования подсистем инфраструктуры рынка труда [6]
I. Подсистема трудового посредничества________________________________________________________________
1. Число граждан, обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, чел.
2. Доля трудоустроенных службами занятости в числе обратившихся, %
3. Доля трудоустроенных при содействии служб занятости в числе принятых на работу в отраслях экономики, %
4. Удельный вес длительно безработных, %
5. Средняя продолжительность безработицы, мес.
6. Число вакансий, приходящихся на одного зарегистрированного безработного._________________________
II. Подсистема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки_____________________________
1. Доля лиц, получивших услуги по профессиональной ориентации, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, %
2. Доля лиц, получивших работу, из числа закончивших профессиональное обучение, организованное службами занятости, %
3. Доля граждан, которым оказано содействие в самозанятости, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, %___________________________________________________________________
III. Подсистема социально-психологической поддержки___________________________________________________
1. Доля лиц, получивших материальную поддержку, в общем числе безработных, %
2. Доля граждан, участвующих в мероприятиях по социальной адаптации, в общем числе зарегистрированных безработных, %
3. Число трудоустроенных подростков, чел.
4. Доля граждан, принявших участие в общественных работах, в общем числе обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства, %
5. Число трудоустроенных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, чел._______________________
IV. Финансовая подсистема____________________________________________________________________________
1. Доля расходов по активным направлениям программы содействия занятости в общих расходах ФГСЗН, %
2. Расходы на профессиональное обучение в расчете на одного официально зарегистрированного безработного, руб.
3. Расходы на профессиональную ориентацию в расчете на одного незанятого из числа экономически активного населения, руб.
4. Расходы ФГСЗН по социальной поддержке безработных граждан в расчете на одного безработного, руб.
5. Расходы по организации общественных работ в расчете на одного принявшего в них участие, руб._____
Частные агентства занятости
Цели, задачи
Затраты
Результат
Получение прибыли в результате оказания услуг по поиску/подбору персонала и других кадровых услуг
Постоянные и переменные издержки деятельности (заработная плата сотрудников, затраты на получение и распространение информации, маркетинговые исследования, налоговые отчисления и т.д.)
Получение дохода
Макроуровень
Снятие социальной напряженности Повышение покупательной способности Поступления в бюджет в результате налогообложения
Микроуровень
Использование рабочей силы для развития организации, повышения производительности, рентабельности, прибыли
Уровень индивида
Получение в результате трудоустройства дохода в виде заработной платы, направляемой на воспроизводство рабочей силы,удовлетворение потребностей и т.д.
Рис. 3. Эффективность деятельности частных агентств занятости
Также деятельность институтов рынка труда важна для соискателей, желающих реализовать себя на рынке труда в новом качестве посредством смены рабочего места, но не имеющих достаточной информации о контрагентах. В этом случае важна информационная функция институтов рынка труда, концентрирующих и предоставляющих информацию о вакантных рабочих местах, обеспечивая связь между работодателями и соискателями.
Способность конкурировать на рынке труда зависит не только от количества и качества претендентов на вакантные рабочие места (соответствующих по уровню образования, профессиональной пригодности, психологическим качествам и т.д.), но и от количества и качества рабочих мест в экономике (по уровню оплаты труда, безопасности, оснащенности, модернизации, применению инновационных технологий и т.п.). В условиях недостаточно развитой системы производства товаров и услуг, инфраструктуры, социальной сферы (образование, здравоохранение и др.) деятельность по содействию в повышении конкурентоспособности трудовых ресурсов и помощи в реализации на рынке труда становится малоэффективной и теряет экономический смысл.
Таким образом, недостаточный спрос на рынке труда снижает эффективность деятельности институтов рынка труда, делая безрезультатной работу по повышению конкурентоспособности трудовых ресурсов, поскольку в ходе конкурентной борьбы за малое количество высококонкурентных рабочих мест подготовка большого количества конкурентоспособных специалистов теряет смысл, так же как и в условиях преобладания неоснащенных и не отвечающих современным требованиям рабочих мест. Следовательно, необходимо достижение баланса спроса и предложения на рынке труда, когда повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов соответствует конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг на отвечающих современным требованиям рабочих местах.
В целом эффективность деятельности институтов рынка труда зависит от общей экономической ситуации в стране и требует соблюдения и реализации ряда мер: разработки четкой политики в области занятости; выработки новых принципов работы в соответствии с изменениями экономической конъюнктуры; повышение качества оказания услуг; разработки новых программ подготовки и переподготовки специалистов, соответствующих новым условиям развития экономики; применения новых высокоскоростных технологий обмена данными с использованием сети Интернет, ускоряющих обмен информацией между работодателем и соискателем и др.
Другое направление воздействия на институты рынка труда подразумевает законодательное регулирование, которое, с одной стороны, обеспечивает необходимые условия для развития и совершенствования деятельности в области кадровых услуг, с другой стороны, пресечет некачественную, недобросовестную работу со стороны некоторых фирм, создающих недобросовестную репутацию для всех кадровых агентств.
При выявлении эффективности деятельности институтов рынка труда необходимо учитывать региональные особенности рынка труда и в целом экономическое развитие региона (развитость определенных отраслей экономики, инфраструктуры, качественный и количественный состав трудовых ресурсов, показатели миграции, климатические особенности региона и т.д.). Эти характеристики дают представление о специфике спроса и предложения на рынке труда конкретного региона, что позволяет разработать программы повышения эффективности деятельности институтов рынка труда под нужды региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Сазонов В.Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования / В.Г. Сазонов. Владивосток: Дальнаука; Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. С. 93.
3. Загородняя А.А. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности вуза / А.А. Загородняя // Проблемы современной экономики. 2007. №3 (23).
4. Смирнов С.Н. Методы оценки эффективности государственной политики занятости / С.Н. Смирнов // Вопросы экономики. 1998. С. 57. №4.
5^ Васильев В.П. Занятость населения и ее регулирование / В.П. Васильев, Л.М. Низова; МарГУ. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. гос. ун-та, 2003. 168 с.
6. Руднева Л.Н. Формирование и регулирование инфраструктуры рынка труда: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Л.Н. Руднева. Екатеринбург, 2006. С. 28.
Тугушева Марьям Равилевна - Maryam R. Tugusheva-
аспирант кафедры «Экономическая теория Postgraduate,
и экономика труда» Department of Economic Theories and Labor Economy,
Саратовского государственного технического Gagarin Saratov State Technical University
университета имени Гагарина Ю.А.
Статья поступила в редакцию 17.01.12, принята к опубликованию 02.03.12