Особое внимание следует уделить разработке должностных инструкций. От степени их содержательности зависит организационное построение аппарата управления и структура персонала, как следствие, набор профессионально подготовленных сотрудников.
При необходимости в аппарате управления подкомплексом формируются и другие специальные документы, в том числе инструкция по соблюдению конфиденциальности, инструкция по делопроизводству, инструкция по контролю за исполнительской дисциплиной, различные технологические регламенты и т.д.
Организационно-функциональная структура должна отражать те подразделения, за которыми закрепляется выполнение определенных технологических операций. Организационная структура управления формируется не «на вырост», а отражает текущие задачи и финансовые возможности АПФ. По мере развития его и появления новых функциональных задач, создается и утверждается новая оптимальная на данный момент организационная структура управления, в т.ч. аппарата, адекватно трансформируется ОЭМУ и составляется соответствующее штатное расписание, где указываются новые должности и должностные оклады в каждом из структурных подразделений аппарата управления; вносятся изменения в положения, должностные инструкции и прочие документы организационно-экономического регламентирования.
Чем детальней и полней будет регламентирована деятельность аппарата управления и всего АПФ в целом нормативными документами, разработанными на основе действующего законодательства, тем меньше будет «отсебятины» у сотрудников и недостатков в ОЭМУ эффективной производственно-экономической деятельностью в виноградарском продуктовом подкомплексе регионального АПК.
Мамедбекова М.О.
Оценка эффективности функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда в Республики Дагестан1
Присущая командно-административному укладу экономики централизованная система управления инфраструктурами обслуживания на рынках труда характеризуется постоянным дефицитом рабочей силы. Рыночная система базируется на сочетании государственного регулирования спроса и предложения на рабочую силу с саморегулированием на рынке труда, воспроизводящем безработицу. Состояние инфраструктуры обслуживания рынка труда непосредственно сказывается на уровне жизни населения региона, так как высокий уровень безработицы означает, что значительная часть населения лишится стабильных источников получения доходов (за исключением мизерных пособий по безработице).
1 Исследование подготовлено при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых № МК-3191.2005.6
Следует отметить, что в ряде регионов России в инфраструктуре обслуживания на рынке труда сложилась критическая ситуация. Она характеризуется: отсутствием механизма само регуляции регионального рынка труда; заметной тенденцией к стихийному воспроизводству кризисного состояния, низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на региональные инфраструктуры обслуживания рынка труда из кризисного состояния.
Изменения в инфраструктуре обслуживания на рынке труда в Республике Дагестан, как и по стране в целом, происходят под воздействием общего сокращения спроса на рабочую силу. Но в отличие от России в республике этот процесс протекает на фоне существенного роста самой инфраструктуры обслуживания рынка труда.
Одна из главных функций государства на рынке труда состоит в установлении и законодательном оформлении правил регулирования интересов работодателей и наемных работников в сфере занятости и реализации трудовых отношений. На базе этих правил складываются экономические, социальные и правовые основы механизма регулирования функционирования рынка труда в целом. Подобный механизм действует через соответствующую систему, составляющую инфраструктуру обслуживания рынка труда, включающую ряд центров и служб занятости, учебных заведений по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, банки данных о незанятой рабочей силе и вакансиях, программы содействия трудоустройству безработных и финансовую программу управления занятостью. Реальное соотношение звеньев инфраструктуры обслуживания рынка труда зависит от исторических, экономических и социальных условий развития конкретного региона. На наш взгляд, можно выделить следующие функции региональной инфраструктуры обслуживания рынка труда:
1. Удовлетворение потребностей предприятий и организаций в рабочей силе.
2. Поддержка безработных в период трудоустройства.
3. Оказание помощи безработным в получении специальностей и квалификации, пользующихся спросом на рынке труда.
4. Снижение сроков поиска работы безработными гражданами.
5. Обеспечение внутри региональной и межрегиональной трудовой миграции.
6. Обеспечение механизмов рыночного ценообразования на рынке труда.
7. Рациональное использование фондов занятости, - пенсионного, медицинского, социального страхования - для нормального воспроизводства рабочей силы
В целом анализ состояния инфраструктуры обслуживания рынка труда позволяет сделать вывод о том, что Республика Дагестан является трудоизбыточном регионом с депрессивным характером экономики. Это проявляется главным образом в том, что численность экономически активного населения республики растет быстрее, чем число рабочих мест в экономике.
Основными направлениями деятельности региональной инфраструктуры обслуживания рынка труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4) изучение коньюктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплата пособий.
Неоправданными оказались ожидания значительного увеличения числа рабочих мест за счет развития малого предпринимательства. По данным государственной налоговой инспекции РФ по Республике Дагестан из 10 тыс. зарегистрированных малых предприятий, в 2002 году функционировало лишь 1,5 тысяч. Развитие малого предпринимательства в республике прошло фазу бурного роста и в настоящее время находится в состоянии стагнации.
Государственная регулятивная составляющая дагестанской инфраструктуры обслуживания рынка труда представлена Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.
Негосударственная регулятивная составляющая дагестанской инфраструктуры обслуживания рынка труда представлена в основном профессиональными союзами наемных работников и союзами работодателей.
В качестве основных проблем, стоящих перед государственными и негосударственными регулятивными организациями Республики Дагестан в инфраструктуре обслуживания рынка труда, можно выделить следующие:
1. Разграничение функций работодателей и работников в процессе управления предприятием.
2. Обеспечение заключения трудовых соглашений между работодателями и наемными работниками в рамках единого коллективного договора.
3. Установка справедливых тарифов и норм выработки, а также минимальной оплаты труда.
4. Регулирование установления пенсионного возраста работников и определения размера пенсионных выплат в условиях трудоизбыточного региона.
5. Организация социальной поддержки малоимущих граждан и семей с низким среднедушевым доходом.
В целом в инфраструктуре обслуживания рынка труда республики Дагестан наблюдается тенденции к сокращению рабочих мест, снижению потребностей экономики в дополнительной высококвалифицированной рабочей силе, остается низкой производительность труда на действующих предприятиях, прослеживается высокая текучесть кадров в ряде отраслей экономики, возрастает скрытая безра-
ботица за счет применения неполной загрузки рабочего времени и административных отпусков.
Следует отметить, дагестанская инфраструктура обслуживания рынка труда характеризуются низкой степенью развития негосударственных институтов (негосударственных бюро по трудоустройству, бирж труда и т.д.), слабой активностью профсоюзов наемных работников и объединений работодателей (процессы трудовых отношений в республике носят преимущественно стихийных характер).
Государственная служба занятости функционирует на рынке труда недостаточно эффективно: ее деятельность не оказывает значимого влияния снижения уровня безработицы в регионе и поддержке безработных граждан в период трудоустройства.
Для оценки степени развития и эффективности функционирования региональной инфраструктуры обслуживания рынка труда нами предлагается использовать следующие показатели:
• Отношение величины средней заработной платы в данном регионе к средней величине по экономическому району или по РФ.
• Отношение величины средней пенсии к величине прожиточного минимума в регионе.
• Отношения количества незаполненных вакансий к количеству зарегистрированных безработных.
• Коэффициенты, характеризующие уровень внутри региональной и межрегиональной трудовой миграции.
• Доля лиц, трудоустроенных через негосударственные бюро по найму.
• Доля безработных, направленных на общественные работы.
• Доля средств, выплачиваемых из негосударственных пенсионных фондов, в общем, объеме пенсионных выплат.
• Доля потерь рабочего времени из-за забастовок в общем, фонде рабочего времени региона.
• Средняя продолжительность рабочего дня в регионе.
• Средние сроки поиска работы безработных (мес.).
• Доля предприятий, на которых заключен единый коллективный трудовой договор.
Анализ состояния и основных тенденций развития инфраструктуры обслуживания рынка труда Республики Дагестан, проведенный нами, позволяет выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда и снижающие эффективность ее функционирования:
1. Дисбаланс в развитии различных элементов рыночной инфраструктуры.
2. Отсутствие четко определенной государственной политики развития дагестанской рыночной инфраструктуры и механизмов ее проведения.
3. Отсутствие единых стандартов и подходов к развитию рыночной инфраструктуры республики.
4. Отсутствие единого координационного центра в развитии инфраструктуры.
5. Отсутствие государственных механизмов финансирования развития дагестанской рыночной инфраструктуры. Низкий уровень координации выделения средств на развитие инфраструктуры обслуживания рынка труда.
6. Конфликт интересов между различными элементами инфраструктуры обслуживания рынка труда.
7. Недостаточное внимание к важности инфраструктуры для развития экономики, остаточный принцип в финансировании развития инфраструктуры.
Процесс оценки эффективности функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда разбит нами на следующие этапы:
1. Определение численных значений весовых коэффициентов для инфраструктуры отдельных рынков и подсистем инфраструктуры рынка труда региона.
2. Определение перечня нормативных показателей, доступных для расчета, а также определение их численных значений.
3. Определение численных значений весовых коэффициентов для нормативных показателей внутри подсистем инфраструктуры отдельных рынков.
4. Расчет численных значений показателей эффективности функционирования по подсистемам инфраструктуры отдельных рынков и по рынкам товаров, услуг, капитала и труда.
5. Расчет величины интегрального показателя оценки эффективности функционирования инфраструктуры обслуживания рынка труда Республики Дагестан.
6. Интерпретация результатов оценки, выявление низкоэффективных подсистем рыночной инфраструктуры Республики Дагестан, обозначение приоритетных направлений развития и совершенствования для региональной инфраструктуры рынка труда.
В качестве фактологической базы оценки эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда в республике Дагестан нами используются данные региональной статистики и результаты авторских расчетов и оценок за 2002-2005 годы.
Следует также подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств. Так, например, крупнейшая в мире американская компания такого типа «Манпауер» (Manpower), имея 1350 своих отделений в разных странах мира, содействует найму ежегодно 700. тысяч человек и обслуживает примерно ЗОО.тысяч. В США такая помощь оказывается в среднем 6-8 млн. безработным. Появление в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имело бы важное значение для эффективного функционирования рынка труда. Вместе с тем роль биржи труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна.
Формирование и функционирование инфраструктуры обслуживания на рынке труда характеризуется определенными количественными и качественными соотношениями. Регулирование и постоянное совершенствование этих пропорций имеет большое значение с точки зрения решения практических задач. Анализ и полный учет структурных сдвигов в занятости, изучение тенденции и направлений их дальнейшего развития являются необходимыми предпосылками рационального использования трудового потенциала региона.
Иналова P.M., Магомедов P.M. Приоритеты социально-экономической самостоятельности российских домохозяйств
Характерной чертой периода реформ стал подрыв принципа существования домохозяйств как экономически самостоятельных ячеек, выразившийся в одновременном сокращении продолжительности жизни и уровня рождаемости (табл. 1).
Таблица 1
Некоторые демографические показатели в России в 1990-2002 гг.
Годы Ожидаемая ни п продолжительность жиз-ри рождении, лет Суммарный коэффициент рождаемости
всего мужчины женщины
1990 69,2 63,8 74,3 1,887
1992 67,9 62,0 73,8 1,552
1998 67,0 61,3 72,9 1,242
1999 65,9 59,9 72,4 1,171
2000 65,3 59,0 72,2 1,214
2001 65,3 59,0 72,3 1,249
2002 64,8 58,5 72,0 1,321
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики РФ за соответствующие годы.
Вкупе эти процессы обусловили все еще не преодоленное абсолютное сокращение численности населения, иными словами, популяционное сжатие социума. Данные тенденции болезненно ударили по воспроизводству трудового потенциала, так как мужчины в среднем не доживают даже до верхней границы трудоспособного возраста, а женщины -«балансируют» на грани возраста экономической активности (72 года). При этом суммарный коэффициент рождаемости в 1,5-2 раза ниже 2,15 - уровня, необходимого для замещения поколений, и в перспективе России грозит не просто постарение, но одряхление населения1. Особенно стре-
1 Галецкая Р.А. Социально-экономическое и демографическое развитие: пробле-