Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алгоритмическое мышление / бакалавр / обучающийся / студент / образовательная организация / учебное занятие / лабораторное занятие / algorithmic thinking / bachelor / student / student / educational organization / educational activity / laboratory activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.М. Раджабова

В статье исследуется вопрос формирования и совершенствования алгоритмических способностей будущих бакалавров, которые проходят обучение в рамках профильных дисциплин. Представлена взаимосвязь воздействия педагогических компетенций педагога на формирование соответствующего типа мышления. Демонстрируется принцип формирования обозначенных способностей в рамках освоения студентами учебного материала. Описаны подходы в педагогической деятельности для решения задач любой сложности будущими бакалаврами. Представлены рекомендации по формированию алгоритмического типа мышления на фоне освоения учебного материала на занятиях в университете студентами, обучающимися в рамках программы бакалавров. Предусмотрена необходимость акцентирования внимания педагогов на содержательную часть учебного процесса в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.М. Раджабова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ALGORITHMIC ABILITIES OF FUTURE BACHELORS IN THE PROCESS OF STUDYING SPECIALIZED DISCIPLINES

The article examines the issue of formation and improvement of algorithmic abilities of future bachelors who are trained in the framework of specialized disciplines. The interrelation of the influence of pedagogical competencies of a teacher on the formation of an appropriate type of thinking is presented. The principle of the formation of the designated abilities within the framework of the development of educational material by students is demonstrated. Approaches in pedagogical activity for solving problems of any complexity by future bachelors are described. Recommendations on the formation of an algorithmic type of thinking against the background of the development of educational material in the classroom at the university by students studying under the bachelor’s program are presented. There is a need to focus the attention of teachers on the substantive part of the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

уровень). Мы наблюдаем в среднем более высокий показатель академической мотивации у студентов 1 курса в сравнении со студентами 2 курса; внутренняя мотивация более выражена, чем внешняя. При этом у большинства опрошенных наблюдается средний уровень мотивации достижения, а у отдельных респондентов обнаружена взаимосвязь между высоким уровнем экстернальной мотивации и амотивацией и средним или низким уровнем по большей части других шкал.

По методике диагностики смысложизненных ориентаций опрошенные студенты набрали средний уровень по всем шкалам как на 1, так и на 2 курсе. Более подробные данные приведены в табл. 2.

Большинство студентов 1 курса набрали средний (67%) и высокий (22%) баллы по субшкале «Цели в жизни», в то время как среди студентов 2 курса большинство опрошенных набрали средний (60%) и низкий (34%) баллы. Высокий балл по данной субшкале свидетельствует о целеустремлённости, низкий балл характеризует человека как живущего сегодняшним днём и не имеющего долгосрочных перспектив.

«Результат жизни» - субшкала, высокий балл по которой говорит о том, что респондент ощущает свою жизнь наполненной и насыщенной, а низкий свидетельствует об общей неудовлетворённости собственной жизнью в настоящем, показала в целом схожие баллы у студентов 1 и 2 курсов (17% и 20% - высокий уровень, средний уровень - 83% и 73%).

По субшкале «Локус контроля Я», среди студентов 1 курса средний балл набрали 67% опрошенных, высокий - 33%; большинство студентов 2 курса (80%) показали средний балл, что не характеризует представление опрошенных о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора относительно траектории собственной жизни.

Преимущественно средний балл, набранный студентами 1 (72%) и 2 курсов (67%) по субшкале «Локус контроля жизнь», характеризуют опрошенных недостаточно убеждёнными в способности сознательно контролировать свою жизнь и свободно принимать решения.

Библиографический список

Таким образом, на основе суммы отдельных субшкал можно говорить о том, что общая осмысленность жизни опрошенными находится на среднем уровне, что говорит о недостаточном уровне развития субъектности студентов вуза и подтверждает актуальность проблемы, поднятой в данном исследовании.

В результате пилотажного исследования выявлено, что лишь менее четверти опрошенных обладают высоким уровнем общей осмысленности жизни, и только половина характеризуется высоким уровнем мотивации к учебной деятельности. В целом данные показатели находятся на недостаточном среднем уровне и совпадают со средним уровнем академической успеваемости студентов.

Как показало сравнение показателей, полученных с помощью методик ШАМ и СЖО, средний и низкий уровень субъектности совпадает с низким уровнем академической мотивации и повышенным показателем амотивации. Высокий уровень субъектности, совпадающий с показателями академической мотивации, был обнаружен у студентов, закончивших колледж по схожей с текущим уровнем образования специальности или входящих в актив учебной группы. У десяти опрошенных, вне зависимости от курса, был обнаружен высокий уровень внутренней академической мотивации, совпадающий со средним уровнем развития осмысленности жизни; в то же время обратной связи обнаружено не было, что позволяет предположить о первичности влияния уровня развития субъ-ектности студентов вуза на уровень их академической мотивации.

Полученные на данном этапе исследования результаты подтверждают проблематику исследования и позволяют в дальнейшем отслеживать динамику развития субъектности студентов в образовательном процессе вуза в ходе и по итогам формирующего этапа эксперимента. Мы можем предположить, что целенаправленная деятельность по развитию субъектности студентов вуза способна создать предпосылки для развития личности студентов и посодействовать повышению качества образовательных результатов, однако для этого необходимо достичь определённых психолого-педагогических условий. Данное обстоятельство создаёт предпосылки для дальнейшего исследования данной проблемы.

1. Царев C.A. Cубъектность студента и ее формирование как педагогическая проблема. Russian Journal of Education and Psychology. 2015; № 1 (45): 90-96.

2. Медведева Е.В. ^ановление субъектности студента в образовательном процессе вуза. Высшее образование в России. 2013; № 1: 82-88.

3. Aлексеенко И.Н. Cмыслы субъектного образовательного развития личности. Гуманитарий Юга Росси. 2017; № 3: 196-202.

4. Aлексеенко И.Н. Теоретический концепт исследования процесса становления и развития профессиональной субъектности. Общество: философия, история, культура. 2017; № 4: 32-35.

5. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Москва: ACT, 2020.

6. Брушлинский АВ. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

7. Позднякова Г A. Критическое мышление как интегративное свойство личности студента университета. Вестник Самарского государственного технического университета. Cерия: Психолого-педагогические науки. 2014; № 4 (24): 208-213.

8. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Издательство «Перемена», 2000.

9. Дмитроченко Т.В. Развитие критического мышления и субъектности студентов педагогического вуза. Непрерывное образование: XXI век. 2020; № 2 (30): 81-91.

10. Cараева Н.М. Учебная мотивация и субъектность студентов. Ученые записки ЗабГУ. 2015; № 5 (64).

11. Капцов АВ., Колесникова Е.И., Панов В.И. Динамика индивидуальной коррелограммы стадий становления субъектности студента вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Cерия: Aкмеология образования. Психология развития. 2020; № 3 (35): 206-214.

12. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Available at: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2021/04/8-11-klass_test-smyslozhiznennyh-orientacij-d.-a.-leonteva.docx

References

1. Carev S.A. Sub'ektnost' studenta i ee formirovanie kak pedagogicheskaya problema. Russian Journal of Education and Psychology. 2015; № 1 (45): 90-96.

2. Medvedeva E.V. Stanovlenie sub'ektnosti studenta v obrazovatel'nom processe vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013; № 1: 82-88.

3. Alekseenko I.N. Smysly sub'ektnogo obrazovatel'nogo razvitiya lichnosti. Gumanitarij Yuga Rossi. 2017; № 3: 196-202.

4. Alekseenko I.N. Teoreticheskij koncept issledovaniya processa stanovleniya i razvitiya professional'noj sub'ektnosti. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; № 4: 32-35.

5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva: AST, 2020.

6. Brushlinskij A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO «Mod'ek», 1996.

7. Pozdnyakova G.A. Kriticheskoe myshlenie kak integrativnoe svojstvo lichnosti studenta universiteta. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; № 4 (24): 208-213.

8. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya. Volgograd: Izdatel'stvo «Peremena», 2000.

9. Dmitrochenko T.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya i sub'ektnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2020; № 2 (30): 81-91.

10. Saraeva N.M. Uchebnaya motivaciya i sub'ektnost' studentov. UchenyezapiskiZabGU. 2015; № 5 (64).

11. Kapcov A.V., Kolesnikova E.I., Panov V.I. Dinamika individual'noj korrelogrammy stadij stanovleniya sub'ektnosti studenta vuza. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2020; № 3 (35): 206-214.

12. Test smyslozhiznennyh orientacij D.A. Leont'eva. Available at: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2021/04/8-11-klass_test-smyslozhiznennyh-orientacij-d.-a.-leonteva.docx

Статья поступила в редакцию 05.06.23

УДК 378

Radzhabova F.M., senior teacher, Department of Information Systems and Programming, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia),

E-mail: fatima_makh@mail.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ALGORITHMIC ABILITIES OF FUTURE BACHELORS IN THE PROCESS OF STUDYING SPECIALIZED DISCIPLINES. The article examines the issue of formation and improvement of algorithmic abilities of future bachelors who are trained in the framework of specialized disciplines. The interrelation of the influence of pedagogical competencies of a teacher on the formation of an appropriate type of thinking is presented. The principle of the formation of the designated abilities within the framework of the development of educational material by students is demonstrated. Approaches in pedagogical activity for solving problems of any complexity by future bachelors are described. Recommendations on the formation of an algorithmic type of thinking against the background of the development of educational material in the classroom at the university by students studying under the bachelor's program are presented. There is a need to focus the attention of teachers on the substantive part of the educational process at the university.

Key words: algorithmic thinking, bachelor, student, student, educational organization, educational activity, laboratory activity

Ф.М. Раджабоеа. ст. преп., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: fatima_makh@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье исследуется вопрос формирования и совершенствования алгоритмических способностей будущих бакалавров, которые проходят обучение в рамках профильных дисциплин. Представлена взаимосвязь воздействия педагогических компетенций педагога на формирование соответствующего типа мышления. Демонстрируется принцип формирования обозначенных способностей в рамках освоения студентами учебного материала. Описаны подходы в педагогической деятельности для решения задач любой сложности будущими бакалаврами. Представлены рекомендации по формированию алгоритмического типа мышления на фоне освоения учебного материала на занятиях в университете студентами, обучающимися в рамках программы бакалавров. Предусмотрена необходимость акцентирования внимания педагогов на содержательную часть учебного процесса в университете.

Ключевые слова: алгоритмическое мышление, бакалавр, обучающийся, студент, образовательная организация, учебное занятие, лабораторное занятие

Актуальность темы определена необходимостью совершенствования педагогического процесса в отношении формирования особого типа мышления среди бакалавров, которые в последующем будут связаны с выполнением их профессиональных обязанностей. В настоящее время педагогический процесс направлен на формирование и совершенствование алгоритмических процессов среди студентов для развития потенциала их профессиональных компетенций в качестве будущих специалистов.

Целью является формирование и совершенствование алгоритмических способностей будущих бакалавров. Соответственно, объектом статьи является педагогический процесс в рамках формирования алгоритмического мышления.

Задачи: исследовать теоретические аспекты формирования искомого типа мышления; выявить степень применимости лабораторного метода обучения, направленного на развитие алгоритмических способностей; определить взаимосвязь между типом мышления бакалавров и применяемым методом обучения.

Методы исследования предполагают синтез и обобщение теоретического материала, а также классификацию и систематизацию практических аспектов формирования алгоритмического подхода среди бакалавров.

Научная новизна состоит в системном подходе к формированию алгоритмического типа мышления среди будущих бакалавров, которое базируется на построении имеющейся информации профильного характера и использовании навыков ее систематизации.

Теоретическая значимость состоит в изучении существующих педагогических подходов в исследованиях к формированию алгоритмических способностей, а также систематизации выявленных в настоящей статье результатов.

Практическая значимость состоит в развитии особого типа мышления среди будущих бакалавров, которое направлено на алгоритмизацию на этапе генерирования решения в отношении выполнения практического задания на лабораторном занятии. Обладая навыками мыслительной алгоритмизации проработки соответствующего практического задания, будущий бакалавр относится к программным продуктам как к исключительно техническим ресурсам в рамках ожиданий педагога университета.

Процесс подготовки бакалавров предполагает ознакомление с базовыми аспектами будущей профессиональной деятельности и закрепление отдельных аспектов прикладного характера. Данные аспекты затрагивают преимущественно предметную подготовку и элементы проведения дополнительных мероприятий в сфере образовательной организации. Однако требуется системный подход, в рамках которого для студента не представляется сложным выполнить любое практическое задание вне зависимости от изменений в профильном законодательстве, решений руководства организации и степени сложности текущих задач [1, с. 78]. Для того чтобы обозначенный подход стал частью личности будущего бакалавра, необходимо сформировать соответствующую структуру мышления в каждом студенте.

Под структурой мышления понимается такой его тип, при котором студент на мыслительном уровне воспринимает и осмысливает задачу, в интенсивном порядке определяет проблемные места, понимает конечный результат решения обозначенной задачи и выстраивает порядок действий технического характера перед непосредственной их реализацией.

Педагог университета должен обладать необходимым инструментарием и подходами для формирования обозначенного типа мышления за определенный отрезок времени, в частности в процессе освоения знаний в рамках профильных дисциплин программы бакалавриата. В рамках инструментария предполагается набор руководств для обучения студентов, а также методических указаний в аспекте образовательного процесса, которые прошли результативную апробацию при его реализации за предыдущие периоды. Так как образовательный процесс представляет собой перманентно меняющийся механизм, то для формирования обозначенного типа мышления необходимо постоянное повышение квалификации педагогом университета в рамках исследуемого направления.

С точки зрения подходов основополагающим является алгоритмический подход студента к решению практической задачи, который подразумевает обо-

снованный порядок взаимосвязанных действий. Студент, обладающий таким типом мышления, преимущественно отличается стрессоустойчивостью и будущей профессиональной дальновидностью. Технические ресурсы, в том числе программные продукты и облачные решения, для студента обозначенного типа мышления являются лишь инструментом реализации алгоритмически выстроенных действий на мыслительном уровне [2, с. 25]. Стоит отметить, что исследуемый тип мышления должен совпадать с простотой реализации обозначенных действий, а именно - предполагается использовать наименьшее количество программных продуктов для решения соответствующей практической задачи.

Подразумевается, что студент обладает знаниями в достаточном объеме, которые нацелены на достижение определенной профессиональной компетенции или текущей задачи. Обозначенная алгоритмизация действий также подразумевает комплексное владение студентом соответствующего учебного инструментария, позволяющего работать с исходными данными, систематизировать их, а затем создавать из них соответствующий отчет в виде поэтапной реализации профессиональной траектории или структурированной программы прикладного характера [3, с. 12]. Одним из таких технических решений для студента, обучающегося по профилю бакалавра, является выполнение лабораторного задания по принципу реляционной системы управления имеющимися базами данных.

Основная сущность выполнения данного лабораторного задания состоит в структурированной обработке данных в соответствии с конкретной педагогической задачей, которую формирует педагог университета. Это позволяет эффективно управлять процессом выполнения практического задания и влиять на получение итоговых результатов с учетом траектории освоения определенной профессиональной компетенции. В частности, С.П Ершова и Д.И. Пунько считают, что метод выполнения практического задания в форме лабораторной работы как способ применения теоретических знаний на практике формирует у обучающегося предпосылки к алгоритмическому мышлению [4, с. 24]. А.К. Звонкин и А.П. Кулаков своих трудах отмечают применимость развития алгоритмических способностей среди студентов на практических и лабораторных занятиях в высшем учебном заведении в рамках профильных дисциплин [5, с. 126]. О.В. Копаев определил, что формирование алгоритмических процессов при использовании исследуемого продукта осуществляется за счет соблюдения принципа последовательности [6, с. 158]. Обозначенные ученые подтверждают необходимость совершенствования алгоритмических способностей с использованием актуальных ресурсов, которые обеспечивают поэтапное освоение навыков для искомого типа мышления.

Студентам необходимо изначально понимать механизм выполнения практических вопросов на лабораторном занятии. Основные цели данного лабораторного занятия ставит перед ними педагог университета для того, чтобы каждый студент смог оперативно применить учебные ресурсы, которые потребуются для выполнения практического задания. Кроме того, в процессе обучения необходимо привить студенту понимание о значительном влиянии знаний теоретического аспекта для выполнения различных практических заданий, используя при этом необходимый учебный инструментарий [7, с. 68]. Под учебным инструментарием в педагогическом аспекте понимается: любая информация, содержащаяся в различных источниках учебной направленности, а также методические указания и аналитические данные в числовых значениях.

Функции проведения лабораторного занятия с применением практических вопросов базируются на необходимости учитывать все актуальные изменения в профильном законодательстве и его корректном сопоставлении с педагогическими ожиданиями и искомыми профессиональными компетенциями будущих бакалавров. Проведение лабораторных занятий как метода формирования и развития алгоритмических процессов является не единственным решением для идентичных педагогических задач, однако их преимущество состоит в доступности использования и интуитивном понимании структуры непосредственно в рамках учебного процесса. В педагогической деятельности проведение лабораторных занятий для решения практических вопросов позволяет ускорить обра-

зовательный процесс и снизить количество времени, которое будущий бакалавр может затрачивать в ущерб содержательной части обучения.

Стоит отметить, что алгоритмическая структура непосредственно лабораторного занятия совпадает с принципом алгоритмического типа мышления по структуре критериев осмысления информации, выстраивания степени важности ее элементов, выявления проблемных аспектов педагогической задачи, формирования порядка обоснованных действий. Таким образом, проведение лабораторного занятия в педагогических целях ускоряет формирование искомого типа мышления и закрепляет соответствующие личностные качества среди студентов, проходящих обучение по программе бакалавриата. В частности, проведение лабораторных занятий позволяет совершенствовать профессионально-коммуникативную, предметную, рефлексивную, управленческую и креативную компетенции студента для предполагаемой будущей профессиональной деятельности.

В рамках профессионально-коммуникативной компетенции исследуемый метод обучения содержит в себе элементы понимания структуры и характера решения поставленных вопросов в задании, которое сформировал педагог университета [8, с. 121]. Предметная компетенция, а именно - решение практических вопросов на лабораторном занятии достигается за счет теоретической базы знаний и глубины их содержания. Рефлексивная компетенция достигается студентом за счет практического применения ранее полученных теоретических знаний. В свою очередь, управленческая компетенция предполагает умение принимать корректные решения при использовании тех или иных теоретических знаний и готовности прогнозировать собственный практический результат. И, наконец, креативная компетенция достигается за счет умения комбинировать знания, полученные из различных источников между собой, а также использовать очевидные и неочевидные возможности учебного инструментария для решения, в том числе нестандартных задач.

Лабораторные занятия по своей структуре приближены к условиям, которые предполагаются в будущей профессиональной деятельности. Они нацелены на всестороннее осмысление теоретического аспекта и детализацию проблемных аспектов, которые по тем или иным причинам затрудняют процесс освоения студентом теоретического материала в рамках профиля. Следует отметить, что отличительная особенность лабораторных занятий от письменных контрольных

Библиографический список

работ состоит в возможности погружения в практические аспекты предполагаемой профессиональной деятельности. Кроме того, лабораторные занятия позволяют определить, в какой степени педагогом университета достигаются соответствующие компетенции.

Таким образом, совокупность компетенций, закрепление которых обеспечивается решением практических вопросов в рамках лабораторных занятий, образует систему формирования алгоритмических способностей как в интеллектуальном аспекте, так и техническом. Студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, по итогам решения практических вопросов на лабораторном занятии также развивают в себе необходимые дополнительные личностные качества, позволяющие обладать полнотой информации, пониманием ее назначения и готовностью использовать идентичный принцип достижения поставленной цели для решения различных по типу и сложности задач. Сформированный тип мышления посредством понимания механизмов и способов выполнения задания на лабораторном занятии предоставляет студенту дополнительные преимущества при осуществлении будущей профессиональной деятельности. В частности, такой студент может использовать системный подход и структурировать логически корректную профессиональную траекторию.

Таким образом, можно сделать выводы, что решение практических вопросов в рамках лабораторных занятий формирует алгоритмический тип мышления среди студентов, обучающихся по программе бакалавров. Перед университетом стоит задача качественного привития необходимых умений технического характера для соответствующего овладения теоретическими знаниями с целью их дальнейшего практического применения как в учебном процессе, так и в будущей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что один из ведущих аспектов формирования обозначенного типа мышления среди студентов с учетом образовательных ожиданий напрямую зависит от имеющихся у него интеллектуальных возможностей. Формирование алгоритмических процессов будущих бакалавров и их развитие предполагает соответствующее построение содержательной части обучения в университете. При этом необходимо учитывать, что способ развития рассматриваемого типа мышления должен совпадать с искомыми компетенциями, которые представляют особую важность для осуществления студентом будущей профессиональной деятельности в рамках избранного профиля профессиональной подготовки.

1. Тельтевская Н.В. Системный подход к оценке качества профессиональной подготовки студентов. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Aкме-ология образования. Психология развития. 2008; № 1-2: 78-83.

2. Корнилов В.С. Роль учебных курсов информатики в обучении студентов вузов численным методам. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; № 3: 24-27.

3. Прокопова Н.С. Содержание обучения информатике студентов педагогических вузов в условиях информационной образовательной среды. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; № 4: 11-14.

4. Ершова С.Г, Пунько Д.И. Основы алгоритмизации. Минск: БДПУ 1997.

5. Звонкин AX, Кулаков A.r Алгоритмика. Москва: Дрофа, 1997.

6. Копаев О.В. Алгоритм как модель алгоритмического процесса. Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2003.

7. Матюшенко ВД Филон ВА Информационная система автоматизации подготовки документов учебного процесса. Системный анализ и прикладная информатика. 201б; № 2: бб-71.

8. Ванина М.Ф. Информатизация процессов управления качеством работы вуза. Век качества. 201б; № 3: 120-149.

References

1. Tel'tevskaya N.V. Sistemnyj podhod k ocenke kachestva professional'noj podgotovki studentov. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2008; № 1-2: 78-83.

2. Kornilov V.S. Rol' uchebnyh kursov informatiki v obuchenii studentov vuzov chislennym metodam. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2011; № 3: 24-27.

3. Prokopova N.S. Soderzhanie obucheniya informatike studentov pedagogicheskih vuzov v usloviyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2011; № 4: 11-14.

4. Ershova S.G., Pun'ko D.I. Osnovy algoritmizacii. Minsk: BDPU, 1997.

5. Zvonkin A.K., Kulakov A.G. Algoritmika. Moskva: Drofa, 1997.

6. Kopaev O.V. Algoritm kak model' algoritmicheskogo processa. Kiev: NPU im. M.P. Dragomanova, 2003.

7. Matyushenko V.A, Filon V.A. Informacionnaya sistema avtomatizacii podgotovki dokumentov uchebnogo processa. Sistemnyj analiz iprikladnaya informatika. 201б; № 2: бб-71.

8. Vanina M.F. Informatizaciya processov upravleniya kachestvom raboty vuza. Vekkachestva. 201б; № 3: 120-149.

Статья поступила в редакцию 31.05.23

УДК 378

Ramazanova Z.R., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: zulfiraram@mail.ru

Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: minbulatova.iza@mail.ru

THE POTENTIAL OF MODERN NON-TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The article examines the experience of conducting an educational event to accumulate life safety skills and knowledge within the training profile of students, namely nurses. The importance of holding such events and interaction with external organizations with certain resources is determined. The relationship between knowledge and skills in the framework of life safety and specialized disciplines of the medical college has been clarified. A mechanism for the implementation of educational activities in an educational organization through non-traditional forms of activities is proposed on the example of interaction between a life safety teacher, a city library and students in the framework of the profile "Nursing". An example of an event is given that combines the prerequisites of an ecological situation and a healthy lifestyle, as well as the features of circumstances of nephrological diseases and care received by patients subsequently.

Key words: training, non-traditional forms of education, profession, pedagogical value, nursing, college, nurse

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.