Научная статья на тему 'Формирование и проявление паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних'

Формирование и проявление паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паттерны поведения / антисоциальное поведение / несовершеннолетние / профилактика / коррекция антисоциального поведения / patterns of behavior / antisocial behavior / minors / prevention / correction of antisocial behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова

Рассматриваются вопросы формирования паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних, а также представлены приемы и методы его коррекции. Уровень профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних не отвечает в полной мере современным требованиям, которые предъявляются к ним в процессе становления их личности и социализации в условиях новой организации воспитания и обучения. Антисоциальное поведение несовершеннолетних представляет собой острую проблему, которая требует скорейшего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and manifestation of patterns of antisocial behavior of minors

The issues of formation of patterns of antisocial behavior of minors are considered, as well as techniques and methods of its correction are presented. The level of prevention of antisocial behavior of minors does not fully meet the modern requirements that are imposed on them in the process of becoming their personality and socialization in the context of a new organization of education and training. The antisocial behavior of minors is an acute problem that needs to be addressed as soon as possible.

Текст научной работы на тему «Формирование и проявление паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-248-253 EDN: https://elibrary.ru/jamzeb NIION: 2003-0059-1/24-980 MOSURED: 77/27-003-2024-01-179

Формирование и проявление паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних

Елизавета Михайловна Гончарова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, goncharova_e_79@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних, а также представлены приемы и методы его коррекции. Уровень профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних не отвечает в полной мере современным требованиям, которые предъявляются к ним в процессе становления их личности и социализации в условиях новой организации воспитания и обучения. Антисоциальное поведение несовершеннолетних представляет собой острую проблему, которая требует скорейшего решения.

Ключевые слова: паттерны поведения, антисоциальное поведение, несовершеннолетние, профилактика, коррекция антисоциального поведения

Для цитирования: Гончарова Е. М. Формирование и проявление паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 248-253. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2024-1-248-253. EDN: JAMZEB.

Original article

Formation and manifestation of patterns of antisocial behavior of minors

Elizaveta M. Goncharova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

goncharova_e_79@mail.ru

Abstract. The issues of formation ofpatterns of antisocial behavior of minors are considered, as well as techniques and methods of its correction are presented. The level of prevention of antisocial behavior of minors does not fully meet the modern requirements that are imposed on them in the process of becoming their personality and socialization in the context of a new organization of education and training. The antisocial behavior of minors is an acute problem that needs to be addressed as soon as possible.

Keywords: patterns ofbehavior, antisocial behavior, minors, prevention, correction ofantisocial behavior

For citation: Goncharova E. M. Formation and manifestation ofpatterns of antisocial behavior of minors. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):248-253. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2024-1-248-253. EDN: JAMZEB.

В подростковом возрасте закладываются принципы и жизненные ценности, которые влияют на жизнь отдельного человека, а также на все общество. Несовершеннолетние легко поддаются конструктивному и негативному влиянию, что приводит к проявлению антисоциального поведения у несовершеннолетних. Также следует отметить, что растет число молодых людей, которые не успевают в учебе, употребляют алкоголь и наркотики, совершают преступления. Все больше и больше молодых людей вовлекаются в

© Гончарова Е. М., 2024

криминальный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. Ведь от того, чем занимается и как организует свое свободное время, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностей, установок.

Профилактика антисоциального поведения несовершеннолетних является неотъемлемой частью предупреждения преступности [3], которой занимаются специалисты из различных сфер деятельности — психологи, педагоги, сотрудники правоохранительных

органов и другие. Как следствие, решение данной проблемы носит комплексный характер.

Проблемами проявления паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних и построения работы с несовершеннолетними с антисоциальным поведением занимаются различные исследователи. Так, криминологический подход подразумевает исследование особенностей антисоциального поведения подростков с позиции их совершения преступного деяния, особенностей личностных качеств, а также влияние социума на них. Данный подход отражен в работах Ю. М. Антоняна, В. Е. Эминова, Г. В. Сафиной, И. А. Невского и других.

С точки зрения психиатрии, антисоциальное поведение подростков рассматривается в качестве причины психиатрических заболеваний и представлено в трудах А. Е. Личко, К. Леогард и других. Психологический подход рассмотрен в трудах В. И. Кузнецовой, И. Ю. Кулагиной, К. Н. Поливановой и других. Педагогический подход к проблеме антисоциального поведения позволяет разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции подобного поведения, и рассмотрен в трудах В. Г. Бочаровой, П. А. Шептенко и других.

Термин «паттерн» обозначает некий повторяющийся шаблон, то есть образец, модель, схема или образ. Данное понятие происходит от английского слова «pattern» и переводится как пример, форма [12].

Понятие паттерн имеет широкий спектр его применения. Так, например, оно может встречаться в таких науках как психология, физика, информатика, также часто применяется в дизайне, музыке, творчестве. В психологии паттерном называется парадигма поведения, свойственная человеку в каких-нибудь ситуациях и обстоятельствах [12].

Проявление паттернов антисоциального поведения связаны с противодействием общепринятым нормам поведения. Это может проявляться как к отдельно взятой группе (по национальному, религиозному признаку), так и к социальной системе в целом.

Антисоциальное поведение чаще всего может быть признаком проявления психопатологии, когда происходит нарушение восприятия себя личностью, снижения способностей к общению и проявлению эм-патии, такие люди склонны к импульсивным действиям. Чаще всего формирование антисоциального поведения связано с неправильным воспитанием.

Причины и условия антисоциального поведения несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий [11, с. 25].

В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число

конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

Первые признаки антисоциального расстройства личности:

• отсутствие привязанности к людям,

• отсутствие сопереживания и сочувствия,

• импульсивность,

• несоблюдение норм морали,

• отсутствие сожаления, раскаяния и угрызений совести по поводу допущенных нарушений.

Формой проявления антисоциального поведения в первую очередь представляется в виде отторжения несовершеннолетним существующих правовых и социальных норм и правил.

Проявлениями антисоциального поведения считаются: склонность к бродяжничеству, грубость, вредные привычки, агрессия по отношению к окружающим, употребление ненормативной лексики.

Регулярные мелкие правонарушения, такие как, драки, звонки-пранки, воровство, мелкое хулиганство, физическое или психическое устрашение, часто являются началом взрослой антисоциальности. Если формирование процесса антисоциальности не прервать, то это может привести к внутреннему саморазрушению личности.

Н. Я. Иванов и А. Е. Личко указывают, что именно в подростковом возрасте появляются и закладываются многие психологические проблемы, которые обуславливают появление признаков девиантного поведение. Данные патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопа-топодобными нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Однако окончательное заключение здесь делается психиатром на основе всей совокупности сведений, которыми он располагает.

Все сказанное делает достаточно актуальным па-тохарактерологическое обследование подростка с целью определения типа акцентуации характера или типа психопатии [7, с.7].

В научной литературе выделяют следующие новообразования личности, которые приводят к появлению девиации в поведении подростков:

• Л. С. Выгосткий, Н. И. Шевандрин и другие указывали на рефлексивные процессы, связанные с взрослением подростков [4, с. 58];

• влияние становления и развития эмоционально-волевой, когнитивной, поведенческой сферы личности юноши или девушки, которая влияет на их самосознание и приводит к деструктивному поведению. На данные особенности становления развития личности, которые приводят к девиантному поведению, указывали И. И. Чеснокова, О. С. Осипова, П. А. Шептенко и другие [9, с. 107];

• на социальные проблемы подростков указывали Е. В. Новикова и А. М. Прихожан, считая,

что именно они являются причинами девиант-ного поведения подростков. Данное положение связано с тем, что в подростковом возрасте иначе выстраиваются социальные связи. По сути, подростки учатся налаживать отношения как со своими сверстниками, так и со взрослыми. В том случае, если социальные отношения имеют деструктивный характер, подросток занимает оборонительную позицию, а в его поведении отмечаются признаки девиации [10, с. 45].

Ю. А. Александровский [1, с. 21], С. А. Беличев [2, с. 61] под девиацией понимают отклонение в поведении человека от общепризнанных норм, среди которых особое внимание уделено возрастной, психологической, психиатрической, тендерной, социальной, профессиональной норме поведения. В таком контексте отклоняющееся поведение рассматривается как болезнь и отражает психиатрическую сущность данного явления.

Как справедливо отмечает Е. В. Змановская, отклоняющееся поведение представляет собой не нарушение любых норм подростком, а только наиболее важных для конкретной социальной группы либо общества социальных норм в данное время [6, с. 12].

Профилактика представляет собой комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Социальная профилактика — это работа по устранению причин и условий, способствующих отклонениям в поведении растущего человека, и создание социальных условий для формирования нравственной личности из жизни. Всемирная организация здравоохранения предлагает дифференцировать: первичную, вторичную и третичную профилактику в работе с развивающимся индивидом.

А. Е. Личко указывала, что профилактическая работа с подростками, в первую очередь направлена на работу с причинами и факторами, которые приводят к появлению и развитию отклоняющегося поведения у подростка [8, с. 27].

Поэтому основная работа специалиста (социального работника, сотрудника ПДН, педагога) должна быть направлена на выявление факторов и причин, способствующих появлению отклоняющегося поведения. Именно устранение данных факторов и условий приводит к нормализации поведения подростка.

Работа с несовершеннолетним проводится не только с ним самим, но и также с его семьей. Вместе с тем необходимо отметить, что подобный подход нельзя назвать полным, так как на антисоциальное поведение подростка влияет не только его семья, но и его окружение, а именно сверстники, учителя, другие взрослые. Поэтому профилактическая работа включает в себя не только правовые меры, но и социальные, педагогические и психологические. Только комплексный подход

поможет профилактической деятельности быть эффективной и результативной.

Если рассматривать деятельность психологов и педагогов, направленную на развитие несовершеннолетних, то здесь социально-психологическая помощь имеет целью адаптацию подростков к различным жизненным ситуациям, развитие способности несовершеннолетних рассматривать с разных точек зрения как личные событие, так и общественные явления, разрабатывать планы на будущее [5, с. 195].

Профилактика антисоциального поведения подростка представляет собой комплексную, последовательную, своевременную, дифференцированную систему мер, направленную на выявление факторов и условий формирования отклоняющегося поведения у подростка с целью их устранения, предупреждения и корректировки.

Объект исследования: 49 человек учащиеся московских школ, состоящие на профилактическом учете в ПДН.

Возраст испытуемых - 14-15 лет на момент проведения исследования.

В процессе исследования использовались следующие методики:

1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и C.B. Чермянина.

2. Тест на конфликтность (Кноблох - Фальконетт).

3. Методика диагностики самооценки Спилбер-гера - Ханина.

4. Опросник САН.

Как следует из рисунка 1, девушки более адекватно оценивают как себя, так и окружающих людей, более устойчивы к стрессу, а также более коммуникативны.

Следовательно, юноши более склоны к антисоциальному поведению чем девушки.

Коммуникативный потенциал у учащихся (4,75 ± 0,32), близок к среднему значению. Это говорит о том, что такие характеристики, как: уровень коммуникативных способностей, быстрое становление контактов с окружающими, умение построить отношения с другими людьми, у них хорошо развиты. Параметр моральной нормативности у учащихся (5 ± 0,33) — в пределах средних значений, Можно сказать, что подростки адекватно оценивают свою роль и место в коллективе, у них выше уровень социализации, а также готовность соблюдать принятые в обществе морально-нравственные нормы поведения и требования со стороны руководства. По данному параметру получены достоверные различия.

Результаты теста на конфликтность (Кноблох - Фальконетт) показал, что у учащихся отмечается высокий уровень внутренней конфликтности, несовершеннолетние склоны к самообвинению, неуверенности и нерешительности. Можно отметить, что несовершеннолетние с антисоциальным поведением нуждаются в опеке и поддержке.

ж; MH; 5,214286

4<;ПР; 4,714286

Hi Щ 1,857113-^Н-

I

ЛАП; 3,428571 ' '

т.] адвавдьооою в

■ ж; ДАН; 3,35714 м;ДАН;ЗДоЛ>1 м

Ж

Рис. 1. Параметры адаптиеностиуучащихся 9-ыхклассов

Анализ теста показал, что в различных способах реагирования в конфликте участники эксперимента показали разные показатели. Нами были определены часто встречающиеся способы реагирования в данных коллектива: избегание конфликта, компромисс, приспособление, соперничество.

На основе методики диагностики самооценки Спилбергера - Ханина нами было выявлено, что старшеклассники, имеющие высокий уровень тревожности, который связан с их самооценкой, межличностной тревожностью и общей, воспринимают окружающих как конфликтно-настроенных людей. Это обусловлено тем, что уровень тревожности представляет собой такое свойство личности, как устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность респондента к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь — социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В раннем юношеском возрасте различные формы тревожности становится целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей.

В свою очередь повышенный уровень тревожности старшеклассника приводит к внутренним конфликтам самого старшеклассника, его неустойчивой идентичности и низкой самооценкой, которые являются внутренними психологическими детерминантами конфликтов, которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми

сверстниками. Эмоционально неблагополучное взаимодействие старшеклассников со значимыми сверстниками способствует депривации ведущих потреб-ностейраннего юношеского возраста (в эмоциональном благополучии, в популярности, в самоутверждении), деструктивным изменениям в «Я-концепции» и, как следствие, развитие внутренних конфликтов, что приводит к антисоциальному поведению.

Тревожность влияет на склонность к антисоциальному поведению подростков. В частности, было определенно, что заниженная или завышенная самооценка подростков может стать причиной негативного отношения к другим людям. В то же время межличностные отношения, которые являются причиной повышенной тревожности у старшеклассников, приводят к тому, что они воспринимают окружающих как конфликтно-настроенных по отношению к ним людей, что и выступает одной из причин антисоциального поведения.

Цель опросника САН — оценить уровни: самочувствия, активности, настроения.

Средний показатель по несовершеннолетних на основе анализа опросника САН у учащихся 9 классов, представлен на рисунке 2.

Анализ рисунка 2 свидетельствует, что несовершеннолетние, склонные к антисоциальному поведению активны, переживают плохое настроение, унылы, достаточно часто бывают унылыми и печальными, пессимистичны и недовольны собой.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что самочувствие (возбужденность, утомляемость), настроение (уныние, депрессивность, печаль, пессимизм) и активность выступают характерными чертами антисоциальных подростков.

Рис. 2. Показатели самочувствия, активности, настроенияуучащихся 9-ых классов

Таким образом, в результате исследования было установлено, что юноши более склоны к антисоциальному поведению, нежели девушки, при этом антисоциальные подростки имеют более низкую успеваемость. У подростков с антисоциальным поведением отмечается низкий уровень адаптивных способностей и моральной нормативности, они нервно-психически не устойчивы, отмечается высокий уровень внутренней конфликтности. Для корректировки поведения несовершеннолетних с антисоциальным поведением и профилактики преступного поведения необходимо выработать психолого-педагогические направления коррекции паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних, а затем определить ее эффективность.

Цель основных направлений (рекомендаций) психолого-педагогической коррекции паттернов антисоциального поведения несовершеннолетних заключается в социальной и психологической адаптации несовершеннолетних, склонных к антисоциальному поведению.

Психолого-педагогические технологии работы с несовершеннолетними с антисоциальным поведением:

• создание несовершеннолетнему условий для рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения;

• обсуждение ситуации с подростком и избегание безоговорочного оценивания того или иного проступка;

• создание успешности в учебной и иной деятельности;

• формирование норм поведения на положительных примерах;

• вывод ребенка из позиции ребенка в позицию взрослого человека, что подразумевает, прежде всего, принятие на себя ответственности за совершаемые действия и поступки.

В системе профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних важную роль играла работа по устранению, перенацеливанию или коррекции группового общения, которая играет довольно существенную роль как в утрате индивидом определенных социальных ценностей, так и в снижение способности приспособления личности.

Направление психолого-педагогической деятельности было направлено на то, чтобы решить индивидуальные проблемы несовершеннолетних, важно, защитить их права. Необходимо проводить индивидуальные и групповые беседы.

Нужно организовать психолого-педагогический процесс так, чтобы активировать все резервы по профилактике антисоциального поведения несовершеннолетних.

Для положительного влияния на несовершеннолетних, необходимо усилить психолого-педагогическое воздействие коллектива на него, нами были использованы приёмы: адаптация к социальной деятельности; выработка доверия к взрослым; отклонения в недобросовестности и неэффективности выполнения работы; включение несовершеннолетних в общественно значимые виды деятельности.

Список источников

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей. Москва : Медицина, 1993. 398 с.

2. Беличева С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защит-ных мер. Москва : Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. 78 с.

3. Балашова В. А., Колотаева А. И. Особенности адаптивной стратегии поведения молодежи в проблемных ситуациях // В сборнике : Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи. Сборник научных трудов Всероссийская научно-практическая конференция. Составитель А. А. Базулина. Москва, 2022. С. 37-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва : ACT : Астрель, 2008. 670 с.

5. Гончарова Е. М., Марьясис И. Б. Компьютерная зависимость несовершеннолетних и ее социально-психологическая профилактика // Актуальные проблемы психологии правоохра-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

нительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2021) : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 194-197.

6. Змановская Е. В. Девиантология : (психология отклоняющегося поведения) : учебное пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику. 5-е изд., стер. Москва : Академия, 2008. 287 с.

7. Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактероло-гический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. М. : «Фоли-ум», 1995, 64 с.

8. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. СПб : Питер, 2019. 529 с.

9. Осипова О. С. Девиантное поведение : благо или зло? // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 106-109.

10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

11. Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. 2011. № 1. С. 24-26.

12. https://ru.wikipedia/org/wiki (дата обращения: 09.01.2024).

References

1. Alexandrovsky Yu. A. Borderline mental disorders : a guide for doctors. Moscow : Meditsina, 1993. 398 p.

2. Belicheva S. A., Fokin V. M. Social prevention of deviant behavior of minors as a complex of protective measures. Moscow : Editorial and Publishing Center of the Consortium «Social

Health of Russia», 1992. 78 p.

3. Balashova V. A., Kolotaeva A. I. Features of the adaptive strategy of youth behavior in problem situations // In the collection : Prevention of aggression and destructive behavior of youth. Collection of scientific papers All-Russian scientific and practical conference. Compiled by A. A. Bazulina. Moscow, 2022. P. 37-41.

4. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology / edited by V. V. Davydov. Moscow : AST : Astrel, 2008. 670 p.

5. Goncharova E. M., Maryasis I. B. Computer addiction of minors and its socio-psychological prevention //Actual problems of psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasilievsky readings - 2021) : Materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, April 16, 2021. St. Petersburg : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, 2021. P. 194-197.

6. Zmanovskaya E. V. Deviantology : (psychology of deviant behavior) : a textbook for students studying psychology, social work and social pedagogy. 5th ed., erased. Moscow : Akademiya, 2008. 287 p.

7. Ivanov N. Ya., Lichko A. E. Pathoharacterological diagnostic questionnaire for adolescents. Methodical manual. Moscow : «Folium», 1995, 64 p.

8. Lichko A. E. Psychopathy and character accentuation in adolescents. St. Petersburg : St. Petersburg, 2019. 529 p.

9. Osipova O. S. Deviant behavior : good or evil? // Sociological research. 1998. № 9. P. 106-109.

10. Parishioners A. M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. Moscow : Moscow Psychological and Social Institute ; Voronezh : Publishing house NPO MODEK, 2000. 304 p

11. Prostyakov V. V. Psychological and pedagogical reasons and conditions affecting the formation of deviant behavior of minors // Legal psychology. 2011. № 1. P. 24-26.

12. https://ru.wikipedia/org/wiki (accessed: 09.01.2024).

Информация об авторе

E. M. Гончарова — доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the author

E. M. Goncharova — Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named afterV.Ya. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences.

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.