Научная статья на тему 'Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной профессионализации'

Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / профессионально важные качества / обучение в вузе / профессионализация / макиавеллизм / направления подготовки / профессиональная деятельность / профотбор / formation / professionally important qualities / university education / professionalization / machiavellianism / areas of training / professional activity / professional selection

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергей Львович Кандыбович, Татьяна Валерьевна Разина, Ирина Витальевна Семчук

В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных Мак-шкала (в адаптации В.В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергей Львович Кандыбович, Татьяна Валерьевна Разина, Ирина Витальевна Семчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and forecast of development of professionally important qualities during the period of primary professionalization

The article raises the problem of the formation of professionally important qualities during the period of study at university and the first years of work, as the initial stages of professionalization. The study is based on the example of studying the dynamics of machiavellianism during the learning process and in the first year of work among students from seven different areas of training. To collect empirical data, a cross-sectional strategy was used, the data collection technique was Mac-scale (adapted by V.V. Znakov), statistical processing methods included criteria for determining the significance of differences (Student’s t-test, Mann-Whitney U-test), and the prospective method of extrapolation. The study shows that machiavellianism can be formed in the process of obtaining education at a university as a personal trait when studying in those areas of training, professional activity within which requires similar skills and action strategies for its successful implementation. Statistical analysis of the data obtained confirmed the possibility of predicting the development of professionally important qualities based on their development in the process of professional training. The demand for machiavellianism for completing educational tasks, the convergence of the educational environment with the future working environment creates conditions for the formation of machiavellianism as a PVC among students in the learning process. The demand for machiavellianism in professional activity can stimulate the formation of skills in this area among specialists in the first year of professional activity.

Текст научной работы на тему «Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной профессионализации»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

Научная статья УДК 159.9

Б01: 10.20323/1813-145Х-2024-2-137-181 ББ№ ЯСТКБХ

Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной

профессионализации

Сергей Львович Кандыбович1, Татьяна Валерьевна Разина2, Ирина Витальевна Семчук3

1 Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского, академик РАО, 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1 2Доктор психологических наук, доцент, проректор по развитию, Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского, член-корреспондент РАО. 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1 3Кандидат психологических наук, руководитель научно-образовательного центра дополнительного профессионального образования, Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского. 119049, Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1

1 s.kandybovich@sodru.com, https://orcid.org/0000 -0002-1086-0528 2га7^@таП.т, https://orcid.org/0000-0002-0723-7479 ^етсЫппа10@уаМех.ги, https://orcid.org/0000-0001-9620-4494

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий ^-критерий Стьюдента, и-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.

Ключевые слова: формирование; профессионально важные качества; обучение в вузе; профессионализация; макиавеллизм; направления подготовки; профессиональная деятельность; профотбор

Для цитирования: Кандыбович С. Л., Разина Т. В., Семчук И. В. Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 181-192. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-181. https://elibrary.ru/RCTRDX

© Кандыбович С. Л., Разина Т. В., Семчук И. В., 2024

LABOR PSYCHOLOGY, ENGINEERING PSYCHOLOGY, COGNITIVE ERGONOMICS

Original article

Formation and forecast of development of professionally important qualities during the period

of primary professionalization

Sergei L. Kandybovich1, Tatyana V. Razina2, Irina V. Semchuk3

:Doctor of psychological sciences, professor at department of psychology, academician of the Russian academy of education, V. V. Zhirinovsky university of world civilizations. 119049, Moscow, Leninsky ave., 1/2 bldg. 1 2Doctor of psychological sciences, associate professor, corresponding member of the Russian academy of education, vice-rector for development, V V Zhirinovsky university of world civilizations. 119049, Moscow, Leninsky ave., 1/2 bldg. 1 3Candidate of psychological sciences, head of scientific and educational center for continuing professional education, V. V Zhirinovsky university of world civilizations. 119049, Moscow, Leninsky ave., 1/2 bldg. 1

1 s.kandybovich@sodru.com, https://orcid.org/0000 -0002-1086-0528

2razinat@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0723-7479

3semchirina10@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9620-4494

Abstract. The article raises the problem of the formation of professionally important qualities during the period of study at university and the first years of work, as the initial stages of professionalization. The study is based on the example of studying the dynamics of machiavellianism during the learning process and in the first year of work among students from seven different areas of training. To collect empirical data, a cross-sectional strategy was used, the data collection technique was Mac-scale (adapted by V. V. Znakov), statistical processing methods included criteria for determining the significance of differences (Student's t-test, Mann-Whitney U-test), and the prospective method of extrapolation. The study shows that machiavellianism can be formed in the process of obtaining education at a university as a personal trait when studying in those areas of training, professional activity within which requires similar skills and action strategies for its successful implementation. Statistical analysis of the data obtained confirmed the possibility of predicting the development of professionally important qualities based on their development in the process of professional training. The demand for machiavellianism for completing educational tasks, the convergence of the educational environment with the future working environment creates conditions for the formation of machiavellianism as a PVC among students in the learning process. The demand for machiavellianism in professional activity can stimulate the formation of skills in this area among specialists in the first year of professional activity.

Key words: formation; professionally important qualities; university education; professionalization; machiavellianism; areas of training; professional activity; professional selection

For citation: Kandybovich S. L., Razina T. V., Semchuk I. V. Formation and forecast of development of professionally important qualities during the period of primary professionalization. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 181-192. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-181. https://elibrary.ru/RCTRDX

Введение

Проблема профессиональной подготовки в период обучения в вузе исследуется достаточно давно. Как правило, основной вопрос состоит в принципиальной возможности формирования профессионально важных качеств (далее - ПВК) или компетенций. При этом довольно часто оказывается так, что требуемые качества, казалось бы, сформированные в период профессионального обучения, показывают свою несостоятельность в трудовой деятельности. Сформированные ПВК являются залогом успешной адаптации

к самостоятельной трудовой деятельности. В данной статье рассмотрена динамика ПВК в процессе первичной профессионализации (обучения в вузе и первого года работы по специальности) и возможность прогнозирования развития ПВК на основании их динамики в вузе.

Процесс обучения в вузе представляет собой не только приобретение знаний, навыков, компетенций, но и личностное развитие, в том числе и тех личностных черт, которые могут выступать как ПВК для будущих профессий. В современной системе образования студент учится 4 или 6 лет. За это время может быть сформирован ряд

профессионально важных черт личности, но иногда этого не происходит и в последствии на производстве для молодых сотрудников необходимо организовывать повышения квалификации, формировать необходимые ПВК, тратя на это ресурсы и средства, причем не всегда успешно.

В качестве исследуемого ПВК в данной работе мы рассматриваем такую характеристику, как макиавеллизм. Макиавеллизм понимается, в соответствии с подходом В. В. Знакова, как личностная черта, которая определяет, детерминирует систему отношений человека с другими людьми, характеризуется наличием в интеракциях манипуляций, которые направлены на получение собственной выгоды, при этом манипуляции носят скрытый характер. Макиавеллист считает манипуляции морально оправданным и действенным инструментом достижения своих эгоистичных целей [Знаков, 2000].

Макиавеллизм проявляется в осознанном использовании манипуляций в общении и профессиональной деятельности, циничном отношении к другим людям, игнорировании социальной морали [Кандыбович, 2023]. К макиавеллизму в равной степени склонны как мужчины, так и женщины [Tomkova, 2022].

Сегодня макиавеллизм рассматривается, как правило, в негативном контексте, как одна из составных частей так называемой «темной триады» (наряду с нарциссизмом и психопатией), что характерно в первую очередь для зарубежных исследований [Björn, 2019; Hauser, 2020; Muris, 2017; Veselka, 2014]. В частности, в профессиональной деятельности обнаружены связи макиавеллизма со склонностью к коррупции [Hauser, 2020]. Макиавеллизм также проявляет себя и как качество, связанное с дезадаптивностью в процессе организационных изменений [Belschak, 2020], неспособностью выстроить эффективную коммуникацию в современном цифровом мире [Абдурахманов, 2022; Sheinov, 2023].

Как отмечает ряд исследователей, наличие или отсутствие макиавеллизма может быть рассмотрено как профессионально важное качество для ряда профессий [Богатырева, 2021; De Hoogh, 2019]. Как показали исследования, лица с высоким уровнем макиавеллизма обладают как положительными чертами для осуществления профессиональной деятельности (целеустремленность, амбициозность, настойчивость), так и негативными (доминирование, притворство, лицемерие) [Еникеев, 2020]. Часто макиавеллизм коррелирует с лидерскими качествами и лидер-

ским поведением Ре Hoogh, 2021]. Но при этом макиавеллизм у рядовых сотрудников способен приводить к подражательному девиантному организационному поведению, которому способно противостоять именно ответственное (просоци-альное, гуманистически ориентированное) руководство [Шит, 2023].

В отношении анализа макиавеллизма как профессионально важного качества одна группа мнений сходится к тому, что лица, изначально обладающие макиавеллизмом как личностной чертой, будут выбирать соответствующие профессии, где требуется навыки взаимодействия с людьми, умение повлиять на их мнение, склонить к своему и т. д. Это широкий круг профессий, связанных с управлением другими людьми, группами людей. При этом если руководство планируется осуществлять непосредственно, доля манипулятивных технологий и склонности к манипуляции будет ниже, чем если объект управления обезличен или опосредован, как в работе представителей политических элит или руководителей крупных корпораций [Вакаге, 2020]. Таким образом, руководитель небольшой группы людей в меньшей степени будет проявлять макиавеллизм, чем руководитель, принимающий решения относительно больших групп или если эти решения будут иметь только косвенное влияние (рекомендации кому-то другому).

Как отмечают исследователи, в профессиональной деятельности лица с высоким уровнем макиавеллизма будут ориентироваться, прежде всего, на те профессии, которые дают возможность проявления власти, поскольку это для них ценно, даже в профессиях, не связанных напрямую с управлением людьми, макиавеллисты будут стремиться добиться руководящих должностей, которые обладают высоким уровнем карьерных амбиций (именно поэтому практически в каждой профессиональной группе будут встречаться лица с высоким уровнем макиавеллизма). При этом для достижения карьерных целей макиавеллисты часто используют любые, даже не очень этичные средства [Оийек, 2021].

Однако, последние исследования показывают, что далеко не все руководители выбирают в качестве основных приемов макиавеллистские стратегии управления. Установлено, что высокий уровень макиавеллизма поддерживает социальные ценности, и мотивация власти для руководителей с высоким МАК-индексом не является профессиональной ценностью, более высокий

уровень макиавеллизма может обусловливать более зрелое проявление ценностных ориентаций у руководителей [Мельник, 2023].

Также установлено, что для ряда профессий и сфер деятельности профессионально важным качеством будет выступать именно низкий уровень макиавеллизма. Так у студентов гуманитарных специальностей [Голованова, 2021], социономи-ческих специальностей, таких как социальные работники [Данилова, 2021], психологи и юристы, диагностирован преобладающий средний уровень проявления макиавеллизма, что свидетельствует о том, что они склонны адекватно оценивать необходимость использования манипулятивных техник в жизнедеятельности [Колесник, 2020]. Проявление макиавеллизма у студентов социономи-ческих, гуманитарных специальностей может затруднять профессиональное становление, так как их подготовка предполагает, прежде всего, формирование просоциальной мотивации (ориентация на общечеловеческие и нравственные ценности, выраженное стремление сотрудничества с другими людьми и оказания им безвозмездной помощи) как основы профессиональной направленности личности [Брессо, 2013].

Вторая группа мнений содержит альтернативную трактовку макиавеллизма, который рассматривается как общая манипулятивная стратегия в межличностном взаимодействии, проявляющаяся не всегда и не со всеми, и может выступать как некий навык [Быков, 2014].

Сторонники данного подхода, и отечественные, и зарубежные исследователи, уделяют внимание развитию, становлению и роли макиавеллизма в процессе построения карьерных траекторий [Крейтор, 2021; 0'Воу1е, 2012; Jian-zhong, 2019], что позволяет предположить, что макиавеллизм имеет не столько устойчивую личностную природу и связан в профилем деятельности, сколько является ситуативной нормой поведения и в большей степени подходит для решения определенных задач, особенно в тех ситуациях, где сильна конкуренция. Соответственно, изначально студенты, желающие получить то или иное образование, не обязательно будут обладать развитым макиавеллизмом, но в процессе профессионализации на рабочем месте приобретут необходимые навыки [Кутейников, 2022]. Проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие предположения:

1) Если макиавеллизм является личностной чертой, которая выступает ПВК для ряда профессий, то мы вправе ожидать, что существуют

такие направления подготовки, которые студенты выбирают и на которые приходят, уже обладая определенным уровнем макиавеллизма, желая реализовать данный потенциал в профессии.

2) Также в этом случае мы можем наблюдать последовательный рост макиавеллизма в процессе профессионального обучения и далее - в процессе первичного вхождения в профессию. При этом в профессиях, не требующих макиавеллизма, он не будет развиваться в ходе обучения.

3) Если же макиавеллизм - это определенный навык, не связанный с личностными устойчивыми чертами, то мы вправе ожидать его взлет после окончания профессионального обучения в первый год, когда происходит поиск и трудоустройство. Данные гипотезы могут считаться достоверно подтвержденными при наличии устойчивых трендов изменения макиавеллизма в ходе наблюдений. В противном случае, изменения нельзя считать отражающими закономерность и носящими устойчивый характер.

Материалы и методы

Исследование проходило с помощью стратегии поперечных срезов в период 2014-2023 гг., при этом, при исследовании одного направления подготовки срезы на всех курсах и в группе работающих выпускников осуществлялись одновременно.

Для диагностики силы макиавеллизма использовалась методика Мак-шкалы, разработанная В. В. Знаковым [Знаков, 2001].

Выборка составила 1240 человек в возрасте от 17 до 27 лет (средний возраст - 21,01 года). Распределение выборки по направлениям подготовки и по полу представлено в таблице 1.

В выборку вошли студенты ряда направлений подготовки, которые были разделены на две условные группы:

1) Направления подготовки, получив образование по которым, студент может работать по профессиям, требующим проявления макиавеллизма для достижения большей эффективности деятельности, то есть в которых макиавеллизм является ПВК. Сюда попали все направления, получив образование по которым студенты могут работать на различного рода управленческих должностях (менеджмент, государственное и муниципальное управление (далее - ГМУ), политология.

2) Направления подготовки, получив образование по которым, студент может работать по профессиям, не требующим проявления макиа-

веллизма для достижения большей эффективности деятельности, либо даже в рамках которых макиавеллизм выступает как анти-ПВК. Эти направления условно были разделены на две группы: первая - направления, предполагающие в последующей деятельности реализацию гуманистических ценностей (психология, педагогиче-

ское образование (профиль физическая культура - далее ПО/ФК); вторая - направления, не предполагающие в дальнейшей профессиональной деятельности общения с людьми и реализации управленческих функций (математика, экономика).

Таблица 1.

Распределение выборки по полу и направлению подготовки

Общая численность выборки студенты 1 год работы

Направления подготовки Муж Жен Количество респондентов Муж Жен

Политология 175 62,8 % 37,2 % 20 15 % 85 %

ГМУ 180 66,1 % 33,9 % 19 21,1 % 78,9 %

Экономика 158 24,1 % 75,9 % 20 10 % 90 %

Психология 190 11,1 % 89,9 % 24 12,5 % 87,5 %

Менеджмент 192 15,6 % 74,4 % 19 10,5 % 89,5 %

Математика 166 90,9 % 9,1 % 15 66,7 % 33,3 %

ПО/ФК 179 53,6 % 46,4 % 25 32 % 68 %

Условные обозначения: ГМУ - государственное муниципальное управление, ПО/ФК - педагогическое образование /

профиль физическая культура

Результаты исследования

Обследование выборки с помощью Мак-шкалы дало следующие результаты:

Таблица 2.

Средние значения макиавеллизма в группах студентов

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 1 год работы

Политология 73,2 76,1 80,4 83,9 88,5

ГМУ 73,4 77,0 74,0 73,9 85,6

Экономика 75,2 72,2 75,5 73,1 74,1

Психология 74,9 73,8 72,4 73,1 74,5

Менеджмент 80,8 79,4 83,3 79,8 80,9

Математика 75,4 75,6 74,3 78,8 75,5

ПО/ФК 75,3 80,9 77,1 74,6 77,1

Условные обозначения: ГМУ - государственное муниципальное управление, ПО/ФК - педагогическое образование,

профиль физическая культура

Таким образом, представленные данные по направлениям и их динамика позволяют сказать, что на подавляющем числе курсов и направлениях подготовки средний уровень макиавеллизма соответствует средним значениям данного качества согласно Мак-шкале.

Исключения составляют группа политологов 1-го года работы и группа управленцев, также 1-

го года работы. Здесь необходимо учитывать наличие существенных половых отличий в нормах по Мак-шкале, так, для женщин высокие значения макиавеллизма начинаются от 81 балла, а для мужчин - от 89 баллов [Знаков, 2001]. Однако, если обратиться к характеристикам выборки (Таблица 1), то очевидно, что в данных группах преобладают женщины, соответственно указан-

ные две группы студентов - это те, кто имеет уровень макиавеллизма выше среднего. Соответственно, на первый взгляд, именно профессиональный опыт, профессиональная деятельность способствовала в этом случае повышению данного качества, переходу его на новый, уровень.

Тем не менее, поскольку подавляющее большинство групп характеризуется средним уровнем ма-

Значимость отличий в уровне макиавеллизма у г]

киавеллизма, интересна его динамика в процессе обучения и межгрупповые отличия. Анализ значимости различий в уровне макиавеллизма на первом курсе показал, что только группа студентов-менеджеров имеет значимо более высокий уровень макиавеллизма, и то только в отношении групп студентов политологов и студентов ГМУ (Таблица 3).

Таблица 3.

ш студентов 1 курса ^-критерий Стьюдента)

иг а § нт не а

н о т ло С ГМУ о н о к Г) о л о ис С Щ д е н 1 § тема ПО/ФК

Политология

ГМУ 0,20

Экономика 1,01 0,34

Психология 1,52 0,43 0,23

Менеджмент 2,80* 2,73* 1,35 1,45

Математика 1,71 0,55 0,12 0,21 1,46

ПО/ФК 1,63 0,49 0,09 0,33 1,42 0,15

Условные обозначения: * -

Таким образом, в исследуемых группах по направлениям подготовки наблюдается изначально достаточно однородный уровень макиавеллизма, за исключением группы менеджмента. Итак, первое предположение частично подтвердилось: происходит некий спонтанный отбор студентов на направление «менеджмент», куда поступают лица с более яркой представленностью макиавеллизма. Тем не менее, подобного отбора на другие направления, профессиональная деятельность в рамках которой также предполагает макиавеллизм в качестве ПВК, не происходит. Это в определенной степени объясняется данными по возрастной динамике макиавеллизма, пик которого приходится на 25-30 лет у женщин и 30-39 у мужчин. Студентам первого курса в среднем - 18 лет, когда личностные черты могут еще не до конца сформироваться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимость отличий в уровне макиавеллизма у гр

отличия значимы при р < 0,05.

Что касается динамики макиавеллизма в процессе обучения, то, если же вновь обратиться к таблице 2, можно увидеть, что в группах студентов-политологов уровень макиавеллизма довольно устойчиво растет от курса к курсу, чего не происходит на других направлениях подготовки, где уровень макиавеллизма остается достаточно устойчивым и колеблется в области одних значений. Иными словами, у студентов-политологов либо макиавеллизм развивается как личностная черта, либо формируется как навык.

Для того чтобы подтвердить предположение о возможности формирования макиавеллизма как ПВК в процессе обучения, был проведен анализ значимости различий макиавеллизма на четвертом курсе (таблица 4).

Таблица 4.

>упп студентов 4 курса (^критерий Стьюдента)

иг а § не а

н 1 ло С ГМУ мо н о к Г) го н о ис С м щ д е н 1 § тема ПО/ФК

Политология

ГМУ 2,24*

Экономика 2,78** 0,23

Психология 2,81** 0,25 0,02

Менеджмент 1,78 1,91 2,23* 2,19*

Математика 1,67 1,79 1,98 1,93 0,24

ПО/ФК 1,31* 0,36 0,47 0,44 1,79 1,67

Условные обозначения: * - отличия значимы при р < 0,05; ** - отличия значимы при р < 0,01.

Как показали результаты, по итогам обучения максимальный уровень макиавеллизма из всех исследуемых групп наблюдается на направлениях подготовки «Политология», «ГМУ», «Менеджмент». Уровень макиавеллизма в группе студентов-политологов значимо выше, чем во всех других группах студентов, за исключением групп ГМУ и менеджмент (поскольку там уровень макиавеллизма также высок). Уровень макиавеллизма в группе студентов-менеджеров также значимо более высокий, чем в группах экономистов и психологов. А вот у студентов ГМУ уровень макиавеллизма не является значимо более высоким, чем у других групп. При этом, у студентов политологов с 1-го по 4 курс уровень макиавеллизма значимо вырос (1=3,5, р<0,01); у студентов направления ГМУ не наблюдается значимый рост макиавеллизма с 1 по 4 курс (1=0,09, р>0,10); у студентов-менеджеров (1=0,04, р>0,10) роста макиавеллизма с 1 по 4 курс также не наблюдалось, но он был изначально более высокий.

Таким образом, в процессе обучения в вузе у одной из исследуемых групп наблюдается значимое повышение уровня макиавеллизма как

профессионально важного для их будущей профессиональной деятельности качества.

Тем не менее, проблема не была бы решена без изучения развития ПВК в послевузовский период профессионализации.

Достаточно интересен вариант развития макиавеллизма в группе студентов направления ГМУ, где наблюдается отсутствие роста макиавеллизма от курса к курсу и яркий скачок в группе студентов, проработавших год. Данный случай подтверждает предположение о том, что макиавеллизм может формироваться не только в период профессионального обучения, но и в процессе работы, уже, по-видимому, не как личностная черта, личностное ПВК, но как определенный навык (о чем свидетельствует скорость роста).

Наличие подобной динамики в начале трудовой деятельности требует проверки значимости различий во всех профессиональных группах. В связи с ограниченным объемом групп работающих студентов для обработки результатов был использован непараметрический и-критерий Манна-Уитни (Таблица 5).

Таблица 5.

Значимость отличий в уровне макиавеллизма у групп студентов 1 года работы (и-критерий Манна-Уитни)

Политология управление экономика и финансы психология менеджмент математика физическое воспитание

Политология

ГМУ 153,5

Экономика 53,5** 100,5**

Психология 63** 118** 232,5

Менеджмент 80,5** 126 114* 141*

Математика 23** 70** 137 175 70,5**

ПО/ФК 97** 154* 211,5 273 171,5 184

Условные обозначения: * - отличия значимы прир < 0,05; ** - отличия значимы прир < 0,01.

Здесь наблюдается большее число значимых отличий, которые можно резюмировать следующим образом: молодые специалисты-политологи и специалисты ГМУ обладают значимо более высоким уровнем макиавеллизма, чем иные профессиональные группы, что, по-видимому, обусловлено их профессиональным опытом, совершенствованием профессиональных навыков и дальнейшим развитием ПВК. Студенты-менеджеры также обладают более высоким уровнем макиавеллизма, чем другие профессиональные группы, но уступают политологам и ГМУ. При этом у студентов политологов с 4-го

курса по 1 год работы уровень макиавеллизма значимо вырос (И=112, р<0,05); у студентов направления ГМУ также наблюдается значимый рост макиавеллизма с 4-го курса по 1 -й год работы (И=37,5, р<0,01); а вот у студентов-менеджеров значимого роста макиавеллизма в этот период не наблюдается (И =225, р>0,10). Отсутствие динамики макиавеллизма у менеджеров позволяет говорить, что они все же изначально попадали на соответствующее направление подготовки, обладая необходимым уровнем макиавеллизма для выполнения профессиональ-

ных обязанностей. Скорее всего, подобный профотбор происходил спонтанно. Обладая исходным уровнем макиавеллизма, студенты желали использовать его в непосредственном управлении персоналом и выбирали подобную специальность. Для студентов направления ГМУ рост макиавеллизма осуществлялся, скорее всего, не из-за формирования его как личностной черты, которая трансформировалась в ПВК, а из-за формирования его в качестве навыка, вызванного требованиями реальной профессиональной деятельности. Это подтверждает наше третье предположение. У политологов макиавеллизм, по-видимому, с начала обучения начал формироваться как личностная черта и впоследствии про-

Прогноз роста макиавеллизма на 2-ой год рабо макиавеллизма

должил свое развитие в профессиональной деятельности, став ПВК. Данное предположение подкрепляется также тем, что в группах студентов, которым макиавеллизм не требуется в качестве ПВК (экономисты, психологи, математики, педагоги) динамики макиавеллизма ни в процессе обучения, ни в ходе первого года работы не наблюдалось.

Полученные эмпирические данные за 4 года обучения в вузе и первый год профессиональной деятельности позволяют нам осуществить прогноз развития макиавеллизма в следующий, 2-й год трудовой деятельности. Данная задача решалась с помощью анализа ряда данных.

Таблица 6.

I на основании среднего темпа роста

Среднее хронологическое Средний абсолютный прирост Средний темп роста Средний темп прироста % Коэффициент устойчивости ряда Прогноз: 2 год работы

Политология 80,3125 3,825 1,05 5 6,77 92,93

ГМУ 76,1 3,05 1,04 4 6,07 89,02

Экономика 73,8625 -0,275 0,99 -1 1,68 73,36

Психология 73,5 -0,1 0,99 -1 1,27 73,76

Менеджмент 80,8375 0,025 1 0 1,67 80,90

Математика 76,0375 0,025 1 0 1,99 75,50

ПО/ФК 77,2 0,45 1,01 1 2,84 77,87

Поскольку анализируемые данные представляют собой полные моментные ряды средних величин, был использован базисный способ расчета аналитических показателей. Для решения поставленных задач необходимо было рассчитать перспективную экстраполяцию - прогноз развития явления на будущее. Необходимые промежуточные показатели отражены в Таблице 6. Поскольку тренды имеют устойчивый характер (коэффициент устойчивости менее 20 %), то представленный прогноз средних значений макиавеллизма довольно надежен. Это также подтверждает, что наблюдаемые закономерности носили не случайный, а закономерный характер.

Как видно из представленных данных, только в отношении направления политология и направления ГМУ наблюдалась динамика роста,

которая приведет к тому, что средний уровень макиавеллизма специалистов данных направлений уже на второй год работы перейдет в категорию «высокий». Таким образом, для студентов направления ГМУ именно профессиональная деятельность выступает той средой, в которой макиавеллизм формируется в качестве профессионального навыка. Что касается специалистов-политологов, то у них формирование макиавеллизма как личностной черты, как ПВК в трудовой деятельности лишь продолжает данный процесс, начатый в ходе обучения в вузе.

Что же касается остальных направлений подготовки, то динамики роста макиавеллизма не прогнозируется. Результаты показывают, что в отношении динамики макиавеллизма можно выделить три стратегии:

Первая - постоянный рост макиавеллизма в процессе обучения - это вариант развития данного макиавеллизма как личностного качества, ПВК у студентов-политологов. При этом при поступлении у данной группы студентов уровень макиавеллизма не является значимо выше, чем у других, а на 4 курсе - значимо более высокий, чем во всех других группах студентов, за исключением групп ГМУ и менеджмент.

Данный вариант развития макиавеллизма говорит о том, что в процессе обучения его формирование вполне возможно методами обучения, но, скорее всего, не только как навыка, но и как личностной черты, поскольку все обучение в вузе направлено, в первую очередь, на развитие личности учащегося. Об этом же говорит и последовательный темп роста. В программе подготовки политологов предусмотрено посещение органов власти, участие (в качестве наблюдателей) в парламентских дебатах, в выборах (в качестве волонтеров и помощников) и т. д. (здесь, безусловно, возможности каждого конкретного вуза могут сильно отличаться и при других условиях макиавеллизм может и не формироваться в столь яркой форме). Таким образом, в процессе обучения для студентов были созданы условия, в которых было необходимо систематическое использование макиавеллистских действий, стратегий, что в итоге позволило макиавеллизму сформироваться как достаточно устойчивому личностному качеству. Значительную роль, скорее всего, сыграла среда, условия обучения, которые были приближены к реальным условиям политической деятельности. Студенты были поставлены в условия, при которых им было необходимо проявлять черты макиавеллизма, чтобы быть успешными в учебной деятельности.

Второй вариант развития макиавеллизма -слабое развитие в процессе обучения и его принципиальный скачок после приобретения первого трудового опыта. То есть в процессе обучения макиавеллизм не формировался как личностная черта и сформировался как определенная стратегия поведения, как навык в процессе приобретения трудового опыта. Это явление, однако, необходимо дополнительно исследовать, поскольку высокий уровень макиавеллизма в группе студентов, обучавшихся по направлению «ГМУ» и отработавших после выпуска 1 год, может быть следствием действия случайных факторов (в силу малочисленности выборки). Отметим, что условия подготовку студентов ГМУ были качественно иные, они в значительно меньшей степени

знакомились с практикой управления.

Третий вариант развития макиавеллизма -также отсутствие его динамики в процессе обучения и первого года работы, при том, что в вуз студенты пришли с уже изначально более высоким уровнем макиавеллизма, чем их коллеги. Речь идет о группе студентов-менеджеров. С учетом того, что в данной учебно-профессиональной группе около 75 % девушек, то средние значения говорят о том, что уровень макиавеллизма у большинства из них если не высокий, то стремиться к высокому, находится на верхней границе среднего уровня. Отсутствие динамики макиавеллизма у студентов-менеджеров в процессе обучения и в ходе трудовой деятельности говорит о том, что для решения предложенных задач исходного уровня макиавеллизма им было вполне достаточно. Также отметим, что структура подготовки менеджеров не содержала в достаточной степени требований, условий, в которых учащимся было бы необходимо использовать и совершенствовать навыки и способности в области макиавеллизма.

Заключение

Таким образом, результате исследования было обнаружено, что макиавеллизм в ходе первичной профессионализации проявляется и как личностная черта, которая впоследствии выступает как ПВК и может быть сформирована в процессе обучения, и как навык, который формируется в процессе трудовой деятельности.

Макиавеллизм является личностной чертой, выступает ПВК для ряда профессий, в рамках которых студенты могут работать, обучаясь по направлению «менеджмент». Знания о содержании будущей деятельности детерминируют спонтанный профотбор, согласно которому на данное направление подготовки поступают учащиеся, обладающие в среднем более высокими показателями макиавеллизма.

В процессе первичной профессионализации в ходе обучения в вузе также возможен последовательный рост макиавеллизма, который продолжается и далее в процессе первичного вхождения в профессию. При этом в профессиях, которые не предполагают использования навыков межличностной коммуникации, манипулирования, управления, макиавеллизм не развивается в ходе обучения.

При необходимости в процессе первичной профессионализации в первый год работы макиавеллизм может формироваться как определенный навык, не связанный с личностными устойчивыми

чертами.

Также на примере макиавеллизма продемонстрировано, что варианты его развития как профессионально важного качества и навыка достаточно устойчивы и отражают не случайные, а закономерные тенденции развития. Это подтверждает возможности построения надежного прогноза развития профессионально важных качеств в трудовой деятельности на основе их динамики в процессе профессионального обучения.

Библиографический список

1. Брессо Т. И. Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1. С. 1.

2. Богатырева К. А. «Хороший, плохой, злой»? Влияние «темной триады» личности на формирование предпринимательских намерений / К. А. Богатырева, А. К. Ласковая, Т. Н. Клемина, Ю. А. Орехова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2021. 20 (3). С. 293-325.

3. Быков С. В. Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2014. № 1 (15). С. 81-89.

4. Военная психология. Военно-психологический словарь-справочник / под ред. С. Л. Кандыбович, Т. В. Разиной. 2-е изд. Минск : Харвест, 2023. 816 с.

5. Голованова А. А. Макиавеллизм в контексте ценностных ориентаций студентов-гуманитариев // Страховские Чтения. 2020. Вып. 28. С. 64-68.

6. Данилова С. В. Психологические особенности макиавеллизма студентов-социальных работников // Вестник ДонНУ Сер. Д: Филология и психология. 2021. № 4. С. 122-128.

7. Еникеев А. А. Макиавеллизм как психологическая черта современного сотрудника правоохранительных органов / А. А. Еникеев, Н. А. Мельник // Эпомен. 2020. № 49. С. 15-24.

8. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 16-22.

9. Знаков В. В. Методика диагностики макиавеллизма личности // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 122-128.

10. Колесник Л. С. Психологический феномен макиавеллизма у студентов специальностей соционо-мического типа / Л. С. Колесник, К. Б. Богрова // Гуманитарный вестник. 2020. Вып.11. С. 79-82.

11. Крейтор Е. А. Уровень макиавеллизма в манипуляции на установление близости для достижения карьерных целей / Е. А. Крейтор, Ю. Е. Зайцева // Наукосфера. 2021. №7(2). С. 135-137.

12. Кутейников А. Н. Влияние профессионального стажа менеджеров на их склонность к манипуляциям // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 01. С. 34-38.

13. Мельник Ю. И. Макиавеллизм, эмоциональное благополучие и личностные качества руководителей в поддержку социальных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 1 (62). С.75-89.

14. Социальные контуры цифрового будущего / Р. А. Абдурахманов, Л. Е. Адамова, Н. Н. Азарнов и др. Москва : Спутник+, 2022. 225 с.

15. Bakare K. A. The machiavellian boss: a brief on corporate machiavelli // Global Journal of Political Science and Administration Vol.8. № 5. pp. 39-51, December 2020. Р. 39-51

16. Belschak F. D., Jacobs G, Giessner S. R., Horton K. E., Bayerl P. S. When the going gets tough: Employee reactions to large-scale organizational change and the role of employee Machiavellianism // J Organ Behav. 2020. 121. https://doi.org/10.1002/job.2478

17. Björn N. Persson The latent structure of the dark triad: unifying Machiavellianism and psychopathy // Turun yliopiston julkaisuja - annales universitatis turkuensis sarja -ser. B osa Tom. 496. Humaniora. Turku. 2019. 113 p.

18. O'Boyle E.H., Forsyth D. R., Banks G. C., McDaniel M. A. A Meta-Analysis of the Dark Triad and Work Behavior: A Social Exchange Perspective // Journal of Applied Psychology 2012. Vol. 97. № 3. 557-579.

19. De Hoogh A. H. B., Den Hartog, D. N., Belschak F. D. Showing one's true colors: Leader Machiavellianism, rules and instrumental climate, and abusive supervision // J. Organ Behav., 2021. Vol. 42. P. 851-866.

20. Gürlek M. Shedding light on the relationships between Machiavellianism, career ambition, and unethical behavior intention // Ethics & Behavior. 2021. № 1 (31). C.38-59

21. Hauser C., Simonyan A., Werner A. Condoning Corrupt Behavior at Work: What Roles Do Machiavellianism, On-the-Job Experience, and Neutralization Play? // Business & Society. 2020. I-39. P. 1-39

22. Hmieleski K. M., Lerner D. A. The Dark Triad and Nascent Entrepreneurship: An Examination of Unproductive versus Productive Entrepreneurial Motives // Journal of Small Business Management. 2016. Vol. 54(S1), pp. 7-32 doi: 10.1111/jsbm.12296

23. Jian-zhong H., Alemayehu B. E. Dark Triad Personality Dimensions: A Literature Review in Career Choice. Ann Soc Sci Manage Stud. 2019. 3(5): 555624. DOI: 10.19080/ASM.2019.03.555624

24. Muris P. The malevolent side of human nature: A meta-analysis and critical review of the literature on the dark triad (narcissism, machiavellianism, and psychopathy) / P. Muris [et al.] // Perspectives on Psychological Science. 2017. Vol. 12. № 2. P. 183-204.

25. Sheinov V P., Yermak V O. Problematic smartphone use and its relationship to personality orientation, Machiavellianism, and communication skills. Education & Pedagogy Journal. 2023. 4(8). 18-29

26. Tomkova A., Cigarska B. N., Ondrijova I. Communication Skills and Attributes of Machiavellian Manifestations in Employees // The Journal of Organizational Management Studies. 2022. Vol. 2022, Article ID 828417, DOI: 10.5171/2022.828417

27. Veselka L., Giammarco E. A., Vernon P. A. The Dark Triad and the seven deadly sins // Personality and Individual Differences. 2014.

28. Uzum B., Ozkan O.S. The role of responsible leadership in relationship between Machiavellianism and organizational broken windows // Organizational Psychology. 2023. Vol. 13. № 1. P. 59-72

Reference list

1. Bresso T. I. Izuchenie prosocial'noj motivacii studentov socionomicheskih professij = Study of prosocial motivation of socio-economic profession students // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). 2013. № 1. S. 1.

2. Bogatyreva K. A. «Horoshij, plohoj, zloj»? Vlijanie «temnoj triady» lichnosti na formirovanie predprinimatel'skih namerenij = «Good, bad, evil»? The influence of the «dark triad» of personality on formation of entrepreneurial intentions / K. A. Bogatyreva, A. K. Laskovaja, T. N. Klemina, Ju. A. Orehova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2021. 20 (3). S. 293-325.

3. Bykov S. V Vzaimosvjaz' social'nyh ustanovok u studentov s urovnem makiavellizma lichnosti = Correlation of social attitudes in students with the level of personality machiavellianism // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija». 2014. № 1 (15). S. 81-89.

4. Voennaja psihologija. Voenno-psihologicheskij slovar'-spravochnik = Military psychology. Military psychological dictionary / pod red. S. L. Kandybovich, T. V Razina. 2-e izd. Minsk : Harvest, 2023. 816 s.

5. Golovanova A. A. Makiavellizm v kontekste cennostnyh orientacij studentov-gumanitariev = Machiavellianism in the context of the value orientations of humanities students // Strahovskie Chtenija. 2020. Vyp. 28. S. 64-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Danilova S. V Psihologicheskie osobennosti makiavellizma studentov-social'nyh rabotnikov = Psychological features of the Machiavellianism of social worker students // Vestnik DonNU. Ser. D: Filologija i psihologija. 2021. № 4. S. 122-128.

7. Enikeev A. A. Makiavellizm kak psihologicheskaja cherta sovremennogo sotrudnika pravoohranitel'nyh organov = Machiavellianism as a psychological trait of a modern law enforcement officer / A. A. Enikeev, N. A. Mel'nik // Jepomen 2020. № 49. S. 15-24.

8. Znakov V. V Makiavellizm: psihologicheskoe svojstvo lichnosti i metodika ego issledovanija = Machiavellianism: a psychological property of personality and the method of its study // Psihologicheskij zhurnal. 2000. T. 21. № 5. S. 16-22.

9. Znakov V. V. Metodika diagnostiki makiavellizma lichnosti = Diagnostic technique for personality Machiavellianism // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2001. № 14-15. S. 122-128.

10. Kolesnik L. S. Psihologicheskij fenomen makiavellizma u studentov special'nostej socionomicheskogo tipa = The psychological phenomenon of Machiavellianism in socionic students / L. S. Kolesnik, K.

B. Bogrova // Gumanitarnyj vestnik. 2020. Vyp.11. S. 79-82.

11. Krejtor E. A. Uroven' makiavellizma v manipuljacii na ustanovlenie blizosti dlja dostizhenija kar'ernyh celej = Level of Machiavellianism in manipulating proximity to achieve career goals / E. A. Krejtor, Ju. E. Zajceva // Naukosfera. 2021. №7(2). S. 135-137.

12. Kutejnikov A. N. Vlijanie professional'nogo stazha menedzherov na ih sklonnost' k manipuljacijam = Influence of professional experience of managers on their tendency to manipulate // Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Poznanie. 2022. № 01. S. 34-38.

13. Mel'nik Ju. I. Makiavellizm, jemocional'noe blagopoluchie i lichnostnye kachestva rukovoditelej v podderzhku social'nyh cennostej = Machiavellianism, emotional well-being and personality traits of leaders in support of social values // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Pedagogika i psihologija». 2023. № 1 (62). S. 75-89.

14. Social'nye kontury cifrovogo budushhego = Social contours of the digital future / R. A. Abdurahmanov, L. E. Adamova, N. N. Azarnov i dr. Moskva : Sputnik+. 2022. 225 s.

15. Bakare K. A. The machiavellian boss: a brief on corporate machiavelli // Global Journal of Political Science and Administration Vol.8. № 5. pp. 39-51, December 2020. R. 39-51

16. Belschak F. D., Jacobs G, Giessner S. R., Horton K. E., Bayerl P. S. When the going gets tough: Employee reactions to large-scale organizational change and the role of employee Machiavellianism // J Organ Behav. 2020. 1-21. https://doi.org/10.1002/job.2478

17. Björn N. Persson The latent structure of the dark triad: unifying Machiavellianism and psychopathy // Turun yliopiston julkaisuja - annales universitatis turkuensis sarja -ser. B osa Tom. 496. Humaniora. Turku. 2019. 113 p.

18. O'Boyle E.H., Forsyth D. R., Banks G C., McDaniel M. A. A Meta-Analysis of the Dark Triad and Work Behavior: A Social Exchange Perspective // Journal of Applied Psychology 2012. Vol. 97. № 3. 557-579.

19. De Hoogh A. H. B., Den Hartog, D. N., Belschak F. D. Showing one's true colors: Leader Machiavellianism, rules and instrumental climate, and abusive supervision // J Organ Behav., 2021. Vol. 42. P. 851-866.

20. Gürlek M. Shedding light on the relationships between Machiavellianism, career ambition, and unethical behavior intention // Ethics & Behavior. 2021. № 1 (31).

C.38-59

21. Hauser C., Simonyan A., Werner A. Condoning Corrupt Behavior at Work: What Roles Do Machiavellianism, On-the-Job Experience, and Neutralization Play? // Business & Society. 2020. I-39. P.1-39

22. Hmieleski K. M., Lerner D. A. The Dark Triad and Nascent Entrepreneurship: An Examination of Unproductive versus Productive Entrepreneurial Motives // Journal of

Small Business Management. 2016. Vol. 54(S1), pp. 7-32 doi: 10.1111/jsbm.12296

23. Jian-zhong H., Alemayehu B. E. Dark Triad Personality Dimensions: A Literature Review in Career Choice. Ann Soc Sci Manage Stud. 2019. 3(5): 555624. DOI: 10.19080/ASM.2019.03.555624

24. Muris P. The malevolent side of human nature: A meta-analysis and critical review of the literature on the dark triad (narcissism, machiavellianism, and psychopathy) / P. Muris [et al.] // Perspectives on Psychological Science. 2017. Vol. 12. № 2. P. 183-204.

25. Sheinov V. P., Yermak V. O. Problematic smartphone use and its relationship to personality orientation, Machiavellianism, and communication skills. Education & Pedagogy Journal. 2023. 4(8). 18-29

26. Tomkova A., Cigarska B. N., Ondrijova I. Communication Skills and Attributes of Machiavellian Manifestations in Employees // The Journal of Organizational Management Studies. 2022. Vol. 2022, Article ID 828417, DOI: 10.5171/2022.828417

27. Veselka L., Giammarco E. A., Vernon P. A. The Dark Triad and the seven deadly sins // Personality and Individual Differences. 2014.

28. Üzüm B., Özkan O. S. The role of responsible leadership in relationship between Machiavellianism and organizational broken windows // Organizational Psychology. 2023. Vol. 13. № 1. P. 59-72

Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 27.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 27.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.