Научная статья на тему 'Формирование и подготовка кадров на уровне региона'

Формирование и подготовка кадров на уровне региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственное управление / занятость / трудоустройство выпускников / молодые специалисты / Public administration / employment / graduate employment / young professionals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменко Е.И.

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с трудоустройством выпускников и их отношением к трудовой деятельности и карьерному росту. Представлены особенности формирования и подготовки кадров на уровне региона в части необходимости эффективного определения потребностей региона в специалистах различных отраслей, активного сотрудничества с представителями различных организаций, предприятий, учреждений и развития образовательной инфраструктуры, а также поддержки молодых специалистов для их профессионального развития, включая непрерывное образование и информированность со стороны органов власти. Наглядное представление количественных показателей распределения выпускников 2020–2022 гг., окончивших образовательные организации высшего образования, по связи работы с полученной профессией (специальностью) в 2023 г., а также показатели трудоустройства выпускников образовательных программ магистратуры ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы» за 2023 и 2024 год позволили подтвердить необходимость обязательного трудоустройства выпускников. Предложенные рекомендации направлены на формирование гарантированного первого рабочего места с целью решения таких проблем, как неформальная (теневая) занятость; отсутствие у выпускников опыта работы; слабая взаимосвязь между рынком труда и образовательными организациями (учреждениями) и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and training of staff at the regional level

The article considers a topical issue related to the employment of graduates and their attitude to work and career growth. The article presents the features of the formation and training of personnel at the regional level in terms of the need to effectively determine the region’s needs for specialists in various industries, active cooperation with representatives of various organizations, enterprises, institutions and the development of educational infrastructure, as well as support for young specialists for their professional development, including continuous education and awareness on the part of government bodies. A visual representation of the quantitative indicators of the distribution of graduates of 2020–2022 who graduated from higher education institutions, according to the connection of work with the acquired profession (specialty) in 2023, as well as the employment indicators of graduates of the master’s degree programs of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Donetsk Academy of Management and Public Administration» for 2023 and 2024 made it possible to confirm the need for mandatory employment of graduates. The proposed recommendations are aimed at forming a guaranteed first job in order to solve such problems as informal (shadow) employment; lack of work experience among graduates; weak connection between the labor market and educational organizations (institutions), etc.

Текст научной работы на тему «Формирование и подготовка кадров на уровне региона»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-5-126-205-212

Формирование и подготовка кадров на уровне региона

Фоменко Е.И.

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с трудоустройством выпускников и их отношением к трудовой деятельности и карьерному росту. Представлены особенности формирования и подготовки кадров на уровне региона в части необходимости эффективного определения потребностей региона в специалистах различных отраслей, активного сотрудничества с представителями различных организаций, предприятий, учреждений и развития образовательной инфраструктуры, а также поддержки молодых специалистов для их профессионального развития, включая непрерывное образование и информированность со стороны органов власти. Наглядное представление количественных показателей распределения выпускников 2020-2022 гг., окончивших образовательные организации высшего образования, по связи работы с полученной профессией (специальностью) в 2023 г., а также показатели трудоустройства выпускников образовательных программ магистратуры ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы» за 2023 и 2024 год позволили подтвердить необходимость обязательного трудоустройства выпускников. Предложенные рекомендации направлены на формирование гарантированного первого рабочего места с целью решения таких проблем, как неформальная (теневая) занятость; отсутствие у выпускников опыта работы; слабая взаимосвязь между рынком труда и образовательными организациями (учреждениями) и т.д.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Фоменко Е.И. Формирование и подготовка кадров на уровне региона // Дискуссия. - 2024. - Вып. 126. - С. 205-212.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственное управление, занятость, трудоустройство выпускников, молодые специалисты.

ДИСКУССИЯ №5 (126) МАЙ 2024

public economics 205

DOI 10.46320/2077-7639-2024-5-126-205-212

Formation and training of staff at the regional level

Fomenko E.I.

The article considers a topical issue related to the employment of graduates and their attitude to work and career growth. The article presents the features of the formation and training of personnel at the regional level in terms of the need to effectively determine the region's needs for specialists in various industries, active cooperation with representatives of various organizations, enterprises, institutions and the development of educational infrastructure, as well as support for young specialists for their professional development, including continuous education and awareness on the part of government bodies. A visual representation of the quantitative indicators of the distribution of graduates of 2020-2022 who graduated from higher education institutions, according to the connection of work with the acquired profession (specialty) in 2023, as well as the employment indicators of graduates of the master's degree programs of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Donetsk Academy of Management and Public Administration» for 2023 and 2024 made it possible to confirm the need for mandatory employment of graduates. The proposed recommendations are aimed at forming a guaranteed first job in order to solve such problems as informal (shadow) employment; lack of work experience among graduates; weak connection between the labor market and educational organizations (institutions), etc.

FOR CITATION APA

Fomenko E.I. Formation and training of staff at the regional level. Diskussiya [Discussion], 126, 205-212.

KEYWORDS

Public administration, employment, graduate employment, young professionals.

В настоящее время на территории Донецкой Народной Республики остро наблюдается нехватка кадров во многих отраслях и сферах деятельности. Данная проблема, в первую очередь, объясняется наличием военно-политического конфликта и проведением специальной военной операции. На основании этого многие высококвалифицированные специалисты были вынуждены изменить род деятельности либо сменить место жительства, что повлияло на рост внутренней миграции. Другим объяснением нехватки кадров является отсутствие полноценного восполнения недостатка специалистов за счет молодежи. Проводя анализ теории поколений, можно с уверенностью отме-

тить, что современная молодежь, а в дальнейшем -молодые специалисты, относятся к поколению домоседов, так называемых Хоумлендеров ^ или Альфа). Характеристика этого поколения позволила определить их особенности в моти-вационно-ценностной сфере, а именно наличие желания обладать «всем и сейчас». Молодые люди, рожденные с 2004 года, в настоящее время уже ориентированы в большей степени на высокооплачиваемую работу, чем на профессиональное обучение и постепенный карьерный рост. Выбор профессии абитуриентов данного поколения базируется, как правило, на мнении и жизненном опыте родителей, а не на желании самих аби-

туриентов, что при последующем взрослении влечет за собой отказ от выбранного направления подготовки или от дальнейшего трудоустройства по специальности. Таким образом, выпускники образовательных учреждений высшего образования не ориентированы на трудоустройство в государственные учреждения и организации на должности рядовых специалистов. Следовательно, выделение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам бакалавриата или магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального (регионального) бюджета не в полной мере покрывает необходимость в молодых специалистах. На основании изложенного целесообразно выделить следующую проблему, а именно обязательное трудоустройство выпускников после окончания обучения.

Анализ опубликованных ресурсов показал, что существует довольно большое количество работ, касающихся вопросов формирования и подготовки кадров. Теоретические

и практические аспекты были отражены в научных трудах М. В. Гавриловой, Н. В. Даниловой, Н. П. Зыряевой [1], И. И. Саенко [2].

Сегодня исследованию проблем трудоустройства выпускников посвящены труды ведущих отечественных ученых, таких как М. А. Дьякова, Н. С. Афанасьев [3], А. З. Нурилова [4] и других.

Несмотря на достаточную разработанность указанной проблематики, остается целый ряд нерешенных вопросов, связанных с формированием и подготовкой кадров на уровне региона, которые были бы адаптированы к современным условиям.

Целью представленного исследования является поиск современных средств и инструментов формирования и подготовки кадров для снижения уровня безработицы на уровне региона.

В современном мире к ключевым элементам успешного и динамичного развития региона следует отнести формирование и подготовку кадров (рисунок 1).

Рисунок 1. Особенности формирования и подготовки кадров на уровне региона Источник: составлено автором по материалам: [5].

Таким образом, представленные особенности формирования и подготовки кадров, реализованные в полной мере, будут способствовать социально-экономическому росту в регионе.

Однако анализируя показатели трудоустройства выпускников 2020-2022 гг., окончивших образовательные организации высшего образования, по связи работы с полученной профессией (специальностью) в 2023 г., можно сказать, что 23,8 % выпускников не связывают фактическую трудовую деятельность с полученным образованием (таблица 1). Причиной этого могут быть условия быстро меняющейся региональной экономики, а именно:

— работодатели стремятся максимально быстро ликвидировать потребность в кадрах, что может привести к найму некомпетентных специалистов;

— за время обучения в образовательных организациях высшего образования спрос на рынке

труда или престижность тех или иных направлений подготовки может измениться.

Согласно таблице 1, в большей степени выпускники таких специальностей, как политические науки и религиоведение, химия, науки о Земле и технологии легкой промышленности не работают в дальнейшем по выбранной специальности. При этом к наиболее высокому проценту соответствия можно отнести компьютерные и информационные науки, клиническую и профилактическую медицину и науки о здоровье.

Однако необходимо отметить, что показатели контрольных цифр приема напрямую связаны с социально-экономическим положением в регионе, а также с прогнозированием потребностей экономики в квалифицированных кадрах. Основываясь на этом положении, к моменту окончания обучения в образовательной организации высшего образования численность выпускников

Таблица 1

Распределение выпускников 2020-2022 гг., окончивших образовательные организации высшего образования, по связи работы с полученной профессией (специальностью) в 2023 г.

Всего, тыс. человек в том числе по связи работы с полученной профессией В процентах

связана не связана связана не связана

Высшее образование 1 660,1 1 265,1 395,0 76,2 23,8

Математика и механика 17,5 13,2 4,2 75,8 24,2

Компьютерные и информационные науки 10,7 10,1 0,6 94,5 5,5

Физика и астрономия 3,9 3,2 0,7 81,6 18,4

Химия 4,2 2,4 1,8 57,4 42,6

Науки о Земле 18,0 10,5 7,5 58,4 41,6

Биологические науки 7,3 5,5 1,7 76,4 23,6

Архитектура 25,2 19,3 5,9 76,7 23,3

Техника и технологии строительства 41,8 31,2 10,6 74,6 25,4

Информатика и вычислительная техника 106,6 88,5 18,1 83,0 17,0

Информационная безопасность 21,5 18,6 2,9 86,4 13,6

Электроника, радиотехника и системы связи 16,2 12,7 3,5 78,2 21,8

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 6,1 4,1 2,0 67,7 32,3

Электро- и теплоэнергетика 40,5 27,9 12,6 68,9 31,1

Машиностроение 47,9 33,8 14,1 70,6 29,4

Физико-технические науки и технологии 2,7 2,6 0,1 96,3 3,7

Химические технологии 12,2 8,7 3,4 71,9 28,1

Промышленная экология и биотехнологии 13,0 8,8 4,3 67,2 32,8

Техносферная безопасность и природообустройство 10,2 7,8 2,5 75,9 24,1

Окончание табл. 1

Всего, тыс. человек в том числе по связи работы с полученной профессией В процентах

связана не связана связана не связана

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 42,4 30,1 12,4 70,9 29,1

Технологии материалов 7,2 5,2 2,0 72,2 27,8

Техника и технологии наземного транспорта 25,1 17,2 7,9 68,7 31,3

Авиационная и ракетно-космическая техника 7,8 5,3 2,5 68,2 31,8

Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 3,0 2,5 0,6 81,5 18,5

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 5,3 3,6 1,7 67,9 32,1

Управление в технических системах 8,3 4,9 3,4 58,9 41,1

Нанотехнологии и наноматериалы 1,8 1,4 0,4 79,7 20,3

Технологии легкой промышленности 5,4 3,1 2,3 57,4 42,6

Фундаментальная медицина 2,0 1,7 0,2 88,8 11,2

Клиническая медицина 68,3 65,0 3,3 95,2 4,8

Науки о здоровье и профилактическая медицина 5,9 5,6 0,3 94,8 5,2

Фармация 10,1 9,5 0,6 93,6 6,4

Сестринское дело 7,0 6,0 1,0 85,6 14,4

Ветеринария 9,7 8,1 1,6 83,8 16,2

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 28,2 16,7 11,6 59,0 41,0

Ветеринария и зоотехния 10,7 9,1 1,6 84,8 15,2

Психологические науки 31,6 22,8 8,7 72,4 27,6

Экономика и управление 402,5 287,3 115,2 71,4 28,6

Социология и социальная работа 16,7 10,5 6,2 62,8 37,2

Юриспруденция 195,1 144,9 50,1 74,3 25,7

Политические науки и регионоведение 4,2 1,7 2,5 39,9 60,1

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 25,3 20,1 5,2 79,6 20,4

Сервис и туризм 27,8 20,5 7,3 73,6 26,4

Образование и педагогические науки 165,2 141,4 23,8 85,6 14,4

Языкознание и литературоведение 27,7 20,5 7,2 73,9 26,1

История и археология 9,7 8,0 1,7 82,0 18,0

Философия, этика и религиоведение 2,3 1,5 0,9 63,2 36,8

Физическая культура и спорт 28,0 22,5 5,5 80,3 19,7

Искусствознание 1,5 1,5 0,1 93,7 6,3

Культуроведение и социокультурные проекты 14,0 10,8 3,1 77,5 22,5

Сценические искусства и литературное творчество 12,7 11,9 0,9 93,2 6,8

Музыкальное искусство 10,0 9,2 0,8 92,3 7,7

Изобразительное и прикладные виды искусств 19,7 15,4 4,3 78,1 21,9

Военное управление 6,3 5,8 0,5 91,6 8,4

Источник: [6, с. 90].

Рисунок 2. Показатели трудоустройства выпускников ОП магистратуры после окончания обучения

в 2022/2023 учебном году

Источник: составлено автором по данным: Центра трудоустройства и практической подготовки ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы» по состоянию на 01.07.2023 г.

Показатели трудоустройства выпускников очной формы обучения 2023/2024 учебного года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8о 70 6о

50 40 ЗО

71

48

29 ЗО

3 5 28

19 24 1 17

13 8 6 |50 1:1° иг 9 9 15 1 13 '4 6 1 7, 6 1

.1 1 ■_ ||1 1 1 ■. ||

/ / / / У ^

ч*

л

сГ

■ Всего ■Трудоустроеныпо специальности

■ Трудоустроены не по специальности Нетрудоустроены Продолжают общение

Рисунок 3. Показатели трудоустройства выпускников ОП магистратуры после окончания обучения

в 2023/2024 учебном году

Источник: составлено автором по данным: Центра трудоустройства и практической подготовки ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы» по состоянию на 01.07.2024 г.

должна максимально соответствовать потребности предприятий и организаций.

Что касается непосредственно регионального показателя Донецкой Народной Республики, анализ трудоустройства выпускников по окончанию обучения представлен на примере ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы». Показатели за 2022/2023 и 2023/2024 учебный год по образовательным программам магистратуры представлены на рисунке 2 и 3.

Таким образом, данные представленных рисунков свидетельствуют о необходимости всесторонней помощи выпускникам с целью их последующего трудоустройства. Одним из таких решений может послужить предложение об обязательном трудоустройстве выпускников в том регионе, в котором проходило обучение.

Такой механизм можно представить следующим образом:

Первый этап - закрепление практикантов за конкретными местами преддипломных практик, в соответствии с ранее поданными заявками от работодателей с целью выполнения учебного плана и получения практического опыта. Данный этап включает в себя:

— формирование перечня полученных заявок от потенциальных работодателей, имеющих вакантные места. Для данного этапа характерна работа сотрудников центров карьеры в образовательных организациях, которая состоит в сборе всех необходимых документов и их распространении (перечень направлений подготовки/квалификаций, количество выпускников, форма заявки);

— сбор информации по обучающимся. Данный этап подразумевает работу деканатов, в рамках которого происходит формирование сведений обучающихся, в частности, личные данные (ФИО, место жительства, семейное положение), результаты успеваемости, данные о научно-исследовательской работе, тем магистерских диссертаций и т.д.;

— предварительное распределение выпускников кафедрами. На основании вышеуказан-

ных сведений выпускающие кафедры (во главе с заведующим кафедрой) могут предварительно рекомендовать конкретных обучающихся своей кафедры на места практики.

Второй этап - направление обучающихся на преддипломную практику, что позволит им ознакомиться со спецификой выбранной профессии, подготовить достойную выпускную квалификационную работу и получить справку о внедрении от предприятия/организации, а потенциальному работодателю - предварительно оценить уровень знаний практиканта (будущего сотрудника) и его человеческие качества.

Третий этап - распределение выпускников после получения диплома о высшем образовании. То есть после получения квалификации магистра выпускник официально направляется на свое первое рабочее место. Для данного этапа работы характерна работа специализированной комиссии, при работе которой происходит сбор полученных писем-ходатайств (заказов) от потенциальных работодателей, согласно которым далее может быть проведено окончательное распределение. Если работодатель по каким-либо причинам отказывается принять на работу выпускника, который проходил на их предприятии/организации практику, по распределению на конкурсной основе направляется другой выпускник, при этом отказ принять на работу выпускника должен быть обоснован [7, с. 151-152].

Таким образом, реализация данного механизма позволит решить проблемы, связанные с низким уровнем трудоустройства выпускников, тем самым повысит уровень занятости в регионе и урегулирует вопросы, связанные с нехваткой кадров. Сотрудничество с работодателями и развитие системы образования поможет создать благоприятные условия для формирования кадрового потенциала региона. В целом эффективное формирование и подготовка кадров на уровне региона являются важными задачами, решение которых способствуют устойчивому развитию и социально-экономическому росту.

Список литературы

1. Гаврилова М. В. Формирование, подготовка и развитие кадров государственного управления на региональном уровне / М. В. Гаврилова, Н. В. Данилова, Н. П. Зыряева // Вестник РУК. - 2019. - № 3 (37). - С. 31-41.

2. Саенко И. И. Подготовка, формирование и развитие кадров управления в период цифровизации / И. И. Саенко, М. А. Григорян, Е. Г. Курдакова // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 4 (10). - С. 103-105.

3. Дьякова М. А. Необходимость реализации программ содействия в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников-инвалидов в системе высшего образования / М. А. Дьякова, Н. С. Афанасьев // Ученые заметки ТОГУ. -2020. - Т. 11, № 4. - С. 208-214.

4. Нурилова А. З. Трудоустройство молодого выпускника: проблема и тенденции / А. З. Нурилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2024. -№1. - С. 41-44.

5. Перминова О. М. Региональные особенности профессиональной подготовки кадров / О. М. Перминова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 6 (34). -С. 32-36.

6. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). - 2024. -Стат.сб. / Росстат. - M., 2024. - 152 с.

7. Фоменко Е. И. Механизмы формирования и реализации госу-

References

1. Gavrilova M. V. Formation, training and development of public administration personnel at the regional level / M. V. Gavrilova, N. V. Danilova, N. P. Zyryaeva // Bulletin of the RUK. - 2019. -No. 3 (37). - Рр. 31-41.

2. Saenko I. I. Training, formation and development of management personnel in the period of digitalization / I. I. Saenko, M. A. Grigoryan, E. G. Kurdakova // Business Bulletin of the entrepreneur. - 2022. - No. 4 (10). - Рр. 103-105.

3. Dyakova M. A. The need to implement programs to assist in employment and postgraduate support for disabled graduates in the higher education system / M. A. Dyakova, N. S. Afanasyev // Scientific notes of TNU. - 2020. - Vol. 11, No. 4. - Рр. 208-214.

4. Nurilova A. Z. Employment of a young graduate: problem and trends / A. Z. Nurilova // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2024. - No. 1. - Рр. 41-44.

Информация об авторе

Фоменко Е.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры теории управления и государственного администрирования ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы» (г. Донецк, Российская Федерация).

© Фоменко Е.И., 2024.

дарственной социальной политики: специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям сферы деятельности, в т.ч.: менеджмент): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Фоменко Евгения Игоревна; ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики». - Донецк, 2021. - 275 с.

5. Perminova O. M. Regional features of professional training of personnel / O. M. Perminova // Problems of Economics and Management. - 2014. - No. 6 (34). - Pp. 32-36.

6. Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force). - 2024. -Stat.sb. / Rosstat. - M., 2024. - 152 p.

7. Fomenko E. I. Mechanisms for the formation and implementation of state social policy: specialty 08.00.05 - Economics and management of the national economy (by branches of the sphere of activity, incl.: management): dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Fomenko Evgeniya Igorevna; State Educational Institution of Higher Professional Education "Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the Donetsk People's Republic". - Donetsk, 2021. -275 p.

Information about the author

Fomenko E.I., Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Management Theory and Public Administration, FSBEI HE «Donetsk Academy of Management and Public Administration» (Donetsk, Russian Federation).

© Fomenko E.I., 2024.

212

ЭКОНОМИКА ОБщЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

DISCUSSION №5 ( 126) MAY 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.