Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ADVANTAGE / TRADE ENTERPRISE / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лымарь В.И.

В статье рассматриваются проблемы формирования и проведения оценки конкурентных преимуществ торговых предприятий. В работе определены источники формирования внешних и внутренних конкурентных преимуществ, а также этапы проведения их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND ASSESSMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF TRADE ENTERPRISES

In article problems of formation and evaluating competitive advantages of trade enterprises are considered. In work sources of formation of external and internal competitive advantages and also stages of carrying out their assessment are defined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 338

Лымарь В.И.

Институт сферы обслуживания и предпринимательства

Российская федерация, г. Шахты ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования и проведения оценки конкурентных преимуществ торговых предприятий. В работе определены источники формирования внешних и внутренних конкурентных преимуществ, а также этапы проведения их оценки.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, торговое предприятие, конкурентоспособность.

Lymar V.I.

Institute of services industry and business Russian Federation, Shakhty FORMATION AND ASSESSMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF TRADE ENTERPRISES

Summary: In article problems of formation and evaluating competitive advantages of trade enterprises are considered. In work sources of formation of external and internal competitive advantages and also stages of carrying out their assessment are defined.

Keywords: competitive advantage, trade enterprise, competitiveness.

В современных рыночных условиях достижение успеха в торговой деятельности возможно только за счет осуществления мероприятий, направленных на оценку перспектив и возможностей торгового предприятия, анализ целевых рынков, изучение конкурентов и собственного положения на рынке.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой

характеристику, которая выражает степень его отличия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [3].

Уровень конкурентоспособности торгового предприятия определяется степенью удовлетворенности покупателя, его готовностью совершить повторную покупку, отсутствием претензий со стороны партнеров и общества, наличием устойчивых конкурентных преимуществ.

Под конкурентными преимуществами торгового предприятия будем понимать его отличительные особенности, которые позволяют одержать верх над другими субъектами рынка в определенный момент времени. Конкурентные преимущества торгового предприятия можно разделить на внешние и внутренние. С помощью внешних конкурентных преимуществ торговое предприятие осуществляет собственное позиционирование на рынке. Внутренние преимущества направлены на осуществление процесса продажи непосредственно внутри торгового помещения.

Внешние известность торгового предприятия

конкурентные

преимущества

позиционирование предприятия

доля рынка

широта дистрибьюторской сети

дифференциация товаров

качество товаров

Внутренние опыт руководящих сотрудников

конкурентные

преимущества -

величина издержек

мерчандайзинг

квалификация кадров

использование передовых технологий

ассортимент товаров

Рис. 1 - Внешние и внутренние конкурентные преимущества торгового

предприятия [2]

Конкурентное преимущество торгового предприятия не всегда очевидно. В практической деятельности отличия предприятия от конкурентов, которые выбираются для оценки конкурентоспособности, как правило, субъективны и зависят от того, что для руководства является важным, конкуренты, клиенты или внутренние факторы. При формировании устойчивых конкурентных преимуществ торгового предприятия возможны следующие варианты:

- сосредоточение на конкурентах - проведение сравнения предприятия торговли с основными ближайшими конкурентами;

- ориентация на покупателей и на удовлетворение их потребностей -сбор мнений клиентов о предприятии и его ближайших конкурентах;

- оценка рыночной перспективы - учет мнений покупателей и информации о конкурентах [1].

Чтобы один из факторов был не просто конкурентным, а определяющим, он должен иметь ключевую роль в процессе удовлетворения потребностей и одновременно базироваться на уникальности бизнеса фирмы. При этом важное значение имеют уникальность товара и его качество [1].

Конкурентные преимущества торгового предприятия должны обладать следующими свойствами:

значимость - заметное выделение среди конкурентов; видимость - доступность и понятность для покупателей; устойчивость - сохранение в условиях изменения среды; уникальность - невозможность повторения конкурентами;

- прибыльность - возможность предприятия получать прибыль и

эффективно функционировать на рынке.

Проведение оценки конкурентных преимуществ торгового предприятия осуществляется в следующей последовательности:

- определение уровня ресурсного потенциала предприятия;

- расчет показателей эффективности деятельности;

- анализ рынка и основных конкурентов;

- построение конкурентной карты рынка и определение конкурентной позиции предприятия;

- оценка внешних и внутренних конкурентных преимуществ предприятия;

- определение дальнейших направлений развития предприятия. Таким образом, процесс формирования конкурентных преимуществ

предприятий торговли направлен на удовлетворение потребностей покупателей, получение максимально возможной прибыли и сохранение прочных рыночных позиций [4].

Использованные источники:

1. Ваценко И. С. Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 553-556. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/90/18683/ (дата обращения: 05.06.2018).

2. Габидуллина Л.Х. Конкурентные преимущества продовольственных торговых предприятий на региональных товарных рынках// Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - №3. - С. 87-90. - Режим доступа: http://apel.ieml.ru/storage/archive_articles/8953.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

3. Емельяненко И. С. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 72-75. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3528/ (дата обращения: 05.06.2018).

4. Алехина Е.С., Баклакова В.В., Бирюков А.Н., Буряков С.А., Вилисова М.Л., Воронина Е.В., Гладкова Е.П., Глущенко О.И., Горностаева Ж.В., Дуванская Е.В., Крыгина А.М., Крыгина Н.М., Кушнарева И.В., Литягина Е.В., Панасенко С.В., Пахомова А.И., Сафонов А.А., Свинарева Ю.А., Сорокина Ю.В., Фисенко Ю.И. и др. (Монография) Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов). - Воронеж-Москва, 2016. Том Книга 41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.