Научная статья на тему 'Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов'

Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / МЕТОД КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / METHOD OF CONTEXTUAL TRAINING / СПЕКТР МОТИВОВ / SPECTRUM OF MOTIVES / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ACADEMIC PROGRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилосян Н.А., Черепанова Т.В.

Первоочередной педагогической проблемой является переход к технологиям, обеспечивающим повышение мотивации эффективной учебной деятельности в вузе через обучение, соединяющее теоретические знания с потребностями практики. Задачи исследования: оценить динамику изменения мотивации учения в процессе обучения в вузе; определить сущность мотивации, надежно обеспечивающей повышение успеваемости обучающихся субъектов; выяснить значимость метода контекстного обучения в целях повышения мотивации эффективности учебной деятельности. Методы исследования: опрос, естественный педагогический эксперимент, метод поперечных срезов. Контингент исследования: студенты 1-3 курсов СГУТиКД. Обращение к методу контекстного обучения способствует развитию чувства «могу» у студентов и его трансформации с одного предмета на другие. В итоге акцент ответственности за обучение смещается с преподавателя на самих студентов, что и делает возможной активацию устойчивой мотивации учения, естественно опосредующей повышение академической успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилосян Н.А., Черепанова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING STUDENTS EDUCATIONAL ACTIVITY AND PECULIARITIES OF ITS MOTIVATION

Transition to technologies providing the increase of motivation of effective educational activity in higher educational institutions through training, connecting theoretical knowledge with practical needs has been the prime pedagogical problem. Research issues connected with this problem are: to estimate dynamics of changing motivation in the period of studying at a higher educational institution, to define the essence of the motivation which reliably provides the increase of the progress of persons being trained, to find out the importance of a method of contextual training aimed at the increase of motivation of the efficiency of educational activity. Methods of the research done are: interrogation, natural pedagogical experiment, crosssection cuts method. Students of the 1st-3rd rates of SSUT and RA were the object of the investigation. The reference to the method of contextual training promotes the development in students their feeling "I can" and its transformation from one subject to another. As a result, the accent of the responsibility for training is displaced from the teacher to students. This method makes it possible to stimulate steady motivation of the educational process being naturally one of the main reasons of increased academic progress.

Текст научной работы на тему «Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов»

ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Кандидат биологических наук, доцент Н. А. Пилосян, ст. преподаватель Т. В. Черепанова

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, г. Сочи

Первоочередной педагогической проблемой является переход к технологиям, обеспечивающим повышение мотивации эффективной учебной деятельности в вузе через обучение, соединяющее теоретические знания с потребностями практики. задачи исследования: оценить динамику изменения мотивации учения в процессе обучения в вузе; определить сущность мотивации, надежно обеспечивающей повышение успеваемости обучающихся субъектов; выяснить значимость метода контекстного обучения в целях повышения мотивации эффективности учебной деятельности.

Методы исследования: опрос, естественный педагогический эксперимент, метод поперечных срезов. Контингент исследования: студенты 1-3 курсов СГУТиКД. Обращение к методу контекстного обучения способствует развитию чувства «могу» у студентов и его трансформации с одного предмета на другие. в итоге акцент ответственности за обучение смещается с преподавателя на самих студентов, что и делает возможной активацию устойчивой мотивации учения, естественно опосредующей повышение академической успеваемости.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, метод контекстного обучения, спектр мотивов, академическая успеваемость.

Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются преподаватели высших учебных заведений, работая с достаточно зрелыми личностями, является проблема мотивации учебной деятельности. Только зная, что движет человеком, какие базовые мотивы лежат в основе его действий и как изменяются эти детерминанты в процессе деятельности, можно разрабатывать эффективные системы форм и методов управления деятельностью, в том числе и учебной [2, 5].

Нужны меры, затрагивающие фундаментализацию образования [3]. В силу этого первоочередной педагогической проблемой является переход к технологиям, обеспечивающим повышение мотивации эффективной учебной деятельности через обучение, соединяющее теоретические знания с потребностями практики. Основываясь на результатах, полученных А. А. Вербицким [1], можно предположить, что в разрешении такой многоплановой проблемы, каковой является проблема мотивации учения взрослой аудитории, перспективными могут стать педагогические технологии контекстного обучения, моделирующие предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Изучению этих вопросов и посвящены наши исследования.

Задачи исследования:

1) оценить динамику изменения мотивации учения в процессе обучения в вузе;

2) определить сущность мотивации, надежно обеспечивающей повышение успеваемости обучающихся субъектов;

3) выяснить значимость метода контекстного обучения (МКО) в целях повышения мотивации эффективности учебной деятельности.

Эксперимент основывался на положении из теории мотивации о том, что мотивы учебной деятельности проявляются в ее результате («успеваемости») и что с изменением характера мотива меняется и продукт деятельности (Е. К. Ильин, 2000). Поэтому задача собственно организации эксперимента состояла в создании таких условий, которые позволили бы поставить в прямое и однозначное соотношение мотивы учебной деятельности с ее продуктом. При решении такого рода задач предпочтение отдается квазиэкспериментальным методам [8].

К числу таких методов относится естественный независимый эксперимент. Он исключает прямое вмешательство исследователя и проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными группами, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

Согласно гипотезе эксперимента, педагогическое исследование включало опрос, ориентированный на изучение мотивации учебной деятельности, и контроль успеваемости. В качестве инструмента познания использовался разработанный О. А. Чаденковой [6] тестовый опросник, акцентирующий внимание на пяти мотивах учебной деятельности: достижения (МД), переживания (МП), общения (МО), волевом (ВМ) и познавательном (ПМ). На основе данного опросника была скомпонована короткая версия, предназначенная для массовых обследований. Из списка вопросов опросника были выбраны те, которые получили наиболее оптимальные показатели распределения ответов. Проверка связей полной и короткой форм опросника обнаружила их достаточную близость: коэффициент корреляции (по Пирсону) полной (50 вопросов) и короткой (25 вопросов) форм опросника составил 0,67 и 0,64. Поэтому в массовых исследованиях использовался короткий вариант опросника. Ответам на предложенные вопросы давалось количественное выражение в виде обобщенных 4-балльных оценок. Для того чтобы выяснить степень выраженности того или иного мотива учения, рассчитывался удельный вес в %. Далее полученные результаты ранжировали, соблюдая общеизвестное правило постановки ранга. Академическая успеваемость (АУ) каждого студента оценивалась по среднему баллу, который рассчитывался с учетом всех сессионных оценок,

полученных субъектом на зачетах и экзаменах в течение учебного года.

С учетом вышеперечисленных условий нами были выполнены исследования на базе СГУТиКД в естественных условиях обучения. Использовался метод поперечных срезов. В первую экспериментальную группу (ЭГ1) вошли 50 студентов и во вторую (ЭГ2) - 20 студентов. Обучение в ЭГ1 организовано в рамках традиционных методик. Отличительным признаком технологии обучения в ЭГ2 явилось применение метода контекстного обучения (МКО) на трех курсах.

При поступлении в вуз студенты ЭГ1 по сравнению с курсантами ЭГ2 имели более высокий средний балл по результатам конкурсных вступительных экзаменов. В процессе последующей учебы у курсантов ЭГ1 достоверно АУ снижается. Если на входе уровень АУ можно отнести к пограничному между оценкой 3,8 и 4,2, то на III курсе - между 2,8 и 3,5 балла. Для индивидов ЭГ2 характерно повышение уровня АУ на I, II и III курсах (сравнение со средним входным баллом). На IV курсе наблюдается альтернативное изменение уровня АУ: повышение в ЭГ1 и снижение в ЭГ2 (сравнение с результатами, зафиксированными на предыдущих курсах). На V курсе в обеих группах, но с более выраженным эффектом в ЭГ2 (сравнение с уровнем успеваемости, зафиксированном на IV курсе), обнаружилось повышение АУ.

Если учесть недостоверность выявленной корреляции (r АУ, МВ < 0,2), то правомерно волевые действия курсантов ЭГ1, обучающихся на первых курсах, интерпретировать как действия, имеющие своей целью не активацию, а наоборот, прекращение учебной деятельности, что, естественно, обусловливает низкую успеваемость. На IV курсе в ЭГ1 и ЭГ2 наблюдаются противоположные тенденции. Так, у большинства обучающихся ЭГ2 (85 %) в структуре их мотивов по удельному весу, как и на предыдущих курсах, первое место занимает МД. Вместе с тем показатель успеваемости обнаруживает снижение. Что же касается уровня успеваемости обучающихся ЭГ1, то здесь выявлен позитивный эффект по сравнению с показателями, зарегистрированными на III курсе.

Для того чтобы решить вопрос о том, как на основании математической статистики определить форму МД, был выполнен корреляционный анализ с использованием шкалы интервалов оценок. Ось оценок разбивалась на 5 интервалов (3; 3,1 - 3,5; 3,6 - 4,0; 4,1 - 4,5; 4,6 - 5,0) и для каждого интервала рассчитывался коэффициент корреляции между выборками уровня АУ и удельного веса МД. В результате такого дифференцированного подхода установлено, что для субъектов, имеющих низкий и средний балл успеваемости (2,8 - 3,4 балла), характерен МД, отличающийся отрицательной связью (гАУ, МД = - 0,42).

Из проанализированного спектра мотивов МД, МП, МО, ВМ и ПМ, выявленная в ходе анализа иерархия, свидетельствует, что в работе со студенческой аудиторией основным мотивом учебной деятельности, опосредующим эффективное обучение, является мотив достижения, который проявляется не в форме избегания неудачи, а в форме достижения успеха. Наибольшей устойчивостью МДУ отличался в ЭГ2, в которых студенты обучались по технологии, сочетающей традиционные методы с контекстным обучением.

При реализации МКО исключаются помехи в процессе обучения, вызванные некой информацией, усвоенной в прошлом [2]. Иными словами, исключается гипотетическая конфликтная ситуация, когда обучающийся индивид, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбирать один из возможных вариантов восприятия предлагаемой ему информации. Наличие такой дилеммы можно интерпретировать как фактор, опосредующий проявление феномена «дефицит внимания» к новому материалу. Поэтому, если она (дилемма как таковая) отсутствует, то, естественно, овладение этим новым материалом в такой ситуации становится менее проблематичным, что находит отражение в повышении уровня АУ.

Более того, организация учебных занятий с использованием МКО, обеспечивая репрографию знаний (свертывание информации, подача ее в более сжатом виде) и изложение специальных дисциплин в фундаментальном контексте, способствует в целом усилению связей теории с практикой, а у индивида - трансформации его «могу» с одного предмета на другие. Это приводит не к отдельным удачам, а к повышению успеваемости по многим дисциплинами, о чем свидетельствуют результаты анализа АУ студентов ЭГ2. Это происходит потому, что целевые ориентиры используемого МКО не расходятся, а подкрепляются личностными ценностями обучающегося индивидуума. Именно в этом случае, как подчеркивает Т. Д. Дубовиц-кая [3], овладение изучаемым материалом приобретает смысл, выражающийся в переживании значимости содержания нового знания, что, в свою очередь, позитивно влияет на успешность обучения.

выводы.

1. В процессе обучения студентов при всем разнообразии структурных подходов к формированию мотивации учения их смысловая доминанта должна быть ориентирована на мотив достижения успеха.

2. Обучающиеся индивиды с низким уровнем потребности достижения успеха отличаются низкой академической успеваемостью.

3. Длительно поддерживаемый мотив достижения успеха в работе со студенческой аудиторией проявляется таким образом, что после неудачи обучающийся индивид склонен проявить большую активность (добавить активность), чтобы повысить академическую успеваемость.

4. Создание ситуации успеха на основе использования в педагогической практике метода контекстного обучения (МКО), а также нарушение этого условия, приводящего к ситуации избегания неудач, - говорит о надежных перспективах и целесообразности применения МКО в процессе обучения взрослого контингента.

5. Обращение к методу контекстного обучения способствует развитию чувства «могу» у студентов и его трансформации с одного предмета на другие. В итоге акцент ответственности за обучение смещается с преподавателя на самих студентов, что и делает возможной активацию устойчивой мотивации учения, естественно опосредующей повышение академической успеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 167 с.

№3 • 2008

49

2. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых [Текст] / М. Т. Громкова. - М.: Интел. Тех,1995. - 264 с.

3. Дубовицкая Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - С. 103-108.

4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В. А. Иванников. - М.: Высшая школа, 1991. - 397 с.

5. Ильин Е. К. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. К. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 157 с.

6. Чаденкова О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2003. - 187 с

7. Корнилова Т. В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии [Текст] / Т. В. Корнилова . - СПб.: Питер, 2004. - 481 с.

ORGANIZING STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY AND PECULIARITIES OF ITS MOTIVATION

N. Pilosyan, Candidate of Biology, Associate Professor, T. Cherepanova, Senior Teacher, Sochi State University of Tourism and Resort Activity, Sochi

Transition to technologies providing the increase of motivation of effective educational activity in higher educational institutions through training, connecting theoretical knowledge with practical needs has been the prime pedagogical problem. Research issues connected with this problem are: to estimate dynamics of changing motivation in the period of studying at a higher educational institution, to define the essence of the motivation which reliably provides the increase of the progress of persons being trained, to find out the importance of a method of contextual training aimed at the increase of motivation of the efficiency of educational activity. Methods of the research done are: interrogation, natural pedagogical experiment, cross-

section cuts method. Students of the 1st-3rd rates of SSUT and RA were the object of the investigation. The reference to the method of contextual training promotes the development in students their feeling "I can" and its transformation from one subject to another. As a result, the accent of the responsibility for training is displaced from the teacher to students. This method makes it possible to stimulate steady motivation of the educational process being naturally one of the main reasons of increased academic progress.

Key words: motivation of educational activity, method of contextual training, spectrum of motives, academic progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.